Фискальные платежи

Глава 3. ФИСКАЛЬНЫЕ СБОРЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 2 страница

<1> См.: Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. С. 77.

В целом законодательный порядок установления фискальных сборов «…является их главным преимуществом перед любыми другими формами обязательных изъятий в бюджетную систему страны» <1>. Однако в действующем нормативно-правовом регулировании законодатель допускает установление фискальных сборов как законодательными (представительными) органами, так и исполнительными органами государственной власти. Так, законодательным (представительным) органом РФ установлены сборы, регулируемые НК РФ (государственная пошлина), таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий в сфере осуществления деятельности в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, в сфере оказания услуг связи и др.

<1> Пансков В.Г. Указ. соч. С. 28 — 33.

Однако существуют фискальные сборы, элементы обложения которых установлены и на уровне подзаконных нормативных правовых актов, т.е. актами Правительства РФ. Таковыми являются, например, патентные пошлины, сборы, за проведение государственной экологической, градостроительной экспертизы. Вместе с тем КС РФ неоднократно указывал, что налоги и сборы являются «законно установленными», если они установлены законодательным (представительным) органом в надлежащей форме <1>. Более того, на основании некоторых правовых позиций, выработанных в практике КС РФ, сборы, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ, могут быть установлены только на федеральном уровне <2>. Иными словами, фискальные сборы необходимо считать законно установленными, если, во-первых, они установлены Парламентом РФ, а во-вторых, федеральным законом об этом сборе должны быть определены все элементы их обложения.

<1> См.: Постановления КС РФ от 18.02.1997 N 3-П; от 21.03.1997 N 5-П; от 11.11.1997 N 16-П; от 28.02.2006 N 2-П.

<2> См.: Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П.

3. Фискальный сбор — это платеж, взимаемый с физических лиц и организаций. Следующим признаком фискального сбора является то, что он взимается, во-первых, с субъектов, заинтересованных в совершении действий, имеющих юридическое значение. Так, плательщиками сборов, установленных НК РФ, являются физические лица и организации, правовое положение которых регламентируется ст. ст. 11, 19, 21, 23 НК РФ. Правовое положение плательщиков сборов, не регулируемых НК РФ, устанавливается таможенным законодательством, Федеральным законом «О связи» и другими подобными законами.

Во-вторых, в ряде случаев фискальные сборы взимаются с субъектов, которые хотя и не обращались непосредственно за совершением юридически значимых действий в уполномоченный орган, однако на основании специальных положений действующего законодательства именно на них возлагается обязанность по уплате указанных платежей. Таковыми являются, в частности, ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины <1>.

<1> См.: п. 2 ст. 333.16 НК РФ.

4. Фискальные сборы — это индивидуально-возмездные платежи. Для более тщательного исследования правовой природы фискальных сборов «необходимо уяснить, какова природа встречного предоставления, в связи с которым уплачивается сбор» <1>. Вместе с тем в юридической литературе отмечается, что вряд ли можно согласиться с предложением рассматривать сбор как платеж, порождающий встречное обязательство. «Плательщик уплачивает сбор в бюджет «ни за что», и лишь при этом условии государство оказывает ему услуги, в которых он нуждается» <2>. Однако признак индивидуальной возмездности, выражающийся в совершении юридически значимых действий в пользу плательщика, все же присущ для фискальных сборов. Так, еще И.И. Янжул, характеризуя отличие пошлин от налогов, указывал: «…взимая пошлину, государство тем самым обязывается произвести известные для плательщика действия» <3>.

<1> Моисеев В.Н. Развитие сборов и учений о сборах С. 43 — 52.

<2> Карасева М.В. Сущность фискальных сборов и правовые требования к их установлению // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования: Сборник по матер. науч.-практ. конф. М., 2003. С. 48 — 50.

<3> Янжул И.И. Указ. соч. С. 509, 510.

Конституционный Суд РФ также проводит разграничение налогов и сборов в зависимости от наличия или отсутствия встречного предоставления в пользу плательщика <1>. Уместно привести видение возмездности сбора А.Л. Кононовым: «…пошлины и сборы являются индивидуальными платежами, а их осознаваемая плательщиком возмездность выражается лишь в опосредованной связи платежа и услуги. При этом указанные платежи не являются прямым и непосредственным эквивалентом оказанной публичной услуги, как не связаны они и с гражданско-правовыми платежами» <2>. Указывая на специфику действий, совершаемых в пользу плательщика сбора, ученые отмечают, что уплата фискальных сборов сопряжена с тем, что «…государственный орган, действуя в общих интересах, реализует свои государственно-властные полномочия» <3>. «Уплата сбора, — отмечает Д.В. Винницкий, — дает основания для совершения в пользу плательщика именно властных юридически значимых действий» <4>.

<1> См.: Определение КС РФ от 18.03.2004 N 150-О.

<2> Особое мнение судьи КС РФ А.Л. Кононова к Постановлению КС РФ от 17.07.1998 N 22-П.

<3> Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник. М., 2005. С. 29.

<4> Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб., 2003. С. 267.

Законодатель в ст. ст. 8 и 333.16 НК РФ определяет характер встречного предоставления при уплате сборов, установленных НК РФ через термин «юридически значимые действия». Однако «юридические действия весьма разнообразны и играют далеко не одинаковую роль в процессе правового регулирования» <1>. Более того, гражданско-правовой платеж также уплачивается за совершение определенных действий, имеющих юридическое значение. Однако НК РФ не содержит законодательного определения указанного термина. Поэтому, как справедливо отмечает С.Г. Пепеляев, «…природа этих действий, их направленность и обусловленность остаются неясными» <2>.

<1> Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 168.

<2> Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. С. 26.

Более детальная разработка термина «юридически значимые действия», совершаемые в пользу плательщика фискального сбора», имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку на практике возникают ситуации, когда за идентичные по своей природе действия государственных органов в одном случае взимается фискальный сбор, в другом — гражданско-правовой платеж. Трудно понять, почему в одном случае за проведение экспертизы ювелирных, бытовых изделий из драгоценных металлов взимается фискальный сбор (государственная пошлина), а плата за проведение государственной экологической или государственной градостроительной экспертизы рассматривается законодателем в качестве платежа гражданско-правового характера.

Почему за предоставление сведений о зарегистрированных правах взимается гражданско-правовой платеж, размер которого определен Правительством РФ, а за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, размер платы определяется законодательством о налогах и сборах <1>? Также долговое время за выдачу лицензии (разрешения) на осуществление определенных видов деятельности взимались платежи, не установленные НК РФ (сборы за выдачу лицензий на осуществление деятельности в сфере оказания услуг связи, в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции).

<1> См.: ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017).

Далее, на основе позиции законодателя, судебной практики и налогово-правовой доктрины необходимо проанализировать сущность юридически значимых действий, за совершение которых действующим законодательством предусмотрена уплата фискального сбора. Так, Ю.А. Крохина отмечает, что под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов (закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства), наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношения <1>. С.С. Алексеев пишет, что «…юридические действия — это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований» <2>. Глава 25.3 НК РФ не закрепляет исчерпывающего перечня юридически значимых действий в пользу плательщиков фискальных сборов, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ.

<1> См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина М., 2003. С. 46.

<2> Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 томах. Т. 2. С. 168.

Так, перечень юридически-значимых действий, за которые предусмотрена уплата таможенных сборов, закреплен в ст. 72 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 123 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Таковыми являются действия таможенных органов, связанные с выпуском товаров, таможенным хранением, сопровождением. Юридически значимые действия, совершаемые при уплате фискальных сборов, закреплены и в иных федеральных законах (Федеральный закон «О связи», ГК РФ и др.). В качестве юридически значимых действий, за совершение которых предусмотрена уплата фискальных сборов, охватываемых ст. 57 Конституции РФ, КС РФ называет «…действия, обусловленные необходимостью установления патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца приоритета товарного знака, знака обслуживания…» <1>, а также действия, обусловленные необходимостью государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг <2>.

<1> См.: Определение КС РФ от 10.12 2002 N 283-О.

<2> См.: Определение КС РФ от 08.06.2004 N 224-О.

Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что юридически значимые действия, за которые действующим законодательством предусмотрена уплата фискальных сборов, обладают следующими особенностями.

Во-первых, эти действия осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными субъектами, выступающими от имени государства (муниципальных образований). Так, в ряде случаев действующим законодательством обязанность по выполнению публично-значимых действий от имени государства возлагается на частных субъектов, например: на нотариусов, занимающиеся частной практикой <1>; на негосударственные коммерческие организации, осуществляющие функции по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды <2>.

<1> См.: гл. 25.3 НК РФ, Определение КС РФ от 11.07.2006 N 349-О.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 N 718 «О мерах по совершенствованию управления северным морским путем».

Во-вторых, эти действия связаны с выполнением уполномоченными субъектами предусмотренных нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей. Например, Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлена обязанность совершения действий уполномоченными государственными учреждениями по опробованию и клеймению, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязанность регистрирующего органа осуществлять деятельность по регистрации сделок с объектами недвижимости и т.д. За указанные юридически значимые действия законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата государственной пошлины (фискального сбора). В то же время обязанность совершить определенные действия в пользу плательщика гражданско-правового платежа вытекает не из нормативного правового акта, а из договора, который, в частности, может быть заключен и от имени публично-правового образования. Так, именно на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, у публично-правового образования возникают обязанности по предоставлению арендатору лесного участка для использования в целях, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ <1>.

<1> См.: ст. 72 ЛК РФ.

В-третьих, эти действия связаны с реализацией уполномоченными субъектами властных полномочий. Так, посредством выдачи лицензий (разрешений), регистрации прав, иных действий, совершаемых в отношении плательщиков фискальных сборов, уполномоченные органы (субъекты), выступающие от имени государства (муниципального образования), реализуют свои государственно-властные полномочия.

Исходя из вышеизложенного признак индивидуальной возмездности фискальных сборов, охватываемых ст. 57 Конституции РФ, выражается в совершении в пользу плательщика сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами действий, которые направлены на выполнение предусмотренных нормативными правовыми актами публично-правовых обязанностей, связанных с функционированием государственной власти (местного самоуправления).

5. Фискальный сбор — это платеж, взимаемый в целях финансирования расходов публичной власти, а также затрат субъектов, выполняющих действия публично-правового характера от имени государства. Признак целевой направленности фискального сбора имеет важное практическое значение, прежде всего потому, что позволяет отграничить фискальные сборы от смежных институтов (платежей гражданско-правового характера, имущественных санкций). Так, по смыслу ст. 57 Конституции РФ только два вида обязательных, обеспеченных государственным принуждением платежей — налоги и сборы — взимаются именно в целях формирования фондов денежных средств публично-территориальных образований, а также фондов организаций публично-правового характера. «Иным принудительным платежам свойственны иные цели установления» <1>. Так, целью взимания имущественных санкций выступает общая и частная превенция. Однако, как отмечается в литературе, «…иногда установленные имущественные санкции могут по существу преследовать фискальные цели. В этом случае государству становится выгодно, чтобы принятые законы в определенной области нарушались, поскольку это обеспечивает стабильные поступления в бюджет» <2>. Вместе с тем, когда взимание имущественных санкций «…преследует фискальные цели, налицо нарушение конституционных начал» <3>.

<1> Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. М., 1998. С. 218, 219.

<2> Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. С. 86, 87.

<3> Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. С. 218, 219.

Необходимо отметить, что признак целевой направленности сбора отсутствует в легальных определениях сборов, закрепленных в п. 2 ст. 8 НК РФ, в ст. 123 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В юридической литературе отмечается, что цель взимания фискальных сборов, правовая природа которых соответствует определению сбора, закрепленному в п. 2 ст. 8 НК РФ, «…состоит в покрытии без убытков, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина» <1>. Целью взимания таможенного сбора является покрытие расходов таможенных органов на совершение действий по таможенному оформлению, хранению, сопровождению товаров, перемещаемых через таможенную границу <2>. Еще И.М. Кулишер отмечал: «Пошлина, состоит ли она в сборах казны в их чистой форме (актовая, канцелярская и т.п.) или в тех же сборах, взимаемых казенными предприятиями, отличается тем, что цель ее — лишь покрытие издержек данного учреждения или предприятия, но не более того и не менее: без убытка, но и без чистого дохода» <3>.

<1> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 30.

<2> См.: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М., 2005. С. 70.

<3> Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Пг., 1919. С. 49.

Однако в некоторых случаях плата, взимаемая в возмещение расходов, понесенных государственными органами, выступает аналогом публично-правового наказания. Такая позиция была выражена КС РФ в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П в отношении платы в возмещение расходов, понесенных органами государственного контроля (надзора) в связи с проведением соответствующих исследований, экспертиз <1>.

<1> Необходимо отметить, что плата в возмещение расходов, понесенных органами государственного контроля (надзора) в связи с проведением исследований (экспертиз), в отличие от фискального сбора, не является индивидуально-возмездным платежом, посредством которого плательщик возмещает (компенсирует) затраты на оказанные ему публичные услуги.

Характеризуя фискальные сборы, Д.В. Винницкий указывает, что особенностью сбора является «…установление его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора» <1>. Подобной позиции придерживается и КС РФ. Так, в соответствии с Определением КС РФ от 01.03.2007 N 326-О дифференциация размера государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения в зависимости от того, из каких расходных материалов оно изготавливается, означает, что затраты на изготовление водительского удостоверения учитываются законодателем при определении размера государственной пошлины <2>. При характеристике фискальных сборов на примере патентных пошлин КС РФ указал, что «…размеры патентных пошлин должны определяться исходя из затрат публичной власти по осуществлению правовой охраны объектов промышленной собственности» <3>.

<1> Винницкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. С. 77.

<2> См.: Определение КС РФ от 01.03.2007 N 326-О.

<3> См.: Определение КС РФ от 10.12.2002 N 283-О.

В Определении от 14.05.2002 N 88-О КС РФ указал, что плата за технический осмотр исчисляется «…исходя из вида конкретного транспортного средства, с тем чтобы ее размер соответствовал нормативному размеру затрат, связанных, в частности, с оплатой работ и услуг автотранспортных предприятий по проверке технического состояния транспортных средств и использованием средств технического диагностирования» <1>.

<1> См.: Определение КС РФ от 14.05.2002 N 88-О.

Вместе с тем позиция, сформированная относительно целевой направленности сбора как в рамках налогово-правовой доктрины, так и КС РФ, «…не согласуется с принципом общего (совокупного) покрытия расходов, закрепленным в ст. 35 БК РФ» <1>, в соответствии с которой расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования его дефицита <2>. Иными словами, правильнее было бы указать, что целью взимания фискальных сборов является финансирование расходов публичной власти, а также затрат частных субъектов, связанных с выполнением публично-правовых функций государства.

<1> Науменко А.М., Хильченко Е.Н. Налоговый сбор: юридические признаки // Финансовое право. 2007. N 7. С. 37 — 40.

<2> См.: ст. 35 БК РФ.

В целом при взимании фискальных сборов, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ, речь идет «не о номинальном соответствии, а об определенной сопоставимости расходов субъекта и стоимости конкретной услуги» <1>. Иными словами, о компенсационном характере фискальных сборов можно говорить весьма условно. Они не покрывают и не могут покрывать всех финансовых затрат уполномоченного органа, поскольку «…представляется недопустимым ни с правовой, ни с моральной точки зрения преследовать цели ведомственной самоокупаемости государственно-публичных функций путем взимания соответствующей платы за их исполнение с заинтересованных лиц» <2>. Однако если затраты на услуги, оказываемые лицу, вообще отсутствуют, то речь уже идет об отнесении платежа к налогам. Так, судья КС РФ А.Л. Кононов указал, что «…пошлину за поддержание патента в силе есть все основания отнести к налогу, поскольку патентное ведомство в данном случае не несет не только эквивалентных, но и вообще никаких затрат на услуги патентообладателю, поскольку не совершает никаких действий в пользу него» <3>.

<1> Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. С. 70.

<2> Особое мнение Судьи А.Л. Кононова к Определению КС РФ от 10.12.2002 N 283-О.

<3> Там же.

6. Фискальный сбор — это платеж, поступающий как в бюджетную систему РФ, так и в иные фонды к субъектам, осуществляющим действия публично-правового характера. В соответствии с действующим законодательством фискальные сборы могут поступать как непосредственно в бюджетную систему РФ, так и к частным субъектам, выступающим от имени публично-правового образования. Так, в соответствии с БК РФ непосредственно в бюджеты поступают государственная пошлина, патентные пошлины, консульские сборы <1>, сборы за выдачу лицензий на осуществление деятельности в сфере производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции и др.

<1> Необходимо отметить, что в соответствии с Консульскими конвенциями, заключенными между Российской Федерацией и иностранными государствами, суммы, уплачиваемые за юридически значимые действия консульских учреждений, могут быть перечислены на официальный банковский счет консульского учреждения (см.: Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 17.10.1996; Консульская конвенция между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 25.01.1994).

Однако необходимо отметить, что получателями фискальных сборов помимо казны публично-правовых образований могут выступать и частные субъекты, уполномоченные нормативными правовыми актами оказывать услуги публично-правового характера непосредственно в пользу плательщика. Так, в соответствии с гл. 25.3 НК РФ государственная пошлина (фискальный сбор) взимается за юридически значимые действия, оказываемые как нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, так и нотариусами, занимающимися частной практикой. Причем на основании ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 денежные средства, взимаемые частными нотариусами, оставшиеся после уплаты налогов и других обязательных платежей, поступают в их собственность.

Исходя из вышеизложенного в качестве получателя фискальных сборов могут выступать бюджеты всех уровней бюджетной системы, а также субъекты, осуществляющие в соответствии с нормативными правовыми актами действия публично-правового характера в пользу плательщика.

7. Авансовый характер фискальных сборов. Указанный признак означает, что фискальные сборы всегда уплачиваются до совершения юридически значимых действий <1>. Данный признак имеет законодательное закрепление. Так, на основании ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений, документов на совершении таких действий либо до подачи соответствующих документов. В соответствии со ст. 128 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные сборы также уплачиваются до момента совершения таможенным органом юридически значимых действий. Рассматриваемый признак фискальных сборов имеет важное значение при отграничении фискальных сборов от платежей гражданско-правового характера, поскольку, в отличие от фискальных сборов, оплата услуг гражданско-правового характера осуществляется исходя из условий договора, заключенного между сторонами.

<1> См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. М., 2001. С. 57.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующее определение фискального сбора:

Фискальный сбор — это установленный законодательным (представительным) органом Российской Федерации, поступающий как в бюджеты, так и к иным уполномоченным субъектам, взимаемый с физических лиц и организаций обязательный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в пользу плательщика сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами действий, направленных на выполнение предусмотренных нормативными правовыми актами обязанностей, связанных с реализацией властных полномочий, в целях финансирования расходов публичной власти, а также затрат субъектов, действующих от имени государства.

Полагаем, что предложенное определение фискального сбора, в отличие от законодательных, является более полным и охватывает по возможности все фискальные сборы, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ. Более того, данное определение учитывает необходимые признаки сборов, позволяющие провести их отграничение от смежных институтов.

§ 2. Некоторые проблемы классификации фискальных сборов

2.1. Теоретические основания

классификации фискальных сборов

Внесение изменений в налоговое законодательство привело к кардинальному изменению системы налогов и сборов, установленной НК РФ. Так, с 1 января 2005 г. единственным фискальным сбором, порядок взимания которого установлен НК РФ, является государственная пошлина. Однако НК РФ не содержит исчерпывающего перечня видов фискальных сборов, и значительная часть данного рода платежей установлена за рамками налогового законодательства.

Видовое многообразие сборов предполагает их классификацию по различным основаниям, однако в юридической литературе проблема классификации сборов недостаточно исследована. Вместе с тем более детальное исследование оснований классификации сборов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку позволит выявить существующие недостатки и противоречия в действующем налоговом законодательстве. Более того, как справедливо отмечается в юридической литературе, «…отсутствие строгой классификации сборов на законодательном уровне создает немало проблем в правоприменительной практике при определении круга правовых норм, регулирующих взимание того или иного платежа» <1>.

<1> Реут А.В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. 2006. N 3. С. 20 — 23.

Целью настоящего параграфа является классификация фискальных сборов по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Работы, посвященные изучению фискальных взиманий и разделению их на виды, появились уже в XIX — XX вв. Данные исследования осуществлялись такими авторами, как В.И. Сергеевич, С.И. Иловайский, В.О. Ключевский, А.М. Александров, И.Х. Озеров, И.М. Кулишер, И.И. Янжул, И.Т. Тарасов и др. Так, И.М. Кулишер выделяет существующие в Московском княжестве сборы за отправление правосудия — «присуды», за выдачу судебных документов — «правовых грамот» и «докладных списков» <1>.

<1> Кулишер И.М. Указ. соч. С. 25.

Дореволюционное законодательство предусматривало целый ряд сборов (пошлин), уплачиваемых по судебным делам: гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица; канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий; сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий <1>. В.О. Ключевский в курсе русской истории указывает на существование судебных, таможенных, свадебных сборов <2>.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1031 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Понятие налога и сбора

Статья 8 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

Ответ на тему: «ФИСКАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РФ. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ»

Фискальные органы – правоохранительные органы РФ, основной задачей которых является обеспечение экономической безопасности и стабильности государства.
Фискальная политика – составная часть экономической политики, совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач; проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре государственных доходов и расходов. К фискальным органам РФ можно отнести налоговые и таможенные органы.
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная Система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, другими законами. Права и обязанности налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Федеральная налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ФНС), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства, и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *