Финансирование образовательных учреждений

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2015. Том 2

УДК 37.07

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т. С. Трубинова Научный руководитель — Л. А. Иванченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: true.tatka@gmail.com

Рассматриваются особенности финансирования образовательных учреждений в России, структура финансирования образования в России в 2010-2014 годах. Анализируются проблемы финансирования образовательных учреждений в Красноярском крае.

Ключевые слова: образование, Россия, Красноярский край, образовательные учреждения.

PROBLEMS OF FINANCING OF THE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

IN MODERN CONDITIONS

T. S. Trubinova Scientific supervisor — L. A. Ivanchenko

Keywords: education, Russia, Krasnoyarsk region, educational institutions.

Одним из важнейших конституционных прав в России является получение образования. У населения нашей страны есть возможность получения образования на бесплатной основе в государственных учреждениях.

Для обеспечения качественного образования для населения очень важна финансовая база. В настоящее время обеспечение образовательных учреждений новым, современным оборудованием, обширной библиотечной базой и квалифицированными специалистами является необходимостью. Отсюда вытекает основная проблема — недостаточное финансирование образовательных учреждений. Недостаток финансирования может повлечь за собой снижение уровня образования в стране.

На данный момент для образовательных учреждений предусмотрено бюджетное и внебюджетное финансирование, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т. п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.

В настоящее время в России большая часть финансирования на образования происходит из бюджетов субъектов Российской Федерации, около 70 % ежегодно, остальные 29 % — из федерального бюджета. Финансирование из внебюджетных фондов незначительно и занимает около 1 % .

В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы по разделу «Образование» предусмотрены бюджетные ассигнования в 2014 году — 593 384,2 млн рублей, в 2015 году — 623 465,4 млн рублей и в 2016 году — 639 183,8 млн рублей. Однако, несмотря на общий количественный рост финансирования системы образования, его доля в общем объеме расходов федерального бюджета все равно ежегодно будет снижаться: с 5,1 процента в 2013 году до 3,9 — в 2016 году .

Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

В Красноярском крае так же снижаются затраты на образование. Так, в этом году на реализацию программы «Развитие образования» из федерального бюджета выделено почти 1,5 млрд рублей, при этом расходы краевого бюджета сокращаются в этом году на 642 млн рублей, а в 2015-2016 годах — еще почти на 120 млн рублей.

В 2014 году в Красноярском крае был принят КЗ «Об образовании в Красноярском крае» № 6-2519, где особое внимание в законе обращено на детей с ограниченными возможностями здоровья: для них должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом было прописано понятие инклюзивного образования. Это позволит регионам края принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, предлагающие такие программы детям, страдающим тяжелыми недугами. В частности, остро стоит вопрос о предоставлении бесплатного двухразового питания в коррекционных школах — закон требует, а средства не предусмотрены. Предоставляется право на образование детям из ближнего зарубежья, но они, как правило, не знают русского языка. Неясно, кто этим должен заниматься и как это будет оплачено.

Для решения проблем необходимо принятие нормативных актов на федеральном уровне. Отсутствует перечень затрат, которые могут включаться в присмотр и уход за детьми, поэтому размер родительской платы не определен до конца. В этом году удалось сохранить ее на прежнем уровне, хотя в некоторых регионах она существенно выросла. В законе продекларирован индивидуальный подход к обучению, однако лицеи и гимназии, которые занимались такой образовательной деятельностью, упразднены. Вместо них должны появиться школы с углубленным изучением предметов, но правовые основания для увеличения финансирования общеобразовательных программ повышенного уровня отсутствуют. Не прописан и механизм финансирования сетевой формы обучения .

У регионов нет полномочий для решения некоторых проблем связанных с финансированием, именно поэтому необходимо вмешательство вышестоящих органов.

Библиографические ссылки

1. Структура расходов . URL: http://info.minfin.ru/kons_rash.php (дата обращения: 08.04.2015).

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Огородова М.В. 1 Лаврентьева Л.В. 1 Лаврентьева Е.В. 2 Парадеева И.Н. 3 Парадеева Н.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 2 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова 3 ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В данной статье определяется проблема недостаточного финансирования образования в РФ. На сегодняшний день Россия в мировом рейтинге по показателю уровня расходов на образование по данным Всемирного банка из 153 стран находится на 98 месте с показателем 4,1 % ВВП. Показано, что необходим поиск новых источников финансирования кроме бюджетных средств. Выделены основные источники финансирования, современные основные методы финансирования образовательных учреждений. Предложен новейший метод привлечения инвестиций в образовательные учреждения со стороны – фандрайзинг, проанализированы его особенности. Предложено для финансирования образовательного учреждения создание эндаумент-фонда как центра финансового управления, своеобразного «казначейства» системы проектного финансирования вуза. Показана необходимость сотрудничества вуза и спонсоров. Выявлены выгоды, которые может получить организация-спонсор при таком сотрудничестве. 1348 KB финансирование образовательного учреждения методы финансирования фандрайзинг эндаумент-фонд привлечение внешних источников финансирования 1. Емельянова О.В., Яшина Н.И., Курылева О.И. Финансирование стимулирующих дотаций субъектам РФ из федерального бюджета: монография / О.В. Емельянова, Н.И. Яшина, О.И. Курылева. – Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2011. – 238 с. 2. Крюкова Т.М., Лаврентьева Л.В. Рационализация финансовых потоков на основе модели коллективного риска в страховании //Экономика и предпринимательство. – 2015‒ № 6-1(59-1). – С. 804–807. 3. Лаврентьева Л.В. Финансовые потоки: кто кого кредитует в России? // Финансовый контроль. – 2003. – № 11. – С. 74. 4. Огородова М.В. Повышение производительности труда на основе интеграции промышленного производства и здоровьесбережения: монография / М.В. Огородова – Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. – 146 с. 5. Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н. Об опыте реализации проекта «STEP TO PROFESSION» в Мининском университете //Вестник Мининского университета. – 2014. – № 4 (8). – С. 35. 6. Парадеева И.Н. Анализ технико-экономических аспектов инновационного развития в Нижегородской области // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». – 2013. – № 9 (57). – С. 56. – URL: http:// http://uecs.ru/ (дата обращения 08.11.2015). 7. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал: сайт. – URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения 08.11.2015). 8. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Методологические подходы к бюджетному планированию // Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Калуга, 2015). – Изд-во «Эйдос», Санкт-Петербург, 2015. – С. 141–146. 9. Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Изучение методов и форм прогнозирования налоговых поступлений регионального бюджета// Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Калуга, 2015). – Изд-во «Эйдос», Санкт-Петербург, 2015. – С. 247–253.

Финансирование любых организаций – неотъемлемый процесс их продуктивной работы. Этот процесс направлен на получение определенных результатов, в равном соотношении с внесенными средствами. Выделять средства для коммерческих организаций намного выгоднее и эффективнее, нежели для бюджетных учреждений. Так как отдача иной раз больше внесенных средств. Но так рассуждать можно лишь совершенно не разобравшись во всей структуре развития страны.

Основополагающим всех достижений, внедрений чего-либо, созданий тех же коммерческих структур, как малого, так и глобального уровней является образование. Это одна из отраслей, развитие которой напрямую связано с прогрессивностью государства, с его экономическим положением и в целом укреплении на международной арене. Человек с самых давних времен стремится познать что-то новое, постоянно развиваясь, общество пришло к великим открытиям и достижениям. Невозможно не уделять внимания познавательной деятельности, наоборот этому нужно способствовать, всячески поддерживать любые стремления общества к образованию. Но, все же, учитывая всю значимость данной сферы, существуют проблемы с ее финансированием .

На сегодняшний день Россия в мировом рейтинге по показателю уровня расходов на образование по данным Всемирного банка из 153 стран находится на 98 месте с показателем 4,1 % ВВП. Данный показатель по методике Всемирного банка рассчитывается как отношение расходщов на образование к ВВП. Впереди такие государства, как Куба (12,9 %), Дания (8,7 %), Кипр (7,9 %), Швеция (7,3) и другие .

Образовательная система в Российской Федерации сравнима с военно-промышленным комплексом по числу занятого населения в области образования и по количеству системных разветвлений. Проработать грамотное сбалансированное финансирование образования является кропотливой и сложной работой. Необходимо постоянно проводить контроль распределения бюджетных средств, соблюдать отчетность и целевую направленность средств. А также выделение средств на дополнительные мероприятия образовательного характера, также требуют тщательной проверки и оценки эффективности. Но все эти мероприятия являются частью неотъемлемой деятельности государства. Образование стоит наряду с другими финансируемыми бюджетом страны сферами такими, как здравоохранение, социальное обеспечение и др. . И также как и все эти области нуждается в поддержки государства, для нормального функционирования и эффективной трудовой деятельности.

Финансированием образовательной системы может заниматься как государство или муниципальное образование, а также юридические или частные лица. Но обязательной эта деятельность является лишь для государства. Также образовательное учреждение вправе включать дополнительные образовательные (не обязательные) услуги: обучение по дополнительным программам, кружки, клубы, секции и др.

Рассмотрим различные способы финансирования образовательной системы. Многоуровневое финансирование используется тогда, когда финансирование различных мероприятий или учреждения образования производится из бюджетов различных уровней. А также существует и функционирует на практике многоканальное выделение средств в образовательную область, что характеризует собой не только поступления из различных уровней государственного аппарата, но и из внебюджетных организаций. Применим также и вексельный способ, то есть так называемое кредитование, когда государство выдает на распоряжение образовательного учреждения векселя и оно уже само определяет пути его применения: продажу, взять сумму из банка под залог векселя и др.

Финансирование образовательного учреждения напрямую зависит от его эффективной работы. Научно-методический потенциал заведения связан с привлечением средств извне. Деятельностью по внебюджетным привлечением средств занимается попечительский совет. Функциями данного совета являются: налаживание контактов и связей в образовательной сфере, поиск потенциальных спонсоров, развитие творческого потенциала учащихся, защита прав и интересов школьников и учителей, создание положительно атмосферы в учреждении, проведение различных вебинаров, конференций и лекций. Многие образовательные учреждения высшей ступени нацелены на приток абитуриентов с базовыми знаниями по их дисциплинам. Поэтому многие вузы вносят свои средства в образовательные учреждения с условием внедрения новых программ обучения школьников.

Любые поступление в образовательные структуры, не затрагивающие бюджет государства, регламентируются нормативно-правовыми актами. Не обходят стороной эти поступления и рыночный механизм страны. Также подвергаются полной отчетности и налоговым сборам. Но независимо от количества внебюджетных поступлений государственное финансирование остается постоянным и фиксированным .

Рассмотрим современные методы финансирования образовательных учреждений.

1. Средства государственного бюджета.

Механизм государственного и муниципального заказа тоже подразумевает наличие конкурентной среды между претендентами на бюджетные деньги и опирается на основные принципы социального проектирования – актуальность, связность, эффективность, визуализация результатов, оптимизация затрат и т.д.

2. Финансирование с помощью грантов или целевых пожертвований благотворительных.

В России существует реестр зарубежных благотворительных организаций, чья деятельность на территории РФ разрешена законом. В то же время появилось довольно много российских благотворительных организаций, целью которых является не адресная помощь отдельным гражданам, а целенаправленная поддержка общественных объединений, действующих в интересах сообщества, или реализация собственных программ – Фонд Владимира Потанина и др. В настоящее время в России действует Форум доноров, объединяющий десятки фондов и некоммерческих организаций. Его миссия – способствовать развитию и большей эффективности грантодающей деятельности, направленной на формирование демократического, гражданского общества в России.

3. Одним из новейших методов привлечения инвестиций в образовательные учреждения со стороны является фандрайзинг. Он представляет собой привлечение средств на определенный проект. Главной специфической особенностью данного способа является умение убеждать людей в эффективной работе данного проекта или программы вуза. За счет подобных привлечений финансов можно значительно улучшить положение учреждения, еще и с возможностью финансирования на постоянной основе.

Фандрайзинг – это система мер, направленная на привлечение средств для развития исследовательских, образовательных и социальных проектов.

В рамках системы фандрайзинга существует понятие спонсорство, означающее более узкий круг мероприятий, проводимых для привлечения средств из коммерческого сектора. Система фандрайзинга предполагает наличие и использование нескольких источников, в их числе – государственные программы, благотворительность, спонсорство, гранты общественных организаций и благотворительных фондов. Работа со спонсорами состоит из трех слоев:

– Потенциальные – это те, о ком вы уже знаете, а они о вас еще нет, но предположительно они могут заинтересоваться вами и понятно, почему. Так же предположительно понятно, почему они могут дать вам грант;

– Заинтересованные – это те, кто о вас уже знает, как-то вами уже заинтересован, может быть, даже уже разок что-то дал в прошлом и помнит о вас;

– Постоянные – те, кто работает с организацией давно и на первый взгляд надежно. Однако и это относительная категория, они тоже не даны вам в пожизненное пользование, рано или поздно они уйдут .

Для успешного фандрайзинга также полезно:

– собирать досье на потенциальных спонсоров;

– учитывать свой прошлый опыт сбора средств;

– собирать архив положительных отзывов о вашей организации;

– вести постоянный поиск источников финансирования.

Существуют фонды, созданные специально для поддержки каких-либо проектов – фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Региональные и местные фонды создаются жителями конкретного региона, города для поддержания и удовлетворения региональных потребностей. Соответственно ориентированы они на местные потребности, поэтому поддержку получают организации, оказывающие реальное влияние на региональную экономику и политику.

Для начала мы разрабатываем коммерческое предложение и план работы с потенциальным спонсором. В коммерческом предложении мы подробно описываем, что мы можем предложить потенциальным спонсорам и что мы от них хотим. План работы включает в себя следующие этапы: – Разработка спонсорского пакета, предложения о спонсорстве (информационного письма)

– Составление списка потенциальных спонсоров,

– Обход потенциальных спонсоров с предложениями.

4. Частные фонды образованы каким-либо частным лицом (семьей) и финансируют проекты, в основном, «из собственного кармана». Они стремятся к созданию капитала, только часть которого или проценты с него идут на финансирование программ. Такие фонды вкладывают средства, как правило, в проекты, направленные на развитие гражданского общества, образования, культуры, правового просвещения.

5. Некоммерческие организации. Эндаумент-фонд – это центр финансового управления, своеобразное «казначейство» системы финансирования проектов вуза.

Организационно эндаумент-фонд представляет собой некоммерческую организацию в форме благотворительного фонда, предназначенного для аккумулирования благотворительных средств и их эффективного использования на цели развития вуза.

Эндаумент-фонд обеспечивает оптимальное использование имеющихся инструментов для обеспечения баланса между:

– Реализацией краткосрочных и текущих социальных проектов;

– Финансированием постоянно действующих проектов;

– Накоплением ресурсов в фондах целевого капитала, как залога финансовой устойчивости ВУЗа.

Благодаря такому подходу целевой капитал с годами только прирастает, обеспечивая долгосрочную финансовую устойчивость вуза, что способствует постоянному финансированию социальных проектов.

Организационная структура управления такого фонда представлена на рисунке.

Организационная структура управления эндаумент-фонда

Различным организациям, как и образовательным учреждениям важно сотрудничество. Для спонсоров это реклама в студенческом обществе, размещение логотипа и статуса фирмы, для профсоюзной организации и для вуза в целом это привлечение дополнительных средств. Это может быть организовано следующим образом.

– Уточнение спонсорского пакета, заполнение бланка спонсорского участия (по желанию разработка рекламных модулей)

– Сбор рекламной (печатной, аудиовизуальной), сувенирной продукции, объектов спонсорской помощи;

– Оформление стенда о спонсорах;

– Организация фотосъемки реализуемых информационных возможностей (распространение печатных материалов, прокрутка видеоролика, выступление представителя организации-спонсора, награждение победителей конкурсной программы, оформление аудитории и т.д.) для отчета спонсорам .

Рассматривая всевозможные способы финансирования бюджетных учреждений, можно сделать соответствующие выводы о том, что лишь за счет государственного финансирования невозможно всеобъемлюще развиваться. Бюджетных средств для сбалансированного функционирования образовательных учреждений недостаточно, а иной раз хватает лишь на выплаты заработной платы педагогического состава и на некоторые технические потребности учреждения. Привлечение средств со стороны – вот что должно являться главной целью бюджетных учреждений. Внебюджетное финансирование на современном этапе занимает 40-50 % всей финансовой базы образовательного учреждения. Поиск улучшения функционирования образовательной структуры приведет к интеллектуализации населения, и соответственно к укреплению всех сфер государства. Но проблема финансового оздоровления образовательной отрасли должна в первую очередь касаться государственного аппарата, и только, как дополнительная поддержка, других внебюджетных фондов.

Огородова М.В., Лаврентьева Л.В., Лаврентьева Е.В., Парадеева И.Н., Парадеева Н.В. К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 713-716;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8010 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

не действует Редакция от 10.07.1992 Подробная информация

ЗАКОН РФ от 10.07.92 N 3266-I «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Статья 41. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

3. Федеральные нормативы финансирования утверждаются ежегодно Верховным Советом Российской Федерации одновременно с принятием Закона о государственном бюджете Российской Федерации на очередной год и являются минимально допустимыми.

4. Местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

5. Схема финансирования государственного, муниципального образовательного учреждения определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

6. Нормативы финансирования в негосударственных образовательных учреждениях не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных, муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

7. Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное, муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации.

8. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных.

9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *