Формы мероприятий в музее

Новогодние праздники являются наиболее яркой и эмоциональной формой организации детского досуга.
Будет ли Новый год для наших детей праздником весёлым, необыкновенным, удивительным, поверят ли они в то, что чудеса существуют, что сказка где-то рядом, зависит от организаторов новогодних мероприятий, от их опыта, мастерства и знаний. Действительно, в Новый год возможно всё, ведь фантазия творческих педагогов и детей безгранична, а разнообразие современных форм проведения новогодних праздников позволяет сделать этот праздник поистине ярким, волшебным и незабываемым. К таким формам относятся: новогодние театрализованные представления (спектакли, новогодние сказки, мюзиклы, праздник Рождества), шоу-представления, сюжетно-игровые программы, концерты, утренники, карнавалы, балы, маскарады, шествия, парады, дискотеки, народные гулянья, Калядки, ярмарки, лотереи, выставки детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества, мастерская Деда Мороза, мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек, сувениров и подарков.
Самое главное, при выборе формы праздника, его содержания и наполненности учитывать возрастные категории и их психологические особенности. Дети разного возраста неохотно играют вместе.
Организаторам необходимо учитывать уровень развития, разнообразие интересов, чтобы все могли находиться в равных условиях. Также не стоит забывать и о том, что, поощряя ребенка в игре, нужно непременно наградить и отметить других.
В наше время и традиционные новогодние мероприятия должны отвечать современным запросам детей. Организаторы, используя популярные творческие методы и приемы, включают в программы инновационные игровые технологии. Так, классический метод иллюстрации реализуется с помощью современных выразительных технических средств: световое, звуковое оформление, использование мультимедийных установок, экранов, лазера, генератора мыльных пузырей, дым-машины. Появились новые тенденции в создании новогодних костюмов, атрибутов (оригинальные дизайнерские решения, использование светодиодов в костюмах и декорациях, современные ткани и аксессуары, обращение к национальным узорам, орнаменту). Широкое распространение получил аквагрим, который пользуется большой популярностью у детей. Изменились и тенденции в режиссуре и художественном оформлении. Режиссеры и художники создают на празднике единое новогоднее арт-пространство – зонирование и сценографию. Режиссура пространства подчинена единой концепции новогоднего праздника «от гардероба»: празднично украшенный холл, сказочные персонажи, ростовые куклы.
Основываясь на интересах современных детей и, учитывая неослабевающий интерес к компьютерным играм, организаторы досуга стали переносить полюбившиеся формы виртуального мира в мир реальный. Так появилась новая форма – квест.
Квест, quest (англ) — поиск чего-либо (напр., поиск приключений). Одним из значений слова «квест» является способ построения сюжета, в котором главные персонажи перемещаются к определенной цели посредством преодоления трудностей. В последние годы квестом называют «классический» жанр компьютерных игр, в которых герой путешествует по виртуальному пространству, переживая увлекательные и опасные приключения, и, проявив быстроту реакции и смекалку в решении головоломных задач, достигает искомой цели. В настоящее время слово «квест» приобретает новое значение, выходя за рамки виртуального мира и сохраняет некоторое подобие компьютерной игры в реальной жизни. Квестами стали называть игры, основанные на уникальном сюжете, который должен быть раскрыт группой людей, выполняющих различные задания, решающих поисковые, логические и другие задачи с целью завоевания высокой рейтинговой позиции и/или получения награды. Квестообразные игры — это интеллектуальные командные игры на скорость мышления и движения, во время которых команды решают логические задачи, выполняют поиск на местности, строят оптимальные маршруты перемещения, ищут оригинальные решения и подсказки. После завершения очередного задания команды переходят к выполнению следующего. Побеждает команда, выполнившая все задания быстрее остальных.
В новогодних мероприятиях квесты могут занять почетное место. Детям может быть предложено отыскать новогодний подарок по отдельным подсказкам, найти и собрать карту путешествия к Деду Морозу по отдельным частям, создать Снегурочку по элементам ее одежды и т.д. В качестве вознаграждения могут быть использованы и конкретные призы, и общая награда – выход Деда Мороза и Снегурочки, зажигание огней на елочке, творческий подарок от художественного коллектива. Игра-квест может быть отдельно взятым мероприятием, а может быть лишь частью праздничной игровой программы. Квест можно проводить для небольшого количества детей, а можно разбить на команды и занять в поисках большое количество участников. В любом случае игра превратится в увлекательное, захватывающее мероприятие, впечатлений от которого хватит до следующего Нового года!
Одной из форм проведения новогодних мероприятий, которую мы рекомендуем провести, является бал-маскарад, сценарий которого мы предлагаем вашему вниманию
Вся подробная информация находится по адресу http://method.nchtdm…sti/internet-forum/

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 069: 001.12

Т. В. Галкина

О РАЗВИТИИ ДОСУГОВЫХ ФОРМ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ

Статья посвящена анализу досуговой формы музейно-педагогической деятельности как одной из перспективных и интенсивно развивающихся форм в современных российских музеях. В работе впервые выявлены определяющие признаки досуговой формы, к которым относятся комплексность, интерактивность, доступность для всех категорий посетителей, театрализация, развлекательность, рекреация и поощрение.

Ключевые слова: досуговая форма музейно-педагогической деятельности, комплексность, интерактивность, доступность, театрализация, рекреация.

Развитие российского музея как коммуникационной системы, начавшееся в 1990-е гг., не только внесло существенные изменения в стратегию развития российского музейного дела, но и заставило по-новому осознать миссию музея как социокультурного института. В настоящее время менторская и просветительская миссия, так долго лелеемая музеем, отходит на второй план, выдвигая вперед миссию партнерства — умения на равных общаться с информированным музейным посетителем, вести культурный диалог, создающий новую коммуникативно-познавательную общность в музейном пространстве. Коммуникация с публикой признается высшей целью музейной деятельности .

Повышение роли посетителя в современном музее настоятельно требует изучения этого изменившегося посетителя, живущего в XXI в., его жизненных установок и мировоззренческих позиций, мотивации, интересов и потребностей. Только вступив в круг интересов современного посетителя, удовлетворяя какие-либо его ценностные жизненные потребности, музей сможет стать востребованным и влиять на формирование его музейной культуры.

Актуальность темы исследования обусловлена острой необходимостью повышения эффективности музейно-педагогической деятельности в музеях России. При этом необходимо научиться работать с новыми технологиями и методиками, целенаправленно осваивать новые формы музейно-педагогической работы с аудиторией .

Желание отвечать запросам посетителя привело к внедрению в музейную практику значительного количества новых музейно-педагогических форм. Такое разнообразие форм музейно-педагогической деятельности вполне соответствует современным требованиям развития инновационных интерак-

тивных музейных технологий, нацеленных на повышение роли аудитории в музейно-педагогическом процессе. В связи с этим главной проблемой становится выявление приоритетных форм работы с современной музейной аудиторией и организация их эффективного функционирования.

Одной из востребованных форм музейно-педагогической работы являются досуговые формы. Многочисленные разночтения в попытках идентификации этой формы музейно-педагогической деятельности пока не позволяют определить ее содержание, хотя словарная статья, посвященная досугу в интернете , раскрывает это понятие как «свободное время» и «развлечения». В связи с этим целью данной работы является выявление определяющих признаков досуговой деятельности и форм ее функционирования в современных российских музеях.

Источниковой базой исследования стала музееведческая литература последних лет, а также интересные «горячие» данные о только что проведенных праздничных рождественских и новогодних мероприятиях в российских музеях, выложенные на сайтах музеев и в новостной строке www. museum.ru. Красочная зимняя палитра разнообразных форм музейно-педагогической работы, безусловно, носит досуговый характер и является ценной базой для анализа и выявления определяющих признаков досуговой деятельности.

Если еще 30 лет назад просветительская работа в российских музеях четко регламентировалась лекциями и экскурсиями, то сегодня музеи применяют более 60 форм, отражающих в своем содержании многоплановую тематику (например о музейных профессиях, изобразительном искусстве, русских народных традициях, экологии, краеведении), а также разрабатывают социальные, военноисторические и досуговые программы.

Одними из первых досуговые мероприятия, посвященные рождественским и новогодним праздникам, стали проводить Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1993) , Государственный Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1994) , музей истории земледелия и быта крестьян с. Коптелово Алапаевского района Свердловской области (1997) , Ростовский государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» (1999) и др. Эти рождественские и новогодние праздничные мероприятия носили в основном не самостоятельный характер, а встраивались в долговременные музейные программы.

При этом необходимо подчеркнуть, что сразу эти первые досуговые формы носили комплексный характер. Так, фольклорный детский праздник «Рождество» в Детском музейном центре Владимиро-Суздальского музея-заповедника проходил в несколько этапов: просмотр слайдфильма в видеозале, экскурсия «Прогулка по улице старого города», традиционные обряды, обычаи, игры в экспозиции «Русский дом», скоморошьи игры, сказочные представления и чай с пирогами в музейном трактире . Как видим, под названием традиционного христианского церковного праздника «Рождество» посетителям предлагался целый комплекс как музейных, так и других праздничных мероприятий, ранее не проводившихся в музеях.

С начала 2000-х гг. празднично-досуговая тематика, посвященная рождественским и новогодним праздникам, расширялась, а также разнообразились музейные формы ее проведения — музейные праздники, представления, гуляния, вечера и балы. В 2002 г. Ярославский музей-заповедник даже сумел заманить на детский праздник «Вырос в музее сказочный лес» настоящего Деда Мороза из Великого Устюга, который подарил детям сладкие новогодние подарки . При этом проявилась интересная особенность: наряду с традиционными христианскими церковными (Рождество, Святки, Никола Зимний, Пасха, Троица, Спас, Покров) и старинными славянскими праздниками (Новый год, Колядки, Масленица, Иван Купала) появились в музейной афише и стилизованные музейные мероприятия. Например, в 2003 г. в Лобвинском историко-краеведческом музее Свердловской области был придуман праздник «Этот старый Новый год!» , «Рождество у дворян Михалковых» было проведено в Рыбинском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике , цикл вечеров «Мир готовится к Рождеству» был проведен в Свердловском областном краеведческом музее , а в 2004 г. Ярославский музей-заповед-

ник провел веселые «Рождественские гуляния», в программу которых входили «Ворота тесовые» -веселье встречальное с играми и потехами; «Подарки из лукошка» от Деда Мороза .

Тенденция к расширению тематики рождественских и новогодних праздников была продолжена и в дальнейшем. Так, в 2006 г. Объединенный музей писателей Урала провел праздник «Встречи зимы» в Зимнем Литературном городке, созданном в Литературном квартале г. Екатеринбурга. В программу новогодних музейных мероприятий входили: новогоднее представление «Новый год в Стране чудес» (музей кукол и детской книги «Страна чудес»); представления для детей от двух лет «Лесная сказка» и «Елка у царя Гороха» (музей Д. Н. Мамина-Сибиряка); праздники «Рождество в старом доме», кульминацией которого стал Рождественский бал (музей «Литературная жизнь Урала XIX века»); «Новый год на Почтовом подворье» (музей Ф. М. Решетникова); «Елка с Азов горы» (музей П. П. Бажова); «В гостях у хозяйки Медной горы» (музей «Литературная жизнь Урала XX века») .

Музейные фантазии на тему Нового года и Рождества продолжаются и в настоящее время, обогащая «ассортимент» досуговых музейных предложений. Примечательно и то, что к разработке досуговых праздничных программ присоединяются не только крупные музеи, но и провинциальные музеи областных и районных центров России. Так, на «Рождественский вечер в музее» в 2012 г. пригласил посетителей Подгорненский районный краеведческий музей (филиал Томского областного краеведческого музея) , театрализованные

представления «Новогодние посиделки в музее» организовал Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , декабрьский гимназический бал провел музей «Симбирская классическая гимназия» , праздник Рождества состоялся в Томском областном краеведческом музее . При этом досуговые праздничные мероприятия входят в музейную афишу всех профильных музеев: от художественных, исторических и биологических до научных, сельскохозяйственных и технических музеев. Например, театрализованный праздник «Рождественская сказка» провел музей «Метеорологическая станция Симбирска» , а музейномемориальный комплекс «История танка Т-34» организовал для детей с 30 декабря 2011 г. по 9 января 2012 г. «Зимние каникулы — в музее истории танка Т-34», причем с бесплатным входом для всех категорий посетителей .

Давней традицией, с успехом продолжающейся в настоящее время и ставшей своеобразной визитной карточкой одного из ведущих российских му-

зеев, являются «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Эти вечера, получившие статус Международного музыкального фестиваля, по праву можно отнести к прекрасному образцу проведения досуга в классическом музее с классической музыкой . Музыкальные традиции закладываются также в Томском областном художественном музее, в рояльном зале которого 23 декабря 2011 г. состоялся концерт коллектива «Подснежники» Детской школы искусств № 1 им. А. Г. Рубинштейна .

Еще одна интересная традиция имеется в Кар-гопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее (Архангельская область), где 17-19 января 2012 г. состоялся VIII зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны». В рамках фестиваля Каргопольский музей совместно с Ассоциацией колокольного искусства России организовал научный симпозиум «Звуки небес. Колокольные звоны в палитре музыкальной культуры России». По нашему мнению, программа «Рождественские каникулы в музее -2012», подготовленная Каргопольским государственным историко-архитектурным и художественным музеем на период с 28 ноября 2011 г. по 14 января 2012 г., представляет собой некий эталон музейной программы, учитывающей интересы нескольких категорий посетителей. Так, с детьми и семейными посетителями музеем была проведена праздничная программа «Рождественская елка», игровая программа «Новогодняя карусель», мастер-класс по изготовлению старинной елочной игрушки «Тайна елочной игрушки», беседа «Мы за чаем не скучаем» с чаепитием на выставке «Красным девицам гуляньице», игровая экскурсия «Неси меня, мой бубен, ввысь…» на археологической выставке «Три тысячи лет до нашей эры», а взрослые (включая пенсионеров) побывали на званом вечере «Очарованье дней минувших» со старинными играми и танцами, романсами и чаепитием. Особый интерес для детей и взрослых представляла интерактивная программа «Медвежья потеха», включавшая святочные забавы с ряженым медведем на выставке «В каждой избушке свои поскрипушки» и путешествие по хвойному лесу со скульптурными композициями из дерева и льда в усадьбе Фоминых (открытая игровая площадка «Медвежий край»). При этом Каргопольский музей (единственный среди российских музеев, по данным интернета) учел потребности верующих людей и ввел в музейную программу самое главное событие Рождества — молебен в Христорожде-ственском соборе 7 января 2012 г., а также праздничный концерт хора духовной музыки «Светилен» в церкви Зосимы и Савватии, экскурсию на

соборную колокольню и мастер-класс на передвижной звоннице . Таким образом, профессионально выстроенная долговременная музейная программа оказалась востребованной большинством населения города, повысила имидж музея как подлинного центра общения и культуры.

Такие же долговременные досуговые программы, рассчитанные на каникулярное время и получившие статус новой музейно-педагогической формы — «Зимние каникулы в музее Москвы» прошли с 23 декабря 2011 г. по 10 января 2012 г., «Зимние каникулы — в музее истории танка Т-34» в д. Шолохо-во Мытищинского района Московской области — с 30 декабря 2011 г. по 9 января 2012 г.), «Новогодние каникулы в Ярославском музее-заповеднике» — с 11 декабря 2011 г. по 8 января 2012 г.). Долговременные программы являются, бесспорно, очень полезными для формирования постоянного ядра музейной аудитории и должны находиться в перечне предлагаемых посетителям форм музейно-педагогической работы всех музеев.

В настоящее время не только расширилась «география» применения досуговых форм в российских музеях разного профиля и разного статуса, но и существенно обогатился сам «ассортимент» этих форм. Наряду с новогодними утренниками, балами и мастер-классами по изготовлению новогодней игрушки появились новые формы, среди которых большой интерес вызывает Рождественский фестиваль и выставки-ярмарки. В программу Рождественского фестиваля, подготовленного Томским областным художественным музеем и общиной Томской католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы, входили следующие мероприятия: праздник католического Рождества в зале Художественного музея 25 декабря 2011 г., ежегодная областная рождественская выставка (26 декабря — 15 января 2012 г.) и рождественская ярмарка (3-8 января 2012 г.). На выставке были представлены лучшие конкурсные рисунки и рождественские поделки, а также состоялась презентация лучших работ конкурса методических разработок (уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, литературных гостиных, сценариев утренников и праздников). На ярмарке посетителям предлагали рождественские книги, поделки и открытки, работала церковная лавка и трапезная. При этом фестивальные мероприятия включали мастер-классы по изготовлению рождественских подарков, литературную гостиную по итогам конкурса святочных рассказов «Рождественская история», кинолекторий с показом рождественских мультфильмов, праздничные концертные выступления воскресных школ Томской епархии, творческих коллективов города, рождественские спектакли и вертепные театры, представление фольклорного ансамбля «Пересек» «Вот

ходила коляда по святым вечерам!». Наряду с досуговыми мероприятиями в ходе рождественского фестиваля в Томске была проведена конференция «Милосердие в обществе: стандарты нового времени», рассмотревшая на своих дискуссионных площадках вопросы взаимодействия церкви и общества в решении социальных проблем и возрождения семейных ценностей. 15 января 2012 г. на торжественном закрытии праздничного фестиваля были вручены сертификаты, грамоты и памятные подарки победителям конкурсов, активным участникам фестиваля. Примечательно и то, что этот фестиваль, организованный Томской епархией, департаментами по культуре, общего образования Томской области и Томским областным художественным музеем, стал важным городским культурным событием, оставшимся в памяти маленьких и взрослых томичей . Также выставкой-ярмаркой изделий народных промыслов «Новогодняя мозаика» порадовал своих посетителей музей г. Северс-ка Томской области .

Одной из новых форм досуговой деятельности, появившихся в последнее время, можно назвать святочные гадания. Так, музей истории Томска с 7 по 14 января 2012 г. проводил святочные гадания «Раз в крещенский вечерок…», а в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге в январе проводится детский этнографический праздник (театрализованная встреча с русской стариной) «Русские святки» . Познакомиться с обязательными атрибутами гаданий и колядования можно было на праздничной выставке «И в Новый год вернуться в детство. (Традиции празднования Рождества и Нового года в России)», подготовленной Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи» . А кому захотелось необычных впечатлений, тот посетил 14 января 2012 г. ночные святочные гадания с животными в Тульском областном экзотариуме .

Досуговые формы музейно-педагогической деятельности позволяют привлекать не только экзотических животных, но и обыкновенных лошадей. Например, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (с. Мелихово Чеховского района Московской области) предложил посетителям наряду с зимними играми и забавами катание на лошади .

Уникальную программу «Рождественская VIC-ТОЫя» придумал Национальный музей Республики Татарстан, соединив праздник Рождества и выдающееся историческое событие — изгнание Наполеона Бонапарта из России и издание 7 января 1812 г. победного манифеста «Об окончательном изгнании неприятеля из пределов России». Зрители увидели маневры военно-исторических клубов «Витязь» и «Арсенал» со стрельбой и штурмом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снежного редута, а также приняли участие в старинных молодецких и воинских забавах .

Осознавая свою общественную миссию, российские музеи провели новогодние праздничные программы для воспитанников детских домов (Го -сударственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), а также для слепых и слабовидящих детей (Национальный музей Республики Татарстан) .

Наряду с увеличением досуговых форм работы с аудиторией российские музеи прикладывают значительные усилия по созданию новых праздничных выставок. Новогодние и рождественские выставки приготовили для посетителей многие музеи страны: Государственный исторический музей («С Новым годом, дорогие товарищи!» Традиции празднования Нового года»), Государственный Дарвиновский музей в Москве («Рождественские истории», «На крыльях дракона», «Детская площадка» изостудии музея), Музей современной истории Москвы (выставка новогодних открыток и плакатов «Мы желаем счастья Вам!»), Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева («Сказочный терем сибирского Деда Мороза»), Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Русская зима из Русского музея»), Национальный музей Республики Татарстан («Зимняя сказка»), Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина («Рождественские встречи выпускников»), Музей истории Екатеринбурга («Праздник hand-made. 100 идей для маскарадных ретро-костюмов»), Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле («Я Ангелу святому тихо внемлю»), Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева совместно с Музеем елочной игрушки «Клинское подворье» («В лесу родилась елочка. Новый год в игрушках и открытках») и другие . Увеличение количества праздничных выставок (как и привлечение музейных экспонатов для интерактивных праздничных программ) носит принципиальный характер и свидетельствует о стремлении к обязательному сохранению в досуговых мероприятиях музейной специфики — музейного предмета в разных ипостасях.

Таким образом, завершая анализ применяемых в настоящее время форм досуговой деятельности, посвященных рождественским и новогодним праздникам в российских музеях, можно сделать следующие выводы: 1) налицо явное увеличение досуговых форм в современной музейной практике (праздник, колядки, представление, утренник, бал, маскарад, гуляние, вечер, фестиваль, выставка-ярмарка, концерт, мастер-класс, акция, гадание, зимние каникулы, военно-историческая игра и др.); 2) досуговые формы музейно-педагогической дея-

тельности охватывают широкий спектр посетительской аудитории (от дошкольников до пенсионеров, а также детей с ограниченными физическими возможностями); 3) фиксируется расширение географии применения досуговых форм в музеях разного профиля и статуса; 4) досуговые формы показывают свою эффективность при использовании их в долговременных программах; 5) внедрению досуговых форм способствуют льготные формы оплаты; 6) досуговые формы позволяют расширить пространство действа (музейное и внемузей-ное — улицы, площади, скверы).

Приведенные материалы позволяют выявить определяющие признаки досуговой формы музейно-педагогической деятельности: 1) комплек-

Список источников и литературы

1. Основы музееведения / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. 504 с.

3. C:\Documents and Settings\All Users\Application Data\ABBY

4. Чайковская Ю. А. Детский музейный центр Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ Российской Федерации. М., 2001. Вып. 3. 202 с.

6. Русаков Л. Ф. Культурно-образовательная программа музея истории земледелия и быта крестьян села Коптелово Алапаевского района Свердловской области // Музей и общество. Проблема взаимодействия: сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ Российской Федерации. М., 2001. Вып. 3. С. 124-131.

7. Комогорцева А. А. Детский музейный центр г. Ростова. Реализация проекта // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4. С. 166-169.

8. Новожилова В. А. Партнерские проекты Ярославского музея-заповедника // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. С. 28-30.

9. Зорина Л. И. Культурно-образовательная деятельность в музеях Свердловской области // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4. С. 64-65.

10. Смирнова Р. Р. Программа «Музей и горожане» (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) // Там же. С. 148.

11. Корепанова С. А. Гостиная в доме Поклевских и историко-культурный проект «Окно в старый Екатеринбург» // Там же. С. 156-158.

12. Литературный квартал. Газета Объединенного музея писателей Урала. Екатеринбург, 2006. № 6. С. 65-66.

13. http://museums.tomsk.ru/7nodeH,11,5130.

14. Садретдинова В. Ш. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: взаимодействие музея и школы в творческом развитии и социализации личности // Актуальные проблемы современного музейного дела. М., 2010. Вып. 8. С. 86-93.

15. Макеева И. Ф., Борисова С. А. Досуговые программы (из опыта работы музея «Симбирская классическая гимназия») // Там же. С. 69-71.

16. http://tomskmuseum.ru/win/service.htm

17. Михайлова И. М. Астрономические вечера // Актуальные проблемы современного музейного дела. М., 2010. Вып. 8. С. 65-69.

18. www.museum-t-34.ru

19. http://www.arts-museum.ru/events/archive/2011/11/december_nights/index.php

20. http://artmuseum.tomsk.ru/index.php/component/content/article/39-2010-12-23-11-48-36/197-snowdrop

21. http://www.museum.ru/N44608

22. http://artmuseum.tomsk.ru/index.php/expositions/present/196-christmas

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. http://museum-seversk.ru/exposure/seversk_history.html

24. http://muzeum.tomsk.ru/; http://www.museum.ru/M147Wnews

25. http://www.museum.ru/N44648

26. http://www.museum.ru/N44788

27. http://www.museum.ru/N44254

28. http://www.museum.ru/N44787

29. http://www.museum.ru/N44750; http://www.museum.ru/N44786

Галкина Т. В., кандидат исторических наук, профессор, декан.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 27.01.2012.

T. V Galkina

ABOUT THE DEVELOPMENT OF ENTERTAINMENT FORMS OF MUSEUM-PEDAGOGICAL WORK

IN MODERN RUSSIAN MUSEUMS

Работа с аудиторией

Аудитория может быть разной — малочисленной и превышающей тысячу человек, скептично, нейтрально или доброжелательно настроенной, отличающейся по возрасту, социальному и профессиональному составу. В независимости от ее особенностей, выступающий должен уметь с ней взаимодействовать и устанавливать результативный контакт. Чтобы завладеть вниманием слушателей, получить нужную обратную связь, донести мысль и убедить в своей правоте, требуется множество навыков. Следует заниматься текстом речи, вербальной подачей материала и многими другими инструментами оратора. Чтобы эффективно презентовать материал, взаимодействовать с публикой, необходимо:

  • готовиться к выступлениям, работая над текстом и собственной уверенностью;
  • разносторонне владеть темой и правильно доносить мысли;
  • быть красноречивым — использовать приемы риторики, осваивать ораторское искусство, чтобы склонять слушателей на свою сторону;
  • ясно отвечать на вопросы, устанавливать обратную связь со зрителями;
  • результативно использовать невербальные инструменты — позы, движения и так далее.

Подготовка к выступлению

Перед каждым выступлением на публике нужно подготовиться, даже если вы не раз произносили речь перед слушателями. Работайте по нескольким направлениям: сама речь, ваше физическое состояние, моральный настрой. Волноваться перед выступлением свойственно и опытным ораторам, но, чем больше вы говорите, тем меньше будете нервничать. Не стоит драматизировать: общественность может быть настроена вполне лояльно, а вот дрожащий голос и суетливые манеры вызывают естественную негативную реакцию и недоверие аудитории. Поэтому используйте:

  • специальные позы, которые вводят оратора в нужное психоэмоциональное состояние — с выпрямленной спиной, контролированной осанкой, расправленными плечами, приподнятой головой;
  • методы снятия физических и моральных зажимов — помогает артикуляционная гимнастика, упражнения на снижение уровня адреналина;
  • приемы психического расслабления — медитации, упражнения «настройки» на успех и так далее.

При подготовке составьте краткий план речи — его можно записать на маленьких карточках. Подготовьте побольше экспромтов: интересных фраз, метафор, цитат. Проговорите текст вслух, проверьте, не затянуто ли вступление, не «провисает» ли середина. Распространенная ошибка — пренебрежение заключением. Оратора запоминают по финалу речи, сделайте его убедительным и ярким с помощью специальных методов и учитывайте специфику темы и аудитории. Заключение должно быть емким, содержать тезисы и мысль текста.

Структура, содержание и подача речи

Оратору нужно четко донести свою мысль или мнение до слушателей и убедить их в правильности тезисов. Поэтому уделите содержанию речи, подаче материала и структуре текста много внимания. Чтобы улучшить восприятие информации аудиторией, используйте принцип структурирования. Разбивайте текст на части по функциональному признаку. Введение ответит на вопросы зачем, что и почему вы говорите, основная часть служит усвоению информации. Заключение формирует целостное представление о тексте и выделяет направления дальнейшего «движения». «Тело» речи разделяйте на тематические части, в которых тоже должны быть вступительный, основной и завершающий блоки. При написании текста профессиональные ораторы руководствуются следующими принципами:

  • краткости фраз — в предложениях не должно быть более 9 слов, потому что восприятие человека ограничено 7-10 смысловыми единицами и содержание длинных сентенций теряется;
  • повторения — чтобы запомниться слушателям, принципиальные тезисы в речи должны повториться не менее трех раз, но не подряд, а в логическом, правильно сформулированном контексте;
  • баланса абстракций и конкретики — лучшей пропорцией теории и примеров из практики считают один к одному, так зрители не будут перегружены отвлеченной информацией и не сочтут, что на выступлении оратор только развлекал их историями;
  • ключевых фраз — всегда формулируйте основные тезисы одинаково, будь то названия, термины, слоганы, краткие описания товаров и так далее;
  • наглядности и визуализации — добавляйте в пример детали, вызывающие зрительные ассоциации, используйте реальные образцы продукции, рисуйте на доске, готовьте макеты;
  • простоты — усложненные сентенции, велеречивость вызывают раздражение аудитории, поэтому сведите использование специальных терминов к минимуму, разъясняйте их, разбавляйте профессиональный сленг и наукообразность легкими шутками, излагайте понятно и ясно.

Речевые и невербальные инструменты работы со слушателями

Текст речи важен, но подача его не менее значима. Будет ли публика заворожено внимать вам или «уснет» от монотонной речи, станет раздраженной от суетливого, хаотичного движения по сцене? Оратор должен владеть навыками невербального, звукового воздействия на присутствующих, бороться с торопливостью, дрожащим или тихим голосом, невыразительностью и другими недостатками. Чтобы вовлечь слушателя в эмоциональный диалог, используйте:

  • смену регистра, тембра голоса: модуляции увеличивают энергетику выступления, повышают интерес к произносимой речи, вовлекают во внимательное слушание и придают речи интонационное разнообразие;
  • умеренно эмоциональные интонации — они помогают склонить людей на свою сторону, «играя» на ее чувствах (внимание: это прием для опытных ораторов, ему нужно серьезно учиться);
  • паузы, повышение и понижение громкости и другие приемы владения голосом.

Необходимо освоить спонтанную устную речь — говоря «по бумажке», вы становитесь ее заложником и снижаете эффект от выступления. Осваивайте мнемотехники, запоминайте блоки текста перед выступлением. Чтение речи вслух поможет узнать, насколько хорошо она воспринимается, «перетекают» ли фразы одна в другую, плавно ли вы говорите. Запишите себя на видео или диктофон, чтобы выявить слова-паразиты — они, кстати, зачастую сопровождают ораторов, которые не помнят, о чем нужно сказать и постоянно подсматривают в «шпаргалку». Для выступающего важны и жесты, позы, движение по залу. То, как вы ходите, стоите, жестикулируете, дает о вас четкое представление, даже если слушатели не замечают этого на «когнитивном» уровне. Энергетика выступления повышается драматичными, уместными передвижениями по сцене, наглядной, сильной жестикуляцией, грамотной работой с пространством. Переходя с места на место, в особенности в компактном зале, помните о личной «зоне» слушателей. Вторгаясь в нее (подсаживаясь к человеку, прохаживаясь между рядами), вы вызовете у людей смущение, дискомфорт и, как следствие — отторжение. Помните об удержании внимания публики — убирайте из-за спины движущиеся предметы, старайтесь не стоять у часов, аквариума, двери, чтобы слушатели не переключались на них.

Общение и установление контакта со слушателями

Выступление — это акт коммуникации, и оратор должен помнить о принципах и составляющих плодотворного общения. Удачно, если цели слушателей и лектора совпадают, они активны, настроены «на одну волну», заинтересованы друг в друге. Но зачастую оратору приходится преодолевать скептицизм, выстраивать обратную связь с инертной публикой, представлять ей себя. Ему помогают:

  • грамотно выполненное знакомство с публикой, настройка визуального контакта;
  • целеполагание в сочетании с гибкостью — умейте помнить о своей задаче, приспосабливаясь к обстоятельствам;
  • эффективно выстроенный диалог, умение чувствовать слушателей;
  • искреннее удовольствие от своего дела — люди это чувствуют.

Если слушатели видят вас впервые, представьтесь, расскажите о себе (кратко). Можно вставлять в примеры по тексту рассказы о своих достижениях, но на этапе презентации стоит быть скромным. Сразу же установите визуальный контакт — переводите взгляд от одного присутствующего к другому, адресуйте небольшие кусочки речи конкретному слушателю, смотря ему в лицо. Важно еще на этапе подготовки решить, какой фидбек вам нужен (информационный, эмоциональный), оценить, чего хотят от вас слушатели, что бы им было приятно получить. Правильное целеполагание поможет установить с присутствующими диалог и гибко реагировать на возникающие форсмажорные ситуации. Заранее предусмотреть все невозможно, и умение перестраиваться — ценный ораторский навык. Не упорствуйте в декламации запланированных тезисов — скорректировав их под настроение аудитории, вы скорее достигнете цели. Поддерживать диалогичность речи помогают вопросы, обращенные к публике. Не бойтесь их задавать сами и поощряйте направленные к вам. Открытые вопросы вызывают слушателей на диалог, это один из профессиональных ораторских приемов. Будьте «настроенным» на настроение публики, как антенна — замечайте скуку, рассеянное внимание, недовольство и вовремя нейтрализуйте негативные проявления шуткой, сменой интонации, предложением сделать перерыв. Выступая на публике, искренне наслаждайтесь возможностью пообщаться с ней. Слушателей не обмануть — они подспудно почувствуют вашу незаинтересованность и раздражение и не простят обмана. Чем больше удовольствия вы получаете от выступления, тем быстрее «заразите» своими эмоциями окружающих. Никто не рождается с набором ораторских инструментов, но важно неустанно двигаться вперед и оттачивать мастерство. Школа Антона Духовского поможет вам в этом. Запишитесь на наши курсы, посетите бесплатный мастер-класс и станьте убедительным и ярким оратором вместе с Oratoris.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *