Электронное судопроизводство в гражданском процессе

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Ю.В. Руднева, старший преподаватель Ю.А. Кавкаева, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10502

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы электронного правосудия в гражданском процессе, анализируется законодательство в данной сфере, а также освещаются положительные и отрицательные аспекты электронного правосудия.

Ключевые слова: электронное правосудие, гражданский процесс, электронная подача документов, видеоконференцсвязь, видеопротоколирование, аудиозапись, информатизация.

Приводя статистику ежегодного рассмотрения судами общей юрисдикции дел, можно сказать о возрастающей роли судов и нагрузки на них. При этом следует отметить, что фундамент судебной системы составляет делопроизводство, которое должно способствовать прозрачности деятельности судов. Развитие России в рамках правового государства, демократии, требует подотчетности судебной власти перед обществом, а работа судебных органов должна быть доступна широкой общественности. Следовательно, вполне последовательным является принятие программ по развитию судебной системы России, которая бы соответствовала мировым стандартам в области судопроизводства. При этом обеспечение прозрачности, открытости правосудия, обеспечение доступности, эффективности рассмотрения дел, повышения доверия общества к правосудию предполагается достичь, в том числе благодаря развитию информационных технологий. На сегодняшний день активно внедряются современные средства и технологии электронного правосудия: электронная подача документов, видеоконференцсвязь, видеопротоколирование, аудиозапись во время судебного заседания .

Так что же такое электронное правосудие? Понятие электронного правосудия дано в п. 1.3 Концепции развития информатизации судов до 2020

года. Электронное правосудие — это способ и форма осуществления предусмотренных законом

процессуальных действий, основанных на использовании информационных

технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном (цифровом) виде .

Необходимо отметить, что

информатизация правосудия не должна изменять его основной цели: обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, которые закреплены в ст. 18 Конституции РФ .

Конкретизация указанной выше цели урегулирована ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ): «правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению

правонарушений, формированию

уважительного отношения к закону и суду» .

Начало внедрения информатизации в судопроизводство положено на V Всероссийском съезде судей в ноябре 2000 года, где была высказана позиция об усилении авторитета судебной власти и необходимости обеспечения доверия граждан к правосудию. Принятые Правительством РФ целевые программы «Развитие судебной системы России на 2002-2006 гг.» , «Развитие судебной системы России на 2007-2011 гг.» , «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.» , способствовали развитию судебной системы, в том числе информатизации отечественной судебной системы.

Технологии, направленные на информатизацию судебной системы, нацелены на обеспечение:

— открытости и доступности информации о деятельности судов;

— достоверности информации о деятельности судов и своевременности её предоставления;

— соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

— невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

При всей необходимости развития информатизации судебной системы существует необходимость сохранения базовых элементов российской судебной системы, интеллектуальная деятельность судьи, судоговорение, принятие решений на основе гуманистического правосудия. Среди высказываний юристов существуют скептические мнения о сохранении в связи с нововведениями базовых,

фундаментальных принципов

гражданского процесса .

Давая понятие электронному правосудию, можно сказать, что это правоприменительная деятельность

компетентных органов и должностных лиц с использованием электронных

документов, а процессуальная основа электронного правосудия являет собой совокупность (систему) правовых норм,

регламентирующих порядок, форму такой деятельности .

Начальным шагом участника процесса в рамках гражданского судопроизводства является подача электронного документа или образа электронного документа. Это закреплено в ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ. При этом подача такого документа в суды общей юрисдикции осуществляется через личный кабинет и подписывается в зависимости от вида документа электронной подписью, усиленной квалифицированной

электронной подписью. Последствием подачи участником процесса электронного документа является строго определенная последовательная деятельность суда, одним из которых является порядок извещения участников процесса (органов власти и местного самоуправления, организаций) о времени судебного заседания. Так, ч. 2.1 и 7 ст. 113 ГПК РФ указывают на то, что если у суда есть информация об извещении лиц о первом судебном заседании, то в дальнейшем извещение возможно посредством размещения соответствующей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информации на сайте суда. При этом следует отметить, что такой порядок не актуален для граждан и для участников процесса, ходатайствующих о

направлении извещений почтой в связи с отсутствием технической возможности получения информации через интернет.

С 2017 года суды общей юрисдикции оформляют судебные акты не только на бумажном носителе, но и в электронной форме с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Однако граждане в рамках гражданского процесса получат копию судебного документа в бумажном варианте (ч. 1 ст. 197 ГПК РФ). Размещение электронного судебного акта возможно лишь по ходатайству или с согласия физического лица в режиме доступа только для участников процесса (ч. 1 ст. 214 ГПК РФ). Следует отметить, что судебные акты, содержащие

государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, дело по которым рассматривалось в закрытом судебном заседании, будут выноситься

только в бумажном варианте (абз. 2 ч. 1 ст. 13 ГПК РФ).

Невозможно умолчать при

рассмотрении возможностей электронного правосудия об использовании в ходе судебного заседания

видеоконференцсвязи, о транслировании заседаний в режиме онлайн, о ведении аудиозаписи, которая стала обязательным процессуальным электронным документом судебного процесса, отсутствие которого рассматривается как грубое

процессуальное нарушение.

Внедрение в работу судебной системы ГАС «Правосудие» повлекло внесение в нормы процессуального права серьезные изменения .

Более того, 26 декабря 2017 г. Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование

документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в котором дал разъяснения о том, что поданные в электронном виде документы не изготавливаются на бумажном носителе и не прикладываются к направляемой заявителю копии определения об отказе в принятии или о возврате обращения в порядке ст. 134, 135 ГПК РФ, как того требуют ч. 2 ст. 134 и ч. 2 ст. 135 ГПК РФ .

Кроме того, Пленум суда РФ разъяснил положения, описанные ранее и касающиеся понятия первоначального судебного извещения и первого судебного акта по делу.

Интересными являются содержащиеся в п.9 Пленума ВС РФ № 57 разъяснения, указывающие на оставление без рассмотрения электронное обращение в случае непредставления по требованию суда подлинника или надлежаще заверенной копии документа,

подтверждающего уплату государственной пошлины. Причем основанием для оставления обращения без рассмотрения является предусмотренная ч. 4 ст. 1 ГПК РФ аналогия закона.

Заслуживает безусловного внимания и п. 21 Пленума ВС РФ №57, в соответствии с которым проект мирового соглашения может быть предоставлен в суд в виде электронного документа, подписанного сторонами усиленной квалифицированной электронной подписью или в идее электронного образа документа, содержащего графические подписи сторон, заверенного простой электронной подписью одной из сторон. При этом соглашение о примирении сторон в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 173 ГПК РФ рассматривается в судебном заседании. Пленум разъяснил, что мировое соглашение возможно и без участия в судебном заседании участников процесса путем направления мирового соглашения под усиленной квалифицированной подписью обеих сторон и направления данного соглашения обеими сторонами в отдельности. Стоит обратить внимание на то, что последствия заключения мирового соглашения, предусмотренные ч. 2 ст. 173 ГПК РФ должны содержаться в тексте мирового соглашения.

Подводя итоги использования электронных технологий в

правоприменительной деятельности судов, следует отметить, что регулирование в сфере электронного правосудия не существует отдельно от общих норм процессуального права и является его неотделимой частью, указывающей порой на промахи и нестыковки норм гражданского процесса и электронного правосудия.

Несмотря на это, электронное правосудие имеет как ряд положительных аспектов применения средств

электронного правосудия, так и ряд проблем, тормозящих использование возможностей электронного правосудия.

Среди положительных аспектов электронного правосудия можно назвать:

— экономию средств как для граждан, так и для судов при обращении в суды общей юрисдикции в рамках электронного судопроизводства. Конечно, не всегда можно говорить об экономии средств для юридических лиц, когда для взаимодействия с судом, им необходимы

дополнительные материальные затраты для обновления техники и программного обеспечения;

— экономию времени работников суда и участников процесса. Естественно, что электронный документооборот должен сократить затрачиваемое на каждый гражданский процесс время, но не секрет, что если не работник суда, то уж точно не каждый участник гражданского процесса хорошо разбирается в современных технологиях. Как следствие, излишне затраченное время на подачу в суд электронных документов и их обработка работниками суда;

— доступность и открытость судебной системы. Но по данному аспекту А.Т. Боннер высказал точку зрения о том, что «существенным недостатком электронного обмена документами через каналы Интернет, равно как и недостатком электронного документа вообще, является легкость внесения в него изменений и, как следствие, отсутствие уверенности в достоверности» ;

— оперативность размещения информации на сайтах судов. Действительно, очень важный и стопроцентно положительный аспект электронного правосудия, правда для тех, кто имеет доступ в Интернет и обладает практическими знаниями для работы в нём;

— скоростное взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

К проблемным, тормозящим использование электронного правосудия аспектам относятся:

— недостаточно развитое законодательство по защите и безопасности электронного правосудия. Единственно верным для повышения уровня защиты информации, хранимой в системах электронного правосудия, является создание нормативной базы по её защите, развитие технических, финансовых и трудовых ресурсов.

— несовершенство процессуального законодательства при использовании технологий в судебной системе. Ярким

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

примером является выше приведенный пример по направлению в судебные органы электронного мирового соглашения и заключение мирового соглашения между сторонами спора в судебном заседании. Или второй яркий пример несоответствия электронного правосудия и процессуальных норм: проведение судебного заседания с использованием видеоконференсвязи и сложности с немедленным ознакомлением участника процесса с документами, представленными другой стороной. При этом отсутствие возможности

ознакомления с представленными электронными документами может повлечь отмену решения вышестоящими судами. Конечно, пути решения данной проблемы заключаются во внесении в ГПК РФ соответствующих изменений в части более детальной регламентации элементов и механизма электронного правосудия.

— различный уровень оснащенности судов регионов.

— низкий уровень образованности и информирования граждан страны. Для устранения данной проблемы необходимо повышение правовой и информационной грамотности граждан и работников аппарата суда, бесплатные тренинги и демонстрация работы с новыми системами.

— практическое отсутствие открытости и прозрачности деятельности судебной власти в связи с доступностью электронного правосудия ограниченным числом лиц по числу участников процесса.

— легкость внесения в электронный документ изменений и как следствие, отсутствие уверенности в их достоверности, о чем уже говорилось выше.

Подводя итоги значимости

электронного правосудия, следует указать на то, что перспективы развития электронного правосудия на текущий момент находятся на этапе развития и формирования. И в целях дальнейшего его развития необходимо, на мой взгляд, проведение поэтапного, осторожного внедрения новых технологий в судебную систему с целью минимизации рисков,

зачастую возникающих при реформировании устоявшихся устоев.

Библиографический список

1. Хисамов А.Х. Тенденции интеграции информационных технологий в цивилистический процесс // Вестник гражданского процесса. 2018. №20.

2. Концепция развития информатизации судов до 2020 г., утвержденная Постановлением Президиума Совета судей РФ от 19.02.2015 № 439 // http:base.garant.ru /71062432/

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993.25 декабря.

5. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001 № 49. Ст. 4623.

6. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы» // СЗ РФ. 2006 № 41. Ст.4248

7. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы»// СЗ РФ. 2013 № 1. Ст. 13.

9. Кириллов А.Е. Процессуальные основы электронного правосудия // «Вестник гражданского процесса». 2018. № 1.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» // Российская газета. № 297. 2017. 29 декабря.

11. Боннер А.Т. Доказательственное значение информации, полученной из Интернета // Закон. 2007. №12. С. 85-98.

ELECTRONIC JUSTICE IN THE CIVIL PROCESS

Yu.V. Rudneva, senior lecturer J.A. Kavkaeva, student Samara state university of economics (Russia, Samara)

Редактор портала gosuslugi.ru Саша Волкова рассказала, как спастись от рутины и решать бюрократические вопросы с легкостью:

«Если я нахожу в почтовом ящике квитанцию или официальное письмо, прикрепляю его магнитиком на холодильник и забываю. От одного вида государственных бланков меня передергивает: если такое письмо развернуть, окажется, что нужно куда-то идти, сидеть в очереди, заполнять какие-то бумажки. Из-за этой фобии самые элементарные процедуры для меня становятся невыносимо сложными.

В мире нет человека более беспомощного в бюрократии, чем я. Поэтому вместо того, чтобы таранить лбом министерства и ведомства, я изучила, как это сделать обходными путями. Получились советы для тех, кто, как и я, не любит бумажки.

  1. Заведите аккаунт на портале госуслуг

Обычно, чтобы оформить документ, вы приходите в ведомство минимум дважды: подаете заявление, а потом получаете готовый документ. С порталом госуслуг путь сокращается: вы подаете электронное заявление, а в ведомство приходите только один раз.

За многими услугами ходить не придется вовсе. Например, оплатить штрафы ГИБДД можно на сайте или в мобильном приложении госуслуг. Понятно, что оплатить штрафы можно и в любом интернет-банке или стороннем сервисе. Но иногда они не отправляют информацию о платеже в базу данных. Вы платите, а штраф все еще числится в ваших долгах. На госуслугах такой проблемы нет.

Зарегистрироваться на сайте госуслуг просто: нужны паспортные данные и номер СНИЛС. СНИЛС — это зеленая заламинированная карточка, вам ее должны были сделать в университете или на первом месте работы.

Если любите все новое, попробуйте новую версию госуслуг, она удобная: http://beta.gosuslugi.ru.

Еще нужно будет сходить в один из центров обслуживания (https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/), чтобы там проверили вашу личность. Это проще, чем кажется: когда я регистрировалась на госуслугах, я зашла в офис Ростелекома возле дома, и там меня за полминуты зарегистрировала операционистка в абсолютно пустом зале.

Что сделать: зарегистрироваться на портале http://gosuslugi.ru или http://beta.gosuslugi.ru. Сходить на почту или в Ростелеком на пять минут

Экономия: как минимум половина времени на общение по любым вопросам с государством

  1. Получите регистрацию, чтобы делать все быстрее

Со штампом в паспорте или со свидетельством о регистрации жизнь упрощается. По Конституции, вы можете свободно передвигаться по стране, жить и работать, где захотите. Однако государство все равно хочет знать, где вы живете. Это нужно, чтобы рассчитать нагрузку на местные поликлиники, школы и ведомства (и чтобы вас было проще найти по долгам). Поэтому нас просят встать на учет там, где мы сейчас живем.

Если вы зарегистрированы, то вы как бы «свой» в этой местности: можете легко встать на учет в местную поликлинику, получить права в местном ГИБДД, получить загран в местном ФМС, открыть ИП в местной налоговой и т. д.

Если вы не зарегистрированы там, где вы живете (например, у вас постоянная регистрация в одном городе, а живете вы в другом), то все гораздо сложнее. Загран вам будут делать не месяц, а четыре месяца. На работу могут не оформить. Права точно придется получать в родном городе. Вам не дадут записаться в государственный детский садик.

В общем, жить без регистрации — это вечно попадать на деньги и тратить на все кучу времени.

Нужно просто однажды собраться и оформить регистрацию. Это стоит того.

Если снимаете жилье, сделайте временную регистрацию. Самое сложное тут — убедить собственника прийти в отделение Федеральной миграционной службы с документами. Скажите ему, что с регистрацией вы будете привязаны к его квартире и не захотите менять жилье.

Вообще-то арендодатель обязан вас зарегистрировать по закону. Но начинать разговор с закона — плохая идея, только настроите человека против себя. Для начала убедите, что ему же это будет полезно.

Если живете в своей квартире, все проще: сходите в ФМС с паспортом и свидетельством на квартиру и поставьте в паспорт штамп. Это дело на час, и это просто нужно сделать.

Одна только регистрация решит многие ваши проблемы. Вы сможете быстро оформлять любые документы, записать ребенка в детский сад, без лишних вопросов обратиться в поликлинику.

Что сделать: сходить в ФМС или отправить туда собственника квартиры

Экономия: на бесконечном количестве документов в будущем. С регистрацией все быстрее и проще

  1. Мужчинам: закройте вопрос с военным билетом

По закону, после университета у вас должен обязательно быть военник. Но по факту многие его забывают сделать, не приходят в военкомат, остаются с просроченным приписным и т. д. Это большая ошибка.

Допустим, сейчас военный билет вам не нужен. Вы получили отсрочку от армии, поступили на работу и как-то то вас военкомат не трогал. Кажется, что при необходимости вы всегда придете в военкомат и оформите военник, а пока есть более важные дела.

Но если пойдете оформлять загранпаспорт, то военник или приписное понадобятся обязательно. Придется ехать в военкомат, тратить дня два-три на медосмотр и обследования. Если вы отучились и уехали работать в другой город, то придется либо возвращаться домой, либо вставать на учет в другом военкомате. Это все довольно долго, а с учетом общей нервозной обстановки в военкомате — еще и не всегда приятно. Если вы мужчина и у вас нет действующего военного билета, займитесь им сегодня. Если военник есть — проверьте, что все отметки там действительны и вы стоите на учете в нужном военкомате.

Военник понадобится при поступлении на некоторые места работы, особенно — в госучреждения и окологосударственные структуры. По закону, военник нужен при устройстве вообще на любую работу. Но на практике многие компании вспоминают об этом только накануне очередной проверки. Поэтому военник вам может понадобиться ВНЕЗАПНО и неизвестно, чем грозит его отсутствие.

Что сделать: набраться мужества и получить действующий военник (желательно сделать это между призывами)

Экономия: куча времени и сил при поступлении на работу и оформлении заграна

  1. Сфотографируйте все документы

Сделайте скан-копии всех важных документов: паспорта, загранпаспорта, ИНН, СНИЛС, трудовой книжки. Положите в облачное хранилище, чтобы у вас был доступ к документам с любого компьютера или телефона. Если под рукой нет сканера — сфотографируйте документы на смартфон, это тоже годится.

Так документы никогда не потеряются. Если станете заполнять какую-нибудь анкету в интернете, все нужные данные будут под рукой. Если на портале госуслуг нужно будет отправить копии документов, не придется бежать к сканеру — всё уже готово, надо только прикрепить файлы. У меня есть на компьютере папка с документами, и я в нее захожу каждые 2–3 месяца — то и дело нужно что-то кому-то отправить.

Что сделать: сфотографировать все важные документы на смартфон

Экономия: будет легче отправлять всем свои реквизиты, подписывать договора, устраиваться на работу, оформлять бумажки

  1. Установите приложения госуслуг

Многие бюрократические дела можно решить через мобильное приложение госуслуг. Кайф приложения в том, что оно само в фоновом режиме ищет ваши штрафы, долги по налогам и перед судом. Если вдруг в какой-то базе появится шальной штраф или какая-то просрочка по налогам — приложение сразу об этом скажет.

Это особенно актуально, если вы живете не по месту постоянно регистрации и водите машину. Она у вас зарегистрирована, условно говоря, в Ростове-на-Дону, а водите вы ее в Москве. Штрафы приходят в Ростов, вы их не получаете, они копятся, на них капают новые штрафы, и кончается все тем, что вас начинают искать судебные приставы. Чтобы этого избежать, просто поставьте приложение и зарегистрируйтесь. Дело — на минуту.

(скрины)

Что сделать: скачать приложение и зарегистрироваться — https://beta.gosuslugi.ru/information/mobile

Экономия: на штрафах и долгах. Налоговики, ГИБДД и суды не смогут повесить на вас дополнительные пени и штрафы, потому что вы будете оплачивать все вовремя.

Делайте все заранее и избегайте бумажек

Итак, вот мои пять советов:

  1. Заведите аккаунт на портале госуслуг.
  2. Оформите регистрацию.
  3. Закройте вопрос с военным билетом.
  4. Сфотографируйте документы.
  5. Установите приложения госуслуг.

Главный совет Саши — займитесь документами заранее. На это трудно решиться, потому что всегда есть более приятные дела. Но когда нужно будет срочно сделать загранпаспорт, вы поблагодарите себя за вовремя оформленную регистрацию. Не откладывайте документы на потом.

Второй совет — все, что возможно, делайте электронно. Госорганам нравится заниматься вашими документами не больше, чем вам: им не интересно гонять вас из кабинета в кабинет, проверять бумаги по десять раз. В министерствах только и ждут, когда документы будут оформлять роботы по интернету. Поэтому везде, где есть возможность сделать документы электронно — делайте их электронно. В любой непонятно ситуации открывайте госуслуги. Это проще, чем кажется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *