Физкультурно оздоровительная работа

Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 мая 2012 года № 444
Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск» *

(с изменениями на 25 апреля 2017 года)

_____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Администрации Города Томска от 25 апреля 2017 года № 296

Постановлением Администрации Города Томска от 06 марта 2015 года № 216

Постановлением Администрации Города Томска от 27 января 2015 года № 76

* Наименование в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 27 января 2015 года № 76.
В целях реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта», в соответствии с пунктом 1.19 части 1 статьи 8 Устава Города Томска,
постановляю:
1. Утвердить Положение «Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск» согласно приложению к настоящему постановлению.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 27 января 2015 года № 76

2. Определить должностным лицом, ответственным за разъяснение положений настоящего постановления населению муниципального образования «Город Томск», начальника управления физической культуры и спорта администрации Города Томска А.В. Белоусова. Разъяснения осуществляются ежедневно с 09.00 до 18.00 по телефону (3822) 654-001 либо в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменные обращения принимаются по адресу: 634003, г. Томск, ул. Белозерская, 24, кабинет 305.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Города Томска от 27 января 2015 года № 76
3. Признать утратившим силу постановление Мэра города Томска от 26.01.2007 № 27 «Об организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск».
4. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н.Берлина):
4.1.опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск»;
4.2. направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.
5. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Города Томска по социальной политике Т.В. Домнич.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28.04.2017 года Постановлением Администрации Города Томска от 25 апреля 2017 года № 296

Мэр Города Томска
Н.А. Николайчук

Приложение к постановлению администрации Города Томска. Положение об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск»

Приложение к постановлению
администрации Города Томска
от 04.05.2012 № 444
(в редакции, введенной в действие с 28.04.2017 года
Постановлением Администрации Города Томска от 25 апреля 2017 года № 296,-
см. предыдущую редакцию)

Положение об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Законом Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта», Методическими рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства (в рамках реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта»), утвержденными приказом Департамента по молодежной политике, физкультуре и спорту Томской области от 30.09.2011 № 242, и определяет органы администрации Города Томска, уполномоченные на реализацию на территории муниципального образования «Город Томск» Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта», условия и порядок организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск».
1.2. Целью организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства является обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта на территории муниципального образования «Город Томск».
1.3. Задачами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства являются:
— пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья населения муниципального образования «Город Томск», особенно среди детей и подростков;
— создание дополнительных условий для занятий физической культурой и спортом для незащищенных слоев населения (малообеспеченных и многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и т.д.);
— проведение физкультурно-оздоровительных занятий с населением муниципального образования «Город Томск»;
— организация и проведение соревнований и спартакиад по видам спорта наиболее массовым и популярным среди населения муниципального образования «Город Томск»;
— изучение потребностей населения в физкультурно-оздоровительных занятиях, спортивных объектах, инвентаре и оборудовании спортивного назначения;
— создание спортивных традиций двора (квартала, микрорайона);
— увеличение числа жителей муниципального образования «Город Томск», охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства.
1.4. Финансирование расходов на организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства производится за счет субсидии, выделенной на эти цели из областного бюджета в соответствии с Законом Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта» (далее — субсидия), а также за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» и иных не запрещенных законодательством источников.

Порядок организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства

2.1. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляется совместно администрациями районов Города Томска, управлением физической культуры и спорта администрации Города Томска, Муниципальным автономным учреждением «Центр социальных инициатив» в соответствии с настоящим Положением.
Привлечение Муниципального автономного учреждения «Центр социальных инициатив» к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск» в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Практическую физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением по месту жительства осуществляют инструкторы по спорту (далее по тексту — Инструкторы).

Полномочия органов, осуществляющих организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства

В рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства администрации районов Города Томска, управление физической культуры и спорта администрации Города Томска (далее по тексту — Управление), Муниципальное автономное учреждение «Центр социальных инициатив» (далее по тексту — Учреждение) осуществляют следующие функции.
3.1. Администрации районов Города Томска:
1) заключают соглашения с Учреждением о взаимодействии при ведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства;
2) содействуют привлечению граждан для занятий у Инструкторов, в том числе несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделениях полиции по делам несовершеннолетних.
3.2. Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска:
1) осуществляет в установленном законодательством порядке взаимодействие с Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области;
2) на основании сведений, полученных от Учреждения, формирует и предоставляет в Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области:
а) информацию, необходимую для формирования и уточнения кассового плана по выплате субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области, в пределах средств, предусмотренных в Законе Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
б) ежеквартально, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом;
в) ежеквартальные и годовые информационные отчеты о реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта» в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
г) не позднее 1 месяца со дня трудоустройства или увольнения Инструктора документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы Инструктора;
д) календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых Инструкторами с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск»;
3) направляет информационные материалы о проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства, представленные Учреждением, в комитет по информационной политике администрации Города Томска для публикации в средствах массовой информации;
4) размещает информацию об организации работы Инструкторов на территории муниципального образования «Город Томск», представленную Учреждением, на официальном портале муниципального образования «Город Томск» в сети Интернет и поддерживает ее актуальное состояние.
3.3. Муниципальное автономное учреждение «Центр социальных инициатив»:
1) заключает соглашения с администрациями районов Города Томска о взаимодействии при ведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства;
2) определяет формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства;
3) осуществляет в соответствии с действующим трудовым законодательством прием на работу Инструкторов для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства, а также заключение с Инструкторами договоров о полной материальной ответственности;
4) в срок не позднее 10 дней со дня трудоустройства или увольнения Инструктора предоставляет в Управление документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы Инструктора. Указанные документы предоставляются в виде копий, заверенных печатями и подписанных уполномоченными лицами в установленном порядке;
5) определяет количество занимающихся у Инструктора из расчета не менее 40 человек на 1 полную ставку Инструктора;
6) в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами разрабатывает локальные акты, определяющие порядок оплаты труда Инструкторов, должностные инструкции Инструкторов;
7) осуществляет контроль выполнения Инструкторами своих должностных обязанностей, соблюдения ими режима работы;
8) проводит с Инструкторами инструктаж по технике безопасности. Осуществляет контроль строгого соблюдения правил по охране труда, технике безопасности;
9) обеспечивает получение от Инструкторов согласий на обработку их персональных данных для целей исполнения обязанностей, указанных в подпункте «г» подпункта 2 пункта 3.2, в подпункте 4 настоящего пункта Положения, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
10) разрабатывает формы учета занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях, группах по месту жительства (журнал учета посещаемости и т.п.), формы отчета о проведенных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях (протоколы мероприятий и т.п.), формы журнала проведения инструктажа по технике безопасности;
11) определяет места проведения занятий Инструкторов с населением по месту жительства на территории муниципального образования «Город Томск»;
12) определяет места хранения инвентаря и оборудования, используемого для обеспечения деятельности Инструкторов;
13) на основании заявок Инструкторов за счет средств субсидии приобретает в установленном порядке спортивный инвентарь и оборудование для обеспечения деятельности Инструкторов для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства;
14) обеспечивает сохранность и учет приобретенного в соответствии с подпунктом 13 настоящего пункта Положения инвентаря и оборудования, используемого для обеспечения деятельности Инструкторов;
15) направляет в Управление отчет о приобретении в соответствии с подпунктом 13 настоящего пункта Положения инвентаря и оборудования, используемого для обеспечения деятельности Инструкторов;
16) обеспечивает контроль за целевым использованием спортивного инвентаря и оборудования, приобретенного за счет средств субсидии;
17) ежеквартально направляет в Управление отчет об использовании спортивного инвентаря и оборудования, используемого для обеспечения деятельности Инструкторов;
18) своевременно предоставляет в Управление информацию, необходимую для формирования сводных отчетов, указанных в подпункте 2 пункта 3.2 настоящего Положения;
19) с учетом предложений Инструкторов формирует и представляет в Управление календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых с населением по месту жительства Инструкторами на территории муниципального образования «Город Томск»;
20) осуществляет подготовку информационных материалов о проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства и представляет их в Управление;
21) осуществляет подготовку информации об организации работы Инструкторов на территории муниципального образования «Город Томск» и представляет ее в Управление, отслеживает ее актуальное состояние.
Информация об организации работы Инструкторов включает в себя: сведения об Инструкторах, график работы, место и время проведения занятий, вид спорта, по которому проводятся занятия, утвержденный календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых по месту жительства Инструктором, контактный телефон специалиста, ответственного за организацию работы Инструкторов с населением по месту жительства.

Организация работы инструктора по спорту

4.1. Инструктор принимается в Учреждение в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
4.2. Функциональные обязанности Инструктора определяются должностной инструкцией.
4.3. Учреждение в установленном законодательством порядке обеспечивает включение в трудовой договор и должностную инструкцию Инструктора положений, в соответствии с которыми:
1) Инструктор должен знать:
а) методику организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с людьми разной возрастной категории;
б) правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования;
в) правила оказания доврачебной помощи;
г) порядок составления установленной отчетности;
д) нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией;
е) методы обработки информации с использованием современных средств связи и персональных компьютеров;
ж) правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы по охране труда;
з) правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны;
2) Инструктор в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области физической культуры и спорта, нормативными правовыми актами и локальными нормативными правовыми актами, регламентирующими его деятельность, правилами внутреннего трудового распорядка и должностной инструкцией;
3) Инструктор несет ответственность за:
а) жизнь и здоровье занимающихся;
б) ненадлежащее исполнение или невыполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
в) невыполнение приказов и распоряжений непосредственного руководства;
г) предоставление недостоверной информации о проделанной работе;
д) несоблюдение трудовой дисциплины, нарушение установленных Правил внутреннего трудового распорядка, правил охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности и других правил, создающих угрозу жизни занимающихся и других работников.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ГБОУ Школе № 2072
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры.

Одна из важнейших задач школы – повышение активности обучающихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у обучающихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества обучающихся школы оздоровительными мероприятиями.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Обучающихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Свою долю ответственности за здоровье детей несёт система образования.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья и школа играет в этом немаловажную роль.

Цели:

  • охранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни
  • дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
  • формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Задачи:

  • создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;
  • обеспечение взаимодействия учебного и внеурочного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
  • формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
  • дальнейшее развитие системы КДО;
  • проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
  • постоянное улучшение условий для организации спортивно-массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и инвентарем.

Функции:

  • воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
  • обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
  • развивающая – содействие физическому развитию, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.

Направления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:

— Уроки физической культуры. Объем недельной нагрузки для обучающихся 1-10 классов составляет 2 часа в неделю. Для обучающихся 11 классов — 3 часа в неделю. Программа по физической культуре включает в себя такие разделы, как легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, гимнастика с основами акробатики, лыжная подготовка. Также для кадетских классов разработаны программы, учитывающие специфику физической подготовки кадетов.

— Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня в виде дополнительных занятий, продолжительностью 45 минут игровой, развивающей направленности. Основной акцент на этих занятиях уделяется подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

— Дополнительное образование. Школа предоставляет очень широкий спектр услуг дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, большинство из которых предоставляются на бюджетной основе.
В 2016-2017 учебном году в школе действуют такие коллективы дополнительного образования как:

— начальная школа: ОФП «Крепыш», школа мяча, бадминтон, детский фитнес, футбол

— средняя школа: баскетбол, минифутбол, настольный теннис

— основная школа: баскетбол, волейбол, бадминтон

В системе дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности задействовано более 400 обучающихся. Воспитанники принимают активное участие в соревнованиях по различным видам спорта.

— Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.

Основной формой физического воспитания в школе является урок или занятие (ДО), но нельзя недооценивать роль внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Главной целью этой работы является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт обучающихся и воспитанников.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе должны охватывать как можно больше обучающихся. Для этого работа планируется с учетом уровня физического развития детей. Только посильная работа может принести радость и удовлетворение. А при появлении положительных эмоций при занятии спортом развивается интерес и потребность в занятии этим видом деятельности.

При организации внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе работа планируется по следующим направлениям:

— массовая физическая культура (осенние и зимние Олимпийские игры, спортивные состязания в рамках различных праздников и т.п.)

— проведение спортивных соревнований,

— подготовка ученического физкультурного актива,

— пропаганда и агитация ЗОЖ.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Также внутришкольные соревнования позволяют инструкторам по физической культуре сформировать и подготовить команды обучающихся для участия в соревнованиях более высокого уровня (муниципальные, межрайонные, окружные и т.д.). Ежегодными и традиционными являются соревнования школы по таким видам как баскетбол, волейбол (пионербол), атлетическая гимнастика, «Школа безопасности», соревнования среди допризывной молодежи и конечно же школьные Олимпийские игры (имеющие масштаб муниципального уровня), традиционно проводимые два раза в год — осенью и зимой.

Становится доброй традицией проведение муниципальных и межрайонных соревнований на базе школы по таким видам как биатлон, «Президентские состязания», баскетбол, «Школа безопасности».

Команды школы являются победителями и призерами разных лет по таким видам, как футбол, баскетбол, волейбол, настольные теннис, подвижные игры, легкая атлетика, соревнования среди допризывной молодежи и т.д., а также победителем Спартакиады района Новогиреево (годовой зачет).

Совместные действия инструкторов и учителей физической культуры и учителя ОБЖ является отличным фактором усиления физической подготовки обучающихся старших классов, а также кадетских классов. В порядке внеклассной работы учитель ОБЖ совместно с инструктором физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты. Их взаимодействия проявляются в организации внутришкольных соревнований по программе: «Зарница», «Школа безопасности» и т.п.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: Осенние и зимние школьные Олимпийские игры, массовые соревнования «Веселые старты», «Папа, Мама – Я спортивная семья!» и т.д.

Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной работы. В рамках проведения дней здоровья привлекается родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках.

Инструктор по физической культуры планирует работу в сотрудничестве с учителями физической культуры, классными руководителями, руководством школы и в соответствии с планами воспитательной работы школы и классных руководителей. Осуществляется тесное взаимодействие с внешкольными организациями, занимающимися спортивной и оздоровительной работой. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом.

В школе создаётся ученический актив по спортивным мероприятиям. Он помогает организовывать совместно с инструкторами физической культуры внутришкольные соревнования, оформлять рекорды школы, вести учет обучающихся, выполнивших нормативы спортивной классификации, норм ГТО и т.п.

— Участие обучающихся в сдаче норм ВФСК ГТО. В этот процесс вовлечены все возрастные уровни школы – от начальной до старшей школы. Младшие возраста имеют возможность попробовать свои силы на уровне школы в так называемых квалификационных этапах выполнения норм ГТО. 11-классники выполняют нормы на межрайонном уровне с выдачей документа о выполнении и присвоении определенного уровня (бронза, серебро, золото). По результатам выполнения норм выпускникам школы добавляются дополнительные баллы к результатам сдачи ЕГЭ, что учитывается при поступлении в ВУЗы.

Материально-техническое обеспечение:

В распоряжении обучающихся имеются спортивные залы в 4-х корпусах дошкольных отделений и 3-х учебных корпусах, оснащенные всем необходимым инвентарем и оборудованием, малый спортивный зал в УК-1, тренажерный зал в УК-3, хореографический зал в УК-3, а также спортивные площадки, оборудованные игровыми площадками, тренажерными площадками, полосой препятствий.


Как явствует из названия, оздоровительная физическая культура призвана, в первую очередь, обеспечить сохранение и укрепление здоровья человека. Несмотря на кажущуюся очевидность, термин «Оздоровительная физическая культура» раскрыт все еще недостаточно. Например, в классификации компонентов физической культуры Л.П. Матвеева понятие «Оздоровительная физическая культура» отсутствует. Считается, что оздоровительная эффективность является обязательной составляющей любых форм занятий физическими упражнениями. В связи с этим все компоненты физической культуры (спорт, базовая, профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная и фоновая физическая культура) выполняют оздоровительную функцию. Между тем в современном обществе наблюдается все возрастающая потребность в укреплении здоровья средствами физической культуры. Для этого необходима специфически организованная деятельность, которая в первую очередь предназначена для эффективного решения оздоровительных задач.

Отличительная особенность оздоровительной физической культуры — оптимальный двигательный режим и индивидуализация физических нагрузок людей с учетом возраста, пола, характера их производственной и учебной деятельности и состояния здоровья.

Таким образом, оздоровительная физическая культура — это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.

Поскольку содержание оздоровительной физической культуры все еще нуждается в дополнительной аргументации, сравним ее с другими видами физической культуры. Известно, что физическая культура представляет собой сложную, многоуровневую систему. В терминологии системного анализа она выступает как система высшего порядка. В свою очередь структура физической культуры представлена относительно самостоятельными компонентами (подсистемами), которые наделены рядом специфических функций. Для того чтобы выделить отдельную подсистему, необходимо: во-первых, раскрыть общность с системой высшего порядка (общие функции); во-вторых, выявить факторы, детерминирующие самостоятельность подсистемы (специфические функции). Поскольку как общие, так и специфические функции оказывают влияние на «поведение» системы в целом, в первую очередь рассмотрим закономерные связи, определяющие иерархичность построения системы физической культуры.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

Система физической культуры, безусловно, имеет национальные традиции, определяемые культурными, социальными, правовыми и экономическими и другими особенностями общества. Поэтому системой высшего (первого) уровня по отношению к анализируемому объекту является Белорусская общенациональная система физической культуры.

Общенациональная система физической культуры включает в себя спорт и базовую физическую культуру. Данное разделение обусловлено спецификой спорта как социального явления. Известно, что спорт охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. Условия, необходимые для развития спорта, имеют ярко выраженную специфику. Например, только спорту присущи такие атрибуты, как: виды спорта, система спортивных соревнований, спортивное достижение, школа спорта, спортивная тренировка, спортивная форма, спортивный отбор и т.д. Таким образом, деление на подсистемы на втором уровне осуществляется по признаку различия целей и задач.

Базовая физическая культура включает в себя подсистемы (третий уровень), которые в известной степени формировали современную систему физической культуры: совершенствующую физическую культуру и пролонгирующую физическую культуру.

Во все времена занятия физическими упражнениями осуществлялись с целью формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств. На современном этапе развития данные задачи реализуются в рамках так называемой «совершенствующей физической культуры». В нашей стране предусмотрены обязательные занятия по физическому воспитанию в детских дошкольных заведениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Таким образом, подрастающее поколение готовится к труду, формируются навыки здорового образа жизни на основе рациональной двигательной активности.

Поддержание достигнутой физической формы, непосредственная реализация здорового образа жизни осуществляются уже при помощи пролонгирующей физической культуры. Она реализует одну из важнейших социальных функций физической культуры: сохранение здоровья людей на фоне развития у них инволюционных процессов.

Как видно, деление на подсистемы на этом уровне осуществляется по признаку различия объекта воздействия (детский, подростковый возраст — зрелый и последующие за ним возраста), а также направленностью педагогического воздействия (формирование фонда двигательных навыков, базовой физической подготовленности — совершенствование и расширение двигательных навыков, поддержание достигнутой формы). Необходимо отметить, что занятия физическими упражнениями в любом возрасте должны иметь оздоровительную эффективность. Однако увеличение значения оздоровительных функций физической культуры происходит именно во взрослые периоды жизни человека. Не умаляя значимость физического воспитания в формировании здоровья детей, следует отметить, что начало трудовой деятельности, как правило, совпадает с «отрывом» человека от обязательных форм занятий физическими упражнениями, зачем следует закономерное развитие гипокинезии. Здесь очевидна роль учебных заведений в привитии специальных знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения занятий физическими упражнениями в течение всей жизни.

Пролонгирующая физическая культура охватывает достаточно широкий и, очевидно, разнонаправленный спектр оздоровительных задач. Так, физические упражнения используются не только как средство профилактики, но и лечения, а также реабилитации после перенесенных заболеваний. По этой причине пролонгирующая физическая культура делится на подсистемы четвертого уровня: оздоровительную и оздоровительно-реабилитационную физическую культуру.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура и ее основной компонент — лечебная физическая культура, используется для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Средства лечебной физической культуры имеют специфическую направленность, поскольку объектом воздействия является больной. В свою очередь оздоровительная физическая культура предназначена для практически здоровых людей. Таким образом, признаком деления подсистем на данном этапе служит различие по отношению к текущему состоянию человека.

Оздоровительная физическая культура призвана обеспечить наиболее благоприятный функциональный фон для жизнедеятельности человека. Окружающая среда, характер и содержание труда, так называемые издержки современной цивилизации (экология, психические стрессы, гипокинезия, нерациональное питание и др.) оказывают негативное влияние на здоровье и работоспособность человека. Использование средств оздоровительной физической культуры позволяет в значительной степени повысить резерв здоровья, тем самым снизить вероятность развития целого ряда заболеваний, обусловленных как образом жизни, так и негативными воздействиями среды. Поскольку оздоровительная функция присуща всем видам физической культуры, рассмотрим отличительные особенности именно оздоровительной физической культуры. Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечнососудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Необходимы поиски активных средств противодействия неблагоприятным условиям жизни и деятельности людей. К числу таких важнейших средств, несомненно, относится физическая культура, понимаемая по своему существу как вид культуры. Она решает проблему воспроизводства человека во всей совокупности его сил, свойств и способностей, сохранения и увеличения народонаселения, укрепления нации, национальной безопасности и обороноспособности страны. Она является одним из важнейших условий и факторов высокой производительности труда, увеличения объема и повышения качества производимых товаров и услуг.

Поэтому требуется воспитание у людей потребностей в постоянном физическом совершенствовании, осознанном, грамотном отношении ко всем видам двигательной деятельности и средствам укрепления физического и психического здоровья. Для реализации персональных оздоровительных программ по мере технологической необходимости персональным тренером привлекаются различные специалисты (специалисты по тестированию здоровья и качества жизни, оздоровительной физической культуре и массовому спорту, натуральному здоровому и спортивному питанию, традиционным и современным системам оздоровления, психологи и др..

Признаки оздоровительной физической культуры

Термин «оздоровительная физическая культура» — производный от обобщенного термина «физическая культура». Он уточняет содержание физической культуры, выделяя такие формы, средства и методы, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека.

Так же, как и в физической культуре, в оздоровительной физической культуре можно выделить минимум три аспекта: деятельностный, предметно-ценностный и результативный. Рассмотрим специфические составляющие данных аспектов, имеющие непосредственное отношение только для физкультурно-оздоровительных занятий.

Значение оздоровительной физической культуры в современном обществе.

Как уже было указано выше, все виды физической культуры должны обеспечивать решение оздоровительных задач. Двигательная активность является одним из важных факторов поддержания в оптимальном функциональном состоянии органов и систем организма. Появление оздоровительной физической культуры как самостоятельного вида физической культуры обусловлено постоянно увеличивающейся потребностью человека в укреплении здоровья.

Исторические предпосылки возникновения всей системы физической культуры складывались под влиянием практических запросов общества, в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду. На современном этапе актуализируются преимущественно оздоровительные задачи. Изменение характера и содержания труда, ухудшение качества окружающей среды, распространение вредных привычек оказывают негативное влияние на здоровье широких слоев населения. Неблагоприятная динамика заболеваемости, особенно у детей и подростков, свидетельствует о низкой эффективности превентивных мер медицинской направленности и, очевидно, указывает на недостаточность оздоровительной действенности соответствующих специальных видов физической культуры.

Следует отметить, что поддержание здоровья человека является чрезвычайно сложной задачей. Оздоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:

1. Образовательная функция — использование оздоровительной физической культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.

2. Оздоровительная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.

3. Воспитательная функция — формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

4. Рекреативная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *