Финансовые нарушения

Понятие, признаки, классификация финансового правонарушения.

12345678910

ЛЕКЦИЯ № 7.

Финансовые правонарушения и финансово-правовая ответственность.

Понятие, признаки, классификация финансового правонарушения.

Финансовое правонарушение является самостоятельным ос­нованием для применения к правонарушителю финансово-правовой ответственности. До настоящего времени финансовое зако­нодательство не содержит единого определения понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его раз­новидностей.

Указание на разновидности финансовых правонарушений содержатся в законодательных актах, регулирующих валютные, страховые, кредитные, расчетные, публичные банковские отношения и т. д.

Понятие финансового правонарушения можно определить исходя из общей концепции определения понятия правонарушения.

Финансовое правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное деяние, в форме действия или бездействия, дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность установленную финансовым законодательством.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков финансового правонару­шения:

а) Финансовое правонарушение — это общественно вредное (опасное) деяние. Прежде всего финансовое правонарушение это прежде всего деяние людей. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, убеждения, намерения человека, если они не проявились в действительности. Правонарушение всегда наносит вред существующим в обществе материальным ценностям, это деяние посягающее на правопорядок интересы обществе и его членов, в сфере финансов и финансовой деятельности государства.

Финансовое правонарушение – это противоправное деяние.

Финансовое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы финансового законодательства. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики обще­ственного свойства финансового правонарушения. Правонару­шением, содержащим признаки финансового правонарушения, считается только деяние, предусмотренное финансовым зако­нодательством. Противоправное деяние в финансовой сфере может совершаться в форме действия (например, уклонение от уплаты налогов, воспрепятствова­ние проведению налогового контроля; отказ предоставить Счетной палате РФ необходимые сведения и т. д.) или бездей­ствия (например, не перечисление из-за границы валютной вы­ручки; несообщение банком в налоговые органы об открытие счетов, непредставление в на­логовые органы отчетности, неуплата налогоплательщиком при­читающейся суммы налога, неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов, неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т. д.);

б) Финансовое правонарушение – это виновное деяние.

Финансовое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность оз­начает предусмотренное финансовым законодательством пси­хическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Оно осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние, совершенное дееспособным субъектом.

Прямое указание на виновность в качестве обязательного признака налогового правонарушения содержит НК РФ. Тот или иной вид формы вины зафиксирован в нор­мах НК РФ, определяющих составы правонарушений. Боль­шинство составов налоговых правонарушений, установленных НК РФ, предполагает наличие неосторожной формы вины. БК РФ при характеристике бюджетного правонарушения не назы­вает виновность, однако наличие и необходимость для финан­сово-контрольных органов ее установления прослеживается в составах конкретных бюджетных правонарушений. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако скрытый характер финансовых правонарушений, не позволяют правоохранительным орга­нам доказать прямой умысел.

в) Финансовое правонарушение – это наказуемое деяние.

Совершение финансового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде финансовых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком финансового правонарушения, поскольку финансовым правонарушением признается совершенное противоправное де­яние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Сущность на­казуемости как формального признака финансового правонару­шения заключается в угрозе применения финансовых санкций к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо дея­ния либо не совершать действия, юридические признаки кото­рых закреплены охранительными нормами финансового зако­нодательства (гл.16 и 18 НК РФ, гл. 28 БК РФ и др.). Установ­ление ответственности за финансовые правонарушения только федеральным финансовым законодательством является импера­тивной нормой и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности.

Следует учесть, что только при наличии совокупности указанных выше признаков деяние может считаться финансовым правонарушением.

Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности

Правовые основы и виды финансовых правонарушений

Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.

Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.

3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:

  • законность;
  • соразмерность;
  • индивидуализация наказания;
  • однократность;
  • полное возмещение вреда.

Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.


Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.

58) Государственное принуждение в сфере финансов

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес­печивается мерами государственного принуждения. Применяют­ся установленные законодательством санкции за налоговые право­нарушения, меры к принудительному взысканию недоимок по на­логам.

Соблюдение требований законодательства, в том числе и в области финансов, обеспечивается силой государственного принуждения. Ее применение является определенным ограничением свободы человека в интересах другого человека и общества в целом, поэтому должно осуществляться только с соблюдением законодательно установленных процедур — процессуальных форм привлечения к ответственности. Закрепление ответственности на уровне закона и соблюдение процессуальной формы государственного принуждения в совокупности будут являться гарантией соблюдения основных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РК.


юридическая ответственность опирается на государственное принуждение, реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Данный признак раскрывает суть механизма действия ответственности как негативного варианта правового регулирования, когда государство причиняет правонарушителю указанные в законе лишения в недобровольном порядке, не считаясь с его желаниями, принуждая его тем самым к исполнению требований права.

Финансово-правовая ответственность в общей системе государственного принуждения представляет собой один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях.

Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность имеет принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с учетом его характеристики, а также для компенсации потерь соответствующих фондов денежных средств.

59) Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Государственное принуждение – специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность – это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Основная черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном правоотношении.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

• она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

• наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

• выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

• воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными предписаниями, а в субъективном – свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

60) Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица деятельность которого связана с публичными финансами, обуславливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, которые отличаются имущественно-стоимостным и публичным характером.

Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

Финансово-правовое принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, имеющий организационно-имущественный характер, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства публичными финансами, финансовым аппаратом государства и местного самоуправления, а также субъектами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых отношений, а также устранения его общественно вредных последствий.

Финансово-правовая ответственность включает в себя все признаки, которые характеризуют ее как правовую. Этот вид ответственности проявляется в наложении взысканий имущественного характера, не имевших места ранее до совершения финансового правонарушения. Финансово-правовая ответственность основана на общих принципах юридической ответственности (законности, ответственности только за вину, справедливости, индивидуализации, неотвратимости наказания и др.).

61) Финансовое правонарушение является финансово-правовой ответственности. Другими словами, финансовое правонарушение является юридическим фактом, на основании которого возникают правоотношения юридической ответственности.

В настоящее время законодательно закреплено понятие «бюджетное правонарушение» и «налоговое правонарушение», которые практически являются разновидностями финансового.

В широком смысле «правонарушения» — антиобщественное деяние, которое влечет вред обществу и карается законом.

В узком смысле правонарушение — это общественно-опасное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, за которое действующий закон предусматривает юридическую ответственность.

Известно, что финансовое право как отрасль права регулирует отношения в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Четкость реализации и возникновения указанных отношений между субъектами финансового права обеспечивает целый ряд нормативных актов, в которых определены как должны действовать лица. Законодатель, исходя из практического опыта допускает возможность нарушения таких актов, хотя не называет такие факты финансовых правонарушений. Но можно сделать вывод, что любые противоправные действия, направленные на есть нарушение норм финансового законодательства являются правонарушениями.

Признаки финансового правонарушения:

1) противоправность деяния означает, что действие или бездействие лица становится финансовым правонарушением тогда, когда нарушаются нормы финансового права есть отношения в сфере финансовой деятельности государства, — связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Например: занижение, недовнесения сумм налога; несвоевременная подача деклараций и других видов отчетности.

2) Общественная опасность — правонарушение причиняет вред государству, обществу и каждому конкретному гражданину. Например: так как налог является основным источником пополнения бюджета государства, то его неуплата приведет к дефициту бюджета. Это в свою очередь повлияет на содержание власти государства и соответствующих ее сфер (образования, науки, культуры, социальной помощи и др.).

3) Виновность лица, совершившего общественно-опасное деяние. Финансовым правонарушением признается деяние, совершенное виновным лицом намеренно (например непредставление налогоплательщиком налоговой декларации), или неосторожно.

4) Наказуемость — означает, что деяние является правонарушением только в том случае, когда за него законодательством предусмотрена финансовая ответственность (штраф, пеня).

Для привлечения лица к финансово-правовой ответственности необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения — это установленная совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением:

1. объект правонарушения — это те отношения, на которые направлен противоправное и общественно-опасное поведение субъекта правонарушения. Объект может быть:

а) общим — установленный государством и органами местного самоуправления порядок образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, охраняемых мерами финансово-правовой ответственности. Такой вывод следует из того, что финансовое правонарушение является нарушением норм финансового права, регулирующего отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств.

б) видовой объект — это обособленные группа правил в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, за нарушение которых предусмотрена относительно специфическая система мер финансово-правовой ответственности. Соответственно, можно выделять следующие видовые объекты, как правила исчисления и уплаты налогов и сборов, правила использования и возврата бюджетных кредитов, правила ведения кассовых операций и др..

в) непосредственный объект — это конкретные отношения, правила, которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответственностью. К ним относятся правила постановки на учет в налоговом органе, правила представления и составления налоговой декларации, правила начисления налога и др..

2. Субъект правонарушения — может быть:

А) индивидуальный:

а) физических лиц;

б) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица;

в) законные представители несовершеннолетних физических лиц, физических лиц признанных недееспособными.

Б) Коллективный:

по юридическому статусу на:

а) юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций);

б) неюридических лиц (филиалы, представительства).

по цели деятельности субъекты делятся на:

а) бюджетные б) хозрасчетные в) смешанные.

по критерию функциональной нагрузки на:

а) плательщики налогов и сборов;

б) источники выплат и удержания налогов;

в) расчетно-кредитные учреждения;

г) главные распорядители бюджетных средств;

д) распорядители бюджетных средств.

Особенностью объективной стороны является материальный и формальный состав. Материальный склад — наступление негативных последствий деяния, имеющие материальный характер и влекут материальный ущерб государству. Например занижения плательщиком сумм налога, неуплата или неполная уплата сумм налога.

Формальный состав — состав, в котором наличие последствий противоправного деяния наносит иной вред и не включается в обязательных элементов обязательной стороны. Например несвоевременное и не в полном объеме представления отчетов и других сведений распорядителям бюджетных средств по их использованию.

62) Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

— это экономические отношения

— они всегда носят денежный характер

— характер этих отношений всегда распределительный

— они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Особенности бюджетных отношений заключаются в следующем:

• обязательным субъектом бюджетных отношений выступают публичные органы государственной власти или муниципальных образований (в лице федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления);

• бюджетные отношения — это перераспределительные отношения (отношений первичного распределения в бюджете нет).

Роль бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране:

— задачами, решаемыми обществом

— историческими и национальными традициями.

Финансовое правонарушение: понятие, особенности. Финансово-правовые санкции

Финансовое правонарушение является основанием финансово-правовой ответственности. Другими словами, финансовое правонарушение является юридическим фактом, на основании которого возникает правоотношение юридической ответственности.

В финансовом законодательстве не содержится единого понятия «финансовое правонарушение», однако в финансовом законодательстве есть понятие «налоговое правонарушение» и понятие «нарушение бюджетного законодательства», которые фактически являются разновидностью финансового правонарушения. Это позволяет дать научное понятие финансового правонарушения и охарактеризовать его состав.

Финансовое правонарушение — это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Под юридической ответственностью применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

Основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. Финансовая ответственность обеспечивается возможностью применения финансово-принудительных мер. Реализация финансовой ответственности состоит в применении к правонарушителям финансовых санкций, являющихся самостоятельными мерами финансово-правового принуждения.

Основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов.

От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере.


Учитывая названные особенности, финансовое правонарушение следует определить как виновное, противоправное деяние, причиняющее вред публичным финансам, за совершение которого законодателем установлена финансовая ответственность.

Вина как условие реализации финансовой ответственности выражается в негативном плане, т.е. ее отсутствие является основанием освобождения от финансовой ответственности. При этом применительно к финансовой ответственности субъект публичных финансов признается виновным в совершении финансового правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для исполнения возложенных на него финансовых обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для этого. При привлечении к финансовой ответственности форма вины юридического значения не имеет.

Финансовое правонарушение, как и любое другое, характеризуется основополагающими признаками, а именно: противоправность, антиобщественность, виновность, наказуемость.

Противоправность как признак финансового правонарушения означает, что действия или бездействие лица тогда становится финансовым правонарушением, когда нарушаются нормы финансового права. В ряде случаев финансовое правонарушение является одновременно и административным. Например, в соответствии со ст. 290, 291 и 305 Бюджетного кодекса РФ наступает ответственность, которая по своей природе носит характер административно-финансовой. Соответственно, противоправность в данном случае состоит в нарушении нормы финансового права, которая одновременно является и нормой административного права.

За финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции.

Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

Между тем финансово-правовые санкции как меры ответственности подразделяются на карательные и восстановительные.

Отличительные черты финансовых санкций:

• финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения;

• финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю;

• основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения;

• финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

• денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд.

Классификация финансовых нарушений

12345678910

Контроль и ревизия

Документальное оформление и доклад результатов ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему.

Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акты ревизии должен содержать:

-вступительную часть (полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовую форму, фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение БУ и О, основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения, время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы подлежащие выяснению, даты начала и окончания ревизии, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию).

— описательную часть (конкретные факты и действия, указывающие на нарушения порядка ведения БУ, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства, каждый факт нарушения указывался в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оценки, сделанных проводок и со ссылками на соответствующие первичные учетные документы, при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием конкретных статей и пунктов).

— результативную часть (обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению).

Данные промежуточных актов включаются в сводный акт в кратком изложении и только при наличии выявленных нарушений.

На весомые нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

При наличии возражений или пояснений по акту подписывающие делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или пояснения в 10-дневный срок с момента подписания акта.

В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, ревизор разрабатывает проект приказа об устранении выявленных нарушений и представляет на рассмотрение руководству, назначившему ревизию.


Классификация финансовых нарушений.

Неправильная классификация финансовых нарушений приводит к искажению учетных и отчетных данных. В целях внесения единого понимания употребляемых терминов и совершенствования учета финансовых нарушений разъясняем некоторые терминологические понятия:

недостача — это расхождение между данными учета и фактическим наличием материальных и денежных средств, которое является, как правило, следствием небрежного отношения должностного лица к своим служебным обязанностям (просчет, излишняя выдача). В ходе ревизии (проверки) должны быть приняты меры по немедленному погашению недостачи;

растрата — это израсходование государственных средств, находящихся в ведении должностного лица, в корыстных целях. Растрата предполагает прямой умысел, т.е. виновный знает, что его действие является наказуемым, и все же предпринимает его (подделка документов, неполное оприходование материальных и денежных средств);

хищение есть умышленное противозаконное обращение виновным в свою собственность денежных средств или материальных ценностей. Хищение и растрата — однородные уголовно наказуемые нарушения. Факты умышленного незаконного получения денежного довольствия или заработной платы с помощью фиктивных документов, подделки подписей или умышленных переплат денежного довольствия кому-либо также квалифицируются как хищение.

К растратам и хищениям относятся:

— изъятие денег из кассы без оправдательных документов;

— списание денежных и материальных средств по учету без оправдательных документов;

— неоприходование или неполное оприходование денег, полученных по чекам в учреждении банка или принятых по приходным кассовым ордерам и без их выписки;


— повторное списание расходных оправдательных документов;

— составление фиктивных ведомостей и включение в ведомости вымышленных лиц;

— искажение сумм в учетных документах и в раздаточных ведомостях;

— списание в расход невыплаченных сумм;

— представление фиктивных бестоварных счетов;

— присвоение почтовых переводов и алиментов;

— незаконное получение денежного довольствия и заработной платы путем подделки подписей, на основании фиктивных документов;

Незаконные расходы материальных и денежных средств — выявленные ревизиями и проверками расходы, произведенные в нарушение законодательства, приказов, положений, инструкций и других нормативных актов, действующих в Минюсте России (кроме переплат денежного довольствия и заработной платы).

К незаконным расходам относятся:

— выплаты в завышенных размерах и неположенных случаях продовольственно-путевых денег и компенсации взамен продпайка;

— незаконное возмещение транспортных расходов;

— неположенные выплаты денег на пошив обмундирования и в порядке компенсации за вещевое имущество;

— незаконные выплаты денежных средств вследствие применения завышенных расценок, приписок объемов работ и оплаты работ, которые фактически не выполнялись;

— незаконные расходы денежных средств на приобретение неположенного по нормам снабжения имущества, на празднества, юбилеи;

— незаконные выплаты пенсий, пособий, премий, вознаграждений и компенсаций;

— превышение выделенных лимитов расходов на содержание служебных автомобилей;

— оплата междугородных переговоров, носящих личный характер;

— расход ГСМ сверх установленных приказами норм расходов;

Переплаты — выявленные ревизиями и проверками расходы денежных средств на выплату денежного довольствия и заработной платы, произведенные в нарушение законодательства, приказов, положений, инструкций и других нормативных актов, действующих в Минюсте России. Незаконные расходы и переплаты, совершенные в корыстных целях, должны относиться к растратам и хищениям денежных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *