Финмониторинг личный

Росфинмониторинг запустил «Личный кабинет» для подотчетных организаций и лиц

Дата публикации: 04.02.2013

Новый сервис представила на своем официальном сайте Федеральная служба по финансовому мониторингу (http://fedsfm.ru/ ) – Личный кабинет для подотчетных организаций и лиц. Теперь они имеют возможность в режиме онлайн получать доступ к обновлениям «Перечня террористов и экстремистов», реализована функция веб-поиска по Перечню для надлежащей проверки клиентов. Также в Личном кабинете можно узнать об отверженных Росфинмониторингом сообщениях о финансовых операциях.

Заместитель директора Росфинмониторинга Валерий Шибин:

«Нашим приоритетом является повышение эффективности информационного взаимодействия. За первые месяцы значительная часть подотчетных организаций уже зарегистрировались, многие подали заявки на подключение. Росфинмониторинг внимательно анализирует данные об активности пользователей в Личном кабинете для составлении планов проведения проверок. Кроме того, с 1 февраля 2013 года для поднадзорных организаций доступ к Перечню террористов и экстремистов осуществляется только через Портал. Мы ставим перед собой цель с помощью Портала увеличить эффективность, удобство и оперативность информационного взаимодействия подотчетных организаций Росфинмониторинга. В перспективе планируем с помощью Личных кабинетов реализовать функционал передачи сообщений о финансовых операциях, предусмотренных федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-фз «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Это позволит организациям снизить расходы на информационно-техническое обеспечение норм законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма».

Личный кабинет доступен по адресу https://portal.fedsfm.ru/. Для первичной авторизации в Личном кабинете в качестве логина для юридических лиц используется – ИНН и КПП, для физических – только ИНН. Пароль – либо системное имя организации, либо учетный номер организации в Росфинмониторинге. Организации, поднадзорные другим органам государственной власти, могут подать заявку на подключение к Личному кабинету на портале Росфинмониторинга.

Обновленный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу предлагает более удобную навигацию не только для юридических, но и для физических лиц. Кроме того, в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза» реализована возможность получения обратной связи от граждан и возможность отправки экспертных заключений по проектам федеральных законов и актов.

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ, повышение уровня знаний и обучение по финансовому мониторингу

Наш учебный центр проводит обучение в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ): очное, онлайн и дистанционное обучение, вебинары, курсы по ПОД/ФТ, целевой инструктаж по финмониторингу, повышение уровня знаний и повышение квалификации в сфере ПОД/ФТ с выдачей свидетельств по всей России.

Расписание ближайших очных и он-лайн занятий по финмониторингу (целевой инструктаж и повышение уровня знаний по ПОД/ФТ) с выдачей свидетельств и их ориентировочная стоимость:

01.10.2020:

очно и онлайн,

8 академ. часов, свидетельство

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний по ПОД/ФТ

Для всех видов деятельности

Заявка

5250 рублей,

4100 рублей (цена со скидкой при одновременном заказе услуги по разработке / обновлению правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ или абонентскому обслуживанию)

+ скидки до 50% от количества участников и по запросу,

очно + 1250 рублей

23.09.2020:

онлайн,

4 академ. часов, свидетельство

Повышение квалификации по ПОД/ФТ: «Повседневная работа ответственного сотрудника в некрединой финансовой организации»

Программа вебинара

Заявка

3850 рублей, скидки до 50% от количества участников и по запросу

29.09.2020:

онлайн,

4 академ. часов, свидетельство

Повышение квалификации по ПОД/ФТ

Страхование и ПОД/ФТ/ФРОМУ: практические аспекты реализации обязательных требований в страховой организации и у страхового брокера

Программа вебинара

Заявка

3850 рублей, скидки до 50% от количества участников и по запросу

Ежедневно:

просмотр видеозаписи,

4 академ. часа, свидетельство

Повышение квалификации по ПОД/ФТ: «Повседневная работа ответственного сотрудника»

Программа вебинара

Заявка

3850 рублей, скидки до 50% от количества участников и по запросу

Ежедневно:

просмотр видеозаписи,

8 академ. часов, свидетельство

Повышение квалификации / повышение уровня знаний по ПОД/ФТ

Для всех видов деятельности

Заявка по запросу на:

3400 рублей

Ежедневно:

просмотр видеозаписи,

2 академ. часа, без свидетельства

Курс по сдаче отчетности в Росфинмониторинг

Только ювелиры, агентства недвижимости и лизинговые компании

Программа вебинара

Заявка по запросу на:

2850 рублей

— О нашем учебном центре

— Кто, как и где должен пройти обучение по финмониторингу

— Мы проводим обучение во всех городах

— Какие виды обучения по финмониторингу мы проводим

— Свидетельства об обучении по ПОД/ФТ

— О нашем лекторе

Как записаться на обучение по финмониторингу.

Скачайте размещенные выше заявки, заполните их и пришлите, пожалуйста, по адресу электронной почты:

Записаться на обучение по ПОД/ФТ, уточнить все организационные вопросы о целевых инструктажах по ПОД/ФТ, повышениях уровней знаний по финмониторингу Вы можете также напрямую у директора учебного центра Смысловой Серафимы Александровны по телефону:

8-964-768-93-80 (многоканальный)

8-964-705-83-10

О нашем учебном центре.

Наш Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга» (ООО «МУКПЦФМ») — с 2015 г. является официальным партнером МУМЦФМ Росфинмониторинга и одним из самых известных и авторитетных учебных центров по подготовке и обучению кадров организаций и предпринимателей в целях ПОД/ФТ.

Мы умеем в очень доступной и простой форме рассказывать Вам о сложном законодательстве в сфере финансового мониторинга. Приходите к нам и Вы получите не только свидетельство о прохождении обучения, но и, самое главное, знания, а также полное и целостное представление о Ваших правах и обязанностях в сфере ПОД/ФТ.

Кто, как и где должен пройти обучение по финмониторингу.

Популярную статью о том, кто из сотрудников должен обучаться по ПОД/ФТ, как и где пройти целевой инструктаж и обучение по финансовому мониторингу, а также о практических рекомендациях нашего эксперта по финансовому мониторингу, специалиста по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ Павла Смыслова по прохождению обучения, Вы можете прочитать .

Руководство нашего учебного центра, совещание в Росфинмониторинге, 2016 г.

Мы проводим обучение во всех городах

Наш центральный офис находится в городе Москве, однако мы проводим очные, онлайн и дистанционные целевые инструктажи по финмониторингу как в столице, так и во всех городах и регионах России. Где бы Вы не находились, Вы можете записаться и пройти ближайшее обучение по финмониторингу в нашем учебном центре.

Хотите пройти отдельный корпоративный или выездной индивидуальный целевой инструктаж по ПОД/ФТ в Севастополе или Москве, инструктаж ПОД/ФТ в Тольятти, Хабаровске, Сочи, Мурманске, Краснодаре, Самаре, Саратове, Ростове, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани или в любом ином городе? Напишите нам письмо и мы организуем выездное индивидуальное обучение у Вас.

Какие виды обучения по финмониторингу мы проводим.

Целевой инструктаж ПОД/ФТ, повышение уровня знаний и повышение квалификации в сфере ПОД/ФТ — обязательные формы обучения для сотрудников организаций и предпринимателей, указанных статьях 5 и 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма».

Поэтому мы осуществляем все виды обязательного обучения в сфере финансового мониторинга и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) на основании нормативно установленных программ обучения:

— целевой инструктаж по ПОД/ФТ;

— повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ;

— повышение квалификации в сфере ПОД/ФТ;

— различные иные курсы по финмониторингу.

Мы стараемся проводить отдельные тематические семинары в зависимости от видов деятельности организаций: отдельно целевые инструктажи для страховых компаний, отдельно для ювелирных организаций, отдельно для агентств недвижимости, отдельно для ломбардов и т.д. Это позволяет слушателем более подробно узнать об особенностях деятельности в сфере ПОД/ФТ для своего вида деятельности.

Мы готовы обучить представителей любых организаций, на которые распространяются нормы законодательства в сфере ПОД/ФТ. Поэтому каким бы видом деятельности Вы не занимались, Вы можете пройти обучение именно у нас.

Обучение в сфере ПОД/ФТ мы проводим на регулярной основе (ежемесячно). Географические рамки наших целевых инструктажей, повышения уровня знаний и плановых инструктажей – вся Россия. Вы можете пройти обучение по ПОД/ФТ очно, либо заочно (вебинар он-лайн через Интернет).

Инструктажи, лекции и семинары по ПОД/ФТ мы проводим в соответствии с Указанием Банка России от 05.12.2014 № 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» и в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Свидетельства об обучении по ПОД/ФТ.

По окончании прохождения обучения слушателям выдается Свидетельство (сертификат) о прохождения целевого инструктажа или свидетельство о повышении уровня знаний или квалификации по ПОД /ФТ.

Выдаваемые свидетельства отвечают установленным Росфинмониторингом требованиям и в случае проведении в отношении Вас проверочных мероприятий подтверждают факт прохождения Вами обучения в сфере финансового мониторинга.

Сертификат о прохождении обучения по ПОД/ФТ

О нашем лекторе.

Наш лектор — Павел Александрович Смыслов. Он имеет не только многолетний практический опыт в области организации внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ (с 2005 г.), но и соответствующую документально подтвержденную квалификацию в этой сфере: свидетельство специалиста, имеющего право осуществлять образовательную деятельность в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (Свидетельство на имя Смыслова П.А. за регистрационным номером 2404-302 от 12.09.2013 г., выданное МУМЦФМ Росфинмониторинга).

Подробная информация о нашем лекторе представлена в разделе нашего сайта «О нас».

Приглашаем Вас посмотреть видеоролик нашего лектора:

«Павел Смыслов об ошибках в отчетности в Росфинмониторинг».

(информационные письма разработчика ПО Росфинмониторинга о высоком уровне знаний Смыслова П.А. в вопросах предоставлении информации в Росфинмониторинг)

Смыслов П.А. проводит обучение по ПОД/ФТ для якутских ювелиров и ломбардов, Якутск, 2014 г.

Обращаем Ваше внимание, что коммерческие предложения на нашем сайте не являются публичной офертой.

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

28 апреля 2020 года заработает обновленный финмониторинг операций, в которых есть риски легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Его механизм описывает новый Закон Украины от 06.12.2019 г. № 361-IX.

Министр финансов объяснила как будут применяться отдельные нормы этого Закона на практике.

Во-первых, увеличили предельный порог операций для финмониторинга до 400 тыс. грн и уменьшили список признаков операций, о которых надо обязательно сообщать — их всего четыре.

Теперь у субъектов первичного финансового мониторинга больше маневров для определения того, является ли подозрительной финансовая операция. Ведь убрали законодательные ограничения для установления признаков «подозрительных» финансовых операций. То есть происходит переход на риск-ориентированный подход.

Во-вторых, банк или иная финансовая организация должны самостоятельно наладить систему финмониторинга, чтобы выявлять действительно подозрительные операции и чтобы не приходилось каждый раз безосновательно останавливать транзакции клиентов, просить одни и те же бумажки.

Если обычный человек или предприятие из года в год ведут одну и ту же деятельность, осуществляют понятные и предсказуемые транзакции, а банк или бухгалтер понимают эту деятельность, имеют всю необходимую информацию о клиенте, то не надо каждый раз доказывать целесообразность транзакции, даже если она превышает 400 тыс. грн.

А когда в банк приходит один ФЛП с ведомостью и паспортами многих других ФЛП и пытается снять наличные, то это подозрительная операция. Вероятно, по ней есть нарушение закона.

Или, например, если предприятие всю жизнь продает мясо, а вдруг решает на миллионы гривен купить металлолом, да еще и за наличные, то это уже выглядит подозрительно. Субъект финансового мониторинга должен убедиться, что эта покупка не является махинацией.

В-третьих, под финансовый мониторинг подпадают операции с виртуальными активами.

Если биржи, обменники, банки или другие компании осуществляют платежи в криптовалюте на сумму более 30 тыс. грн в эквиваленте, они должны проверить такую операцию и собрать подробную информацию о клиенте. Клиент в ответ должен предоставить исчерпывающую информацию о происхождении и назначении своих виртуальных активов.

Госфинмониторинг имеет доступ к аналитическому продукту, который позволяет проводить расследования источников происхождения криптоактививов и направлений их использования. То есть служба расследует операции с криптой, и есть уже немало успешных кейсов, которые были представлены в том числе на международном уровне.

Приостанавливать операции сейчас невозможно, но возможно блокировать криптокошельки и изымать незаконно добытые криптоактивы. Это можно сделать, получив доступ к частным ключям криптокошелька по результатам проведенных комплексных расследований.

Но это не значит, что субъект финансового мониторинга — банк или другое учреждение — каждый раз должен проверять и допрашивать одного и того же клиента, который проводит одни и те же операции с криптовалютами.

Клиенту один раз надо будет объяснить, чем он занимается, что он делает и откуда у него виртуальные активы. Эта информация сохранится в банке или в другой финансовой компании, и пока не возникнет подозрительных действий со счетом, клиента трогать не будут.

На протяжении вот уже достаточно длительного времени в личных кабинетах ювелиров на сайте Росфинмониторинга на регулярной основе выставляются риск-оценки по выполнению требований ПОД/ФТ/ФРОМУ. Эти оценки позволяют ювелирам взглянуть на себя глазами надзорных органов и оценить, какие недостатки имеются в их работе по финмониторингу.

Наличие в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга низкого уровня риска («Зеленая ромашка») говорит о том, что ювелир качественно выполняет возложенные на него обязанности по ПОД/ФТ/ФРОМУ, поэтому претензии надзорных органов к нему маловероятны. Наличие же высокого уровня риска («ромашка» с красными лепестками) свидетельствует о проблемах ювелира в исполнении норм антиотмывочного законодательства (например, ювелир вообще не направляет никакой отчетности в Росфинмониторинг) и грозит в итоге обернуться реальными проверочными мероприятиями со стороны инспекции пробирного надзора и многотысячными штрафами. Средний уровень риска («ромашка» с желтыми лепестками) говорит о том, что ювелир выполняет работу по ПОД/ФТ/ФРОМУ, но допускает какие-то нарушения (например, не вовремя сдает отчетность в Росфинмониторинг), что также грозит проверками и штрафами.

Оценка выставляется Росфинмониторингом автоматически по весьма значительному количеству параметров, посмотреть которые можно, нажав на самый центр «ромашки». Достичь низкого уровня риска («зеленая ромашка») — важная задача, стоящая перед любой ювелирной организацией или предпринимателем. В этих целях наши читатели должны сделать следующие шаги:

1. Загрузить в Личный кабинет свои Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ. В случае если выходит новая редакция этого документа, ювелиры должны загрузить и ее. Наличие в Личном кабинете истории загрузки правил внутреннего контроля будет подтверждать тот факт, что ювелир вовремя вносит все необходимые изменения в этот важнейший внутренний документ по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Загрузку правил мы рекомендуем делать в день их утверждения руководителем организации. Сканировать ПВК целиком или их титульный лист с печатью и подписью для загрузки совсем не обязательно, можно делать загрузку файла в обычном формате WORD.

2. Провести регистрацию специального должностного лица (СДЛ), загрузив в Личный кабинет приказ о назначении такого сотрудника и свидетельство о прохождении целевого инструктажа (не о повышении уровня знаний, а именно о целевом инструктаже), а также сертификат (файл с расширением *.cer), который записан на ключе электронной цифровой подписи (ЭЦП). В случае если в организации изменился СДЛ, необходимо провести новую регистрацию такого лица. На практике регистрация СДЛ оборачивается для многих ювелиров настоящим испытанием, поскольку не каждый ювелир умеет выгружать сведения о сертификатах с ЭЦП и пользоваться программой КриптоПро CSP, необходимой для этой процедуры.

3. Не реже одного раза в полугодие заполнять в Личном кабинете «Отчет о результатах внутреннего контроля». Мы рекомендуем разбить год на два отчетных периода, например, с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря. По итогам работы в указанные периоды ювелиры проводят свой внутренний аудит и заполняют соответствующий отчет в Личном кабинете. Нормативного срока подачи такого отчета в Росфинмониторинг не существует, однако мы советуем направлять его в ведомство в течение 5–10 дней после окончания проверочного периода. Одна из самых сложных задач ювелиров в этом отчете — посчитать общую сумму операций, подлежащих обязательному контролю. А заполнение таких сведений, как, например, «Проведено внутреннее обучение в целях ПОД/ФТ (дата)», «Внесены изменения в правила внутреннего контроля (дата)», как правило, особых затруднений не вызывает. Для направления такой отчетности ЭЦП не требуется.

4. Представить ответы на Вопросник «Проверь свой риск». В Личном кабинете размещен вопросник, в котором ювелиры отвечают как на общие вопросы о своей деятельности, так и на специфичные, по вопросам ПОД/ФТ. В нем же ювелиры предоставляют сведения о своей деятельности за 2015–2016 гг. Если в указанный период организация или предприниматель финансово-хозяйственную деятельность не осуществляли, то ответы на вопросы о ее результатах необходимо заполнить нулевыми значениями, а ответы на прочие вопросы дать исходя из реального положения дел в организации или у предпринимателя.

5. Своевременно скачивать или просматривать актуальные версии Перечней Росфинмониторинга. Перечни размещаются ведомством практически каждую неделю. Мы советуем ювелирам скачивать или просматривать указанные списки Росфинмониторинга в день их публикации в Личном кабинете. В настоящее время в нем размещаются три вида Перечней:
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
— Список лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

6. Не реже одного раза в три месяца направлять отчеты в Росфинмониторинг о результатах проверки клиентов. Все без исключения ювелиры вне зависимости от того, ведут они деятельность или нет, пока они стоят на спецучете в ГИПН и являются субъектами 115-го закона, обязаны подавать не реже одного раза в три месяца ФЭС 3-ФМ о проверках клиентов в Росфинмониторинг. Это несложные и хорошо известные нашим читателям отчеты. Важно соблюдать сроки представления таких отчетов в Росфинмониторинг (пять рабочих дней после окончания проверки). Для направления ФЭС 3-ФМ требуется наличие действующей ЭЦП.

7. Вовремя сдавать сообщения об операциях обязательного контроля и о подозрительных операциях (при наличии таковых сообщений). При этом необходимо обеспечить соответствие таких сообщений установленным форматам и структуре. В случае если сообщения об указанных операциях будут направлены не вовремя, это будет сразу видно Росфинмониторингу, что может в последующем спровоцировать проведение реальной проверки со стороны ГИПН с наложением последующего штрафа.

8. Использовать сервисы самообучения, размещенные в Личном кабинете. Росфинмониторинг в 2018 году стал размещать для ювелиров различные тесты для прохождения. Мы рекомендуем читателям принимать участие в предлагаемом тестировании. Один из последних тестов, размещенных в Личном кабинете, — тестовые задания для проверки знаний результатов национальной оценки рисков ОД/ФТ. Перед прохождением указанного теста нужно обязательно прочитать публичные отчеты национальной оценки рисков (размещены в разделе «Риски ПОД/ФТ» — «Входящие»), в противном случае высока вероятность получить неудовлетворительную оценку за тест, т.к. его вопросы непростые.

9. Вовремя оплачивать наложенные штрафы за нарушения в сфере ПОД/ФТ. Если организацию или предпринимателя привлекли к ответственности и наложили штраф, советуем не тянуть с его оплатой, т.к., во-первых, в случае просрочки установленного законом срока оплаты штрафа он может быть удвоен, а во-вторых, это повлияет на общую риск-оценку в кабинете.

10. Скачивать или просматривать документы, размещаемые Росфинмониторингом в разделе «Информация Росфинмониторинга». В указанный раздел ведомство публикует информацию, которую ювелиры используют в своей работе по ПОД/ФТ: различные информационные письма и сообщения, определения судебных инстанций в отношении некоторых лиц, решения межведомственной комиссии и т.д.

11. Принимать участие в работе иных сервисов, размещенных в личном кабинете Росфинмониторинга.

В целом работу над риск-оценкой в Личном кабинете можно сравнить с уходом за живым цветком, который будет радовать глаз только в случае надлежащего ухода за собой, а стоит бросить ухаживать за ним, как он тут же станет чахнуть и засыхать. Так и полученная «зеленая ромашка» в личном кабинете может со временем пожелтеть и покраснеть, если ювелир забросит работу в Личном кабинете. Поэтому недостаточно разово добиться отличного результата, его нужно поддерживать в течение всего периода деятельности ювелира. В том случае, если в истории риск-оценок в кабинете будет преобладать зеленая интегральная оценка, риск проведения реальных проверочных мероприятий со стороны надзорных органов будет минимальным.

Авторы публикации: Павел Смыслов и Владимир Воронецкий

Росфинмониторинг – это специальная служба по контролю финансовой деятельности граждан, действующая на федеральном уровне. Структура была создана в целях установления фактов незаконной финансовой деятельности и предотвращения получения незаконной прибыли, в целях предупреждения финансирования террористических организаций.

Росфинмониторинг не имеет полномочий в отношении подозреваемых в незаконной деятельности лиц. Цель создания службы – сбор информации, которая в свою очередь может передаваться в органы МВД. Нужно сказать, что весь анализ ведётся на пересечение поступающей информации, из разных источников. Сбор сведений служба получает от организаций, субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Кто же является субъектом Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», и какова структура надзорных органов Российской Федерации в рамках данного закона?

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

Особое место в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма занимает Банк России и основные поставщики информации в Росфинмониторинг — кредитные организации. Банк России при этом является главным стратегическим партнером Росфинмониторинга в работе по созданию национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Поднадзорные организации и индивидуальные предприниматели:

  1. кредитные организации;

  2. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  3. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

  4. общества взаимного страхования;

  5. негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

  6. организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

  7. ломбарды;

  8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

  9. кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

  10. микрофинансовые и микрокредитные организациями;

  11. индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;

  12. лица, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;

  13. лица, имеющие право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):

  1. организации федеральной почтовой связи;

  2. операторы связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России):

  1. организации, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

  2. индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации

  1. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет контроль за организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы:

  1. лизинговые компании;

  2. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

  3. операторы по приёму платежей;

  4. аудиторские организации;

  5. индивидуальные предприниматели, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

  6. адвокаты;

  7. нотариусы;

  8. лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг,

  9. лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг,

  10. индивидуальные аудиторы.

Эти организации должны встать на учёт в Росфинмониторинг.

Алгоритм и требования постановки на учёт в Росфинмониторинге:

Порядок постановки на учёт определен Положением о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Постановку на учёт организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга (далее – МРУ Росфинмониторинга) в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами МРУ Росфинмониторинга можно ознакомиться на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы».

Для постановки на учёт организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учёт по форме, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учёта организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учёт может быть направлена в соответствующий территориальный орган Росфинмониторинга в электронном виде с использованием Личного кабинета организации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для направления карты постановки на учёт в электронном виде с использованием Личного кабинета, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Последовательность постановки на учёт организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Росфинмониторинга в соответствии с порядком, определенным Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учёта организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденном Приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учёт, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет, в т.ч. в электронном виде) в МРУ Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.

При этом происходит автоматическое подключение вас к Личном кабинету Росфинмониторинга.

Что же такое Личный кабинет Росфинмониторинга?

Личный кабинет Росфинмониторинга – это интерактивный, дистанционный инструмент взаимодействия с частным сектором в целях соблюдения требований ПОД/ФТ. Росфинмониторинг стремится минимизировать рамки надзорных, проверочных мероприятий. Нужно сказать, что весь анализ ведётся на пересечение поступающей информации, из разных источников. РФМ осуществляет перекрёстный анализ, система работает дистанционно, позволяет отслеживать, ранжировать. Эта система не будет упраздняться.

Через Личный кабинет можно более продуктивно общаться, обмениваться информацией, корректировать работу субъектов 115-ФЗ в части уровня законопослушности.

Через Личный кабинет Росфинмониторинг имеет возможность проявлять те нарушения исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ, которые являются поводом для дальнейших проверочных мероприятий, поводом вас посетить.

В 2015 году РФМ была внедрена концепция деления финансовых институтов на:

  • Законопослушные;

  • Вовлеченные;

  • Причастные;

Она действует и в настоящее время.

Как зарегистрироваться в личном кабинете все остальным субъектам антиотмывочного закона?

Входите в Личный кабинет Росфинмониторинга.

Вам необходимо заполнить Заявление на регистрацию. Для этого сначала нужно получить усиленную электронную подпись в тех Удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Будьте внимательны!

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо, которое необходимо распечатать, подписать и направить по почте в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1. После того, как письмо поступит в Росфинмониторинг, Ваш Личный кабинет будет подключен, логин и пароль для входа будут высланы на указанный Вами электронный адрес.

Инструкция для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, ФНС России, Роскомнадзору, ФКУ «Пробирная палата России»:

Риск-оценка вашей компании, некий «цветик-семицветик», которую поднадзорные Росфинмониторингу могут видеть в своих Личных кабинетах. Риск-оценка подразумевает уровень риска принятия в отношении вас мер надзорного реагирования. Сердцевина этого цветка должна быть зелёная.

Цель риск-оценки – стимулирование к соблюдению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию и распространению оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Дистанционный контроль охватывает несколько блоков,и риск-оценка формируется из шести блоков оценки (критериев оценки):

  1. Организация внутреннего контроля;
  2. Представление сообщений (своевременность, полнота);
  3. Работа с Перечнями (Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения).
  4. Устранение нарушений (не участвует в оценке);
  5. Самообучение (не участвует в расчёте интегральной оценки);
  6. Добровольное сотрудничество (добровольно-обязательное, не участвует в расчёте интегральной оценки).

Риск-оценка отображается на стартовой странице Личного кабинета в центре фигуры («цветик-семицветик») и складывается из блоков, представленных ромбами «лепестками»

Риск-оценке и каждому блоку присваивается одно из следующих значений:

  • низкий уровень риска (зеленый индикатор);
  • умеренный уровень риска (желтый индикатор);
  • значительный уровень риска (оранжевый индикатор);
  • высокий уровень риска (красный индикатор).

Каждый блок оценки (далее – блок) формируется на основании ряда показателей оценки (далее – показатели), перечень которых отображается при нажатии на соответствующий блок.

Показателям, не участвующим в расчёте оценки по блокам, присваивается одно из следующих значений:

  • да (зеленый индикатор – положительное значение);
  • нет (красный индикатор – отрицательное значение).

В случае, если показатель принял значение «нет», то указывается информация о текущем состоянии показателя и необходимых действиях пользователя для изменения значения показателя на «да», а также ссылка на соответствующий нормативный правовой акт.

Внутри каждого блока приведен график истории оценок по блоку в целом и по каждому показателю отдельно.

Обновление риск-оценки осуществляется еженедельно.

1. Блок «Организация внутреннего контроля»

В части организации внутреннего контроля оцениваются следующие критерии:

  • Назначение специального должностного лица (СДЛ), показатель принимает положительное значение при заполнении сведений о назначенном СДЛ в интерактивной форме и загрузке приказа о его назначении (фото, файл PDF, файл Word)
  • Не снятая или непогашенная судимость у СДЛ, показатель принимает положительное значение в случае отсутствия в распоряжении Росфинмониторинга информации о неснятой или непогашенной судимости у СДЛ
  • Соответствие СДЛ квалификационным требованиям
  • Прохождение СДЛ целевого инструктажа, показатель имеет положительное значение при предоставлении сведений о прохождении целевого инструктаж и загрузке его скан образа (до назначения его на эту должность, все Свидетельства нужно добровольно размещать в Личном кабинете. Эти сведения Росфинмониторинг может получить в Международном учебно-методическом центре финансового мониторинга, который получает отчёты о прошедших обучение по ПОД/ФТ со всех учебных центров, которые заключили с ним Соглашение)
  • Наличие ПВК, показатель принимает положительное значение при заполнении сведений об утверждении ПВК и загрузке файла ПВК (файл Word, предоставление скан-образа не требуется). При обновлении ПВК, новая редакция должна быть представлена в Личном кабинете. Необходимо помнить, что после вступления в силу изменений законодательства, требующих внесения изменений в ПВК, это нужно сделать в течение 1 месяца. Всё, что написано в ПВК подлежит исполнению.
  • Предоставление сведений о своих бенефициарных владельцах или мер по их уточнению.
  • Повышение уровня знаний СДЛ.
  • Прохождение целевого инструктажа руководителем.
  • Повышение уровня знаний руководителем.
  • Предоставление отчёта СДЛ по результатам проверки осуществления внутреннего контроля 1 раз в полугодие.

2. Блок «Представление сведений»

Предоставление сообщений, своевременность – несвоевременность (вопросы соблюдения сроков) оценивается по следующим показателям:

  • Соблюдение сроков предоставления сообщений об операциях обязательного контроля», участвуют представленные сообщения за указанный период (неделю), и «Соответствие сообщений установленным форматам и структуре».
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о подозрительных операциях.
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о приостановленных операциях.
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о замораживании (блокировании) денежных средств.
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений об отказе в совершении операций
  • Соблюдение сроков предоставления сообщений о своём бенефициарном владельце по запросу Росфинмониторинга
  • Соответствие форматам и структуре (сообщения могут быть не приняты из-за несоответствия Инструкции, и подлежат исправлению. До тех пор, пока оно не будет исправлено, данный показатель будет в красной подсветке)

Красным цветом подсвечиваются претензии Росфинмониторинга.

В случае наличия отверженных и неисправленных сообщений (сообщений, не соответствующих установленным форматам и структуре), подлежащих обязательному контролю, организации (ИП) необходимо представить исправленные сообщения в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110. Информация об отвержении сообщений размещается в Личном кабинете в разделе «Сообщения и отчеты» — «Отвергнутые сообщения».

3. Блок «Работа с Перечнем»

Работа с Перечнем имеет следующие показатели:

  • Использование актуального Перечня (меры по замораживанию применяются незамедлительно, сведения в Росфинмониторинг отправляются не позднее следующего рабочего дня. Поэтому с очередной редакцией Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму работать надо незамедлительно. Актуальную редакцию надо открыть, скачать и работать с ней)
  • Предоставление отчёта о проверки клиентов 1 раз в 3 месяца (Информационное письмо Росфинмониторинга № 52 от 13 мая 2016 года «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций»)
  • Соблюдение сроков предоставления отчётов о проверке клиентов

Поиск лиц по Перечням:

  1. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  2. Перечень лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокирования) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

  3. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Работа осуществляется автоматически, если есть в компании программное обеспечение, если нет, то в ручном режиме. Этот вопрос решается самостоятельно. Распечатывать каждый раз списки (там около 5000 записей) – неэффективно. Будете ли вы сверять своих клиентов в Личном кабинете по поиску или дадите доступ к Личному кабинету сотрудникам службы безопасности – решать вам. Только своевременно выявление фигурантов данных списков полностью лежит на вашей совести.

Напомню, что ежеквартальные отчёты должны быть представлены с 2013 года (или с момента регистрации юридического лица или ИП, если данная регистрация была позднее). Для того, чтобы провести проверки за предыдущие периоды, в Личном кабинете представлены все редакции Перечней. Эту работу рекомендуется сделать (четыре отчёта в год), чтобы не привлекать к себе внимание контролирующих органов. Пока не будут представлены все отчёты, данный показатель будет подсвечен красным цветом. Срока давности в данном случае нет, но здесь нарушение в части организации и осуществления внутреннего контроля (КоАП, часть 1. Статья 15.27. «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ):

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 — 4 настоящей статьи, —

влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В случае неиспользования Личного кабинета для скачивания/просмотра действующих Перечней, организации необходимо организовать регулярную работу по использованию указанных Перечней в целях идентификации клиентов и выявления таких лиц.

При организации работы с Перечнем необходимо руководствоваться пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения Перечня, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым Перечени до субъектов Федерального закона № 115-ФЗ доводятся только через их Личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

При представлении сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций) необходимо руководствоваться Информационным письмом Росфинмониторинга от 13.05.2016 № 52.

Документы, которые должны быть в организации:

  1. Приказ о работе с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  2. Приказ о работе с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
  3. Приказ о работе со списком лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокированию) принадлежащих им денежных средств или иного имущества
  4. Отчёты о результатах проверки
  5. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга

4. Блок «Устранение нарушений», не участвует в оценке.

Расчёт блока осуществляется по следующим показателям:

  • Исполнение Предписания о недопустимости нарушений
  • Исполнение Предписания об устранении допущенного нарушения
  • Исполнение Предписания об устранении причин и условий, способствующих правонарушению
  • Отсутствие задолженности по штрафу

Если есть предписания, то по мере их исполнения красный цвет будет переходить зелёный

5. Блок «Самообучение», не участвует в расчёте интегральной риск-оценки

Расчет блока «Самообучение» осуществляется на основании оценки, полученной по результатам прохождения контрольного теста, размещенного в разделе меню Личного кабинета «Обучение» — «Тестирование».

  • организация (ИП) самостоятельно определяет сотрудников, которые будут проходить тест; (тестирование может пройти любой сотрудник организации (ИП);
  • количество попыток прохождения тест не ограничено (при расчете учитывается только последний результат).

Время для прохождения теста 60 минут.

Этот блок Росфинмониторинг намерен в дальнейшем развивать, вплоть до прохождения целевого инструктажа через видеокурсы в личном кабинете. Возможно это когда-нибудь и произойдёт. По мнению представителя Росфинмониторинга Шоломицкой Ольги Александровны, эта тема интересная, но немного бесперспективная. Потому что да – прослушать можно, да – на тест ответить можно, но это не заменит проведение очного и онлайн форматов, когда можно обсудить назревшие проблемы, уточнить сложные вопросы: «С моей точке зрения, видеокурс возникающие сложности не снимет. Посмотрим, как это будет работать».

6. Блок «Добровольное сотрудничество»

Блок из одного показателя и принимает положительное значение при заполнении вопросника «Проверь свой риск». Это направление будет развиваться, готовиться новые анкеты.

Предоставление ответов на Вопросник.

Росфинмониторинг сформировал анкеты, на основании которых ставились оценки, указывались недочёты в работе. Вопрос анкетирования будет развиваться в режиме добровольного сотрудничества в направление обмена информации о тех рисках, которые вы видите в своей деятельности, в отношение ваших клиентов, в отношение операций, которые у вас осуществляются. Этот обмен крайне необходим прежде всего для Росфинмониторинга, для полного понимания рисков в том или ином виде деятельности. Будет и обратная связь для субъектов 115-ФЗ. Как рекомендации о выявленных недочётах в работе организации.

История оценок: Это информация будет интересна для руководителя компании, для специального должностного лица.

Календарь обучающих мероприятий

Электронные курсы:. Постепенно заполняются, будет блок видео лекций. Можете проходить обучение сами, можете проводить обучение для своих сотрудников, это направление будет развиваться.

Тестирование: Для того, чтобы вы могли себя проконтролировать, закрепить пройденное обучение.

Проверка клиента

30 мая 2018 года была подписана Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Там описаны риски и угрозы, которые существуют по линии отмывания денег в Российской Федерации, а это подразумевает под собой то, что субъекты первичного финансового мониторинга обязаны учитывать их и использовать в своей работе, т.е. организовать так свою работу, чтобы эти риски минимизировать. Это и будет общая эффективность. Опубликована также Национальная система рисков. Это дополняющие друг друга документы. Публичная часть этого документа есть на официальном сайте, полный текст доведён через Личный кабинет. Фокусировка на те риски и угрозы, которые указаны в этих документах, являются для вас обязательной.

Для того, чтобы оценивать своего клиента, проводить анализ, вам необходимо получать как можно больше информации о нём. В этом блоке собраны все доступные базы данных государственных органов:

  • Росфинмониторинга
  • Федеральной налоговой службы
  • Министерство внутренних дел
  • Федеральная таможенная служба
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Росреестр
  • Минюст России
  • Федеральная нотариальная палата
  • Центральный Банк Российской Федерации
  • Российская государственная пробирная палата
  • Роскомнадзор

Сейчас простым нажатием можно перейти на сайт для того, чтобы проверить клиента. Рассматривается вопрос о формирование единого отчёта по всем ресурсам, чтобы облегчить вам проверку. Здесь вопрос не о том, что мы вас контролируем, а чтобы вы могли оценивать своего клиента, присваивать ему уровень риска и потом полноценно предоставлять сведения в РФМ. Без получения дополнительной информации это сделать предоставляется сложно. По своим мироощущениям – это, конечно, интересно, но полноценный анализ сделать затруднительно.

Самым полезным является сайт Федеральной налоговой службы с их ресурсом проверки контрагента, сайт Министерства внутренних дел (проверка паспортов).

Подозрительная операция

Признание операции подозрительной – это субъективное мнение компании. Претензии не будут предъявлены ни к вам, ни к вашему клиенту. Это маркер для Росфинмониторинга, что у вас есть какие-то сомнения. Если представляете информацию, укажите, пожалуйста, причину того, что именно показалось вам подозрительным. По поведению клиента можно судить о многом: нерешительность, давление со стороны третьих лиц.

Вы и ваш банк могут по-разному оценивать риски. Вы видите своего клиента, оцениваете его. Банк видит только платёжку. Работа службы безопасности банков находятся сейчас на очень высоком уровне, о чём свидетельствует большое количество отказов со стороны банков. ИП, малый бизнес, к сожалению, пострадали больше всех, потому что их деятельность чаще связана с обналичиванием денег, с операциями, которые попадают под режим ПОД/ФТ. Большой поток операций не позволяют банку детально и скрупулёзно рассматривать каждую сделку. Росфинмониторинг ведёт сейчас совместную работу с Банком России в этом направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *