Государственные казначейские обязательства

Для России это в основном государственные ценные бумаги государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные обязательства, государственные казначейские векселя и обязательства и прочие ценные бумаги, которые можно предъявить к выкупу, продать за наличные деньги на открытом рынке и использовать в качестве оплаты за товары и услуги или залога. Кроме того, они могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет. Эти ликвидные активы имеют многие черты денег. Хотя некоторые из них непосредственно не могут использоваться для оплаты товаров и услуг, но возможность их превращения в наличные деньги означает, что они в такой же степени затрагивают текущие расходы, как и банковские депозиты.  

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ -см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ — размещаемые на добровольной основе государственные ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами. Государственные казначейские обязательства могут быть выставлены на биржевые торги.  
ГКО — государственные казначейские обязательства ОФЗ — облигации федерального займа.  
В целевые долговые обязательства переводятся имеющиеся у граждан облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные до 1 января 1992 г., сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные до 1 января 1992 г., размещение которых производилось на территории РСФСР, относятся к гарантированным сбережениям граждан (эти ценные бумаги получили название восстанавливаемые ).  
Формами финансирования государственного бюджета являются выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств (табл. 6.2).  
Общий объем финансирования складывается из суммы показателей внутреннего и внешнего финансирования. Показатель внутреннего финансирования включает займы ЦБ РФ, займы других банков, займы государственных внебюджетных фондов, займы других уровней власти, выпуск и размещение государственных казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг, изменение остатков средств на счетах бюджета, изменение золото-валютных резервов. Внешнее финансирование складывается за счет займов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм.  
Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета. В 1997 г. внутреннее финансирование составило 46,2% уровня общего финансирования, а внешнее финансирование — 56,4%. Подавляющая часть внутреннего финансирования осуществлялась за счет государственных казначейских обязательств. Кредиты международных финансовых организаций составили 26,8%, а кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм — 30,6%.  

Государственные казначейские обязательства.  
Проценты по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также но облигациям и ценным бумагам, выпушенным представительными органами местного самоуправления, также не подлежат налогообложению.  
Основной формой накоплений населения является прирост его сбережений населения во вкладах и ценных бумагах прирост депозитов и вкладов всех видов в финансовых учреждениях (с учетом причисленных процентов) чистое приобретение (т.е. приобретение облигаций за вычетом их продаж) облигаций Российского внутреннего займа 1992 года чистое приобретение государственных казначейских обязательств чистое приобретение сертификатов Российской Федерации прирост средств населения, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт прирост валютных вкладов с учетом причисленных процентов, пересчитанный в рубли по текущему курсу.  
Налог на операции с ценными бумагами включен в налоговую систему страны впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купле-продаже ценных бумаг к числу последних относятся акции (за исключением акций трудового коллектива), облигации (в том числе облигации Государственного внутреннего займа 1982 г.), векселя (независимо от их вида, условий обращения и номинала), государственные казначейские обязательства, сертификаты Сбербанка. Налогом не облагаются юридические и физические лица, если они производят эмиссию, приобретают акции трудового коллектива или покупают акции акционерных обществ в момент их учреждения. Не облагаются также посреднические учреждения по торговле ценными бумагами, если они заключают сделки за счет клиента и по его поручению.  
К налогооблагаемым доходам граждан относятся заработная плата, различного рода выплаты и поощрения, дивиденды по акциям и проценты по облигациям (кроме государственных займов) и другим ценным бумагам. В облагаемый доход не включаются государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности) государственные пенсии, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий алименты стипендии студентов и аспирантов вузов, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, выплачиваемые стипендиатам названными учебными заведениями или учреждаемые благотворительными фондами пособие по безработице в части, не превышающей установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда выигрыши по облигациям государственных займов и лотерей проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков в РСФСР и по государственным казначейским обязательствам суммы, полученные физическими лицами в форме выплат по обязательному и добровольному страхованию, за исключением случаев, когда страховые взносы по накопительному страхованию осуществляются за счет средств предприятий, организаций и учреждений доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства и др.  

Ценные бумаги. Показанные в балансе ценные бумаги — это государственные облигации, купленные федеральными резервными банками. К ним относятся в основном такие долговые обязательства, как казначейские векселя (краткосрочные цен-  
Доход от деноминированных в рублях государственных казначейских обязательств.  
Я не следил внимательно за событиями в России до последних двух-трех дней, так как был слишком занят работой над этой книгой. Я сознавал, что положение остается отчаянным даже после того, как МВФ согласился на кредиты в сумме 18 млрд. дол. Процентные ставки по российскому государственному долгу оставались на астрономическом уровне — от 70 до 90% по государственным казначейским обязательствам, деноминированным в рублях (ГКО). Российское правительство обратилось к синдикату, который приобрел 25,1% акций Связьинвест и где мы были крупнейшим иностранным участником, с предложением предоставить временную промежуточную ссуду под продажу очередного транша акций Связьинвест в 24,9%. В наших интересах было обеспечить успешную продажу этой порции акций, но мне не понравилась идея бросать хорошие деньги вслед плохим, поэтому я решил присмотреться к ситуации.  
Если правительство намерено профинансировать бюджетный дефицит за счет денег частного сектора экономики, оно может выпустить государственные долговые обязательства (государственные или казначейские облигации). Частный сектор будет заинтересован в приобретении государственных ценных бумаг, но только в том случае, если их доходность окажется сравнимой с тем, что можно получить в других местах. В странах с высоким уровнем инфляции широкое размещение государственных ценных бумаг, как и реализация других долгосрочных проектов, практически затруднено.  
С течением времени стихийные фондовые рынки организуются (например, Американская фондовая биржа в Нью-Йорке) либо уступают место другим формам организации торговли ЦБ. Одна из таких форм — простые аукционные рынки, посредством которых распространяются краткосрочные государственные казначейские обязательства, функционируют инвестиционные торги, организуемые фондом имущества. Тем не менее деятельность всех участников торгов в России лицензируется, чем выясняется как финансовое положение фирм, так и профессиональная пригодность их сотрудников.  
Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т. д., которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями и учреждениями (либо организациями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов  
Кроме того, был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств 1990 г. сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенных для населения. Вскоре в целях повышения их привлекательности срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Однако предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.  
В 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерством финансов РФ последнее утвердило основные условия этой эмиссии. Казначейские векселя предполагалось размещать среди юридических лиц в безбумажной форме, что в определенной степени противоречило сущности векселя как формального абстрактного обязательства и одновременно оборотной ценной бумаги. Это могло привести к возникновению ряда проблем как юридического, так и технического характера в ходе работы с векселями. Поэтому спустя почти четыре месяца было принято еще одно постановление о выпуске Государственных казначейских обязательств (КО) и утверждены основные условия их эмиссии. В первой половине 1996 г. Правительство РФ по объективным причинам решило отказаться от обращения КО, и Министерством финансов были погашены последние серии этих ценных бумаг.  

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА- государственные ценные бумаги, размещаемые на добровольной основе среди населения. Такая бумага удостоверяет внесение ее держателем денежных средств в государственный бюджет, благодаря чему владелец бумаги приобретает право на получение фиксированного денежного дохода в течение всего срока владения обязательством. Выплата дохода производится ежегодно (по купонам или при погашении обязательства) путем начисления процентов к номиналу. Казначейские обязательства выпускаются в форме долгосрочных на период от 5 до 25 лет, среднесрочных — от 1 до 5 лет и краткосрочных — до 1 года.  
В Российской Федерации в качестве внутренних займов для предотвращения дефицита государственного бюджета в разные годы использовались государственные казначейские облигации (ГКО) с трехмесячными, шестимесячными и годовыми сроками погашения казначейские обязательства (КО) облигации внутреннего валютного облигационного займа облигации Федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ) государственные сберегательные займы золотые сертификаты. В частности, поступления от размещения ГКО сос-  
Доходность по государственным казначейским обязательствам составляет 6%, рыночный доход по обыкновенным акциям — 20%, коэффициент обыкновенных акций, то есть их стоимость будет составлять Ks = 6 + 1,2 х (20 — 6) = 22,8%.  
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ — придание законности, юридической силы выпускаемым ценным бумагам посредством их учета в государственных органах. Согласно российскому законодательству центральные финансовые органы регистрируют государственные казначейские обязательства, государственные облигации целевых внутренних займов, а также акции и облигации, выпускаемые коммерческими банками местные финансовые органы регистрируют выпуск облигаций местных займов.  
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ БИЛЕТ — один из видов государственных ценных бумаг, размещаемых среди населения. Свидетельствует о внесении владельцами билета денежных средств при его покупке и представляет обязательство государства выплачивать владельцу установленные доходы периодически в течение всего срока, на который выпущен билет. Краткосрочные билеты выпускаются на срок до одного года, а долгосрочные — на срок до 25 лет.  
КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — государственные ценные бумаги, размещаемые на добровольной основе среди населения. Такая бумага удостоверяет внесение ее держателем денежных средств в государственный бюджет, благодаря чему владелец бумаги приобретает право на получение фиксированного денежного дохода в течение всего срока владения обязательством.  
С течением времени стихийные фондовые рынки организуются (пример Американская фондовая биржа в Нью-Йорке — организованный стихийный рынок) либо уступают место другим формам организации торговли ценными бумагами. Одна из таких форм — простые аукционные рынки. Посредством простых аукционов распространяются краткосрочные государственные казначейские обязательства, функционируют инвестиционные торги, организуемые фондом имущества.  
КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — государственные ценные бумаги (боны, векселя, ноты, облигации, обязательства), выпускаемые в обращение от имени государства (правительства) казначейством или другим уполномоченным на это финансовым органом и дающие право их держателям получать фиксированный или меняющийся по величине доход в течение срока владения этими ценными  

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя.  
К ликвидным активам относятся денежные средства (в кассе, на расчетном счете в банке на валютных счетах внутри страны и за рубежом аккредитивы, чековые книжки), а также легкореализуемые финансовые активы (депозиты — вклады в банки под проценты государственные казначейские обязательства облига-  
В 1997 г. в систему подоходного налогообложения граждан внесены серьезные коррективы согласно положениям Закона РФ от 10 января 1997 г. № 11-ФЗ. Впервые в практику взимания подоходного налога было введено понятие материальная выгода — дополнение в статью 2. Методика формирования сумм материальной выгоды, подлежащей обложению у источника выплаты, представлена на рис. 92. Внесены также изменения в статью 3 Доходы, не подлежащие налогообложению и в статью 6 — ставки налога. Новая редакция статьи 3 предусматривает различный подход к налогообложению процентов по государственным казначейским обязательствам и другим ценным бумагам, а также полученных по вкладам в банках. Льготироваться будут только  
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ БИЛЕТ — обязательство государства, вид размещаемых среди населения ценных бумаг, свидетельствующих о внесении владельцами денежных средств и дающих им право на получение дохода в течение срока владения обязательством. Досрочные обязательства от 5 до 25 лет имеют купоны, по которым ежегодно выплачиваются доходы. Краткосрочные, на 3,6 и 12 месяцев и от 1 года до 5 лет, купонов не имеют, а доходы выплачиваются при выкупке и погашении обязательства.  
Могло ли государство заранее предвидеть результаты высоких налогов, запредельной ставки рефинансирования, пирамиды государственных казначейских обязательств (ГКО), допуска на рынок ГКО западных капиталов В принципе — должно было предвидеть. И в то же время, экономическая наука не выработала механизма комплексного изучения экономики. Категория денежное хозяйство страны и призвана восполнить этот пробел. Это не означает, что достаточно познать механизм воздействия этой обобщающей категории на воспроизводственный процесс, и у нас сократится государственный долг, остановится инфляция, решатся проблемы аграрного и военно-промышленного комплексов. Разумеется, ничего такого не произойдет. Но когда экономическая наука считает финансы и кредит разными категориями и не пытается установить их взаимное влияние на воспроизводство, принимаются решения, вследствие которых Сбербанк становится обычным коммерческим банком. Известно, что система сберегательных касс потому гарантируется государством, что сбережения населения составляют основу государственного кредита. С переводом Сбербанка на положение кредитного учреждения Правительство России лишило себя значительного источника дешевого заимствования, оставаясь гарантом вкладов населения. Вместо 15% годовых, государство берет кредиты у коммерческих банков под 60%. Незавершенность земельной оебоомы лишает кредитный и вторичный финансовый рынок такого важного  

Проценты. Проценты, полученные по негосударственным ценным бумагам (облигациям и векселям предприятий), облагаются у источника выплаты по ставке 13 %. Проценты по государственным казначейским обязательствам, облигациям и муниципальным ценным бумагам, согласно п. 25 ст. 217 НК РФ, вообще не облагаются налогом. Доходы от продажи государственных и муниципальных облигаций, которые по условиям выпуска нельзя считать процентами, облагаются налогом в общем порядке. Сразу необходимо отметить, что по условиям обращения ГКО доходом по ним является дисконт, то есть разница цены погашения (продажи) и цены приобретения. Этот дисконт в данном случае также является льготным процентным доходом по государственной облигации1.  
ВЕКСЕЛЬ (нем. We hsel — обмен), ценная бумага в виде письменного долгосрочного долгового обязательства строго установленной формы. Обеспечивает владельцу бесспорное право по истечении определённого срока требовать от должника уплаты обозначенной суммы. Различают простой вексель и переводный вексель — тратту. В экономически развитых странах к наиболее распространённым рыночным обязательствам относятся казначейские векселя, которые выпускаются центральными правительствами, местными органами власти и государственными предприятиями, как правило, сроком на 3, 6 и 12 месяцев и размещаются на принципах аукциона. Часть выпуска казначейских векселей покупается центральным банком. Л. С. Савостина.  
Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг — государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не привес желаемого результата по ряду причин.  

полное название — государственные краткосрочные бескупонные облигации) — бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ.
Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО — 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем.
ЦБ — генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее — дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.
Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица. На основании указания ЦБ от 17 августа 1998г. №31 б/1-у операции с ГКО были приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 августа 1998 г. № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. № 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года» Минфин и ЦБ разработали программу рефинансирования ГКО и облигаций федеральных займов.

&nbspДокументы, указы, постановления — О выпуске казначейских обязательств

Правительство Российской Федерации

Постановление
от 9 августа 1994 г. #906
г. Москва
О выпуске казначейских обязательств
В целях оптимизации процесса исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о выпуске казначейских обязательств начиная с августа 1994 г. в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств.
2. Утвердить прилагаемые Основные условия выпуска казначейских обязательств.
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Черномырдин
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 августа 1994 г. #906
Основные условия
выпуска казначейских обязательств
1. Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации.
2. Казначейские обязательства выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
3. Казначейские обязательства каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.
4. Срок погашения, процентная ставка и номинальная стоимость казначейских обязательств устанавливаются при выпуске каждой серии Министерством финансов Российской Федерации.
5. Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями.
6. Казначейские обязательства размещаются среди юридических лиц, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами (далее — российские юридические лица), в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства).
7. Владельцами казначейских обязательств могут быть российские юридические и физические лица.
8. При осуществлении выпуска казначейских обязательств Министерство финансов Российской Федерации депонирует глобальный сертификат на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии, уполномоченном Министерством финансов Российской Федерации.
9. Размещение выпуска (серии) казначейских обязательств осуществляется путем перевода соответствующего количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета-депо в других уполномоченных Министерством финансов Российской Федерации депозитариях через их корреспондентский счет-депо в центральном уполномоченном депозитарии согласно операционным условиям последнего.
10. Обращение казначейских обязательств осуществляется только в бездокументарной форме по счетам-депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны хранить собственные и клиентские казначейские обязательства в центральном уполномоченном депозитарии.

11. Регистрацию сделок купли-продажи казначейских обязательств, а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев могут осуществлять уполномоченные депозитарии (в том числе центральный уполномоченный депозитарий).
12. Ответственность за своевременное погашение и выплату процентного дохода по казначейским обязательствам несет Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства).
13. Процентный доход по казначейским обязательствам выплачивается Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских обязательств.
14. Министерство финансов Российской Федерации может назначить платежного агента для производства денежных переводов в безналичном порядке в день погашения казначейских обязательств на банковские счета владельцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *