Финансовый менеджмент в государственном управлении

Улина С.Л.

Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления, в том числе в области финансового менеджмента. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо построить для предприятия эффективную систему финансового менеджмента.

Термин «финансовый менеджмент” в 90-х годах XX-го столетия пришел в Россию из зарубежной практики. Но специфика условий отечественного рынка, быстро меняющееся экономическое законодательство, особенности налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности делают прямое использование зарубежных моделей управления финансами для российских условий неприемлемыми. Кроме того, нет единого подхода к определению термина «финансовый менеджмент”.

На наш взгляд, понятие «финансовый менеджмент” неравнозначно понятию «управление финансами”. Для доказательства этой точки зрения проведем аналогию понятий «финансовый менеджмент” и «менеджмент”.

«Менеджмент” — термин американского происхождения и его применяют лишь в том случае, когда речь идет о бизнесе. В литературе «менеджмент” рассматривается как форма управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности коммерческой организации.

Исходной позицией при рассмотрении понятия «финансовый менеджмент” является функционирование его в экономике рыночного типа. На этом строится различие понятий «финансовый менеджмент” и «управление финансами”. Последнее является более широким понятием по отношению к финансовому менеджменту. Финансовое управление присутствует во всех экономических формациях, в том числе и в плановой экономике. Управление финансами осуществляется как на уровне государства, так и на уровне организации; это направление управленческой деятельности свойственно и коммерческим, и некоммерческим организациям.

Управление финансами присутствовало в плановой экономике и представляло собой финансово-кредитный механизм как часть хозяйственного механизма государства. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.

Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства. Его действие было направлено прежде всего на управление финансами предприятий. Но конечная цель такого воздействия — обеспечение нормальных условий функционирования финансов и кредита в общегосударственном масштабе. В условиях распределительной системы финансово-кредитный механизм и тем самым управление финансами было управлением государства, и саморегулирование на уровне организации практически не реализовывалось.

На наш взгляд, финансовый менеджмент — саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием. Финансовый менеджмент коммерческой организации входит в состав финансового управления наряду с финансово-кредитным механизмом государства и управлением финансами в некоммерческих организациях.

В Российской Федерации отдельные элементы финансового менеджмента присутствовали на разных этапах экономического развития, но в полном смысле этого понятия финансовый менеджмент не был реализован. Переход к рыночным отношениям приводит к разделению функций управления финансами на уровне государства и финансовых отношений организации до саморегулирования в рамках коммерческой организаций, что создает формальную основу для реализации финансового менеджмента. В функциях государства остается финансирование социальной сферы, а у коммерческой организации — самофинансирование собственного развития, поэтому благополучие организации зависит от правильности действий и быстроты реакции управленческого персонала этой организации, а не от финансирования государства.

Первоначально функциями финансового менеджмента занимались специалисты в области экономики предприятия, плановики, бухгалтеры-аналитики, которые шли от учета и проведения расчетов, построения планов, прогнозов и калькулирования цен к вопросам подготовки и принятия решений по широкому спектру проблем управления ресурсами предприятия. За финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса. Последнее связано с постановкой налогового планирования на предприятии.

Следующим шагом в развитии финансового менеджмента стала разработка универсальных правил и процедур для принятия решений в этой области, что позволило интерпретировать его как совокупность общих стандартизированных финансовых методов, процедур и технологий. Руководители предприятий учатся самостоятельно принимать финансовые решения по формированию финансовых ресурсов и их структуре, по направлениям вложения средств, по использованию новых финансовых инструментов.

На современном этапе развития рыночных отношений, когда организации функционируют в условиях нестабильного социально-экономического окружения, их руководство понимает необходимость быстрых изменений в управлении, в том числе в элементах финансового менеджмента. Это приводит к необходимости реализации системных принципов.

Анализ различных подходов к определению предметной области финансового менеджмента позволяет исследователям сделать вывод, что эволюция взглядов на предмет финансового менеджмента в сжатой, концентрированной форме повторяет в общих чертах исторически сложившиеся и чередовавшиеся постулаты эффективного управления в общем менеджменте.

В систематизированном виде содержание этапов развития финансового менеджмента в России нами представлено в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1

Этапы развития финансового менеджмента

Период

Этап

Основные постулаты

1985—1994 гг.

Формирование самостоятельной области финансового менеджмента

строжайший контроль
оптимизация издержек
правильное проведение финан-
совых операций

1990—1996 гг.

Функциональный подход

выделение функций финансо-
вого планирования, организации
и контроля

1993 г.– настоящее время

Системный подход

разработка универсальных процедур для принятия решений

выделение элементов системы финансового менеджмента

определение их взаимосвязей

Эволюция, представленная на рис. 1, — это объективное развитие теоретического обоснования финансового менеджмента, вызванное потребностями практики. Поэтому ряд авторов работ, посвященных финансовому менеджменту, тяготеют к нескольким направлениям и в развитии переходят от одного подхода к другому, т.к. возникает объективная необходимость в их переосмыслении.

Однако, с нашей точки зрения, имеющиеся методы и инструменты финансового менеджмента, анализируемые в литературе и применяемые в российской практике, не рассматриваются в комплексе, во взаимосвязи с общей системой управления организацией. А также не учитывается необходимость адаптации системы финансового менеджмента коммерческой организации, приспособления к цикличности развития организации. На самом деле под воздействием изменений внешней среды на каждом историческом этапе переходного процесса к рыночной экономике организация изменяется, переходя от одной фазы своего жизненного цикла к другой. Следовательно, в ней должна изменяться и система финансового менеджмента (ситуационный подход). Рассмотрим эти взаимосвязи.

Рисунок 1.
Временные этапы финансового менеджмента в России

Функционирование любого хозяйственного субъекта в фазах цикла его развития состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. В зависимости от фазы цикла, типа субъекта, его размера и вида деятельности отдельные процессы могут занимать в нем ведущее место, некоторые же могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие процессов, можно выделить основные, которые охватывают деятельность любой коммерческой организации. Это — производственная, сбытовая, финансовая, деятельность по управлению персоналом. Управление каждым из этих процессов является элементом или подсистемой управления в общей системе управления организацией.

Таким образом, финансовый менеджмент — система, имеющая определенные закономерности и особенности, более точно — подсистема в системе управления предприятием. Осуществление его направлено на достижение общих целей управления предприятием. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, лицензии, тарифы, ставки рефинансирования и т.п. Управляемая система означает, что финансовый менеджмент является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Поэтому основным принципом при обосновании способа формирования системы финансового менеджмента будет принцип системности.

С другой стороны, финансовый менеджмент сам является системой взаимосвязанных элементов. В его рамках можно выделить следующие элементы: организационная структура, кадры, методы, инструментарий, информационное обеспечение, технические средства, которые оказывают воздействие на решение стратегических и оперативных вопросов финансового менеджмента, тем самым формируется финансовая политика организации, которая опосредует решение производственных вопросов и взаимоотношения с бюджетом, инвесторами, собственниками и контрагентами. Решения последних, в свою очередь, корректируют функционирование системы финансового менеджмента, что необходимо для приспособления к изменениям внешней среды.

Важно отметить, что элементы системы финансового менеджмента должны работать не по отдельности, а в комплексе с учетом фаз жизненного цикла развития организации. Только тогда мы можем говорить о системе, и тогда возникает синергетический эффект, что приведет к росту производительности труда и (или) снижению издержек производства. Этот эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий.

При построении подсистемы финансового менеджмента необходимо учитывать несколько принципов:

  • адаптивность: подсистема финансового менеджмента не обособлена рамками предприятий, а постоянно учитывает изменения внешней среды и своевременно вносит коррективы в систему;
  • функциональность: соответствие реализации механизма финансового менеджмента (и изменения в нем) поставленным общим целям организации;
  • комплексность: взаимодополнение отдельными приемами и методами друг друга.

Построение системы финансового менеджмента через выделение ее основных элементов и определение их взаимосвязей является необходимым, но не достаточным условием эффективного управления в области финансов. Хотя общий состав элементов один и тот же, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут сильно варьировать.

Динамичность системы финансового менеджмента обусловлена тем, что на нее воздействует постоянно меняющаяся величина финансовых ресурсов, расходов, доходов, колебания спроса и предложения на капитал. Эти изменения во многом определяются цикличностью экономического развития каждого производства и зависимостью функционирования организации от этого фактора.

Цикличность экономического развития в рыночной экономике рассматривалась многими экономистами, начиная с Адама Смита. Но наиболее весомый вклад в рассмотрение этого вопроса внес российский экономист Н.И.Туган-Барановский, который доказал неизбежность периодического чередования оживления и застоя в торговле и, как следствие, в производстве. Циклическое движение конъюнктуры проявляется в изменении цен товаров и сильно сказывается на экономическом состоянии предприятия.

Предприятию необходимо учитывать волнообразность своего экономического развития и приспосабливаться к изменению условий и фазы цикла внешней среды. Кризис в организации — это свидетельство того, что хозяйственная система столкнулась с серьезными ограничениями в своем развитии. Мелкие изменения в рамках сложившейся системы управления хозяйственным субъектом при кризисе не дают результатов. Кризис провоцирует, подталкивает хозяйство и отдельные организации к поиску новых путей развития. На этапе «спада” необходимо уже иметь в организации внедренные инновации (технические, экономические, организационные), которые смогут обеспечить более высокую эффективность капитала.

В своем развитии любая организация проходит несколько фаз.

0 фаза — регистрация, становление нового продукта, новой технологии, новых основных фондов, нового персонала, новой системы управления. Организацией осуществляется разработка рынка. С точки зрения экономических показателей эта фаза характеризуется большими издержками и низкой отдачей капитала, т.е. возможна отрицательная рентабельность. Цель фазы — выживаемость организации в условиях конкурентной борьбы, осуществление нововведений. В финансовых подцелях она реализуется как оптимизация риска при осуществлении нововведений.

1 фаза — рост производства продукции, выручки, прибыли, рост самой организации (реорганизация), увеличение численности управленческого персонала, расширение их функций, происходит децентрализация полномочий. Организация за-крепляется на рынке и увеличивает долю рынка. Цель этой фазы— увеличение объема выручки, рост прибыли для выплаты дивидендов и осуществления будущих нововведений. Финансовые подцели — оптимизация прибыли, организация финансового контроля.

2 фаза — стабилизация производственного процесса и процесса управления. Замедляется и постепенно прекращается рост выручки и прибыли при слабоизменяющихся объемах производства. Сохраняются большие поступления средств, но не имея возможности наращивать объемы сбыта, организация не инвестирует в расширение существующего производства, следовательно, имеет положительный денежный поток, что дает возможность увеличить выплату дивидендов. Организация ищет варианты диверсификации и нововведений, выделяются центры финансовой устойчивости, устанавливаются корпоративные отношения. Цель фазы — сокращение текущих издержек, поддержание приемлемых объемов продаж для загрузки оборудования. Финансовые подцели — организация финансового контроля, обеспечение финансовой гибкости.

3 фаза — кризис в развитии организации, выражающийся в снижении объемов производства, сокращении выручки, росте издержек, снижении и отсутствии прибыли, что находит выражение в отрицательной величине денежного потока или росте задолженности организации. В управлении происходит сокращение персонала, концентрация полномочий в верхних уровнях иерархии. Организация осуществляет жесткий контроль за издержками. Цель фазы — избежание банкротства и крупных финансовых неудач, что определяет финансовые подцели: организация финансового контроля, оптимизация риска осуществляемых мероприятий.

При дальнейшем развитии организации происходит повторение вышеуказанных фаз. Причем 0-я фаза для нововведений может совпадать по времени с фазами стабилизации и кризиса. Такое совпадение обеспечивает возрастающий тренд экономических результатов и поддерживает снижение показателей не ниже уровня максимума предыдущего цикла.

На каждой фазе жизненного цикла организации работают практически все методы и инструменты финансового менеджмента. Но можно выделить наиболее важные из них, исходя из целей этапа. Для каждой организации из этого набора необходимо выбрать методическое обеспечение, соответствующее той фазе, на которой она находится.

Проведенное ранжирование методов и инструментов финансового менеджмента по фазам жизненного цикла организации с точки зрения приоритетности использования каждой из них приведено в табл. 2. Для этого использована теория «неточных высказываний”, где выделено 4 уровня ранжирования на основе «нечетких посылок”:

  • очень важные (1);
  • важные (2);
  • скорее важные (3);
  • возможно важные (4).

Таблица 2

Ранжирование методов финансового менеджмента по фазам жизненного цикла организации с точки зрения приоритетности их использования

Методы, реализующие стратегические цели

Методы текущего управления

Методы, реализующие стратегические цели

0-я фаза: прогнозирование инвестирование ценообразование

1-я фаза: планирование бюджетирование ценообразование система расчетов

3-я фаза: прогнозирование инвестирование антикризисное управление

2-я фаза: планирование финансовый анализ методы, связанные со снижением издержек распределение ответственности и полномочий

В дальнейших исследованиях возможно математическое моделирование в принятии оптимальных решений по использованию методов финансового менеджмента с учетом экспонентных функций нечетких высказываний.

В зависимости от фазы цикла развития организации изменяется и структура распределения ответственности и полномочий во всей системе менеджмента и в подсистеме финансового менеджмента (табл. 3).

Таблица 3

Изменение структуры управления организацией
и подсистемой финансового менеджмента

Простая (линейная, функциональная)

Ответственность по установлению финансовых отношений берет на себя главный бухгалтер

Расширение полномочий, рост количества отделов (линейно-штабная, дивизиональная)

Обособление специальной финансовой службы под руководством финансового директора

Создание корпораций (дивизиональная)

Сохранение в центральном аппарате управления централизованной службы финансового директора и выделение финансовых отделов в дивизиональных подразделениях

Простая (за счет отделения юридических лиц, продажи бизнесов, сокращения подразделений)

Сокращение структуры финансового менеджмента за счет передачи части финансовых служб в обособленные предприятия и уменьшения численности аппарата финансового управления

С развитием организации претерпевает изменение информационная система финансового менеджмента. При становлении организации идет постановка системы традиционного финансового учета — разрабатываются формы первичной документации, формируется документооборот финансового менеджмента. Для целей внутреннего учета и принятия финансовых решений используются только отдельные показатели управленческого учета.

С увеличением объема продаж и ростом организации информация в разрезе финансового учета уже не отвечает требованиям внутреннего финансового управления, т.к. предназначена для внешних контролирующих органов. Поэтому необходим переход от отдельных показателей к постановке системы управленческого учета и модернизация информационной системы для повышения ее оперативности.

Децентрализация организационной структуры, выделение хозрасчетных подразделений на фазе стабилизации приводит к необходимости организации финансовых служб на уровне подразделений и создания консолидированной информационной системы, объединяющей эти службы.

На фазе кризиса, стремясь избежать убытков, руководство осуществляет ре-структуризацию своего предприятия. В соответствии с изменением организационной структуры изменяются информационные потоки, концентрируются полномочия по принятию финансовых решений в верхних эшелонах власти.

В заключение отметим, что финансовый менеджмент, с одной стороны, — это искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики рынка. С другой стороны, — это наука, т.к. принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента фирмы и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики.

Версия для печати

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 336.144

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ*

А. В. ПЕНЮГАЛОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономического анализа,

статистики и финансов

Е-таН: penugalova@mail.ru

А. С. ЧУЛКОВ,

аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Е-та!1: achulkov@mail.ru Кубанский государственный университет

Понятие «финансовый менеджмент» мало ассоциируется с государственным и муниципальным сектором экономики . Это связано с тем, что трудно представить применение органами государственной власти или местного самоуправления неких механизмов, не регламентированных соответствующим нормативно-правовым актом . Тем более в финансовой сфере, где каждое решение о расходовании средств пристально рассматривается многочисленными контролирующими органами

Инструменты и процедуры финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления стали активно использоваться правительствами экономически развитых стран начиная со второй половины 1980-х гг. К этому времени преобладающей стала точка зрения, что государственные организации и муниципалитеты, как и частные компании, должны использовать финансовые средства с максимальной отдачей

За более чем двадцатилетний срок существования практики финансового менеджмента в государственных и муниципальных организациях экономически развитых стран понимание его сущности и ключевых

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит» . 2011 . № 2 .

принципов заметно изменилось. Если на начальном этапе финансовый менеджмент рассматривался, прежде всего, как инструмент контроля за бюджетными расходами, то в настоящее время он понимается как система руководства финансовыми ресурсами определенной территории, которая обеспечивает оптимальные способы использования ограниченных объемов бюджетных ресурсов для эффективного и результативного достижения целей .

Исходный пункт финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления — сопоставление расходов с результатами и определение сложившихся между ними соотношений . По итогам расчета различных показателей (экономичности, эффективности, результативности), постоянного отслеживания их динамики и влияющих на нее факторов принимаются, выполняются, корректируются и контролируются управленческие решения об увеличении или уменьшении бюджетных расходов на осуществление тех или иных целей и задач органа власти

Нельзя не отметить очевидного различия между уровнями применения финансового менеджмента в частном и государственном секторах Если в первом случае это уровень предприятия (или группы пред-

приятий), то в государственном секторе—уровень отрасли, сферы деятельности главных распорядителей бюджетных средств или территории (органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) .

Еще одним принципиальным отличием являются цели финансового менеджмента. Главная цель финансового менеджмента на предприятии — максимизация прибыли и благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах, обеспечиваемая путем увеличения его рыночной стоимости Главная цель финансового менеджмента в бюджетной сфере — оказание большего количества качественных услуг и использование для этого с максимальной отдачей финансовых ресурсов, которые принадлежат всему обществу Общее у частного и государственного секторов то, что финансовый менеджмент является составной частью системы управления как предприятием, отраслью или ведомством, так и территорией

В большинстве стран, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, процедуры и стандарты финансового менеджмента нормативно урегулированы путем принятия соответствующих законов (США, Австралия), а также за счет создания специальных служб (агентств) по финансовому менеджменту в органах исполнительной власти (Швеция, Великобритания) . Таким образом, в ряде зарубежных стран правительства проводят внутренние оценки качества финансового менеджмента, которые затем используются в практике управления . Зачастую механизмы оценки качества финансового менеджмента встроены в систему исполнительной власти и являются элементами системы мониторинга и контроля .

В развитых странах финансовый менеджмент в секторе госуправления определяется следующим образом:

1) в теоретической литературе — как деятельность государственных и муниципальных служащих, включающая в себя принятие решений и выполнение других функций, которые позволяют определять оптимальные способы использования ограниченных ресурсов для эффективного и результативного достижения политических целей;

2) в практических руководствах (на примере Великобритании) — как «система руководства финансами государственной или муниципальной организации и контроля над ними, содействующая достижению целей организации» .

В Российской Федерации нормативное регулирование финансового менеджмента в государственном секторе в настоящее время находится на начальной стадии формирования . Основные усилия по внедрению оценки качества финансового менеджмента в практику работы прилагаются в

настоящее время преимущественно на федеральном уровне Минфином России .

Минфин России предпринял попытку определить понятие «финансовый менеджмент в секторе государственного и муниципального управления» в приказе от 10. 12. 2007 № 123-н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета» . Уточнения и дополнения в данное определение были внесены приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34-н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета»

В соответствии с данными документами под финансовым менеджментом понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит)

Состав показателей оценки качества финансового менеджмента был дополнен индикаторами, характеризующими:

— долю бюджетных ассигнований, представленных при планировании в программном виде — отражает внедрение главными распорядителями бюджетных средств (далее — ГРБС) механизмов бюджетирования, ориентированного на результат;

— долю ассигнований, по которым установлены государственные (муниципальные) задания, — показывает способность ГРБС определить стоимость оказания государственных или муниципальных услуг и обеспечить соответствие затрат результатам;

— качество установленного порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет — характеризует работу с подведомственной сетью в рамках бюджетного планирования и исполнения бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— наличие системы электронного документооборота ГРБС с органами казначейства и получателями бюджетных средств — иллюстрирует применение современных информационных технологий в бюджетном процессе;

— долю суммы возврата из бюджета излишне уплаченных или взысканных сумм — свидетельствует о качестве реализации своих бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджета и т д

Помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов деятельность Минфина России и территориальных финансовых органов в области развития и внедрения элементов финансового менеджмента в бюджетный процесс базируется на бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию . Так, в Бюджетном послании на 2009—2011 гг.

можно выделить отдельные элементы финансового менеджмента в секторе общественных финансов:

— результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг;

— полномочия распорядителей бюджетных средств;

— прозрачность и эффективность использования бюджетных средств;

— контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества

В Бюджетном послании на 2010—2012 гг. речь идет уже о повышении качества финансового менеджмента в субъектах РФ, о стимулировании органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами

В Бюджетном послании на 2011—2013 гг. акцент сделан на том, что расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно сопровождаться развитием системы мониторинга качества финансового менеджмента с опорой не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины .

Из анализа положений бюджетных посланий можно сделать однозначный вывод о том, что на первых этапах внедрения финансового менеджмента в практику работы государственного и муниципального сектора первоочередное значение для органов исполнительной власти имеют следующие элементы финансового менеджмента:

— бюджетное планирование;

— управление бюджетными расходами (с упором на эффективность и результативность);

— государственный и муниципальный финансовый контроль

Позиция органов местного самоуправления по вопросам финансового менеджмента во многом обусловлена действиями и решениями Минфина России . Однако отсутствие единого определения финансового менеджмента влечет за собой появление многочисленных трактовок его в муниципальных образованиях

Речь идет о том, что новые процессы, происходящие в жизни страны, регионов, муниципальных образований, требуют совершенствования сложившейся системы управления общественными финансами В том числе и на местном уровне, непосредственно приближенном к гражданам, где великое множество задач, а результаты их решения

сказываются на населении практически сразу, финансовые же ресурсы обычно крайне ограничены

Поддерживаемый федеральными и региональными властями в рамках действующего бюджетного законодательства дисбаланс между объемами обязательств органов местного самоуправления и их собственными доходами служит подтверждением того, что совершенствовать в первую очередь необходимо процедуры и механизмы управления муниципальными финансами В значительной мере доходы бюджетов многих муниципальных образований формируются за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов Это реальное отражение того, что существующий уровень качества финансового менеджмента на местном уровне в настоящее время низок .

При переходе от традиционного бюджета к бюджету, ориентированному на результат, кардинально трансформируется управление общественными финансами В сфере бюджетных расходов меняются две важнейшие характеристики: объектом управления становится структура совокупных расходов органа власти (в рамках традиционного бюджета таким объектом являются неиспользованные вовремя бюджетные средства), а критерием управленческой эффективности — достижение результатов (в рамках традиционного бюджета об успехах ведомства судят по точности исполнения бюджетной росписи)

Исходный пункт финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления — сопоставление расходов с результатами и определение их соотношений . По итогам расчета разных показателей (экономичности, эффективности, результативности), постоянного отслеживания их динамики и влияющих на нее факторов принимаются, выполняются, корректируются и контролируются управленческие решения об увеличении или уменьшении бюджетных расходов на реализацию тех или иных целей и задач ведомства . Таким образом, эффективное осуществление надлежащим образом принятых решений воплощается в изменения структуры расходов, а эти сдвиги, в свою очередь, обеспечивают достижение запланированных результатов .

Система финансового менеджмента, по мнению авторов, должна состоять из двух крупных компонентов — условий и процессов, которые подразделяются на ряд субкомпонентов . К первому компоненту финансового менеджмента относятся:

а) нормативно-правовое регулирование. Оно включает:

— определение термина «финансовый менеджмент в секторе государственного и муниципального управления» в специальном регулирующем докумен-

те, принятом законодательными органами власти на уровне Федерации, субъектов и муниципалитетов;

— включение положений о финансовом менеджменте во все нормативно-правовые акты, относящиеся к бюджетному процессу;

— обеспечение главной роли центральных органов (прежде всего, министерства финансов) в создании набора документов, нацеленных на регулирование финансового менеджмента и охватывающих все четыре этапа бюджетного процесса;

б) система распределения полномочий и обязанностей в рамках финансового менеджмента на уровне региональных департаментов и местных управлений. К ней относятся:

— делегирование полномочий и обязанностей финансового менеджмента «сверху вниз» — от главного исполнительного должностного лица к операционным менеджерам (т е к должностным лицам отраслевых и операционных подразделений ведомства, которые получают в свое распоряжение определенные бюджеты и руководят реализацией целевых программ, направлений деятельности, предоставлением государственных услуг и периодически отчитываются о расходовании денежных средств и достижении запланированных результатов) . Это осуществляется в неразрывной связи с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии, за срыв достижения запланированных результатов и нарушение требований нормативно-правовых актов . Делегирование в сочетании с ответственностью создает целостную иерархическую систему подотчетности, устанавливающую — кто, когда, перед кем и за достижение каких показателей отчитывается, какую ответственность несет за ненадлежащее управление;

— учет особой роли в системе финансового менеджмента, принадлежащей другим подразделениям и органам ведомства — финансовому подразделению внутреннего аудита (согласование бюджета ведомства с министерством финансов, взаимодействие с органом кассового исполнения бюджета, ведение бухгалтерского и управленческого учета, составление бухгалтерской и управленческой отчетности, взаимодействие с отраслевыми и операционными подразделениями ведомства) и комитету по аудиту (мониторинг и надзор в сфере финансового менеджмента), создаваемым в рамках коллегиального руководящего органа;

в) обеспечение кадровых и технологических возможностей финансового менеджмента. Сюда входят:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— система централизованной и ведомственной подготовки кадров операционных менеджеров и внутренних аудиторов;

— практика централизованного предоставления ведомствам консультаций по вопросам финансового менеджмента;

— система стимулирования госслужащих, достигших успехов в обучении финансовому менеджменту и его осуществлении;

— обеспечение электронного взаимодействия в режиме реального времени между информационно-технологическими системами, действующими в отраслевых ведомствах и в органе кассового исполнения бюджета

Второй компонент системы финансового менеджмента включает в себя бюджетные процессы Они обозначаются обычными терминами, но имеют иное по сравнению с традиционным содержание:

а) составление бюджета, характеризуемое:

— увязкой расходов с результатами — в бюджетных документах обязательно указываются результаты, ожидаемые от реализации бюджетных программ и другой деятельности в секторе государственного и муниципального управления;

— наличием среднесрочного аспекта — формирования финансового плана как трехлетнего «скользящего» документа с ежегодным добавлением плана на третий год и минимальной коррекцией планов на первый и второй годы (прежде бывшие, соответственно, вторым и третьим);

— единством планирования — взаимоувязкой текущих или капитальных расходов и расходов на приобретение и обслуживание активов;

— гибкостью в определении структуры расходов — снижением степени детализации расходов по мере повышения уровня управленческой иерархии, предоставлением ведомствам права переносить на следующий год ассигнования, не использованные на конец истекающего года;

— применением мер обеспечения стабильности госрасходов на макроуровне — введением фискальных правил и установлением центральным финансовым органом лимитов ассигнований для ведомства в целом, а также, при необходимости, отдельных направлений расходов;

б) исполнение бюджета, осуществляемое посредством:

— реализации комплекса соглашений или рамочных документов об оказании государственных услуг (своего рода контрактов, которые обеспечивают тесную увязку расходов с результатами, предоставляют ведомствам значительную свободу действий и заключаются как между министерством финансов и отраслевым министерством, так и между отраслевым министерством или ведомством и подведомственными ему органами и организациями);

— эффективной открытой процедуры государственных и муниципальных закупок (в том числе регулярного сравнительного анализа закупочных и среднерыночных цен);

в) учет и отчетность, охватывающие:

— бухгалтерский учет и отчетность (в том числе наличие гибкой и упорядоченной бюджетной классификации, публикацию и представление в законодательный орган годового отчета о деятельности ведомства и годовой бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждена заключением органом государственного аудита);

— управленческий учет и отчетность (в том числе расчет стоимости всех бюджетных программ, государственных и муниципальных услуг и иных результатов деятельности органа власти, а также составление управленческих отчетов для операционных менеджеров);

г) внутренний контроль и аудит, включающие в себя:

— совокупность взаимосвязанных компонентов внутреннего контроля (контрольная среда, оценка рисков, контрольные действия, обмен информацией, мониторинг), нацеленных на управление рисками и достижение достаточной уверенности в решении задач реализации подотчетности, надлежащего выполнения операций управления, соблюдения требований нормативно-правовых актов, защиты ресурсов от злоупотреблений, мошенничества, коррупции;

— наличие специальных структур, в том числе подразделения внутреннего аудита, которое напрямую подотчетно руководителю ведомства (и не зависит от других структурных подразделений ведомства), осуществляет аудит финансовой отчетности, законности и эффективности, предоставляет руководителям высшего звена и операционным менеджерам консультационные услуги

Внедрение современного финансового менеджмента в организациях сектора государственного и муниципального управления и кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов

тесно взаимосвязаны . Только их гармоничная совокупность позволяет осуществлять эффективный бюджетный процесс в Российской Федерации в целом и в субъектах Федерации и муниципальных образованиях России в частности .

Необходимо отметить, что процесс интеграции механизма финансового менеджмента государственного сектора в реальный бюджетный процесс, осуществляемый ГРБС, подразумевает необходимость формирования гипотез, требующих проверки на практике, применение лучших практик финансового менеджмента на основании анализа международного опыта, разработку оригинальных идей, направленных на решение нетривиальных задач При этом неизбежно наличие ошибок, требующих анализа. Именно в результате анализа определяется верное и единственно правильное направление дальнейшего развития Все это представляет собой комплексную задачу, стоящую перед всеми участниками бюджетного процесса. Ее решение позволит с уверенностью говорить о практической значимости процесса финансового менеджмента для государственного и муниципального сектора управления

Список литературы

1. Афанасьев М. П., Кривогов И. В. Модернизация государственных финансов . М . : Издательский дом ГУ-ВШЭ . 2007.

2. Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе М : Институт комплексных стратегических исследований . 2009.

3. Демидов А. Вопросы повышения эффективности и результативности государственного управления // Бюджет. 2010 . № 3 . С . 89-95 .

4 . Михеев В. В. Финансовый менеджмент в муниципальном секторе // Практика муниципального управления . 2010 . № 7 . С . 17-25 .

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Финансовый менеджмент — это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке.

Основные вопросы финансового менеджмента связаны с формированием капитала предприятия и обеспечением максимально эффективного его использования.

В настоящее время понятие «финансовый менеджмент» подразумевает самые разные аспекты управления финансами предприятия. Целый ряд направлений финансового менеджмента получил углубленное развитие и выделился в относительно самостоятельные научные и учебные дисциплины:

  • высшие финансовые вычисления;
  • финансовый анализ;
  • инвестиционный анализ;
  • риск-менеджмент;
  • антикризисное управление;
  • оценка стоимости компании.

Краткая история финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как научное направление зародился в начале прошлого века в США и на первых этапах становления рассматривал в основном вопросы, связанные с финансовыми аспектами создания новых фирм и компаний, а впоследствии — управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства.

Принято считать, что начало данному направлению было положено Г. Марковицем, разработавшим в конце 1950-х гг. теорию портфеля, на основе которой У. Шарп, Дж. Линтнер и Дж. Моссин через несколько лет создали модель оценки доходности финансовых активов (CAPM), связывающую риск и доходность портфеля финансовых инструментов. Дальнейшее развитие этой области привело к разработке концепции эффективного рынка, созданию теории арбитражного ценообразования, теории ценообразования опционов и ряда других моделей оценки рыночных инструментов. Примерно в это же время начались интенсивные исследования в области структуры капитала и цены источников финансирования. Основной вклад по данному разделу был сделан Ф. Модильяни и М. Миллером. Год опубликования их работы «Стоимость капитала. Корпоративные финансы. Теория инвестиций» 1958, считается рубежным, когда ФМ выделился как самостоятельная дисциплина из прикладной микроэкономики. Теорию портфеля и теорию структуры капитала можно назвать ядром финансового менеджмента, поскольку они позволяют ответить на два основных вопроса: откуда взять и куда вложить деньги.

Роль финансового менеджмента в управлении организацией

Менеджмент — это система управления определенным объектом, включающая совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Выработка управленческих решений основана на сборе, передаче и обработке необходимой информации.

Формирование финансовых ресурсов, их эффективное размещение и использование невозможно без четкой и грамотной системы управления финансами компании.

В современных условиях перехода к рыночной экономике управление финансами является наиболее сложным и ответственным звеном в системе управления различными аспектами деятельности предприятия, выполняющим связующую роль и определяющим в итоге положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность, устойчивость, прибыльность.

Финансовый механизм

Управление финансами осуществляется посредством финансового механизма, который можно определить как систему действия финансовых методов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Выделяют четыре основных элемента финансового механизма:

  1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия.
  2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия.
  3. Внутренний механизм регулирования финансовой деятельности предприятия (устав, финансовая стратегия, внутренние нормативы и требования).
  4. Система конкретных приемов и методов, используемых на предприятии в процессе анализа, планирования и контроля финансовой деятельности.

Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота. Рыночная среда, расширение самостоятельности принятия управленческих решений привели к резкому повышению значимости финансового менеджмента в управлении любой хозяйственной структурой.

Понятие «менеджмент» можно рассматривать с трех сторон:

  • как систему экономического управления компанией;
  • как орган управления;
  • как форму предпринимательской деятельности.

Развитие рыночных отношений в нашей стране, давшее возможность предприятиям самостоятельно принимать управленческие решения и распоряжаться конечным результатом деятельности, вместе с кардинальным изменением банковской системы, появлением финансового рынка, внедрением новых форм собственности, совершенствованием системы бухгалтерского учета, привело к осознанию значимости финансового менеджмента как научной дисциплины и возможности использования его теоретических и практических результатов в управлении российскими предприятиями и организациями.

Цели финансового менеджмента

Основные цели финансового менеджмента:

  • повышение рыночной стоимости акций компании;
  • увеличение прибыли;
  • закрепление компании на конкретном рынке или расширение существующего рыночного сегмента;
  • избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  • повышение благосостояния работников и/или управленческого персонала;
  • вклад в развитие науки и техники.

В процессе реализации поставленных целей финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:

Достижение высокой финансовой устойчивости компании в процессе ее развития. Эта задача реализуется путем формирования эффективной политики финансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности компании, управления формированием финансовых ресурсов за счет различных источников, оптимизации финансовой структуры капитала компании.

Оптимизация денежных потоков компании. Эта задача достигается путем эффективного управления платежеспособностью и абсолютной ликвидностью. При этом свободный остаток денежных активов должен быть минимизирован с тем, чтобы снизить риск обесценения излишних денежных средств.

Обеспечение максимизации прибыли компании. Эта задача реализуется с помощью управления формированием финансовых результатов, оптимизации размера и состава финансовых ресурсов внеоборотных и оборотных активов компании, сбалансированности денежных потоков.

Минимизация финансовых рисков. Эта задача достигается путем разработки эффективной системы выявления рисков, качественной и количественной оценки финансовых рисков, определения путей их минимизации, разработки политики страхования.

Некоторые цели и критерии управления финансами компании

Цели

Повышение благосостояния собственников компании

Закрепление на рынке, финансовое равновесие

Максимизация текущей
прибыли

Экономический рост

Критерии

Повышение рыночной стоимости
акций.

Повышение рентабельности собственного капитала

Положительная динамика и стабильность показателей ликвидности, финансовой независимости и устойчивости

Рост показателей рентабельности оборота и
активов.

Рост показателей деловой активности

Положительная динамика и стабильность темпов роста капитала, оборота и
прибыли.

Рост экономической рентабельности.

Стабильность показателей финансовой
устойчивости

Функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент включает следующие аспекты деятельности:

  • организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней;
  • формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
  • размещение капитала и управление процессом его функционирования;
  • анализ и управление денежными потоками компании.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия управления — общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Данному способу соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений. Тактика управления — это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в рамках определенных условий хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.

Функция планирования:

  • разработка финансовой стратегии компании; формирование системы целей и основных показателей ее деятельности на долгосрочный и краткосрочный период; проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компании;
  • формирование ценовой политики; прогноз продаж; анализ экономических факторов и конъюнктуры рынка;
  • налоговое планирование.

Функция формирования структуры капитала и расчета его цены:

  • определение общей потребности финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации; формирование и анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей стоимость компании;
  • расчет цены капитала;
  • формирование эффективного потока реинвестируемой прибыли и амортизационных отчислений.
  • инвестиционный анализ;

Функция разработки инвестиционной политики:

  • формирование важнейших направлений вложения капитала компании; оценка инвестиционной привлекательности отдельных финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них;
  • формирование инвестиционного портфеля и управление им.

Функция управления оборотным капиталом:

  • выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их стоимости, исходя из предполагаемых темпов роста компании;
  • формирование структуры активов, отвечающей требованиям ликвидности компании;
  • повышение эффективности использования оборотного капитала;
  • контроль и регулирование денежных операций; анализ денежных потоков;

Функция анализа финансовых рисков:

  • выявление финансовых рисков, присущих инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков;

Функция оценки и консультации:

  • формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации финансовых рисков;
  • координация и контроль исполнения управленческих решений в рамках финансового менеджмента;
  • организация системы мониторинга финансовой деятельности, реализации отдельных проектов и управление финансовыми результатами;
  • корректировка финансовых планов, бюджетов отдельных подразделений;
  • проведение консультаций с руководителями подразделений компании и разработка рекомендаций по финансовым вопросам.

Информационное обеспечение финансового менеджмента

Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента определяется отраслевыми особенностями деятельности предприятия, его организационно-правовой формой, масштабом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий.

Конкретные показатели этой системы формируются за счет внешних и внутренних источников, которые можно разделить на следующие группы:

  • Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (используются при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности).
  • Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка (используются при формировании портфеля финансовых инвестиций, осуществлении краткосрочных вложений).
  • Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов (используются при принятии оперативных управленческих решений).
  • Нормативно-регулирующие показатели.
  • Показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).
  • Нормативно-плановые показатели.

Финансовый менеджмент

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В КРУПНЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ

Т.в. федорович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита сибирский государственный университет путей сообщения

Конвергенция экономических интересов хозяйствующих субъектов, интегрирующих свой бизнес путем создания различных типов ассоциативных объединений (групп), требует системного информационного обеспечения процессов управления. Совершенствование информационного обеспечения в свою очередь связано с необходимостью повышения достоверности и сопоставимости всего блока статистической и бухгалтерской информации, сформированной на одной теоретической и методологической базе. Без этого условия сегодня невозможно эффективно управлять группой как целостной организационной системой.

Статистическая и финансовая информация в своем органичном единстве должна отражать экономическую реальность, т. е. производственно-экономическую и финансово-хозяйственную деятельность субъектов, представленную определенной, объективно обусловленной системой показателей.

Как показали исследования деятельности ряда крупных индустриальных корпораций, информационное обеспечение процессов управления их производственной и финансовой деятельностью необходимо организовать таким образом, чтобы в функционировании как отдельных элементов (организаций, производств или хозяйств), так и системы (группы) в целом реализовывался базовый принцип эффективности их целенаправленного развития. Усугубляют проблему информационного обеспечения управления имеющиеся противоречия в экономических интересах различных групп участников корпоративных отношений. Актуальность проблемы совершенствования информационного

обеспечения различных групп заинтересованных лиц усиливает глобализация экономических процессов, проявляющаяся в повышении концентрации корпоративной собственности при создании крупных интегрированных бизнес-структур.

Высокий уровень концентрации корпоративной собственности в экономике России обусловлен двумя причинами: тотальной приватизацией отечественных государственных и муниципальных корпораций и экономическим кризисом 1998 г. Массовая приватизация государственных предприятий завершилась, по мнению многих исследователей, формированием распыленной и инсайдерской акционерной собственности. В постприватизационный период развитие корпоративного сектора шло по пути формирования крупных акционеров-инсайдеров, чему способствовало, во-первых, несовершенство правовых институтов и законодательной базы (ограничения в реализации прав собственности); во-вторых, глубокий экономический спад при высокой инфляции (неликвидность акций, отсутствие дивидендов, вывод ликвидных активов предприятий в интересах менеджеров или собственников). Данные обстоятельства стимулировали акционеров к концентрации собственности в целях получения легитимного контроля за акционерными обществами (отдельными юридическими лицами или их группами). Как правило, по этому пути развивались бывшие приватизированные предприятия, а вновь создаваемые компании уже на стадии государственной регистрации изначально принадлежали крупным акционерам .

По данным обследований российских акционерных обществ (АО), проведенных Бюро экономического анализа, Государственным университетом — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Институтом экономики переходного периода и другими организациями, отечественные компании отличает высокий уровень концентрации капитала и ее степень возрастает. Так, доля крупнейшего акционера в капитале промышленных корпораций в начале 2000-х гг. составляла 30 — 50 %; удельный вес АО, в которых есть акционер с блокирующим пакетом акций, достиг 40 — 65 % от числа обследованных компаний, а доля АО с держателем контрольного пакета — 30 — 40 %. . На сегодняшний день в российской экономике преобладают процессы интеграции, связанные с усилением позиций многоотраслевых промышленных, транспортных и финансовых корпораций, созданных в виде холдинговых структур. В этой связи показательны результаты эмпирического обследования в 2005 г. 822 российских компаний, выполненного в рамках российско-японского проекта: 82 % обследованных акционерных обществ имели определенного собственника или их консолидированную группу, которая контролировала деятельность общества . Среди миноритариев в крупных компаниях присутствуют, как правило, несколько иностранных портфельных инвесторов, в отдельных случаях — иностранный стратегический партнер.

В условиях российской специфики определяющей чертой распределения акционерного капитала в промышленности является доминирование собственности инсайдеров. Характер концентрации акционерной собственности в период после дефолта практически не изменился. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о том, что чем ниже уровень экономического развития страны и чем несовершеннее существующая институциональная система, тем выше уровень концентрации собственности. С теоретической точки зрения этот феномен можно рассматривать как своеобразный субститут отсутствующих или неэффективно функционирующих элементов институционализации корпоративных отношений, таких как действенная судебно-правовая система, активные финансовые рынки и деятельность финансовых посредников, совершенная информационная система. Концентрация акционерного капитала является реакцией на слабую правовую защищенность инвесторов в рамках национальной модели корпоративного управления. Указанные тенденции трансформации акционерного капитала позволяют сделать вывод

о том, что к 2005 — 2006 гг. завершилась первичная реструктуризация корпоративного сектора национальной экономики, в результате которой произошло распределение собственности между крупнейшими корпоративными образованиями и формирование их имущественных комплексов. Сложившуюся структуру собственности можно охарактеризовать как высококонцентрированную, инсайдерскую и непрозрачную (закрытую).

Следствием концентрации собственности у доминирующих собственников явилось снятие остроты проблемы «принципал (владелец) — агент». Проблема «владелец — агент», возникающая из-за конфликта экономических интересов акционеров и менеджеров, является неотъемлемой частью сферы корпоративных отношений вне зависимости от формы организационных структур бизнеса. В этой связи корпоративное управление на любом уровне представляет собой систему согласования взаимных экономических интересов или материальной выгоды менеджеров и акционеров, которая, в конечном счете, и обусловливает эффективную хозяйственную деятельность корпорации. Процедуры согласования экономических интересов собственников и менеджмента, по возможности, должны быть открытыми и понятными всем группам заинтересованных лиц, что в свою очередь, позволит им сформировать собственное отношение к корпорации. Прозрачная деятельность корпорации позволит аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы, рассредоточенные среди потенциальных инвесторов, даже при жесткой конкурентной борьбе за них. Взаимосвязь целей управления и интересов основных участников корпоративных отношений в виде матрицы представлена в табл. 1.

Концентрация капитала и дальнейший рост капитализации компаний становятся стабилизирующим фактором корпоративного управления и отражают устойчивые позиции инсайдеров — высших менеджеров, а также концентрацию капитала у внешних и/или «псевдовнешних» акционеров. В большинстве российских компаний либо внешние акционеры заменили прежний менеджмент и взяли управление под свой контроль, либо менеджеры получили право юридического контроля над деятельностью компании и освободились от внешних акционеров.

Типичной является ситуация, когда собственник сам управляет компанией или контролирует действия менеджмента, что снижает риски возникновения внутренних конфликтов, «давление»

Таблица 1

Матрица целей корпоративного управления и интересов участников в зависимости от организационного уровня деятельности

Организационный уровень Критерий деятельности Участники корпоративных отношений Цель управления

Корпорация Степень капитализации Собственники (акционеры) Кредиторы Высшие менеджеры Другие лица Максимизация уровня капитализации корпорации

Вид деятельности (дочерние, зависимые, связанные компании) Рентабельность продукции Рентабельность продаж Менеджеры Покупатели Заказчики Сохранение конкурентных преимуществ

Производственный (операционный) процесс Уровень производственных затрат Производительность Качество продукции (работ, услуг) Внутренние потребители Создание жизнеспособного и эффективного производства

со стороны трудовых коллективов или органов власти. Кроме того, высокая концентрация капитала оказывает позитивное влияние на выбор долгосрочной стратегии корпораций и, как правило, сопровождается инвестиционной активностью и склонностью к реструктуризации.

Закономерности в развитии корпоративного сектора экономики, а именно:

— реструктуризация компаний;

— повышение капитализации компаний через рост дивидендных выплат;

— увеличение доли продукции (работ, услуг) на определенных сегментах рынка;

— привлечение внешних финансовых ресурсов для расширения собственного производства и (или) поглощения компаний-конкурентов;

— потребность мажоритариев в диверсификации бизнеса;

— стремление к сбалансированности интересов всех участников корпоративных отношений требуют формирования новых стандартов качества корпоративного управления путем совершенствования функций управления на основе процессного подхода.

Концепция процессного подхода, разработанная представителями школы классического (административного) управления, позволяет рассматривать управление корпорацией как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций, необходимых для постановки и достижения целей корпорации. А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существуют пять исходных функций. По его словам, «управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» . В ходе дальнейшего развития этой концепции процесс управления пополнился рядом иных функций, к которым относят: прогнозирование, планирование, организацию,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

распорядительство, стимулирование, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и заключение контрактов. Причем в публикациях по управлению авторы предлагают перечни функций, различающиеся между собой. На взгляд автора статьи, с позиции существенности видов управленческой деятельности перечисленные функции можно объединить в небольшое число основных, которые общепринято считать приемлемыми к управлению любой бизнес-структурой, при этом каждая из основных может включать ряд второстепенных связующих функций (см. рисунок).

Автор полагает, что в условиях глобализации экономики, развития и укрепления мирохозяйственных связей в число основных функций управленческой деятельности следует включить информационное обеспечение управления. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, аналитическая функция как процесс присуща всем основным функциям управления, и более того, практически «пронизывает» всю управленческую деятельность. А в прикладной аналитике понятие «информация» относится к числу ключевых. Во-вторых, эффективность управления любой организацией зависит от разных видов обеспечения деятельности производственного и высшего менеджмента — правового, информационного, нормативного, технического, кадрового, материального и т. д. К числу основных элементов этой системы с точки зрения процессного подхода можно отнести процесс информационного обеспечения управления, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов их предоставления, необходимых и достаточных для реализации управленческих функций, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность организации. Еще

£ •е

0 2

1 и о Я

ПЛАНИРОВАНИЕ Стратегическое планирование Бюджетирование Оперативное планирование

ОРГАНИЗАЦИЯ Организационное планирование и проектирование: — построение организационной структуры корпорации — реструктуризация компаний Организация взаимодействия организаций-участниц Организационная деятельность менеджеров: — распорядительство — полномочия — делегирование — координация — принятие решений

СТИМУЛИРОВАНИЕ Достижение баланса интересов всех участников корпоративных отношений Мотивация персонала

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Использование информационных технологий Коммуникация Моделирование Статистический, финансовый (бухгалтерский), налоговый и управленческий учет и отчетность Бенчмаркинг

КОНТРОЛЬ Предварительный, текущий, заключительный контроль: — установление и пересмотр стандартов — измерение и анализ результатов — оценка информации — корректировка управленческих решений

0 Я

о §

о &

и

Я

•е

о

0 т

о

4 я

св &

К

^

о

К &

2 ^

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СС

и

Основные и связующие функции процесса управления

одним аргументом «за» является сформировавшееся и выделившееся в западной практике управления новое направление инфраструктурной деятельности — инфорсмент.

Таким образом, к приоритетным направлениям совершенствования корпоративного управления, нацеленным на повышение капитализации компании и ее репутации, можно отнести:

— разделение функций собственника (владения) и менеджера (управления собственностью) и достижение баланса интересов всех участников корпоративных отношений;

— повышение информационной открытости и прозрачности бизнеса посредством совершенствования корпоративной отчетности и удовлетворения информационных потребностей пользователей;

— выбор критериев оценки деятельности менеджеров на различных уровнях корпоративного управления и др.

Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности предполагает, прежде всего, разделение функций владения (распоряжения собственностью) и управления корпорацией. Взаимодействия участников корпоративных отношений внутри конкретного корпоративного

образования регулируются на основе прав собственности и не могут быть всецело предусмотрены при заключении договоров. При разделении функции собственности и управления основным мотивом для поиска оптимального механизма управленческого контроля, минимизирующего трансакционные издержки, традиционно считается конкуренция. Однако и рыночная конкуренция при доминировании государственной собственности (что характерно для российской экономики) не решает проблемы конфликта экономических интересов в системе «акционеры (собственники) — менеджмент», а также в системе экономических отношений «государство (собственник) — органы государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности».

Современная методология управления содержит два подхода к решению проблем корпоративного управления — с позиций акционеров (собственников) и с позиций участников. Для акционеров наиболее приемлема полная подотчетность высших менеджеров и производственного менеджмента собственникам. В этих целях используются организационные и экономические инструменты управления, позволяющие максимально усилить права собственников в управлении. К ним относятся:

— увязка экономической мотивации менеджеров с экономической мотивацией собственников через компенсационные выплаты, опционы;

— запрет (ограничение) на инсайдерские сделки в целях усиления институциональной защиты собственников;

— регулирование рынка слияний и разделений компаний и др.

С позиций акционеров основной оценочный критерий деятельности — максимальная величина доходов собственников, определяемая максимальной консолидированной прибылью корпорации. Самым простым критерием считается рыночная стоимость корпорации, рассчитываемая как произведение цены акций по биржевой котировке и их количества. Этот показатель позволяет комплексно оценивать эффективность управления хозяйственной деятельностью корпорации в целом.

Другой подход учитывает экономические интересы более широкого круга лиц корпоративных отношений — собственников, высших менеджеров, кредиторов, персонала и органов государственной власти. Экономические цели названных субъектов могут заметно различаться. Так, цели собственников и менеджеров при разделении функций владения (собственности) и управления (контроля) чаще всего не совпадают. В отличие от собственников, стремящихся увеличивать стоимость корпорации, для менеджмента главное — текущее материальное вознаграждение, для персонала — рост оплаты труда, что достигается через увеличение объемов продаж (захват большей доли рынка) и реализацию рисковых инвестиционных проектов.

Проблема достижения баланса интересов собственников и менеджеров может быть рассмотрена в рамках теории «агентских отношений» или «несовершенных контрактов», т. е. отношений между принципалом (собственником) и агентом (наемным работником-менеджером), разработанной Р. Коузом . Автором доказана невозможность составления идеального контракта, где расписаны и предусмотрены все условия и обстоятельства — дело в том, что менеджерам приходится порой принимать управленческие решения в непредвиденных обстоятельствах и ситуациях, не оговоренных в контрактах. Несовершенство контрактов означает, что собственники и менеджеры должны определенным образом перераспределять «права остаточного контроля» (residual control rights), т. е. права приня-

Интересы Цели Характер

пользователей финансовой информации

отчетности отчетности

тия решений в форс-мажорных обстоятельствах или обстоятельствах, не отраженных в контрактах . Таким образом, проблема «владелец — агент» (собственник — менеджер) порождает проблему непропорциональной информированности — ассиметричности информации для различных участников корпоративных отношений. Различия в уровне информированности и профессиональной подготовки менеджеров и собственников нередко приводят к серьезным потерям последних.

При принятии управленческих решений тактического и стратегического характера резко возрастает значимость финансовой отчетности и ее соответствия информационным ожиданиям участников корпоративных отношений. Каждый участник — пользователь финансовой информации рассматривает приведенные в ней сведения как необходимые и достоверные, если:

— полученные сведения (качественные показатели) носят коммуникативный характер и способствуют гармонизации или достижению единства интересов участников корпоративных отношений. Другими словами, в случае, когда конкретная цифровая информация используется в качестве объединяющего или связующего звена, интегрирующего экономические интересы пользователей;

— полученные факты (динамика, тенденции, зависимости) обладают соответствующей функциональностью. Иным образом, позволяют объективно планировать свои действия (например, инновации или инвестиции), принимать конкретные решения и осуществлять контроль (за деятельностью в целом или отдельными решениями менеджмента корпорации);

— полученная информация (отчетные данные) позволяет принимать управленческие решения, нацеленные на максимальную реализацию гражданских прав пользователя. Приоритетная роль финансовой отчетности

как основного средства коммуникации проявляется в том, что ее цели и требования, предъявляемые к ней, являются базисом при разработке концептуальных основ теории учета, воплотившихся в международных стандартах учета и отчетности. В общем виде взаимосвязь основных категорий, определяющих концептуальные основы финансовой отчетности как информационной базы управления, можно представить схемой:

Постулаты Принципы Техника

формирования учета учета

отчетности

Все представленные на схеме категории в той или иной степени отражают управленческую природу учетно-аналитической деятельности. В частности, одной из важнейших характеристик финансовой отчетности является возможность анализа отчетных данных. Очевидно, что далеко не любая информация может быть отражена непосредственно в отчетности, что в свою очередь актуализирует проблему содержания и структурирования финансовых отчетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема ассиметричности информации, заключающаяся в отсутствии своевременной прозрачной информации об эмитентах и действенного механизма отбора и мониторинга заемщиков и инвестиционных проектов, также актуальна для потенциальных инвесторов и кредиторов корпоративных образований. Финансовые отчеты, имеющиеся в распоряжении действительных и потенциальных акционеров, инвесторов и кредиторов, содержат ограниченный набор показателей о результатах деятельности корпораций. Ограниченность информации, используемой для анализа внешними пользователями, является специфическим признаком корпоративного управления. Однако для активизации действенности инструментов финансовых рынков и снижения рисков инвесторам и кредиторам зачастую требуется информация, не раскрываемая в публичной финансовой отчетности: прогнозируемые риски, диверсификация деятельности, структура собственности, информация о квалификационном и количественном составе персонала и др. В этой связи информационное обеспечение данной категории участников корпоративных отношений (в целях привлечения внешних финансовых ресурсов) становится важнейшей функцией корпоративного управления. В таблице 2 представлены информационные потребности различных групп участников корпоративных отношений для принятия обоснованных решений.

В то же время проблема обеспечения внешних пользователей (участников) полной, своевременной и достоверной информацией имеет обратную, негативную сторону: не вся запрашиваемая информация может быть открыта для заинтересованных лиц. В противном случае сведения об отдельных сторонах деятельности, обеспечивающих корпорации конкурентные преимущества, были бы доступны широкому кругу субъектов рыночных отношений, в том числе и недобросовестным конкурентам. Другой причиной, сдерживающей усиление прозрачности информационной состав-

ляющей корпоративного управления, является сохраняющаяся угроза рейдерства. Поэтому российские корпорации скорее декларируют прозрачность своей деятельности через предоставляемую отчетность, а не раскрывают ее реально.

По данным аналитического информационного агентства Standard&Poor’s, только 28 российских компаний в 2005 г. представили более 50 % объема информации, предназначенной для раскрытия. Из них 6 компаний с наилучшими показателями прозрачности (по рейтингу агентства) выполняют требования стандартов раскрытия информации. При этом темпы внедрения мероприятий по повышению информационной открытости и прозрачности деятельности в 2005 г. замедлились по сравнению с 2004 г. Так, 42 компании из 54, акции которых включены в котировальные листы А1 и А2 на ММВБ, предоставляют публичную отчетность в формате МСФО или ОПБУ США. Компании, акции которых не включены в котировальные листы высшего уровня, редко предоставляют финансовую отчетность в формате международных стандартов. Тем не менее 400 российских компаний составляют финансовую отчетность по МСФО для различных целей, в том числе и для внутреннего использования .

В разных странах используют различные подходы к решению проблемы предоставления информации о деятельности корпорации и ее транспарентности. Например, в Германии акционерам предоставляется информация, необходимая лишь для оценки и анализа при решении вопросов, включенных в повестку дня общего собрания. В некоторых случаях руководство корпорации может отказать в предоставлении определенной информации. Аналогичный подход используется во Франции: за дополнительной информацией (не включенной в годовой отчет) акционеры могут обратиться заблаговременно и в письменной форме. Запрашиваемая информация может быть получена только в ходе собрания акционеров. В США при обращении за дополнительной информацией акционеру необходимо четко обосновать цели ознакомления с ней. Если высшие менеджеры корпорации сочтут цель недостаточно обоснованной, они вправе отказать в ее предоставлении. Таким способом акционерные компании защищаются от недобросовестных конкурентов.

В России публичной и доступной широкому кругу пользователей является следующая информация: годовой отчет, проспект эмиссии, сообщение о проведении общего собрания акционеров. К

а ц

и

бли

абТ

а

ав

то

Оет»

аон ^ В

» г 1

3 £ а 5

уе ос

& а

ь я ть и

сн

ое

» 3 5 £

ед пе О &

й

ш

о

тно

о х

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

н и и

е

I ^ 1 I

е ра р гр

СО

та ора

п р

о к в о к и

с а

ч

у

§

ы н в о н с о и т с о н

ю

е р

отр

п

о и

аци

м р

о н

к

¡а а

а

я й

е

ЙЯ щ

нь в т

не о а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ве р з

ов и ка

р г к

р е о

У ре п

О

г «

к &

и

тни

с а чаУ

а в

н е ч и н

а гра

о е

К

В

ее

ыи

тн

ры ш

ре

кн

а

зВ

и ц

нх еу дб

ий

й ко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с е

Ё » еи

» В

ва ар

% ё уо

а с е н з и б

ц

а к

и ф

ии ис

цр

ае рв ои

ц

а

з

и тури

кт у

£ § сц

у р

и н и м

о д

е и ч

о р

п

и н н е в т с б о С

е о

л шл

о р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

-й & §

фч

ен ли

и н

а

рм га О §

й о к с

е ч

тич

с

тис

а ф ст

е и

ен ие н

не

а £

еу нн ВВ

£ й а

о и о

ов п но ан ко со

ин и о и т п ф с с

о о

§ 8

№ н

н о л

Н К

ь

ель ате

Ё 8 иб п о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ка х к ы

яв но вг ол

ро уд

ыы рр

ор о тт

и

е

е

ще удущ

м

и ро йи и з й ниы

реа Ццд

пр н

пе О &

е и н н е

нутре

ВВ

о р

и н а л п е о к с е ч и г е

ате Стра

и

д

о

ии рк

£ 8 Пч

ы Св

д ет

оч ит р о

пр

пе о &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о I

еж чд

й 2 еб л

в и

аь р ль

по Ур

и е

е е

§ I

ш оя

о сто

р ас

Пр на

о р

и

§ ‘5

лы ал н

& * Дв

а в

о р

и н а л п е о н в и

р и

с

д

ой в

зв ы

ин он ре Пр тв

в

о д

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е о

л шл

о р

П

ая к

с,

ря

еа

ыт вс о п

ои

о

ри и с с и

X гО

о

н

Й Ё

о л а

ав б ов

с х в я

ь л о

онтро

о Ко

н)

и а г

й р о

о ы н й

в в ы

т и н

с т ь

р а ал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уда гуля ка с

с е и

(р ф

внутренним документам и к информации, формируемой в системе бухгалтерского и налогового учета, а также к протоколам заседаний исполнительного органа доступ имеют только ма-жоритарии, владеющие в совокупности не менее 25 % голосующих акций.

В заключение следует отметить, что в условиях формирования новых процедур корпоративного управления по-прежнему сохраняется тенденция декларирования прозрачности деятельности крупными корпоративными образованиями и реальной закрытости большинства средних корпораций. Это обусловлено, во-первых, действующим законодательством и усилением присутствия госу-дарства(государственных компаний) в стратегических отраслях, во-вторых, сохранением конкурентных преимуществ корпоративного сектора и угрозой захвата компаний. Однако наметились позитивные сдвиги в развитии российской экономики, а именно:

— сохранение открытости экономики и ее дальнейший рост;

— укрупнение компаний за счет слияний и поглощений;

— возрастание доли присутствия иностранного капитала (транснациональных корпораций) в «нестратегических отраслях» путем приобретения пакетов акций российских корпораций;

— благоприятная институциональная среда для ведения бизнеса (относительная мягкость бюджетных ограничений);

— появление на российском рынке иностранных инвесторов с долгосрочными инвестиционными программами;

— активизация прямых инвестиций российских компаний за рубежом.

Все это требует разработки общероссийского стандарта, регулирующего структуру и объем раскрываемой информации о процессе корпоративного управления, на основе которого может быть достигнут компромисс интересов инвесторов и менеджмента корпораций.

Такой стандарт корпоративного управления, учитывающий интересы всех участников корпоративных отношений, должен основываться на системной концепции корпоративной отчетности, рассматривающей ее как инструмент корпоративного управления в условиях динамично развивающихся социально ориентированных рыночных отношений. Концепция отчетности для целей управления, на взгляд автора, должна включать:

— качественные характеристики отчетности;

— принципы формирования и алгоритм составления;

— формы корпоративной отчетности, в частности отчет о стоимости корпорации, баланс корпоративного капитала, отчет о прибылях и убытках, в которых взаимоувязаны фактические отчетные данные, плановые (бюджетные) и стратегические показатели;

— критерии оценки удовлетворенности различных групп участников «информационной насыщенностью» корпоративной отчетности.

Литература

2. Капелюшников Р., Демина Н. Влияние характеристик собственности на результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. — 2005. — № 2. — С. — 53 — 68.

3. Структурные изменения в российской промышленности / Под ред. Е. Г. Ясина. — М.: ТЕИС, 2004. — 364 с.

5. Fayol H. General and Industrial Management. London: Pitman, 1949. — 83 p.

6. Кондратьев В. Б. Корпоративное управление и инвестиционный процесс. — М.: Наука, 2003. — 318 с.

7. Coase R. H. The nature of the firm // Economica. — 1993. № 4. — P. 386 — 405.

8. Исследование информационной прозрачности российских корпораций / S&P. http://www. standardandpoors. ru.

вниманию кредитных

организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *