Федеральный налог

ГОСЫ_1 / 41.Федеральные налоги

41.Федеральные налоги — это налоги, которые устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет. Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой России и взимаются на всей территории страны. Федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

К федеральным налогам и сборам относятся: — налог на добавленную стоимость; — акцизы; — налог на доходы физических лиц; — налог на прибыль организаций; — налог на добычу полезных ископаемых; — водный налог; — сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; — государственная пошлина.

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Плательщиками этого налога признаются: — организации (юридические лица) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; — индивидуальные предприниматели, осуществляющие производительную и иную коммерческую деятельность; — лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1.реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; 3.выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Налоговая база, представляет собой стоимостное выражение объекта налогообложения и определяется налогоплательщиками самостоятельно в зависимости от особенностей реализации произведенных ими или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Налоговая база определяется по каждому виду товара (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая ставка налога на добавленную стоимость, равная 0 процентов, устанавливается при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, или работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, пассажиров и багажа через таможенную территорию Российской Федерации и в иных случаях (при условии предоставления в налоговый орган соответствующих документов на право реализации таких товаров). Налоговая ставка, равная 10 процентов, устанавливается при реализации продовольственных товаров, а также отдельных товаров для детей. Налоговая ставка, равная 18 процентов, устанавливается по остальным товарам. Сумма налога, которую необходимо уплатить на таможне, определяется по формуле: НДС = (ТС + ТП + А) x С, где (ТС + ТП + А) — налоговая база, в том числе: ТС — таможенная стоимость ввозимого товара; ТП — сумма ввозной таможенной пошлины; А — сумма акциза; С — ставка НДС в процентах (10 или 18%).

Порядок уплаты НДС при ввозе (вывозе) товаров с таможенной территории Российской Федерации зависит от таможенного режима, под который помещаются товары. При одних режимах НДС уплачивается (полностью или частично), при других — не уплачивается (см. табл.).

Таможенный режим

Налогообложение НДС

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Выпуск для свободного обращения, переработки для внутреннего потребления

Налог уплачивается в полном объеме

Реимпорт

Уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом

Режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов

Налог не уплачивается

Режим переработки на таможенной территории

Налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории России в определенный срок

Режим временного ввоза, режим переработки вне таможенной территории

Полное или частичное освобождение от уплаты налога

При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации

Экспорт, режим перемещения припасов, режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны

Налог не уплачивается

Реэкспорт

Уплаченные при ввозе на таможенную территорию России суммы налога возвращаются налогоплательщику

Другие таможенные режимы вывоза товара с территории России

Освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится

Акцизы — это косвенные налоги, включенные в цену товара. Они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета сверх прибыли, полученной от производства высокорентабельной продукции. Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый, водка, ликероводочная продукция, вина, пиво, табачная продукция, автомобили, ювелирные изделия, нефть, нефтепродукты, природный газ. Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, то есть плательщиками акцизов признаются налогоплательщики, которые совершают операции, подлежащие налогообложению. Объектом обложения акцизами являются более 20 видов операций, например, такие как реализация на территории Российской Федерации подакцизных товаров, передача на территории Российской Федерации произведенных из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) и т.д. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара: по товарам, на которые установлены твердые ставки, как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки как стоимость реализованных товаров, без акциза, налога на добавленную стоимость. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговая ставка едина на все территории Российской Федерации и разделяется на два вида: 1. твердые (специфические), установленные в абсолютной сумме на единицу обложения; 2. адвалорные, установленные в процентах к стоимости подакцизных товаров. Порядок исчисления налога предусматривает учет следующих трех условий: 1. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. 2. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. 3. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров. Порядок и сроки уплаты акцизы зависят от даты реализации подакцизного товара, а также от их видов. Налог по подакцизным товарам уплачивается там, где эти товары производятся, а по алкогольной продукции, по месту ее реализации с акцизных складов.

Налог на доходы физических лиц Плательщиками такого налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как в денежной форме, так и в натуральной, в том числе в виде материальной выгоды, полученной по вкладам в банках, в виде страховой выплаты, по ссудам и т.д. Налоговая база: При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки на подоходный налог с физических лиц устанавливаются в размере 35 процентов в отношении выигрышей и призов, полученные на конкурсах, страховых выплат по договорам добровольного страхования, доходов налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды; в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; 9 процентов в отношении дивидендов, полученных физическими лицами как резидентами Российской Федерации, так и не резидентами и 13 процентов в отношении остальных видов доходов. Порядок исчисления налога: Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика. Порядок и сроки уплаты налога: Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода по всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Налог исчисляется и удерживается у источника выплаты ежемесячно при выплате суммы доходов.

Налог на прибыль организаций Одним из главных доходных источников бюджета является налог на прибыль. Плательщиками такого налога являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговой базой является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Предусмотрены два способа формирования налоговой базы: 1. по методу начисления, который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения (например, по мере отгрузки товаров); 2. по кассовому методу, который можно сравнить с методом определения выручки для целей налогообложения по мере оплаты товаров. Таким методом пользуются организации, у которых сумма выручки от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость не превышает установленного законом предела. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для большинства организаций налоговая ставка составляет 24 процента, из них 6,5 процентов поступает в федеральный бюджет, а 17,5 процента в бюджет субъектов Российской федерации. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций устанавливаются в размере 20 процентов — со всех доходов и 10 процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств. Порядок исчисления налога и авансовых платежей: По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из облагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Сроки и порядок уплаты налога: Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налог на добычу полезных ископаемых является обязательным налогом, взимаемым с пользователей недр при добыче полезных ископаемых. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, и как стоимость добытых полезных ископаемых, и как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов при добыче попутного газа, подземных вод, содержащих полезные ископаемые, минеральных вод, нефти и т.д.; в размере 3,8 процента при добыче калийных солей; 4,0 процента при добыче торфа, угля каменного, угля бурого и т.д.;

Порядок исчисления и уплаты: Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки уплаты налога: Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Водный налог Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами налогообложения забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Налоговым периодом по данному виду налога признается квартал. Налоговая ставка устанавливается в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Порядок исчисления налога: Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Порядок и сроки уплаты налога: Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Данный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Данный налог устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации и законодательными органами субъектов Российской федерации. Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации пользование данными объектами по разрешенным законодательством правилам и лицензиям. Объектами налогообложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов. Налоговая ставка сборов устанавливаются в рублях за каждый объект животного мира и за каждый объект водных биологических ресурсов. Существуют и нулевые и пониженные ставки сбора. Порядок исчисления сборов: Сумма сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта, как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного и водного мира. Порядок и сроки уплаты сборов: Плательщики сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира. Плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в виде единовременных взносов. Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Плательщиками государственной пошлины признаются организации, физические лица. Порядок и сроки уплаты уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Законом установлена твердая сумма государственной пошлины. Размер пошлины определен на каждый вид совершаемых юридически значимых действий и выдачу документов.

В какой бюджет платить

Водный налог – плата за применение ресурсов данного типа, которые располагаются на территории нашего государства. Уплата осуществляется в адрес федерального бюджета страны.

До тех пор как появилась эта выплата, гражданам приходилось перечислять эти средства в качестве платы за воду. Плательщиками сбора признаны лица, проживающие на территории страны и использующие ее ресурсы.

Оплата непременно осуществляется, если лицо, имеющее регистрацию как ЮЛ или ИП, пользуется водой в следующих целях:

  • обеспечение питьевых и бытовых нужд населения, снабжение его представителей технической и питьевой жидкостью;
  • применение в рамках производственной деятельности;
  • проведение лесосплавных мероприятий;
  • поиск полезных ископаемых;
  • осуществление строительных мероприятий;
  • достижение прочих государственных и общественных целей.

Перечисление соответствующей суммы осуществляется в казну федерального бюджета при пользовании морями, реками, ручьями, болотами, каналами, источниками, расположенными под землей, озерами.

Срок и порядки, в которых осуществляются оплатные мероприятия, прописаны в рамках ст. 25.2 НК РФ. Есть дополняющие документы, свидетельствующие о проведении ежегодной индексации ставок, что прописано в ФЗ №366 от 24.11.2014. В 2018 году показатель ставки по налоговому отчислению за пользование ресурсами – 81 руб. / тыс. куб. м.

За плательщиками закреплено обязательство по предоставлению отчетности в орган, где располагается основной объект (т. е. где фактически происходит водопользование) в течение каждого квартала (подача документа производится до 20-го числа ежеквартально).

Законодатель установил и принял налоговые ставки для каждого объекта на индивидуальной основе, учитывая местоположение, экономическое благополучие региона, характер применения вод.

Порядок расчета и сроки оплаты

Порядок мер по расчетным действиям фигурирует в ст. 333.13 Налогового кодекса РФ. В статье 333.14 отображены базовые сроки, в течение которых объект обязуется внести требуемую денежную величину.

В законе отмечено, что налог нужно оплатить не позже 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом, т. е. плата вносится четырежды в год в среднем месяце каждой поры года.

Если крайняя дата уплаты – выходной или праздник, то окончательным периодом признается первый рабочий день, который следует за 20-м числом.

Для расчета сумм, которые требуется уплатить, используются особые тождества, и функционируют определенные условия.

  1. Если речь идет о классическом пользовании водными ресурсами, оплата осуществляется в обычном порядке. К этому же времени происходит и предоставление декларации в инспекцию по налогам и сборам, которая находится по месту пребывания объекта обеспечения.
  2. Если плательщик налога ведет масштабную деятельность и владеет крупным предпринимательством, за ним закрепляется обязательство по оплате сбора в ФНС по месту пребывания на учете.
  3. Если это иностранный гражданин или физическое лицо, декларационная бумага подлежит подаче по месту пребывания органа, выдавшего лицензию на эксплуатирование объекта.

В ст. 50 Бюджетного кодекса РФ сказано, что зачисление этой выплаты в полном размере осуществляется в федеральный бюджет. Льготных условий по внесению платы за этот сбор правительством не предусмотрено.

Это свидетельствует об отсутствии каких-либо региональных послаблений. В процессе оформления КБК необходимо грамотно заполнить документ, указав в строке 104 код бюджетной классификации. Это нужно для того, чтобы сумма ушла «в нужном направлении», и не возникло никаких ошибок.

Для осуществления операций по бухгалтерскому учету необходимо использовать специальные проводки.

По дебету используются балансы 20, 23, 25, 26, а по кредиту принято применять 68-й счет. Эта операция свидетельствует о начислении суммы платы за факт использования ресурсов и объектов.

Проводка Дт68Кт51 символизирует перечисление в бюджет федерального значения платы.

Установление налога – прерогатива главы 25.2 НК РФ. Он был введен в непосредственное функционирование с 01.01.2005 г. вместо платы, которая действовала за пользование объектами.

В качестве объектов налогообложения в РФ принято понимать суммы, уплачиваемые за осуществление следующих видов деятельности:

  • забор водных ресурсов из перечисленных ранее объектов для применения в установленных целях;
  • практическое применение принадлежащих населению и государству акваторий;
  • отсутствие забора воды в целях ведения гидроэнергетики;
  • лесосплав в кошелях и плотах.

Объектами налогообложения не являются следующие организации и предприятия:

  • забор ресурсов из подземных объектов;
  • обеспечение пожарной безопасности тех или иных объектов;
  • процесс ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций;
  • формирование санитарных пропусков;
  • забор ресурсов со стороны морских суд для обеспечения технологичной работы оборудования;
  • использование воды для рыбоводства и обеспечения работы биологических ресурсов.

Это не исчерпывающий перечень видов деятельности, за которые начисление налога не предполагается правительством.

Наряду с этим внимание следует уделить налоговой базе. Ведь в отношении каждого направления водопользования база определяется в индивидуальном порядке.

  1. В случае забора воды определение базы производится в качестве объема забранного из водного объекта ресурса в рамках того или иного налогового периода.
  2. Если речь ведется о практическом применении водных объектов, выявление производится в качестве площади водного пространства, которое предоставляется.
  3. В ситуации использования объектов водного значения без забора воды в целях гидроэнергетики расчет осуществляется в форме количестве электроэнергии, произведенной за годовой период.
  4. Если организации используют водные объекты в целях обеспечения лесосплава, база есть произведение объема требуемой древесины и расстояния полученного сплава (в км).

Установление ставок по налогам происходит по бассейнам озер, рек, морей, а также по экономическим регионам страны в случае забора мировой жидкости, применения акватории, водных объектов для гидроэнергетики, сплава древесины.

Если забор осуществляется сверх лимитов, которые установлены на государственном уровне, установление ставок происходит в пятикратном размерном показателе.

Если утвержденные лимиты по кварталам отсутствуют, определение их происходит в качестве ¼ утвержденного порога. Ставка составляет 81 р. за 1000 куб. м.

Отчетность для предпринимателей

Факт введения в действие водного налога и Водного кодекса в 2005 году привело к улучшению в процессе применения водных объектов и получения за них платы. Но тенденция такова, что документ признается постепенно устаревающим.

Ведь в течение последних нескольких лет в Госдуме происходит активное обсуждение поправок, которые будут внесены в закон. Они заключаются в предоставлении государству возможности осуществлять всесторонний и полноценный контроль над объектами водного значения.

В целях пользования ресурсами и объектами, выступающими в качестве собственности государства, исполнительный орган должен выдать плательщику соответствующую лицензию.

В 2017-2018 гг. продолжает действовать бланк декларации по налогу. Его утверждение произошло силами приказного документа ФНС РФ №ММ-7-3/497 от 09.11.2015 г. Форма этого документа в соответствии с КНД – 1151072.

Практика показывает, что сдачей этой декларации занимается большинство объектов. Они же и обеспечивают уплату самого налога за пользование водными ресурсами по месту, где располагается сам объект.

Наряду с этим крупнейшие плательщики налогов осуществляют сдачу отчетности в инспекцию по месту учета. А должностным лицам требуется еще и сдача документов в ИФНС по месту пребывания органа, осуществившего выдачу лицензионного разрешения.

Исчисление срока при этом производится в общем порядке.

Многих пользователей водных ресурсов интересует вопрос, есть ли необходимость в предъявлении декларации, если забора воды не имеется. А также – требуется ли соблюдать сроки сдачи налога в 2018 г.

Да, это обязательно, ведь в данной ситуации закон принят далеко не в пользу плательщиков сбора. Если у организации имеется лицензия на применение недр, допускающая забор, оно обязано платить водный налог и, соответственно, сдавать декларацию.

Получается, что даже если организация водный объект не использует, ей требуется подать нулевую декларацию.

Таким образом, водный налог – финансовая плата за факт пользования водными ресурсами. Его внесение является обязательным для всех, кто эксплуатирует природные объекты в корыстных целях, т. е. для получения прибыли и обеспечения общественных (государственных) нужд.

Оплата сбора осуществляется каждый квартал, а подача декларационной отчетности производится не позднее 20-го числа месяца, который следует за периодом отчета. Грамотный подход к проведению расчетных мероприятий и подаче документов позволит избежать ошибок и нарушений действующих норм законодательства.

Подробнее о расчете и уплате водного налога смотрите ниже на видео.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *