Формы поддержки малого предпринимательства

Формы поддержки малого и среднего предпринимательства

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки. В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере предоставленной поддержки, сроке оказания поддержки, а также о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ.

Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков, исполнителей или подрядчиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, закон определил имущественную и информационную поддержку.

В качестве возможных форм поддержки закон определил финансовую поддержку (за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки, а также за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на цели поддержки развития малого и среднего предпринимательства), консультационную поддержку (в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги, и компенсации затрат на оплату компенсационных услуг), поддержку в области подготовки кадров, поддержку в области инноваций и промышленного производства (в частности, в виде создания упоминавшихся технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, а также содействия патентованию результатов интеллектуальной деятельности), поддержку в области ремесленной деятельности, поддержку в осуществлении внешнеэкономической деятельности (в частности, в виде содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров), поддержку сельскохозяйственной деятельности (ст. ст. 20, 21, 22, 23, 24, 25).

2.3.11. Объединения в сфере предпринимательства

Субъекты предпринимательства в целях координации своей деятельности, для представления и защиты общих имущественных и иных интересов, а также в иных целях могут создавать различные объединения.

В зависимости от экономического содержания, основанного на цели создания объединения, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных функций, распределении полномочий между участниками объединения в научной литературе выделяют следующие типы таких объединений.

1. Концерны представляют собой экономическое единство; централизованное управление — отличительный признак концернов. Они являются добровольными объединениями корпораций на основе централизации производственных функций, научно-технической политики, инвестиций, финансовой и технической политики, внешнеэкономической деятельности, имеющими своей целью и организацию коммерческого обслуживания. Концерны могут создавать хозяйственные организации (центры, службы и т.п.), правовое положение которых они определяют сами. Управление концерном осуществляют органы (правление, руководитель), избираемые его участниками.

Взаимоотношения между членами концерна довольно жесткие, хотя строятся они на договорной основе, а не в порядке иерархической зависимости. Например, без согласия концерна его члены не могут быть одновременно участниками других концернов или ассоциаций. Участники концерна в соответствии с его учредительными документами могут нести субсидиарную юридическую ответственность по обязательствам объединения, а оно, в свою очередь, будет отвечать по обязательствам участников. Наконец, концерны часто создают собственные корпорации, выступая по отношению к ним в качестве учредителя (например, внешнеторговые, рекламные, сбытовые, консультационные и др.).

Концерны делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные концерны имеют очень сложную структуру и объединяют фирмы различных отраслей промышленности, участвующих в связанном производственно-технологическом процессе (например, горноразработка — металлургия — машиностроение). Горизонтальные концерны по своему строению проще, поскольку они объединяют корпорации, относящиеся к одной отрасли.

2. Консорциумы — это временные союзы, объединения на паевой основе, которые возникают сразу между несколькими банками и промышленными корпорациями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого проекта. По некоторым параметрам с ними сходны финансово-промышленные группы в России. Консорциум создается обычно в случаях, когда проект превышает финансовые возможности одного банка. Он может образоваться и без непосредственного участия банков самими решившими объединиться промышленными корпорациями, которые располагают необходимыми финансовыми возможностями. Целью такого объединения может быть реализация программ, проектов, государственных заказов. Предприятия при этом могут сохранять ведомственную принадлежность. Консорциумы создаются на срок выполнения программ, проектов, заказов.

Деятельность данного вида объединений строится на основе распоряжения паевыми взносами и ресурсами. Не исключено привлечение и заемных средств с согласия либо по поручению участников.

Обязанности между участниками консорциума распределяются исходя из того, кто лучше себя проявил в определенной области или сфере деятельности либо кто сможет свести издержки к минимуму. Нередко консорциумы возникают на стыке различных отраслей.

Консорциум представляет интересы своих участников перед государственными органами. Для этой цели в его структуре создаются исполнительные органы. Однако допустимо и поручение выполнять представительские функции одному из участников. Если по ходу выполнения проекта выявится необходимость в создании какой-либо хозяйственной организации, то консорциум вправе это сделать.

Органы управления данного вида объединения существуют на отчисления его членов. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком. Его создание оформляется учредительным договором. Прекращение деятельности консорциума обычно осуществляется по причине реализации поставленных задач.

3. Картели — объединения организаций с целью эффективного решения вопросов, связанных со сбытом продукции. Создание таких объединений, осуществляемое также на договорной основе и при наличии добровольности участия, может преследовать следующие цели: овладение рынками сбыта, разграничение сфер влияния, регулирование цен на продукцию и т.п.

4. Корнеры — форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций.

5. Конгломераты весьма схожи с вертикальными концернами. Они создаются из предприятий, взаимосвязанных в процессе производства. Однако нередки объединения и без производственной общности. Отличием конгломерата от концерна является то, что его участники пользуются широкой автономией. Причина предоставления такой свободы состоит в стремлении членов конгломерата вкладывать свой капитал более эффективно, не обременяя себя необходимостью получения на то согласия остальных участников объединения. Однако стремление это обоюдно, поскольку конгломерат в целом тоже выигрывает, если его участники сильны в экономическом плане.

6. Трест — вид объединения, который отличается прочностью экономических и организационных связей. Организации, в нем участвующие, теряют хозяйственную и частично юридическую самостоятельность, так как в данном случае объединение происходит практически по всем параметрам их деятельности. Могут создаваться и международные тресты.

7. Синдикат — это такое объединение, при котором организации теряют только свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката — решение вопросов сбыта. Для этого в его структуре создается одно, а чаще всего целая сеть торговых обществ. Но их деятельность не ограничивается сбытом продукции предприятий — участников синдиката. Созданные для решения проблем сбыта, эти организации могут вести любую хозяйственную деятельность.

8. Франчайза (система франчайзинга) — это гибридная форма сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства. Название ее произошло от французского слова «франшиза», т.е. льгота, привилегия. По существу, франчайза есть объединение между организациями, отдельными бизнесменами. В соответствии с учредительным договором крупная организация обязуется снабжать мелкую компанию или бизнесмена своими товарами, рекламными услугами, технологиями. Эта же организация (франчайза) обязуется предоставлять и услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы. Не исключено также инвестирование определенного капитала со стороны франчайзы в фирмы, находящиеся как бы под ее покровительством.

9. Пул — договорная форма объединения организаций, участники которой не утрачивают юридической самостоятельности, создаваемая для консолидации средств и минимизации предпринимательских рисков с целью распределения полученных от совместной деятельности доходов в конце «пульного» периода. Пулы получили распространение в сфере страховых, торговых, биржевых, патентных и прочих услуг.

Цели вышеназванных объединений могут быть реализованы в результате образования определенной правовой формы. С точки зрения организационно-правовых форм объединений, которые признаются в РФ, следует выделять:

— ассоциации (союзы) юридических лиц;

— некоммерческие партнерства;

— холдинги;

— объединения на основе договора простого товарищества.

Такие объединения могут приобретать статус юридического лица либо не являться юридическими лицами.

В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в качестве юридических лиц — некоммерческих организаций могут создаваться ассоциации (союзы) юридических лиц либо некоммерческие партнерства.

Ассоциации (союзы) — объединения юридических лиц и (или) граждан, основанные на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (ст. 121 ГК РФ).

В организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

Субъекты, вступившие в такое объединение, при этом не теряют юридическую личность, и более того, они сохраняют свою самостоятельность и свободу в выборе и изменении своей организационной формы.

Само же объединение становится новым самостоятельным юридическим лицом со всеми необходимыми атрибутами: балансом, банковским счетом, печатью, органами управления, обособленным имуществом.

Объединение несет юридическую ответственность по своим обязательствам, но не по обязательствам своих членов (п. 4 ст. 121 ГК РФ). Однако члены объединения несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Условия, размеры и порядок такой ответственности определяются в учредительных документах.

Количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти.

Основной принцип во взаимоотношениях членов объединения — добровольность. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный всеми членами ассоциации (союза), а также утвержденный ими устав. В нем, помимо общих сведений, должны содержаться сведения о составе объединения, органах управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим решения единогласного или принятого квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации.

Члены ассоциаций (союзов) имеют определенные права и обязанности, как то:

1) в порядке, установленном законом или уставом ассоциации (союза), участвовать в управлении делами ассоциации (союза);

2) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и уставом ассоциации (союза), получать информацию о деятельности ассоциации (союза), знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

3) в порядке, установленном законом, обжаловать решения органов ассоциации (союза), влекущие за собой гражданско-правовые последствия;

4) в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные ассоциацией (союзом) сделки и требовать возмещения причиненных ассоциации (союзу) убытков;

5) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами на равных началах с другими ее членами;

6) по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода;

7) осуществлять иные права, предусмотренные законом или уставом ассоциации (союза), в порядке, установленном уставом ассоциации (союза).

К обязанностям членов ассоциации (союза) относятся:

1) участвовать в образовании имущества ассоциации (союза) в порядке, в размере, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом ассоциации (союза) в соответствии с настоящим Кодексом или иным законом;

2) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности ассоциации (союза);

3) участвовать в принятии решений, если его участие в соответствии с законом и (или) уставом ассоциации (союза) необходимо для принятия таких решений;

4) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ассоциации (союзу), участником которой он является;

5) уплачивать предусмотренные уставом ассоциации (союза) членские взносы;

6) по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены уставом ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Основы управления в ассоциации (союзе) регламентированы ст. 121.2 ГК РФ. Здесь формируется высший орган управления, исключительная компетенция которого установлена указанной статьей, единоличный исполнительный орган (председатель, президент или другие), а также могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление и тому подобное).

Некоммерческое партнерство — это «некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на ее имущество, созданная для оказания содействия всем членам в ведении общеполезной деятельности» <96>.

<96> Гражданское право: Учеб. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. Т. 1. С. 210.

В форме некоммерческих партнерств могут создаваться, например, фондовые биржи <97>.

<97> Статья 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 28 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

Некоммерческие партнерства создаются на основе членства, причем члены партнерства имеют некоторые имущественные права в отношении партнерства. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

В России получили распространение объединения корпораций в форме холдингов. При этом новое юридическое лицо не образуется и вышеназванные объединения признаются действующим законодательством совокупностью юридических лиц.

В настоящее время единственным нормативным актом, регулирующим деятельность этих объединений, является Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» <98>, приложение N 1 к которому содержит Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.

<98> Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (ред. от 26 марта 2003 г.) // Российская газета. 1992. 20 ноября.

Временное положение содержит легальное понятие холдинга: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются «дочерними». Здесь и далее под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления <99>. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий» (п. 1.1).

<99> В том числе наличие «золотой акции», права вето, права непосредственного назначения директоров и т.п.

Следует отметить, что требования Временного положения обязательны лишь для холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышала 25%.

Некоторые аспекты правового положения холдинговых компаний определяются нормами ГК РФ, Закона об ООО и Закона об АО, устанавливающими правовое положение дочерних обществ.

Раскрывая понятие основного и дочерних обществ, законодатель приводит открытый перечень возможных оснований установления контроля основного общества над дочерними:

— наличие преобладающего участия в уставном капитале;

— наличие договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому;

— наличие иной возможности определять решения общества.

Защищая интересы дочернего общества и его кредиторов, ГК РФ (п. 2 ст. 105) устанавливает два случая ответственности основного общества по долгам дочернего:

1) солидарная ответственность наступает по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного общества;

2) субсидиарная ответственность наступает, если по вине основного общества наступило банкротство дочернего общества.

Законодательством также установлено право участников (акционеров) дочернего общества требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу (п. 3 ст. 105 ГК РФ, п. 3 ст. 6 Закона об ООО, п. 3 ст. 6 Закона об АО).

Таким образом, при наличии определенных условий ответственность по долгам дочернего общества может быть возложена на основное общество. Этот механизм получил в литературе наименование «снятия корпоративных покровов» <100> по аналогии с американской доктриной.

<100> Делозари Д.И. Проблемы современной российской правовой модели АО // Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 7 / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М.: Норма, 2003. С. 86.

Следует отметить, что Закон об АО в некоторой степени ограничивает вышеназванную ответственность основного АО по обязательствам дочернего АО. Во-первых, «основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества»; во-вторых, «несостоятельность (банкротство) дочернего общества считается происшедшей по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало указанные право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества» и, наконец, в-третьих, «убытки считаются причиненными по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало имеющиеся у него право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки».

Исследователи данной проблематики справедливо отмечают, что «использовать механизм «снятия корпоративных покровов» после введения в действие Закона об АО стало фактически невозможно» <101>.

<101> Делозари Д.И. Проблемы современной российской правовой модели АО // Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 7 / Под ред. О.Ю. Шилохвоста. М.: Норма, 2003. С. 86.

Таким образом, следует признать необходимость совершенствования правового механизма, обеспечивающего защиту прав дочернего общества, его участников и кредиторов.

Совместная предпринимательская деятельность может также осуществляться на основании договора простого товарищества (коммерческого товарищества), а также инвестиционного товарищества.

Согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону общей цели.

Договор простого товарищества — многосторонний и консенсуальный. Заключение этого договора не приводит к созданию юридического лица.

Предметом договора простого товарищества является совместное ведение деятельности, направленной на достижение общей для всех участников цели.

Если договор простого товарищества заключается с целью осуществления предпринимательской деятельности, то его участниками могут быть только коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации, в учредительных документах которых предусмотрена возможность осуществления предпринимательской деятельности, не противоречащей целям их создания.

Существенным условием договора простого товарищества является условие о вкладах товарищей в общее дело. Такой вклад может состоять не только из определенного имущества, но и по согласованию товарищей из профессиональных и иных знаний, навыков, умений, деловой репутации и деловых связей. Денежная оценка таких вкладов производится по соглашению товарищей. Если иное не предусмотрено договором, то вклады товарищей признаются равными.

Имущество, которое товарищи внесли в качестве вкладов в общее имущество, а также полученная в результате деятельности товарищей прибыль являются общей долевой собственностью товарищей, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пользование общим имуществом осуществляется по соглашению товарищей, а если такое соглашение не достигнуто, то по решению суда.

Ведение общих дел товарищей осуществляется следующим образом.

По общему правилу каждый из товарищей вправе действовать от имени остальных, а его полномочия должны быть подтверждены доверенностью или договором простого товарищества, заключенным в письменной форме.

Договором может быть предусмотрен и иной способ ведения общих дел товарищей:

— дела ведет специально уполномоченный для этого товарищ;

— дела ведутся совместно всеми товарищами, когда для совершения какого-либо действия необходимо согласие всех товарищей.

Права товарищей при ведении общих дел равны и не зависят от размера вклада.

Права и обязанности товарищей.

Права:

— право на участие в ведении общих дел товарищества;

— право на ознакомление со всей документацией по ведению дел (отказ от такого права или его ограничение ничтожны);

— право на получение прибыли пропорционально стоимости внесенных ими вкладов.

Обязанности:

— внести вклады в общее имущество;

— нести расходы и убытки от совместной деятельности пропорционально стоимости вкладов в общее имущество, если иное не определено договором (соглашение, полностью освобождающее от участия в покрытии расходов и убытков или от участия в прибыли, ничтожно).

Ответственность товарищей по общим обязательствам солидарная, если договор заключен в целях ведения предпринимательской деятельности.

В случае нехватки личного имущества товарища для ответственности по обязательству, не связанному с ведением общих дел товарищей, взыскание может быть возложено на его долю в общем имуществе товарищей. В этом случае кредитор по такому обязательству вправе потребовать выдела доли этого товарища из общего имущества. Если выделение доли в натуре не возможно или против ее выделения возражают другие товарищи, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли в общем имуществе другим товарищам по рыночной цене. В случае отказа других товарищей от выкупа доли кредитор вправе потребовать ее продажи с публичных торгов.

Основания прекращения договора простого товарищества:

— достижение предусмотренной договором цели;

— истечение срока действия договора, если он предусмотрен;

— объявление кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или несостоятельным (банкротом);

— смерть товарища, ликвидация или реорганизация участвующего в договоре юридического лица, если договором не предусмотрена возможность замещения товарища правопреемником;

— отказ товарища от участия в бессрочном договоре с уведомлением об этом других товарищей не менее чем за три месяца;

— расторжение иного договора простого товарищества по требованию товарища по уважительной причине с возмещением другим товарищам причиненного этим реального ущерба;

— выдел доли товарища по требованию кредитора.

В случае выбытия по каким-либо причинам одного из товарищей из договора, в котором участвовало более двух товарище, договор может быть оставлен в силе между оставшимися товарищами по их соглашению.

В случае выбытия одного из товарищей из договора без прекращения договора он продолжает нести ответственность перед третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в договоре, в том же порядке, что и во время его участия в договоре.

После прекращения договора общее имущество подлежит разделу между товарищами. При этом товарищ, внесший в качестве вклада индивидуально-определенную вещь, вправе истребовать ее обратно.

Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом «Об инвестиционном товариществе» <102>.

<102> Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Можно выделить следующие формы государственной финансовокредитной поддержки малого предпринимательства:

  • ? субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • ? бюджетные кредиты, займы, ссуды;
  • ? государственные и муниципальные гарантии.

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.

Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в БК РФ, введенным в действие с 1 января 2000 г. В статье 6 этого Кодекса приведены следующие определения:

дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ, предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:

  • ? из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
  • ? бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
  • ? местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства. Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов малого предпринимательства в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.

Другая точка зрения заключается в том, что субсидирование является неотъемлемой формой государственного финансирования малого бизнеса. На наш взгляд, нельзя отменять институт государственного субсидирования малого бизнеса, поскольку в некоторых областях экономики без него не обойтись. В то же время к нему нельзя относиться как к панацее для малого предпринимательства. Субсидии целесообразно выдавать лишь в приоритетных областях экономики, например в сельском хозяйстве, промышленности, инновационном бизнесе и т.д. Процедура выдачи субсидий, безусловно, должна быть строго регламентирована для предупреждения злоупотреблений. Необходим также контроль за их выдачей на всех уровнях власти.

Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий которым предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) от 23 июня 2005 г. № 194 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов» (далее — Правила).

Согласно Правилам, субсидии предоставляются организациям народных художественных промыслов любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов за предыдущий год составляют не менее 50% и образцы изделий которых зарегистрированы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. № 35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства». Данные субсидии направляются ими:

  • ? на оплату расходов за потребленную электрическую энергию;
  • ? возмещение 50% тарифов на железнодорожные перевозки изготовленной продукции по территории Российской Федерации.

Субсидии на оплату расходов за потребленную электрическую энергию не предоставляются организациям, претендующим на их получение, в случаях, если без учета налога на добавленную стоимость сумма расходов на электроэнергию, потребленную на промышленнопроизводственные нужды, согласно счетам-фактурам, датированным предыдущим месяцем, составляет менее 30 тыс. руб. и (или) согласно счетам-фактурам, датированным предыдущим годом, составляет менее 300 тыс. руб.

Субсидии на возмещение 50% тарифов на железнодорожные перевозки изготовленной продукции по территории Российской Федерации не предоставляются организациям, претендующим на их получение, в случаях, если общая сумма расходов по этим тарифам, согласно квитанциям в приеме грузов, датированным предыдущим месяцем, составляет менее 10 000 руб.

В данном нормативном акте нет упоминания о малых предприятиях. Однако из анализа его норм можно прийти к выводу, что указанные выше субсидии предоставляются прежде всего малым предприятиям в соответствующей отрасли экономики. При этом они должны иметь положительную динамику развития.

Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства. Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.

Нормы по бюджетному кредитованию содержатся в БК РФ. В статье 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного Кодекса, бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели.

Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. При этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Порядок кредитования малого бизнеса содержится и в Законе № 209-ФЗ. Согласно этим документам, кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Но и в этом случае источником финансирования являются бюджетные средства, которые должны быть направлены на поддержку определенных проектов и критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать. В каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании могут быть свои приоритеты.

Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов. Таким образом, законодательно закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является ее громоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, предъявляют традиционные для коммерческих банков требования к условиям и срокам возврата кредитов, их обеспечению и гарантиям. Создаются такие условия, что льготный кредит получить практически невозможно (требуются всевозможные справки, растягиваются сроки оформления кредита и т.д.). Вследствие этого лишь незначительное количество малых предприятий получает такую помощь.

Несмотря на имеющиеся издержки, все же финансирование через фонды для малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитными учреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования, пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатного консультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получения кредитов от фондов компенсируются их дешевизной.

Необходимо иметь в виду, что задача фонда шире, чем просто доведение средств до конкретных предпринимательских программ и проектов. Нельзя забывать, что здесь речь идет отнюдь не о субсидиях, а о кредите: выданные средства должны вернуться в фонд, причем в несколько большей сумме. Фонд принимает долевое участие в финансировании, не более того. Хотя фонд и является структурой некоммерческой, кредиты выдает под проценты, которые, правда, в некоторых случаях являются символическими. Такой вид государственного кредитования фактически бесплатен, что, как правило, не стимулирует к эффективной работе. Поэтому данную форму поддержки малого предпринимательства следует применять лишь в отдельных случаях с инвестиционными проектами, связанными с высокими технологиями и интересами всего государства либо особенностями конкретных регионов и муниципальных образований. Средства на указанные проекты должны предоставляться из бюджета развития Российской Федерации в бюджеты различных уровней на конкурсной основе, с учетом установленных на каждом уровне приоритетов. Такими приоритетами, например, на региональном уровне могут быть агропереработка, пищевая промышленность и др., на уровне местного самоуправления — сфера услуг и бытового обслуживания и т.д.

Предоставление бюджетных кредитов предусмотрено также Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах». Согласно ст. 4 данного Закона, органы государственной власти предоставляют организациям народных художественных промыслов бюджетные кредиты из федерального бюджета.

Одной из форм бюджетного кредитования малого предпринимательства, как указывалось ранее, является предоставление инвестиционного налогового кредита. Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в НК РФ. Согласно ст. 66 части первой НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Малое предприятие имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях:

  • ? при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • ? при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности, в том числе при создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;
  • ? в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.

Малое предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.

В случае проведения предпринимательской фирмой НИОКР инвестиционный налоговый кредит предоставляется в сумме, составляющей 30%-ную стоимость приобретенного фирмой оборудования, используемого исключительно для проведения НИОКР или технического перевооружения. В остальных случаях он предоставляется на суммы, определяемые соглашением сторон при заключении договора об инвестиционном налоговом кредите. Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее */2 и не превышающей 3Д ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Помимо инвестиционного налогового кредита НК РФ предусматривает возможность получения предпринимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятиями, налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться в следующих случаях:

  • ? при причинении фирме ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • ? задержке финансирования фирме из бюджета или оплаты выполненного этой фирмой государственного заказа;
  • ? угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.

В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период предоставления налогового кредита.

Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента Российской

Федерации от 8 июля 1994 г. № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета». Согласно данному Указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей:

  • ? на проведение структурной перестройки производства;
  • ? для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;
  • ? на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

Последний пункт, думается, больше подходит для малых венчурных предприятий. Что же касается ссуды для проведения структурной перестройки производства, то ее получение осложняется необходимостью предоставления банковской гарантии о возврате ссуды.

Таким образом, законодательство хотя и предусматривает получение субъектами малого предпринимательства бюджетных кредитов, займов и ссуд, но на практике указанные нормы не всегда реализуются должным образом.

Рассмотрим последнюю форму бюджетного финансирования малого предпринимательства — государственные и муниципальные гарантии.

Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

Выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, так же как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий.

Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии — это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 5—8 руб. частных кредитов.

Согласно ст. 115 БК РФ, государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование- гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства, перед третьими лицами полностью или частично.

Предоставление субъектам малого предпринимательства государственных гарантий предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации». В данном Постановлении предусмотрены льготы для субъектов малого предпринимательства, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. Субъекты малого предпринимательства в объем собственных средств, направляемых на финансирование инвестиционного проекта, по которому выдается государственная гарантия, кроме источников, предусмотренных для всех остальных субъектов предпринимательства, дополнительно включают прибыль и амортизационные отчисления.

Предоставление государственных гарантий субъектам малого предпринимательства предусмотрено также Законом № 209-ФЗ. В данном Законе содержится положение, посвященное гарантийным функциям фондов поддержки малого предпринимательства. Так, в п. 1 ст. 17 «Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» записано: «Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичными организациями, как правило, варьируют в пределах 75—90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самого субъекта малого предпринимательства, «дополняющего» сумму гарантий своим имуществом. Выдача 100%-ных гарантий сделала бы нерациональным поведение кредитора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровня их окупаемости.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. По-видимому, и наша страна начинает перенимать данный опыт.

В 2004 году было принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2004 г. № 118 «Об утверждении Правил предоставления в 2004 году государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества «Российский банк развития», осуществляемым на внутреннем финансовом рынке для финансирования поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств».

С учетом положения БК РФ деньги направляются через государственного агента — Российский банк развития. Он является получателем гарантии, который заимствует денежные средства на внутреннем финансовом рынке (путем размещения облигаций банка и привлечения кредитов), а затем на льготных условиях под небольшой процент предоставляет эти деньги региональным (уполномоченным) банкам. Региональные банки в свою очередь тоже под небольшой процент выдают кредиты всем желающим — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Исходя из всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что в российском законодательстве уже есть немало норм, предусматривающих предоставление субъектам малого предпринимательства бюджетного финансирования. В то же время необходим еще целый ряд мер, направленных на развитие и совершенствование форм государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

Формы поддержки малого бизнеса в России: чем может помочь государство?

27 сентября Рубрика: Поддержка малого бизнеса

Каждый день появляются новые малые и средние предприятия, но большинство из них уже в течение первого года перестают существовать. Это связано с тем, что предприниматели зачастую вообще не получают финансовой поддержки на начальном этапе развития бизнеса. Когда человек впервые начинает какое-то дело, он не может рассчитать все предстоящие расходы, возникающие впоследствии. Поэтому, для того, чтобы в стране успешно развивался малый и средний бизнес, ему необходимо оказывать поддержку со стороны государства и частных инвесторов.

Существуют разные формы поддержки малого бизнеса. Поддержка предпринимательства может быть разной: финансовой, юридической, льготной, кредитной, правовой и т.д. В крупных городах страны образовываются специальные фонды и организации, которые занимаются вопросом оказания поддержки малым предпринимателям. Например: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

В Москве в 2007 году начала работать «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству». Она помогает предпринимателям малого бизнеса в проведении контроля качества и государственных проверок. Формы поддержки малого предпринимательства могут затрагивать самые разные сферы. В 2006 году в Москве открылся «Фонд содействию кредитования» этот фонд предоставляет поручительства по займам, лизингу и кредитам.

Развитие малого бизнеса и предпринимательства будет способствовать росту экономики страны, потому как на рынке отечественных товаров будут появляться отечественные товары, которые будут постепенно выходить на конкурентно способный уровень.

Механизмы поддержки малого бизнеса очень разносторонни и могут затрагивать разные аспекты деятельности, но даже самая минимальная помощь может значительно помочь начинающим предпринимателям. В некоторых регионах России местные власти оказывают кое-какую материальную поддержку предпринимателям, которые начинают заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Сельское хозяйство России находится в упадке, оно просто нуждается в притоке небольших и средних предприятий, которые будут способствовать подъему аграрного хозяйства.

Но, к сожалению, если государство как-то и пытается помогать начинающим предприятиям, то эта помощь совсем незначительная и не может в должной мере способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

Более того, в последнее время государство повысило налоги, что вызвало море возмущений и противоречий со стороны предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *