Федеральное казенное учреждение

Общие положения ФЗ 83

Датой вступления в силу закона под номером 83 считается 23.04.2010 г. (в Госдуме). Совфед дал ему ход пятью днями позже, 28.04.2010. Новейшая редакция была утверждена 27.11.2017 (N 83-ФЗ). Основная задача данного законодательного акта направлена на интеграцию изменений, которым подлежат отдельно взятые законы РФ. Он направлен на улучшение правового статуса бюджетных организаций в целом.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 257

Основное содержание статей закона

  • Статья номер один включает положение об исключении термина «бюджетный» из части 1 ст. 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» N 395-1. Непосредственно в самой части закона указываются прямые обязательства кредитных учреждений, БПА и физлиц. Детально описывается регламент эксплуатации платежных терминалов или банкоматов;
  • Ст. вторая является утратившей силу с 1.03.2011 г. согласно N 3-ФЗ;
  • Ст. под номером 3 не имеет юридической силы с сентября 2013-го на основе N 273-ФЗ;
  • Ст. 4. Описан перечень изменений, внесенных в закон об «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» N 3612-1 от 9.10.1992. Дополнены статьи 26, 41, 46, 47, 51. Пятая часть статьи номер 53 признается утратившей силу;
  • Пятая ст. ФЗ 83 дает перечень корректировок ч. 1 Гражданского кодекса РФ. Указываются изменения и дополнения в словосочетаниях и фразах, затронувших статей 48, 61, 296, 299. Ст. под номером 298 о способах распоряжения имуществом учреждения предложена в новой редакции;
  • В шестой ст. представлены поправки, затрагивающие 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Всего было изменено 17 статей упомянутого закона;
  • Ст. 7 указывает удаленные слова из части № 2 Гражданского кодекса в статьях 665, 666, 764;
  • Восьмая ст. отдана под описание изменений в N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
  • Ст. 9 упоминает незначительные детали редактуры в N 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Ст. 10 утратила силу;
  • Одиннадцатая ст. – изменения в N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Ст. 12 не имеет законодательной силы;
  • В ст. № 13 приведен массовый перечень поправок в Бюджетном кодексе России. Приводится изложенная в последней редакции ст. 161 актуального кодекса. Эта часть ФЗ 83 является одной из наиболее объемных;
  • Содержание ст. 14 посвящено изъятым из текста словам и фразам из N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • Пятнадцатая ст. перечисляет измененные абзацы и пункты N 184-ФЗ;
  • Ст. 16 закона – изменения во второй части Налогового Кодекса РФ;
  • В семнадцатой ст. изложен ряд модификаций, касающихся Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Ст. 18 приводит поправку в п. 1 ст. 9 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»;
  • Ст. номер 19 дает сведения о преобразованиях в ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Двадцатая ст. – корректировки в законодательном акте «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Ст. 21 закона неактуальна;
  • В ст. 22 включен новый вариант п. 3 ч. 3 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции»;
  • Ст. под номером 23 оформляет детальный перечень изменений в ФЗ 174 «Об автономных учреждениях»;
  • В ст. 24 обосновывается необходимость внесения поправок в N 63-ФЗ;
  • Ст. 25 закона признана не имеющей силы;
  • Ст. 26 – исключения слов из шестой части ст. 31 закона «О морских портах в Российской Федерации…»;
  • Ст. 27 затрагивает изменения в Федеральном законе «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
  • Ст. 28 отображает суть редакции закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г.;
  • 29-я ст. утратила силу;
  • Базовое содержание ст. номер 30 является уникальным. Она включает 27 пунктов, описывающих обязанности и права бюджетных учреждений при получении средств на лицевые счета, а также процедуру возврата остатков и меры, применяемые в случаях невыплаты по договору;
  • Ст. 31. Означен процесс, при котором положение федеральных учреждений доводится до соответствия с требованиями всех законов, чьи изменения описаны в текущем акте и статье;
  • В ст. под номером 32 указан комплексный ряд корректур, внедренных в описанные в предыдущих статьях законы РФ;
  • Ст. 33 приводит данные о датах актуализации главных параграфов текущего закона. Указываются ключевые моменты касательно переходного периода.

Последние поправки, внесенные в закон

На протяжении истории своего существования, закон 83 неоднократно редактировался. Наиболее актуальная версия акта датируется ноябрем 2011 года (27.11.2011). Последние поправки затронули статью 30, в которую было внесено сразу несколько изменений и дополнений. Их краткий обзор поможет понять, в чем состоит суть главных корректировок закона.

Изменения в статье 30 83 ФЗ

  • Часть 15 утверждает статус расходов бюджетного учреждения, если средства были получены как финансовые субсидии или дотации ОМС. В этой ситуации не требуется представление специальной документации для подтверждения источника финансов, если нет других, обоснованных законом запросов;
  • Редактированная версия ч. 16 ст. 30 описывает необходимость передачи документов, содержащих правовое обоснование, для распоряжения денежными средствами, выделенными как статья расходов бюджетным учреждениям. Правовой основой здесь также служат статьи 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса РФ;
  • Абзац 4 п. 7 ч. 20 ст. 30. Новый вариант рассказывает о регламенте действий, когда должник, в роли которого выступает бюджетное учреждение, нарушает сроки исполнения, указанные в актуальном акте. Другим мотивом для применения санкций может стать соответствующее решение налогового органа. В данной ситуации все финансовые операции и счета должника замораживаются. Транзакции, связанные с оплатой труда работников учреждения, проводятся в прежнем режиме; то же самое по закону касается перечисления налогов и страховых взносов;
  • Откорректирован абзац под номером 5 п. 7 ч. 20 ст. 30. Указывается организация, которая проводит все возможные операции со счетами должника. Упоминается процедура по предоставлению должником необходимой документации, на основании которой активные действия со счетами не будут приостановлены;
  • Абзац второй п. 8 ч. 20 ст. 30. При нарушении должником обязательств, взятых на себя по закону, включая обязательную регулярную выплату, орган, который занимается счетами бюджетного учреждения, останавливает их обслуживание и все финансовые операции, кроме упомянутых в абзаце № 4 транзакций. Приостановление операций проводится после 5 рабочих дней с момента наступления дня регулярной выплаты помесячно;
  • Изложенная в актуальной редакции часть 23 ст. 30 посвящена статусу остатков средств из ресурсов, выделенных бюджетному учреждению. В случае возникновения подобной ситуации, остаточные средства должны быть возвращены. Иначе говоря, они передаются обратно в бюджетную систему РФ, со счетов которой произошло инициальное перечисление на счет некоммерческой организации. Временные рамки, установленные для возврата, тоже оговариваются в данной части статьи 83 ФЗ.

Редактированный 83 ФЗ также содержит два дополнения к статье 30:

  1. Ч. 16.1 приводит информацию о соблюдении норм закона бюджетными учреждениями, если те по договору получают товары или услуги на основе авансовых платежей;
  2. Ч. 22.1. Основная суть дополнения заключается в предоставлении данных об остаточных средствах на счетах некоммерческих организаций. Если в бюджете последних не фиксируется превышение собственных доходов свода бюджета всех уровней в размере 20%, зарегистрированное в промежутке 2-х из 3-х финансовых отчетных лет, то возврат остатков проходит в стандартном режиме. Соответственно, что остаточные средства могут возвращаться в бюджет страны, откуда и было сделано первоначальное перечисление.

Скачать текст закона о бюджетных учреждениях

Как утверждает статистика, Россия входит в число лидеров среди стран, для которых характерно чрезмерное количество работников бюджетной сферы. Согласно некоторым исследованиям, численность занятых в бюджетном секторе лиц в РФ выше, чем в развитых странах, почти в 1,4 раза (данные за 2014 г.). Как следствие, уже сейчас правительство рассматривает ряд предложений по сокращению данной цифры. Это означает, что упомянутый закон посвящен одной из наиболее острых социальных проблем.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ можно найти по ссылке.

«Инвентаризация» учреждений государственного сектора

По данным 2010 г. в субъектах РФ существует 278 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Это огромная сеть, которая подлежит «инвентаризации» с целью определения эффективности деятельности входящих в нее учреждений и дальнейшей оптимизации (модернизации).

В соответствии с положениями ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

На федеральном уровне действует Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений @ и внесения в них изменений, установленный постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее — постановление Правительства РФ № 539), в котором полномочиями по принятию соответствующего решения об изменении типа учреждения обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, т. е. субъект бюджетного планирования.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ

Критерии при выборе учреждения

Рассмотрим, каким образом определяет типы учреждений законодательство РФ.

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)).

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

ГЛАВНОЕ

Для установления типа учреждений необходимо:

1 определить основные категории учреждений по каждой отрасли (например, в образовании: школы, детские сады, детские клубы, коррекционные школы, интернаты и пр.);

2 определить, какие государственные (муниципальные) услуги они оказывают;

3 определить оптимальный тип учреждений для каждой категории (группы) — автономные, бюджетные, казенные;

4 провести анализ учреждений по категориям (группам) и выявить те, к которым должен быть применен индивидуальный подход при определении типа учреждения;

5 определить перечень учреждений подлежащих переводу в автономные, бюджетные и казенные;

6 разработать программу оптимизации сети учреждений по отраслям и начать ее реализацию с обязательным определением пилотных учреждений на уровне субъекта РФ и муниципалитета.

Таким образом, единственным типом государственного (муниципального) учреждения, имеющим право выполнять государственные функции, является казенное учреждение.

Данное утверждение имеет опосредованное подтверждение в п. 11 ст. 161 БК РФ, согласно которому правовое положение казенных учреждений распространяется на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Согласно постановлению Правительства РФ № 539, в случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления им государственных функций, учредитель представляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, пояснительную записку, содержащую информацию о федеральном учреждении, которому указанные государственные функции будут переданы.

Первым критерием при выборе типа учреждения является возможность выполнения им государственных (муниципальных) функций.

Следующим критерием является сфера деятельности, в которой создается учреждение.

Для автономного учреждения сфера деятельности ограничена — наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами. Например, Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает возможность создания в форме автономных учреждений федеральных университетов, а Градостроительный кодекс РФ -автономных учреждений по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.

Все автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности (в т. ч. путем изменения типа) подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона № 83-ФЗ (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-Ф3).

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ к статусу казенных отнесены:

1 управления объединений, соединений и воинские части Вооруженных Сил России, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

4 учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС России, Федеральной таможенной службы, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Для бюджетного учреждения сфера деятельности не ограничена, хотя отмечены приоритетные направления, в которых они создаются — наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.

Для казенного учреждения сфера деятельности не ограничена.

К казенным должны быть отнесены учреждения, которые действуют в интересах общества, выполняя специфические услуги, которые не могут быть оказаны кем-либо кроме публичного правового образования.

Еще одним критерием отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного является осуществление им приносящей доход деятельности.

Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, и являются доходом соответствующего бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Если учреждение осуществляет платные услуги в большом объеме, то при переходе в статус казенного, высока вероятность, что оно потеряет заинтересованность в их оказании.

У казенного учреждения не будет раздела на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом к балансовым счетам №№ 40503, 40603, 40703.

Для справки

При создании казенных учреждений в силу ст. 31 Закона 83-ФЗ:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не перезакрепляется (т. е. признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Единственным исключением из общего правила будут являться учреждения системы исполнения наказаний. В соответствии с п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

Указанные доходы отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых данным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.

Порядок использования средств, полученных с применением труда осужденных, установлен приказом Минфина России от 21.07.2010 № 73н.

К размышлению

Учреждения, которые можно отнести к казенным:

  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
  • оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по проведению административной реформы разрабатываются комплексные отраслевые методические рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований, в т. ч. в части рекомендаций по отнесению учреждений к тому или иному типу в зависимости от отраслевой специфики.

Например, с учетом выраженной социальной направленности деятельности, обусловленной особенностями контингента обучающихся, воспитанников (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, а также дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях и т. п.), в случае отсутствия у образовательного учреждения достаточного экономического (включая приносящую доход деятельность и другие дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения, в т. ч. добровольные пожертвования) и управленческого потенциала, целесообразно отнести к типу казенного учреждения.

По сути, статус казенных учреждений будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

При этом согласно Методическим рекомендациям по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р, данные образовательные учреждения могут быть отнесены и к бюджетным.

Важные моменты при переходе в статус казенных учреждений

При переходе учреждения в статус казенного с учетом требований установленных Законом № 83-ФЗ целесообразно обратить внимание на следующее.

4 пункта, которые должны быть в учредительных документах:

1 общие сведения об учреждении (наименование, тип, местонахождение, наименование органа осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника имущества);

2 исчерпывающий перечень видов деятельности;

3 положения об открытии лицевых счетов;

4 указание на субсидиарную ответственность публичного правового образования по обязательствам казенного учреждения.

Необходимо определить срок (не позднее 1 января 2012 г.), после которого доходы от оказания казенными учреждениями приносящей доход деятельности начинают зачисляться в доход соответствующего бюджета (п. 2 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для федеральных казенных учреждений это 1 января 2012 г. (ч. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для казенных учреждений субъектов РФ дата должна быть установлена законом субъекта РФ, а для муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления (п. 4 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).

В соответствие с положениями приказа Минфина России от 30.07.2010 № 84н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н» необходимо привести в соответствие с нормами названного приказа порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

На основании приказа Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об определении общих требований к составлению и утверждению отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества» следует разработать порядок составления и утверждения соответствующего отчета.

До 1 июня 2011 г. всем федеральным, и до 1 декабря 2011 г. — региональным и муниципальным учреждениям необходимо привести в соответствие с изменившимся правовым положением свои учредительные документы.

В целях изменения учредительных документов федеральным государственным учреждениям следует руководствоваться положениями постановления Правительства РФ № 539. А региональным и муниципальным — аналогичными нормативными правовыми документами, разработанными на соответствующем уровне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *