Федеральные лицензионные сборы

Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Собственное Дело»

Документы статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о рекламе — Закон Украины «О рекламе» в редакции Закона Украины от 11.07.2003 г. № 1121-IV.

Декрет № 56-93 — Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Основы налога с рекламы

Налог с рекламы относится к местным налогам, порядок его уплаты регулируется статьей 11 Декрета № 56-93 и положениями местных органов исполнительной власти. Он взимается при размещении рекламной информации с коммерческой целью в СМИ, на телевидении, в виде афиш, плакатов, на специальных щитах, имуществе; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и т. д.

Объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установление и размещение рекламы, его размеры устанавливаются местными советами. Предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время.

Госкомпредпринимательства в письме от 22.03.2010 г. № 3511 разъяснил вопрос определения понятий «разовая реклама» и «реклама на длительное время».

В письме сказано, что в Законе о рекламе и Декрете № 56-93 не даются определения терминов «разовая реклама» и «реклама на длительное время», поэтому при исчислении налога и применении ставок следует исходить из:

1) содержания нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и уплаты налога с рекламы;

2) условий договора на установление (размещение) рекламы;

3) вида (типа) рекламного носителя, на котором размещается реклама.

Анализ решений органов местного самоуправления о введении на соответствующих территориях налога с рекламы свидетельствует о том, что критерии классификации рекламы во многих случаях являются разными. Следовательно, если Положение о порядке начисления и уплаты налога с рекламы не дает четкого трактования терминов «разовая реклама» и «реклама на длительное время», то плательщику следует ориентироваться на второй критерий — условия договора на установление (размещение) рекламы.

Механизм взимания налога с рекламы следующий. В процессе размещения рекламы участвуют заказчик услуг по установлению и размещению рекламы и лицо, оказывающее данные услуги.

Плательщиком налога с рекламы является заказчик услуг (юридическое лицо или гражданин). Однако вначале лицо, размещающее рекламу, включает его в счет за свои услуги, тем самым фактически взимая этот налог с заказчика таких услуг (с плательщика налога с рекламы). Затем полученный налог лицо, оказывающее услуги, перечисляет в бюджет. Получается, что заказчик услуг по установлению и размещению рекламы, как плательщик налога с рекламы, только отдает свои деньги исполнителю таких услуг, а исполнитель декларирует эти средства и перечисляет их в бюджет. Причем лица, которые всего лишь изготавливают рекламу, но не занимаются ее установлением или размещением, а также размещают рекламу без использования чьих-либо услуг и т. д., к уплате налога с рекламы в большинстве случаев отношения не имеют.

Базой для начисления налога с рекламы является договорная (контрактная) стоимость работ, услуг по установке и размещению рекламного продукта, без учета сумм НДС.

Предпринимателям — плательщикам НДС стоит обратить внимание на то, что в налоговой накладной сумма налога с рекламы отдельно не указывается. К тому же в самой форме налоговой накладной не предусмотрена строка для отражения данных о платежах и сборах, не включаемых в базу обложения НДС. Данные графы 11 раздела VII налоговой накладной не будут соответствовать фактически полученной сумме оплаты за услуги по размещению рекламы.

В данном случае можно порекомендовать отражать налог с рекламы в графе 11 раздела III налоговой накладной, дописав: «Налог с рекламы» в строке после слов «возвратная тара». В данном случае общая сумма с НДС к оплате (графа 11 раздел VII) будет соответствовать фактически полученной сумме оплаты за услуги по размещению рекламы.

Налог с рекламы может включаться в состав расходов предпринимателя (подпункт 5.2.5 статьи 5 Закона о налоге на прибыль).

В различных ситуациях при изготовлении и размещении рекламы возникает вопрос, нужно ли в том или ином случае уплачивать налог с рекламы. Рассмотрим несколько таких ситуаций подробнее.

1. ВОПРОС. Предприниматель обратился к дизайнеру за услугами по изготовлению рекламного материала. Будет ли начисляться налог с рекламы на стоимость таких услуг?

ОТВЕТ. Согласно Декрету № 56-93 объектом для исчисления налога с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы.

Тем не менее местными органами власти часто устанавливается требование об уплате налога с рекламы и со стоимости услуг по изготовлению рекламы (например, дизайну, верстке).

Заметим, что Закон о рекламе при определении субъектов рекламной деятельности разделяет понятия производителей и ее распространителей. Так, в письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 подчеркивается, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

2. ВОПРОС. Предприниматель самостоятельно изготовил листовку с рекламой своей продукции. Нужно ли уплачивать налог с рекламы?

ОТВЕТ. Выше мы обращали внимание на такой нюанс: согласно Декрету № 56-93 объектом для исчисления налога с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Поэтому одно только производство (изготовление) рекламы налогом с рекламы облагаться не должно.

Следовательно, ни сам предприниматель, ни сторонний изготовитель (типография) не должны начислять налог с рекламы на стоимость изготовления рекламных листовок. Однако мы уже говорили о том, что в вопросе уплаты налога с рекламы необходимо руководствоваться также требованиями, установленными местными органами власти.

Что касается распространения собственных листовок, то здесь ситуация такая. Довольно часто органы местного самоуправления требуют уплачивать налог с рекламы и в случаях саморекламы. ГНАУ в отношении данного вопроса также считает, что при саморекламе уплачивать налог необходимо. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в письме ГНАУ от 23.02.2001 г. № 91/4/18-1114. При этом база для начисления налога с рекламы устанавливается исходя из:

1) тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов со сторонними заказчиками;

2) себестоимости рекламной продукции (работ, услуг), если субъект предпринимательской деятельности не предоставляет рекламные услуги сторонним заказчикам и следовательно не имеет тарифов на такие платные услуги.

Мы с такой точкой зрения не согласны. На наш взгляд, объект налогообложения возникнет только в том случае, если предприниматель обратится к услугам сторонних лиц (например, к рекламному агентству) по распространению листовок, буклетов и т. п.

В качестве подтверждения этой позиции можно привести такой аргумент. Декретом № 56-93 предусмотрена уплата налога с рекламы только во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы, а объектом обложения налогом с рекламы является именно стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Следовательно, для возникновения объекта обложения налогом с рекламы необходимо наличие двух сторон:

— предоставляющей услуги по установлению и размещению рекламы;

— получающей и оплачивающей такие услуги.

В случае саморекламы «оплата услуг за установление и размещение рекламы» никогда не произойдет, ведь невозможно предоставить услуги самому себе.

Однако в некоторых решениях местных советов прямо указывается, что если рекламодатель выполняет рекламные работы самостоятельно, то стоимость таких работ (услуг) с целью налогообложения определяется исходя из фактически произведенных затрат на изготовление средств распространения рекламы. То есть если в местном решении есть указание на необходимость уплаты налога при самостоятельном изготовлении рекламы и предприниматель не хочет ни с кем спорить, налог придется уплатить.

Что касается распространения рекламных листовок в своем магазине, то здесь вопросов о налоге с рекламы не должно возникать. Дело в том, что пунктом 7 статьи 8 Закона о рекламе предусмотрено, что размещение информации о производителе товара и (или) о товаре в местах реализации потребителю не является рекламой. Это же мнение высказала ГНАУ в письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316.

3. ВОПРОС. Является ли рекламой вывеска над входом в магазин (другой объект предпринимателя) и нужно ли уплачивать при ее размещении налог с рекламы?

ОТВЕТ. Согласно части шестой статьи 9 Закона о рекламе вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаки для товаров и услуг, которые принадлежат этому лицу, вид его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), время работы, которая размещена на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже у входа в такое помещение не считаются рекламой.

Однозначно это справедливо для табличек с режимом работы и наименованием предпринимателя.

Тем не менее на сегодняшний день возникают сомнения относительно вывески в виде специальной конструкции (нестандартной таблички), размещенной на фасаде.

Местные органы власти эти недочеты, можно сказать, ликвидировали, но зачастую в «местных» документах есть противоречивые положения. Так, в городе Харькове вывеска попала в разряд внешней рекламы, на которую оформлять разрешение на размещение нужно, а вот платить арендную плату за пользование местом для ее размещения (крепления) не нужно.

Тем не менее если предпринимателю не нужны конфликты с местными органами и он согласится с тем, что его вывеска — это реклама, то уплачивать налог с рекламы в бюджет все равно будет лицо, которому заплатили «за установление и размещение рекламы».

4. ВОПРОС. Предприниматель является автором книги о народной медицине и лекарственных травах и планирует продавать ее оптом и в розницу. Однако при ее написании возник вопрос: если в тексте сказано об эффективном действии лекарственных средств определенной торговой марки (договора на оказание рекламных услуг с фармпроизводителем нет), то возникнут ли какие-либо налоговые последствия у автора, в частности нужно ли будет уплатить налог с рекламы?

ОТВЕТ. Согласно статье 309 ГКУ автор имеет право упоминать в своей книге все, что считает необходимым, если это не противоречит действующему законодательству.Указание на торговую марку, производящую лекарственные препараты, вполне допустимо.

Налог с рекламы в нашем случае уплачивать не придется, поскольку отсутствует объект налогообложения согласно статье 11 Декрета № 56-93. Так как в рассматриваемом вопросе у автора книги нет договора с фармпроизводителем на размещение рекламы и никакой оплаты от фармпроизводителя автор не получает, значит, налог с рекламы уплатить просто не из чего.

Более того, налог с рекламы не нужно уплачивать даже тогда, когда предприниматель размещает ее по договору, но делает это бесплатно. Аргумент тот же — нет объекта налогообложения. Налоговики на местах с таким подходом чаще всего соглашаются (письмо ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508). А при отсутствии договора тем более претензий не должно быть.

5. ВОПРОС. Нужно ли уплатить налог с рекламы, если предприниматель заказал визитки для их дальнейшего распространения среди клиентов?

ОТВЕТ. О налоге с рекламы в отношении визиток можно говорить тогда, когда визитка содержит рекламную информацию (например, о деятельности предпринимателя и т. д.). Такой случай, по мнению ГНАУ, изложенному в письме от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210, расценивается как размещение изготовителем рекламы на рекламном средстве.

Поскольку объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установку и размещение рекламы, то типография (другой производитель визиток) в счете за свои услуги должна выставлять налог с рекламы и уплачивать его в бюджет.

Опять же, такая позиция ГНАУ является спорной, поскольку при изготовлении визиток оказываются полиграфические услуги, а не услуги по размещению рекламы.

6. ВОПРОС. Как начисляется налог с рекламы, если ее изготовлением и размещением занимается рекламное агентство?

ОТВЕТ. Рекламное агентство может выступать и в качестве производителя, и в качестве распространителя рекламного продукта одновременно. Однако это вовсе не означает, что обложению налогом с рекламы подлежит вся сумма предоставленных услуг. В частности, об этом говорится в письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 и подчеркивается, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с этим в документах должны быть четко разграничены предоставленные услуги отдельно по производству и распространению рекламы. Если же такое разделение отсутствует, то налог с рекламы исчисляется со всей суммы предоставленных услуг по изготовлению и распространению рекламы. Например, в случае размещения рекламного блока в газете, когда стоимость ее изготовления отдельно не выделена, объектом обложения налогом с рекламы является вся сумма по договору.

7. ВОПРОС. Гражданин — собственник квартиры на первом этаже многоэтажного дома в г. Харькове заключил с юридическим лицом договор «о пользовании местом для размещения специальной конструкции». Предмет договора: гражданин (собственник) предоставляет пользователю (юрлицу) во временное пользование место на фасаде дома для размещения специальной конструкции (фактически это рекламный щит), за что пользователь уплачивает гражданину определенную плату. Нужно ли в данном случае уплачивать налог с рекламы, и если нужно, то кто его уплачивает?

ОТВЕТ. Суть заключенного между сторонами договора — предоставление разрешения юрлицу пользоваться в течение определенного срока определенной площадью фасада здания. Физлицо в данном случае никаких активных действий для реализации договора не предпринимает. В то же время услуги по установке и размещению рекламы предполагают активные действия, ведь рекламный щит сам по себе на стене появиться не может. Понятно, что эти активные действия в нашем случае будет предпринимать именно юридическое лицо, которое либо самостоятельно будет устанавливать рекламный щит на стену, либо закажет соответствующую услугу стороннему лицу. Именно в отношениях между юридическим лицом и сторонним лицом, которое будет устанавливать (размещать) рекламу, и будет возникать объект налога с рекламы.

В данном случае нужно обратить внимание на такой нюанс. В Киевском положении о налоге с рекламы объектом налога с рекламы также является плата за право временного использования мест для расположения объектов внешней рекламы и рекламы на транспорте в г. Киеве. Но во-первых, речь идет о плате, которая уплачивается городу, а не частным лицам, а во-вторых, это, на наш взгляд, не соответствует нормам Декрета № 56-93. То есть никаких аналогий в данном случае проводить нельзя.

8. ВОПРОС. У предпринимателя есть свой собственный сайт в Интернете. Он размещает на нем рекламные баннеры других субъектов, в том числе в обмен на размещение собственных баннеров на их сайтах. Как уплачивается налог с рекламы?

Ответ. Услуги по размещению рекламы в виде баннеров являются объектом налога с рекламы. Налог с рекламы уплачивается при оплате услуг за их установку и размещение.

Например, предприниматель размещает на своем сайте баннер ООО «Перевозчик», при нажатии на который открывается его страничка в Интернете.

ООО «Перевозчик» платит за размещение баннера в течение трех месяцев 120,5 грн. (в том числе НДС — 20 грн., налог с рекламы — 0,5 грн.).

Существует вариант, когда рекламодателем оплачивается не просто размещение баннера на сайте другого лица, а покупаются показы баннеров оговоренное число раз. Если пользователь загрузил веб-страницу лица, оказывающего рекламные услуги, то считается, что он увидел баннер рекламодателя, и это засчитывается как один показ. В этом случае налог с рекламы уплачивается со стоимости оплаты количества показов.

Итак, в данной статье мы постарались ответить на большинство интересующих вас вопросов о налоге с рекламы. Если же какие-то нюансы были не охвачены, то вы можете прислать свой вопрос в адрес нашей редакции по почте или на электронный ящик — sd@id.factor.ua.

Вся электронная библиотека >>>

Финансовое право >>

Учебники для вузов

Финансовое право

Раздел: Экономика

Официальное, законодательно закрепленное определение ли­цензии — это «разрешение (право) на осуществление лицензируе­мого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензион­ных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю», а лицензирование — это «мероприятия, связанные с выдачей ли­цензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и над­зором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствую­щих лицензионных требований и условий» (ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.*).

_____________________

*1 СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857; № 48. Ст. 5853.

Лицензия является ненормативным правовым актом исполни­тельного органа государственной власти или местного самоуправ­ления, дающего юридическому или физическому лицу право на осуществление определенной деятельности в течение конкретного срока, указанного в лицензии.

Лицензирование — одно из средств государственного регулиро­вания экономической и социальной деятельности, осуществляе­мой юридическими и физическими лицами в сферах, затрагиваю­щих государственные, общественные и частные интересы. В тех сферах, где действует система лицензирования, правомерной при­знается только разрешенная соответствующими лицензиями дея­тельность; нелицензированная деятельность незаконна уже в силу одного лишь факта отсутствия лицензий.

Лицензирование является комплексным правовым инсти­тутом.

В своей основе его образуют нормы административного права (процедура рассмотрения заявлений о выдаче лицензий, надзор за соблюдением законодательства, относящегося к соответствующе­му виду деятельности и т.д.). Далее, это нормы гражданского права (в частности, о праве лица заниматься лицензируемой деятель­ностью).

Нормы финансового права регулируют отношения по поводу внесения лицензиатами в бюджет установленных платежей, а также по планированию поступления и распределения лицензион­ных платежей как источников доходов бюджетной системы.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Фе­деральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности «.

Названный закон уточнил правовые категории, относящиеся к лицензированию, процедуру лицензирования, юридические пос­ледствия соблюдения и несоблюдения требований и условий выда­чи лицензий, финансовые аспекты лицензионной деятельности и т.д. Весьма существенно следующее обстоятельство. Закон упоря­дочил практику внедрения и осуществления института лицензи­рования, имея в виду, что до принятия Закона как федеральные исполнительные органы, так и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления произвольно вводи­ли системы лицензирования, устанавливали лицензионные сборы, исходя из ведомственных или местнических соображений и т.д.

В дальнейшем перечень лицензируемых видов деятельности, установленный Федеральным законом от 25 сентября 1998 г., может изменяться (расширяться или сужаться) также федеральными законами. До настоящего времени перечень лицензируемых видов деятельности постоянно расширяется. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» названо 208 видов лицензируемой деятельности.

Каждый конкретный вид лицензируемой деятельности регули­руется специальным положением, утверждаемым Правительст­вом РФ.*

____________________

* См., например: Положение о лицензировании розничной торговли алкоголь­ной продукцией // Российская газета. 1996. 28 авг.; Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации (Россий­ская газета. 1998. 6 февр.); Положение о лицензировании деятельности по произ­водству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции // Российская газета. 1998. 18 авг.

В соответствии с законодательством в лицензионной практике имеется четыре вида платежей.

Во-первых, это плата за рассмотрение заявлений о выдаче ли­цензий.

Для получения лицензии соискатель лицензии в числе других документов представляет в лицензирующий орган документ, под­тверждающий внесение платы за рассмотрение этим органом заяв­ления соискателя.

Максимальный размер этой платы не может превышать трех­кратный минимальный размер оплаты труда, установленный фе­деральным законодательством. Конкретные размеры платы за рас­смотрение заявления соискателя устанавливаются Правительст­вом РФ.

Плата за рассмотрение заявления соискателя зачисляется в бюджет: федеральный, субъекта Федерации или местный — в за­висимости от подчиненности органа, рассматривающего заяв­ление.

Во-вторых, это лицензионный сбор.

Лицензиат, т.е. юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, которому выдана лицензия, обязан внести лицензи­онный сбор. Выдача документа, подтверждающего наличие лицен­зии, производится в течение трех дней после представления соис­кателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензи­онного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.

Размер лицензионного сбора устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятель­ности, но максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.*

_____________________

* См., например: пост. Правительства РФ «О размерах единовременных сбо­ров, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотрен­ных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление срока их действия» от 8 июня 1998 г. № 574 // Российская газета. 1998. 24 июня. Отметим, что в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» по некоторым позициям размеры лицензионных сборов, указанные в поста­новлении от 8 июня 1998 г., приведены в соответствие с размерами сборов, предус­мотренными Федеральным законом от 25 сентября 1998 г.


Лицензионные сборы зачисляются в соответствующие бюдже­ты — федеральный, субъекта Федерации или местный — в зависи­мости от подчиненности лицензирующего органа.

В-третьих, это плата за переоформление документа, под­тверждающего наличие лицензии и внесение в него изменений (в случае преобразования юридического лица, изменения его наиме­нования или места его нахождения; изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя).

Размер названной платы устанавливается Правительством РФ. Он не может превышать одну десятую минимального размера оп­латы труда, установленного Федеральным законом. Суммы платы зачисляются в соответствующие бюджеты.

В-четвертых, это плата, вносимая юридическими и физическими лицами за информацию, содержащуюся в реестрах лицензий.

Такого рода информация является открытой для названных лиц. Заинтересованные юридические и физические лица вправе получить указанную информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам государственной власти и местного самоуп­равления информация предоставляется безвозмездно.

Плата за предоставление информации не может превышать за­траты лицензирующего органа на подготовку соответствующей выписки.

Порядок и размер платы за предоставление такого рода инфор­мации устанавливается Правительством РФ.

Лицензионные платежи поступают в соответствующие бюдже­ты, а не на счета лицензирующих органов. Такая конструкция имеет своей целью исключить какую-либо имущественную выгоду лицензирующих органов от осуществляемой ими деятельности и предотвратить возможные злоупотребления с их стороны.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» финансирование лицензиро­вания проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.

К содержанию книги: Финансовое право

СБОР, ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ К внешнеторговому сбору относятся также …

В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы …

ВИДЫ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Совокупность …

Целевые налоги и сборы, общие и раздельные для юридических и …

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ СБОР ЗА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ АУКЦИОНОВ И ЛОТЕРЕЙ

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей устанавливается на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской …
bibliotekar.ru/nalogi-2/12.htm

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

7) региональные лицензионные сборы. Местные налоги — это налоги, которые в основном поступают в местный бюджет. По отношению к вышеуказанным налогам …

Понятие налогов и сборов. Налоговая система.

16) федеральные лицензионные сборы. Однако до введения в действие ст. 13 Налогового кодекса РФ действует ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря …

Объекты налогообложения. Сущность, функции и виды налогов. Пошлина …

федеральные лицензионные сборы. К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов: • налог на имущество организаций; …

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ. В патенте на право торговли

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю только этими товарами и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают. …

Региональные лицензионные сборы устанавливаются в соответ-ствии с федеральным законодательством законами субъектов Российской Федерации. Конкретного перечня рекомендуемых лицензионных сборов нет ни в Налоговом кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает виды деятельности, лицен-зирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом деятельность, на осуществление которой была выдана лицензия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может производиться на всей территории России. Положения о порядке лицензирования различных видов деятельности и порядок уплаты лицензионных сборов утверждаются законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации к основным видам лицензионных сборов относятся:

сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией;

сборы за выдачу лицензий на деятельность по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами;

сборы за выдачу лицензий на деятельность по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора);

сборы за выдачу лицензий на деятельность по разведению племенных животных;

сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала);

сборы за выдачу лицензий на перевозку пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

сборы за выдачу лицензий на деятельность по производству элитных семян и другие.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Лицензионные сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией взимаются с организаций и индивидуальных предпринимателей.

При этом алкогольной продукцией признается пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Лицензионный сбор устанавливается в размере десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на момент выдачи лицензии. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и внесения в него изменений взимается сбор, размер которого не может превышать одну десятую минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ).

Суммы сборов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом плата за рассмотрение заявления и выдачу лицензии не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.

Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является задолженность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (такое положение закреплено практически во всех законодательных актах субъектов Российской Федерации).

Лицензионный сбор за выдачу лицензий на деятельность по реализации товаров, облагаемых в установленном порядке акцизами, взимается в отношении розничной реализации алкогольной продукции и пива, а также оптовой реализации пива. Данный лицензионный сбор взимается за предоставление права розничной торговли алкогольной продукцией и пивом на территории субъекта Российской Федерации. Право на указанную деятельность возникает с момента выдачи лицензии. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных местностях, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензии оформляются на каждый объект в отдельности.

В качестве плательщиков сбора выступают юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять лицензируемую деятельность. На основании поданных документов для получения лицензии заявителю выписывается расчет лицензионного сбора.

Заявитель обязан в установленный срок произвести уплату лицензионного сбора. В случае, если сбор не был уплачен в срок, орган лицензирования имеет право увеличить срок рассмотрения заявления и осуществить перерасчет сбора, исходя из новых ставок размера оплаты труда.

При обращении в орган лицензирования заявитель уплачивает лицензионный сбор в размере одной установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы представлен-ных документов на получение лицензии расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы, непосредственно связанные с ее проведением, не включаются в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно при рассмотрении заявления.

При переоформлении лицензии в связи с реорганизацией, изменением организационно-правовой формы, наименования, юридического адреса организации или паспортных данных индивидуального предпринимателя вносится сбор в размере одной минимальной месячной оплаты труда. В связи с утратой лицензии при получении дубликата также уплачивается сбор в размере одного МРОТ.

Независимо от результатов рассмотрения заявления, поданного в орган лицензирования, сумма платы за его рассмотрение и проведение экспертизы возврату не подлежит. Такой же порядок установлен и в отношении лицензионного сбора, уплачиваемого за лицензии на оптовую реализацию пива. Однако существуют и определенные особенности уплаты данного сбора. Так, при положительном решении; для получения лицензии организации или ин-дивидуальные предприниматели вносят лицензионный сбор в размере:

а) для юридических лиц — путем умножения установленного законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия решения о выдаче лицензии) на 50 и на срок действия лицензии (от 1 до 3 лет);

б) для индивидуального предпринимателя — путем умножения установленного законом размера одного МРОТ (действующего на дату принятия решения о выдаче лицензии) на 25 и на срок действия лицензии.

В случае отказа заявителя от получения лицензии после уплаты лицензионного сбора орган лицензирования в месячный срок принимает решение о возврате внесенного сбора. При этом с заявителя взыскивается сумма в размере одного МРОТ.

Сбор за выдачу лицензии на деятельность по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) устанавливается только для юридических лиц. Тотализатором признается способ организации взаимных пари между участниками, характеризующийся определенным местом приема ставок у участников и выплат им выигрыша, использованием соответствующих технических средств, процедур, специфических приемов доведения до заинтересованных лиц достоверной информации о предстоящих событиях, на исход которых заключаются взаимные пари, и их результатах, а также порядком определения размеров выигрыша и их выплатой.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии организации-заявители обязаны уплатить сбор в трехкратном размере установленного законом МРОТ. При этом независимо от результатов рассмотрения заявления о выдаче лицензии сумма платы за его рассмотрение возврату не подлежит. За выдачу лицензии на право деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) взимается лицензионный сбор в десятикратном размере установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае наличия у организации действующей лицензии на право деятельности по содержанию тотализатора (сети пунктов тотализатора) и подачи заявления на выдачу документа, подтверждающего право осуществлять деятельность по содержанию пунктов тотализатора, объединенных в единую сеть с головным офисом, сбор за выдачу документа, подтверждающего право осуществления деятельности на заявленных пунктах тотализатора, взимается в трехкратном размере установленного законом МРОТ. Все средства, поступающие в виде лицензионного сбора, а также плата за переоформление документа, выдачу его дубликата (1/10 МРОТ) зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации.

Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается порядок лицензирования, исчисления и уплаты сборов за организацию деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материала), за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд.

Плательщиками сбора являются юридические лица и инди-видуальные предприниматели. В некоторых регионах (например, в Республике Алтай, Республике Тыва и др.) данные лицензионные сборы устанавливаются не только для производителей, но и для лиц, осуществляющих вывоз продукции (материала) за пределы региона. При этом плательщиками сбора являются толь-ко организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории данного субъекта Российской Федерации.

Ставка лицензионного сбора устанавливается в размере 10 процентов суммы, обозначенной в договоре между экспортером и хозяйством — поставщиком продукции. Ставка лицензионного сбора уменьшается на 50 процентов при продаже указанной продукции предприятиям медицинской промышленности Российской Федерации.

Плательщики сбора исчисляют лицензионный сбор самостоятельно, исходя из фактически сложившихся объемов продукции, предназначенной для вывоза, и ставки сбора. Уплата сбора производится либо в специально создаваемый внебюджетный фонд, либо в бюджет субъекта Российской Федерации. Плательщики сбора представляют в налоговые органы по месту нахождения расчеты сумм сбора вместе с бухгалтерской отчетностью в установленные сроки. Суммы сбора исчисляются поквартально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *