Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар — товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность — предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

8) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли — таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара — ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

11) иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг — иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг — иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие — любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит — перемещение через территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

16) непосредственно конкурирующий товар — товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

20) предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг — российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг — российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

23) российское лицо — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

25) таможенный союз — единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

26) товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

27) участники внешнеторговой деятельности — российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью;

28) экспорт товара — вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

1. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

2. Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

3. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

2) защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, в случаях, предусмотренных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

5) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови и (или) ее компонентов, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ; от 28.07.2012 № 137-ФЗ)

6) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенностей порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 336-ФЗ; от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

7) координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

8) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

9) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

10) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

11) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

12) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

13) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

14) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 61. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

  1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Общая характеристика Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Государство осуществляет экономическое и административное регулирование внешней торговли. Выделяют два направления государственного регулирования внешней торговли – тарифное и нетарифное.
Тарифное регулирование внешней торговли.

Наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли служат таможенно-тарифные средства. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, ибо он включается в продажную цену. Экономическая роль таможенной пошлины заключается в том, что она создает стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара. Пошлина является первым и часто единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.

Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она защищает определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и используется в качестве рычага давления на конкурентов, для того чтобы заставить их пойти на определенные уступки. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, пошлины могут быть соответственно импортными, экспортными или транзитными. Импортные пошлины встречаются наиболее часто. Они позволяют государству получать дополнительные финансовые средства, регулировать внешнеторговые потоки и защищают национальных производителей от конкуренции импортных товаров. Реже используются экспортные (вывозные) пошлины. Их роль состоит в сокращении экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин также может использоваться для пополнения государственного бюджета. Вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией. Кроме того, экспортная пошлина используется для выравнивания низкой внутренней цены и высокой – на внешнем рынке.
Транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Этот вид пошлин применяется крайне редко. По способу взимания пошлины подразделяются на специфические, адвалорные и комбинированные.
Специфические пошлины представляют собой определенную денежную сумму, взимаемую с установленной единицы массы, объема или количества товара (с одной тонны, единицы товара и т.д.).
Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента цены товара.
В условиях колебания цен два этих вида пошлин ведут себя по разному, например, при увеличении цены товара сумма, уплачиваемая в качестве адвалорной пошлины, пропорциональна росту стоимости товара, в то время как специфическая – остается на прежнем уровне. Поэтому при падении цен более эффективной является специфическая пошлина, а при повышении – адвалорная. Независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях. Этот фактор и ряд других привели к тому, что в последние годы использование специфических пошли становится все более редким. Большое распространение имеют смешанные, или комбинированные таможенные пошлины, которые представляют собой комбинацию специфических и адвалорных ставок. Они позволяют немного уравнять недостатки двух этих пошлин с точки зрения их реакции на изменение цены.
В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные группы:
– максимальные (генеральные, или общие) пошлины, которые устанавливаются для всех стран;

– минимальные пошлины, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования;

– преференциальные пошлины – особо льготные пошлины; предоставляются отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся:

Они обычно значительно ниже минимальных или равны нулю, т.е. разрешают беспошлинный ввоз;

– антидемпинговые пошлины – это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга (экспорта товаров по пониженным ценам, т.е. более низким, чем на внутреннем рынке), для борьбы с которым они используются;

– карательные пошлины – особо высокие пошлины (в 3-5 раз превышающие генеральные); применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т. п.;

– компенсационные пошлины – это пошлины, взимаемые в целях нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру для повышения его конкурентоспособности на рынке. По правилам ВТО величина компенсационной пошлины не должна превышать суммы полученной субсидии.

По характеру происхождения пошлины подразделяют на две группы:

– автономные, т. е. устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров). Величина этих пошлин может быть изменена в соответствии с интересами государства без согласования со странами-партнерами;

– конвенционные (договорные) пошлины – это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке.

Кроме таможенных пошлин, к мерам тарифного регулирования можно условно отнести акцизный сбор, т.е. косвенный налог, которым товар облагается при переходе товара через таможенную границу. Облагаемые сбором товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом акцизных марок. Большинство товаров, облагаемых акцизными сборами – это предметы повседневного спроса.

Величина ставок таких сборов может значительно превышать ставки таможенных пошлин, что приводит к существенному возрастанию конечной стоимости товара.

Кроме тарифных ограничений существуют другие способы регулирования торгового оборота – нетарифные ограничения. Особенность их использования заключается в том, что они вводятся, как правило, органами государственной власти и носят автономный характер, т. е. не связаны какими-либо международными обязательствами.
Термин «нетарифные ограничения» охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта.

Прежде всего, к этой группе мер государственного регулирования внешней торговли относятся количественные ограничения В отличие от ряда других торгово-политических средств этой группы они носят явный характер, т. е. прямо регулируют внешнеторговый оборот с помощью административного вмешательства. В современной торгово-политической практике применяют два основных вида количественных ограничений: контингентирование и лицензионный порядок.

Контингентирование представляет собой ограничение ввоза иностранных или вывоза национальных товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.
В настоящее время используются, в основном, два вида контингентов: глобальная квота и индивидуальная квота.
Глобальная квота (глобальный контингент) устанавливает размер экспорта или импорта в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования. В этом случае величина допускаемого квотой экспорта не разбивается по странам; глобальная квота ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к вывозу, и оставляет за экспортером право выбора страны, в которой осуществляются экспортные поставки в счет квоты. Величина квоты определяется как разница между внутренним потреблением и внутренним производством.
Индивидуальная квота (индивидуальный контингент) представляет собой квоту, распределенную по странам. Механизм распре деления квоты по странам нередко превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки какой-либо страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе товара.

От рассмотренных контингентов следует отличать тарифные контингенты, т. е. разрешения на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Лицензионный порядок – это запрещение свободного вывоза или ввоза товаров. Импорт (экспорт) может производится только на основе специального разрешения – лицензии. В настоящее время применяются такие виды лицензий, как индивидуальные, генеральные и автоматические.

Индивидуальная лицензия представляет собой разовое разрешение на импорт или экспорт товаров.
Генеральная лицензия – это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости.
Автоматическая лицензия – автоматическая выдача разрешения при подаче заявки.
Лицензионный порядок обычно сочетается с контингентированием ввоза (вывоза) товаров. Хотя он затрагивает относительно небольшую часть товарной номенклатуры, значение контингентов в торговле достаточно ощутимо, так как в число контингентируемых товаров обычно входят важнейшие сырьевые и продовольственные товары, текстиль, металлы, медикаменты.

К методам нетарифного регулирования относятся также взимаемые на границе налоги и сборы, которые можно разделить на две группы. Первая включает в себя так называемые уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров внутри страны. Ко второй группе относятся многочисленные налоги и сборы, уплачиваемые импортером в связи с таможенной очисткой.
Наряду с пограничными уравнительными налогами на границе взимаются специальные налоги и сборы на импорт. Специальным налогом облагаются только иностранные товары, и по своему экономическому и торгово-политическому значению он мало отличается от таможенной пошлины, поэтому его можно лишь условно отнести к мерам скрытого протекционизма. Что касается налогов и сборов, связанных с оформлением грузов на таможне, то в их число входят: налог на таможенную очистку товара, статистические и гербовые сборы, фрахтовые и портовые сборы и др.

Государство может устанавливать валютные ограничения, т. е. определять способ использования валюты (например, принудительная продажа всей или части полученной валюты государству и т. п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

 Глава 1. Общие положения

  • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности
  • Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
  • Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

 Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности

  • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности
  • Статья 7. Утратила силу с 1 января 2005 г.
  • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности
  • Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности
  • Статья 9. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 Глава 3. Участники внешнеторговой деятельности

  • Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности
  • Статья 11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в осуществлении внешнеторговой деятельности

 Глава 4. Основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности

  • Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
  • Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности
  • Статья 14. Заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей
  • Статья 15. Гласность в разработке мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
  • Статья 16. Вступление в силу нормативных правовых актов в области внешнеторговой деятельности
  • Статья 17. Защита информации
  • Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия) государственного органа или его должностного лица

 Глава 5. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами

  • Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование
  • Статья 20. Нетарифное регулирование
  • Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях
  • Статья 22. Недискриминационное применение количественных ограничений
  • Статья 23. Распределение квоты
  • Статья 24. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами
  • Статья 25. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
  • Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
  • Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
  • Статья 28. Предотгрузочная инспекция
  • Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств
  • Статья 30. Платежи, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров
  • Статья 31. Свобода международного транзита
  • Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов

 Глава 6. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами

  • Статья 33. Внешняя торговля услугами
  • Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли услугами
  • Статья 35. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами и вводимые исходя из национальных интересов

 Глава 7. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью

  • Статья 36. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью
    • Часть 1
    • Часть 2

 Глава 8. Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью

  • Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях
  • Статья 38. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации
  • Статья 39. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования
  • Статья 40. Ответные меры

 Глава 9. Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности

  • Статья 41. Приграничная торговля
  • Статья 42. Особые экономические зоны

 Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок

  • Статья 43. Меры в отношении внешнеторговых бартерных сделок
  • Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учета
  • Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок

 Глава 11. Содействие развитию внешнеторговой деятельности

  • Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
  • Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности
  • Статья 48. Внешнеторговая статистика
  • Статья 49. Обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки
  • Статья 50. Обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах
  • Статья 51. Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам в Российской Федерации

 Глава 12. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

  • Статья 52. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности
  • Статья 53. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

 Глава 13. Заключительные и переходные положения

  • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством:

ü таможенно-тарифного регулирования;

ü нетарифного регулирования;

ü запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

ü мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Таможенно-тарифное регулирование согласно статье 19 Закона №164-ФЗ заключается в установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина по определению, содержащемуся в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе», представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Нетарифное регулирование внешней торговли товарами согласно статье 21 Закона №164-ФЗ может осуществляться только в следующих случаях:

· при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения устанавливаются только на продовольственные и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

· при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;

· при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов;

· в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ;

· предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами;

· установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

В соответствии с Законом №164-ФЗ лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

· введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

· реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

· предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

· выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в вышеперечисленных случаях является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, который формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года №1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» утверждено Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации (далее Положение №1299), распространяемое на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от форм собственности, места регистрации и положения на рынке.

Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге.

Для оформления лицензии заявитель должен представить в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации (именуемое в дальнейшем МВЭС РФ) следующие документы:

· заявление о выдаче лицензии, представленное на типовом бланке и заполненное в соответствии с правилами, определяемыми МВЭС;

· копию контракта (договора);

· копию договора между экспортером или импортером и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник;

· копии учредительных документов;

· копии регистрационных документов:

ü для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации, справку налогового органа о постановке на учет;

ü для физических лиц — свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;

· решение соответствующего федерального органа исполнительной власти (по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством Российской Федерации);

· разрешение соответствующих федеральных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· выписку из протокола Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот или сертификат Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, являющиеся основанием для оформления лицензии (в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта);

· в случаях импорта этилового спирта и алкогольной продукции отдельных наименований также:

ü копию лицензии на право закупки по импорту, хранения и оптовой реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

ü документы, характеризующие финансовое состояние импортера;

· при импорте этилового спирта — документ, подтверждающий статус заявителя как организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации осуществлять импорт указанной продукции;

· другие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Копии представляемых документов должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя, который несет ответственность за достоверность представляемых сведений.

Документы, предъявляемые заявителем, проходят регистрацию и в течение 25 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов орган, проводящий лицензирование, принимает решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии.

В том случае, если представленные заявителем документы нуждаются в доработке, срок для принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления доработанных документов.

Лицензия в соответствии с пунктом 8 Положения №1299 – это официальный документ, разрешающий осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт.

Различают разовые и генеральные лицензии.

Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.

Генеральная лицензия выдается по решению Правительства Российской Федерации, в котором устанавливается срок действия лицензии. Оформляется генеральная лицензия на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости, но без определения конкретного покупателя или продавца товара.

Владельцы лицензий должны представлять информацию по установленной форме о ходе реализации контрактов в МВЭС РФ для статистического учета и анализа исполнения выдаваемых генеральных лицензий.

Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии и основанием для такого отказа может быть:

· неправильное оформление заявления;

· сообщение недостоверных сведений о производимой экспортной или импортной операции;

· включение в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

Решение об отказе направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа.

Если принято решение о выдаче лицензии заявителю, то оформленная лицензия выдается заявителю в одном экземпляре и не подлежит передаче другим лицам.

Оригинал лицензии, направленный владельцем в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации, является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг).

Если в течение срока, на который выдана лицензия, не удалось выполнить конкретные обязательства, срок действия лицензии может быть продлен.

В отношении товаров, на которые установлены количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия установленных ограничений.

Для продления срока действия лицензии ее владелец должен направить в МВЭС РФ в письменной форме просьбу с указанием причин продления срока с приложением следующих документов:

· по генеральной лицензии – копии решения Правительства Российской Федерации;

· по разовой лицензии, в случае ее выдачи МВЭС РФ на основании решения соответствующего федерального органа исполнительной власти по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством Российской Федерации, решения соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Продление срока действия лицензии оформляется в виде письма, подписанного уполномоченным МВЭС РФ в соответствующем регионе и заверенного печатью. Данное письмо является неотъемлемой частью лицензии.

Действие выданной лицензии может быть приостановлено или аннулировано в следующих случаях:

· при представлении владельцем лицензии соответствующего заявления;

· при нарушении владельцем лицензии условий действия лицензии;

· при нарушении владельцем лицензии законодательства Российской Федерации.

Решение о приостановлении или аннулировании действия лицензии доводится до владельца лицензии и таможенного органа в течение 3-х дней со дня принятия такого решения.

По окончании срока действия лицензии в течение 10 дней владелец должен направить в МВЭС РФ копию лицензии с отметкой таможенных органов о ее исполнении.

Рассмотрение документов о выдаче лицензии, о продлении срока действия лицензии осуществляется за плату. Взимаемая плата поступает в доход федерального бюджета. Размеры платы установлены пунктом 2 Положения об установлении размеров платы за оформление, переоформление и продление срока действия лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), утвержденного Приказом Министерства торговли Российской Федерации от 6 августа 1999 года №363 «Об утверждении положения об установлении размеров платы за оформление, переоформление и продление срока действия лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), сертификатов и паспортов бартерных сделок». За оформление, переоформление и продление срока действия разовых лицензий плата взимается в размере 30 минимальных размеров оплаты труда, генеральных лицензий – в размере 150 минимальных размеров оплаты труда.

Решения и действия МВЭС РФ, связанные с лицензированием экспорта или импорта товаров (работ, услуг), могут быть обжалованы в установленном порядке.

Итак, в Положении №1299 указано, что лицензирующим органом является Министерство Внешних экономических связей Российской Федерации. Однако Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 года №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» данное министерство упразднено, часть его функций передана образованному Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднено и функции данного министерства, которые ранее выполняло МВЭС РФ, переданы Министерству торговли Российской Федерации.

Впоследствии Министерство торговли также было упразднено и образовано Министерство экономического развития и торговли, которому была передана часть функций Министерства торговли Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена новая структура Федеральных органов исполнительной власти. В состав Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации согласно данному указу входят следующие службы:

· Федеральная таможенная служба;

· Федеральное агентство по государственным резервам;

· Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

· Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Таким образом, выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона №164-ФЗ распределены следующим образом.

Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 13 Закона №164-ФЗ в соответствии со своими полномочиями, в частности:

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

· применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

· устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;

· вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;

· устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

· определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

· по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

· определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;

· утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

· осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *