Доверенность от ликвидатора

СПРАВОЧНИК АДВОКАТА

Ликвидация ООО: способы, образец протокола, образец решения, доверенность на ликвидацию

Ликвидировать организацию можно официально — самостоятельно либо с использованием услуг профессиональных юристов, — или при помощи какого-либо альтернативного способа. К таковым относят банкротство, слияние, присоединение и смену участников Общества. Чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант приходится просчитывать как финансовые и временные издержки, так и, собственно, саму возможность успешного проведения процедуры ликвидации выбранным способом. Отметим, что всё это касается добровольной ликвидации ООО, ОАО или ЗАО.

Решение о ликвидации ООО

Все этапы, которые придется пройти при ликвидации юридического лица, прописаны в Гражданском кодексе РФ. Начинается она с оформления решения о ликвидации ООО. Исходя из того, сколько учредителей имеет Общество, документ может являться:

  • решением одного учредителя (участника) о ликвидации ООО (скачать образец )
  • решением учредителей (участников) о ликвидации ООО (скачать образец )
  • После принятия решения о добровольной ликвидации компании назначается ликвидационная комиссия, проводится выездная налоговая проверка, составляется ликвидационный баланс и т.д.

    Протокол о ликвидации ООО

    Как вариант, в регистрирующие органы учредители предоставляют протокол решения о ликвидации Общества, подписанный руководителем организации. Образец протокола собрания учредителей о ликвидации ООО также можно скачать на нашем сайте. Дальнейшая процедура схожа: приглашение ликвидационной комиссии, расчеты по существующим долгам, ликвидационный баланс и т.д.

    Доверенность на ведение дел по ликвидации предприятия

    Образец. Доверенность на ведение дел по ликвидации предприятия

    ДОВЕРЕННОСТЬ

    г. ________________ _____________ 200_ г.

    Я, Председатель ликвидационной комиссии _____________________,

    (наименование организации)

    действующий на основании ________________________________________,

    выдан ____________________________________ ___________ ___ года,

    (кем)

    проживающего по адресу:____________________, представлять интересы

    ______________________________________________________ в Инспекции

    (полное наименование организации)

    Федеральной налоговой службы, во всех банковских учреждениях,

    Пенсионном фонде РФ и других государственных органах, а также

    во всех иных организациях при ликвидации _________________________

    _____________________________________, для чего наделяю его правом

    (полное наименование организации)

    подавать и получать справки, протоколы, запросы и иные документы в

    любых государственных и иных органах, учреждениях, организациях,

    совершать действия по уничтожению печати, подписывать необходимые

    Re: При назначении ликвидатора нужно ли заверять новую доверенность

    Ликвидатором может быть назначено любое лицо.К ликвидатору, с момента его назначения, переходят полномочия единоличного исполнительного органа:он имеет право действовать от имени общества без доверенности.

    Законом установлен единый порядок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО), который состоит из нескольких этапов:

    1. Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. В соответствии со ст. 92 ГК РФ общество может быть ликвидировано по единогласному решению его участников. Решение общего собрания участников общества о его добровольной ликвидации принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа (директора) или участника общества (ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью (далее — Закон N 14-ФЗ)). Если в ООО только один участник, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников ООО, принимаются им единолично и оформляются письменно (ст. 39 Закона N 14-ФЗ). Соответствующее решение должно быть документально оформлено.

    Одновременно с принятием решения может быть назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор). В ее состав могут входить любые лица, равно как и ликвидатором может быть назначено любое лицо, в том числе не являющееся участником или работником общества.

    С момента назначения ликвидатора полномочия единоличного исполнительного органа общества прекращаются в силу закона (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.04.2004 N А74-2961/03-К1-Ф02-941/04-С2). К ликвидатору же переходят все полномочия по управлению делами организации, в том числе выступление в суде от имени юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК, ч. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Таким образом, именно ликвидатор общества является лицом, которое вправе без доверенности действовать от имени ликвидируемого ООО.

    2. Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — Закон N 129-ФЗ) орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется ФНС России (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, абзац 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).

    Для этого в регистрирующий орган представляется уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). Требования к оформлению указанного уведомления содержатся в разделе IX Приложения N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@ (далее — Требования). Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем в этом случае выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. г п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

    Отметим, что в настоящее время пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому ликвидируемому налогоплательщику требовалось дополнительно сообщать о ликвидации в налоговый орган по своему месту нахождения, утратил силу. Поэтому обществу достаточно подать в регистрирующий орган упомянутое ранее уведомление.

    Также о начале процедуры ликвидации в трехдневный срок необходимо уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

    3. Одной из основных обязанностей ликвидатора является публикация сведений о ликвидации в Вестнике государственной регистрации (смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). В объявлении нужно сообщить не только о самом факте закрытия организации, но и о сроке, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования. При этом стоит помнить, что заявленный срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации (п. 1 ст. 63 ГК).

    4. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит инвентаризацию имущества и обязательств ООО. При этом она принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ). В ПФР и ФСС подается расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (ч. 15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

    5. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием наименования промежуточный ликвидационный баланс (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).

    Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в пункте 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований).

    6. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ.

    Обращаем внимание, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется ст. 49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяет в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ.

    Если денежных средств, имеющихся у ООО, недостаточно для погашения всех обязательств, производится реализация его имущества с публичных торгов (п. 3 ст. 63 ГК РФ). Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно, как указано в п. 4 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве).

    Расчет с кредиторами производится в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ. Причем расчеты с кредиторами первой и второй очередей могут начинаться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а с кредиторами третьей и четвертой очереди — по истечении месяца с момента его утверждения (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Требования каждой последующей очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Исключение составляют те лица, обязательства ООО перед которыми обеспечены залогом — они погашаются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами. Если же средств не хватает, подобные долги погашаются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

    7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками ООО (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс (по причине отсутствия унифицированной формы) может быть также составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса с указанием наименования ликвидационный баланс (письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). Также ООО представляет отчетность в ПФР (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, далее — Закон N 27-ФЗ).

    8. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между его участниками в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества (ч. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).

    9. После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:

    — заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем, подлинность подписи которого удостоверяется нотариально

    — ликвидационный баланс

    — документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.)

    — документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (представление данного документа не обязательно в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

    После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация считается завершенной, а общество — прекратившим свое существование.

    Помимо перечисленных обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством, общество обязано сообщить о ликвидации и предстоящем в связи с этим увольнением работников в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации). Работники организации предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая ст. 180 Трудового кодекса РФ).

    Предельный срок добровольной ликвидации юридического лица законодательством не установлен.

    Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ (также смотрите Порядок организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, утвержденный приказом ФНС от 16.11.2005 N САЭ-3-09/591@).

    Принимаем решение

    В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации нужно представить в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица Уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001. К нему прилагается решение о ликвидации.

    Кроме того, Уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 представляется в связи с формированием ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), а также в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.

    Документы на ликвидацию можно представить в налоговый орган лично заявителю, представителю по нотариально удостоверенной доверенности, направить по почте или через Интернет. В пределах территории Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express.

    После получения Уведомления о ликвидации юридического лица налоговая инспекция выдает (направляет) расписку.

    Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

    Формируем пакет документов

    Ликвидационная комиссия должна подготовить следующий пакет документов:

    При ликвидации юридического лица заявителями могут являться руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий.

    ликвидационный баланс

    (полное фирменное наименование организации. ОГРН, ИНН)

    именуемое далее «Доверитель»,

    в лице ___________________________________________________________________,

    ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии), Фамилия, Имя, Отчество

    действующего на основании _________________________________ доверяет _____________________________________________________

    Фамилия, Имя, Отчество доверенного лица

    Документ удостоверяющий личность ____________________, ____________________

    серия, номер

    кем и когда выдан

    производить все необходимые для опубликования информации Доверителя в журнале «Вестник государственной регистрации» действия.

    Подпись доверенного лица __________________ (___________________)

    подпись доверенного лица Фамилия и инициалы

    Доверенность выдана сроком до «__» ____________ 200__ г.

    Общие положения о ликвидации

    ООО может быть ликвидировано по инициативе собственников добровольно или по инициативе госорганов — принудительно.

    Ликвидация считается добровольной, когда такое решение принято участниками общества самостоятельно. Выступить с инициативой вправе:

    • совет директоров (наблюдательный совет);
    • исполнительный орган;
    • участник общества.

    В принудительном порядке ООО может быть ликвидировано по решению суда.

    В суд с требованием о ликвидации общества вправе обратиться уполномоченный на это законом государственный орган (например, ФНС, прокурор, Банк России) в зависимости от оснований и причин ликвидации.

    Основания для принудительной ликвидации такие:

    • допущение грубых нарушений при создании общества, если эти нарушения не могут быть устранены;
    • запрещённая законом деятельность;
    • осуществление деятельности без требуемого разрешения (лицензии);
    • нарушение в процессе своей деятельности Конституции РФ;
    • совершение обществом грубых нарушений или неоднократные нарушения законодательства;
    • невозможность достижения целей, которые поставлены перед обществом при его создании;
    • в случае если осуществление деятельности общества существенно затрудняется или становится невозможным;
    • другие основания, предусмотренные ГК.

    Если стоимость имущества ООО, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов, такое общество ликвидируется в порядке банкротства.

    Признание ООО несостоятельным осуществляется судом и влечёт его ликвидацию.

    Можно ли провести ликвидацию общества по доверенности?

    Если общество ликвидируется в принудительном или добровольном порядке, то процедуру ликвидации осуществляет ликвидатор (ликвидационная комиссия), назначенный участниками общества на собрании. К ликвидатору переходят полномочия по управлению делами ООО. Он же вправе выступать от имени юрлица в суде. При этом все эти действия ликвидатор осуществляет без доверенности.

    Однако некоторые действия, которые являются обязательными при ликвидации ООО, могут быть осуществлены другим лицом (не ликвидатором) по доверенности.

    Перечень некоторых действий при ликвидации ООО, которые могут быть осуществлены по доверенности
    Уведомление налогового органа о принятом решении и назначении ликвидационной комиссии Участники общества, приняв решение о ликвидации ООО, обязаны не позднее 3 дней представить в налоговый орган уведомление об этом.
    Уведомление может быть представлено по нотариально удостоверенной доверенности. Составляется оно по форме N Р15001.
    Подлинность подписи заявителя на таком уведомлении обязательно должна быть засвидетельствована нотариусом.
    Подача заявления о регистрации ликвидации и сопутствующих документов, квитанции об уплате пошлины и ликвидационного баланса Подготовить пакет документов должна ликвидационная комиссия. А вот представить их в налоговый орган вправе представитель по доверенности. Доверенность должна быть нотариально удостоверена.
    Заявление подаётся по форме № Р16001.
    Получение документов о регистрации ликвидации и снятии с учёта На 6-й день после того, как документы были представлены и приняты налоговым органом, можно обратиться за получением документа о подтверждении регистрации.
    Получить такой документ можно представителю по доверенности.

    Но некоторые действия не могут передаваться по доверенности. Это касается и исключительных полномочий ликвидационной комиссии.

    Составление доверенности

    Доверенность составляется с учётом общих требований к документу. В ней должны быть указаны:

    • название;
    • дата;
    • полные сведения о доверителе и доверенном;
    • перечень передаваемых полномочий;
    • возможность или невозможность передоверия;
    • срок действия доверенности;
    • место для подписи председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) или арбитражного управляющего;
    • оттиск печати.

    образец доверенности

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается на должность акционерами либо участниками юридического лица и является специальным органом управления юридического лица, создаваемым на период его ликвидации, к которому переходят полномочия исполнительных органов общества по управлению делами.

    К полномочиям ликвидационной комиссии (ликвидатора) относится как совершение действий, связанных с осуществлением процедуры ликвидации общества, так и полномочия по управлению делами общества. При этом полномочия исполнительных органов прекращаются.

    Не переходят к ликвидационной комиссии лишь полномочия по принятию решений, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и которые могут приниматься и в период ликвидации.
    Суды в ряде случаев отмечают, что председатель ликвидационной комиссии приобретает те же полномочия, что и руководитель юридического лица

    Президиум ВАС РФ в п. 12 информационного письма от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» указал, что из содержания п. 3 ст. 62, ст. 63 ГК РФ следует, что именно руководитель (председатель) ликвидационной комиссии уполномочен подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в рамках полномочий по управлению делами общества, предоставленных ликвидационной комиссии в соответствии с законом, вправе в период ликвидации действовать от имени общества без доверенности, в том числе:

    • совершать сделки,
    • подавать исковые заявления,
    • выдавать доверенности,
    • подписывать документы, связанные с текущей деятельностью общества.

    Участники ООО приняли решение о добровольной ликвидации и назначили ликвидатора ООО. Прекращаются ли доверенности, выданные единоличным исполнительным органом такого ООО до принятия решения о добровольной ликвидации и назначения ликвидатора?

    Ответ: Принятие участниками ООО решения о добровольной ликвидации ООО и назначение ими ликвидатора автоматически не прекращает доверенности, выданные единоличным исполнительным органом такого ООО до принятия указанного решения и назначения ликвидатора.

    Обоснование: Пунктом 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

    При этом п. 2 названной статьи ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано как по решению его участников, так и по решению суда. Вместе с тем случаи ликвидации организации по решению участников законодательством не ограничены.

    Пунктом 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) определено, что общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества.

    Таким образом, законодательство предусматривает возможность ликвидации ООО по решению его участников (добровольной ликвидации).

    Как следует из содержания п. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

    В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

    Таким образом, с момента принятия решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору, а полномочия генерального директора прекращаются, при этом его увольнение для такого прекращения необязательно.

    По смыслу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

    Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

    В соответствии с п. 1 ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

    Пунктом 1 ст. 188 ГК РФ предусмотрены основания прекращения доверенности, перечень которых является исчерпывающим, и такое основание для прекращения доверенности, как нахождение ООО в стадии ликвидации и/или переход полномочий по управлению ООО к ликвидатору, положениями ГК РФ не предусмотрено.

    Следовательно, доверенности, выданные единоличным исполнительным органом ООО до принятия решения о добровольной ликвидации и назначения ликвидатора, после принятия решения о добровольной ликвидации и назначения ликвидатора автоматически не прекращаются.

    Как указал Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.02.2012 N 18АП-12628/2011, из материалов дела следует, что исковое заявление подписано представителем на основании доверенности, выданной генеральным директором ООО, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности. На момент предъявления иска и рассмотрения его в суде первой инстанции доверенность не была отозвана или оспорена ликвидационной комиссией, в связи с чем довод о том, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку подписано неуполномоченным лицом, отклоняется судом апелляционной инстанции.

    Е. А.Башарин

    Юридическая компания «Юново»

    Справка

    04 мая 2011 г.

    N Ф09-2026/11-С5 Дело N А50-19603/2010

    Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 г.

    Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2011 г.

    Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

    Председательствующего Васильченко Н.С.,

    судей Сирота Е.Г., Черкасской Г.Н.,

    рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» (далее — общество «Жилищная управляющая компания») на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А50-19603/2010 Арбитражного суда Пермского края.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

    В судебном заседании принял участие представитель общества «Жилищная управляющая компания» — Любимов С.Б. (доверенность от 27.04.2011).

    Общество с ограниченной ответственностью «Регионэнергосбыт» (далее — общество «Регионэнергосбыт»); (ИНН: 5904130845, ОГРН: 1055901746889) обратилось в суд с иском к обществу «Жилищная управляющая компания» (ИНН: 5903073143, ОГРН 1065903038090) о взыскании 173 440 руб. 48 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами.

    Определением Арбитражного суда Пермского края от 16.12.2010 (судья Яринский С.А.) исковое заявление оставлено без рассмотрения.

    Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (судьи Шварц Н.Г., Масальская Н.Г., Лихачева А.Н.) определение суда отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

    В кассационной жалобе заявитель просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Как полагает общество «Жилищная управляющая компания», полномочия Ялалиева Р.Н. на подписание искового заявления не подтверждены надлежащими доказательствами, поскольку в материалах дела отсутствует решение ликвидационной комиссии о выдаче доверенности Ялалиеву Р.Н.

    Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

    При рассмотрении спора судами установлено, что 03.09.2010 общество «Регионэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением, подписанным от имени общества Ялалиевым Р. Н.

    В качестве документа, подтверждающего полномочия Ялалиева Р. Н. на подписание искового заявления представлена доверенность от 12.07.2010 N 11, выданная председателем ликвидационной комиссии общества «Регионэнергосбыт» Кановым В. Г.

    Суд первой инстанции, оставляя исковое заявление без рассмотрения, пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства создания органа ликвидационной комиссии — председатель ликвидационной комиссии.

    Отменяя определение суда первой инстанции, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.

    В соответствии с п. 7 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что исковое заявление подписано лицом, не имеющим права его подписывать.

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 части 1 статьи 148 указанного Кодекса

    В силу ч. 1 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление подписывается истцом или его представителем.

    На основании ч. 4 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

    Согласно протоколу от 05.04.2010 N 4 общим собранием участников общества «Регионэнергосбыт» принято решение о ликвидации названного общества, а также о назначении ликвидационной комиссии в составе четырех человек: Канов В. Г. — председатель ликвидационной комиссии, Нагаев А.И., Котенко Е. А., Иртегова Н. Н. — члены ликвидационной комиссии.

    Пунктом 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.10.2010 общество «Регионэнергосбыт» находится в стадии ликвидации, в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан председатель ликвидационной комиссии Канов В. Г.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В силу п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

    Согласно правовой позиции, изложенной в п. 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

    Пунктом 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

    Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 Кодекса. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

    Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол общего собрания участников общества «Регионэнергосбыт» от 05.04.2010 N 4 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего избрание Канова В.Г. председателем ликвидационной комиссии общества «Регионэнергосбыт», апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в круг полномочий председателя ликвидационной комиссии входит, в том числе выдача доверенностей лицам, уполномоченным представлять интересы юридического лица в суде. Поскольку на момент подачи искового заявления в суд Канов В.Г. являлся председателем ликвидационной комиссии общества «Регионэнергосбыт», следовательно, выданная им доверенность от 12.07.2010 N 11 подтверждает полномочия Ялалиева Р. Н. представлять интересы истца в арбитражном суде, в частности, подписывать исковые заявления.

    С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно отменил определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления без рассмотрения и направил дело на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

    Довод заявителя кассационной жалобы о том, что полномочия Ялалиева Р.Н. на подписание искового заявления не подтверждены надлежащими доказательствами, поскольку в материалах дела отсутствует решение ликвидационной комиссии о выдаче доверенности Ялалиеву Р.Н., отклоняется, поскольку сводится к неверному толкованию норм материального права.

    Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

    С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

    Руководствуясь ст. 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    ПОСТАНОВИЛ

    постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А50-19603/2010 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищная управляющая компания» — без удовлетворения.

    Председательствующий

    Н.С. Васильченко

    Судьи

    Е.Г. Сирота Г.Н. Черкасская

    Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2011 г. N Ф09-2026/11 по делу N А50-19603/2010

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *