Гарантия 223

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Банковская гарантия
  • Банковская гарантия по 223-ФЗ

Согласно 223-ФЗ, наиболее надежный и удобный способ подстраховать исполнение контракта — это использование банковской гарантии.

Банковская гарантия 223-ФЗ — способ обеспечения выполнения обязательств по договору, на тот случай если поставщик не выполнит или выполнит частично условия контракта, то все финансовые риски на себя берет выдавший ее банк.

Банковская гарантия по 223-ФЗ — отличие от 44-ФЗ

Главное отличие между этими двумя федеральными законами, что 223-ФЗ более либерален: он дает заказчику гораздо больше полномочий по установлению требований к гарантии.

Он закрепляет лишь общие условия проведения закупочной деятельности, а также дает больше свободы заказчику для составления ТЗ. А 44-ФЗ, в свою очередь, считается более жестким, по причине того, что в нем установлены исчерпывающие требования как к тексту и форме документа, так и к банкам, имеющим право ее выпускать.

Ключевыми и самыми важными отличиями можно выделить следующие:

  1. Требование наличия банковской гарантии списке в ЕРБГ, который расположен в ЕИС. Для документа по 44-ФЗ — это требование является обязательным и если заказчик не увидит БГ в едином реестре, то может отказать поставщику. Для БГ по 223-ФЗ данное требование не является критичным, закон не обязывает вносить гарантию единый реестр.
  2. Существует определенный список банков, которые имею право выдавать БГ для обеспечения контракта по 44-ФЗ. Данным организациям выставлены определенные условия, такие как: лицензия на осуществление деятельности в данном направлении; капитал должен составлять не менее 300 млн руб; наличие рейтинга АКРА или Эксперт РА. Только выполнив эти требования банк может претендовать на присутствие в списке организаций, имеющих право выдавать БГ по 44-ФЗ и получить идентификационный номер.
    Для банковских гарантий по 223-ФЗ данное условие не является обязательным по нормам закона. Но в данном случае, требования к банкам могут выставлять сами заказчики.
  3. При сумме контракта свыше 50 000 000 руб, Федеральный Закон 44 (ч. 6 ст. 96) обязывает заказчика установить обеспечение исполнения в размере от 10% до 30% от максимальной суммы договора. Если рассматривать данный пункт в контексте 223-ФЗ, то он не регламентирует размер обеспечения в принципе.

★ Рассчитайте стоимость гарантии по 223-ФЗ

Банковская гарантия по 223 ФЗ — ее виды и применение

ФЗ-223 предусматривает несколько видов банковских гарантий:

  • для исполнения госконтракта. Данная БГ обязывает выплатить банк определенную сумму, в том случае, если исполнитель недобросовестно исполняет свои обязанности по договору или отказывается от выполнения контракта в принципе;

  • для обеспечения заявки подрядчика, собирающегося участвовать в аукционе или конкурсе. Она служит подтверждением намерений поставщика, а также является свидетельством того, что он не откажется от подписания контракта;

  • для возврата аванса. В случае, если после его получения исполнитель отказался исполнять свои обязательства, по подписанному контракту.

Требования к банковской гарантии по 223-ФЗ

Конечно, данный закон довольно лоялен, но для того, чтобы получить гарантию по 223-ФЗ требуется соблюсти ряд предписанных законом правил.

Таким образом банковская гарантия должна:

  1. быть безотзывной;
  2. содержать в тексте указание срока действия;
  3. быть одобрена или отвергнута самим заказчиком не дольше, чем в течении трех дней, с того момента, как была получена;
  4. содержать информацию обо всех обязательствах принципала и правах бенефициара, на исполнения контракта которых был выдан документ;
  5. быть подробно расписаны суммы выплат бенефициару, в случае, если поставщик не выполнит или выполнит частично условия заключенного договора.

Преимущества гарантии по 223-ФЗ

Подводя итог, можно сказать, что многие заказчики при проведении торгов по 223-ФЗ ставят наличие банковской гарантии обязательным условием.

Совет: даже если этот пункт в тендерной документации отсутствует, целесообразным будет все-таки получить этот документ, так его наличие обеспечивает ряд преимуществ.

  • Получить гарантию по 223-ФЗ намного выгоднее, чем получение кредита на обеспечение исполнения.
  • Также, преимуществом будет то, что при ее наличии, вы можете использовать авансовый платеж.
  • Неоспоримым плюсом, является то, что при наличии банковской гарантии риски с заключением контракта сводятся к минимуму сводятся к минимуму.

Мы предлагаем обратить в один из наших банков-партнеров для получения гарантии на самых выгодных условиях.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 2 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными Положениями о закупке, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Несмотря на то, что Закон не содержит обязательного условия о предоставлении победителем торгов обеспечения исполнения контракта (договора), это требование, устанавливается Заказчиком в своем Положении о закупке, и, как правило, полностью дублирует соответствующие статьи Федерального закона № 94-ФЗ.

В большинстве случаев в Положениях о закупке содержатся следующие требования:

«В случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления победителем торгов, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.»

Таким образом, при заключении контрактов в соответствии с 223ФЗ, Принципал обязан при анализе аукционной документации уделить особое внимание на вопрос предоставления обеспечения исполнения заключаемого контракта и заранее побеспокоиться о получении безотзывной банковской гарантии.

Базовый перечень документов

Банковская гарантия исполнения контракта – это письменное обязательство банка (Гаранта) выплатить определенную сумму денег заказчику (Бенефициару) в случае невыполнения исполнителем (Принципалом) условий контракта. Данный инструмент обеспечивает надлежащее исполнение договорных обязательств. Для некоторых сделок такой способ снижения рисков является главным условием сотрудничества.

Банковская гарантия исполнения контракта согласно 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  1. Сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях.
  2. Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается гарантией.
  3. Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
  4. Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по БГ является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
  5. Срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 44-ФЗ.
  6. Отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления БГ по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления БГ в качестве обеспечения исполнения контракта.
  7. Перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по гарантии.

Особенности банковской гарантии по 223-ФЗ

В 223-ФЗ не прописаны требования, которым должна отвечать банковская гарантия, вносимая в качестве обеспечения контракта. Их заказчик может определить самостоятельно.

В целом процессы оформления банковской гарантии по 44-ФЗ и по 223-ФЗ схожи. Среди основных различи можно выделить следующие:

  1. 44-ФЗ предусматривает обязательное наличие банковской гарантии в Едином реестре банковских гарантий. В противном случае заказчик обязан отклонить такой документ. 223-ФЗ не предусматривает таких ограничений.
  2. Согласно 44-ФЗ в качестве обеспечения принимается только банковская гарантия, выданная банком, входящим в официальный перечень финансовых организаций, составленным Министерством финансов. 223-ФЗ не предъявляет никаких требований к банку. Несмотря на это, заказчики часто по своей инициативе ограничивают круг доверенных финансовых компаний.
  3. По 44-ФЗ размер обеспечения привязан к начальной цене договора. Он может варьироваться в пределах от 10 до 30 %. Согласно 223-ФЗ заказчик может самостоятельно устанавливать размер обеспечения, не привязывая его к НМЦК.

Несмотря на то, что требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ значительно мягче, она должна соответствовать нескольким критериям:

  • Не должна быть предусмотрена возможность отзыва гарантии.
  • В ней должны быть четко прописаны все необходимые сведения: сумма, подлежащая к выплате и все обязательства поставщика.
  • Гарантия должна иметь определенный срок действия, превышающий время исполнения контракта.

Особенности обеспечения по 615-ПП, 185-ФЗ

Банковская гарантия по 615-ПП и 185-ФЗ выдается для гарантирования надежности исполнения заказов, связанных с капитальным ремонтом в многоэтажных домах. Без наличия обеспечения контракт подписан не будет.

Размер обеспечения обязан указать заказчик уже в документации аукциона, в том числе электронного. Участник конкурса сам выбирает вариант обеспечения, им может стать не только банковская гарантия, но и обеспечительный платеж.

Кроме требований к безотзывной банковской гарантии необходимо:

  • чтобы сумма по БГ равнялась указанной в извещении о проведении конкурса;
  • исполнением обязательств банка считалось фактическое поступление денег заказчику;
  • если такое предусматривается, то прописывается отлагательное условие исполнения обязательств.

На протяжении следующего рабочего дня сведенья о гарантии по капремонту передаются в реестр.

Обеспечение по 115-ФЗ

Речь идет о концессионных соглашениях, в которых исполнитель выполняет ремонт или создание имущества.

При этом заказчик не переводит оплату, рассчитываясь сдачей в аренду описываемого имущества на определенное сторонами время. В таком случае исполнитель получит оплату в виде прибыли от аренды. После окончания арендования, имущество возвращается заказчику.

Банковская гарантия по 115-ФЗ является обязательной в качестве защитного механизма заказчика от недобросовестности исполнителей. Особенно серьезны требования к контрактам, касающимся водо- и теплоснабжения. Такое обеспечение обязательно непередаваемое, кроме того, работают требования постановления №1188 от 19.12. 2013.

К банкам выставляются требования по поводу:

  • наличия действующей генеральной лицензии Центрального банка;
  • работа на рынке финансовых услуг не менее 3-х лет;
  • положительный результат аудиторской проверки за последний год работы.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств банковской гарантии, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Кроме того, вопрос определения подсудности по экономическим спорам не относится к сфере регулирования Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что в настоящее время Минфином России внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривающий наделение Правительства Российской Федерации правом разработать единую форму банковских гарантий для целей обеспечения исполнения контрактов (договоров).

Принятие законопроекта позволит Правительству Российской Федерации унифицировать форму банковской гарантии для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов (договоров), при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, утверждение Правительством Российской Федерации единой формы банковской гарантии позволит исключить возможность включения банками в банковскую гарантию оговорок препятствующих дальнейшему бесспорному списанию денежных средств со счета гаранта в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Также Департамент отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление N 1005) утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона N 44-ФЗ (далее — дополнительные требования), а также перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В соответствии с абзацем первым дополнительных требований банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом N 44-ФЗ, лица, имеющего право действовать от имени банка (далее — гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым пункта «б» дополнительных требований недопустимо включать в банковскую гарантию требование о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, утвержденных Постановлением N 1005, в связи с чем такой перечень документов является исчерпывающим.

Принцип независимости гарантии от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, закреплен в статье 370 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.

Так, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 370 ГК РФ:

1. Предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них.

2. Гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, в обеспечение исполнения которого независимая гарантия выдана, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче независимой гарантии, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии.

Таким образом, согласно пункту 2 статьи 370 ГК РФ, гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, которые могли бы быть выдвинуты принципалом в отношении основного обязательства.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 октября 2012 г. N 6040/12 по делу N А40-63658/11-25-407 указал, что из закрепленного статьей 370 ГК РФ принципа независимости банковской гарантии следует, что заявленные банком возражения, основанные на оценке обстоятельств исполнения основного обязательства, не могут рассматриваться в качестве должного основания к отказу в платеже.

На основании изложенного, Департамент приходит к выводу о том, что в случае, предусмотренном частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, влечет гарантированное получение бенефициаром денежной суммы с гаранта, поскольку совокупность требований Закона N 44-ФЗ, в том числе предусмотренных в пункте 3 части 2, частями 3, 4 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, дополнительными требованиями и перечнем документов, утвержденных Постановлением N 1005, не предусматривают возможности гаранта осуществить отказ в удовлетворении требования бенефициара на основании оценки обстоятельств исполнения основного обязательства.

Статьей 374 ГК РФ установлено, что требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов, в связи с чем право заказчика на списание, предусмотренное частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, может быть реализовано исключительно посредством направления соответствующего требования гаранту по форме, утвержденной Постановлением N 1005.

Учитывая изложенное, предъявление заказчиком требования о праве бесспорного списания денежных средств со счета гаранта в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ предполагает безоговорочное принятие гарантом требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии с приложением исчерпывающего перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, предусмотренного Постановлением N 1005.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *