Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Централизованные, т.е. публичные, финансовые ресурсы форми­руются у органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивают финансовые потребности общественного воспроизвод­ства на макроуровне. В современной России эти ресурсы, совершаю­щие свое движение в публично-правовой форме налоговых и неналого­вых доходов и поступлений, аккумулируются в бюджетах всех уровней (федеральном, региональных, местных), бюджетах государственных вне­бюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС) и госу­дарственных финансовых резервах (золотовалютных резервах Банка России, Резервном фонде и Фонде национального благосостояния).

Децентрализованные, т.е. частнохозяйственные, финансовые ре­сурсы формируются у субъектов хозяйствования — предприятий (орга­низаций) и домашних хозяйств (индивидуальных предпринимателей и физических лиц), которые используют их на покрытие текущих про­изводственных и иных затрат, на расходы капитального характера и вложение в финансовые активы, на резервирование, сбережение и личное потребление.

4. По характеру источников формирования финансовых ресурсов последние делятся на собственные, привлеченные и заемные.

Собственные финансовые ресурсы образуются у органов государ­ственной (муниципальной) власти и хозяйствующих субъектов в ре­зультате выполнения ими своих функциональных обязанностей, про­изводственной и иной финансово-хозяйственной деятельности. Эти ресурсы принимают форму собственных доходов и финансовых резер­вов.

Для государства и органов местного самоуправления это налоговые и часть неналоговых доходов (от внешнеэкономической деятельности и имущества).

Хозяйствующие субъекты (организации и домашние хо­зяйства) формируют собственные финансовые ресурсы из выручки, доходов от деятельности на финансовом рынке, доходов и поступлений от индивидуальной предпринимательской и трудовой деятельности.

К привлеченным финансовым ресурсам следует относить все виды внешних поступлений, вовлекаемых субъектами со стороны на безвоз­мездной, безвозвратной и бесплатной основе.

Для органов власти это могут быть безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, в виде межбюджетных транс­фертов, безвозмездная финансовая помощь других государств и т.п.

Для хозяйствующих субъектов — это средства акционеров, бюджетные ас­сигнования, социальные трансферты (социальные выплаты из бюджет­ной системы), безвозмездная финансовая помощь других лиц и т.д.

В качестве заемных финансовых ресурсов выступают все те сред­ства и поступления, которые привлекаются на возвратной и платной основе, в частности государственные (муниципальные) займы, бюджет­ные кредиты и инвестиционный налоговый кредит, корпоративные зай­мы (облигации), кредиты банков и другие виды кредитов, кредитор­ская задолженность и т.п.

1.5. Роль финансов в экономической системе

Рыночная экономика и социальная сфера не могут функциониро­вать без финансовых ресурсов. Финансы обслуживают процесс расши­ренного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечи­вают необходимыми денежными средствами все его стадии (производство, обмен, распределение, потребление) и каждого из его участников (орга­ны публичной власти, организации, домашние хозяйства).

Поэтому роль финансов в общественной экономической системе проявляется двояко:

1) как результат практического использования современных де­нег — первичных финансовых ресурсов (инструментов);

2) как результат практического использования функциональных возможностей категории финансов.

1) Роль финансов в экономической системе как результат практи­ческого использования современных денег, реа­лизуется прежде всего через их функции.

В функции масштаба цен (стоимости)деньги выполняют роль всеобщего фи­нансового эквивалента ценности всех качественно разнообразных товарных форм. При этом сами бумажные (металлические) денежные знаки и их современные представители не имеют ценности, но являют­ся ее номинальными носителями как финансовые представители (за­менители) полноценных денег (золота). Практическая реализация данной функции денег осуществляется через цены на товары, работы и услуги, а также оценку долговых обязательств и сделок с будущими платежами.

Деньги в функции масштаба цен неотделимы от денег в функциях финансового средства обращения и финансового средства платежа.

Для полноценного финансового обеспечения социально­- экономического развития страны на безопасной и расширенной основе деньги должны выполнять также функцию финансового средства сбере­жения.

2) Роль финансов в экономической системе общества проявляется так же как результат практического использования функциональных возможностей (функций) данной категории.

Финансовое здоровье экономики в целом и ее субъектов (организаций, государства и домашних хозяйств) напрямую зависит от степе­ни реализации потенциальных возможностей категории финансов обеспечивать субъектов в полном объеме доходными источниками, получать нужный результат от произведенных расходов и контрольных дей­ствий.

Оценка роли финансов может быть результативной (позитив­ной) или нерезультативной (негативной).

В целом роль финансов будет результативной (позитивной), если на практике использованы все функциональные возможности катего­рии финансов на основе обеспечения финансового равновесия эконо­мики и ее субъектов, т.е. сбалансированности всех функций финансов: образования публичных и частнохозяйственных доходов, использования этих доходов и контрольной функции.

Оценка роли финансов может быть нерезультативной (негатив­ной), если их система оказывается не в состоянии обеспечить эконо­мику и ее субъектов необходимыми доходными источниками. Если расходование средств осуществляется неэффективно (не давая должной отдачи), а управляющая и контролирующая системы не в состоянии обеспечить доходно-расходную сбалансированность, необходимые темпы роста, рентабельность и эффективность рыночной экономики, раз­витие социальной сферы.

­ Для оценки роли финансов могут быть использованы различные макроэкономические, отраслевые и субъектные показатели, характе­ризующие объемы и темпы экономического и социального роста, струк­туру ВВП, его элементов и аналогичных показателей в разрезе отрас­лей и организаций, обеспеченность доходами, эффективность расходов (текущих и капитальных), финансовое состояние и платежеспособность и др.

Если по результатам оценки будут выявлены негативные момен­ты, то органы публичной власти и менеджмент организаций должны внести соответствующие коррективы в свои концепции (или отдель­ные элементы) государственной (муниципальной) и корпоративной финансовой политики.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенных для финансирования текущих затрат и выполнения обязательств. Финансовые ресурсы используются для развития производства, непроизводственной сферы, потребления, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, которые используются для развития производственно-торгового процесса, — это капитал в денежной форме.

В состав финансовых ресурсов входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства др. предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Основные принципы организации финансов экономических субъектов:

1. самоуправление (хозяйственная самостоятельность) — самостоятельно определяет перспективы своего развития, то есть самостоятельно планирует свою финансово-хозяйственную деятельность, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли, а также распоряжение полученной ЧП;

2. Самофинансирование — означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов.

3. материальная ответственность — объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли.

4. формирование финансовых резервов — предполагает формирование финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском финансовых потерь.

Классификация финансов:

1. По отраслевой принадлежности финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, снабжения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

2. Исходя из организационно-правовых форм собственности, финансы предприятий подразделяются на финансы: государственных предприятий; муниципальных предприятий; индивидуальных (семейных) частных предприятий; полных товариществ; смешанных товариществ; товариществ с ограниченной ответственностью; акционерных обществ.

3. С точки зрения осуществления деятельности на началах коммерческого расчета различают предприятия, осуществляющие коммерческую и некоммерческую деятельность.

Финансовые ресурсы предприятия– это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенных для финансирования текущих затрат и выполнения обязательств. Финансовые ресурсы используются для развития производства, непроизводственной сферы, потребления, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, которые используются для развития производственно-торгового процесса, — это капитал в денежной форме.

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В состав финансовых ресурсовпредприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Основные принципы организации финансов экономических субъектов:

  1. самоуправление (хозяйственная самостоятельность)- предполагает, что хозяйствующий субъект вне зависимости от организационно-правовой формы самостоятельно определяет перспективы своего развития, то есть самостоятельно планирует свою финансово-хозяйственную деятельность (например, объем производства, его структуру, ценовую политику), направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли, а также распоряжение полученной чистой прибылью;

  2. Самофинансирование- означает полную окупаемость затрат на текущую хозяйственную деятельность (производство, реализация продукции и т.д.), инвестирование средств в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов.

Обеспечение самофинансирования в условиях рынка одно из важнейших условий, обеспечения жизнеспособности хозяйствующего субъекта. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предприятия (организации, учреждения) достигает 70%;

  1. материальная ответственность- объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности- систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща самому предприятию, его работникам, государству.

  2. формирование финансовых резервов- предполагает формирование финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности . В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность сопряжена с риском финансовых потерь, которые непосредственно ложатся на хозяйствующие субъекты. Финансовые резервы создаются за счет отчислений из чистой прибыли предприятия (организации, учреждения). Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды целесообразно хранить в ликвидной форме. Чтобы они приносили доход и при необходимости легко превращены в наличный капитал.

Функции финансов хозяйствующих субъектов:

  1. обеспечивающая — Заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и реализации стратегических целей его развития. Следует отметить, что предпосылкой распределения и его началом служит накопление капитала — образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств хозяйствующего субъекта. Потребность в денежных средствах покрывается за счет собственных доходов, кредитов, других заемных источников. Важной проблемой управления финансами хозяйствующего субъекта является оптимизация источников денежных средств. Для поддержания высокой рентабельности и ликвидности активов предприятия необходимо эффективное управление собственными и привлеченными капиталами;

  2. распределительная — Находится в тесной связи с обеспечивающей функцией и проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств пред бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала;

  3. контрольная — Предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Она является производной от распределительной. Контрольная функция осуществляется внутри организации, а также в процессе взаимоотношений ее с деловыми партнерами, финансово-кредитными организациями, учреждениями и т.д. Она осуществляется с помощью нормативов, смет, финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность.

Классификация финансов:

1. По отраслевой принадлежностифинансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, снабжения, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и так далее.

2. Исходя из организационно-правовых форм собственности, финансы предприятий (организаций, учреждений) подразделяются на финансы: государственных предприятий; муниципальных предприятий; индивидуальных (семейных) частных предприятий; полных товариществ; смешанных товариществ; товариществ с ограниченной ответственностью; акционерных обществ.

3. С точки зрения осуществления деятельности на началах коммерческого расчетаразличают предприятия, осуществляющие коммерческую и некоммерческую деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *