ФЗ о международном арбитраже

О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе» (статьи 1 — 3)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе»

Принят

Государственной Думой

18 декабря 2018 года

Одобрен

Советом Федерации

21 декабря 2018 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст.2; 2018, N 32, ст.5088) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 1 после слова «Положения» дополнить словами «части 7_1 статьи 7,»;

2) в пункте 11 статьи 2 слова «(за исключением споров, предусмотренных пунктами 2 и 6 части 1 статьи 225_1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)» заменить словами «, за исключением споров, предусмотренных частью 7_1 статьи 45 настоящего Федерального закона»;

3) статью 7 дополнить частью 7_1 следующего содержания:

«7_1. Для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами указанного соглашения участников юридического лица или сделки.»;

4) в статье 44:

а) в части 1 слова «актом Правительства Российской Федерации» заменить словами «актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти», слова «предоставления Правительством Российской Федерации» заменить словами «предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти»;

б) дополнить частью 1_1 следующего содержания:

«1_1. Отношения, связанные с деятельностью постоянно действующего арбитражного учреждения по администрированию арбитража, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства Российской Федерации.»;

в) в части 4 слова «предоставляется актом Правительства Российской Федерации,» заменить словами «предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти,», дополнить словами «о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения»;

г) дополнить частью 4_1 следующего содержания:

«4_1. Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с настоящим Федеральным законом. Иностранное арбитражное учреждение включается в указанный перечень уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении соответствующему иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в течение пятнадцати рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета по совершенствованию третейского разбирательства.»;

д) в части 5 слова «перечень документов, представляемых для рассмотрения указанным Советом вопроса о выдаче рекомендации о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, порядок их рассмотрения» заменить словами «порядок рассмотрения документов, представляемых для рассмотрения указанным Советом вопроса о выдаче рекомендации, предусмотренной частью 6 настоящей статьи»;

е) в части 6 слова «подготавливает рекомендации» заменить словами «выдает мотивированную рекомендацию», после слов «арбитражное учреждение,» дополнить словами «или иностранному арбитражному учреждению», после слов «настоящей статьи,» дополнить словами «обобщает практику применения законодательства Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве),»;

ж) дополнить частями 6_1-6_3 следующего содержания:

«6_1. Для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства вопроса о выдаче рекомендации, предусмотренной частью 6 настоящей статьи, некоммерческая организация, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти следующие документы:

1) заявление о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;

2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее пяти рабочих дней до дня обращения с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;

3) решение уполномоченного органа некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, о создании постоянно действующего арбитражного учреждения и об обращении с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;

4) правила постоянно действующего арбитражного учреждения, заверенные в установленном порядке уполномоченным органом некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение;

5) в случае наличия председателя или иного должностного лица постоянно действующего арбитражного учреждения, уполномоченного правилами постоянно действующего арбитражного учреждения единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним, соответствующие сведения о данном лице (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество, дата рождения, сведения об образовании и о профессиональной деятельности), а также заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего назначение соответствующего лица на вышеуказанную должность;

6) в случае наличия председателя или иного должностного лица постоянно действующего арбитражного учреждения, уполномоченного правилами постоянно действующего арбитражного учреждения единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним, письменное согласие данного лица на обработку его персональных данных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

7) рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения;

8) письменные согласия лиц на включение в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, биографические справки со сведениями об образовании и о профессиональной деятельности указанных лиц;

9) письменные согласия лиц, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, на обработку их персональных данных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

10) оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие (сведения об отсутствии) у соответствующих лиц, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, высшего юридического образования, ученой степени по специальности, входящей в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и (или) опыта разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей, и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже), и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей;

11) оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов и сведения, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 4 части 8 настоящей статьи, в том числе сведения о некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, ее учредителях (участниках) (наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество), сведения о финансовых, экономических и иных показателях деятельности некоммерческой организации, реализуемых (реализованных) некоммерческой организацией проектах и проведенных мероприятиях, поддержке (и ее формах) некоммерческой организации органами государственной власти, международными организациями);

12) опись представленных документов, подписанная уполномоченным лицом.

6_2. Для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства вопроса о выдаче рекомендации, предусмотренной частью 6 настоящей статьи, иностранное арбитражное учреждение или организация, при которой создано иностранное арбитражное учреждение, представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти следующие документы:

1) заявление о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, подписанное уполномоченным лицом иностранного арбитражного учреждения или организации, при которой создано иностранное арбитражное учреждение;

2) справка с описанием истории и деятельности иностранного арбитражного учреждения;

3) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной официальный документ, подтверждающий юридический статус иностранного арбитражного учреждения или организации, при которой создано иностранное арбитражное учреждение;

4) правила арбитража корпоративных споров, заверенные в установленном порядке иностранным арбитражным учреждением (в случае, если иностранное арбитражное учреждение намерено осуществлять администрирование арбитража корпоративных споров, за исключением споров, указанных в части 7_1 статьи 45 настоящего Федерального закона);

5) документы, подтверждающие наличие на территории Российской Федерации обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения либо организации, при которой создано иностранное арбитражное учреждение, в случае, если иностранное арбитражное учреждение намерено осуществлять администрирование арбитража внутренних споров, за исключением споров между участниками специального административного района, правовой режим которого определен Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», а также споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района.

6_3. Документы, предусмотренные частями 6_1 и 6_2 настоящей статьи, представляются на электронном и бумажном носителях (в оригиналах, если иное не предусмотрено настоящей статьей). Записи на электронном носителе должны соответствовать записям на бумажном носителе. Заявление и документы, предусмотренные частью 6_2 настоящей статьи, должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с надлежащим образом удостоверенным переводом на русский язык либо на русском языке.»;

з) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. В случае выдачи Советом по совершенствованию третейского разбирательства рекомендации об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение пятнадцати рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета по совершенствованию третейского разбирательства принимает мотивированное решение об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или отказе во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомляет некоммерческую организацию, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранное арбитражное учреждение о принятом решении в течение трех рабочих дней с даты принятия решения, а также возвращает в указанный срок все поданные документы. Отказ в предоставлении некоммерческой организации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и отказ во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут быть обжалованы в суд.»;

и) часть 12 изложить в следующей редакции:

«12. Рекомендация Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения иностранному арбитражному учреждению дается по результатам анализа соответствия следующим требованиям:

1) наличие у иностранного арбитражного учреждения широко признанной международной репутации, критерии которой определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства;

2) наличие на территории Российской Федерации обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения либо организации, при которой создано иностранное арбитражное учреждение, в случае, если иностранное арбитражное учреждение намерено осуществлять деятельность по администрированию арбитража внутренних споров, за исключением споров между участниками специального административного района, правовой режим которого определен Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», а также споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района.»;

к) дополнить частью 12_1 следующего содержания:

«12_1. Соблюдение требований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, при предоставлении иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения проверке не подлежит.»;

л) часть 20 изложить в следующей редакции:

«20. Лицам, не получившим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, а также иных действий, связанных с проведением третейского разбирательства при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (получение арбитражных расходов и сборов, регулярное предоставление помещений для устных слушаний и совещаний и другие). Лицам, не получившим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, запрещается рекламировать в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража, включая функции по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора. В случае нарушения вышеуказанных запретов решение третейского суда, в том числе третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, считается принятым с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной настоящим Федеральным законом.»;

5) в статье 45:

а) в части 7 третье предложение исключить;

б) дополнить частью 7_1 следующего содержания:

«7_1. Споры, предусмотренные пунктами 2 и 6 части 1 статьи 225_1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, при отсутствии правил арбитража корпоративных споров.»;

в) дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Если местом арбитража является Российская Федерация, споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в связи с ними, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.»;

6) в части 3 статьи 47 слова «по научной специальности,» заменить словами «по специальности,».

Статья 2

1) главу 3 дополнить статьей 30_2 следующего содержания:

«Статья 30_2. Реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства)

Реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускается.»;

2) в части 6 статьи 38 слова «статьями 28-30_1» заменить словами «статьями 28-30_2».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

2. В случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона в Правительство Российской Федерации представлены рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения некоммерческой организации или иностранному арбитражному учреждению и соответствующие акты Правительства Российской Федерации, подлежащие принятию в установленном порядке на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, не изданы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции, в течение трех месяцев с даты получения от Правительства Российской Федерации материалов возвращает некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранному арбитражному учреждению документы, представленные для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства, для устранения причин, послуживших основанием для рекомендации об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

3. Некоммерческие организации, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона актом Правительства Российской Федерации было предоставлено право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, вправе осуществлять указанные функции без необходимости предоставления этого права актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции.

Президент

Российской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ – это один из наиболее крупных и авторитетных арбитражных центров мира, отвечающий международным стандартам процедуры, с высоким профессионализмом арбитров и в тоже время наиболее выгодный в экономическом плане.

В июне 2017 года Советом Торгово-промышленной палаты РФ и Президиумом МКАС при ТПП РФ принято решение об открытии в городе Казани на базе ТПП РТ Отделения МКАС.

В феврале 2020 года Приказом Президента ТПП РФ дополнительный офис Отделения МКАС г. Казани образован в Торгово-промышленной палате Набережных Челнов. Правовое положение обособленного подразделения в Челнах определяется Положением.

МКАС – БЫСТРЫЙ, ВЫГОДНЫЙ, ЭФФЕКТИВНЫЙ,
КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ способ разрешения споров

МКАС рассматривает международные и внутренние споры. В суде приняты правила международных коммерческих, правила арбитража внутренних, корпоративных и спортивных споров.

Правила арбитража внутренних споров

Правовое положение МКАС при ТПП РФ определяет:
— Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5340-1 (ред. от 30.12.2015) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»
Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 (ред. от 25.12.2018) «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с «Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации»)
— Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, г. Женева, 1961 г
— Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, г. Нью-Йорк, 1958 г.
Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

ПРЕИМУЩЕСТВА разрешения споров в МКАС

Положение об организационных основах деятельности МКАС при ТПП РФ

Положение об арбитражных расходах

Сравнительная таблица арбитражного сбора МКАС при ТПП РФ и госпошлины в арбитражных судах

АРБИТРАЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Арбитражное соглашение может быть заключено и в виде самостоятельного арбитражного соглашения, в том числе, когда спор уже возник. Стороны также вправе заключить альтернативное арбитражное соглашение, например, о передаче спора по усмотрению истца в МКАС или в государственный арбитражный суд.

Рекомендуемая арбитражная оговорка

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Отделении Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в городе Казани в соответствии с применимыми правилами и положениями МКАС».

Таким образом, МКАС при ТПП РФ делает доступнее разрешение споров между хозяйствующими субъектами с помощью профессионального и объективного рассмотрения, что способствует более эффективному ведению бизнеса.

ИСТОРИЯ

История МКАС начинается с 1932 года, с образования при Всесоюзной торговой палате внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК). Первое по времени решение ВТАК датировано 15 ноября 1933 года. В 1987 году ВТАК была переименована в Арбитражный суд при ТПП СССР.

С принятием в 1993 году Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и утверждением в качестве приложения к закону Положения о МКАС при ТПП РФ, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ получил свое нынешнее наименование.

В результате реформирования третейских судов в Российской Федерации, с 1 ноября 2017 года прекращено функционирование всех ранее созданных. Сегодня право на третейское администрирование принадлежит лишь пяти учреждениям России. Два из них созданы при Торгово-промышленной палате РФ: Морская арбитражная комиссия (МАК) и Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС).

Отделения МКАС по внутренним спорам образованы в 18 регионах страны: во Владивостоке, в Волгограде, Воронеже, Иркутске, Казани, Краснодаре, Московской области, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе, Тюмени, Туле, Ульяновске, Уфе, Челябинске.

КОНТАКТЫ

Дополнительный офис в г. Набережные Челны открыт на базе Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов 21 февраля 2020 года, в соответствии с Приказом Президента ТПП РФ №12.
Руководителем избран Юриков Эдуард Николаевич

ОТВЕТ:

На вопрос отвечает разработчик Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Председатель Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Валерий Абрамович Мусин.

Автор вопроса достаточно подробно проанализировал действующее российское процессуальное законодательство на предмет компетенции судебных органов в области международного коммерческого арбитража.

Неясность при рассмотрении данного, казалось бы, очевидного вопроса может возникнуть вследствие того, что понятие — «международный коммерческий арбитраж» в юридической литературе и действующем законодательстве (Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже; ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; АПК РФ; ГПК РФ) применяется в трех, совершенно различных, значениях.

Во-первых, оно используются для обозначения постоянно действующего арбитражного учреждения (органа, института), созданного для обеспечения деятельности по разрешению экономических споров в сфере международной торговли. Во-вторых, международным коммерческим арбитражем может именоваться коллегия арбитров или единоличный арбитр, избранные (назначенные) сторонами для разрешения спора. В-третьих, понятие «международный коммерческий арбитраж» применяется для характеристики метода (процедуры), применяемого для разрешения спора.

Следует обратить внимание на то, что в пункте 3 статьи 1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» речь идет о международном коммерческом арбитраже в значении законодательно урегулированного метода разрешения гражданско-правового спора в сфере международной торговли, а не как о постоянно действующем арбитражном институте.

Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» регулирует именно метод (процедуру), применяемый при разрешении споров в области международной торговли. Он не описывает порядок создания на территории России постоянно действующих арбитражных учреждений (постоянно действующих третейских судов). Приложения №№ 1 и 2 к названному закону касаются функционирования созданных до его принятия на базе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации арбитражных институтов — Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии. Однако это не означает, что данный закон распространят свое действие только на эти арбитражные центры. Так, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», действие данного закона распространяется на «любой арбитраж (третейский суд) независимо от того образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением».

Порядок создания (образования) в России постоянно действующих третейских судов установлен исключительно в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». До принятия данного закона постоянно действующие третейские суды создавались на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров.

Принимая во внимание сказанное выше, следует согласиться с мнением автора вопроса о том, что «любой третейский суд вправе рассматривать споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, в том числе отнесенные к международному коммерческому арбитражу, но по соответствующим правилам: если спор отнесен к сфере международного коммерческого арбитража, то порядок его рассмотрения регламентируется законодательством о международном коммерческом арбитраже, в частности Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», а если спор не относится к указанной области, то третейское разбирательство должно осуществляться согласно ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не требует от созданных до его принятия постоянно действующих третейских судов каких-либо дополнительных действий по своей легализации. Следовательно, можно с уверенностью констатировать, что вывод, сделанный выше, относится и к постоянно действующим третейским судам, созданным до принятия ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» в соответствии с Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров.

Место арбитража (также известный как место или локаль) является одним из наиболее важных факторов, которые необходимо учитывать при составлении международных арбитражных оговорок в договоре, и его часто путают с местом проведения арбитража., что не одно и то же.

Выбор места арбитража может иметь серьезные последствия для арбитража, который впоследствии возникает. Обязательные положения места арбитража всегда будут применяться к арбитражу: например, если место арбитража выбрано как Эр-Рияд, тогда арбитраж должен соответствовать шариату, без начисления процентов. Место арбитража также обычно определяет процедуру, регулирующую арбитражное разбирательство, а также суд, который имеет право вмешиваться в арбитражное разбирательство., например, путем принятия временных мер или отмены решения. Выбор Лондона в качестве места арбитража, например, как правило, будет разрешать заявки на обеспечение расходов в соответствии с Арбитражным законом 1996. Выбор США. место арбитража, с другой стороны, может позволить вмешательство национальных судов, чтобы заставить производство документов под 28 Раздел USC 1782.

Место арбитража следует отличать от физического места, где должны проводиться слушания., хотя они обычно находятся в одном месте. Разница между местом и местом проведения подчеркивается в некоторых арбитражных правилах, такой как например статья 18 из Правила ICC (2017) и статья 16 из Правила LCIA (2014).

по традиции, самыми популярными местами для международного коммерческого арбитража были Лондон, Париж, Нью-Йорк и Женева, где основаны самые старые и популярные арбитражные институты. Однако, последние статистические данные показывают растущее разнообразие в отношении арбитражного.

Статистика ICC для 2016 показать, что из 106 случаи, зарегистрированные в 2016, 96 сидели в Париже, 65 в Лондоне и 54 в женеве. За тремя местами, выбранными сторонами для места, последовал Белиз Сити, популярная юрисдикция для включения транспортных средств специального назначения, затем Нью-Йорк, Цюрих, Сингапур и Мадрид.

Что касается дел МУС с их местом в США, снаружи 80 случаи, зарегистрированные в 2016, 41 сидели в Нью-Йорке, Нью-Йорк, 10 В Калифорнии, 10 в Техасе, 7 в штате Флорида, 2 в Иллинойсе, 2 в Вашингтоне и 2 Вашингтон. Для арбитража ICC со своим местом в Канаде, большинство канадских мест были в провинциях Онтарио, Альберта и Квебек. в заключение, Гонконг был местом арбитража в 8 Дела МУС в Китае.

Что изменилось в отношении места арбитража и почему?

В соответствии с всеобъемлющим отчетом, подготовленным МБА в 2015 под названием «Современное состояние и будущее международного арбитража: Региональные перспективы «, похоже, что в Европе и Северной Америке традиционно «безопасные» места для арбитража сохраняют свою популярность. К ним относятся Лондон, Париж и Женева, но также и Цюрих, Стокгольм, Нью-Йорк, Вашингтон, Торонто, Хьюстон и Ванкувер, британская Колумбия. Отчеты также показывают, что Мадрид становится все более популярным местом для латиноамериканских и испанских вечеринок.. Гаага, Вена и Франкфурт также являются частыми местами арбитража.

Хорошо зарекомендовавшие себя места также сохранили свою популярность среди латиноамериканских и африканских сторон, стремящихся занять нейтральное место в своих арбитражных оговорках.. В Африке, например, партии по-прежнему предпочитают Лондон, Париж и Женева, но интересно отметить, что Маврикий приобрел популярность как место арбитража для африканских сторон.

Азия, с другой стороны, За последние десять лет произошли значительные события в области международного арбитража, которые отражают его экономический рост.. По мере изменения мировой экономики и роста популярности арбитража, финансовые центры Азии стали популярными новыми международными арбитражными центрами. Сингапур и Гонконг, в частности, стали основными местами арбитража в Азии. Сингапур сегодня самое популярное место в Азии, с хорошо развитой инфраструктурой, современное национальное законодательство и сильная позиция в качестве финансового и коммерческого центра. более того, Сингапур также расположен в географически удобном месте и является нейтральным местом для вечеринок с двух противоположных сторон света..

На Ближнем Востоке, в то время как преобладающие места остаются в Париже, Лондон и Женева, значительные изменения за последние годы также привели к позитивным изменениям, которые повлияли на выбор сторонами места. Объединенные Арабские Эмираты, и в частности Дубай, видел огромный рост популярности в качестве предпочтительного места арбитража для сторон с Ближнего Востока после 2006, когда ОАЭ присоединились к Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение арбитражных решений. более того, как страны Ближнего Востока открыты для арбитража и модернизируют свое национальное законодательство, многие видят Каир (исторически важный центр арбитража, но сегодня не так), Тунис, Бейрут и Эр-Рияд как новые арбитражные центры в регионе, особенно для сторон, говорящих по-арабски и желающих вести слушания на своем родном языке.

В заключении, Традиционно популярные места арбитража сохранили свою популярность среди сторон при выборе сейфа, нейтральное и дружественное к арбитражу место для разрешения своих споров. Однако, после быстрых изменений в мировой экономике и того факта, что арбитраж растет и распространяется на другие континенты, новые центры, особенно в Азии и на Ближнем Востоке установили свое место в мировом арбитражном сообществе.

Всего несколько десятилетий назад, нейтральное и независимое место арбитража иногда находилось на полпути по всему земному шару. Стороны, вероятно, будут иметь больше возможностей для разрешения своих международных коммерческих споров на своем родном языке и в более знакомой среде в ближайшие годы.

Нина Янкович, Aceris Law

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *