Этапы проведения инвентаризации

Этапы инвентаризации материальных ценностей

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов. Формы по учету результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. №88 (в ред. от 27.03.2000 г.).

Первый этап — подготовительный:

— подготовка имущества (например, товарно-материальных ценностей) к проведению инвентаризации;

— подготовка документов, необходимых для проведения инвентаризации; издание приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации по форме №ИНВ-22;

— формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации;

— определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;

— распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (форма №ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо Аношина И. Инвентаризация — когда проводить, что инвентаризировать, как оформлять? // Финансовая газета. — 2012. — №3..

Перед тем как начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием «до инвентаризации на «_______» (дата)». Кроме того, материально ответственные лица организации должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также в том, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.

Приказ (постановление, распоряжение) (форма №ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-23).

Рекомендуем не приступать к выполнению второго этапа инвентаризации, пока не будет правильно оформлен первый этап.

В инвентаризации процедура очень важна, так как нередко в результате инвентаризации могут быть выявлены реальные недостачи, что повлечет за собой санкции для материально ответственных лиц. Необходимо, чтобы эти лица уже заранее были готовы к тому, что их работу проверяют, чтобы, например, весь товар находился на вверенном им складе, был оприходован и проверен, т.е. они обязаны расписаться на заглавном листе инвентарной описи №ИНВ-3 и быть ознакомлены с приказом по форме №ИНВ-22.

Перед инвентаризацией следует проверить также наличие договоров о личной или коллективной материальной ответственности, сроки действия этих договоров.

Второй этап — собственно инвентаризация (т.е. выявление и проверка фактического наличия товаров, а также заполнение соответствующих граф в инвентаризационных описях). Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем его обязательного физического пересчета, взвешивания и перемеривания.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются в двух экземплярах. На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма №ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными графами с 1-й по 9-ю. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. Графа 9 «Номер паспорта» заполняется на материальные ценности, содержащие драгоценные металлы и камни.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Третий этап — это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На данном этапе выявляются расхождения в учете с фактическими остатками. Руководитель организации совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию, определяет причины расхождений, при необходимости сверяется движение товарно-материальных ценностей за период с момента предыдущей инвентаризации. Сличительные ведомости (формы №ИНВ-18, ИНВ-19) применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному (ым) лицу (ам).

При заполнении сличительной ведомости для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов (форма №ИНВ-18) графы 3, 8, 10 не заполняются.

Для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности соответственно применяются формы №ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.

Четвертый этап — оформление результатов инвентаризации. Документы по учету результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.

На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности, материально ответственные лица привлекаются к материальной ответственности согласно индивидуальному или коллективному договору о материальной ответственности.

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26), применяется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

В заключение следует указать на то, что ответственность за непроведение инвентаризации действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Однако штраф может быть назначен за недостоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, поскольку инвентаризация проводится именно для подтверждения учетных данных.

Организация, которая не проводит инвентаризацию или делает это формально, нарушает требования бухгалтерского законодательства. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, и представления бухгалтерской отчетности влечет за собой административную ответственность по статье 15.11 КоАП РФ.

Подготовительный этап

Инвентаризации предшествует издание приказа о ее проведении и его регистрация в журнале учета и контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений).

В качестве приложения к приказу о проведении инвентаризации могут выступать внутренние документы (правила, инструкции, распоряжения), регламентирующие деятельность инвентаризационных комиссий на каждом этапе проведения инвентаризации.

В указанных внутренних организационно-распорядительных документах целесообразно отразить конкретную методику проведения инвентаризации с учетом специфики и масштабов деятельности данной организации; правила поведения инвентаризационной комиссии, подробно описывающие действия ее членов и разграничивающие их полномочия; порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий.

Также необходимо разработать формы первичных учетных документов по оформлению результатов инвентаризации — при проведении инвентаризации по международным стандартам учета; первичные документы, не предусмотренные постановлением Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.98 г. № 88 (далее — постановление Госкомстата № 88) — при проведении инвентаризации по российскому законодательству.

Приказ о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 и Журнал учета и контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-23 являются унифицированными учетными документами, утвержденными постановлением Госкомстата № 88. При проведении инвентаризации по международным стандартам компании следует разработать такие формы самостоятельно.

В приказе о проведении инвентаризации руководителем организации определяются даты начала и окончания инвентаризации, утверждается персональный состав инвентаризационной комиссии и назначается ее председатель, устанавливаются объекты проведения инвентаризационных процедур.

Планируя проведение инвентаризации по российскому законодательству, необходимо учитывать, что в действующих нормативно-правовых документах по бухгалтерскому учету (в том числе в Законе РФ № 129-ФЗ и приказе № 49) под объектами инвентаризационных процедур принято понимать имущество и финансовые обязательства организации.

Однако подтверждение статей бухгалтерской отчетности с помощью инвентаризационных процедур будет неполным без инвентаризации таких статей бухгалтерского баланса как уставный, добавочный и резервный капитал, целевые финансирование и поступления. В силу этого обстоятельства здесь и далее по тексту под объектами инвентаризационных процедур необходимо понимать имущество и источники его формирования.

В соответствии с российским законодательством по составу и функциональной роли (характеру использования) имущество компании подразделяется на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие. Оборотные активы состоят из материально-производственных запасов, средств в текущих расчетах, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

По источникам образования и целевому назначению источники формирования имущества компании подразделяются на собственные (собственный капитал) и заемные (сформированные за счет обязательств). Собственный капитал организации может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Заемный капитал включает в себя задолженность перед кредитными учреждениями и иными организациями по предоставленным кредитам и займам, обязательства по товарным и нетоварным операциям (задолженность перед поставщиками и прочими кредиторами), а также обязательства по распределению, состоящие из задолженности перед персоналом по оплате труда, налоговыми органами и органами социального страхования по платежам в бюджет и внебюджетные фонды соответственно.

По Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) объекты инвентаризационных процедур носят в большинстве случаев обозначения, аналогичные принятым в российском законодательстве, поскольку объект инвентаризации как объект бухгалтерского учета един для всех учетных систем.

Вместе с тем сама сущность объектов бухгалтерского учета и критерии их признания в отчетности российских компаний в некоторых случаях вступают в существенные противоречия с требованиями МСФО.

Вследствие этого, во-первых, возникает необходимость проводить инвентаризацию имущества, отсутствующего в отчетности, сформированной по российскому законодательству, и наоборот, не проводить инвентаризацию таких активов, которые в соответствии с МСФО утрачивают критерии их признания. Во-вторых, по причине необходимости реклассификации ряда активов инвентаризационные процедуры направлены на объекты, принятые при формировании отчетности, составленной как по международным, так и по отечественным стандартам учета, но интерпретируемые различным образом.

Остановимся на влиянии МСФО на проведение инвентаризации.

Согласно Принципам подготовки и составления финансовой отчетности по МСФО активы представляют собой экономические ресурсы, контролируемые данной компанией в результате прошлых сделок и событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

Основное различие в терминологии между российским и международным законодательством, которое оказывает существенное влияние на признание актива в отчетности, претендующей на соответствие МСФО, связано со способностью ограничивать использование актива, то есть контролировать его. В свою очередь, российское законодательство говорит о признании актива в бухгалтерской отчетности российских компаний только после решения юридического вопроса — перехода права собственности на актив.

Это обстоятельство вызывает необходимость исключения ряда объектов из состава активов компании-поставщика и (или) дополнительного их признания компанией-покупателем для достоверного формирования отчетности по МСФО и проведения инвентаризации в полном объеме.

С точки зрения компании-покупателя, осуществляющей учет по правилам российского законодательства, полученные от поставщика активы, право собственности на которые к покупателю не перешло, являются объектом забалансового учета и, следовательно, не признаются в отчетности. Согласно МСФО 2 «Запасы», МСФО 16 «Основные средства» и МСФО 17 «Аренда» активы, по которым перешли все значительные риски и преимущества владения ими, должны быть признаны в отчетности, составленной по МСФО. Признание актива при трансформации отчетности повлечет за собой не только увеличение активов компании и в дальнейшем — необходимость проведения инвентаризации по ним, но также:

  • — увеличение кредиторской задолженности — при условии, что актив оплачен не покупателем (за исключением случая, когда активом выступает лизинговое имущество);
  • — уменьшение дебиторской задолженности (авансов выданных) — при условии, что актив покупателем оплачен (кроме случаев, когда активом служит лизинговое имущество);
  • — увеличение капитала (прибыли) и кредиторской задолженности — если активом выступает лизинговое имущество, учтенное по российскому законодательству на балансе лизингодателя, и задолженность по лизинговым платежам относится к расходам отчетного периода.

С точки зрения компании-продавца, ведущей учет по российскому законодательству, актив, отданный покупателю без передачи права собственности на него, независимо от перехода всех существенных рисков и преимуществ владения включается в отчетность продавца. То есть объекты лизинга продолжают числиться в составе внеоборотных активов (в случае учета лизингового имущества на балансе лизингодателя), а материалы, товары, готовая продукция — в составе оборотных активов в качестве товаров отгруженных.

По международным стандартам активы, по которым компания не несет рисков и не имеет преимущества владения ими (то есть не контролируемые компанией), не должны приниматься при формировании данных отчетности. Их списание с баланса компании приведет к:

  • — увеличению дебиторской задолженности, признанию выручки и себестоимости — при условии, что оплата актива не производилась покупателем;
  • — уменьшению кредиторской задолженности (авансов полученных), признанию выручки и себестоимости — если актив покупателем оплачен.

Таким образом, при установлении объектов инвентаризационных процедур по МСФО необходимо учесть не только изменения в имуществе компании, произошедшие при трансформации отчетности по МСФО, но и принять во внимание те статьи, на которые оказало влияние данное изменение (как правило, это статьи источников формирования имущества).

Другое влияние требований международных стандартов на порядок проведения инвентаризации заключается в том, что активы включаются как в отчетность, составленную по российскому законодательству, так и в отчетность, сформированную по МСФО (следовательно, в том и другом случае активы подлежат инвентаризации). Однако эти активы по-разному признаются в учете и отчетности компании.

Например, в качестве объектов основных средств в бухгалтерской отчетности, сформированной по российскому законодательству, рассматриваются такие активы как земля, предназначенная для получения выгод от повышения стоимости капитала в долгосрочной перспективе, но не для реализации в ближайшем будущем в ходе обычной хозяйственной деятельности; земля, дальнейшее предназначение которой в настоящее время не определено; сооружение, находящееся в собственности отчитывающейся компании или в распоряжении по договору финансовой аренды и предоставленное в аренду по договору операционной аренды; сооружение, не занятое в настоящее время, но предназначенное для сдачи в аренду и т.п. По требованиям МСФО 40 «Инвестиционная собственность» имущество, находящееся в распоряжении владельца или арендатора по договору финансовой аренды для получения дохода от аренды (ренты) или выгод в связи с повышением стоимости капитала, не является собственностью, занимаемой владельцем (основными средствами). По этой причине все вышеперечисленные активы по МСФО признаются инвестиционной собственностью.

Операционные системы персональных компьютеров, выступающие неотъемлемой частью аппаратного обеспечения (DOS, Windows), а также программное обеспечение, не являющееся неотъемлемой частью аппаратного обеспечения (QuarkXРress), и лицензии в соответствии с российским законодательством признаются расходами будущих периодов, а согласно МСФО 16 «Основные средства» и МСФО 38 «Нематериальные активы» учитываются в составе основных средств и нематериальных активов соответственно. Главная причина та же — различный подход к определению объекта.

В соответствии с МСФО 38 «Нематериальные активы» под таковым понимается идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы, контролируемый компанией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление экономических выгод. Отсюда следует, что при признании нематериального актива в отчетности, составленной по МСФО, не требуется наличия документально оформленного исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и длительного срока полезного использования актива (более 12 месяцев).

Следовательно, в этих и многих других случаях при трансформации отчетности по МСФО возникает необходимость реклассификации статей отчетности, составленной по российским требованиям. Вследствие этого при инвентаризации по МСФО должна быть обеспечена строго целевая направленность на те объекты и в том их качестве, в каком они определены в отчетности, трансформированной в соответствии с МСФО.

После того как объекты инвентаризации определены, важно убедиться в должной организации складского хозяйства и контрольно-пропускной системы, произвести все соответствующие записи в регистрах учета и вывести остатки на день инвентаризации.

Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей. На этом же этапе инвентаризационной комиссии следует получить подтверждение учетных данных от сторонних организаций — поставщиков, покупателей, кредитных учреждений, налоговых органов и органов социального страхования и обеспечения.

После всех необходимых подготовительных мероприятий производится вещественная и документальная проверка имущества и источников его формирования.

Подготовка к инвентаризации

Подготовка к инвентаризации начинается с утверждением инвентаризационной комиссии на которую возложена проведение инвентаризации или постоянная действующая группа работников.

Состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом комиссии и как на начало отчетного года по Учетной политике предприятия. Председатель действующей комиссии является руководитель или заместитель, а состав комиссии: гл. бухгалтер, нейтральные рабочие лица на предприятии. Непосредственное проведение инвентаризации осуществляется рабочей группой или инвентаризационной комиссии, они несут ответственность за своевременную полноту проведения, а также права определять результат инвентаризации: недостача или излишки.

Запрещается проводить инвентаризацию при отсутствии одного из членов комиссии, а проверить в натуральном остатке при присутствии материально ответственного лица.

Ответственность инвентаризационной комиссии (рабочей группы): своевременность, полнота, точность, правильность, законность выявленных результатов.

Основная документация на проведение инвентаризации: приказ, книга контроля за выполнением проведения инвентаризации, расписка материально ответственного лица, о том что все документы на поступление и выбытие записаны, акт контроля проверки, книга регистра контрольной проверки, инвентаризационная опись, сличительная ведомость, если по результатам инвентаризации недостача или излишки, протокол инвентаризационной комиссии о выводах и предложениях, при недостаче, порче, излишках объяснительная записка материально ответственного лица.

Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.

Как правило, любая инвентаризация состоит из следующих этапов:

Подготовительные мероприятия — издание приказа о проведении инвентаризации, назначении инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения инвентаризации, определение объема работы (утверждение списка дебиторов), организационное обеспечение деятельности.

Основной этап (документальная проверка) — сбор первичной документации, анализ представленных документов, сопоставление данных, истребование дополнительных документов.

Заключительный этап — оформление результатов инвентаризации, проверка достоверности данных, полученных в результате инвентаризации, согласовательные мероприятия, подписание акта выполненных работ, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации, приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с результатами инвентаризации, списание дебиторской задолженности.

При инвентаризации имущества организации по строке баланса «Дебиторская задолженность» проводится документальная проверка, при которой наличие финансовых обязательств подтверждается непосредственно первичными документами.

Все положения, отраженные в бухгалтерском учете, должны быть подтверждены первичными документами, которые доказывают наличие или отсутствие дебиторской задолженности, а именно:

договор (или иной документ, из которого можно сделать вывод о том, что между сторонами было достигнуто согласие по выполнению того или иного обязательства);

документы, подтверждающие выполнение сторонами принятых на себя обязательств (счета-фактуры, платежные поручения, накладные, квитанции в приеме груза, доверенности, акты выполненных работ и т.д.);

дополнительные документы, отражающие текущее состояние взаимоотношений между сторонами, а также подтверждающие признание одной из сторон наличия задолженности (акты сверок взаиморасчетов, претензионные письма, ответы на данные претензии и т.д.).

Кроме того, в соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Следовательно, при взыскании дебиторской задолженности в судебном порядке в качестве обоснований исковых требований кредитора необходимо представить первичную документацию.

В Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», определен порядок проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется п. п. 3.44 — 3.48 Методических указаний.

Для проведения инвентаризации расчетов согласно п. 2.2 Методических указаний создается инвентаризационная комиссия, состав которой согласно п. 2.3 Методических указаний утверждает руководитель организации. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа N ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки. При инвентаризации проверяется правильность осуществления расчетов с другими хозяйствующими субъектами, кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти, с физическими лицами, а также обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности».

Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:

— с кредиторами по кредитам;

— с бюджетом по налогам и сборам и с внебюджетными фондами по взносам;

— с покупателями и поставщиками;

— с работниками, в том числе с подотчетными лицами;

— с другими дебиторами и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Прежде всего проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах по истечении срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным лицом.

По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Перед началом инвентаризации расчетов с дебиторами необходимо оформить акт сверки. Акт сверки оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка.

На конец года осуществляется сверка остатков на расчетном счете в банке. Банк представляет организации акт сверки остатков денежных средств на 1 января следующего года. Акт сверки составляется в двух экземплярах. В подтверждение указанного остатка денежных средств руководитель и главный бухгалтер организации подписывают оба экземпляра акта и заверяют печатью организации. Один экземпляр акта сверки возвращается в банк, а второй подшивается с инвентаризационными документами.

Инвентаризация расчетов с кредиторами заключается в проверке данных учета, числящихся на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». По полученным кредитам проверяются наличие и содержание договоров банковского кредита, их целевое использование, своевременность и правильность отражения в учете получения и погашения, правильность отражения процентов за пользование заемными средствами.

При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами происходит сверка данных бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в декларациях, а также с суммами, перечисленными в оплату налогов и сборов. Кроме того, по не уплаченным в срок налогам необходимо проверить исчисление пеней и их уплату.

Для проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам, сборам и взносам Приказом ФНС России от 4 апреля 2005 г. N САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению» утверждены формы документов, которыми оформляется результат сверки, и Методические указания по заполнению этих форм. Налоговый инспектор формирует в двух экземплярах акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по формам N 23 (полная), N 23-а (краткая), а также справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме N 39-1, N 39-1 ф на основе данных налогового органа. В случае отсутствия расхождений в форме N 23-а (краткая) данных налогового органа с данными налогоплательщика документ подписывается налогоплательщиком и должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками, оформившим его. Кроме того, оба экземпляра документа визирует начальник отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр акта сверки вручается налогоплательщику или передается для отправки заказным отправлением с уведомлением. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа инспектор осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме N 23 (полная). После исправления ошибок формируется акт сверки расчетов с бюджетом в двух экземплярах по форме N 23-а (краткая) с учетом внесенных изменений, затем один из экземпляров с подписями налогоплательщика и инспектора передается налогоплательщику.

В случае снятия налогоплательщика с учета и постановки его на учет в другом налоговом органе акт сверки по форме 23-а (краткая) составляется в трех экземплярах:

1) передается налогоплательщику;

2) хранится в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов;

3) направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

До начала инвентаризации расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками и с прочими дебиторами и кредиторами стороны в двух экземплярах подписывают акт сверки задолженности между организациями.

Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить, не числятся ли в составе полученных авансов суммы, которые следует зачесть в счет уже отгруженной продукции.

В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете сумм займов, предоставленных работникам, а также выявление задолженности по оплате процентов и погашению займов. Также проверяются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работниками в результате брака, недостач и хищений денежных и материальных ценностей.

Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17).

Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. В акте указываются:

1) наименование организации дебитора (кредитора);

2) счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

3) суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

4) суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

К акту инвентаризации расчетов по указанным видам задолженности должна быть приложена справка (Приложение к форме N ИНВ-17). Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта. В справке указывают:

— реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;

— дату и причину возникновения задолженности;

— сумму задолженности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *