ФЗ о внесении изменений в градостроительный кодекс

Вступил в силу соответствующий Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается в том числе:

— корректировка определения красных линий;

— объединение статей 46.1 — 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в главу 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», положения указанных статей в свою очередь также корректируются в части уточнения возможности осуществления комплексного и устойчивого развития территорий;

— сокращение продолжительности общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки — не менее 1 и не более 3 месяцев со дня опубликования проекта правил землепользования и застройки (ранее — не менее 2 и не более 4 месяцев);

— уточнение порядка внесения изменений в правила землепользования и застройки, порядка внесения изменений в документацию по планировке территории;
— уточнение требований к проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В ходе рассмотрения Федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации одобрены поправки, предусматривающие внесение изменений в статьи 48, 48.1 и 49 Кодекса, предусматривающие в частности следующее.

Исключено второе предложение части 1 статьи 48 Кодекса, предусматривающее, что если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю.

Статья 48 Кодекса дополнена частями 1.1 и 1.2, предусматривающими, что:

— в случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю;

— в случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 статьи 48 Кодекса, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 Кодекса градостроительного плана земельного участка.

Изменениями в части 5 и 7 статьи 48 Кодекса законодателем дано право организовывать подготовку проектной документации не только застройщику, но и иному лицу, в случаях, указанных в частях 1.1 и 1.2 статьи 48 Кодекса (когда возможно не оформлять земельный участок для проектирования).

Изменениями в часть 2 статьи 48.1 Кодекса к уникальным объектам отнесены ветроэнергетические установки высотой более чем 250 метров.

В части 1 статьи 49 Кодекса к лицам, которые направляют проектную документацию и результаты инженерных изысканий на экспертизу, отнесены лица, обеспечившие выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Кодекса (ранее – застройщик или технический заказчик).

Часть 3.4 статьи 49 Кодекса, определяющая проектную документацию и результаты инженерных изысканий, подлежащие государственной экспертизе, излагается в новой редакции, из нее исключаются объекты (за исключением объектов, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 Кодекса), строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый объект капитального строительства.

Также, в указанной части термин «объекты, используемые для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности» заменен термины «объекты размещения отходов» и «объекты обезвреживания отходов».

Изменениями в часть 11 статьи 49 Кодекса Правительство Российской Федерации наделено полномочием по установлению порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации.

С документом можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации по адресу.

2018 год ознаменовался изменениями в законодательстве. Одним из изменений стал Федеральный закон №342-ФЗ, который коснулся зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Что нужно знать о таких зонах и как защитить свои права?

В интересах граждан

В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация о 805 тысячах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). По требованиям законодательства сведения о местоположении границ всех охранных зон подлежат внесению в ЕГРН до 1 января 2022 года.

Как ранее подчеркивал заместитель Председателя Правительства Московской области – министр экологии и природопользования Дмитрий Куракин, охранные зоны существуют уже много лет, однако основная сложность заключается в том, что сведения о них отсутствуют в публичном реестре.

«Очень важно обеспечить публичный доступ к сведениям о ЗОУИТ. Это необходимо для соблюдения прав всех сторон процесса. Собственник охраняемого объекта должен публично информировать об ограничениях, которые необходимы и для сохранности объекта, и для безопасности людей. Граждане будут знать об ограничениях, накладываемых на земельные участки, и смогут лучше ими распоряжаться. Таким образом, уменьшаются риски возмещения убытков собственникам земельных участков, а органы региональной и муниципальной власти смогут проводить градостроительную политику с учетом этой информации» – отмечал Дмитрий Куракин.

Уведомления об ограничениях

Федеральный закон № 342-ФЗ определил момент возникновения, изменения, прекращений ЗОУИТ – со дня внесения/исключения соответствующих сведений в ЕГРН.

После внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, на земельных участках полностью или частично входящих в зону возникают различные ограничения использования. Об этих ограничениях владельцев земельных участков обязан уведомить орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты внесения сведений реестр.

Отметим, что для ранее учтенных земельных участков, внесенных в ЕГРН без уточнения границ, такие уведомления поступать не будут. Именно поэтому очень важно своевременно устанавливать границы земельных участков, оформлять права на недвижимость и предоставлять в Росреестр актуальные сведения об электронных адресах, по которым ведомство сможет проинформировать собственников об установлении зоны.

Полагается компенсация

Немаловажным изменением является, тот факт, что владельцы земельных участков, права которых ограничены, имеют право на возмещение убытков. Требование об их возмещении правообладатель объекта недвижимости, расположенного в охранной зоне, может направить в течение 5 лет. Этот срок начинает отчитываться с момента установления или изменения зоны, либо со дня, когда владелец объекта недвижимости узнал или должен был узнать об установлении или изменении ЗОУИТ.

Собственники же земельных участков, не установившие границы надела, могут и не подозревать об ограничениях, которые накладываются на их участок зоной, и не воспользоваться отведенным сроком, позволяющим требовать возмещения убытков.

Каждой зоне – своя граница

В настоящее время застройщикам, планирующим возведение объекта, в отношении которого предусматривается установление ЗОУИТ, необходимо сначала получить решение об установлении зоны. Только в таком случае возможно получение разрешения на строительство. Обязательным документом, без которого получить решение об установлении зоны будет нельзя, является графическое описание границ зоны в электронном виде.

Генеральный директор Московского областного БТИ Александр Беднягин сказал, что подобный электронный документ, целесообразно подготавливать кадастровым инженерам, обладающим необходимыми знаниями и квалификацией.

«Обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ является документ, содержащий сведения о границах данной зоны. В нем должны содержаться графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. С учетом ответственности, возникающей при установлении зон, считаем необходимым определить требования к исполнителю работ. С такой задачей под силу справиться только специалисту», – сообщал Беднягин.

Специалисты отрасли

Московское областное БТИ – государственное предприятие, имеющее в штате более 700 профессионалов. С 2011 года силами специалистов МОБТИ были внесены в ЕГРН сведения о границах охранных зон инженерных коммуникаций на территории региона, общей протяженностью 3500 км.

Специалисты предприятия помогут узнать о возможных ограничениях на земельный участок, предоставят полную информацию об особенностях зоны и соответствующих ей правилах использования. Кадастровые инженеры МОБТИ помогут установить ЗОУИТ, выполнив работу в соответствии со всеми требованиями законодательства.

Получить бесплатную консультацию по всем вопросам, связанным с ЗОУИТ можно по телефону горячей линии: 8-495-780-17-86, доб. 1806.

Пресс-служба Московского областного БТИ.

РЕКОМЕНДАЦИИ по применению отдельных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в части привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России к ответственности за совершение коррупционных правонарушений) <1>

<1> Сформулированы с учетом позиции Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России.

Настоящие рекомендации подготовлены в целях обеспечения единого подхода при применении отдельных положений Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> и Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <2>, касающихся особенностей привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России <3> к ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции <4>.

<1> Далее — «Закон о службе».

<2> Далее — «Закон о государственной гражданской службе».

<3> Далее — «сотрудники» и «служащие» соответственно.

<4> Далее — «коррупционное правонарушение».

Согласно нормативным предписаниям Закона о службе и Закона о государственной гражданской службе взыскания за коррупционные правонарушения налагаются (применяются представителем нанимателя) на основании доклада о результатах проверки <1>, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений <2>, а в случае направления доклада о результатах проверки в соответствующую комиссию по урегулированию конфликтов интересов (аттестационную комиссию) — и на основании рекомендации указанной комиссии.

<1> Проведение данной проверки подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее — Указ N 1065).

<2> Далее — «подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

Положениями Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 307-Ф3 <1> в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон о службе (часть 2 статьи 511) и Закон о государственной гражданской службе» (часть 1 статьи 593), внесены изменения.

<1> Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».

Так, действующими редакциями данных норм с согласия сотрудника или служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника или служащего.

Таким образом, законодательством предусматривается иной, упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений, исключающий необходимость проведения подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующей проверки (предусмотренной Указом N 1065) при условии признания сотрудником и служащим факта совершения коррупционного правонарушения.

В этой связи примененный в названных законодательных актах термин «доклад подразделения кадровой службы о совершении коррупционного правонарушения» отличен от термина «доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы».

Доклад о совершении коррупционного правонарушения <1> представляет собой доклад подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в котором излагаются фактические обстоятельства совершения коррупционного правонарушения с указанием на наличие признания сотрудником или служащим совершения им данного правонарушения. К такому докладу прилагается письменное объяснение сотрудника или служащего, содержащее признание им факта совершения коррупционного правонарушения, а также согласие о применении к нему взыскания.

<1> При документальном оформлении доклада целесообразно применение наименования «доклад о совершении

коррупционного правонарушения».

Кроме того, указанный доклад подразделения кадровой службы в целях применения соразмерного взыскания за совершенное коррупционное правонарушение должен содержать следующую информацию:

характер и тяжесть совершенного сотрудником или служащим коррупционного правонарушения;

обстоятельства, при которых совершено коррупционное правонарушение;

соблюдение сотрудником и служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

предшествующие результаты исполнения сотрудником или служащим своих должностных (служебных) обязанностей.

<Письмо> Минстроя России от 30.06.2020 N 25150-СГ/08 <По вопросу установления санитарно-защитной зоны до ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию>
Как обычно, упоминается, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, а являются мнением, не обязательным для правоприменения.
Однако, Минстрой сообщил следующее:
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 455-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 342-ФЗ) в части установления, изменения или прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 16 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона N 342-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ.
В соответствии с частью 16.1 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ до 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона.
Частью 59 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ закреплено, что требования об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории применяются с 1 января 2022 года.
При этом частью 18 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ определено, что в случае, если строительство объектов капитального строительства, в отношении которых подлежит установлению или изменению зона с особыми условиями использования территории, начато после дня вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ, но не позднее 1 января 2022 года, правообладатели таких объектов капитального строительства в срок не позднее чем через три месяца со дня возникновения прав на такие объекты обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 342-ФЗ. При этом положения пункта 13 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ), пункта 9 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ) не применяются.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, по мнению Департамента, вышеуказанными нормами исключено требование об оформлении документов об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, до выдачи разрешения на строительство, а не установлен запрет на подготовку данных документов до ввода объекта капитального строительства.
В дополнение информируем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО «A&B Legal»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *