Форма 071099

Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?

Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! С отчетности за 2019 год бухформы, в т. ч. форма 6, действуют в новой редакции. Подробнее об изменениях читайте . Об изменениях в порядке сдачи отчетности в 2020 году узнайте из этой публикации.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств

Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:

  • полная, приведенная в приложении № 2.1;
  • упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.

Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.

Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре «Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
  • организаций госсектора;
  • политических партий;
  • объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
  • структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.

Порядок заполнения отчета о целевом использовании

Порядок заполнения отчета о целевом использовании средств нигде отдельно не описан. Логика внесения данных в него вытекает из самого содержания отчета и примечаний, имеющихся под основной таблицей.

Основную таблицу предваряют данные об отчитывающемся лице (его наименование и коды, характеризующие основные сведения о нем: ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС), а также информация о годе, за который составляется отчет, дате создания и применяемой единице измерения вносимых показателей.

Целью заполнения основной таблицы является отражение с учетом аналитики поступлений-выбытий процесса изменения остатка средств целевого финансирования, учтенных в организации (при применении плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, они показываются на счете 86). При этом предусмотрено сравнение данных текущего и предшествующего ему года.

В верхней и в нижней строках таблицы указываются сведения об остатках средств, соответственно, на начало и на конец года. Промежуточные строки делятся на две группы: со сведениями о поступлениях и о расходовании полученных средств. Для каждой из групп приводимые в приказе № 66н бланки предлагают определенную разбивку строк по аналитике, ориентированную на наиболее часто возникающие основания для поступлений и расходования. В полной форме по этим соображениям выделены:

  • в поступлениях — строки:
    • для вступительных, членских и целевых взносов;
    • добровольно вносимых средств;
    • доходов, явившихся результатом деятельности отчитывающегося лица;
    • прочих полученных средств;
  • в расходной части — строчки для данных об использовании средств:
    • на цели, ради которых юрлицом получено соответствующее финансирование, с выделением в них информации о расходах на благотворительность и социальную помощь, мероприятия информационного характера, иные процедуры;
    • содержание самой отчитывающейся организации с выделением в них сведений о затратах на оплату труда, иные выплаты, командировки, содержание и ремонт имеющегося имущества, иные траты;
    • покупку имущества;
    • иные расходы.

В упрощенной форме в поступлениях объединены данные о взносах и добровольно вносимых средствах, а в расходной части отсутствует детализация четырех основных групп строк. Кроме того, упрощенную форму отличает отсутствие итоговых цифр, относящихся к поступлениям и расходам.

Вместе с тем при необходимости составитель отчета может дополнить предлагаемый приказом № 66н бланк нужным числом строк (п. 3 приказа № 66н).

Построчный порядок заполнения отчета вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Пример заполнения отчета о целевом использовании

Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.

Пример

Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2019 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.

Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2019 год составила 1 000 000 руб.

Расходы, осуществленные фондом, в 2019 году оказались следующими:

  • на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
  • на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
  • на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
  • на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.

Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2018 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.

В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2019 года (на его начало) и строки 6400 для 2018 года (на его конец) должны быть одинаковыми.

Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.

В отношении расходов на целевые мероприятия окажутся задействованными строки 6310 (в ней будет показана общая их величина) и 6311 (она предназначена для расходов в виде благотворительной помощи).

В части расходов на содержание самого фонда будут использоваться строки 6320 (здесь отразится общая их сумма), 6321 (расходы, связанные с оплатой труда), 6323 (расходы на командировки) и 6325 (расходы на ремонт имущества).

Общая величина произведенных расходов, равная сумме строк 6310 и 6320, попадет в строку 6300.

Остаток средств на конец каждого года рассчитывается от суммы их остатка на его начало путем прибавления общей величины поступлений и вычитания из этого слагаемого общей суммы расходов, т. е. по формуле (если ее составить с использованием кодов строк отчета): 6100 + 6200 — 6300 = 6400.

Заполненный по приведенным данным отчет смотрите на нашем сайте.

Скачать образец

Итоги

Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность — баланс и отчет о финансовых результатах, которые расположены на одном бланке и имеют сокращенную форму. Право предоставлять такую отчетность предоставлено организациям, относящимся к категории малого бизнеса.

ВАЖНО! Срок сдачи перенесены на 06.05.2020 — с учетом переноса срока из-за нерабочих дней письмо Минфина № 07-04-07/27289, ФНС №ВД-4-1/5878@ от 07.04.2020).

Для субъектов малого бизнеса предусмотрен целый ряд особенностей составления годового отчета. В частности, специально для них приказом Минфина №66н утвержден бланк КНД 0710096 — упрощенная бухгалтерская отчетность. Сроки и порядок ее направления в органы Росстата и ФНС не отличаются от установленных для всех остальных юрлиц. Единственная привилегия — маленький бланк и отсутствие обязанности давать пояснения. Разберемся подробнее, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность в таком виде и какие существуют исключения.

Определение малого бизнеса

Для начала выясним, как реализуется такая привилегия, предусмотренная Федеральным законом №402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», а именно поймем, кого считают представителями малого бизнеса. Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к этой категории прописаны в действующей редакции Федерального закона №209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, в 2020 году малым предприятием считаются организации, у которых:

  • средняя численность работников за 2019 год не превышает 100 человек (как правильно посчитать работников, рассказано в приказе Росстата № 739 от 30.12.2014). На микропредприятии не разрешено работать свыше 15 человек;
  • размер дохода от ведения предпринимательской деятельности не превышает 800 млн рублей за год для малых предприятий и 120 млн рублей за год для микропредприятий. Такие значения установлены правительством. Аналогичные ограничения предусмотрены для балансовой стоимости активов организации, под которой следует понимать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов организации. Вычисляется этот показатель только на основании данных бухгалтерского учета.
  • доля участия в уставном капитале Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов, включая российских юридических лиц не превышает 25%, а доля участия иностранных организаций — 49%. Но из этого правила существуют исключения. Так, ограничения по участию в уставном капитале не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, которые работают над практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям. Кроме того, требование не распространяется на организации, получившие статус участника проекта в соответствии с , и другие компании, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации №1459-р от 25.07.2015.

Важно помнить, что с 10.08.2016 ФНС России ведет единый реестр МСП, и к малым предприятиям фактически относятся только те организации и ИП, которые в него включены.

Исключения из правил

Порядок того, для кого возможен упрощенный учет, регулирует ФЗ о бухучете. В его статье 20 сказано, что такое право является одним из принципов регулирования бухучета в России. Но не все МП имеют на это право. Так, в пункте 4 статьи 6 Закона №402-ФЗ приведен закрытый перечень юридических лиц, которые обязаны вести полный учет, а значит, сдавать годовой отчет в полном объеме. К ним относятся:

  • жилищные и жилищно-строительных кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • нотариальные палаты;
  • юридические консультации;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии;
  • некоммерческие организации, которые включены в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона №7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», в качестве иностранных агентов.

Если организация является малым предприятием по всем критериям, но вместе с тем МФО, потребительским кооперативом или адвокатским бюро, упрощенный бухгалтерский баланс не для нее, сдавать все отчеты придется в полном варианте.

Упрощенная отчетность

Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса законодатели давно обещают разработать специальный федеральный стандарт. Но это обещание до сих пор не выполнено, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов, в частности, такой учет и отчетность регулируют:

  • Федеральный закон №402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России №43н от 06.07.1999;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России №34н от 29.07.1998;
  • приказ Минфина России №66н от 02.07.2010 «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

Хотя малые предприятия не должны подавать вместе с годовым отчетом пояснительную записку, в силу пункта 39 ПБУ 4/99 они имеют возможность предоставить контролирующим органам любую дополнительную информацию о себе. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету.

Упрощенка оформляется в соответствии с порядком, изложенным в информации Минфина № ПЗ-3/2015. В документе есть возможность самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП самостоятельно разрабатывает форму отчета, используя упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах.

Что касается ИП на упрощенке без наемных работников — баланс они предоставляют по другой форме, КНД 1152017.

Пример заполнения упрощенного отчета

Малые предприятия разрешено показать в упрощенном годовом отчете меньший объем информации, по сравнению с остальными организациями. Рассмотрим подробно пример заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год. Так, актив баланса малого предприятия состоит из одного раздела вместо двух, в нем отражают всего пять показателей плюс итог. В пассиве баланса — один раздел из шести показателей плюс итог. В силу закона №402-ФЗ, всем строкам, по которым указаны укрупненные показатели («Материальные внеоборотные активы», «Нематериальные, финансовые и другие оборотные активы»), необходимо присвоить код, подходящий наибольшему из вошедших в сумму строки показателей.

Кроме того, заполняя строку «Материальные внеоборотные активы», необходимо включить данные о дебетовых сальдо по счетам 01, 03, 07, 08 (за исключением субсчетов 08-5 и 08-8), 15 и 60, и указать сальдо по счету 16 и кредитовое сальдо по счету 02. Заполняя строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», необходимо включить в нее дебетовые сальдо по счетам 04, 58, 97, а субсчетам 08-5, 08-8, 55-3, 73-1 и кредитовое сальдо по счетам 05 и 59. Это определено в пункте 35 ПБУ 4/99.

В упрощенном отчете о финансовых результатах для малых предприятий всего семь строк вместо обычных 18, и полностью отсутствует раздел «Справочные данные». Организации есть возможность не указывать данные о связанных сторонах финансового результата и не предоставлять информацию по ее сегментам. Любые события бухучета должны отражаться в отчете только из требования рациональности, как это предписано пунктом 19.4 информации Минфина. В соответствии с этим документом, при формировании бухгалтерской отчетности субъектам малого бизнеса необходимо исходить из того, что в бухгалтерской отчетности дано достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и обо всех изменениях в финансовом положении за год.

В качестве образца того, как должна выглядеть упрощенная отчетность (КНД 0710096), мы взяли условное ООО «Пример», которое использует упрощенные формы бухгалтерской отчетности за 2019 год. Фирма применяет упрощенную систему налогообложения «доходы» со ставкой налога 6%. Она занимается оценочной деятельностью. У нее отсутствуют нематериальные, финансовые и другие оборотные и внеоборотные активы. Учетной политикой организации предусмотрено, что выручка определяется по мере поступления денег от покупателей, а расходы признаются по мере их оплаты и относятся на уменьшение финансового результата текущего периода, как это предусмотрено в ПБУ 1/2008 и ПБУ 10/99.

Образец заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности по КНД 0710096

Отчет о финансовых результатах

Срок сдачи и ответственность за непредоставление

Обычный срок сдачи бухгалтерского отчета за 2019 год для малых предприятий и всех остальных хозяйствующих субъектов — 31 марта. В 2020 году в связи с эпидемией коронавируса крайние сроки перенесены на 6 мая.

Непредоставление или несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности даже в сокращенном варианте является правонарушением. За каждый непредоставленный документ юрлицо оштрафуют на 200 рублей, а его должностных лиц — на сумму от 300 до 500 рублей. Кроме того, будут применены санкции статьи 19.7 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за опоздание со статистической отчетностью. Штраф по этой статье для должностного лица составляет до 5000 рублей.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Мы нашли выход!

Консультация предоставлена 30.06.2015 г.

Какой комплект бухгалтерской (финансовой) отчётности должен предоставляться субъектами малого предпринимательства (в том числе применяющими УСН) в налоговые органы и органы статистики?

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства

С 1 января 2013 года экономические субъекты, к числу которых относятся коммерческие и некоммерческие организации, обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), за исключением упомянутых в части 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ (пп. 1 части 1 ст. 2, часть 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Так, в силу нормы части 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения;

— в порядке, установленном указанным законодательством (редакция нормы до 1 января 2014 года);

— либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (редакция нормы с 1 января 2014 года);

2) находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Напомним, что субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

Таким образом, организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), не освобождены Законом N 402-ФЗ от ведения бухгалтерского учёта.

На основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (часть 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ):

— годовая, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (части 2, 3 ст. 13 Закона N 402-ФЗ);

— промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления) (части 4, 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

При этом обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в орган государственной статистики по месту государственной регистрации любой организацией, срок представления — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (часть 2 ст. 18, ст. 32 Закона N 402-ФЗ).

Из пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ следует, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения организации, срок представления — также не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Состав бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ. Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчётности за 2012 год, отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (п. «а» раздела «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.» информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Согласно п. 6 части 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств устанавливаются федеральными стандартами независимо от вида экономической деятельности.

В настоящее время формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, а также приложения к ним утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н). Заметим, что в данный приказ на сегодняшний день еще не внесено изменений о замене наименования Отчета о прибылях и убытках на Отчет о финансовых результатах.

Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту.

При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Согласно п. 6 Приказа N 66н организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:

— в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

— в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (отчету о прибылях и убытках) приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)).

Пунктом 1 части 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ с 1 января 2014 года также определено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять субъекты малого предпринимательства.

Формы упрощенной отчетности утверждены приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н и приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66. В соответствии с указанными формами разработаны форматы их представления в электронной форме (приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/34@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме»). Эти форматы подлежат применению с отчетности за 2012 год.

В письме от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность» Минфин России подтвердил, что исходя из части 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекты малого предпринимательства могут применять формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные Приложением N 5 к Приказу N 66н.

В то же время организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке), т.к. специальный федеральный стандарт для субъектов малого предпринимательства (на необходимость которого указывает пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ) до сих пор отсутствует.

О применении упрощенного способа ведения бухгалтерского учета разъяснения даны в Информации Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация). Дополнительно в документе разъясняется, что субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 17 Информации). Кроме того, субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 18 Информации).

В п. 19 Информации говорится, что субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации, по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).

Отметим, что согласно п. 4 Приказа N 66н иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (отчету о прибылях и убытках) названы пояснениями.

На основании пп. «а» п. 4 Приказа N 66н иные приложения могут быть оформлены в табличной и (или) текстовой форме. Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений п.п. 24-27 ПБУ 4/99, норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации, а также пп. «б» п. 4 Приказа N 66н (смотрите также письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-02-07/2/18285).

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, может состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) и пояснений к ним. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

К сведению:

Статистическая отчетность малого и микропредприятия, индивидуального предпринимателя (что, кому и когда сдавать) за 2013 год производилась по приказу Росстата от 27.12.2012 N 656. С отчета за январь-март 2014 года данный документ не применяется в связи с изданием приказа Росстата от 09.01.2014 N 1, которым с указанного срока вводятся новые Указания по заполнению формы N ПМ.

Скачайте наш чек-лист по составлению бухгалтерской отчетности за 2019 год.

Бухгалтерский баланс за 2019 год

Бухгалтерский баланс — первый и основной финансовый документ из комплекта годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год. По нему можно судить о финансовом положении компании, увидеть, какими активами обладает фирма, каковы ее капитал и обязательства. Это форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. С 01.06.2019 года действует новая редакция бланков бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина от 19.04.2019 №61н. В обновленном формуляре бухгалтерского баланса необходимо указывать:

  1. подлежит ли фирма аудиту;
  2. наименование аудиторской фирмы или ИП, а также ИНН и ОГРН (ОГРНИП);
  3. показатели в тысячах рублей, т.к. единица измерения «млн.руб.» исключена;
  4. ОКВЭД 2 вместо ранее действовавшего ОКВЭД.

ВАЖНО! С 2020 года изменен порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Подробнее читайте .

Каким может быть бухгалтерский баланс, см. .

По сути, баланс — это таблица, состоящая из граф и строк, разделами которой являются актив (сведения об имуществе) и пассив (сведения об источниках приобретения имущества).

В активе имущество представляется в разрезе внеоборотных и оборотных активов. В пассиве источники классифицируются на капитал и резервы (это собственные средства предприятия), долгосрочные и краткосрочные обязательства (это привлеченные средства). Все показатели в балансе представлены на три отчетные даты: 31 декабря (или другую отчетную дату) отчетного года и двух предыдущих лет.

Подробнее о структуре баланса и составе его статей читайте в этом материале.

Каждой статье баланса — как в активе, так и в пассиве — соответствует своя строка с особым кодом. Например, строка 1220 актива — это входной НДС, а строка 1520 пассива — краткосрочная кредиторка.

Расшифровку строк баланса, а также то, откуда берутся данные для их заполнения, вы можете увидеть в этой статье.

Больше об особенностях отражения информации по строкам баланса узнайте .

Итоги по активу и по пассиву баланса (еще их называют валютой баланса) должны быть равны. Это значит, баланс сошелся.

Поскольку баланс бухгалтерский, составляют его по данным бухучета, к которым закон предъявляет определенные требования. Так, они должны быть полны и достоверны, подтверждены годовой инвентаризацией и т. п.

Больше об этих требованиях см. .

Если в общем виде представить схему движения бухгалтерской информации, то первым звеном будет первичный документ, информация из которого сначала попадает в аналитические, а затем в синтетические бухрегистры. И уже из последних данные идут в баланс.

Подробнее узнать, как это происходит, а также увидеть пример заполнения баланса по полной и по упрощенной форме вы можете в этой статье.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в 2020 году см. .

Детальную инструкцию по составлению баланса и остальных форм бухотчетности за 2019 год вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс:

Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Кстати, составить баланс — задача бухгалтера. А вот пользователь информации должен уметь его читать. Как это делать, мы рассказали в этой статье.

А вы знаете, как отражается выручка в бухгалтерском балансе? Нет? Тогда смотрите эту статью. В ней мы рассказываем, из каких разделов баланса можно сделать выводы по выручке компании за отчетный год.

Но на самом деле, чтобы прямо увидеть сумму выручки, лучше обратиться ко второй форме бухотчетности. О ней и расскажем далее.

Отчет о финансовых результатах за 2019 год

Вторая форма бухгалтерской отчетности предприятий за 2019 год сейчас именуется отчетом о финансовых результатах (ОФР). Утверждена она тем же приказом Минфина, что и баланс, то есть приказом № 66н, и имеет код по ОКУД 0710002. Данный формуляр подвергся более глобальным изменениям: здесь изменились наименования некоторых строк, а часть строк была и вовсе исключена. Однако эти поправки станут обязательными только с отчетности за 2020 год. Сейчас нужно учесть только часть изменений, в частности, норму о внесении показателей в тысячах рублей.

Данный отчет содержит информацию:

  • о выручке;
  • себестоимости и расходах;
  • финрезультате, то есть прибыли (валовой, от продаж, до и после налогообложения) или убытке;
  • и некоторые другие показатели.

Увидеть и скачать бланк вы можете в этой статье.

Показатели приводятся за отчетный и прошлый годы. Это нужно для сопоставления данных и анализа.

Форма 2 также может быть полной и упрощенной.

Узнать больше о структуре отчета и порядке его заполнения вы можете в статье «Отчет о прибыли и убытках — форма № 2 (бланк и образец)».

А расшифровка строк отчета подробно представлена .

Далее посмотрим, какие еще формы могут входить в годовой отчетный пакет.

Приложения к балансу

Помимо форм 1 и 2 в состав бухгалтерской отчетности за 2019 год входят:

  • из отчета об изменениях капитала (форма 3, по ОКУД 0710003);
  • отчета о движении денежных средств (форма 4, по ОКУД 071004);
  • отчета о целевом использовании средств (форма 6, по ОКУД 071006).

В вышепоименованные бланки тоже были внесены изменения. Во всех формулярах информация указывается в тысячах рублей. В некоторых — изменеы коды ОКУД.

В отличие от форм 1 и 2 эти формы составляют не все и не всегда.

Подробнее об этом см. в статье «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

А о том, как заполнять отчет о целевом использовании средств, мы рассказали .

Еще одним приложением к отчетности является расшифровка строк баланса. Ее по привычке могут называть формой 5. Но сейчас она официально именуется пояснениями к бухбалансу и ОФР. В этом отчете приводится детализация показателей этих двух форм. Он призван дать пользователям более расширенную информацию о финансовом состоянии, чем обобщенная отчетность.

Какие строки расшифровываются в пояснениях, а какие нет, см. в этой статье. В ней же вы увидите взаимоувязку строк баланса и строк пояснений.

А как составить такую важную расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, читайте .

Данные пояснения являются регламентированным отчетом (их пример представлен в приказе Минфина № 66н). Но помимо них может также составляться пояснительная записка в свободной форме. Для чего она нужна, как выглядит, обязательна она или составляется по желанию предприятия — об этом вы узнаете из этой статьи. И конечно же, там вы найдете готовый образец такой записки.

Аудиторское заключение

Аудит — это процедура, призванная подтвердить или опровергнуть достоверность составленной отчетности. Цели у аудита могут быть разными.

См. статью: «Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи».

Но в данном контексте аудиторское заключение нас интересует как одно из приложений к балансу, обязательное к сдаче годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год в госорганы. Требуется оно не от всех, а только от фирм, для которых проведение аудита обязательно.

Вдаваться в процедуру аудита годовой отчетности здесь мы не будем — о ней вы можете почитать, например, . Просто отметим, что аудиторское заключение теперь в обязательном порядке сдается в налоговую, а не в статистику.

Раньше сдавать заключение аудиторов налоговикам не требовалось.

И еще предупреждаем, что Минфин грозится повысить штрафы за несдачу отчетности до 700 тыс. руб.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *