Фонд ФСС

В.Л. Мартынов, руководитель Департамента информационного обеспечения
Фонда социального страхования Российской Федерации

Создание и внедрение информационной системы Фонда ЕИИС Соцстрах направлено, прежде всего, на достижение наибольшей эффективности деятельности Фонда, дальнейшее повышение профессиональной квалификации его специалистов на основе использования современных компьютерных технологий.

С целью обеспечения прозрачности своей деятельности Фондом в настоящее время проводятся уникальные работы по информационному взаимодействию со Счетной Палатой Российской Федерации. Здесь, на основе рекомендаций Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, Фонд социального страхования, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа и Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации, Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий Минимущества России, ЗАО «Новые информационные системы и технологии» заключили Соглашение о взаимодействии и координации деятельности при отработке научных, методологических, информационно-коммуникационных и программно-технических решений, которые могут быть использованы для создания единого информационного пространства государственного финансового контроля Российской Федерации. В рамках этого Соглашения ведется создание удаленного автоматизированного рабочего места, размещенного в Счетной палате Российской Федерации и обеспечивающего доступ к базам данных Фонда социального страхования.

Обеспечению прозрачности деятельности служит также интернет-сайт Фонда. Любой страхователь найдет здесь полезную для себя информацию. Так, например, в разделе Предприятиям и организациям размещены бланки документов и инструкции по их заполнению. Это, например, финансовая отчетность по форме 4 ФСС РФ, заявление на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. документы. В разделе Деятельность Фонда размещена информация о пособиях, выплачиваемых Фондом, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, страховых тарифах и классификации отраслей экономики по классам профессионального риска, санаторно-курортном обслуживании работающих граждан и оздоровлении детей, санаторно-курортных учреждениях Фонда, перечень здравниц для санаторно-курортного лечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В разделе Статистика можно найти данные об основных расходах Фонда, направленных на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, распределение отдельных показателей исполнения бюджета Фонда по федеральным округам, структуре расходов Фонда по видам пособий в общих расходах. На интернет-сайте Фонда ведутся конференции: пользователей информационной системы, профильных направлений деятельности Фонда, на которых содержатся часто задаваемые вопросы и ответы, пояснения и консультации специалистов, другая полезная информация.

Помимо обеспечения прозрачности деятельности Фонда интернет технологии, используемые в ЕИИС Соцстрах, позволяют существенно оптимизировать работы на одном из самых напряженных участков деятельности исполнительных органов Фонда. Известно, что ежеквартальный прием и выверка отчетных данных страхователей является самой трудоемкой работой, поскольку в присутствии представителя страхователя требуется вручную ввести отчетные данные и проверить их правильность, а в случае необходимости и выполнить их корректировку. Не секрет, что в пиковые периоды этой работы в исполнительных органах Фонда образуются очереди, в базы данных вносится наибольшее количество ошибок, существенно увеличивается нагрузка на специалистов Фонда.

С целью устранения личного присутствия представителя страхователя при сдаче отчета по форме 4 ФСС РФ, а также исключения ручного ввода данных Фонд разрабатывает программные средства, обеспечивающие прием указанной отчетной формы через интернет. Эти средства позволяют страхователю после указания необходимых паролей получить доступ через интернет к своей отчетной информации в базе данных исполнительного органа Фонда и прямо там сформировать очередной ежеквартальных отчет. Такая схема работы позволит страхователю повысить достоверность отчетных данных, сократить время их подготовки, сдать отчет, не выходя из своего офиса. Специалисту Фонда разрабатываемые средства позволят ликвидировать ручной ввод данных и сократить время обработки отчета.

Межведомственная рабочая группа, созданная летом 2003 года при Минэкономразвития России, провела анализ информационных систем Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и возможности интеграции их информационных ресурсов. Предварительная проработка этих вопросов показала, что информационное взаимодействие между Фондом социального страхования и Пенсионным фондом может осуществляться на основе обеспечения доступа к электронной копии данных о страхователях и застрахованных лицах по определенному кругу показателей либо в режиме предоставления копии данных по запросам.

Определение круга показателей должно ориентироваться как на решение текущих задач, так и на информационное обеспечение реформируемой системы обязательного социального страхования. В частности, в рамках проведения инвентаризации социальных обязательств было бы целесообразно организовать сопоставление информации о лицах, получающих ежемесячное страховое возмещение в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, и о застрахованных лицах, получающих пенсию по инвалидности.

Оптимизации расходов Фонда социального страхования на оплату пособий по временной нетрудоспособности могло бы способствовать использование данных учета в медицинских организациях по каждому застрахованному лицу при установлении обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности. С этой целью планируется в рамках интеграции информационных ресурсов обеспечить для Фонда социального страхования доступ к базам данных Фонда обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, определение детального состава данных, обмен которыми должен осуществляться между государственными внебюджетными фондами, и технических аспектов его реализации может быть осуществлено в ходе совместной проектной работы специалистов этих фондов.

Современный этап государственных социальных реформ характеризуется интенсивным изменением законодательства, поиском оптимальных структур и критериев функционирования, появлением новых ведомственных функций и корректировкой существующих, изменением перечня услуг, предоставляемых населению. Это характерно и для Фонда социального страхования Российской Федерации. Например, в 2000 году у Фонда появились новые задачи, связанные с реализацией Федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2001 году в связи с введением единого социального налога, с 1 января 2004 года Фонд выполняет новые функции по реализации концепции одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с изменением законодательства модифицируются базовые отчетные формы Фонда 4 ФСС РФ Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Очевидно, в этих условиях требуется быстрая адаптация к меняющимся условиям, оперативное установление новых акцентов в деятельности. Это возможно лишь в одном случае когда работа ведомства строится на основе компьютерных технологий, которые можно быстро перепрограммировать. То есть, качественное решение задач информатизации позволяет исключить закостенелость и добиться мобильности в деятельности ведомства.

Своевременному и качественному решению Фондом задач по взаимодействию с внешними организациями (Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, Пенсионным Фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования, Счетной Палатой Российской Федерации, Госкомстатом РФ и др.), предоставлению услуг населению, связанных, в частности, со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, повышению эффективности решения внутриведомственных задач во многом способствует ее информационная система, построение которой начато в 1997 году, а ее полномасштабная эксплуатация с 2000 года. Сегодня трудно представить себе специалиста Фонда без персонального компьютера, ЕИИС Соцстрах как кровеносная система пронизывает все сферы деятельности Фонда. На основе имеющихся и ежедневно пополняемых баз данных проводится аналитическая многокритериальная их обработка для принятия решений.

Фонд подошел к принципиально новому этапу компьютеризации использование накопленных баз данных приводит к практической корректировке производственной схемы работы специалистов и подразделений Фонда, к корректировке критериев эффективности их деятельности. Фонд сегодня работает в едином информационном пространстве, охватывающем все регионы России и все исполнительные органы Фонда, в нем работают около 20 тысяч персональных стационарных компьютеров, 2,5 тысячи мобильных компьютеров (ноутбуков), 15 тысяч принтеров, 640 локальных вычислительных сетей, 18 интегрированных типовых программных комплексов, установленных на компьютерах. Информационные ресурсы Фонда содержат сведения о 2,5 миллионах налогоплательщиках, персонифицированные данные о 650 тысячах пострадавших на производстве, сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда. Общий объем территориально распределенного по всей России банка данных ЕИИС Соцстрах превышает 150 Гигабайт. Вследствие ежедневных платежей, бухгалтерских проводок, обработки отчетов и различных документов объем банка данных Фонда по всей России увеличивается на 200 Мегабайт.

В докладе Минэкономразвития России О совершенствовании организационных основ управления средствами социальных внебюджетных фондов, подготовленном в соответствии с поручением Правительства, отмечено: Технологические возможности информационной системы Фонда социального страхования позволяют решать весь комплекс вопросов управления текущей деятельностью Фонда в оперативном режиме и могут представлять интерес для других государственных внебюджетных фондов при решении ими аналогичных задач.

Одной из задач, эффективное решение которой достигается объединенными усилиями Фонда социального страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением на основе использования новых информационных технологий, является экспертиза временной нетрудоспособности. Расходы средств государственного социального страхования на оплату больничных листов составляют в некоторых регионах более 80% от всех гарантированных выплат работающему населению. Такая ситуация не может не беспокоить Фонд и в настоящее время ведутся поиски эффективных схем контроля и снижения расходов государственных средств на эти цели.

Подсчет, проведенный в Нижегородском региональном отделении Фонда, показал, что на одного специалиста, занимающегося вопросами контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности приходится несколько тысяч врачей медицинских учреждений. Попытка действовать по установке проверка раз в 5 лет приводит к распылению имеющихся ресурсов рабочего времени и, как правило, эффекта не дат. К тому же, данная установка не учитывает возникающую в ряде случаев необходимость повторных проверок. Подсистема Финансовый контроль позволяет использовать возможности информационной системы для решения задач контроля и принятия управленческих решений по данному вопросу. Технология использования этого инструмента, разработанная при активном участии специалистов Нижегородского регионального отделения, заключается в следующем.

1 этап. Выборка страхователей, дающих львиную долю расходов на пособия по временной нетрудоспособности. Например, можно отобрать страхователей, дающих 80% от всех расходов. Практика показывает, что их число составляет менее 2% от общего числа страхователей.

2 этап. Сортировка выбранных страхователей по доле выплат по временной нетрудоспособности от начисленных страховых взносов. В данном случае интерес представляют страхователи с долей выплат выше 70%.

3 этап. Сортировка выделенной группы по показателю дней на 100 работающих, то есть очистка списка от страхователей, у которых причиной высокой доли выплат во взносах послужило высокое соотношение среднедневного пособия и заработка. Последняя группа страхователей представляет интерес для контрольно-ревизионной службы. В результате получается список наиболее весомых страхователей, имеющих высокий уровень расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Для Нижегородского регионального отделения таких страхователей получается около 300.

Далее остается определить лечебно-профилактические учреждения, являющиеся ударниками в деле освоения средств социального страхования. В ряде случаев это лежит на поверхности. Имеются в виду страхователи, обслуживаемые преимущественно одним лечебно-профилактическим учреждением. Например, предприятие, имеющее медико-санитарную часть. Когда же речь идет о страхователе, находящемся в многотысячном городе, на помощь приходит подсистема Реестр больничных листов, позволяющая после простой обработки выявить вышеупомянутых ударников. Таким образом, получается список лечебно-профилактических учреждений, который с полным обоснованием можно предложить органам управления здравоохранением для межведомственного контроля состояния экспертизы временной нетрудоспособности.

Однако, получить желаемый результат, можно только объединив усилия всех заинтересованных ведомств: Фонда социального страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов управления здравоохранением. Только совместными усилиями органов здравоохранения, призванных обеспечить гражданина качественной медицинской помощью, и субъектов вневедомственного контроля, призванных защищать право граждан на охрану здоровья, можно создать единую эффективную систему контроля качества медицинских услуг и экспертизы временной нетрудоспособности, проводимую по единой согласованной методологии на всей территории региона. В ряде регионов сложилась практика конструктивного сотрудничества этих ведомств по указанным вопросам. Так, в 2003 году специалистами Пермского регионального отделения Фонда совместно с органами здравоохранения проверено 109 лечебно-профилактических учреждений области по правильности и обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности.

Внедрение на региональном уровне новых информационных технологий необходимо и для взаимодействия субъектов, участвующих в медицинской и социальной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕИИС Соцстрах обеспечивает ведение персонифицированного учета пострадавших на производстве и обеспечивает адресность страховых выплат, при необходимости, можно проанализировать карточку пострадавшего, а также узнать какие и когда были произведены ему выплаты, это позволяет контролировать перемещение получателей по всей стране, а также выявлять случаи неправомерных выплат. Первым шагом здесь мог бы стать обмен данными в электронном виде либо организация доступа к базам данных. Это позволит иметь оперативную информацию о каждом пострадавшем, что скажется позитивно на качестве реабилитационного процесса. Внедрение информационных технологий обеспечивает в данном случае оперативное принятие управленческих решений, своевременную корректировку информации, контроль качества реабилитационного процесса, возможность обобщения и анализа, статистический учет, прогнозирование и т.д.

С целью обеспечения более качественного решения Фондом задач по государственному социальному страхованию определены следующие первоочередные задачи по совершенствованию и развитию ЕИИС Соцстрах: 1) обеспечение полноты и достоверности баз данных (качество баз данных остается приоритетной задачей с 2000 года, поскольку оно напрямую влияет на качество принимаемых решений по социальному страхованию), 2) доработка подсистем ЕИИС Соцстрах с целью улучшения удобства и эффективности работы на них, 3) обеспечение максимального использования возможностей информационной системы как в центральном аппарате, так и в региональных отделениях Фонда. Это означает, что не должно остаться в Фонде некомпьютеризированных участков работы, это означает, что специалисты Фонда должны в совершенстве владеть компьютерной техникой и быть способными быстро осваивать новые режимы работы на ней.

Какие бы передовые и совершенные информационные технологии не были заложены в основу любой информационной системы, ее полезность и значимость определяется еще и полнотой, достоверностью и актуальностью банка данных. Для контроля состояния баз данных Фонда разработан целый ряд запросов, которые позволяют проверять правильность заполнения карточки страхователя, находить несуществующие коды ОКОНХ, неверные регистрационные номера страхователей и идентификационные номера налогоплательщиков, пустые отчеты страхователей и т.д. Многое сегодня уже сделано для улучшения качества баз данных Фонда, они в целом стали чище и полнее, имеется также положительная динамика работ по выявленным недостаткам. Однако, конечно, здесь есть еще над чем работать. Сейчас мы реализовали совершенно новые технологические возможности улучшения качества баз данных, включая формализацию работ по их мониторингу. С этой целью разработаны и используются в практической работе несколько инструментов.

Первым инструментом являются критерии, по которым осуществляется мониторинг состояния баз данных: своевременность выполнения работ по установке обновлений программного обеспечения и баз данных, выполнению регламентных работ, объединению баз данных филиалов с рабочей базой данных регионального отделения, наличие в базах данных отрицательных значений численности работающих, среднемесячной зарплаты, числа случаев временной нетрудоспособности, наличие неправильно оформленных листков нетрудоспособности и другие. Конечно, используемые сегодня критерии, может быть, далеки от совершенства, но они, во-первых, позволяют нам на этом этапе определять качество баз данных региональных отделений, а во-вторых, в ходе работы они корректируются с участием специалистов профильных подразделений центрального аппарата Фонда, разрабатываются новые критерии.

Вторым инструментом, который используется в мониторинге баз данных, является раздел Информационное наполнение баз данных конференции пользователей ЕИИС Соцстрах в сети Интернет. Именно здесь размещается больше всего замечаний по базам данных, это механизм улучшения качества баз данных в рабочем порядке. В случае, если региональное отделение не проводит необходимых работ по замечаниям, мы вынуждены готовить и направлять официальные запросы.

И, конечно, главный инструмент мониторинга и анализа баз данных подсистема Финансовый контроль. Она развивается сейчас интенсивнее всех других прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах. Это не система получения обычных справок и отчетов, ее основное назначение анализ содержимого баз данных Фонда, выявление различных зависимостей, проецирование интересуемых показателей в различные плоскости и изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений. Система позволяет проводить многостороннюю оценку консолидированных и типовых экономических показателей, определять тенденции, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности Фонда. Система Финансовый контроль позволяет получить доступ к необходимой информации, минуя программные приложения, входящие в состав ЕИИС Соцстрах. Эта система в прямом смысле интегрирует накопленные информационные ресурсы и позволяет, в отличие от обычных приложений, работать со всем массивом данных, формируемым различными подсистемами. Требуемая аналитическая информация готовится в реальном масштабе времени: сводная по стране, по заданному региону, по отраслям народного хозяйства, конкретная персонифицированная, сравнительная в неожиданном ракурсе.

Достоверность предоставляемых данных обеспечивается работой системы на первичной информации. А, как известно, первичную информацию трудно исказить, поскольку на ней осуществляется работа на местах: производятся выплаты, ведется бухгалтерский учет. В первичной информации отсутствуют искажения данных, возникающие обычно при передаче и слияниях промежуточной информации. Сейчас отрабатывается также такая схема работы, при которой на основе анализа баз данных формируются предложения по корректировке прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах для обеспечения контроля правильности ввода первичной информации.

Одной из приоритетных задач по информатизации, как указывалось ранее, является овладение в совершенстве возможностями ЕИИС Соцстрах и тем самым повышение профессиональной квалификации специалистов Фонда. Сегодня в Фонде сложилась система повышения компьютерной квалификации, включающая курсы освоения компьютерных технологий в Реабилитационном и учебном центре Фонда, семинары в компьютерном классе центрального аппарата Фонда, семинары в межрегиональных учебных центрах с привлечением специализированных фирм, конференцию пользователей ЕИИС Соцстрах в Интернет, где ведется оперативный обмен опытом работы по эксплуатации подсистем, имеется архив часто задаваемых вопросов и ответов. В прошедшем году начаты работы по внедрению в Фонде нового направления повышения квалификации дистанционного обучения специалистов на основе Интернет технологий. Основная задача здесь предоставить возможность сотрудникам, а также страхователям получить необходимые знания для повышения квалификации непосредственного на своем рабочем месте, исключив командировочные расходы. Технология Интернет обучения базируется на образовательной среде (базовые электронные учебники, демонстрационный материал, словари, поисковая система, вопросы с вариантами ответов) и системе электронного контроля знаний. По каждой лекции пользователь должен ответить на 20-25 альтернативных вопросов и набрать 75% правильных ответов, чтобы получить зачет, при этом, весь процесс обучения автоматически заносится в досье пользователя с указанием общего итога успеваемости. Процесс обучения не предусматривает контакты с преподавателем, лекции и семинарские занятия, а также практические занятия.

Известно, какое важное значение в освоении программных средств и компьютерных технологий имеют наличие и качество учебных пособий и материалов. Как правило, состояние эксплуатационной документации является слабым местом любой информационной системы, и ЕИИС Соцстрах здесь не является исключением. Несмотря на то, что каждая подсистема снабжена руководством пользователя, встроенным кратким перечнем-аннотацией операций с описанием порядка их выполнения, имеет встроенную Help-поддержку, практика эксплуатации ЕИИС Соцстрах показывает потребность в дополнительных учебных материалах. Поэтому Фонд сегодня разрабатывает новейшие средства быстрого освоения программного обеспечения.

К ним относятся справочно-поисковые системы, которые позволяют автоматизировать использование нормативно-методических материалов Фонда, представленных в электронном виде. В дополнение к руководствам пользователя разработаны демонстрационные видеоматериалы на компакт-дисках с использованием современных информационных технологий на основе Macromedia Flash Player. Использование этих средств показало их эффективность и получило одобрение специалистов Фонда.

Такими справочно-поисковыми системами и демонстрационными видеоматериалами на компакт-дисках снабжаются региональные отделения и учебные центры Фонда. Возможной оптимизацией повышения компьютерной квалификации специалистов могла бы быть ориентация использования возможностей центрального аппарата, Реабилитационного и учебного центра Фонда для обучения руководителей исполнительных органов Фонда, а межрегиональных учебных центров и дистанционного обучения на основе Интернет технологий для специалистов. Главное здесь найти эффективный баланс всех форм обучения.

В текущем году наиболее интенсивное информационное взаимодействие ожидается с налоговыми службами. Это связано с введением в действие принципа одного окна при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с реализацией Соглашения по информационному взаимодействию от 19.08.2003 БГ-16-05/113/02-08/06-1907П.

В соответствии с совместным приказом МНС России и Фонда БГ-3-09/728/308 от 30.12.2003 Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Фонда при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде завершена разработка программного обеспечения загрузки/выгрузки и обработки данных, ведется внедрение средств защиты информации и подготовка персонала по использованию этих средств. Теперь учет в Фонде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется на основе сведений, получаемых из территориальных налоговых служб. Такая схема регистрации, конечно, является новой для Фонда. Реализация этой схемы почти целиком базируется на программно-техническом обеспечении. Поэтому здесь еще раз пройдут апробацию возможности информационной системы по адаптации на выполнение новых функций.

Вышеупомянутое Соглашения по информационному взаимодействию между МНС России и Фондом заключено в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 октября 2000 года 1462-р. Предметом данного Соглашения является обмен информацией об исчисленных и уплаченных суммах единого социального налога в части сумм, зачисленных в Фонд, и осуществления обязательного социального страхования, а также выявленных фактах нарушений законодательства, регулирующего указанные отношения. То есть это взаимодействие больше всего нужно Фонду, поскольку речь идет об информации по финансовым средствам, перечисленным на счета Фонда. Здесь осталось решить одну проблему по согласованию регламента обмена, включающего описание периодичности, средств и единого формата передачи данных. Последняя согласованная редакция этого регламента направлена Фондом в МНС России (письмо Фонда от 23.12.2003 02-08/11-1907П), и мы надеемся получить утвержденный документ в ближайшее время.

С целью перехода на безбумажную технологию, а также обеспечения для страхователя быстрого поиска и предоставления по его требованию копий необходимых документов из электронных архивов Фонд проводит модификацию подсистемы Делопроизводство. Фактически строится полноценная система управления информационными потоками и документами Фонда, обеспечивающая регистрацию, хранение и поиск документов, контроль хода исполнения поручений, формирование различных журналов и отчетов, включающая внутреннюю почтовую систему. В дополнение к имеющимся функциональным возможностям этой подсистемы реализуются: технология оповещения при рассылке документов и подтверждения их получения, формирование и ведение архива электронных образов бумажных документов, обеспечение взаимодействия с другими подсистемами ЕИИС Соцстрах.

Важнейшим элементом обеспечения безбумажной технологии, внедряемой в Фонде, является система автоматического формирования из баз данных ЕИИС Соцстрах отчетной формы 6 ФСС РФ Финансовый отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Намечено сформировать в таком режиме отчеты региональных отделений Фонда по форме 6 ФСС РФ уже за первый квартал текущего года.

Еще одним элементом реализации безбумажной технологии в Фонде является подсистема Юрист, с помощью которой создана база данных, содержащая нормативно-правовую и распорядительную документацию Фонда в электронном виде (постановления, приказы, письма и т.п.). Сейчас осуществляется расширение этой базы данных информацией по участию исполнительных органов Фонда в судебных разбирательствах и информацией о банкротстве организаций. Завершается подключение к ней региональных отделений Фонда и прорабатываются вопросы по обеспечению в перспективе предоставления услуг страхователям и гражданам по получению информации из правовой базы данных Фонда.

Новые информационные и коммуникационные технологии, базирующиеся на использовании достоверной и актуальной первичной информации, реально позволяют улучшить качество управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации, гарантирующими социальную защиту населения.

ФСС – это государственная организация, являющаяся внебюджетным фондом и занимающаяся вопросами социального страхования. Аббревиатура ФСС расшифровывается, как Фонд социального страхования. Создано ФСС было в начале 1991 года. Деятельность этого орган регулируется нормами Бюджетного кодекса, а также прочими нормативными актами, относящимися к вопросам социального страхования.

ФСС выполняет следующие функции:

  • Выплачивает пособия в связи с временной нетрудоспособностью и по социальному страхованию;
  • Занимается обеспечением отдельных категории граждан льготными путевками, выдаваемыми для прохождения курса санаторно-курортного лечения;
  • Осуществляет выплаты по декретным отпускам, пособиям по рождению детей и в связи с беременностью и родами;
  • Оплачивает родовые сертификаты;
  • Осуществляет доплаты в размере 25% за полученную первичную медицинскую помощь трудоустроенной категории граждан;
  • Осуществляет доплаты за диспансеризацию, мед. осмотры (на вредных производствах);
  • Доплачивает за детские путевки при направлении их на оздоровительное лечение;
  • Прочие функции.

Кроме того у этого внебюджетного фонда есть функции по обеспечению уплаты страховых взносов. В этих целях они ведут учет плательщиков, которые обязаны таковые взносы уплачивать. На учет в ФСС становятся ЮЛ и ИП в момент своей государственной регистрации.

Все состоящие на учете в органе плательщики обязаны представлять в него квартальную отчетность, а также в установленные законом сроки производить уплату начисленных взносов.

Именно за счет поступающих взносов обеспечивается функционирование, другими словами, финансирование работы органа, содержание всего штата и осуществление необходимых выплат. Это значит, что финансирование из бюджетных средств фонд не получает, а находится на сомообеспечении.

По всем вопросам, связанным с социальным обеспечением или уплатой страховых взносов, можно обращаться в территориальные органы фонда. Также есть возможность получить там различного рода консультации, обратившись через официальный сайт или по телефонам горячей линии.

В целях обеспечения комфортных условий для плательщиков в ФСС организована услуга предоставления отчетности в электронном виде, которой могут воспользоваться все желающие, получив в удостоверяющем центре регистрацию.

Фонды социального страхования

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные страховые взносы:

  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

п.п.

Наименование

Сумма,

млн. руб.

% к итогу

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

18875,0

14,9

Единый социальный налог

83819,6

65,9

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

19697,4

15,5

Мобилизация просроченной задолженности

3190,0

2,6

Прочие поступления

804,8

0,6

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

715,3

0,5

Итого доходов

127102,1

100%

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

76151,5

58385,1

61,5

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

6852,2

5,5

Частичное содержание детскоюношеских спортивных школ

950,0

0,8

Оздоровление детей

8273,2

16,1

Ежемесячные страховые выплаты

19884,1

6,7

Прочие расходы

6302,6

5,1

Административные расходы

5366,0

4,3

Итого расходов

123779,6

100%

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

Далее рассчитывается среднедневная зарплата. Для этого годовой фонд оплаты труда делится на число рабочих дней в году и на среднесписочную численность (пункт 2).

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием Единовременные страховые выплаты

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *