ГОСТ стандартизация и унификация

ГОСТ 23945.0-80
Группа Т52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УНИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЯ
Основные положения
Product unification. Basic principles

Дата введения 1980-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
РАЗРАБОТЧИКИ

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 января 1980 г. N 171

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

ГОСТ 2.101-68

Приложение

ГОСТ 15467-79

Приложение

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1991 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1988 г. (ИУС 11-88)

1. Настоящий стандарт устанавливает цели, основные направления, виды и основные этапы проведения работ по унификации изделии основного и вспомогательного производства, изготавливаемых по конструкторской и (или) нормативно-технической документации, в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники.
Работы по установлению рациональной номенклатуры изделий, проводимые в процессе стандартизации и заканчивающиеся разработкой стандартов, осуществляются в соответствии с основными положениями и требованиями стандартов Государственной системы стандартизации.
Термины, использованные в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении.

2. Унификация изделий — приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей.
В зависимости от поставленных задач унификация изделий может проводиться по назначению (применению), средствам обеспечения и обслуживания, агрегатам и узлам определенного функционального назначения, условиям производства, а также по другим признакам.

3. Основными целями унификации являются:
ускорение темпов научно-технического прогресса в отраслях промышленности за счет сокращения сроков разработки, подготовки производства, изготовления, проведения технического обслуживания и ремонта изделий;
создание условий при проектировании и производстве для обеспечения высокого качества изделий и взаимозаменяемости их составных частей в эксплуатации;
повышение экономической эффективности создания и эксплуатации изделий за счет снижения затрат в процессе проектирования изделий, изготовления их в условиях специализации производства и технического обслуживания;
обеспечение требований обороны страны.

4. Достижение указанных целей осуществляется проведением работ по унификации по следующим направлениям:
использование во вновь разрабатываемых и модернизируемых группах изделий ранее спроектированных, освоенных в производстве и апробированных или впервые разработанных одинаковых (повторяющихся в пределах группы изделий) составных частей;

разработка унифицированных составных частей;
разработка (выбор) базовых изделий;
разработка конструктивно-унифицированных рядов изделий;
установление (ограничение) номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов (симплификация).
Симплификация проводится в масштабах предприятия, отдельной отрасли, нескольких отраслей промышленности на основе установления типоразмерных рядов, а также применения альбомов типовых конструкций изделий, каталогов и ограничительных перечней.
Изделие, полученное в результате проведения работ по симплификации и разрешенное к применению в установленном порядке, является симплифицированным изделием.

5. Работы по унификации, осуществляемые при выполнении задач в соответствии с п.2 на всех этапах жизненного цикла изделия, должны обеспечить заданный технический уровень и качество изделий при минимальных затратах на их проектирование, изготовление и эксплуатацию.

6. Работы по унификации изделий проводятся как в пределах одного проекта (внутрипроектная унификация), так и в пределах двух и более проектов (межпроектная унификация).

7. Работы по унификации изделия в зависимости от области их проведения относят к:
межотраслевой (межведомственной) унификации;
отраслевой (ведомственной) унификации;
унификации на предприятии (в объединении).
К межотраслевой (межведомственной) унификации относят унификацию изделий одинакового или близкого назначения, изготовляемых (применяемых) двумя и более отраслями промышленности (ведомствами).
К отраслевой (ведомственной) унификации относят унификацию изделий одинакового или близкого назначения, изготовляемых (применяемых) одной отраслью промышленности (одним ведомством).
К унификации на предприятии (в объединении) относят унификацию изделий, изготовляемых данным предприятием (объединением).

8. Организационно-методическое руководство работами по унификации в стране, разработку научных основ межотраслевой унификации, координацию работ в этой области осуществляет Госстандарт.

9. Работы по межотраслевой и отраслевой унификации изделий возлагаются на министерства (ведомства) в части закрепленных за ними видов продукции.
Организационно-методическое руководство работами по унификации в отрасли (ведомстве) возлагается на соответствующие головные и базовые организации по стандартизации и (или) головные и базовые организации по видам техники в установленном министерством порядке.

10. Ответственность за обеспечение заданного уровня унификации вновь разрабатываемых (модернизируемых) изделий возлагается на генеральных и главных конструкторов и руководителей конструкторских бюро.

11. В целях обеспечения единого организационно-методического подхода к проведению работ по унификации в масштабе предприятия, отрасли, нескольких отраслей устанавливают следующие этапы проведения этих работ:
выбор номенклатуры изделий, подлежащих унификации;
сбор и анализ данных применяемости изделий;
проведение работ в соответствии с целями, задачами и направлениями, установленными пп.2, 3, 4;
оценка результатов работ по унификации;
разработка мероприятий по внедрению результатов работ по унификации.
Номенклатуру изделий, подлежащих унификации, выбирают исходя из:
основных целей и задач унификации;
важности и перспективности изделий для народного хозяйства и требований обороны страны;
годовых объемов и типа производства изделий с учетом их экономических характеристик;
характера распределения объемов производства и потребления изделий по министерствам (ведомствам);
принятых обязательств страны на двусторонней или многосторонней основе в связи с научно-технической и экономической интеграцией и международным разделением труда.
Номенклатуру изделий, подлежащих унификации, определяют министерства, являющиеся ведущими в производстве этого вида продукции, в соответствии с требованиями заказчика (потребителя). Анализ данных применяемости проводят с целью определения области применения изделий по всему анализируемому числу типоразмеров изделий и их параметров с учетом программы выпуска.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

12. Проведение работ по унификации изделий (группы изделий) должно включать решение следующих вопросов:
определение уровней членения изделия (группы изделий) на составные части, соответствующих наилучшим возможностям для их унификации при условии выполнения требований п.5;
анализ целесообразности применения ранее спроектированных, освоенных в производстве и апробированных составных частей;
обоснование целесообразности применения впервые разработанных одинаковых составных частей;
установление соответствия номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов требованиям заданного технического уровня и качества изделия;
составление, при необходимости, ограничительного перечня изделий и материалов, разрешаемых к применению в данном проекте;
анализ возможности и целесообразности унификации групп типоразмеров составных частей, имеющих часть совпадающих функций;
обоснование оптимальности уровня унификации изделия (группы изделий) с учетом интересов сфер проектирования, производства и эксплуатации;
разработка (применение) унифицированных составных частей;
составление перечня унифицированных составных частей изделия (группы изделий);
оценка результатов работ по унификации.

13. Оценка результатов работ по унификации, предусмотренных пп.11, 12, включает в себя определение достигнутого уровня унификации изделий и технико-экономической эффективности.
Определение уровня унификации изделий и расчет технико-экономической эффективности осуществляется по методическим документам, утвержденным Госстандартом, или отраслевым методическим документам, разработанным на основе и в развитии методических документов Госстандарта и согласованных с ним.

14. Результаты работ по унификации изделии оформляют в виде конструкторской документации, альбомов типовых конструкций изделий, ограничительных перечней, а также типажей на виды продукции машино- и приборостроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

15. Планирование работ по унификации предусматривается основными направлениями экономического и социального развития СССР, планами развития отраслей промышленности, а также планами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

16. Порядок планирования показателей уровня унификации важнейшей промышленной продукции осуществляется в соответствии с положениями Государственной системы стандартизации и методическими документами, утвержденными Госстандартом.

17. Количественные и качественные требования по унификации в соответствии с задачами, указанными в п.5 для конкретных изделий, устанавливаются в технических заданиях на разработку этих изделий.

18. Контроль за выполнением плановых заданий по унификации осуществляют министерства (ведомства) в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ

Термин

Пояснения

1. Унификация изделий

Приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей

2. Показатель унификации

Количественная характеристика (совокупность характеристик) выполнения поставленной задачи (группы задач) по унификации

3. Уровень унификации изделия

Насыщенность изделия унифицированными составными частями

4. Унифицированная составная часть данной группы изделий

Взаимозаменяемая составная часть двух или более изделий данной группы или комплекса

5. Типоразмерный ряд

Совокупность типоразмеров, числовые значения главного параметра которых находятся в параметрическом ряду

6. Типоразмер изделия

Изделие данного типа конструктивного исполнения с определенными значениями параметров

7. Тип изделия

Классификационная группировка изделий, сходных по назначению, принципам действия, конструктивному исполнению и номенклатуре параметров

8. Главный параметр

Параметр изделия, определяющий его наиболее характерное свойство

9. Параметрический ряд

Упорядоченная совокупность числовых значений параметра

10. Изделие

По ГОСТ 2.101-68

11. Составная часть

По ГОСТ 2.101-68

12. (Исключен, Изм. N 1).

13. Комплекс

По ГОСТ 2.101-68

14. Параметр продукции

По ГОСТ 15467-79

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1991

Определение 1

Стандарты контроля организаций разрабатываются ими с целью распространения на правила, нормы и прочие объекты, которые применяются на данном предприятии. Такие стандарты не должны противоречить ГОСТам.

Стандарты организаций на методы контроля, а также измерений и испытаний регламентируют:

  • вспомогательное оборудование и средства контроля (измерений);
  • порядок подготовки, а также проведения контроля (испытания или измерения);
  • правила обработки результатов и их оформления;
  • допустимую погрешность используемого метода.

Зачастую стандартом рекомендуется несколько методик контроля в отношении одного показателя качества услуг или продукции. Он содержит при этом рекомендации по оптимальному выбору методик.

Определение стандартов контроля для организации

Стандарты организации обязательно соответствуют ее целям. Цели должны устанавливаться с соблюдением определенных процедур.

В общих целях организации (предприятия) могут использовать готовые стандарты для функционирования всей организации, а также стандарты деятельности высшего руководства компании, контролирующего осуществление этих целей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стандарты контроля организации 450 руб.
  • Реферат Стандарты контроля организации 270 руб.
  • Контрольная работа Стандарты контроля организации 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если организация действует в неустойчивой и сложной среде с высокой степенью неопределенности параметров и динамично меняющимися численными величинами, возникает необходимость возвращаться к ревизии и пересмотру стандартов.

Уровни стандартов контроля

Под понятием «стандарты» подразумеваются показатели ожидаемого уровня выполнения поставленных задач. Различают следующие уровни стандартов контроля:

  • функциональный;
  • организационный;
  • выполнения работы;
  • уровень отдела.

На организационном уровне устанавливаются стандарты в формате необходимости достижения определенного уровня, характеризующего эффективную деятельность организации в целом. Так, для коммерческой компании такому стандарту должна будет соответствовать, например, доля рынка.

Если организация планировала захватить 50% рынка, проводится маркетинговая политика, согласно которой устанавливается функциональная норма необходимого количества продукции, что требуется реализовать на рынке. Рекламная кампания организации определяет свой собственный стандарт в виде отношения издержек на рекламу к числу реализованной в продаже единицы продукции.

Стандарты работы для каждого представителя торговой сферы могут устанавливаться в формате количества реализованных единиц продукции. Одну из целей организации может представлять стремление к укреплению своих позиций на рынке в качестве лидера представленной отрасли. Если такая цель реально осуществима на практике — она может стать стандартом. Другая цель организации может заключаться в высоком качестве выпускаемого ею продукта. Такая цель требует четкой формулировки и конкретики.

В качестве примера преобразования цели организации в стандарт можно рассмотреть жалобы покупателей. Их поступление в достаточно большом количестве может служить показателем неэффективной деятельности организации, наличия продукции низкого качества или часто встречающихся браков.

Руководством компании может быть определено максимальное допустимое количество жалоб, например, в месяц. Это и будет организационным стандартом работы предприятия. Их может быть несколько.

На основании организационных стандартов могут создаваться производственные стандарты (отдельно для каждого функционального звена: финансов, маркетинга, кадров). Они представляют стандарты для менеджеров среднего звена.

После разработки производственных стандартов контроля устанавливаются стандарты внутри каждого из функциональных отделов организации. Данный процесс аналогичен предыдущему в том плане, что стандарты на уровне отделов будут разрабатываться на основании стандартов функциональных отделов. Вопросы стандартов на уровне отделов контролируются менеджерами низшего звена.

Заключительную стадию процесса установления стандартов представляет определение стандартов для каждого отдельного вида работы в подразделениях организации. Как правило, это строго индивидуальные стандарты, принимаемые в отношении отдельной должности и исполнителя работ (что определяется естественными различиями сотрудников в квалификации, опыте работы в соответствующей сфере, мастерстве и имеющихся навыках, физической силе и т.п.).

Эффективная система стандартов контроля характеризуется несколькими важными свойствами:

  • скоординированностью;
  • гибкостью;
  • своевременностью проведения;
  • экономичностью;
  • развитыми информационными и коммуникативными системами.

Принципы и функции построения эффективной системы контроля

Существует несколько базовых принципов для построения эффективной системы контроля:

  • наличие четко определенных планов (содержательность, строгая структурированность) с целью обеспечения основы для контроля;
  • информативная система отчетности (должно отображаться состояние проекта относительно текущих планов на основании единых критериев и подходов);
  • эффективная система анализа тенденций и фактических показателей (руководство проекта по результатам анализа собранных данных должно определить соответствие текущей ситуации запланированной), если такого соответствия нет, рассчитываются размер серьезность последствий имеющихся отклонений;
  • эффективная система реагирования (завершающую стадию процесса контроля представляют действия руководства, направленные на устранение отклонений в ходе выполнения работ организации).

Процесс контроля может характеризоваться тремя составляющими функциями:

  • содержательная (она выполняется в процессе контроля);
  • организационная (кем осуществляется контроль и в какой последовательности);
  • технологическая (контроль технологического процесса).

Замечание 1

Цель стандартов контроля характеризуется обеспечением единства при принятии решения и его исполнении, возможностью предупреждения различных недоработок и ошибок, а также своевременного выявления отклонений от изначально заданной программы, поставленных задач и определенных сроков.

Стандарты разрабатываются и используются в связи с тем, что соответствующие круги общества (производители, потребители, торговля) сталкиваются с проблемами, которые требуют совместных решений. Стандарты базируются на общепризнанных результаты науки, техники и досвиду.
Стандарт — это документ, выданный утвержден официальным органом для постоянного использования, содержащий руководства, правила или характеристики, направленные на обеспечение оптимальных результатив.
Приведем классификацию стандартов в соответствии с уровнями стандартизации.
Стандартизация (разработка, утверждение, принятие и издание стандартов) проводится на следующих уровнях:
компании (стандарт предприятия);
группы компаний (стандарт концерна)
министерства (отраслевой стандарт)
национальном (например, национальный стандарт Украины ДСТУ)
региональном (например, европейский стандарт EN)
межгосударственном (например, в рамках СНГ);
• международном (международный стандарт ISO).
Стандартизация на уровне компаний, групп компаний распространяется только на продукцию, выпускаемую на конкретном предприятии или группе предприятий. Предприятие разрабатывает стандарт с определенной целью:
установить и декларировать повышенные требования по сравнению с требованиями, принятыми у конкурентов;
регламентировать внутренние требования, рационализировать процессы и операции;
обеспечить гарантии споживачам.
Национальные и отраслевые стандарты. Национальные стандарты разрабатываются национальные органы по стандартизации (в Украине — Госстандартом), отраслевые — соответствующими министерствами и ведомствами. Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов или необходимости устанавливать требования, превышающие или дополняют требования национальных стандартов. Стандартизация на национальном и отраслевом уровнях имеет целью:
обеспечить потребности общества в развитии за счет принятия единых требований на основе последних достижений науки и техники;
обеспечить защиту здоровья и жизни потребителей, охрану окружающей среды, а также защита отечественного товаропроизводителя;
устранить технические барьеры в торговле за счет принятия международных вимог.
Международные и региональные стандарты принимаются в соответствии международными и региональными организациями по стандартизации. Международная стандартизация направлена ​​на облегчение торговых и производственных отношений в мире, что особенно актуально при становлении глобальных международных рынков, таких как Единый Европейский, Северо-Американский, Азиатско-Тихоокеанский. Региональная стандартизация направлена ​​на защиту интересов отдельного региона. В частности, стандартизация в Европе (региональная стандартизация) предназначена для обеспечения потребностей Единого Европейского ринку.
В рамках государства применяются только национальные стандарты. Международный или региональный стандарт не обязателен для включения в национальный сборник стандартов. Каждая страна решает вопрос о принятии международного или регионального стандарта как национального.
Гармонизированный стандарт — это национальный стандарт, который соответствует стандарту, разработанному международной или региональной организацией по стандартизации.
Различают стандарты обязательного и добровольного використання.
Стандарты обязательного использования содержащих обязательные требования, регламентированные законом. От соблюдения предпринимателями обязательных требований стандартов зависят здоровье и безопасность потребителей, безопасность труда в процессе производства, охрана окружающей среды, совместимость продукции. Кроме того, требования обязательных стандартов защищают потребителей от продукции низкого качества в тех случаях, когда на рынке нет конкурирующих предложений. Обязательные требования стандартов подлежат безусловному исполнению органами исполнительной государственной власти, всеми предприятиями, их объединениями, учреждениями, организациями и гражданами — субъектами предпринимательской деятельности, на деятельность которых распространяется действие стандартив.
К обязательным требованиям относятся:
требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды;
требования, обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость продукции, и требования к методам измерения этих показателей;
требования техники безопасности и гигиены труда в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами;
метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и единство измерений;
положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, изготовления, эксплуатации продукции.
Стандарты добровольного использования содержат требования рекомендательного характера. Заявление о соблюдении производителем продукции стандартов добровольного использования применяется для достижения следующих целей:
усиление доверия к качеству продукции и расширения рынка сбыта;
устранение конкуренции со стороны производителей, использующих стандарты с более низкими требованиями;
поддержания имиджа фирмы, обеспечение рекламы и увеличения объема продажив.
Если производитель решил выпускать продукцию (оказывать услуги) в соответствии с требованиями стандарта добровольного использования, то после объявленного заявления стандарты добровольного использования становятся обязательными к применению. Требование применять стандарты добровольного использования может быть обусловлено контрактом. Отклонение от оговоренных контрактом требований стандартов ведут к разрыву контрактных взаимоотношений, потери репутации на рынке. Таким образом, рекомендуемые требования стандартов подлежат безусловному исполнению в следующих случаях:
если производитель (поставщик) продукции сделал заявление о соответствие продукции этим стандартам;
если эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
если это предусмотрено действующими актами законодательства.

ГОСТ Р 57488-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА

Классификация и общие требования

Services for business. Classification and general requirements

ОКС 03.080.20

Дата введения 2017-10-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2017 г. N 499-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и общие требования к услугам для бизнеса различных видов.
Настоящий стандарт распространяется на услуги юридических лиц различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, занятых предпринимательской деятельностью в сфере услуг.
Положения настоящего стандарта не распространяются на услуги для бизнеса, оказываемые физическими лицами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества
ГОСТ Р ИСО 10001 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организации
ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителей. Руководство по управлению претензиями в организациях
ГОСТ Р ИСО 26000 Руководство по социальной ответственности
ГОСТ Р 66.0.01 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы
ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения
ГОСТ Р 52113 Услуги населению. Номенклатура показателей качества услуг
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 услуги для бизнеса: Услуги организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых деятельностью в сфере услуг, предоставляемые для других организаций и индивидуальных предпринимателей.

3.2 исполнитель услуг для бизнеса: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услуги для бизнеса потребителю.

3.3 потребитель услуг для бизнеса: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие, заказывающие или имеющие намерение получить или заказать услуги для осуществления предпринимательской деятельности.

3.4 договор оказания услуг: Документально оформленное соглашение между потребителем и исполнителем услуг, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон.

3.5

среда организации: Сочетание внутренних и внешних факторов и условий, способных повлиять на достижение целей организации и ее поведение в отношении заинтересованных сторон.

3.6

удовлетворенность потребителя: Восприятие потребителем степени выполнения его требований.

3.7 качество услуги: Совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

3.8 показатель качества услуги: Количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности потребителя.

3.9 уровень качества услуги: Относительная характеристика качества услуги, основанная на сравнении фактических значений показателей ее качества с нормативными значениями этих показателей.

3.10 оценка качества услуг: Определение показателей качества услуг с учетом достоверности и/или точности количественных значений

3.11

менеджмент услуг: Деятельность, направленная на выполнение требований потребителей услуг.

4 Классификация услуг для бизнеса

4.1 Услуги являются результатом труда субъектов предпринимательской деятельности непроизводственных отраслей, оказываются другим организациям и индивидуальным предпринимателям и представляют собой отдельный сегмент рынка взаимодействия в сфере услуг — «business to business» (b2b).
На практике услуги для бизнеса обозначают как профессиональные или деловые услуги. Профессиональные услуги вносят существенный вклад в формирование эффективной структуры бизнеса.

4.2 Услуги для бизнеса классифицируют на следующие группы:
— технические услуги;
— специализированные услуги;
— распределительные услуги;
— услуги, сопровождающие производство продукции (товаров) определенных видов;
— вспомогательные услуги по ведению бизнеса.
Предлагаемая классификация профессиональных услуг является условной и зависит от вида оказываемых услуг.

4.3 Основной перечень видов услуг для бизнеса по вышеперечисленным группам представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Классификация видов услуг для бизнеса

Группа профессиональных услуг

Перечень видов услуг для бизнеса

Технические услуги

Услуги проектирования, инженерно-конструкторские и архитектурные услуги, строительные работы (услуги), транспортные услуги, услуги технического консалтинга, услуги связи, в т.ч. телекоммуникационные услуги

Специализированные услуги

Услуги бухгалтерского учета, услуги банковские, финансовые, аудиторские, страховые, юридические, консалтинговые, маркетинговые (услуги рекламы и по связям с общественностью), риэлторские услуги (услуги по разработке и внедрению продуктов информационных технологий, услуги в области исследований и анализа, услуги по экспертизе

Распределительные услуги

Услуги логистики и транспортирования, в т.ч. курьерские, услуги торговли, услуги агентские

Услуги, сопровождающие производство продукции (товаров) определенных видов

Техническое обслуживание и ремонт оборудования, приборов, аппаратуры, машин, транспортных средств, установка, экспертиза и диагностика, технические испытания

Вспомогательные услуги по ведению бизнеса

Услуги по аренде и лизингу, услуги по набору персонала, охранные услуги, услуги консалтинга, услуги по уборке и содержанию зданий и территорий, услуги по организации питания персонала, услуги по перевозкам персонала, услуги по социальному обслуживанию персонала (обеспечение медицинскими услугами, предоставление спортивных, образовательных услуг, организация снабжения, организация отдыха, рекреационные услуги), издательские и полиграфические услуги, услуги конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности

4.4 Выбор наименований услуг для бизнеса по видам экономической деятельности осуществляется в соответствии с потребностями организаций в соответствии с Общероссийским классификатором .

4.5 Конкретные виды услуг для бизнеса могут быть отнесены к различным группам профессиональных услуг в зависимости от характера основной деятельности исполнителя.

5 Общие требования

5.1 Исполнители услуг для бизнеса должны осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства, нормативных правовых документов, регулирующих конкретную сферу услуг.

5.2 Потребители услуг для бизнеса выбирают исполнителей услуг и заключают с ними договоры оказания (предоставления) услуг. При оказании услуг, требующих по законодательству наличия разрешений (допусков) или лицензий, претендент на предоставление таких услуг обязан иметь соответствующие документы.
Предоставление услуг для бизнеса предусматривает необходимость четкого соблюдения сторонами условий договора, должное юридическое оформление договорных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Примечание — Исполнитель услуг может поручить выполнение отдельных работ и операций сторонней организации, имеющей в своем составе квалифицированных специалистов и необходимые ресурсы, при этом ответственность за результаты оказания услуг в целом несет исполнитель услуг.

5.3 Услуги для бизнеса, предоставляемые субъектами предпринимательской деятельности, находятся в сфере государственного регулирования в рамках Федерального закона .

5.4 Услуги для бизнеса должны соответствовать следующим требованиям: функционального соответствия, информативности, гибкости, безопасности и социальной ответственности.

5.4.1 Требование функционального соответствия включает в себя соблюдение точности, назначения и своевременности оказания услуг с учетом режима работы потребителя услуг; соответствие персонала функциональному назначению, квалификационным требованиям, соблюдение деловой этики.

5.4.2 Требование информативности предусматривает наличие необходимой полной и достоверной информации об услугах, оказываемых бизнесу, исполнителях услуг, правилах и условиях оказания услуг, а также о результатах и последствиях оказания услуг, правах потребителей услуг в период оказания услуг и по истечении этого периода. Исполнителю услуг рекомендуется иметь собственный сайт с доменным именем в сети Интернет. Исполнители услуг должны обеспечить, чтобы информация, связанная с оказанием услуг, была точной, доступной для проверки, не вводила в заблуждение и не противоречила действующему законодательству.

5.4.3 Требование гибкости характеризует способность исполнителя к оперативному реагированию на изменения условий и требований к оказанию услуг, а также изменение среды организации в соответствии с ожиданиями потребителей услуг.

5.4.4 При оказании услуг исполнители услуг должны поддерживать ориентацию на реальные потребности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечивать:
— безопасность жизни и здоровья представителей потребителя услуг;
— безопасность имущества потребителей услуг;
— безопасность информации, используемой в процессе оказания услуг;
— стабильность и предсказуемость процессов оказания профессиональных услуг.
Исполнителям услуг следует оказывать услуги с соблюдением требований экологического законодательства, минимизировав потенциальные вредные воздействия на окружающую среду в процессе оказания услуг.

5.4.5 Субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги бизнесу, должны нести социальную ответственность за результаты и последствия своей деятельности с учетом положений ГОСТ Р ИСО 26000.

5.5 Исполнителю услуг для бизнеса рекомендуется разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему менеджмента качества, обеспечивающую соответствие предоставляемых услуг установленным требованиям. В основу разработки системы должны быть положены требования и положения ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004, ГОСТ Р ИСО 10001, ГОСТ Р ИСО 10002.

6 Критерии оценки качества услуг для бизнеса

6.1 Номенклатура показателей качества услуг для бизнеса, обеспечивающих их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителей и возможность оценки уровня качества услуг выбирается с учетом ГОСТ Р 52113.

6.2 Критериями оценки качества предоставления услуг для бизнеса являются:
— соответствие услуг требованиям к их содержанию (объему, срокам, качеству предоставления), установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами в конкретной сфере услуг;
— наличие у исполнителя услуг компетентного персонала, непосредственно задействованного в предоставлении услуг, достаточность такого персонала.
Примечание — Компетентность персонала предполагает наличие у сотрудников образования, квалификации или профессиональной подготовки и опыта работы, соответствующих профилю деятельности;
— открытость и доступность информации об исполнителе услуг для бизнеса;
— наличие системы менеджмента качества, обеспечивающей соответствие предоставляемых услуг установленным требованиям;
— наличие свидетельств, подтверждающих соответствие качества предоставляемых услуг требованиям нормативных и технических документов: сертификатов соответствия и других свидетельств и пр.;
— отсутствие исполнителя услуг (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в реестре недобросовестных поставщиков по результатам предоставления услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с законодательством ;
— удовлетворенность потребителей услуг качеством их предоставления (отсутствие жалоб и судебных исков);
— наличие опыта и деловой репутации у исполнителя услуг для бизнеса.

6.3 Оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности — исполнителей услуг для бизнеса — рекомендуется проводить по ГОСТ Р 66.0.01.

Библиография

OК 034-2014 (КПЕС 2008)

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст)

Федеральный закон
от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

УДК 330.123.6:338.462:006.354

ОКС 03.080.20

Ключевые слова: услуги для бизнеса, классификация услуг для бизнеса, общие требования, критерии оценки качества услуг для бизнеса

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *