Финансовая помощь

Спонсорство, благотворительность или безвозмездная помощь?

Как показывает практика, многие компании не делают различия между такими понятиями, как благотворительная деятельность, спонсорство и оказание безвозмездной помощи. Например, оказывая финансовую поддержку коммерческим организациям, компании признают это благотворительной деятельностью, хотя это далеко не так. В чем же разница между такими «благими делами»? Давайте разберемся в этом вопросе. Ведь от ответа на него напрямую зависят налоговые последствия.

Вместе или врозь?

Главное, с чего нужно начать, — это понять, чем спонсорство отличается от благотворительности. Дело в том, что граница между этими понятиями практически не ощущается, но тем не менее она есть.

Благотворительность

Понятие благотворительности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ). Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При этом цели благотворительной деятельности перечислены в ст. 2 Закона № 135-ФЗ, и список этот является закрытым. В него, к примеру, включены:

■ содействие защите материнства, детства и отцовства;

■ содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения;

■ содействие развитию научно-техни­ческого, художественного творчества детей и молодежи.

Как видите, оказывая финансовую поддержку, например, организации детского творческого конкурса, компания, по сути, участвует в благотворительной деятельности. Но чтобы окончательно убедиться в правильности классификации финансовой помощи, нужно ответить на один вопрос: кому именно оказывается финансовая поддержка. Дело в том, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ). Поэтому если конкурс проводит некоммерческая организация, то оказание финансовой помощи будет являться благотворительной деятельностью, если же детское творческое мероприятие организовано, например, политической партией, то ни о какой благотворительности речи уже идти не может.

Спонсорство

А вот для спонсорской деятельности абсолютно не важно, кем организовано мероприятие. Здесь решающим фактором выступает возмездность (то есть получение взамен оказания помощи каких-либо рекламных услуг). Объясним подробнее.

Понятие спонсорства приведено в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ). То есть оно применяется в рамках рекламной деятельности. В статье 3 Закона № 38-ФЗ сказано, что спонсор — это лицо, предоставившее средства или обес­печившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции теле- или радио­передачи, либо создания или использования иного результата творчес­кой деятельности, а спонсорская реклама — это реклама, распространяе­мая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

На наш взгляд, в прежнем законе о рекламе (Федеральный закон от 18.07.95 № ­108-ФЗ) понятие спонсорства было сформулировано более четко. Под спонсорством понималось осуществление юридичес­ким или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной дея­тельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признавался платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламорасп­ространителем.

Как видите, ранее на законодательном уровне было прямо установлено, что спонсор взамен своей помощи должен был получить от спонсируемого некий рекламный продукт или услугу, то есть спонсорство имело по своей сути платную основу. Сейчас в Законе № 38-ФЗ это четко не прописано. Но мы считаем, что правовая суть спонсорства осталась прежней — за оказанную финансовую поддержку спонсор должен получить взамен рекламные услуги от спонсируе­мого. Более того, к аналогичному выводу пришел и Минфин России в письме от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5. В нем финансисты на основании норм Закона № 38-ФЗ указали, что спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.

Вернемся к нашему примеру о финансировании коммерческой организацией политической партии, которая организовывает детский творческий конкурс. Если политическая партия не собирается рекламировать компанию, которая оказывает ей финансовую поддержку в проведении данного мероприятия, то назвать это спонсорской деятельностью нельзя.

Безвозмездная помощь

Из вышеизложенного можно сделать вывод: благотворительность — это безвозмездная помощь (при этом важно, кому и на какие цели выделяются средства), а спонсорство — это финансирование каких-либо мероприятий с целью рекламирования своего бизнеса.

Если лицо, осуществляющее финансирование, не требует оказания ему рекламных услуг, не требует, чтобы информация о его товарах, работах или услугах появилась на финансируемом мероприя­тии иным образом (спонсорство) и если финансирование происходит не в рамках Закона № 135-ФЗ (благотворительность), то в этом случае имеет место обычная безвозмездная помощь.

Особенности налогообложения

А теперь посмотрим, на какие моменты должен обратить внимание бухгалтер при расчете налогов, если руководство компании решило оказать финансовую помощь.

НДС

В статье 149 НК РФ, где перечислены операции, освобожденные от обложения НДС, есть упоминание о благотворительности. В подпункте 12 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что от обложения НДС освобождается «передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), безвозмездно в рамках благотворительной деятельнос­ти в соответствии с Федеральным законом „О благотворительной деятельности и благотворительности“, за исключением подакцизных товаров». Как видите, если оказываемая компанией помощь подпадает под понятие благотворительности, то проблем не будет — НДС начислять не надо.

Но здесь есть один важный момент. Он касается возмещения НДС. Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, освобожденных от налогообложения, учитываются в стоимости таких товаров, работ или услуг. Если имущество изначально было приобретено для передачи в рамках благотворительной деятельности, то «входной» НДС необходимо сразу включить в его стоимость. Если же налогоплательщик уже произвел вычет сумм НДС, то сумму налога необходимо восстановить и уплатить в бюджет. Этого требует подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Перейдем к спонсорской помощи. При финансировании мероприятий (передачи товаров, оказании услуг, выполнении работ) на условиях рекламирования спонсора компании нужно будет начислить НДС. Никаких исключений для этого случая Налоговый кодекс не содержит.

Но на практике встречаются ситуации, когда компании заключают спонсорский договор, но при этом он не предусматривает возмездного оказания рекламных услуг спонсируемой организацией. Как быть в этом случае?

В арбитражной практике нам удалось найти одно судебное решение, в котором арбитры пришли к выводу, что компания, заключившая спонсорский договор, в котором не предусмотрено со стороны получателя такой помощи оказания возмездных услуг спонсору, может воспользоваться подп 12. п. 3 ст. 149 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2005 № А55-2057/2005-29). В этом деле налоговики настаивали на том, что понятия спонсорского взноса и благотворительной помощи имеют разную природу, несут в себе разный смысловой характер и в результате их применения наступают совершенно разные правовые и налоговые последствия. Судьи указали, что главное — не название помощи, а ее реальный характер. И если спонсорская помощь оказывается совершенно безвозмездно, то спонсор имеет полное право использовать льготу по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Однако, на наш взгляд, следовать такой позиции суда довольно рискованно. Ведь в указанной норме Кодекса прямо говорится о том, что благотворительная помощь должна быть оказана в рамках Закона № 135-ФЗ. Если требования данного закона не выполняются, компания не вправе воспользоваться льготой.

Что касается безвозмездной помощи, то она однозначно облагается НДС. Это прямо предусмотрено п. 1 ст. 146 НК РФ.

Налог на прибыль

В пункте 16 ст. 270 НК РФ установлено, что не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль затраты в виде стоимости безвозмездно переданного имущества, работ, услуг и имущественных прав и расходов, связанных с такой передачей. Таким образом, расходы на безвозмездное финансирование (будь то благотворительная деятельность или безвозмездная помощь) нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

А вот спонсоры, передающие средства в оплату рекламных услуг, могут учесть такие затраты в налоговых расходах. Сделать это можно на основании подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ. Эти нормы Кодекса позволяют отнести в состав расходов затраты на рекламу производимых и реализуемых товаров, работ и услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Очевидно, что распространение информации о спонсоре спонсируемым лицом для всеобщего сведения является ничем иным, как рекламой. Это прямо следует из Закона № 38-ФЗ.

Нужно только учесть, что в силу требований п. 4 ст. 264 НК РФ затраты спонсора на предоставление призов для участников спонсируемых соревнований или конкурсов, а также размещение логотипов спонсора на одежде участников или команд подлежат нормированию: на расходы относятся суммы не более 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Полностью можно учесть расходы на:

■ рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информа­­цион­­но-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

■ световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

■ изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реа­лизуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ объектом обложения ­НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком — физическим лицом как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. Компании, оказывающие финансовую помощь физическому лицу, становятся налоговыми агентами. Согласно ст. 226 НК РФ они должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму ­НДФЛ. Если налог удержать невозможно, об этом надо сообщить налоговикам.

Обратите внимание! Если физическое лицо должно за полученную спонсорскую помощь оказать спонсору некие рекламные услуги, то для гражданина полученные средства превращаются в доход от оказания услуг. Это следует из подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Если спонсор не удержит ­НДФЛ, то у получателя спонсорской помощи появляется обязанность самостоятельно уплатить налог и представить декларацию — подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 288 и п. 1 ст. 229 НК РФ. Напомним, что налоговую декларацию следует представить в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором спонсорская помощь была получена.

Обратите внимание: если стоимость подарков, полученных от организаций и предпринимателей, не превышает 4000 руб. в год, то НДФЛ в данном случае не удерживается (п. 28 ст. 217 НК РФ). Поэтому, передавая в том числе и финансовую помощь в этих пределах физическим лицам, организация не будет являться налоговым агентом

Обязательные страховые взносы

Получение спонсорской помощи физи­­чес­ким лицом не должно облагаться обязательными страховыми взносами. Подтверждением тому может служить постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.05.2014 № А43-14957/2013. В этом деле была рассмотрена следующая ситуация.

На основании постановления городской администрации был проведен городской конкурс среди работников сферы образования, дополнительного и дошкольного образования, культуры и спорта, победителем которого в одной из номинаций был признан работник детского сада. В Положении о данном конкурсе было предусмотрено, что его финансирование производится за счет целевой спонсорской помощи предприятий, которая аккумулируется на счете благотворительного фонда и перечисляется данным фондом получателям бюджетных средств на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Во исполнение данных условий посту­­пившие в адрес детского сада целевые ­­денежные средства с учетом подлежащей удержанию суммы ­НДФЛ были направлены на выплату денежного поощрения победителю конкурса — работнику детского сада. Местное отделение ФСС РФ потребовало от детского сада начислить на сумму этой премии обязательные страховые взносы.

Чиновники, основываясь на ч. 1 ст. 7, ст. 9, 18, 25 и 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), решили, что данный закон не ставит возникновение объекта обложения страховыми взносами в зависимость от источника финансирования тех или иных выплат, производимых работодателем в пользу работников. Поэтому выплаченная детским садом работнику по результатам участия в городском конкурсе премия, источником которой является целевая спонсорская помощь, подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке. Однако арбитры с таким подходом не согласились. Они указали следующее.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Как прописано в ст. 129 ТК РФ, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Поэтому сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Так как выплаченная победителю конкурса денежная сумма зависела не от его трудового вклада, а от набранного в конкурсе количества баллов и была получена им вне рамок трудовых отношений, то такая выплата не является объектом для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

Перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера и иные аналогичные мероприятия относятся к прочим расходам и учитываются на счете 91 (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Если же спонсорская помощь фактичес­ки является платой за рекламу, то она должна отражаться как расходы компании, связанные с ее обычной деятельностью. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 такие затраты признаются на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг. При этом ограничений по поводу размера спонсорской помощи, учитываемого в расходах, в бухгалтерском учете нет.

Напомним, что в силу п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

■ расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

■ сумма расхода может быть опреде­лена;

■ имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления — допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 18 ПБУ 10/99). Следует только учесть, что если спонсор предоставляет средства на проведение какого-либо мероприятия заранее (а так, как правило, и бывает), то это следует трактовать как предварительную оплату. В этом случае перечисленные средства первоначально подлежат отражению по дебету счета 60, на субсчете «Авансы выданные». После того как стороны подпишут акт приемки-передачи рекламных услуг, затраты спонсора следует отра­зить по кредиту счета 60 в корреспонденции с дебетом счета расходов.

пример

ОАО «Омега» в июле 2014 г. предоставило спонсорскую помощь в виде перечисления денежных средств городскому спорткомитету на проведение шахматного турнира между городскими школами. По условиям договора на форме всех участников соревнований размещается логотип спонсора. Логотипы спонсора размещены на призах для участников, а также в месте проведения соревнований.

Перечисленная в спорткомитет сумма равна 50 000 руб. Так как выручка от реализации компании согласно ст. 249 НК РФ за отчетный период составила 35 469 800 руб., то очевидно, что 50 000 руб. много меньше, чем 1% от указанной суммы выручки. Следовательно, и в бухгалтерском, и в налоговом учете можно учесть полную сумму спонсорской помощи.

В бухучете эти операции отразились следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51

— 50 000 руб. — перечислена спонсорская помощь спорткомитету;

Дебет 26 Кредит 60

— 50 000 руб. — после подписания акта о выполнении условий договора спорткомитетом спонсорская помощь учтена как расходы на рекламу.

О спонсорской помощи

Основным документом, регулирующим спонсорскую помощь, является Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ).

Справочно
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь дарение между коммерческими организациями запрещено.
Вместе с тем, Указ нивелирует этот запрет путем предоставления возможности таким организациям получать спонсорскую помощь.

Пункт 1 Указа гласит, что безвозмездная (спонсорская) помощь оказывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь организациям, индивидуальным предпринимателям, а также иным физическим лицам Республики Беларусь.

Справочно
Может ли резидент Республики Беларусь оказать спонсорскую помощь нерезиденту, к примеру, представительству иностранной компании, коммерческой/некоммерческой организации? Читайте в статье консультанта юридического управления Минэкономики Ирины Скачковой.

Спонсорская помощь оказывается в виде:

  • денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
  • товаров (имущества);
  • работ;
  • услуг;

Справочно
Как безвозмездно уступить исключительные права — читайте в статье юриста Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры» Александра Веремеева.

  • имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Спонсорская помощь может быть предоставлена и использована только на цели, отраженные в п. 2 Указа. Приводим некоторые из них:

  • создания и укрепления материально-технической базы;
  • приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
  • поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
  • охраны историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок), а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), образования в области культуры, проведения культурно-зрелищных мероприятий отечественными коллективами художественного творчества и исполнителями;
  • приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
  • и т.д.

Указом также установлены цели, на которые предоставление и использование спонсорской помощи запрещается:

  • для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством;
  • для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики;
  • для организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, проведения семинаров, других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения;
  • должностными лицами организаций – получателей помощи в личных целях, для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения;
  • на цели, не названные в Указе, если Президентом Республики Беларусь или с его согласия не определено иное.

Справочно
Можно ли предоставить неспортивным организациям безвозмездную (спонсорскую) помощь на цели, направленные на поддержку и развитие спорта? Читайте в статьеюриста Сергея Стрельчика.

Шаг 1. Направление письма спонсору

Образец обращения к спонсору

Обращение к спонсору составляется в произвольной форме. В нем необходимо указать вид (имущество, денежные средства, работы, услуги и т.д.) и размер (количество, объем) испрашиваемой помощи, а также цель ее оказания.

На практике такому обращению к спонсору предшествуют переговоры сторон. Чаще всего письмо с просьбой оказать спонсорскую помощь – формальный повод начать процедуру оказания такой помощи.

Шаг 2. Определение того, в чьей компетенции находится оказание спонсорской помощи

Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относится решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами.

Однако в 2016 г. (со вступлением в силу Закона от 15.07.2015 № 308-З) порядок оказания спонсорской помощи был упрощен, и теперь в уставе общества можно предусмотреть, что ее оказание входит в компетенцию исполнительного органа (в нашем случае – директора).

Вместе с тем если в уставе закреплено, что оказание спонсорской помощи входит в компетенцию директора, то в уставе также должна быть предусмотрена обязанность последнего ежеквартально отчитываться о предоставлении спонсорской помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества (ч. 4 ст. 35 Закона).

Таким образом, вторым шагом после получения письма о предоставлении спонсорской помощи является выяснение того, кому уставом спонсора предоставлено право оказывать такую помощь.

Шаг 3. Оформление решения о предоставлении спонсорской помощи

Образец приказа об оказании спонсорской помощи

Такое решение оформляется приказом директора общества. В нем необходимо отразить получателя спонсорской помощи, ее размер и цель. В последующем эти сведения будут перенесены в договор об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Кроме того, в приказе также можно дать указания другим службам, например, подготовить договор или перевести денежные средства получателю после подписания договора.

Шаг 4. Заключение договора об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи

Образец договора об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи

Указом определены условия, которые должны быть включены в договор. В самом Указе такие условия не поименованы напрямую как существенные, но, на наш взгляд, они имеют природу таковых:

  • организация, ИП, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;
  • размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
  • порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей – физических лиц) организации, ИП, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;
  • сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах – для органов, организаций, перечисленных в п. 9 Указа;
  • иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа и других актов законодательства.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 утверждена примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Стоит отметить, что примерная форма договора (в отличие от типовой) носит рекомендательный характер и стороны могут дополнить его любыми условиями, которые сочтут необходимыми.

Важно!
Субъекты хозяйствования, предоставляющие спонсорскую помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 8 Указа).

Особое внимание нужно уделить порядку предоставления отчета об использовании спонсорской помощи.

После заключения договора следует направление спонсорской помощи получателю: перечисление на счет, поставка, отгрузка, оказание услуг, выполнение работ и т.д.

Справочно
Кто по смыслу Указа подразумевается под субъектами республики: субъекты, созданные по праву Республики Беларусь и являющиеся ее резидентами, или субъекты с долей (вклад, акции) государства в уставном фонде? Читайте в статье консультанта юридического управления Минэкономики Ирины Скачковой.

Шаг 5. Предоставление спонсору отчета об использовании спонсорской помощи

Образец отчета об использовании спонсорской помощи

Форма такого отчета и порядок его предоставления законодательством не установлены, поэтому сторонам нужно самостоятельно определить их.

Так как в нашей ситуации директор обязан ежеквартально отчитываться о предоставлении спонсорской помощи перед вышестоящим органом компании (ч. 4 ст. 35 Закона), то рекомендуем устанавливать в договоре срок на предоставление отчета о ее использовании до того, как директор будет отчитываться перед вышестоящим руководством.

Шаг 6. Отчет директора о предоставлении спонсорской помощи

Образец отчета директора о предоставлении спонсорской помощи

Требования к форме и содержанию отчета директора об оказанной спонсорской помощи законодательством также не определены. Они могут содержаться в уставе общества или его ЛНПА.

Полагаем, что в отчете должна содержаться следующая информация:

  • цели предоставления спонсорской помощи;
  • вид и размер предоставленной спонсорской помощи;
  • наименование и количество организаций – получателей спонсорской помощи в течение квартала;
  • реквизиты заключенных договоров.

Также в качестве подтверждения покупки товаров (работ, услуг) лицом, получающим спонсорскую помощь, за денежные средства (если они передавались в качестве помощи) к отчету директора можно приложить отчет об использовании спонсорской помощи.

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Организации в процессе своей деятельности могут оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь. При этом важно не нарушить требования законодательных актов.

Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (в ред. от 29.11.2013; далее — Указ № 300) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено право оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т. ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300.

Цели, на которые может предоставляться безвозмездная (спонсорская) помощь, определены п. 2 Указа № 300. При ее предоставлении заключается договор. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779 (см. пример составления ниже).

Примерная форма договора

Термины и определения

Безвозмездный договор — это договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Условия договора определяются по усмотрению сторон в пределах и порядке, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи.

Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п. 8 Указа № 300).

При предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин), в том числе право на включение в состав внереализационных расходов для целей налогообложения сумм безвозмездно переданных денежных средств, стоимости безвозмездно оказанных услуг (выполненных работ) и переданного имущества, в установленном порядке предоставляются Президентом Республики Беларусь или законом (п. 13 Указа № 300).

Поддержка организаций физической культуры и спорта

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (в ред. от 11.12.2014; далее — Указ № 191) поддержка организациям физической культуры и спорта по перечню согласно приложению 1 к Указу № 191 оказывается в виде безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям в соответствии с законодательством и с учетом особенностей, установленных Указом № 191, денежных средств (в том числе путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в том числе имущественных прав, с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения.

Действие вышеуказанного положения не распространяется на клубы по виду (видам) спорта и иные организации физической культуры и спорта, команды которых не участвуют в высшей лиге (в хоккее с шайбой — в экстра-лиге) чемпионата Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств (п. 1 Указа № 191).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие поддержку спортивным организациям в соответствии с ч. 1 подп. 1.1 Указа № 191, имеют право:

на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи предоставлять помощь спортивным организациям без ограничения ее размера;

при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены спортивными организациями (выполнены, оказаны для них) за счет этих средств (п. 13 Указа № 191).

Организация предоставила спонсорскую помощь федерации боулинга путем перечисления денежных средств для приобретения инвентаря. Имеет ли право организация включить сумму безвозмездно предоставленных средств в состав внереализационных расходов?

Согласно п. 1 Указа № 191 поддержка организациям физической культуры и спорта по перечню согласно приложению 1 к Указу № 191 оказывается в виде безвозмездной передачи юридическими лицами спортивным организациям в соответствии с законодательством и с учетом особенностей, установленных Указом № 191, денежных средств (в том числе путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга) с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения.

Согласно приложению 1 к Указу № 191 поддержка оказывается республиканским федерациям (союзам, ассоциациям) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр.

Поскольку боулинг не входит в программу Олимпийских игр, сумма спонсорской помощи, оказанной федерации боулинга, не может быть включена в состав внереализационных расходов.

Помощь сельскохозяйственным организациям

Указом Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 № 342 «О Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы» (в ред. от 17.11.2014; далее — Указ № 342) определено, что в 2011–2015 гг. прибыль юридических лиц (доход индивидуальных предпринимателей), оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям, участвующим в выполнении Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы (далее — Государственная программа), в сумме денежных средств, безвозмездно переданных этим организациям и (или) направленных на оплату товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав для них по договорам о переводе долга, и стоимости безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) товаров (имущества), имущественных прав (работ, услуг) данным организациям освобождается от налогообложения при условии подтверждения местными исполнительными и распорядительными органами факта оказания такой безвозмездной (спонсорской) помощи организациям, участвующим в выполнении Государственной программы (подп. 4.3 Указа № 342).

Организация перечислила денежные средства на приобретение кормов в рамках оказания спонсорской помощи сельскохозяйственной организации. Имеет ли она право сумму спонсорской помощи включить в состав внереализационных расходов?

В соответствии с Указом № 342 в 2011–2015 гг. прибыль юридических лиц, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям, участвующим в выполнении Государственной программы, в сумме денежных средств, безвозмездно переданных этим организациям и (или) направленных на оплату товаров для них, освобождается от налогообложения при условии подтверждения местными исполнительными и распорядительными органами факта оказания такой безвозмездной (спонсорской) помощи организациям, участвующим в выполнении Государственной программы.

Таким образом, организация не имеет права включить сумму спонсорской помощи в состав внереализационных расходов. При наличии подтверждения участия сельскохозяйственной организации в выполнении Государственной программы организация-спонсор имеет право прольготировать прибыль на сумму безвозмездно предоставленных денежных средств.

Оказание безвозмездной помощи и ндс

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по их безвозмездной передаче (подп. 1.1.3 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее — НК).

Объектом налогообложения НДС не признается безвозмездная передача:

имущества (работ, услуг) организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

имущества, при приобретении (ввозе) которого суммы НДС уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов и отнесены на увеличение их стоимости или за счет указанных источников;

организациям культуры культурных ценностей, товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав для осуществления культурной деятельности (подп. 2.5.1–2.5.3 ст. 93 НК).

Организация в качестве спонсорской помощи передала оргтехнику областной научной библиотеке. Следует ли исчислить НДС от стоимости безвозмездно переданных товаров и отразить в налоговой декларации по НДС?

Согласно подп. 2.5.3 ст. 93 НК объектом налогообложения НДС не признается безвозмездная передача организациям культуры товаров (работ, услуг) для осуществления культурной деятельности.

Перечень видов культурной деятельности в целях применения подп. 2.5.3 ст. 93 НК определен приложением 3 к Указу Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» (в ред. от 14.01.2014). В него включена в том числе деятельность библиотек (код 925121).

Таким образом, поскольку деятельность областной научной библиотеки относится к культурной, стоимость товаров, переданных в качестве спонсорской помощи, не подлежит включению в налоговую базу по НДС и отражению в налоговой декларации.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база НДС определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав. При безвозмездной передаче приобретенных товаров она устанавливается исходя из цены их приобретения. При безвозмездной передаче объектов основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, налоговая база определяется исходя из их остаточной стоимости (п. 3 ст. 97 НК).

При безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при обмене товарами (работами, услугами), имущественными правами, при передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей или при натуральной оплате труда товарами (работами, услугами) моментом их фактической реализации признается соответственно день передачи (выполнения, оказания), обмена или оплаты (п. 4 ст. 100 НК).

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание), суммы НДС, исчисленного по безвозмездной передаче, и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов — не менее их остаточной стоимости, суммы НДС, исчисленного по безвозмездной передаче, и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права (п. 5 ст. 127 НК).

Освобождение от налога на прибыль

От налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданная зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому детскому фонду, Белорусскому детскому хоспису, Белорусскому общественному объединению ветеранов, Белорусскому общественному объединению стомированных, унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения, или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 ст. 140 НК).

Отражение в бухгалтерском учете

Согласно п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 31.12.2013; далее — Инструкция № 102), в бухгалтерском учете стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, переданных безвозмездно, включается в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»).

В состав расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включается стоимость инвестиционных активов, переданных безвозмездно (п. 14 Инструкции № 102).

Пример 1

Организация оказала спонсорскую помощь футбольному клубу, выступающему в высшей лиге чемпионата Республики Беларусь, путем перечисления 100 000 000 руб. и передачи спорттоваров, учетная стоимость которых равна 25 000 000 руб. Отражение этого в бухгалтерском учете представлено в табл. 1.

Пример 2

Для укрепления материально-технической базы организация передала сельскохозяйственной организации бывший в эксплуатации объект основных средств (мини-погрузчик), восстановительная стоимость которого составляет 94 000 000 руб., накопленная амортизация — 76 000 000 руб., сумма накопленных переоценок — 23 000 000 руб., а также безвозмездно выполнила работы по текущему ремонту объекта социальной сферы (спортзал). Фактическая себестоимость работ — 67 000 000 руб. Данные операции отражаются в бухгалтерском учете так, как это показано в табл. 2 на с. 60.

Ответственность за нарушение законодательства

Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 базовых величин (п. 1 ст. 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Выводы

1. В соответствии с требованиями действующего законодательства при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор.

2. Индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин) в установленном порядке предоставляются Президентом Республики Беларусь или законом.

3. В целях поддержки организаций физической культуры и спорта суммы расходов по оказанию безвозмездной (спонсорской) помощи включаются для целей налогообложения в состав внереализационных расходов.

4. Прибыль лиц, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям, участвующим в выполнении Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы, и часть прибыли, передаваемая некоторым организациям, освобождаются от налогообложения.

5. Обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в ряде случае не признаются объектами налогообложения НДС.

6. В бухгалтерском учете стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, переданных безвозмездно, включается в состав прочих расходов по текущей деятельности.

7. За нарушение законодательства при оказании безвозмездной (спонсорской) помощи установлена административная ответственность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *