ФЗ 3 от 2011

01.03.2011

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 1 марта вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Данный закон был принят в целях упразднения милиции и создания вместо нее правоохранительной структуры с новым названием и аналогичными обязанностями и полномочиями. При этом основные положения закона, регулирующего деятельность милиции, были перенесены в новый закон.

Можно отметить следующие полномочия полиции, закрепленные во вступившем в силу законе:

1. В связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, полиция имеет право:

1) вызывать граждан и должностных лиц и получать от них необходимые объяснения, получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан необходимые сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»)
Комментарий Пепеляев Групп: Милиция имела тот же объем прав, которые были закреплены в пунктах 3, 4 и 30 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции».

2) при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма воспроизводит содержание пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», который предоставлял милиции аналогичные права.

3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан (п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма предоставляет полиции существенно больший объем полномочий по беспрепятственному вхождению на территорию и в помещения организаций, ознакомлению с их документами, чем тот, который имелся у милиции.

В тексте закона «О полиции» не раскрывается, что конкретно понимается под правом сотрудников полиции посещать организации. Можно предположить, что обладая правом беспрепятственного прохода, сотрудники полиции смогут беспрепятственно передвигаться по территории и помещениям организации. Таким образом, право на посещение организации может предполагать право сотрудников полиции на осмотр ее территории и помещений.

Важно отметить, что в отличие от правил осмотра, установленных процессуальным законодательством (ст. 27.8 КоАП РФ, ст. 177 УПК РФ), Федеральный закон «О полиции» не предполагает участие в осмотре представителя организации и понятых. При этом полиция будет иметь данные полномочия по всем без исключения делам, находящимся в ее производстве, в том числе и при рассмотрении сообщений о происшествиях, не имеющих признаков преступления или административного правонарушения.

2. Полиции перешли полномочия милиции по участию в налоговых проверках по запросам налоговых органов и получению сведений, составляющих налоговую тайну (п.п. 28, 29 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Аналогичные права милиции были закреплены в п.п. 33, 34 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции».

3. Статья 15 Федерального закона «О полиции» регламентирует условия и порядок проникновения сотрудников полиции в жилые помещения. В соответствии с частью 3 данной статьи проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается в следующих случаях:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления;
4) для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае вхождения в жилое помещение в течение 24 часов должен быть письменно уведомлен прокурор (ч. 7 ст.15 ФЗ «О полиции»).

Комментарий Пепеляев Групп: Данная норма закона «О полиции» в целом (п.п. 1-3) повторяет содержание пункта 18 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции», который предусматривал возможность беспрепятственного вхождения сотрудников правоохранительных органов в случае экстренных и чрезвычайных ситуаций. Установление обстоятельств несчастного случая (п. 4 ч. 3 ст.15 ФЗ «О полиции») не относится к таким ситуациям, и включение этого обстоятельства в данный перечень представляется неоправданным. Тем более, что вхождение сотрудников правоохранительных органов в жилые помещения при расследовании преступлений возможно только с санкции суда.

Рекомендации

1. При исполнении требований полиции о предоставлении сведений и документов необходимо учитывать положения части 4 статьи 13 ФЗ «О полиции», которой установлено, что требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 статьи 13 данного закона, обязательны для исполнения в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца с момента его вручения.

2. Поскольку из пункта 5 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» следует, что указанные в нем права появляются у сотрудников полиции только в связи с находящимися в производстве полиции уголовными делами и делами об административных правонарушениях, а также проведением полицией проверки сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, сотрудник полиции, желающий посетить организацию, должен подтвердить эти обстоятельства.
Полагаем, что в соответствии с частью 3 статьи 13 ФЗ «О полиции» порядок реализации данных прав полиции будет утвержден Министерством внутренних дел РФ после вступления в силу данного закона.

До издания МВД РФ такого нормативного акта полагаем правильным просить сотрудника полиции предъявить не только служебное удостоверение, но и документ, подтверждающий, что его действия соответствуют целям, указанным в пункте 5 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» (например постановление или распоряжение о проведении осмотра).

В случае отсутствия такого документа предлагаем уточнять полномочия и задачу сотрудника полиции у непосредственного руководства данного сотрудника по телефону.

Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»

Приказ МВД России от 14.02.2017 N 65 (ред. от 13.12.2019) Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации

44.4. Проверяет знание командируемыми сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <1>, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 09.09.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 372 (ред. от 30.11.2019) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2017 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко»

1. Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2017 N 3-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобами граждан В.А. Семенова и Н.В. Шмакова»

В частности, поскольку названный Федеральный закон связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены.

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также подзаконных нормативных правовых актов.

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 28.12.2016 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции».»;

Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»

При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

УДК 342.76

К. С. Володина

аспирант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

М. С. Ларин

помощник юриста

ООО «Региональный компьютерный сервис», г. Пенза, Российская Федерация

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется законодательство об ограничении конституционно закрепленных экономических прав, в частности, права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, определяются основные задачи ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, указывается на то, что правомерное ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, является необходимым условием, обеспечивающим выполнение ими служебных задач. Исходя из проанализированного законодательства, делается вывод, что основное внимание уделяется ответственности сотрудников и минимальное — профилактике нарушений. В связи с чем предлагаются меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами. При этом формулируется вывод о том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ эффективного борца с преступностью, а инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

Ключевые слова: ограничения прав сотрудников полиции, право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

K. S. Volodina

Postgraduate student Penza State University, Penza, the Russian Federation

M. S. Larin

Legal assistant

Regional computer service, Penza, the Russian Federation

LIMITATION OF THE POLICEMEN RIGHTS TO ENGAGE IN ENTREPRENEURIAL AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES NOT PROHIBITED BY LAW

should not make an image of an effective fighter against crime, an instrument for

ensuring the construction of a law-based state and civil society.

Key words: restrictions on the rights of police officers, the right to engage in

entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law.

Конституция Российской Федерации в качестве основ конституционного строя закрепляет такие экономические права, свободы и обязанности, как: равенство и многообразие форм собственности, свободу экономической деятельности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности .

Однако в ряде случаев законодатель допускает ограничение конституционно закрепленных экономических прав. Наиболее актуально это в отношении сотрудников органов внутренних.

И здесь выявляется интересный парадокс: чтобы конституционно закрепленные экономические права свободно реализовывались рядовыми гражданами, необходимо аналогичные права ограничивать у представителей органов публичной власти .

Служба в органах внутренних дел представляет собой разновидность государственной службы и ей присущи как общие черты и принципы государственной службы, так и специфические, вытекающие из задач и функций органов внутренних дел.

Сущность деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, состоит в охране существующих общественных правоотношений и правопорядка. Используемые для этого методы и средства связаны с использованием принудительной силы государственной власти. Такие полномочия подразумевают правомерное ограничение прав и свобод самих сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, как необходимое условие, обеспечивающее выполнение ими служебных задач .

Так, сотрудник полиции наделен государственно-властными полномочиями в отношении лиц, не имеющих с ним отношений служебной подчиненности. Он осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей несения службы в пределах территории, обслуживаемой территориальным органом полиции, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией) .

Возможность ограничений прав сотрудников правоохранительных органов (полиции) допускается рядом международных актов, а также предусмотрена законодательством и прецедентным правом многих зарубежных государств. Об этом свидетельствуют Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция Международной организации труда № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также ряд других документов .

В Российской Федерации ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, были закреплены в ст. 29 Федерального законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции», которая утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2015 № 16-ФЗ, а ее положения были перенесены в статью Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) .

Исходя из того, что служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы

прохождения службы в органах внутренних дел, положения ст. 14 данного Федерального закона распространяются и на сотрудников полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

Так, пп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией .

При этом ограничение прав и свобод сотрудников полиции возможно осуществить тремя способами: путем установления прямых запретов, исключения конкретного правомочия из содержания того или иного права, установления специального порядка реализации права .

Очевидно, что основными задачами ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью являются:

— борьба с коррупцией;

— недопущение возможного конфликта интересов;

— предупреждение участия сотрудников полиции в рейдерских захватах;

— исключение возможности использования полицейскими своего служебного положения в личных целях;

— предупреждение потенциального злоупотребления правами со стороны сотрудников полиции

— обеспечение эффективного функционирования органов внутренних дел в целом и полиции в частности.

В правовом статусе полиции ограничение на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью имеет неоспоримо важную роль, поскольку выступает в качестве своеобразного «сдерживающего противовеса», обладает весьма широкими полномочиями, предоставленными полиции с введением в действие Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции» .

Несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, признается статьей 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) грубым нарушением служебной дисциплины .

За нарушение служебной дисциплины, выразившимся в несоблюдении сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами, на сотрудника полиции может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017). При этом такие дисциплинарные взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел, могут применяться только в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения

служебной дисциплины, каким и является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами .

На сегодняшний день в органах внутренних дел, в том числе полиции, основное внимание уделяется ответственности сотрудников, нарушивших ограничения и запреты, установленные федеральными законами, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. При этом минимальное внимание уделяется профилактике таких нарушений.

В рамках настоящей статьи нами предлагаются следующие меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в Российской Федерации:

1. Периодическое освещение в рамках служебной подготовки сотрудников полиции темы экономических запретов и ограничений, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью;

2. Усиление контроля со стороны гражданского общества за соблюдением сотрудниками полиции экономических запретов и ограничений, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. При этом гражданам в случаях установления фактов нарушения сотрудником полиции данных экономических ограничений должна быть предоставлена возможность обращаться непосредственному к начальнику данного сотрудника путем направления заявлений. На основании таких заявлений граждан будут проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, указанных в таких заявлениях.

Интересным представляется предложение М.Ю. Мельникова, озвученное им в докладе на международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы гражданского и уголовного права» в Санкт-Петербурге. Поскольку большинство сотрудников полиции, нарушающих запрет на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, делают это потому, что наделенные властью, обладают определенными полномочиями и кругом связей, пытаются создать источник дохода, который сможет обеспечить им занятость и приносить доход при выходе на пенсию. На этот случай М.Ю. Мельников предлагает дать возможность сотрудникам полиции проходить курсы по ведению малого и среднего бизнеса. Тем самым сотрудник полиции будет обеспечен дополнительными знаниями, которые он сможет применить, выйдя на заслуженный отдых . Такое предложение кажется нам обоснованным и вполне возможным.

В целом же, необходимо заострить внимание на том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ потенциального врага, загнанного в угол многочисленными запретами и ограничениями, а эффективного борца с преступностью, инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9. Хужин А.М. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации и доказывания невиновного поведения) / А.М. Хужин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 23. — С. 126-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Володина Кристина Сергеевна — аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: kslarina0758@ gmail.com.

Ларин Михаил Сергеевич — помощник юриста, ООО «Региональный компьютерный сервис», 440052, г. Пенза, ул. Чкалова 52, Российская Федерация, e-mail: larinMS@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

Только в отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.

Случаи, при которых транспортное средство может быть остановлено другими сотрудниками полиции.

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27 Закона N 3-ФЗ).

В случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5, п. 37 ч. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ).

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Регламента):

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7) необходимость использования транспортного средства;

8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Особые способы остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств (п. 74 Регламента).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *