Единого социального налога

Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 234) единый социаль­ный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН был введен в действие с 1 января 2001 г., заменив собой совокуп­ность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фон­ды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обяза­тельного медицинского страхования. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регу­лирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.

Каких-либо кардинальных изменений в момент введения ЕСН не произошло: по существу, была проведена лишь унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов. Обязанности уплаты ЕСН были возложены на те же категории налогоплательщиков, что и по взносам во внебюджетные фон­ды, за исключением того, что с введением ЕСН перестала существовать такая категория налогоплательщиков, как наемные работники (до введе­ния ЕСН они уплачивали в ПФР страховые взносы по 1%-ной ставке). Поэтому первоначально остались две основные категории налогопла­тельщиков: работодатели и самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, за­нимающиеся традиционными отраслями хозяйствования).

Одним из наиболее важных новшеств стало применение по отдель­ным видам доходов необлагаемого минимума. Во-первых, в части сумм, не превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц, не подлежали налогообложению выплаты в виде материальной помо­ги, иные безвозмездные выплаты; выплаты в натуральной форме, про­водимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами я Детей. Во-вторых, были освобождены отдельные выплаты в части сумм, не превышающих 2000 руб. в год: выплаты в виде материальной помощи в пользу работников или бывших работников, которые уволи­лись в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; суммы оплаты или возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидности) и (или) членам их семей стоимости приобретенных медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

В основном совпадал перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН, и существовавшие ранее перечни выплат для каждого из внебюд­жетных фондов. Однако были и некоторые различия: от ЕСН освобож­дались суммы, направленные работодателем на лечение и медицинское обслуживание своих работников, их детей, супругов и родителей, при условии, что эти расходы осуществляются за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль (доходы) организации. Ставки ЕСН, установленные Налоговым кодексом с 1 января 2001 г., приведены в табл.20

Таблица 20. Ставки ЕСН

Налоговая база на
каждого работ-ника нарастаю- щим итогом с начала года ПФРФ ФСС РФ ФОМС Итого
до 100 000 руб. 28,0% 4,0% 3,6% 35,6%
от 100 001 руб. 28 000 руб. + 4000 руб. + 3600 руб. + 35 600 руб. +
до 300 000 руб. +15,8% с сумм- мы, превышаю-щей 100000 руб. +2,2% с суммы, превышающей 100000 руб. +2% с суммы, превышающей 100000 руб. +20,0% с суммы, превы-шающей 100000 руб.
от 300 001 руб. 59 600 руб. + 8400 руб. + 7600 руб. + 75 600 руб. +
до 600 000 руб. + 7,9% с сум- + 1,1% с сум- 1% с суммы, + 10,0%
мы, превышаю- щей 300000 руб. мы, превышаю- щей 300000 руб. Превышающей 300000 руб. с суммы, пре- щающей 300000 руб.
свыше 600 000 руб. 83 300 руб. + 5% с суммы, пре- вышающей 600000 руб. 11700 руб. 10 600 руб. 105 600 руб. + 5% с суммы, превышающей 600000 руб.

Применялась до 1 января 2002 г.; после этого действует ставка 2%.

Кроме того, от налога были освобождены суммы страховых платежей (пенсионных взносов), уплачиваемых организацией по договорам добро­вольного пенсионного страхования (добровольного пенсионного обеспе­чения) своих работников.

До принятия гл. 24 НК РФ налогоплательщики надеялись на сущест­венное снижение страховых взносов, высокий уровень которых призна­вался и правительством, обещавшим к тому же установить новую шкалу ставок. Однако в действительности, во-первых, ставки были снижены не­значительно:

— у работодателей-организаций это произошло в основном за счет ликвидации Государственного фонда занятости населения: для них мак­симальная ставка ЕСН по сравнению с существовавшей ранее суммар­ной ставкой во внебюджетные фонды уменьшилась всего на 2,9%. Самое большое снижение произошло для адвокатов — на 6,6%;

— у индивидуальных предпринимателей максимальная ставка ЕСН всего на 1,4% меньше, чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, который они уплачивали ранее.

Во-вторых, хотя в Налоговом кодексе были предусмотрены четыре регрессивные шкалы для всех категорий плательщиков, для работодате­лей в применении шкалы были установлены существенные ограничения, поэтому в большинстве случаев ее использование изначально было не­возможным. Соответственно взносы уплачивались по максимальной ставке независимо от размера начисленных работникам выплат.

С 1 января 2005 г. были значительно (почти на одну пятую часть) ставки и изменена структура ЕСН.

Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты фи­зическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и фи­зические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Фактически указанные группы граждан выступают страхователями по видам государственного обязательного страхования (социального, ме­дицинского и пенсионного).

Физические лица, которым производятся выплаты, являются застра­хованными лицами.

Льготы. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, IIили III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

— общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов кото­рых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых средне­списочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля за­работной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

— учреждения, созданные для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, науч­ных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указан­ные общественные организации инвалидов.

Эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимаю­щихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, мине­рального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соот­ветствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федера­ции по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III груп­пы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной про­фессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.

Эти льготы были введены в момент установления ЕСН и сохрани­лись в новой редакции. Одновременно была отменена льгота, существо­вавшая для российских фондов поддержки образования и науки (с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмезд­ной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муници­пальных образовательных учреждений).

Объект налогообложения дифференцирован в зависимости от катего­рии налогоплательщика. Объектом налогообложения для налогопла­тельщиков-работодателей (организаций и индивидуальных предприни­мателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым догово­рам, а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков-неработо­дателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их из­влечением.

Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хо-ззяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием.

Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей определяет­ся как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогопла­тельщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При опреде­лении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическо­му лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца на­растающим итогом.

Налоговая база налогоплательщиков-неработодателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налого­вый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринима­тельской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расхо­дов, связанных с их извлечением.

Налоговым кодексом установлен перечень сумм, не подлежащих налогообложению, среди которых:

— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с зако­нодательством;

— все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

— суммы единовременной материальной помощи;

— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получае­мые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

— доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), по­лучаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родо­вых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

— суммы страховых платежей по обязательному страхованию работ­ников;

— суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольно­го личного страхования работников;

При определении налогов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации не включаются также любые возна­граждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам граждан­ско-правового характера, авторским договорам.

Особенности исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государствен­ного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет (т. е. на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии), уменьшает­ся налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Значение снижения ставок ЕСН и последствия этого трудно оценить однозначно. Столь существенное снижение налоговой нагрузки на фон­ды оплаты труда, безусловно, в интересах налогоплательщиков. Однако, как уже отмечалось, снижение ставок и объемов ЕСН как источника фи­нансовых ресурсов негативно отражается на формировании доходов го­сударственных внебюджетных фондов, сокращая их финансовый потен­циал. Учитывая, что за счет ЕСН обеспечивается основная масса доходов государственных социальных внебюджетных фондов, политика сокра­щения стабильных и достаточно устойчивых доходных источников фак­тически означает курс на сокращение программ развития социального страхования и социального обеспечения, что противоречит принципам социального государства, каким провозглашена Россия в ее Основном за­коне (Конституции РФ).

РЕЗЮМЕ

Государственные внебюджетные фонды представляют собой эле­мент системы государственных финансов, теснейшим образом связан­ный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет еди­ный источник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Раскройте экономическое содержание понятия «государственные внебюджетные фонды», их специфические черты как элемента системы государственных фи­нансов».

2.Почему в российской и мировой практике отношение к внебюджетным фондам большей частью отрицательное?

3.Какие отличительные признаки присущи государственным внебюджетным фондам?

4.Какие государственные социальные внебюджетные фонды функционируют в нашей стране?

5.За счет каких источников формируются доходы социальных внебюджетных фондов?

6.Какие виды пенсий существуют в российской государственной системе пенсионного обеспечения?

7.Назовите функции (задачи) Федерального фонда социального страхования РФ.

8.Назовите основные функции Фонда обязательного медицинского страхова­ния РФ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» // Рос­сийская газета. 2004. 28 дек.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2001.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ЮКЭА, 2002.

4.Бюджетная классификация Российской Федерации (утверждена Го­сударственной Думой 7 июня 1996 г.) // Российская газета. 1996. 22 авг.

5.Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Фе­дерации в 2004—2006 гг. Одобрена постановлением Правительства Российской Федерации 22 мая 2004 г. № 249 // Российская газета. 2004. 1 июня.

6.Бюджетная система Российской Федерации / под ред. М. В. Романов­ского и О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999.

7.Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реаль­ность. М.: Ин-т экономики РАН, 1998.

8.Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США / сост. Ю. И. Любимцев, Ш. Б. Мадд. Издание Агентства международного развития США. М., 1996.

9.Государственные финансы России (XIX — первая четверть XX в.) / И. В. Караваева, Р. А. Белоусов и др. М.: ЮНИТИ, 2003.

10.Игонина А. Л. Муниципальные финансы: учеб. пособие. М.: Эконо­мист, 2003.

11.Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2000.

12.Лексин И. В. Договорное регулирование федеративных отношений в России. М: УРСС, 1998.

13.Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Дело, 2004

14.Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Фе­дерации. М., 2005.

15.Постатейный комментарий к Федеральному закону » Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» / под ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

16.Поляк Г. Б. Территориальные финансы: учеб пособие. М.: Вузовский учебник, 2003.

17.Проблемы и перспективы развития российского федерализма: Мате­риалы первой Всероссийской научно-практической конференции. 19—20 января 1998 г. Издание Совета Федерации. М., 1998.

18.Уваров А. А. Местное самоуправление в России. М.: Норма, 2005.

19.Федеральный бюджет и регионы. Институт «Восток-Запад». М.: Макс Пресс, 2001.

20.Финансы: учеб. 2-е изд. / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2004.

21.Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.

22.Шульц У. Все начинается с десятины. Этот многоликий налоговый мир / пер. с нем.; общ. ред. Б. Е. Ланина. М.: Прогресс, 1992.

Ставка социального налога, пример расчета

В 2019 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого (2018) года.

Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Предприниматель обязан отчислять средства в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2018 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2019 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2019 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

    1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
    2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

    1. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
      Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.
    2. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
      Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.
    3. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
      Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
    4. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
      Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя – форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
      А уже там будет принято определённое решение.

О налоге на продажу квартиры можно узнать на нашем сайте.

О стоимости патента для ИП в 2019 году в статье. Виды патентов, образец заявления, способы оплаты.

О налоговых каникулах для ООО .

  1. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

Значение единого социального налога

По сути своей, единый социальный налог – это четверть вашей зарплаты, которую работодатель перечисляет в различные фонды для обеспечения государственных гарантий на бесплатную медицину, социальную защиту и формирование пенсионных накоплений.

Все налогоплательщики данного налога признаются, что теперь, с дроблением выплат, стало сложнее и тяжелее, увеличилась нагрузка на бухгалтерию и происходит снижение зарплаты.

Кто должен платить единый социальный налог?

Плательщиком единого налога всегда является работодатель, а в случаях, когда предприниматель работает сам на себя, то платежи он осуществляет и на себя тоже, но от имени организации (официального ее названия и реквизитов). Плательщиком ЕСН не может быть физическое лицо, а исключение распространяется только на работников правовой отрасли – нотариусов и адвокатов.

Что является объектом обложения?

Объектом обложения ЕСН являются деньги, которые работник получил за выполненную работу или ее часть, при этом был составлен трудовой договор или соглашение на авторство по интеллектуальной собственности.

В общем понятии — это либо ваша официальная заработная плата, либо вознаграждения. Под вознаграждениями подразумеваются:

  • премии;
  • отпускные.

Как рассчитать размер единого социального налога в 2018

Размер начислений по расчетом ЕСН составлял 26% фонда заработной платы, а теперь та же сумма разбрасывается по отдельным графам в зависимости от суммы доходов и категории работающих граждан.

Например, инвалиды не платят ЕСН.

По действующему законодательству дробление ЕСН выглядит следующим образом:

  • отчисления в пенсионный фонд – 14%;
  • выплаты по соцстраху – 2,9%;
  • медицинское страхование – 1,1%;
  • к прочим выплатам отнесем ТФОМС – 2% и ФБ – 6%.

Для предпринимателей

Предприниматель, как и любой другой работодатель, обязан оплачивать ЕСН (или его современные аналоги) в полном объеме за всех официально устроенных сотрудников, кроме случаев, когда используется труд инвалидов и детей в неполный рабочий день (в пределах законности), а также лиц, имеющих льготы по данному сбору.

Для индивидуальных предпринимателей

Для индивидуальных предпринимателей, если у них есть нанятые официально работники, схема выглядит точно также, как и для остальных работодателей. Если же человек работает сам на себя, то от лица своей организации он вносит платежи на собственное имя. платежи вносятся с той суммы заработной платы, которую сам себе установит.

Максимальная сумма единого социального налога

Максимум рассчитывается исходя из групп — по финансовому обороту/доходу предприятия, а максимальный единый взнос в 2018 году не может превышать все те же 26%.

Кто является плательщиком социального налога

По состоянию на 2019 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

  1. Юридических лиц.
  2. Профессиональных медиаторов.
  3. Адвокатов.
  4. Частных судебных исполнителей.
  5. Частных нотариусов.
  6. Индивидуальных предпринимателей.

В категорию, которой вменяется в обязанности производить ежемесячные социальные отчисления, могут входить структурные подразделения юридических лиц, в зависимости от доходов, получаемых его сотрудниками.

Законом также предусмотрен перечень хозяйственных субъектов РК, которые не являются плательщиками данного вида платежей в полной мере. К таковым относятся:

  • Специализированные предприятия, открытые для трудоустройства лиц с различными физическими нарушениями: потерявшие зрение, слух, речь; с отклонениями в работе опорно-двигательной системы и т. п.
  • Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).

Первая категория учреждений должна соответствовать п.3 ст.290 НК (можно скачать ).

Более подробно про специальные налоговые режимы в 2019 году предлагаем ознакомиться в следующем видео:

Что представляет собой объект данного вида налогообложения

Для всех перечисленных в предыдущем пункте субъектов, за исключением юридических лиц, объектом СН является количество людей, которые на отчётный период трудятся в штате предприятий. В это количество входят и сами плательщики соцналога.

Что касается юридических лиц, для них объектом налогообложения служат расходы, которые выплачиваются сотрудникам и уже с их стороны рассматриваются как доходы.

В данном случае не берутся во внимание следующие виды доходов:

  • выплаты, произведённые из средств, полученных по грантам;
  • взносы на ОСМС (вступит в силу с 2020 года);
  • ОПВ сотрудников;
  • доходы, о которых говорится в П.1 341 НК РК, за исключением пп. 10 (скачать можно ).

Изменения, внесённые в налоговое законодательство РК в 2018 году, коснулись выплат компенсационного характера, выплачиваемых гражданам в случае расторжения трудового контракта, а также за неиспользованные дни ежегодного отпуска.

С 2018 года и они подлежат социальному налогообложению.

По закону Республики Казахстан, если облагаемый СН объект будет менее 1 МЗП, налог следует исчислять от 1 МПЗ.

Налоговые ставки в 2019 году для СН

Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.

Плательщики СН, не являющиеся юридическими лицами, производят исчисления налога 1 МРП (месячный расчётный показатель) за каждого сотрудника и 2 МРП за себя.

В том случае, когда ИП в отчётный период не получал доходов, он освобождается от необходимости уплаты социального налога. Это же относится и к налогоплательщикам, приостановившим предоставление отчётности в налоговые органы.

Формулы для расчета налогов

Другие налоговые ставки для СН

Как уже было отмечено выше, ставка 9,5% предусмотрена не для всех хозяйственных субъектов Республики Казахстан. А также применяются ставки:

  • 4,5%;
  • 6,5%;
  • 20% от МРП.

4,5% платят специализированное организации, в которых трудоустроены инвалиды, потерявшие зрение, слух, речь или имеют нарушения в опорно-двигательной системе. Данную категорию предприятий определяет Налоговый Кодекс РК, Статья 135, пункт 3 (скачать можно ).

6,5% должны перечислять в казну государства юридические лица, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью и рыболовством. Эта категория также выделена в Налоговом Кодексе страны в статье 147, пункте 2 (скачать ).

В статьях 358 (П.4) и 445 () говорится о налогоплательщиках, на которых возлагается обязанность платить 20% от МРП. Это индивидуальные предприниматели (крестьянские и фермерские хозяйства), которые применяют СНР. Отчисления делаются за каждого работника хозяйства, за гражданина его возглавляющего и совершеннолетних членов его семьи, проживающих вместе с ним.

Сроки сдачи отчётности и сроки перечислений соответствуют срокам, предусмотренным для всех плательщиков социального налога.

Как производятся уплата и исчисление

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

  1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
  2. По стандартной общепринятой схеме.

ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

  1. С упрощённой декларацией по СНР.
  2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.

Другие социальные отчисления

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

Далее в видео: «ИПН и Социальный налог c 2018 года»

Налоговое законодательство Республики Казахстан постепенно приводится к международным нормам. Основным документом, определяющим размеры выплат и тех, кто обязан их производить, в какие сроки и на базе какой отчётности, является Налоговый Кодекс государства. Этот документ подкреплён дополнительными решениями и постановлениями.

К примеру, заполнение форм подробно описано в «Бухгалтерии 8 для Казахстана». Для осуществления расчётов за основу берутся минимальная заработная плата и месячный расчётный показатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *