ГОСТ обязательный или рекомендательный характер?

1 июля этого года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утвержден Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст). Что он несет кадровикам? Придется ли что-то менять в технологиях нашей работы? Давайте проанализируем некоторые его положения.

Прежде всего нам нужно разобраться с ключевыми вопросами. Во-первых, насколько ГОСТ обязателен для применения? Во-вторых (этот вопрос логически вытекает из первого), возможны ли какие-либо санкции за неисполнение его положений?

Ответ на эти вопросы весьма прост: согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ГОСТы в нашей стране носят рекомендательный характер.

Да, именно так: государственные и национальные стандарты по общему правилу не являются нормативными документами, обязательными для исполнения. В ст. 4 Федерального закона № 162-ФЗ первым же принципом стандартизации заявлена добровольность применения документов по стандартизации.

Правда, из этого правила есть исключения, однако касаются они оборонной, атомной промышленности и безопасности дорожного движения (ст. 6 Федерального закона № 162-ФЗ), но никак не стандартов оформления документов.

А в ст. 26 Федерального закона № 162-ФЗ четко сказано, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе (ч. 1 ст. 26). Поэтому применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя только в случае публичного заявления им о соответствии его продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26).

Таким образом, ГОСТ Р 7.0.97-2016 нормативно-правовым документом не является и обязательному применению не подлежит.

Соответственно, не был обязательным для применения и предыдущий ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст), прекративший свое действие 30 июня 2018 г.

Например, в отметке о заверении копии часто вместо слова «Верно» писали «Копия верна». Не правда ли, коллеги, многие из вас узнали свою формулировку?

Даже шапку документов подавляющее большинство оформляет не по ГОСТу. Сравните вариант по ГОСТу с продольным (пример 1) или угловым расположением реквизитов (пример 2) и тот, который используется в подавляющем большинстве организаций: с продольным (пример 3) или угловым расположением реквизитов (пример 4).

Возможно, отличий еще больше. И в этом нет ничего страшного: поскольку ГОСТ не является нормативным документом, в случае несоблюдения его положений (заметьте, раз это не нормативный правовой акт, то не «требований», а именно «положений») никаких санкций быть не может. Так что ни инспекторы ГИТ, ни проверяющие из прокуратуры или каких-либо иных органов не вправе предъявлять претензии, основанные на положениях ГОСТа.

Тем не менее создать нам проблемы он может.

Дело в том, что согласно п. 5.26 нового ГОСТа при оформлении копий документов для сторонних («других») организаций в реквизите «отметка о заверении копии» нужно дополнительно указывать еще место хранения того документа, с которого была изготовлена копия. Видимо, по мнению авторов ГОСТа, догадаться, что оригинал хранится в той организации, которая заверила копию, и найти дело с оригиналом слишком сложно.

Формулировка предлагается следующая: «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год».

Учитывая рекомендательный характер ГОСТа, это положение (рекомендацию!) можно игнорировать. Однако проблема в том, что копия пойдет именно в другую организацию, и мы не можем быть уверены, что должностные лица той организации понимают рекомендательную силу ГОСТов. И, соответственно, не можем быть уверены в том, что они примут копию, которая заверена, но без отметки о месте нахождения оригинала. Поэтому исключительно чтобы не создавать своим работникам проблем (особенно при обращении в банки за кредитами, так как известно, что банки, как правило, самые большие формалисты в таких делах), лучше оформлять копии по ГОСТу.

Правда, сразу возникает следующий вопрос: ГОСТ хочет, чтобы были указаны сведения о деле, где хранится подлинник. Но ведь, к примеру, трудовые книжки в делах никогда не хранятся, так как же оформлять ссылку? Ответ простой: поскольку на нет и суда нет (причем даже в буквальном смысле этого выражения), будем писать только организацию, например: «Подлинник находится в ООО «Мотылёк”» (здесь слово «документа» (см. выше цитату из ГОСТа) явно избыточное, так что его вполне можно опустить).

В связи со сказанным технологический совет: закажите штамп, проще будет работать. Кстати, авторы ГОСТа тоже об этом упомянули.

Что касается других изменений в новом ГОСТе относительно старого — они несущественные.

Так, в реквизитах «адресат» и «текст» теперь рекомендуется инициалы писать не перед, а после фамилии (пример 5). Отметим, что в реквизите «подпись» все остается по-прежнему: сначала инициалы, потом фамилия.

Обратите внимание: в докладной записке (см. пример 5) директор подробно сформулировал, что должно быть сделано. Но мы ведь знаем, какое это редкое явление. Чаще всего, если руководитель согласен с тем, что предложено в документе, он в лучшем случае пишет «Не возражаю» или «Согласен», а то и вовсе проставит только подпись и дату. Как говорится, молчание — знак согласия, следовательно, раз нет возражений — есть одобрение.

Прежний ГОСТ 2003 года вполне допускал, чтобы содержание поручения (так это в нем называлось) указывалось только при необходимости.

Новый ГОСТ поручение по документу (так это теперь называется) включает в состав резолюции без оговорок. Но кто из кадровиков будет переучивать своего генерального директора или президента компании? Собственно, это можно и не делать. Главное, чтобы резолюция читалась однозначно и не вызывала сомнений. А ГОСТ — рекомендательный документ, и этим все сказано.

Сравнивая старый и новый ГОСТ, можно увидеть и некоторые другие изменения, однако они несущественны с точки зрения кадрового делопроизводства, поэтому мы не стали рассматривать их в этой статье.

Постановление Министерства строительства и архитектуры РБ от 16 декабря 2019 года № 69 вступит в силу с 8 сентября 2020 года

Документом утверждается вступление в силу 14 новых строительных норм (СНиП) по следующим разделам:

  • Жилые здания;
  • Общественные здания;
  • Кровли;
  • Станции технического обслуживания транспортных средств. Гаражи-стоянки автомобилей;
  • Воздействия на конструкции. Общие воздействия. Воздействия для определения огнестойкости;
  • Воздействия на конструкции. Общие воздействия. Ветровые воздействия;
  • Воздействия на конструкции. Общие воздействия. Объемный вес, собственный вес, функциональные нагрузки для зданий
  • Воздействия на конструкции. Общие воздействия. Температурные воздействия;
  • Воздействия на конструкции. Общие воздействия. Снеговые нагрузки;
  • Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха;
  • Основы проектирования строительных конструкций;
  • Промышленный транспорт;
  • Трамвайные и троллейбусные линии;
  • Склады нефти и нефтепродуктов.

Данные изменения в строительное законодательство разработаны Республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм» и согласованы с главным управлением градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства строительства и архитектуры Беларуси.

В Белоруссии идет масштабное изменение строительного законодательства

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 года № 217. Строительные нормы. в целях упорядочения требований технических нормативных правовых актов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства устанавливается, что обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах в целях обеспечения:

  • механической прочности и устойчивости зданий и сооружений;
  • пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности;
  • защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • экономии энергии и тепловой защиты;
  • нормативов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Текст указа Президента РБ №217 от 05.06.2019 г. прочтите ниже.

Действующие, на данный момент, технические нормативные правовые акты других государственных органов в части, устанавливающей обязательные требования при проектировании и строительстве объектов, будут признаваться утратившими силу после введения в действие новых строительных норм и правил (СНиП).

Новые СНиПы начнут действовать с сентября 2020 года

Обновленные СНиП по 14 разделам строительных норм и правил вступят в силу через 60 дней после опубликования постановления Минстройархитектуры №69 от 16.12.2019 года на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (Опубликованы сегодня 09.07.2020 г.).

Ранее, в январе 2020 года Постановлением № 24/33 Министерства труда и социальной защиты и Минстройархитектуры РБ от 31.05.2019 вступили в силу новые Правила по охране труда при выполнении строительных работ в Республике Беларусь.

Согласно федеральным законам «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 года и «О стандартизации» от 29.06.2015 N 162-ФЗ все ГОСТы и СП носят рекомендательный характер. Перечень обязательных нормативов ранее был сформулирован в распоряжении Правительства РФ №1047-р от 21 июня 2010 года №1521 от 26.12.2014 года (взамен 1047-р).
4 ноября 2017 года произошло важное событие, почему-то оставшееся практически незамеченным СМИ: было подписано распоряжение Правительства РФ N 2438-р от 04.11.2017 с утвержденным перечнем обязательных к применению стандартов в сфере дорожного движения. В перечне 21 документ, в то числе 5 межгосударственных стандартов (ГОСТ), 12 национальных стандарта (ГОСТ Р) и 4 свода правил (СП). Подробнее перечень разобран в посте у Андрея Мухортикова.
Основными нормативными документами являются своды правил (СП):
СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) — Главный документ по ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (тут категории дорог, ширина полос, парковки и много ещё чего)
СП 98.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90) — ТРАМВАЙНЫЕ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ (габариты, остановочные площадки, профиль пути, КС)
СП 34.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85) — АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ (термины, категории дорог и т.д.)
СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) — Доступность зданий и сооружений для МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Старый перечень добровольных нормативов сформулирован в приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №365 от 30.03.2015 года.
Остальные нормативы вводились разными приказами агентства по техрегулированию.
ГОСТы, связанные с транспортом
ГОСТ Р 52289-2004 — Технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки и разметка)
ГОСТ Р 52766-2007 — Автомобильные дороги. Элементы благоустройства (тут же нормативы на пешеходные переходы)
ГОСТ Р 52044-2003 — Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Правила размещения
ОДМ 218.6.003-2011 — Норматив на светофоры
ОСТ 218.1.002-2003 — АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ на автомобильных дорогах
Про расписание, остановки, информацию, оборотные кольца и даже туалеты для водителей тут:
Правила технической эксплуатации троллейбуса
Правила технической эксплуатации трамвая
Ну и просто полезные сервисы:
1). Сервис для рисования дорожных схем и схем ДТП — http://sxemka.com/
2). Забавный сервис для визуализации профиля дороги/улицы — http://streetmix.net/-/4085
3). Сервис для рисования маршрутных схем — http://beno.org.uk/metromapcreator/ (заточен под метро, но на деле можно изобразить что угодно).
UPD: Список разных нормативов от Сергея Давыдова на сайте transspot.ru
UPD2: Андрей Мухортиков: Какие дорожные ГОСТы обязательны в России? (февраль 2018)

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Часть 1. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Часть 3. Нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье

— Осуществление розничной продажи товаров населению является квалифицирующим признаком правонарушений, указанных в части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и соответственно критерием разграничения составов правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.4 и частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ (определение о прекращении производства по делу Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2009 по делу № А53-24273/2008; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу № А53-23332/2008; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу № А53-22263/08; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 г. № 734/09).

— Организация, у которой отсутствуют договорные отношения с населением на реализацию последнему электрической энергии, но которая осуществляет деятельность по транспортировке электрической энергии от поставщика к потребителю, несет ответственность за поставку электроэнергии, не соответствующей требованиям государственных стандартов по статье 19.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2009 по делу № А53-4209/2009; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу № А53-9638/2009; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по делу № А53-10123/09).

— Срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ составляет 2 месяца. Днем выявления совершенного административного правонарушения является дата проведения проверки (решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2008, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2008 по делу № А53-8227/2008; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.08.2008 по делу А53-5861/2008; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2008 по делу № А53-8699/2007).

— В случае освобождения заинтересованного лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ в мотивировочной части решения следует указать, что конфискация либо изъятие применяется в качестве мер пресечения административного правонарушения во избежание причинения вреда неопределенному кругу лиц, а не как дополнительный вид административной ответственности, предусмотренной санкцией части 1 статьи 19.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2008, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2008 по делу № А53-5430/08; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.2008 по делу № А53-8056/08).

— В случае обращения в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, административное наказание назначается в соответствии с правилами назначения наказания, предусмотренными статьей 4.4 КоАП РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2008 по делу №А53-10164/2007).

— Непредставление юридическим лицом документов, затребованных административным органом не в рамках проведения проверки, а для решения вопроса о необходимости проведения проверки образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ в случае, если должностные лица административного органа наделены правом требовать соответствующие документы (рекомендации научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа проведенного 27.11.2009 в г. Ставрополе).

ГОСТ 7.70-2003
Группа Т62

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

ОПИСАНИЕ БАЗ ДАННЫХ И МАШИНОЧИТАЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАССИВОВ

Состав и обозначение характеристик

МКС 01.140.20

Дата введения 2004-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием НТЦ «Информрегистр», Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»

2 ВНЕСЕН Госстандартом России

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166)004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Армстандарт

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Госстандарт России

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Туркменистан

TM

Главгосслужба «Туркменстандартлары»

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 13 января 2004 г. N 7-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.70-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 7.70-96
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) «Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает состав, содержание и представление реквизитов описания электронных информационных ресурсов, являющихся базами данных и машиночитаемыми информационными массивами, предоставляемыми владельцами для регистрации и использования третьим лицам.
Стандарт рекомендован для служб регистрации информационных ресурсов и может быть использован составителями каталогов информационных ресурсов, а также любыми организациями и лицами, предоставляющими электронные информационные ресурсы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования
ГОСТ 7.49-84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Рубрикатор ГАСНТИ. Структура, правила использования и ведения
ГОСТ 7.75-97 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды наименований языков
ГОСТ 7.77-98 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Межгосударственный рубрикатор научно-технической информации. Структура, правила использования и ведения
ГОСТ ИСО 8601-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования
ГОСТ 20886-85 Организация данных в системе обработки данных. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 20886, а также термины с соответствующими определениями:

3.1.1 метаданные (метаописание) электронного информационного ресурса: Формализованное описание электронного информационного ресурса, используемое для идентификации и категоризации информационного ресурса при работе с большими совокупностями информационных ресурсов.

3.1.2 система метаданных электронных информационных ресурсов: Система правил, позволяющая сопоставить любому информационному ресурсу его метаописание (метаданные).

3.1.3 контрольный список: Конечный список объектов, используемый при составлении метаописания электронного информационного ресурса.

3.1.4 динамический список: Список объектов, используемый при составлении метаописания электронного информационного ресурса, который может пополняться по мере накопления электронных информационных ресурсов.

4 Система метаданных для описания электронных информационных ресурсов

4.1 Общие положения
Метаданные (метаописания, ИР используются в составе форматов представления их пользователям в режиме теледоступа, в частности — в сети Интернет. При регистрации ИР регистрирующий орган записывает метаданные по 4.2 в каталог зарегистрированных ИР и создает записи в специальные ИР типа «организация» и «персона» согласно 4.3 и 4.4.
Метаописание ИР состоит из реквизитов, определенных в 4.2.

4.1.1 Свойства реквизитов

4.1.1.2 Реквизит может быть обязательным, факультативным или условно обязательным.
Обязательный реквизит в отличие от факультативного должен хотя бы один раз присутствовать в метаописании.
Условно обязательный реквизит должен присутствовать при некоторых свойствах ресурса или значениях реквизитов его метаописания. Условно обязательный реквизит отличается от факультативного тем, что условия его присутствия явно указаны в правилах составления метаданных.
Примеры: обязательный реквизит — «наименование ИР» (4.2.2), факультативный реквизит — «ресурс-источник» (4.2.10), условно обязательный реквизит — «дата последнего обновления метаописания ИР» (4.2.16). Этот реквизит обязателен, если обновление метаописания ИР уже произошло.

4.1.1.3 Реквизит может быть свободным или контролируемым.
Значение свободного реквизита назначается создателем, владельцем или составителем метаописания ресурса.
Пример: реквизит «описание» (4.2.6).
Контролируемые реквизиты подразделяются на жестко контролируемые, форматно контролируемые и динамически контролируемые.
Жестко контролируемый реквизит принимает значения из некоторого контрольного списка значений или содержит ссылку на некоторое значение из этого списка.
Пример: реквизит: «период обновления» (4.2.15).
Поддержка контрольных списков осуществляется службами регистрации.
Форматно контролируемый реквизит описывается правилами, устанавливающими формат представления его значений.
Пример: реквизит «дата последнего обновления метаописания ИР» (4.2.16).
Динамически контролируемые — реквизиты, значениями которых являются ссылки на элементы некоторого динамического списка.
Примеры: реквизиты — «владелец» (4.2.3), «название населенного пункта» (4.3.10).
Поддержка динамических списков осуществляется службами регистрации. Если значение динамически контролируемого реквизита метаописания электронного информационного ресурса отсутствует в соответствующем динамическом списке, то служба регистрации пополняет список. Описания юридических лиц являются элементами динамического списка «организации». Описания физических лиц являются элементами динамического списка «персоны».

4.1.1.4 Реквизит может быть уникальным или неуникальным.
Значения уникального реквизита не могут быть одинаковыми у двух разных информационных ресурсов.
Примеры: уникальный реквизит — «идентификатор ИР» (4.2.1), неуникальный — «наименование ИР» (4.2.2).
Наименование, описание и особенности формирования каждого реквизита приведены в 4.2-4.4.
Свойства реквизитов указаны в 4.5 (таблица 1).
Сопоставление предлагаемой системы метаданных и Dublin Core приведено в приложении А.
Тематическая принадлежность электронного информационного ресурса определяется кодами рубрикатора по ГОСТ 7.49, ГОСТ 7.77 и индексами Универсальной десятичной классификации.

4.2 Список реквизитов для информационного ресурса

4.2.1 Идентификатор ИР
Строка символов, однозначно идентифицирующая описываемый ресурс. Используется для ссылок на ресурс. Выбор способа назначения идентификатора — прерогатива службы регистрации или организации, внедряющей описываемую систему метаданных. В случае регистрации электронных информационных ресурсов идентификатор информационного ресурса — номер регистрации.

4.2.2 Наименование ИР
Название, присвоенное ресурсу создателем, владельцем или составителем метаописания.

4.2.3 Владелец
Наименование юридического или имя физического лица (владельца ресурса).
Если владелец — физическое лицо, то в регистрирующем органе заполняется или корректируется (в случае необходимости) описание типа «персона» согласно 4.4. Значение реквизита выбирают в соответствии с динамическим списком «персоны».
Если владелец — юридическое лицо, то в регистрирующем органе заполняется или корректируется (в случае необходимости) описание ИР типа «организация» согласно 4.3. Значение реквизита выбирают в соответствии с динамическим списком «организации».

4.2.4 Создатель
Наименование юридического или имя физического лица (создателя ресурса). Порядок формирования приведен в реквизите «владелец» (4.2.3).

4.2.5 Участник
Участник создания электронного информационного ресурса — юридическое или физическое лицо, которое не обозначено в реквизитах «владелец» или «создатель», но внесло значительный вклад в создание или публикацию ресурса. Порядок формирования приведен в реквизите «владелец» (4.2.3).

4.2.6 Описание
Текстовое описание содержания ресурса, включая аннотацию или реферат по ГОСТ 7.9 в случае текстового ресурса, или описание содержимого в случае визуального, аудио или мультимедийного ресурса. Если описываемый ресурс представляет собой собрание однотипных или близких по структуре документов, рекомендуется отразить тип или структуру документа.

4.2.7 Коды рубрикатора
Тематика электронного информационного ресурса, выраженная кодами рубрикатора, в соответствии с ГОСТ 7.49 и ГОСТ 7.77.

4.2.8 Индекс УДК
Тематика электронного информационного ресурса, представленная индексом по правилам Универсальной десятичной классификации.

4.2.9 Ключевые слова
Указывают ключевые слова, описывающие тематику электронного информационного ресурса.

4.2.10 Ресурс-источник
Информационный ресурс, из которого почерпнута полностью или частично информация, включенная в описываемый ресурс. Приводят наименование, краткое описание и ссылку (сетевой или какой-либо другой адрес ИР).

4.2.11 Родственный ресурс
Информационный ресурс, связанный с описываемым ресурсом. Приводят наименование, краткое описание и ссылку (сетевой или какой-либо другой адрес ИР).

4.2.12 Язык
Язык, используемый для представления текстовых данных информационного ресурса. Если текст на нескольких языках, то указывают все. Представление языков — в соответствии с ГОСТ 7.75.

4.2.13 Ретроспектива
Текстовое описание временного периода документов (источников), на основании которых создан описываемый информационный ресурс.
Пример: «вторая половина XIX века», «с 1992 года».

4.2.14 Дата создания
Год создания ресурса, четырехзначное число.

4.2.15 Период обновления
Значение выбирают из следующего контрольного списка:
год;
квартал;
месяц;
неделя;
день;
постоянно;
эпизодически;
не обновляется.

4.2.16 Дата последнего обновления метаописания ИР
Указывается дата в формате согласно ГОСТ ИСО 8601. Обязателен после первого обновления метаописания ИР.

4.2.17 Финансирование
Форма финансирования при создании ресурса. Значение выбирают из следующего контрольного списка:
федеральный бюджет;
бюджет субъектов федерации;
муниципальный бюджет;
государственные внебюджетные фонды;
собственные средства;
средства иных юридических и физических лиц;
источник финансирования не определен.

4.2.18 Ограничения по доступу
Реквизит, отражающий степень ограничения доступа к электронному информационному ресурсу. Значение выбирают из следующего контрольного списка:
без ограничений;
персональные данные;
тайна следствия и судопроизводства;
служебная тайна;
коммерческая тайна;
профессиональная тайна;
патентоспособные сведения;
сведения, составляющие государственную тайну.

4.2.19 Дата последнего обновления ИР
Указывается дата последнего обновления ИР в формате согласно ГОСТ ИСО 8601.

4.2.20 Использование
Информация об особенностях использования ресурса: формат представления данных, необходимое программное обеспечение, оборудование, вид носителя при поставке и т.д.

4.2.21 Объем
Характеристика объема ИР. Приводят в мегабайтах.

4.2.22 Количество документов
Заполняется, если описываемый ресурс представляет собой собрание однотипных или близких по структуре документов или записей.
Пример: записывается число 1500 для БД, состоящей из 1500 записей рефератов статей.

4.2.23 Права
Сведения о правах на ИР «владельцев», «создателей», «участников» и других субъектов.

4.2.24 Сетевой адрес
Адрес «http» или «ftp» доступа к ресурсу. Обязателен в том случае, если ресурс выставлен в глобальной сети.

4.2.25 Консультант
Указывается лицо, к которому следует обращаться для получения дополнительной информации о ресурсе. В случае регистрации электронных информационных ресурсов заполняется описание ИР типа «персона» согласно 4.4, значение реквизита выбирают из динамического списка «персоны». Обязателен для несетевых электронных ресурсов.

4.2.26 Телефон для консультаций
Указывается контактный телефон для консультации по использованию ресурса, содержащий полный локальный код, включающий код страны и код региона обслуживания телекоммуникационной сетью. Обязателен, если у консультанта имеется телефон.

4.2.27 E-mail для консультаций
Электронный адрес для консультации по использованию ресурса. Обязателен, если у консультанта имеется электронный адрес.

4.2.28 Дата регистрации
Указывается дата государственной регистрации электронного информационного ресурса службой регистрации. Дата в формате согласно ГОСТ ИСО 8601. Обязателен в случае регистрации ИР.

4.2.29 Служба регистрации
Указывается наименование службы регистрации, регистрирующей электронный информационный ресурс. Обязателен в случае регистрации ИР.

4.3 Список реквизитов для информационного ресурса типа «организация»

4.3.1 Идентификатор организации
Строка символов, однозначно идентифицирующая юридическое лицо. Используется для ссылок на организацию. Выбор способа назначения идентификатора — прерогатива службы регистрации или организации, внедряющей описываемую систему метаданных («наименование организации» может оказаться неуникальным реквизитом). Простейший способ — нумерация «организаций», в этом случае идентификатор организации — ее номер.

4.3.2 Наименование организации
Указывается официальное наименование организации.

4.3.3 Альтернативное наименование
Указывается отличное от официального общепринятое наименование организации.
Пример: «Газпром».

4.3.4 Сайт организации
Указывается http-адрес Web-страницы или Web-сайта организации. Обязателен, если организация имеет свой Web-сайт.

4.3.5 Телефон организации
Указывается контактный телефон организации, содержащий полный локальный код, включающий код страны и код региона обслуживания телекоммуникационной сетью. Обязателен, если в организации имеются телефоны.

4.3.6 Факс организации
Указывается факс организации, содержащий полный локальный код, включающий код страны и код региона обслуживания телекоммуникационной сетью. Обязателен, если организация имеет факс.

4.3.7 E-mail организации
Указывается электронный адрес организации. Обязателен, если организация имеет электронный адрес.

4.3.8 Адрес организации
Указывается официальный почтовый адрес организации (включая почтовый индекс).

4.3.9 Регион
Указывается регион, в котором (официально) находится организация. Значение выбирают в соответствии с разделом (4/9) «Страны и местности современного мира» таблицы общих определителей места Универсальной десятичной классификации.

4.3.10 Название населенного пункта
Указывается населенный пункт (город, поселок и т.д.), в котором официально находится организация. В случае регистрации электронных информационных ресурсов значение реквизита выбирают из динамического списка населенных пунктов.

4.3.11 Руководитель
Указывается руководитель организации. В случае регистрации электронных информационных ресурсов заполняется описание ИР типа «персона» согласно 4.4, значение реквизита выбирают из динамического списка «персоны».

4.3.12 Вышестоящая организация
Указывается непосредственно вышестоящая организация. В случае регистрации электронных информационных ресурсов заполняется описание ИР типа «организация» согласно 4.3, значение реквизита выбирают из динамического списка «организации». Обязателен для организаций, имеющих ведомственное подчинение.

4.3.13 Дополнительные сведения
Указываются сведения об организации, относящиеся к имеющимся у нее электронным информационным ресурсам.

4.3.14 Дата последнего обновления сведений об организации
Указывается дата в формате согласно ГОСТ ИСО 8601. Обязателен после первого обновления сведений об организации.

4.4 Список реквизитов для информационного ресурса типа «персона»

4.4.1 Идентификатор персоны
Строка символов, однозначно идентифицирующая физическое лицо. Используется для ссылок на лицо. Выбор способа назначения идентификатора — прерогатива службы регистрации или организации, внедряющей описываемую систему метаданных (Ф.И.О. не может считаться уникальным реквизитом). Простейший способ — нумерация «персон», в этом случае идентификатор лица — его номер.

4.4.2 Ф.И.О. — фамилия, имя (отчество)

4.4.3 Должность
Указывается место работы и (или) занимаемая должность.

4.4.4 Персональный сайт
Указывается http-адрес Web-страницы или Web-сайта персоны.

4.4.5 Телефон
Указывается контактный телефон персоны, содержащий полный локальный код, включающий код страны и код региона обслуживания телекоммуникационной сетью.

4.4.6 Факс
Указывается факс персоны, содержащий полный локальный код, включающий код страны и код региона обслуживания телекоммуникационной сетью.

4.4.7 E-mail
Указывается электронный адрес при его наличии.

4.4.8 Дополнительные сведения
Информация о возможности контакта, например, в какое время звонить или как связаться при отсутствии телефона и электронной почты. Другая дополнительная информация, приводимая с согласия персоны.

4.4.9 Дата последнего обновления сведений о персоне
Указывается дата в формате согласно ГОСТ ИСО 8601. Обязателен после первого обновления сведений о персоне.

4.5 Свойства реквизитов метаописания
Таблица 1

Номер пункта стандарта

Наименование реквизита

Обяза-
тельность

Повторя-
емость

Контроли-
руемость

Уникаль-
ность

4.2.1

Идентификатор ИР

О

Нет

Нет

Да

4.2.2

Наименование ИР

О

Да

Нет

Нет

4.2.3

Владелец

О

Да

ДК

Нет

4.2.4

Создатель

Ф

Да

ДК

Нет

4.2.5

Участник

Ф

Да

ДК

Нет

4.2.6

Описание

О

Нет

Нет

Нет

4.2.7

Коды рубрикатора

О

Да

ЖК

Нет

4.2.8

Индекс УДК

Ф

Нет

ЖК

Нет

4.2.9

Ключевые слова

О

Да

Нет

Нет

4.2.10

Ресурс-источник

Ф

Да

Нет

Нет

4.2.11

Родственный ресурс

Ф

Да

Нет

Нет

4.2.12

Язык

О

Да

ЖК

Нет

4.2.13

Ретроспектива

Ф

Нет

Нет

Нет

4.2.14

Дата создания

Ф

Нет

ФК

Нет

4.2.15

Период обновления

О

Нет

ЖК

Нет

4.2.16

Дата последнего обновления метаописания ИР

УО

Нет

ФК

Нет

4.2.17

Финансирование

О

Да

ЖК

Нет

4.2.18

Ограничения по доступу

Ф

Нет

ЖК

Нет

4.2.19

Дата последнего обновления ИР

О

Нет

ЖК

Нет

4.2.20

Использование

Ф

Нет

Нет

Нет

4.2.21

Объем

Ф

Нет

Нет

Нет

4.2.22

Количество документов

Ф

Нет

Нет

Нет

4.2.23

Права

Ф

Да

Нет

Нет

4.2.24

Сетевой адрес

УО

Да

Нет

Нет

4.2.25

Консультант

УО

Да

ДК

Нет

4.2.26

Телефон для консультаций

Ф

Да

Нет

Нет

4.2.27

E-mail для консультаций

Ф

Да

Нет

Нет

4.2.28

Дата регистрации

УО

Да

ФК

Нет

4.2.29

Служба регистрации

УО

Да

Нет

Нет

4.3.1

Идентификатор организации

О

Нет

Нет

Да

4.3.2

Наименование организации

О

Нет

Нет

Нет

4.3.3

Альтернативное наименование

Ф

Да

Нет

Нет

4.3.4

Сайт организации

УО

Да

Нет

Нет

4.3.5

Телефон организации

УО

Да

Нет

Нет

4.3.6

Факс организации

УО

Да

Нет

Нет

4.3.7

E-mail организации

УО

Да

Нет

Нет

4.3.8

Адрес организации

О

Нет

Нет

Нет

4.3.9

Регион

О

Нет

ЖК

Нет

4.3.10

Название населенного пункта

О

Нет

ДК

Нет

4.3.11

Руководитель

О

Да

ДК

Нет

4.3.12

Вышестоящая организация

УО

Да

ДК

Нет

4.3.13

Дополнительные сведения

Ф

Нет

Нет

Нет

4.3.14

Дата последнего обновления сведений об организации

УО

Нет

ФК

Нет

4.4.1

Идентификатор персоны

О

Нет

Нет

Да

4.4.2

Ф.И.О. — фамилия, имя (отчество)

О

Нет

Нет

Нет

4.4.3

Должность

Ф

Нет

Нет

Нет

4.4.4

Персональный сайт

Ф

Да

Нет

Нет

4.4.5

Телефон

Ф

Да

Нет

Нет

4.4.6

Факс

Ф

Да

Нет

Нет

4.4.7

E-mail

Ф

Да

Нет

Нет

4.4.8

Дополнительные сведения

Ф

Нет

Нет

Нет

4.4.9

Дата последнего обновления сведений о персоне

УО

Нет

ФК

Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Таблица связей реквизитов системы метаданных с элементами Dublin Core

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Таблица А.1

Реквизит метаописания

Элемент Dublin Core Metadata Element Set

Наименование ИР

Title

Создатель

Creator

Владелец

Publisher

Консультант

Ключевые слова

Subject

Код рубрикатора

Индекс УДК

Описание

Description

Участник

Contributor

Дата создания

Date

Дата последнего обновления метаописания ИР

Период обновления

Дата последнего обновления ИР

Использование

Format

Объем

Количество документов

Идентификатор ИР

Identifier

Сетевой адрес

Ресурс-источник

Source

Родственный ресурс

Relation

Язык

Language

Ретроспектива

Coverage

Права

Rights

Финансирование

Отсутствует

Ограничения по доступу

Отсутствует

Дата регистрации

Отсутствует

Служба регистрации

Отсутствует

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *