Государственное управление охраны труда

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Правовые основы государственного управления охраной труда

Реализация положений законодательства РФ, регламентирующих право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, во многом обеспечивается существованием стройной и эффективной системы государственного управления охраной труда.

Современная модель государственного управления охраной труда стала формироваться в России с начала 90-х годов, с переходом страны на рыночный путь экономического развития, и к настоящему моменту имеет обширную правовую базу и богатую практику.

Государственное управление охраной труда можно определить как особый вид управленческой деятельности органов государственной власти и управления, наделенных законодательством властными полномочиями по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в установленных для них сферах деятельности. В силу таких полномочий воля указанных органов, выраженная в нормативных правовых актах, предписаниях, разрешениях и т.д., является обязательной для объектов управления — подчиненных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц, граждан.

В трудовом праве государственное управление охраной труда выступает в качестве одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210 ТК РФ), посредством которой государство решает принципиально важные для каждого социального государства вопросы обеспечения справедливых условий труда, защиты прав работников и работодателей, улучшения благополучия работников и установления, таким образом, социального мира и согласия в обществе. Следовательно, государственное управление охраной труда — это прежде всего регламентируемая законодательством деятельность уполномоченных органов власти.

Перечень соответствующих органов указан в ст. 216 Трудового кодекса РФ. В соответствии с ч.1 данной статьи, управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правовой статус Правительства РФ определен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.. В соответствии с положениями данного Закона Правительство РФ — высший орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ является коллегиальным органом управления с широким перечнем полномочий в различных сферах жизни общества и государства, в том числе и социальной сфере. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти и т.д.

Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610).

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч.2 ст. 216 ТК РФ).

В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 4 ст. 216 ТК РФ):

— обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

— разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

— устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

— устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

— обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

— координируют научно-исследовательские работы в сфере охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

— исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Роль Правительства РФ в государственном управлении охраной труда исключительно важна. Только за последнее десятилетие издан значительный массив нормативных правовых актов, направленных на регулирование различных аспектов охраны труда, принятие экстренных мер по улучшению условий труда работников, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Так, среди принятых Правительством РФ актов следует отметить: Постановление от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2314., которым установлена система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден перечень видов таких актов и определен порядок разработки их федеральными органами исполнительной власти; Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» СЗ РФ. 1995. № 36.; Постановление от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4546.; Постановление от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» СЗ РФ. 2003. № 18. Ст. 1716. и т.д.

На уровне иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Российская газета. 2004. 12 марта. № 50. вопросы, касающиеся труда и занятости, отнесены к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).

Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 321 Российская газета. 2004. 8 июля. № 144. утверждено Положение о Минздравсоцразвития России, в котором на данное Министерство возложено осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы условий и охраны труда. Данное Положение предоставляет Минздравсоцразвития широкий круг полномочий в области охраны труда, в числе которых принятие нормативных актов по таким вопросам, как:

— порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска;

— порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;

— порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;

— перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

— правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда и др.

Для реализации возложенных на него обязанностей Министерство обладает рядом существенных полномочий, в частности запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности и др. (Приложение 3)

В структуре Минздравсоцразвития создан и действует Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Положение утверждено Приказом Минздравсоцразвития от 7 октября 2008 г. № 547), комплексная задача которого состоит в реализации государственной политики в сфере труда и социальных отношений. В числе определенных для Департамента функций особое место занимает разработка проектов приказов Министерства об утверждении перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет; порядка обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве; правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания; межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; типовых норм труда; норм бесплатной выдачи витаминных препаратов; типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи; норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; рационов лечебно-профилактического питания и т.д.

Кроме того, через указанный Департамент Минздравсоцразвитие проводит огромную работу по координации находящихся в его ведении федеральных служб, к числу которых относится и Федеральная служба по труду и занятости, призванная осуществлять государственный надзор и контроль в области охраны труда.

Конституция РФ в ст. 72 (подп. «к» п. 1) устанавливает, что трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следовательно, государственное управление охраной труда помимо федерального осуществляется еще и на региональном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что субъекты РФ пошли по пути активного развития законодательства в области охраны труда и к настоящему моменту в большинстве регионов России приняты законодательные акты, детализирующие полномочия местных органов власти в данной сфере.

Примером может служить Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 января 2009 г. № 6-РЗ «Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике» Официальная Кабардино-Балкария. 2009. 16 янв. № 3 — 4., который закрепил полномочия исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда, а также полномочия отраслевых исполнительных органов государственной власти. В соответствии со ст. 5 указанного Закона исполнительный орган государственной власти в области охраны труда:

— осуществляет государственное управление охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике;

— обеспечивает взаимодействие отраслевых исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

— разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики об охране труда и республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за их выполнением;

— участвует в установленном законодательством порядке в разработке и реализации федеральных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

— проводит мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма, повышение уровня защиты работников от профессионального риска;

— организует обучение и проверку знаний работников по охране труда и осуществляет контроль за качеством обучения;

— проводит в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

— осуществляет иные полномочия в части, касающейся охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.

Отраслевые исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, в свою очередь, создают систему управления охраной труда в отрасли и обеспечивают ее функционирование; проводят государственную политику в области охраны труда в отрасли; разрабатывают отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и организуют их выполнение; участвуют в разработке и реализации республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда; проводят мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях отрасли; образуют отраслевые комиссии по охране труда и организуют их работу; создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда; принимают участие в установленном федеральным законодательством порядке в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве, а также несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; осуществляют иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики (ст. 6).

Важным элементом региональной системы управления охраной труда остаются органы местного самоуправления, обеспечивающие реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территориях муниципальных образований в пределах своих полномочий, в том числе в принятии муниципальных правовых актов по вопросам охраны труда и целевых программ улучшения условий и охраны труда. В ст. 216 ТК РФ (ч. 4) подчеркивается, что отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, Законом Курской области от 6 апреля 2007 г. № 25-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере трудовых отношений» Курская правда. 2007. 20 апр. № 57. предусматривается, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями в сфере трудовых отношений (ст. 2):

— обеспечение реализации на территории муниципального образования федеральных целевых и областных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— организация проведения в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

— организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— организация проведения в установленном порядке проверок условий и охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования;

— осуществление контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, в том числе в вопросах оплаты труда, заключенных между работниками и работодателями в организациях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 1 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. № 100-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями в сфере государственного управления охраной труда» Забайкальский рабочий. 2008. 30 дек. № 253. предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края такими государственными полномочиями в сфере государственного управления охраной труда, как:

— координация и методическое руководство работой служб охраны труда организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования;

— организация обеспечения организаций нормативными правовыми актами в области охраны труда на территории муниципального образования;

— организация учета потребности организаций в средствах индивидуальной и коллективной защиты работников на территории муниципального образования;

— участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом на территории муниципального образования;

— анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования.

При этом органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий имеют право: распоряжаться переданными им финансовыми средствами и использовать материальные средства; запрашивать и получать информацию (документы) от органов государственной власти Забайкальского края в части, касающейся осуществления государственных полномочий; в лице специалистов, обеспечивающих осуществление государственных полномочий, беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создавать межведомственные комиссии по охране труда в целях координации действий органов надзора и контроля, действующих на территории муниципального образования, и иных заинтересованных организаций; обращаться в соответствующие органы государственной власти с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также о приостановке или ликвидации деятельности организации или ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 3).

Практика передачи функций по решению вопросов охраны труда муниципальным образованием представляется вполне разумной, поскольку органы местного самоуправления ввиду своей близости к реальным социально-экономическим условиям того или иного территориального образования способны более оперативно реагировать на проблемы, связанные с установлением здоровых и безопасных условий труда, и тем самым способны обеспечивать полную и точную реализацию основных направлений государственной политики в указанной сфере.

Однако, несмотря на выработанную правовую базу и активную и повседневную деятельность вышеназванных органов власти ситуация в области охраны труда в России по-прежнему остается напряженной. Высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний сохраняет стойкую динамику роста. Практически каждый пятый работник трудится на рабочем месте, не отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, что, в свою очередь, отрицательно влияет на состояние рынка труда, приводит к ухудшению качества трудовых ресурсов, падению престижа ряда профессий, росту дефицита кадров и необходимости привлечения иностранной рабочей силы.

Во многом такая ситуация является следствием недостаточно эффективной деятельности органов государственной власти. Отсутствие согласованности в правовых предписаниях и дублирование полномочий разных органов управления зачастую создают существенные препятствия в осуществлении ими своих функций. Серьезной проблемой выступает и отсутствие на региональном уровне механизма должного финансирования мероприятий по охране труда.

Кроме того, следует также отметить, что для успешной реализации задач по государственному управлению охраной труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда необходимо осуществлять постоянное обновление научно обоснованной нормативно-правовой базы по охране труда, экологической, радиационной и пожарной безопасности, проводить политику усиления и расширения научно-исследовательской и методической работы в этом направлении.

Совершенно очевидно, что в России на данном этапе развития назрела острая необходимость модернизации системы государственного управления охраной труда. Создание современной системы охраны труда — крайне важная задача не только в рамках реализации концепции демографического развития России, но и в рамках создания инновационной российской экономики. Как показал мировой финансовый кризис, только сильное, компетентное и последовательное государственное управление может обеспечить эффективную защиту жизни, здоровья и работоспособности российских граждан, их конституционного права на охрану труда.

>Муниципальное управление охраной труда

Цель и правовые основы муниципального управления охраной труда

Замечание 1

Цель управления охраной труда состоит в организации работы, направленной на снижение числа случаев травматизма, аварийности, профессиональных заболеваний, обеспечение безопасных условий труда и улучшение этих условий.

Муниципальное управление охраной труда представляет собой особый вид управления охраной труда, осуществляемый на муниципальном уровне власти.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Практическая реализация муниципального управления охраной труда предполагает создание на территории муниципального образования службы, ответственной за охрану труда, назначение специалистов, осуществляющих охрану труда и обладающих специальной подготовкой по данному направлению деятельности.

Правовую основу управления охраной труда на муниципальном уровне составляет множество нормативных документов, начиная от Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации и заканчивая местными нормативными актами по данному вопросу.

Муниципальные власти наделены полномочиями, направленными на формирование условий и охрану труда на территории муниципального образования, а также предупреждающими производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Решение вопросов охраны труда выполняется посредством осуществления муниципальными властями воздействия на работодателей с целью обеспечения роста их персональной ответственности за вверенный им персонал. Следует отметить, что охрана труда не может рассматриваться как односторонний процесс, в которой единственно важная роль отводится работодателю как лицу, ответственному за обеспечение этой охраны. Важную роль в процессе охраны труда играет и сам персонал, то, насколько он готов следовать правилам и регламентам, обеспечивающим безопасное выполнение трудовых обязанностей.

В основу законодательного и нормативного регулирования вопросов охраны труда заложен принцип социальной ответственности, назначение которого состоит в том, чтобы на безусловном уровне обеспечивать сохранение здоровья и жизни персонала при осуществлении трудовых обязанностей.

Принципы муниципального управления охраной труда

Принципы муниципального управления охраной труда включают в себя:

  • принцип создания условий, благоприятствующих жизнедеятельности населения муниципального образования;
  • принцип самостоятельности населения муниципального образования при решении вопросов охраны труда;
  • принцип организационной обособленности муниципального управления и его органов во взаимодействии с государственными органами власти в реализации общей политики управления охраной труда;
  • принцип законности в организации муниципального управления охраной труда;
  • принцип государственных гарантий муниципального управления;
  • принцип ответственности муниципальной власти перед населением муниципального образования;
  • принцип интегральности и индивидуальности в установлении требований к охране труда на территории муниципального образования;
  • принцип информационной открытости данных по охране и безопасности труда;
  • принцип объединенности усилий муниципальных властей, работодателей и работников в решении вопросов охраны труда;
  • принцип обязательности и последовательности обучения населения муниципального образования правилам безопасного выполнения трудовых обязанностей;
  • принцип привлечения населения к формированию безопасных условий труда;
  • принцип необходимости проведения разъяснительных мероприятий о мерах охраны труда;
  • принцип совместного контроля условий охраны труда муниципальными властями, надзорными службами, работодателями и работниками;
  • принцип участия населения в совершенствовании порядка охраны труда и так далее.

Характеристика функций муниципальных властей в сфере охраны труда

Муниципальные власти при осуществлении управления охраной труда призваны реализовывать следующие функции:

  • координировать деятельность всех служб охраны труда, располагающихся на территории муниципального образования;
  • осуществлять проверки состояния систем охраны труда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
  • анализировать состояние охраны труда и его условий, выявлять причины несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний;
  • разрабатывать и организовывать реализацию муниципальных программ, направленных на улучшение охраны труда и его условий;
  • создавать координационные советы по охране труда и организовывать их работу;
  • участвовать в расследовании массовых, тяжелых, смертельных несчастных случаев, имеющих место на территории муниципального образования;
  • содействовать организации обучения и контроля знаний в области охраны труда работодателей;
  • участвовать в регламентации отношений в сфере охраны труда;
  • информировать работодателей об изменениях в нормативном регулировании вопросов охраны труда;
  • содействовать обязательному страхованию охраны труда;
  • содействовать в организации и проведении медицинских осмотров персонала;
  • координировать работу в сфере аттестации рабочих мест и систем охраны труда и так далее.

Управление охраной труда на муниципальном уровне

Особое место в регламентации вопросов управления охраной труда принадлежит принятому в 2007 г. ГОСТу 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда системы управления охраной труда. Общие требования». С его принятием и введением в действие во многих организациях процессы управления охраной труда приобрели системный характер. Вопросам, связанным с управлением охраной труда на муниципальном уровне, посвящена данная статья.

Словарь трудового права. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основной целью управления охраной и безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Муниципальное управление охраной труда — управление охраной труда, осуществляемое органами местного самоуправления.

Вопросы местного значения

Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления должен создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Правовой базой муниципального управления охраной труда являются соответствующие статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ (ст. 210); Федеральные законы: от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 28.11.2009), от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 27.12.2009) и др.; Постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009). Дальнейшее развитие правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется ими самостоятельно на основе федерального законодательства и законов субъектов РФ.

К вопросам местного значения относятся создание условий и организация охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение данных вопросов должно осуществляться через воздействие на работодателей и повышение их персональной ответственности перед работниками своих коллективов. В таком же порядке должна рассматриваться ответственность работников перед работодателем и коллективом в целом. Принципы социальной ответственности, заложенные в законодательные и нормативные правовые акты, должны способствовать безусловному обеспечению сохранения жизни и здоровья работников на каждом рабочем месте, а также благополучию жизнедеятельности населения муниципального образования.

В ряде регионов данный предмет ведения органа местного самоуправления детализируется в законах об охране труда субъектов Российской Федерации. В соответствующих статьях определяются: создание службы охраны труда в структуре исполнительных органов местного самоуправления; обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования; функции муниципального образования по охране труда; права специалиста охраны труда органа местного самоуправления.

Интересно и оперативно вопросы управления охраной труда в ряде муниципальных образований решаются в Алтайском, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Иркутской, Липецкой, Московской, Саратовской областях и некоторых других регионах России.

На основе проведенного анализа сформулированы единые принципы системы управления охраной труда на муниципальном уровне, описана приемлемая модель управления, основанная на положениях Руководства по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТа 12.0.230-2007 , с учетом муниципальной специфики.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда, взаимодействует с органами местного самоуправления и осуществляет контроль реализации, переданных им государственных полномочий в соответствии с установленным порядком. Однако к вопросам охраны и безопасности труда относятся по-разному, в т.ч. и потому, что эти проблемные моменты на муниципальном уровне ни одним нормативным правовым актом федерального уровня практически не регулируются, в ряде случаев возникает недопонимание или отсутствует возможность влияния на эти процессы.

Нормы технической безопасности (электро-, пожаро-, взрывобезопасность и др.) определяют меры организационно-технического характера по защите работников от неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья и жизни факторов производственной среды и трудового процесса (оборудования, предметов и средств труда). Нормы производственной санитарии и гигиены труда регламентируют параметры производственной среды (шум, вибрация, запыленность и т.д.) и трудового процесса (интенсивность труда, темп работы, режим труда и отдыха). Организационные мероприятия по охране труда включают регламентацию безопасного исполнения технологических процессов и работ, инструктажи и обучение работников безопасным методам работы, пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты. Вопросы государственной политики в области охраны труда включают законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и работников, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда; развитие системы государственного управления в данной сфере (в т.ч. государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов); установление единых государственных нормативных требований охраны труда для организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности; взаимодействие органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзами, организацию научных исследований, профессионального обучения и подготовки кадров в сфере охраны труда и др.

В настоящее время в ряде регионов органы исполнительной власти субъекта РФ своими законодательными и подзаконными актами утверждают программы улучшения условий и охраны труда, типовые положения о службе охраны труда органа местного самоуправления, порядок организации его работы и т.п. Однако это не имеет системного характера. Не случайно уровень проводимой профилактической работы по охране и условиям труда в муниципальных образованиях различен, что подтверждается общепринятыми статистическими показателями, а также реальным положением дел на местах. На территориях муниципальных образований должны реализовываться реабилитационные и иные мероприятия координационными советами по охране труда при главе муниципального образования. В поле зрения этих советов должны найти отражение вопросы оценки рисков возможных проявлений опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояния экологической и других видов безопасности, организации обучения, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, социального страхования от несчастных случаев и др.

Формально органы местного самоуправления имеют право принимать (и кое-где принимают) соответствующие нормативные правовые акты, связанные с деятельностью координационных советов по охране труда при главах самоуправления, с разработкой и реализацией муниципальных программ улучшения условий и охраны труда, с проведением месячников, смотров-конкурсов и т.д. Однако этому процессу необходимо придать узаконенный статус. Возможно, для этого будет необходимо соответствующее поручение Правительства РФ или другого федерального органа исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут обязаны принять соответствующий документ, регламентирующий деятельность органов управления муниципальных образований по данным вопросам. Необходимо, изучив опыт лучших муниципальных образований, добиться его широкого применения.

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления, должны действовать в пределах этих муниципальных образований и не могут ухудшать условия и охрану труда работников по сравнению с требованиями государственных нормативных правовых актов, принятыми на высшем уровне управления.

Внимание — профилактике

Сегодняшнее состояние производственной среды и технологического оборудования во многих производствах вызывает серьезную обеспокоенность и тревогу общественности. Это требует принятия кардинальных мер профилактического воздействия, в том числе возможного вывода из эксплуатации или модернизации оборудования, не отвечающего требованиям безопасности.

Мы считаем, что в Российской Федерации профилактическая работа по оздоровлению и улучшению условий труда в муниципальных образованиях должна строиться на новых принципах и подходах. Первоначальные элементы безопасности труда и оздоровления жизненной сферы должны начинаться с низовых — первичных коллективов.

Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что эти проблемы на уровне муниципальных образований должны быть объединены в единый блок и решаться системно в рамках общего благополучия жизнедеятельности населения муниципального образования. Обобщенно этот блок можно назвать сферой благополучия человека. Сфера благополучия человека должна включать в себя: оценку риска, безопасность труда, защиту здоровья, эргономику, противопожарные мероприятия, психологические проблемные составляющие (стресс, в т.ч. на производстве), аттестацию условий труда и сертификацию работ по охране труда, приведение в порядок рабочих мест (культуру труда), производственной и окружающей среды. В рамках этой же сферы следует решать все организационные, нормативные правовые, технические и иные вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности не только работников организаций, но и всего населения муниципального образования.

Организации, входящие в состав муниципального образования (большие, средние и малые), должны по единым организационным и методологическим подходам решать проблемы благополучия жизнедеятельности населения на принципах:

  • обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • самостоятельности решения населением вопросов местного значения;
  • организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций в области охраны и безопасности труда;
  • законности в организации деятельности местного самоуправления;
  • государственных гарантий местного самоуправления;
  • ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  • обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в обеспечении сферы благополучия жителей к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;
  • соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии безопасности труда, охраны окружающей среды или иных составляющих сферы благополучия населения;
  • объединения усилий всего актива муниципального образования для своевременного и оперативного осуществления планируемых мероприятий;
  • обязательного и последовательного обучения всех жителей поселений муниципальных образований приемам и способам выполнения мер безопасности в рамках общего благополучия населения;
  • развития форм коллективного привлечения населения к согласованным мерам безопасности, защите окружающей и производственной среды, проведения оздоровительных мероприятий в целях повышения и укрепления благополучия всех жителей;
  • организации разъяснительной работы через все возможные источники информации и оповещения населения о принимаемых мерах, в т.ч. через сельские сходы и иные аналогичные мероприятия;
  • совместного участия представителей органов муниципального управления в контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности органов надзора в области безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды на предприятиях и организациях, расположенных на территориях муниципальных образований;
  • объединения усилий имеющихся специалистов охраны труда для согласованного и комплексного обслуживания всех участников трудовых процессов как через формирование общественных советов при органах управления муниципальных образований, так и через развитие инициативы отдельных передовиков и инициаторов, движение за здоровый и безопасный образ жизни в рамках конкретного поселения;
  • участия населения муниципальных образований в развитии сферы благополучия жизнедеятельности через общественные организации жителей (советы специалистов и профсоюзного актива, общественные советы при органах самоуправления и т.д.), информирования населения о состоянии безопасности труда и экологии, других ситуаций через местные СМИ, собрания, сходы и т.д.

Функции муниципального управления охраной труда

В свою очередь, функции муниципального управления охраной труда должны обеспечивать:

  • координацию работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципальных образований;
  • осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составления актов по их результатам;
  • анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • разработку и реализацию территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;
  • создание и организацию работы координационного совета по охране труда;
  • участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;
  • содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;
  • участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;
  • доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;
  • содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • координацию работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в организациях;
  • организацию и проведение противопожарных мероприятий и мероприятий по защите окружающей среды;
  • участие в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
  • организацию и проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
  • информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Главное — системная, согласованная работа

Организационно-практическая помощь органам местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна предусматривать:

  • заключение соглашений о взаимодействии в области условий и охраны труда между органом исполнительной власти субъекта РФ, ведающим вопросами охраны труда, и администрациями городов и районов;
  • обучение специалистов администраций навыкам осуществления проверок, контроля;
  • проведение выездных семинаров;
  • организацию месячников и смотров-конкурсов;
  • развертывание работ по аттестации рабочих мест, сертификации и по другим направлениям совместной деятельности.

В условиях сельских поселений согласованные подходы к управлению охраной труда по предложенным принципам будут способствовать решению многих проблемных вопросов.

Системная, а главное, последовательная и целеустремленная работа в решении вопросов благополучия жизнедеятельности населения, проживающего в муниципальных образованиях, должна стать тем рычагом, используя который, мы должны решить многие, ныне существующие проблемы охраны и условий труда, с тем чтобы люди персонально ощущали заботу о каждом конкретном человеке.

Уже имеющийся опыт по данным вопросам ряда муниципальных образований вселяет уверенность в том, что, проявляя заботу друг о друге, в рамках предлагаемых подходов сумеем всем миром значительно оздоровить ситуацию, что должно явиться залогом активизации профилактической направленности мероприятий по различным видам безопасности и других, смежных с ними направлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *