Финансирование социального обеспечения кратко

Механизмы финансирования социального обеспечения в России

Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).

Замечание 1

Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.

Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.

К источникам данной системы следует отнести:

  1. Средства, выделяемые со стороны системы обязательного социального страхования граждан. Консолидируются они преимущественно в фондах разнообразных видов страхования граждан, которые перераспределяются в соответствии нужд граждан;
  2. Средства, выделяемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы государства. Сюда относятся такие бюджеты, как федеральный, бюджет субъектом Российской Федерации и, конечно же, местные бюджеты;
  3. Средства, выделяемые и определяемые организациями, а также индивидуальными предпринимателями и работодателями. Например, это средства, которые работодатели выделяют на своих работников в соответствии с трудовой сферой, в которой те заняты;
  4. Средства добровольного социального страхования граждан, которые также определяются и регулируются различными бюджетными уровнями, и перераспределяются среди граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно реализовать свои потребности и интересы из-за отсутствия материальной базы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Финансирование социального обеспечения 440 руб.
  • Реферат Финансирование социального обеспечения 270 руб.
  • Контрольная работа Финансирование социального обеспечения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Правовая основа финансирования социальной сферы и, в частности, социального страхования, была сформирована в 1991 году. Именно тогда были созданы некоторые внебюджетные социальные фонды, которые до сих действуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере государства, а также в сфере социального обеспечения:

  • Пенсионный Фонд России,
  • Фонд Социального Страхования Российской Федерации,
  • Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (иными словами, фонды ОМС).

Необходимо также отметить государственный фонд занятости россиян, и некоторые правовые акты, которые регламентируют деятельность данных фондов.

Группы социальных рисков

Финансирование различных фондов, которые были указаны в предыдущей части статьи, отвечает за обеспечение страховых случаев, которые объединены в группы социальных страховых рисков. Группы отличаются друг от друга возрастным составом, социальным положением и состоянием здоровья, которым отличаются граждане. При этом, помощь и уровни финансирования также разняться между собой, поэтому нельзя сказать, что одни и те же меры применимы к различным категориям граждан.

Во-первых, следует выделить такую группу, как граждане по старости, граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи по потере кормильца. За финансирование данной группы отвечает Пенсионный Фонд России. За оказание медицинских услуг и медицинской помощи отвечают фонды Обязательного Медицинского Страхования. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отвечает за тех, кто является временно нетрудоспособным. Сюда же относится сфера материнства и детства, а также необходимость ухода за малолетними детьми по достижению ими совершеннолетия. ГФЗ Российской Федерации отвечает за помощь безработным лицам, которые не имеют возможности осуществлять свою деятельность.

Социальные фонды обеспечения являются автономными и не имеют никакой зависимости от региональных и федеральных бюджетов, а также никак не ориентированы на местные бюджеты. Они осуществляют сбор обязательных страховых взносом, что определяет ответственность фондов за финансовую стабильность и финансовое состояние отраслей, которые относятся к социальному обеспечению и социальному страхованию граждан. Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях.

Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:

  1. Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
  2. Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
  3. Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время;
  4. Денежные средства, которые возмещаются страховым лицам в том случае, когда образуются регрессивные требования к ответственными за вред, который был причинен застрахованным лицам. Таким образом, гражданин получает определенные финансы, если оказывается в ситуации, от которой он застраховал себя, свою жизнь или имущество;
  5. Доходы, которые образуются в связи с размещением временно свободных денежных средств обязательного социального страхования граждан.

Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.

Социальная политика государства определяет уровень жизни населения, его обеспеченность, а также гарантирует защиту некоторых категорий граждан, которые не в состоянии предоставить ее себе самостоятельно.

Социальные гарантии положены пенсионерам, детям-инвалидам, малоимущим, людям с тяжелыми заболеваниями, ветеранам войны, матерям, многодетным семьям, детям, потерявшим кормильца, женщинам, воспитывающим детей в одиночестве, и т.д.

Исполнительная ветвь государственной власти подразделяется на множество комитетов и управлений, но наиболее значимым в общественном плане является орган социальной защиты населения. В памяти граждан сохранилось простое слово «собес», оставшееся в нашем обиходе еще с советских времен. Эта аббревиатура означает как само явление социального обеспечения, так и название отдела, который функционирует в любом населенном пункте. Граждане России претендуют на предоставление данных услуг, если они действительно нуждаются, то есть самостоятельное обеспечение в полной мере невозможно.

Функции учреждения

Социальное обеспечение предусмотрено законодательством Российской Федерации. Это система материального обеспечения и предоставления услуг престарелым, больным гражданам и частично утратившим трудоспособность, семьям с детьми и потерявшим кормильца.

Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ определил обязательное социальное страхование как систему организационных, правовых и экономических мер, компенсирующих либо минимизирующих последствия предусмотренных рисков.

Сейчас название Собес устарело, данный орган официально называется Управлением социальной защиты населения. Государство разделило соц. обеспечение на имущественное и неимущественное. К первому типу относится снабжение граждан вещами, деньгами и услугами, а второе означает предоставление, к примеру, психологической помощи, образовательных услуг и пр.

Существует два вида социального обеспечения:

  1. Помощь – как правило, кратковременная, на которую вправе претендовать граждане:
    • утратившие источник получения средств к существованию, но они в состоянии восстановить его;
    • имеющие недостаточное материальное обеспечение для себя и своей семьи;
    • со стабильным доходом, но временно оказавшиеся в неблагоприятном положении (серьезная болезнь, катастрофа и пр.).
  2. Содержание – основной источник средств к существованию нуждающегося лица, предоставляется государством в фиксированном размере в зависимости от рода нужды и принадлежности к конкретной социальной группе.

Социально-обеспечительная помощь бывает нескольких видов:

  • льготы;
  • пособия;
  • компенсации;
  • безвозмездное предоставление малоимущим гражданам предметов первой необходимости, таких как продукты питания, одежда и обувь;
  • некоторые социальные и медицинские услуги, оплачиваемые фондом ОМС.

Социально-обеспечительное содержание может оказываться гражданам двумя способами, посредством:

  • выплаты пенсий;
  • социальных услуг.

Можно сказать, что содержание граждан делится на эти виды в зависимости от формы обеспечения:

  1. Денежной:
    • пенсии всех типов;
    • различные пособия.
  2. Натуральной:
    • снабжение лиц предметами первой необходимости;
    • содержание инвалидов и престарелых в специальных интернатах и пансионатах;
    • предоставление необходимых медицинских услуг, в том числе и санаторно-курортного лечения;
    • компенсации, например, жилищные по выслуге лет на определенном предприятии, по вредности, после стихийного бедствия и пр.;
    • льготы вроде бытового обслуживания вне очереди или снабжения лекарствами и др.

Законодательством закреплено всего 6 видов соцобеспечения:

  1. Пенсии.
  2. Пособия.
  3. Компенсации.
  4. Льготы.
  5. Услуги социального и медицинского характера.
  6. Предметы первой необходимости.

Кто может обращаться за помощью

Для начала следует рассмотреть структуру УСЗН:

  1. Отдел пенсионного обеспечения.
  2. Отдел по решению социальных и трудовых вопросов.
  3. Центр социальной поддержки семьи и детей.
  4. Центр реабилитации для несовершеннолетних детей.
  5. Отдел социального обслуживания граждан.
  6. Социальная гостиница и др.

Стоит упомянуть, что Пенсионный Фонд РФ тоже относится к органам социального обеспечения граждан. Он курирует пенсионеров по старости, по выслуге, по вредности, инвалидов, матерей, попадающих под программу материнского капитала, и детей, получающих пенсию по потере кормильца.

Остальные категории граждан получают материальную и нематериальную поддержку в Управлении социальной защиты своего региона. К ним относятся дети-сироты, матери-одиночки, неработающие матери маленьких детей, многодетные семьи, малоимущие граждане, ветераны труда, участники ВОВ, труженики тыла, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, жертвы репрессий, беженцы и прочие лица.

Свою принадлежность к определенной группе необходимо подтвердить документально, тогда гражданин сможет встать на учет в региональном отделе СЗН:

  1. Факт сиротства определяется органами опеки и подтверждается свидетельствами о смерти обоих родителей или решением суда о лишении родительских прав.
  2. Статус матери-одиночки присваивается при отсутствии штампа в паспорте и прочерке в графе «Отец» при регистрации ребенка в ЗАГСе.
  3. Лица, участвовавшие в военных действиях, обязаны предоставить удостоверение ветерана.
  4. Малоимущие должны подтвердить свой статус справкой о доходах. Их совокупный ежемесячный доход на семью должен быть меньше величины прожиточного минимума на человека.
  5. Беженцы подтверждают соответствующий статус в миграционной службе.
  6. Многодетной признается семья, где воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, собственных или усыновленных, взятых под опеку.
  7. Инвалидность выдается медицинским учреждением, причем ей обязательно присваивается степень, которая определяет тяжесть заболевания или увечий.
  8. Безработные лица должны зарегистрироваться в региональном Центре занятости населения для присвоения пособия по безработице. Оно будет начисляться ежемесячно в соответствии с тарифом, если гражданину откажут в трудоустройстве три организации.

Кроме регулярных выплат стоящим на учете гражданам осуществляется единовременная материальная помощь, если они являются пострадавшими от стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств: потопа, пожара, землетрясения, кражи имущества, гибели родственника, разрушения жилища в результате военных действий и т.п. Здесь обратившееся лицо обязано предоставить соответствующие документы о подтверждении факта несчастного случая, к тому же работники соцзащиты обязаны проверить достоверность данных сведений и составить акт обследования материально-бытовых условий гражданина.

Виды помощи

Отдельные виды обязательного социального страхования предусматривают следующие меры обеспечения:

  1. Пенсия по:
    • старости;
    • инвалидности;
    • потере кормильца.
  2. Пособие:
    • по безработице;
    • по беременности и родам;
    • по уходу за ребенком до полутора лет;
    • при рождении ребенка (единовременное);
    • при постановке на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности (единовременное);
    • по временной нетрудоспособности;
    • в связи с наличием профессионального заболевания или увечья, полученного при выполнении трудовых обязанностей;
    • на погребение умершего гражданина;
    • на лечение в санатории или на курорте.
  3. Льготы:
    • на питание (продовольственные талоны, продажа продукции по ценам ниже рыночных);
    • транспортные;
    • на оплату коммунальных услуг и жилья.
  4. Компенсация расходов учреждению, оказавшему медицинскую помощь застрахованному лицу.
  5. Оплата оздоровительных путевок работникам и членам их семей.

Порядок обращения

При наступлении какого-либо социального страхового случая гражданин, его опекун или законный представитель обращается в отдел соцзащиты с соответствующей просьбой о постановке на учет.

Работник управления предоставляет список требуемых документов.

Обратившийся гражданин составляет заявление по образцу и прикладывает к нему необходимые документы, справки с работы, центра занятости, из отдела опеки, детского сада, школы, пенсионного фонда, паспортного стола, миграционной службы и других органов и учреждений.

Социальные работники рассматривают все документы, определяют их правомерность, при необходимости проводят проверку места жительства, материального состояния и условий проживания. Затем принимается решение об одобрении или отказе социальной поддержки гражданину. Это решение направляется в администрацию города или другого населенного пункта. Там происходит распределение по фондам. Из них средства поступают ежемесячно или единовременно, в зависимости от случая.

При устройстве на работу и изменении финансового положения гражданина ему следует доложить об этом в управление соцзащиты по месту жительства, где будет принято решение о снятии его с учета. Если этого не будет сделано, то будут наложены штрафы и обязательство вернуть неправомерно выплаченные пособия.

Бюджеты социальных страховых фондов не входят в состав бюджетов федерального или местного уровня. К таким внебюджетным организациям относятся:

  1. Фонд социального страхования РФ.
  2. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
  3. Пенсионный фонд РФ.

Данные фонды формируются посредством налоговых поступлений граждан. Для этого предусмотрен единый социальный налог (ЕСН). Благодаря ему формируются пенсии, медицинская страховка и прочие социальные выплаты.

Справка о неполучении единовременного пособия

При рождении ребенка гарантировано право на получение единовременного пособия. Его можно получить по месту работы, то есть от работодателя, или из органа социальной защиты по месту жительства. Во втором случае данная сумма фиксирована в каждом из субъектов РФ. А каждое предприятие определяет собственным уставом размер данного пособия.

Справка может потребоваться для подтверждения неполучения данной единовременной выплаты. Безработная женщина представляет справку с места работы отца ребенка и справку с центра занятости о неполучении пособия по безработице.

Трудоустроенная женщина может изъявить просьбу о выдаче пособия по рождению ребенка по месту работы, тогда данная справка выдается органом СЗН.

Также можно получить денежные средства в рамках данной субсидии с места работы отца ребенка. Следовательно, среди требуемых документов будет документ о не начислении денежных средств собесом.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин наделен социальными гарантиями от государства. Эти выплаты, пособия и льготы оказывают ощутимую помощь многим гражданам, попадающим в особые группы. Данные права необходимо подтверждать фактически и документально, потому что просто так из бюджета деньги не выдаются.

О работе Собеса города Выкса рассказано в следующем видеосюжете:

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Абдулкеримов К.К. 1 1 Московский гуманитарный университет В данной работе акцентируется внимание на особенностях формирования и реализации государственной социальной политики в современной России. Выделяются два этапа её становления с 1991 по 2000 год и с 2001 по 2012 год. Определены разносторонние социальные проблемы, сказывающиеся на социально-политической обстановке в стране. Критериями оценок является сопоставление двух этапов и советского периода. Раскрывается деятельность государства, направленная на решение социальных проблем каждого этапа, через создание специальных институтов и учреждений. Выявляется процесс формирования системы государственной социальной политики, которая состоит из государства как главного субъекта и иных субъектов (негосударственных структур, частных благотворительных организаций, меценатов, религиозных организаций, граждан и гражданских организаций через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи, волонтерстве). Анализируются позитивные и негативные для социальной сферы общества последствия глобализации и вступления России в ВТО. 117 KB модернизация. политические институты государство политическая система государственная социальная политика 1. Буренко В. И. Современный политический процесс в контексте элитологии // Политика и общество. – 2012. – № 3. – С. 32-41. 2. Гилинский Я. И. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2007. – 528 с. 3. Горелов А. А. Либерализм в России и эволюционный императив // PolitBook. – 2012. – № 1. – С. 145-170. 4. Глазунов С. Н., Самошин В. С. Жилищный вопрос в России. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – 112. с. 5. Пенсионная реформа в России . – Режим доступа: http:// raexpert.ru/strategy/conception/part4/5/52html(дата обращения (21.09.2012). 6. Сковиков А. К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. – 2010. – №5. – С. 144-148. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года. № 173. ст. 5. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – № 2859. – С. 3-4. 8. Худавердян В. Ц. Философия в социальной политики: монография. – М.: Моск. гор. ун-т управлен. Правительства Москвы, 2010. – 188 с. В Конституции РФ 1993 г. была заложена законодательная основа для прогрессивного развития государства в сторону ее социальности. В ст. 7 зафиксировано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В ч. 2 ст.7 Конституции РФ перечислены основные направления деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Более подробно обязанности государства в реализации социальной политики раскрываются в ст. 37-43 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Социальная политика представляет собой деятельность, посредством которого государственные и негосударственные органы осуществляют комплекс мер по защите жизненных интересов населения, удовлетворению его материальных и духовных потребностей. Социальная политика в современных условиях становится важным фактором обеспечения национальной безопасности страны, так как с каждым годом усиливается взаимодействие государств. Как отмечает В. Ц. Худавердян, «социальная политика одного государства во многом зависит от политики других государств» .

Процесс формирования и реализации государственной социальной политики в постсоветской России можно разделить на два основных этапа.

Первый этап охватывает период с 1991 по 2000 г. — период коренных преобразований всех общественных отношений. Эти преобразования в форме «шоковой терапии» привели к развалу советской модели социальной политики, которая характеризовалась всеобщей социальной защищенностью, и к резкому ухудшению социальной защищенности граждан. Главной задачей государства в этих условиях было смягчение тяжелейших для большинства населения последствий перехода к рынку.

Второй этап — с 2001 г. по настоящее время — характеризуется поиском эффективной модели государственной социальной политики, формированием системной социальной политики, различные направления которой требуют ещё и сегодня дальнейшего совершенствования.

В чём заключались особенности социальной политики на первом этапе проводимых реформ в России?

В 1990-е годы Российская Федерация вступила на путь либерально-рыночных реформ и трансформации политической системы. Произошла крутая смена исторических ориентиров, фундаментальных основ экономического и общественно-политического развития, которая обострила обстановку в российском обществе. Развал советской экономики объективно повлек за собой социальные потери, резкое снижение уровня жизни россиян, более половины которых оказались за чертой бедности. Появились новые для России социальные проблемы, которых не знало советское общество, такие как: безработица, наркомания, коррупция, проституция и др. Острее стали проявляться проблемы, которые знало и советское общество: преступность, алкоголизм, жилищная проблема, кризис семьи, детство без родителей и т.п. На еще большее обострение и нарастание социальных проблем повлияли такие факторы, как: терроризм, экстремизм, вооруженные конфликты, финансово-экономический кризис 1998 г. Несомненно, все это сказалось на общем настроении людей, распространении депрессивного поведения. В общественной жизни стал нарастать культ денег и вещей при низком благосостоянии значительной доли населения.

К большому сожалению, в этих условиях начал утверждаться закон дикого капитализма «человек человеку — волк». Аморальность и правовой нигилизм стали поражать все сферы общества. И вполне понятная причина — вопиющая несправедливость, связанная с резким расслоением общества на богатое меньшинство и бедное большинство, с отсутствием так называемого «среднего класса».

В этой нелегкой обстановке распалась система социализации молодого поколения. Стал преобладающим такой принцип, как: «хорошо жить — значит иметь много денег». Но у многих не было возможности «иметь много денег», и тяжелое материальное положение вместе с распадом институтов социализации привело к раскручиванию нравственного кризиса, росту употребления алкоголя, наркотиков, совершению преступлений и самоубийств.

В сфере социальных отношений появилась и еще одна проблема, которой не было в советский период. По мнению российского юриста и социолога Я. Гилинского, основной причиной роста аморального и девиантного поведения в современных обществах является одновременное и достаточно быстрое возрастание человеческих потребностей при невозможности целых слоев общества эти потребности удовлетворить, т.е. огромные социальные контрасты. При этом социальная неудовлетворенность порождается не столько абсолютной недостаточностью возможностей для удовлетворения потребностей, сколько относительной — в сравнении с другими людьми .

Учитывая сложнейшую ситуацию, грозящую в начале 90-х годов прошлого века перерасти в хаос, государственная социальная политика была направлена на смягчение последствий перехода к рынку, на поддержание хотя бы минимальных жизненных стандартов. Социальная политика в это время была слабой в силу незначительных объёмов финансирования, бессистемной и не могла существенно амортизировать тяжелые последствия перехода к рыночной экономике. Главная задача государства заключалась в том, чтобы социальная цена «шоковой терапии» не была непомерно высокой для широких слоев населения. В этот период государством создавались:

— новые институты социальной защиты населения, ориентированные на смягчения негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, такие как: система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат;

— учреждена социальная служба профессиональных социальных работников, деятельность которой заключалась в оказании помощи престарелым и немощным гражданам;

— приняты меры по социальной защите граждан, остающихся без работы. В частности, была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, возрождены, после ликвидации ещё в 1930 годы, биржи труда;

— стали внедряться новые механизмы осуществления жилищной политики, согласно которой был начат процесс приватизации государственного (муниципального) жилищного фонда, что привело к созданию множество частных собственников жилищного фонда;

Впервые в России развертывалась система адресной социальной защиты населения — программа жилищных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Механизм предоставления жилищных субсидий был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» .

Тем не менее оказываемые государством действия не смогли предотвратить кризиса социальной сферы, поскольку эффективность социальных программ, новых институтов и прочих социальных служб была низкой, в первую очередь, в связи с крайне слабыми объёмами финансирования, а также отсутствием опыта организации и функционирования новых институтов, формирования и реализации социальной политики в рыночных условиях.

После труднейших 90-х годов в начале последнего десятилетия появились экономические (значительный рост мировых цен на нефть) и политических (стабилизация) возможности перехода к формированию и реализации целенаправленной социальной политики.

С 2001 года можно говорить о новом этапе формирования и реализации государственной социальной политики в России.

Второй этап характеризуется стремлением государства к выстраиванию целенаправленной социальной политики и формированию системной социальной политики.

Системность на этом этапе проявляется, во-первых, в расширении круга субъектов социальной политики. В процессе формирования и реализации социальной политики стали активно включаться помимо государства и другие субъекты общественной жизни. Кроме государства как главного субъекта социальной политики социальная помощь осуществляется другими субъектами: негосударственными структурами, частными благотворительными организациями, меценатами, гражданами и гражданскими организациями (через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи, волонтёрстве и т.п.), религиозными организациями и т.д.

Во-вторых, системность проявляется и в том, что в социальной сфере начинает утверждаться принцип субсидарности, то есть перераспределения ответственности, поиск оптимального соучастия в социальной политике государства и других субъектов (элементов системы) общества. То есть, социальная политика начинает выстраиваться как сложная система взаимных социальных обязательств государства, бизнеса, профсоюзов, граждан и гражданских инициатив с целью поддержания стабильности в обществе, обеспечения достойного уровня жизни тем группам и слоям, которые в силу возрастных особенностей (дети, молодёжь, пенсионеры) или жизненных ситуаций (инвалиды) нуждаются в особой общественной поддержке и заботе. Тем самым начинает зарождаться живая ткань социальной жизни: расширяться сфера горизонтальных взаимосвязей и сужаться сфера вертикальных, патерналистских отношений, то есть отношений только с государством.

С учётом отмеченного выше, раскроем становление социальной политики как системы отношений, в которой в активную социальную политику вовлекается множество субъектов общественной жизни и выстраивается принцип соучастия, субсидарности.

Системность в социальной политике проявляется, к примеру, в начатой в 2002 году пенсионной реформе, целью которой является повышение уровня жизни пенсионеров и эффективности пенсионной системы. В процессе ее проведения государство поставило перед собой следующие задачи :

— предотвратить бедность среди пенсионеров;

— компенсировать значительное ухудшение положения людей в связи с наступлением пенсионного возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, и пр.;

— обеспечить гарантированный минимальный уровень пенсионного обеспечения для любого гражданина России независимо от уровня его доходов;

— создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений, как путем введения обязательных платежей, так и с помощью развития самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы. До пенсионной реформы в России существовала так называемая распределительная пенсионная система. Распределительная пенсионная система состояло из двух частей — базовой и распределительной, и обе они выплачивались за счет взносов работающего населения. Проводимая реформа ввела двухуровневую пенсионную систему — распределительную и накопительную. Накопительная часть пенсии является главной особенностью пенсионной реформы, заключающейся в том, что пенсионный капитал накапливается в период трудовой деятельности самого работника как будущего пенсионера. Новое пенсионное законодательство было введено в действие в 2002 — 2003 годах. На основе чего были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии и др.

С 2002 года трудовая пенсия в Российской Федерации формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная . За счет введения накопительного элемента пенсионная реформа должна способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсии граждан.

Суть накопительной пенсионной системы заключается в том, что у каждого работника в Пенсионном фонде РФ имеется свой пенсионный счет, в котором накопляется часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от инвестиционного дохода и от суммы взносов.

В жилищной политике России был разработан ряд программ, которые направлены на стимулирование и поддержание граждан в приобретении жилья. Вместе с этим надо отметить, что ипотека остается недоступной тем слоям граждан, которые имеют низкий уровень зарплаты. Она доступна лишь тем, зарплата которых позволяет выплачивать процентный кредит, что несправедливо по отношению ко многим бюджетникам: учителям, библиотечным работникам, врачам и др. Но следует видеть, что нынешняя социальная политика в сфере жилья отличается от советской жилищной политики тем, что она делает человека главным инициатором в приобретении жилья. В советской жилищной политике предусматривалось интенсивное строительство государственных дешевых многоквартирных крупнопанельных домов, где квартиры предоставлялись в основном бесплатно в порядке многолетних очередей. В современной России жилье можно приобретать в основном на основе личных финансовых средств или при определённой поддержке государства (например, утрата жилья в связи с природными катаклизмами), работодателей и предприятий, на которых работает человек.

С 2006 г. в России взят курс на модернизацию основных сфер социальной политики. Разработаны четыре приоритетных национальных проекта — «Образование», «Здоровье», «Жилье», «Развитие агропромышленного комплекса». Системность разработки и реализации этих проектов очевидна.

Приоритетные национальные проекты стали первыми реальными программами, которые направлены на системное решение социальных проблем в важнейших сферах жизни людей. В каждой из сфер были определены свои цели, направления и ожидаемые результаты.

Результаты системной социальной политики стали проявляться в преодолении тяжёлого положения в социальной сфере, которое наблюдалось в 90-е г., в некоторых позитивных социальных сдвигах последнего десятилетия. Критерием оценки положительных сдвигов является целый ряд показателей. Так, преодолён резкий спад рождаемости, который произошёл в конце 1980-х — 1990-е г. и снижена смертность населения. В 2011 г. впервые за последние годы зафиксирован рост населения почти на 190 тыс. Улучшена обстановка с материально-технической базой в средних и высших общеобразовательных учреждениях, осуществлена компьютеризация школ с подключением к сети Интернет. В медицинских учреждениях внедрены современные оборудования. С 2006 г. отдельным категориям граждан предоставляются субсидии (в виде денежных сертификатов) для улучшения жилищных условий.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в нашей стране проводится разносторонняя работа по оказанию социальной поддержки граждан.

Однако на сегодняшний день остались проблемы, которые не нашли своего должного решения. В частности, проблема коррупции, которая снижает эффективность усилий по реализации проектов в социальной сфере. Политолог В. И. Буренко, анализируя наследие Г. Моски, отмечает, что коррупция обусловлена «многочисленной и назойливо проникающей всюду бюрократии» . А. А. Горелов обращает внимание общественности, что ее объем «оказывает разрушительное влияние на развитие деловой коррупции (взяток)» и составляет свыше 300 млрд в год . Политолог А. К. Сковиков акцентирует внимание на проблемы, которые волнуют россиян. В частности, «проблема уровня жизни, коррупция (по 41 %), преступления (32 %), ситуация в сфере ЖКХ и здравоохранения (по 28 %), а также вопросы пенсионного обеспечения (27 %)» . Несмотря на интересы рядовых граждан, руководство страны недостаточно финансирует социальные проекты, что негативно влияет на уровень развития здравоохранения, образования и т.д.

Сегодня Россия вступила в новую полосу социально-экономического развития. Это связано, прежде всего, с глобализацией и вступлением России в ВТО. С одной стороны, глобализация и вступление в ВТО обостряют конкуренцию предприятий, побуждают их к инновациям, что положительно сказывается на результатах и содержании труда. Глобализация расширяет границы применения творческих сил, поиска работы за пределами страны и т.д.

С другой стороны, в России увеличивается поток иностранцев в поисках работы, исчезают предприятия, не выдержавшие усиления конкуренции. В этой связи России необходимо разрабатывать новые подходы к реализации государственной социальной политики в целях успешного конкурирования на мировом рынке.

Таким образом, вступление России в ВТО и глобализация — это путь к мировому рынку. Россия за 20 лет пока еще не построила, согласно мировым стандартам, свою рыночную экономику, которая направлена на социально-экономическое развитие страны и, соответственно, конкурировать ей будет нелегко. В таком случае России необходимо формировать и реализовывать социальную политику исходя из современных требований.

Рецензенты:

Буренко Владимир Иванович, д.полит.н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Пеньковский Дмитрий Дмитриевич, д.историч. н., доцент, зав. отделом научно-исследовательской и издательской работы НОВ ВПО «Национальный институт бизнеса», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Абдулкеримов К.К. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7481 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Во всем мире существует два основных источника финансирования социального обеспечения – страховые взносы и бюджетные средства.

Отношения, складывающиеся в процессе сбора взносов, выходят за рамки социального обеспечения и образуют предмет финансового права. Однако краткое описание финансового механизма социального страхования необходимо для изучения круга лиц, попадающих в сферу охвата этим видом страхования, и понимания его сути.

Страховой взнос – это индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которого является обеспечение прав гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Объектом обложения при взимании страховых взносов служат выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения.

Для индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Плательщиками страховых взносов являются:

  • – работодатели;
  • – заказчики работ и услуг по гражданско-правовым договорам, а также произведений по авторским договорам;
  • – индивидуальные предприниматели, если они используют труд наемных работников или исполнителей по гражданско-правовым договорам;
  • – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты обязаны платить страховые взносы в ПФР, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В ФСС РФ они могут платить взносы в добровольном порядке.

Пенсионные взносы в добровольном порядке могут уплачивать за себя граждане, работающие за пределами территории РФ, и физические лица за другое физическое лицо, если за это лицо не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Выплаты в натуральной форме учитываются по стоимости товаров (работ, услуг) на день их выдачи (оплаты) исходя из их рыночных цен (тарифов) или из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

Расчетная база для уплаты страховых взносов определяется ежемесячно по каждому физическому лицу нарастающим итогом. В нее не включаются:

  • 1) государственные пособия (пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам и др.);
  • 2) все виды компенсационных выплат:
    • – по возмещению вреда, причиненного трудовым увечьем или иным повреждением здоровья;
    • – бесплатному предоставлению жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или их денежного возмещения;
    • – оплате стоимости и (или) выдаче натурального довольствия, а также выплате денежных средств вместо этого довольствия;
    • – оплате стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • – возмещению иных расходов, включая средства на повышение профессионального уровня работников;
    • – трудоустройству работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
    • – переезду на работу в другую местность и возмещению командировочных расходов и др.;
  • 3) единовременная материальная помощь, оказываемая:
    • – в связи со стихийным бедствием, террористическим актом или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения материального и морального вреда;
    • – в связи со смертью члена семьи;
    • – родителям, усыновителям, опекунам при рождении (усыновлении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
  • 4) доходы членов зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • 5) суммы страховых платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, для оплаты медицинских расходов, на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • 6) взносы работодателя в соответствии с Законом о дополнительных страховых взносах, но не более 12 тыс. руб. в год в расчете на каждого работника;
  • 7) стоимость проезда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно;
  • 8) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
  • 9) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов;
  • 10) материальная помощь работникам, не превышающая 4 тыс. руб.;
  • 11) оплата за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников и др.

Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами по уплате страховых взносов являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сбор страховых взносов осуществляют внебюджетные фонды.

Страховые взносы уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд. Согласно Закону о страховых взносах установлены единые тарифы страховых взносов для всех категорий плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц (тарифы будут выравниваться постепенно до 2015 г.). При этом применяется единая база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо. С выплат и иных вознаграждений сверх этой суммы уплачивается дополнительно 10%, которые не учитываются на индивидуальных счетах застрахованных лиц в ПФР. База для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы. Размер индексации определяется Правительством РФ.

Для лиц 1966 г.р. и старше вся сумма страхового взноса направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для лиц 1967 г. рождения и моложе большая часть тарифа страхового взноса служит источником финансирования страховой части, а 6% – накопительной части трудовой пенсии.

Для некоторых организаций действуют пониженные тарифы страховых взносов.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года – это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ. Она определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и соответствующего тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Плательщики обязаны вести учет начисленных выплат, страховых взносов и налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной:

  • 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
  • 2) с момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению денежных средств в бюджет государственного внебюджетного фонда;
  • 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет государственного внебюджетного фонда на счет Федерального казначейства;
  • 4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению внебюджетного фонда.

Обособленные структурные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности по уплате страховых взносов но месту своего нахождения.

Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала календарного года, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала ее осуществления представить во внебюджетный фонд декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода. В случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода плательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода – вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий период, а внебюджетный фонд произвести перерасчет страховых взносов.

Исчисление и уплата страховых взносов с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Закон о страховых взносах подробно регламентирует меры ответственности плательщиков страховых взносов и банков, в которых открыты их счета. Так, непредставление плательщиком в установленный срок расчета по страховым взносам в орган внебюджетного фонда влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Если это совершено умышленно, то размер штрафа составляет 40% неуплаченной суммы страховых взносов.

Непредставление в установленный срок внебюджетному фонду документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, влечет взыскание штрафа.

Несообщение банком в установленный срок внебюджетному фонду сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб.

Нарушение банком срока исполнения платежного поручения о перечислении страховых взносов, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

Штрафы зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Как уже отмечалось, страховые взносы не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. Из бюджетов различных уровней выделяются средства на выплату пенсий и пособий государственным служащим, медицинское обслуживание неработающих лиц (детей, пенсионеров), оказание социальной помощи малоимущим лицам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *