Государственный метрологический надзор осуществляется

Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» (далее Закон) разделил понятия «государственный метрологический контроль» (ГМК) и «государственный метрологический надзор» (ГМН). К первому относятся процедуры утверждения типа средств измерений, поверки средств измерений, лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, а ко второму — процедуры проверок соблюдения метрологических правил и норм, требований Закона, нормативных документов системы ГСИ, принятых в связи с введением Закона, а также действующих ранее и не противоречащих Закону.

От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона — защита интересов граждан и государства в целом от отрицательных последствий, вызванных неправильными результатами измерений.

Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. Для их выполнения необходимо наличие нормативной базы, материально-технического обеспечения и квалифицированных и ответственных кадров. В настоящее время действуют три нормативных документа, регламентирующие проведение ГМН разного вида и позволяющие органам Государственной метрологической службы проводить работы по осуществлению ГМН на местах. Основной документ — правила ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм». Это наиболее традиционный вид ГМН, не требующий существенной перестройки в работе как государственных инспекторов, проводящих проверки, так и предприятий — объектов надзора.

Основные нововведения в этой деятельности сводятся к следующему: надзор за состоянием и применением средств измерений распространяется только на средства измерений, относящиеся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора. Поэтому первоочередная задача каждого предприятия — составить перечень средств измерений, относящихся к этой классификационной, группе, т.е. подлежащих поверке.

К объектам ГМН относятся аттестованные методики выполнения измерений, т.е. имеющие утвержденный аттестат, свидетельство об аттестации, отчет об аттестации или другой документ, утвержденный в установленном на предприятии порядке. Последний должен содержать информацию о том, что методика прошла метрологическую аттестацию и метрологическую экспертизу.

Второй документ по Государственному метрологическому надзору — правила ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций». Имеются в виду операции, при которых материальные ценности переходят из собственности одного юридического (физического) лица в собственность другого, количество этих ценностей определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются. Сфера применения этого вида ГМН довольно широка и относится к любым организациям, занимающимся реализацией продукции.

Нарушением метрологических правил и норм считается не только использование средств измерений и вспомогательного оборудования, не соответствующих утвержденному типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания, но и отчуждение (продажа) меньшего количества товара по сравнению с засвидетельствованным для продажи (т.е. обвес и обмер) и отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует уплаченной сумме (обсчет). Стандартная процедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил и норм при торговых операциях — контрольная покупка — не может осуществляться государственными инспекторами по обеспечению единства измерений самостоятельно, она возможна только при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушений метрологических

требований, не касающихся средств измерений, права государственного инспектора ограничиваются возможностью выдачи предписания об устранении нарушений, составления протокола о нарушениях, который должен быть направлен в территориальный орган Госторгинспекции для принятия мер. Последнее определяется Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю». Этим Законом обмеривание, обвешивание и обсчет потребителей квалифицируются как их обман.

Органы Государственной метрологической службы на местах обычно работают в контакте с местными органами Госторгинспекции при проведении совместных проверок и других мероприятий, направленных на обнаружение, предотвращение и устранение нарушений метрологических требований при торговых операциях, связанных с определением количества отчуждаемых товаров.

Третьим документом по ГМН являются правила ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках1 любого вида при их расфасовке и продаже». Этот вид Государственного метрологического надзора абсолютно нов для России, в то время как в зарубежных странах он используется широко. Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе МР № 87 МОЗМ «Содержимое нетто в упаковках». Данное требование легко контролируется традиционными способами. Правила ПР 50.2.004-94 вводят единственное дополнение — погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения (недовложения).

Надзор за соблюдением метрологических требований, предъявляемых к партии фасованных товаров в упаковках, — несколько более сложная процедура. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля качества с использованием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение и т.д. Необходимость расчета таких значений при отсутствии элементарных программируемых вычислительных средств может вызвать определенные трудности.

Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке. Другими словами, если в одной упаковке — недовложение, то в другой должно быть «перевложение», а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Это очень важное требование, защищающее не каждого конкретного потребителя, а потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров.

Практика показывает, что несоблюдение этого требования наиболее распространено, так как производителю выгодно настроить технологический процесс расфасовки на нижнюю границу поля допуска, и при этом до введения ГМН никто его в этом не может уличить. Ущерб, наносимый потребителю, может оказаться очень существенным, поскольку определяется произведением «среднего недовложения» на количество выпускаемых упаковок и стоимость единицы продукта. Обнаружение такого нарушения может повлечь за собой строгую административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством .

Для успешного внедрения данного вида ГМН необходимо проведение целого ряда организационно-технических мероприятий:

• разработка более детальных методик по надзору за конкретными группами фасованных товаров в упаковках и мет-дик по надзору за фасованными товарами в упаковках без разрушения упаковок с использованием статистических характеристик тары;

• разработка компактного оборудования для государственных инспекторов, включающего весоизмерительный прибор и ПЭВМ, чтобы процесс проведения проверок был в достаточной степени формализован. Кроме того, требуется введение соответствующих характеристик в нормативные документы на фасованные товары.

Предыдущая — СОДЕРЖАНИЕ — Следующая

Внимание! В этом тексте не проставлен шаблон заголовка.Тексты, включенные в Викитеку, должны иметь заполненный шаблон {{Отексте}} ({{Обавторе}} — для страниц авторов) или один из более специальных шаблонов аналогичного назначения (см. Шаблоны:Заголовки).
Вы можете отредактировать эту работу, добавив соответствующий шаблон и убрав это предупреждение.

27 апреля 1993 года N 4871-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью; средство измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений; эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины; государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации; нормативные документы по обеспечению единства измерений — государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации; метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений; метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм; поверка средства измерений — совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям; калибровка средства измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору; сертификат об утверждении типа средств измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям; аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ; лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы; сертификат о калибровке — документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление обеспечением единства измерений

1. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). 2. К компетенции Госстандарта России относятся: межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации; представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению; установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; осуществление государственного метрологического контроля и надзора; осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений; руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений; участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений

1. В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации Госстандарт России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации. 2. Допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Госстандартом России и заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

Раздел II. ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИН. СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 6. Единицы величин

1. В Российской Федерации в установленном порядке допускаются к применению единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. 2. Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.

Статья 7. Государственные эталоны единиц величин

Государственные эталоны единиц величин используются в качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц величин с целью передачи их размеров всем средствам измерений данных величин на территории Российской Федерации. Государственные эталоны единиц величин являются исключительной федеральной собственностью, подлежат утверждению Госстандартом России и находятся в его ведении.

Статья 8. Средства измерений

1. Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям. 2. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России.

Статья 9. Методики выполнения измерений

Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России.

Раздел III. МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ

Статья 10. Государственная метрологическая служба и иные государственные службы обеспечения единства измерений

1. Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта России и включает: государственные научные метрологические центры; органы Государственной метрологической службы на территории республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга. Госстандарт России осуществляет руководство Государственной службой времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) и координацию их деятельности. 2. Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений. 3. Органы Государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга. 4. Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. 5. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в отраслях народного хозяйства в целях обеспечения единства измерений на основе их применения. 6. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения. 7. Положения об организациях и органах Государственной метрологической службы и иных государственных службах обеспечения единства измерений, перечисленных в пунктах 2, 3, 4, 5 и 6 настоящей статьи, утверждаются в соответствии с настоящим Законом Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц

1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора. При выполнении работ в сферах, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным. Права и обязанности метрологических служб определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 2. Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем: калибровки средств измерений; надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений; выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Статья 12. Виды государственного метрологического контроля и надзора

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России. 2. Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. 3. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Статья 13. Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на: здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции и услуг; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации; регистрацию национальных и международных спортивных рекордов. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Статья 14. Утверждение типа средств измерений

1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России. 2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации. 3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке. 4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей. 5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы. 6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Статья 15. Поверка средств измерений

1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России. 2. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений. Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации. Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц. 3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы. 4. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России. 5. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Госстандартом России. 6. При выполнении поверочных работ на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе: предоставлять им соответствующие помещения; обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом; извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Статья 16. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, устанавливаемом Госстандартом России. 2. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений производится после проверки органами Государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм. 3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия аннулируется.

Статья 17. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

Статья 18. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России — главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга (далее — государственные инспекторы). Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей. 2. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений; проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора; использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору. 3. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право: запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации; представлять предложения по аннулированию лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм; составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Статья 21. Ответственность государственных инспекторов

1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд. 3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Статья 22. Содействие государственному инспектору

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел V. КАЛИБРОВКА И СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 23. Калибровка средств измерений

1. Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже. Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах. 2. На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали. Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несут юридические лица, метрологическими службами которых выполнены калибровочные работы. При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления Российской Федерации результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств. 3. Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии с условиями заключенных договоров. 4. Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, требования к выполнению калибровочных работ устанавливаются Госстандартом России.

Статья 24. Сертификация средств измерений

Добровольная сертификация средств измерений проводится в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Уголовная, административная либо гражданско — правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско — правовую ответственность.

Раздел VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 26. Обязательное государственное финансирование

1. Обязательному государственному финансированию подлежат: разработка, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин; фундаментальные исследования в области метрологии; работы, связанные с деятельностью ГСВЧ, ГССО и ГСССД; содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов Государственной метрологической службы; разработка утверждаемых Госстандартом России нормативных документов по обеспечению единства измерений; работы по государственному метрологическому надзору. 2. При разработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета Российской Федерации, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы метрологического обеспечения.

Статья 27. Оплата метрологических работ и услуг

Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам государственными научными метрологическими центрами и органами Государственной метрологической службы Госстандарта России: испытания для последующего утверждения типа средств измерений, поверка средств измерений, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, сертификация средств измерений, калибровка средств измерений, аттестация методик выполнения измерений, экспертиза нормативных документов, аккредитация метрологических служб и лабораторий, другие услуги, — оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Дом Советов России 27 апреля 1993 года N 4871-1

Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на осуществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности.
Порядок осуществления государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, а также распределение полномочий между ними устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в пределах их компетенции.
При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный метрологический надзор, не допускается одновременное возложение полномочий по проверке соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки на два и более федеральных органа исполнительной власти.
В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 N 102-ФЗ ст. 3 сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при:
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций;
9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Содержание

Государственный метрологический надзор осуществляется за:

1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;
3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.
Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;
3) расфасовку товаров.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о данной деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору, не позднее трех месяцев со дня ее осуществления. Порядок уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.

ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм.

Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.002-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм».

Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений (МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.
ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров, отпускаемых продавцом покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.003-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций».
ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже».

Статьи по данной теме:

Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС», «Вопросы и ответы по метрологическому надзору».

Калентьев В.В., «О государственном метрологическом надзоре и некоторых вопросах в области обеспечения единства измерений».
Гусенков С.В., Пашаев Б.М., «Проблемные вопросы организации и осуществления федерального государственного метрологического надзора федеральными органами исполнительной власти в области обороны и безопасности Российской Федерации».

Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

(утв. постановлением Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. № 8)

Настоящий документ устанавливает порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, и распространяется на органы государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также на юридических и физических лиц, осуществляющих торговые операции с отчуждением товаров, количество которых должно определяться в результате измерений.

Общие положения

1.1. Объектами государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, являются торговые операции, при которых товары переходят из собственности одного юридического лица или физического лица в собственность другого юридического или физического лица, при этом количество товара определяется в результате измерений.

1.2. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в форме проверок соблюдения установленных метрологических правил и норм.

1.3. Основной задачей проверок является контроль правильности определения количества отчуждаемых товаров.

1.4. Нарушениями метрологических правил и норм при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, считаются:

а) отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи.

Заявлением является любое утверждение, как устное, так и письменное, относящееся к количеству товара, выраженное в единицах величин.

Расхождение между заявленным количеством товара и количеством, полученном при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. В случае отсутствия этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных значений пределов допускаемых погрешностей средств измерений, применяемых продавцом и государственным инспектором;

б) отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене;

в) использование средств измерений, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

1.5. Проверки соблюдения метрологических правил и норм осуществляют должностные лица Госстандарта России — главные государственные инспектора и государственные инспектора по обеспечению единства измерений Российской Федерации, соответствующих территорий (далее — государственные инспектора).

1.6. В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспектора имеют право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

— посещать объекты, где осуществляются торговые операции с отчуждением товаров, количество которых должно определяться в результате процедуры измерений, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

— проверять соответствие используемых величин, допущенным к применению;

— проверять средства измерений, их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;

— отбирать образцы товаров для осуществления надзора;

— проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций путем выполнения измерений;

— использовать технические средства и привлекать персонал предприятия торговли, на котором осуществляется проверка.

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Порядок подготовки к проведению проверок

2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, подготавливает Уведомление о проведении проверки (приложение 1), направленное на проверяемый объект, и информирует в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов о календарных сроках ее проведения.

2.2. Участники проверки перед ее проведением знакомятся с материалами предыдущих проверок, проведенных на данном объекте органом Государственной метрологической службы или другими контрольно-надзорными органами.

Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, изучение этих материалов проводится на проверяемом объекте.

2.3. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, вправе проводить проверку без предварительного уведомления.

Порядок проведения проверок

3.1. При осуществлении государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, руководитель проверки предъявляет удостоверение государственного инспектора руководителю объекта, на котором осуществляется проверка.

3.2. Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в виде:

— проверки состояния средств измерений и соответствия условий их эксплуатации установленным требованиям;

— контроля за правильностью выполнения измерений, определяющих количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

— контроля за правильностью определения количества товара, отчуждаемого при совершении торговой операции, в том числе отобранного самим государственным инспектором;

— участия в осуществлении контрольных покупок при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок;

— проверки количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, путем проведения контрольных измерений.

3.3. Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных средствах измерений совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого средства измерений.

3.4. В случае обнаружения нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

— изымать из эксплуатации средства измерений, не соответствующие утвержденному типу, неповеренные или дающие неправильные показания;

— запрещать применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

— гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельства о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

— давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

— составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм, которые направляются в компетентные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Руководители проверок при предъявлении удостоверения государственного инспектора и уведомления о проведении проверки вправе требовать от руководителя объекта обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе: предоставление участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, технических средств.

Порядок оформления результатов проверки

4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 2). В акте должно быть отражено содержание проверки и ее результаты. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки.

4.2. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с принятым решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

4.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя объекта, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая подписью руководителя проверки.

4.4. При обнаружении нарушений метрологических правил и норм на основании акта проверки государственный инспектор составляет предписания об устранении обнаруженных нарушений (приложение 3) и протокол о нарушениях метрологических правил и норм, который направляется в компетентные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

4.5. Не позднее пяти дней с момента подписания акт проверки с предписаниями направляют (передают) подвергнутому проверке объекту, копии акта — в соответствующий орган Государственной метрологической службы, организациям, принимавшим участие в проверке, а также иным заинтересованным организациям и учреждениям.

4.6. Руководитель объекта, подвергавшегося проверке, в соответствии с актом проверки и предписаниями принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

4.7. Контроль за выполнением предписаний орган Государственной метрологической службы осуществляет при проведении последующих проверок.

4.8. Юридические и физические лица, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Ответственность государственных инспекторов, осуществляющих государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

5.1. За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспектора, осуществляющие государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при торговых операциях, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд.

5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г.

Регистрационный № 740

Приложение 1

Госстандарт России

(наименование органа Государственной метрологической службы)

Директору (руководителю)

Адрес

№№

Телефон __________________________ наименование объекта

«___» _____________________19__ г. (магазина, предприятия и т.д.)

(фамилия, инициалы)

(адрес)

Уведомление

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»

на вверенном вам объекте (предприятии, организации, учреждении) с ______ 19___ г. проводится проверка количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, что входит в сферу распространения государственного метрологического надзора.

Проверку поручено провести государственным инспекторам по обеспечению единства измерений (руководитель проверки

(фамилия, инициалы)

участники проверки:

(фамилии, инициалы)

В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» прошу создать условия, необходимые для проведения проверки.

Главный государственный инспектор по обеспечению единства измерений

(наименование территории)

(подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 2

Госстандарт России

(наименование органа Государственной метрологической службы)

Акт

от _____________________

(дата)

Проверки соблюдения метрологических норм и правил при определении количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций на

(наименование объекта надзора, ведомственная подчиненность,

форма собственности)

Адрес

(место составления)

Руководитель объекта

(подпись) (инициалы, фамилия)

Основание: Исполнение ст. 18 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

Составлен

(фамилии, инициалы, должности участников проверки)

1. Исходные данные о проверяемом предприятии и виде товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

2. Состояние используемых средств измерений

(удовлетворительное, неудовлетворительное)

Из проверенных средств измерений, составляющих _______________ проц.

(количество)

всех используемых средств измерений, признано непригодными к применению _________________ проц.

(количество)

В том числе

(перечень непригодных средств измерений,

с указанием характера нарушений)

Условия хранения и эксплуатации средств измерений

(соответствуют, не соответствуют)

требованиям документации на них.

3. Результаты проверки количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

Наименование отобранного товара

Заявленное кол-во товара (ед. велич.) Вид заявления (устное, письменное)

Значение кол-ва товара, полученное в результате контрольного измерения (ед. вел.)

Цена (руб./ед. велич.)

Сумма, выплаченная за товар (руб.)

Фактическая стоимость товара (руб.)

Используемое ср-во измерений, его метрологические характеристики, состояние средства измерений

Вид нарушения

4. Выводы

5. Перечень приложений к акту

1)

2) и т.д.

Акт составлен на _____л. в _____ экз. и направлен (вручен):

1)

2)

Руководитель проверки

(подпись) (инициалы, фамилия)

С актом ознакомлен и один экземпляр получил

Руководитель объекта

(подпись) (инициалы, фамилия)

Приложение 3

Госстандарт России

(наименование органа Государственной метрологической службы)

Руководителю

(наименование объекта проверки)

(фамилия, инициалы)

(адрес объекта проверки)

Предписание

от ____________________ 19____ г.

№ _____________

Выдано на основании акта проверки

от ____________ 19____ г.

№ _____________

При проверке количества товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, были обнаружены следующие нарушения метрологических правил и норм:

(указываются факты нарушений)

На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» запрещается применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных.

Подлежат изъятию из эксплуатации

(указываются конкретные

средства измерений, являющиеся причиной обнаруженных нарушений)

Предписывается устранить обнаруженные нарушения метрологических правил и норм в

(указывается срок)

Государственный инспектор по обеспечению единства измерений

(подпись) (инициалы, фамилия)

Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

(утв. постановлением Госстандарта РФ от 8 февраля 1994 г. № 8)

Настоящий документ устанавливает порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», и распространяется на все юридические и физические лица, осуществляющие эту деятельность, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

1.Общие положения

1.1. Лицензирование деятельности юридических и физических лиц, по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений является одним из видов государственного метрологического контроля.

1.2. Лицензия на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом Государственной метрологической службы.

1.3. Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств, выданная органом Государственной метрологической службы, действительна на всей территории Российской Федерации.

1.4. Основанием для выдачи юридическому или физическому лицу лицензии является:

а) заявление юридического или физического лица (заявителя) на осуществление лицензируемого вида деятельности;

б) положительные результаты проверки органом Государственной метрологической службы условий осуществления лицензируемого вида деятельности на их соответствие требованиям нормативных документов по обеспечению единства измерений и требованиям, устанавливаемым настоящим документом.

Требования, предъявляемые к заявителю

2.1. Заявитель, претендующий на получение лицензии на изготовление средств измерений, должен:

— иметь комплект конструкторско-технологической документации на изготовление средства измерений, имеющего Сертификат об утверждении типа средства измерений, полученный в соответствии с Порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 г. № 8 (зарегистрировано Минюстом РФ 13.07.94 г. № 634);

— обеспечить условия для изготовления средств измерений в соответствии с конструкторско-технологической документацией;

— обеспечить условия для проведения органом Государственной метрологической службы по месту расположения заявителя испытаний средства измерений на соответствие утвержденному типу;

— иметь аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом.

Лицензия на изготовление средств измерений дает владельцу лицензии право на их продажу, ремонт и прокат.

2.2. Заявители, претендующие на получение лицензии на ремонт средств измерений для сторонних организаций, должны иметь:

— рабочие помещения, соответствующие требованиям к организации ремонта средств измерений и условиям хранения средств измерений;

— необходимое технологическое оборудование, средства измерений, ремонтную документацию;

— квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту, юстировке, наладке средств измерений;

— аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом.

2.3. Заявители, претендующие на получение лицензии на продажу или прокат средств измерений, должны иметь:

— рабочие помещения, соответствующие требованиям к условиям хранения средств измерений;

— помещения, квалифицированные кадры и необходимое оборудование, обеспечивающее условия для демонстрации работоспособности средств измерений;

— аттестат аккредитации на право поверки средств измерений данного типа или договор на проведение поверки данных средств измерений с организацией, обладающей этим правом.

2.4. Соответствие установленным требованиям должно быть подтверждено Заявителем в виде обобщающих справок и копий соответствующих документов.

Порядок выдачи лицензии

3.1. Юридическое или физическое лицо (далее — Заявитель), изъявившее желание осуществлять один или несколько видов лицензируемой деятельности, подает заявление по установленной форме (приложение 1) в орган Государственной метрологической службы по месту расположения Заявителя (по месту регистрации юридических лиц).

3.2. Орган Государственной метрологической службы регистрирует заявление и направляет Заявителю подписанный им проект договора на выдачу лицензии (в двух экз.). Заявитель подписывает договор и возвращает один экземпляр органу Государственной метрологической службы.

Орган Государственной метрологической службы проводит лицензирование не позднее 30 дней со дня получения договора.

В случае обнаружения недостатков в организации выполнения лицензируемой деятельности, препятствующих выдаче лицензии, орган Государственной метрологической службы формулирует в акте проверки мотивированный отказ.

3.3. В выдаче лицензии Заявителю может быть отказано в случаях, если:

а) в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

б) условия осуществления лицензируемой деятельности не соответствуют требованиям настоящих правил и нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Акт проверки (приложение 2) и лицензия (приложение 3) оформляются в двух экземплярах каждый. Один экземпляр (первый) остается у Заявителя, второй хранится в органе Государственной метрологической службы, выдавшем лицензию.

3.4. Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирование на основании заявления Заявителя может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению органа Государственной метрологической службы.

Лицензия на право изготовления средств измерений выдается на срок действия сертификата об утверждении типа средства измерений.

3.5. Перерегистрация лицензии производится в случае реорганизации Заявителя.

Контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности

4.1. Контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности проводит орган Государственной метрологической службы, выдавший лицензию.

Порядок контроля устанавливается данным органом самостоятельно.

4.2. Если при проверке обнаружены нарушения в соблюдении условий осуществления лицензируемой деятельности, орган осуществлявший лицензирование, может:

а) приостановить действие лицензии на срок до устранения нарушений, что отражается в акте проверки;

б) прекратить действие лицензии путем ее аннулирования, что также отражается в акте проверки.

В этом случае соответствующая информация публикуется в официальных изданиях Госстандарта России или в средствах массовой информации.

4.3. Орган Государственной метрологической службы прекращает действие лицензии в случаях, указанных в п. 3.3 настоящего документа, а также при ликвидации юридического лица — владельца лицензии.

4.4. Владелец лицензии может обжаловать решение органа Государственной метрологической службы в арбитражном суде.

Плата за выдачу лицензии

5.1. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений оплачивается заинтересованными лицами на условиях, предусмотренных заключенными договорами в соответствии с действующим законодательством.

5.2. В оплату за выдачу лицензий включаются затраты по проверке у Заявителя условий осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с разделом 2 настоящего документа, а также по оформлению лицензии и проведению контроля за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 1994 г.

Регистрационный № 741

(должность, фамилия, инициалы руководителя органа,

выдавшего лицензию)

(наименование органа, выдавшего лицензию)

от

(наименование юридического или физического лица, почтовый адрес, телефон)

Заявление

Прошу выдать лицензию на

(наименование вида (видов) деятельности: изготовление, ремонт, продажа, прокат средств измерений с указанием типа средств измерений)

Область лицензирования:

(указываются наименование и типы

средств измерений)

С условиями и требованиями лицензирования ознакомлен и обязуюсь соблюдать.

Перечень прилагаемых к заявлению документов (в соответствии с требованиями раздела 2 «Порядка лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»).

__________ __________ _________________________________________

(Заявитель) (подпись) (инициалы, фамилия лица, приславшего заявку)

«_____» __________199__ г.

Акт
проверки условий осуществления лицензируемой деятельности

_________________ Адрес ___________________________

(дата проверки)

(наименование Заявителя) (фамилия, инициалы)

Составлен

(фамилии, инициалы, должности лиц, осуществляющих проверку)

Присутствовали

(фамилии, инициалы, должности ответственных лиц Заявителя)

В результате проверки требований, предъявляемых к субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность по

(наименование вида лицензируемой деятельности)

установлено:

1. Имеющееся оборудование соответствует (не соответствует) установленным требованиям и может (не может) обеспечить осуществление указанного вида деятельности.

Перечислить несоответствующие данные.

2. Рабочие помещения соответствуют (не соответствуют) требованиям, предъявляемым к помещениям, в которых осуществляется указанный вид деятельности.

Перечислить несоответствующие данные.

3. Все (не все) нормативные документы, необходимые для осуществления указанного вида деятельности, имеются.

Участники проверки считают (не считают) возможным выдать

(наименование Заявителя)

лицензию на осуществление

(наименование вида деятельности)

Область лицензирования

(указываются наименования и типы

средств измерений)

Лицензия не может быть выдана по следующим причинам:

(заполняется в случае отказа в выдаче лицензии)

Руководитель проверки

(подпись) (инициалы, фамилия)

С актом ознакомлен:

Заявитель

(подпись) (инициалы, фамилия)

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России)

наименование органа Государственной метрологической службы

Лицензия

на

наименование вида деятельности

Действительна до

«____» ____________ г.

Настоящая лицензия выдана

наименование юридического

(физического) лица и его адрес

Владелец лицензии несет ответственность за нарушение условий и требований лицензирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Область лицензирования определена приложением к настоящей лицензии.

Руководитель органа

Государственной

метрологической службы «____» _________ 199__ г.

Продлена до

«____» _____________ 199__ г.

Руководитель органа

Государственной

метрологической службы «___» ___________ 199___ г.

Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. 1

1. Общие положения. 1

2. Порядок подготовки к проведению проверок. 2

3. Порядок проведения проверок. 2

4. Порядок оформления результатов проверки. 3

5. Ответственность государственных инспекторов, осуществляющих государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. 4

Приложение 1. 4

Приложение 2. 5

Приложение 3. 6

Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. 7

1.Общие положения. 7

2. Требования, предъявляемые к заявителю.. 7

3. Порядок выдачи лицензии. 8

4. Контроль за соблюдением условий осуществления лицензируемой деятельности. 9

5. Плата за выдачу лицензии. 9

Приложение 1. 9

Приложение 2. 10

Приложение 3. 11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *