Государственный надзор в области гражданской обороны

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА

В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

(Аннотация)

Методические рекомендации утверждены и введены в действие Координационным советом МЧС России по вопросам организации и осуществления государственного пожарного надзора 20.03.2009 г.

Методическими рекомендациями устанавливаются:

— порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — надзор в области ГО и ЧС);

— права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление надзора в области ГО и ЧС, их должностных лиц при проведении проверок;

— права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в области ГО и ЧС, меры по защите их прав и законных интересов.

Положения Методических рекомендаций, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К полномочиям федеральных органов государственного надзора в области ГО и ЧС относятся:

— разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— участие в рассмотрении проектов федеральных целевых программ социально-экономического развития, а также приоритетных научных и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

— организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а также установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

— принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

— осуществление запросов в установленном порядке необходимых материалов и информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

— взаимодействие при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с органами государственного надзора в других сферах деятельности;

— организация и проведение плановых, внеплановых проверок выполнения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти;

— организация и проведение на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

— участие в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

— проведение анализа деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разработка предложений по повышению эффективности мер, направленных на совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— подготовка заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— рассмотрение в установленном порядке обращений, жалоб граждан и юридических лиц;

— осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

Мероприятия по государственному надзору в области ГО осуществляются за выполнением правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны (далее — объекты надзора в области гражданской обороны).

Мероприятия по государственному контролю (надзору) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются за выполнением требований в области предупреждения ЧС, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества; объектах экономики, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения) (далее — объекты надзора в области защиты населения и территорий от ЧС).

Предметом мероприятия по надзору в области ГО и ЧС является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований.

Компетенция органов государственного контроля (надзора) в области ГО и ЧС:

— должностные лица центрального аппарата МЧС России — организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе федеральных органов исполнительной власти, на всей территории Российской Федерации.

— региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора в области ГО и ЧС, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

— Главное управление МЧС России по г. Москве — организует и проводит мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории города Москвы, в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления, организациях, находящихся на территории города Москвы. При организации и проведении мероприятий по надзору на объектах надзора в области ГО и ЧС. Главное управление МЧС России по г. Москве пользуется правами регионального центра по делам ГО и ЧС.

— Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации — организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в органах местного самоуправления, организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Должностные лица структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области ГО и ЧС, в пределах своей компетенции, имеют право:

— осуществлять проверку выполнения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (подразделениями), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

— проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований;

— запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (подразделениями), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

— выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

— составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Должностные лица структурных подразделений региональных центров МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области ГО и ЧС, в пределах своей компетенции, имеют право:

— осуществлять проверку выполнения обязательных требований территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

— проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— запрашивать необходимые документы для проверки выполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

— выдавать руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

— составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Должностные лица структурных подразделений Главного управления МЧС России по г. Москве, осуществляющие государственный надзор в области ГО и ЧС, в пределах своей компетенции, имеют право:

— осуществлять проверку выполнения обязательных требований территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

— проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— запрашивать необходимые документы для проверки выполнения органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

— выдавать руководителям органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

— составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Должностные лица структурных подразделений главных управлений МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области ГО и ЧС, в пределах своей компетенции, имеют право:

— осуществлять проверку выполнения обязательных требований органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

— проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— запрашивать необходимые документы для проверки выполнения органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

— выдавать руководителям органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

— составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Осуществление государственного контроля (надзора) органами государственного контроля (надзора) в области ГО и ЧС всех уровней осуществляется на безвозмездной основе и является расходным обязательством Российской Федерации.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в области ГО и ЧС являются:

— презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

— открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц;

— ответственность органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю, в том числе за проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований, с фактами причинения вреда.

Основные понятия, термины и определения

1. Общие положения

2. Порядок исполнения государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2.1. Порядок информирования о проведении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2.2. Обязательства органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

2.3. Административные процедуры при проведении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3. Государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.1. Планирование мероприятий по надзору в органах, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.2. Проведение плановых мероприятий по надзору органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.3. Организация и проведение внеплановой проверки

3.4. Документарная проверка

3.5. Выездная проверка

3.6. Срок проведения проверки

3.7. Порядок организации проверки

3.8. Ограничения при проведении проверки

3.9. Порядок проведения мероприятия по надзору

3.10. Порядок оформления результатов проверки

3.11. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

3.12. Применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны

3.13. Применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.14. Регистрация и учет мероприятий по надзору

3.15. Требования к организации учета документации

3.16. Проведение консультаций по исполнению государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.17. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3.18. Контроль за организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

3.19. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проведении проверки

3.20. Ответственность органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц при проведении проверки

3.21. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований законодательства Российской Федерации

4. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и защита их прав

4.1. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

4.2. Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

4.3. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

4.4. Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

4.5. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Приложение 1. Акт проверки соблюдения требований в области гражданской обороны

Приложение 2. Акт проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Приложение 3. Предписание по устранению нарушений требований в области гражданской обороны

Приложение 4. Предписание по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Приложение 5. Протокол об административном правонарушении в отношении физического (юридического) лица

Приложение 6. Личный план

Государственный надзор в области гражданской обороны

Электронные сервисы:

1. Информация
2. Онлайн калькулятор категории риска
3. Единый портал государственных услуг

Горячая линия:

Телефон:

8 (8412) 68-11-12

Режим работы:

Круглосуточно

Перечень правовых актов, закрепляющих требования к организации и осуществлению контроля:

Источник

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
3. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»;
4. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
5. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»;
6. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
7. Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

Перечень полномочий, прав и обязанностей по взаимодействию с гражданами:

1. В пределах своих полномочий осуществляют:

1.1. Организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
1.2. Запрашивают в установленном порядке необходимые материалы и информацию в области гражданской обороны у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
1.3. Взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности;
1.4. Организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны;
1.5. Участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны;
1.6. Рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц;
1.7. Осуществляют другие меры по государственному надзору в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Имеют право:

2.1. Осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2.2. Проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2.3. Запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
2.4. Выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
2.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2.6. Отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

3. Обязаны:

3.1. Исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
3.2. Не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны;
3.3. Осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному надзору в области гражданской обороны разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о гражданской обороне;
3.4. Соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;
3.5. Не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
3.6. Знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами мероприятий по государственному надзору в области гражданской обороны;
3.7. Выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;
3.8. Доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3.9. Осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;
3.10. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
3.11. Анализировать организацию работы в области гражданской обороны на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
3.12. Выполнять иные установленные законодательством Российской Федерации обязанности по государственному надзору в области гражданской обороны;
3.13. При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Правительство расширило перечень видов государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный подход, включив в него государственный надзор в области гражданской обороны и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 22 июля 2017 г. № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля»1). В связи с этим, необходимые изменения вносятся в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны и Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, МЧС России предписано с 1 января 2018 года проверять готовность организаций и ИП противостоять природным и техногенным катаклизмам, а также выполнять задачи в сфере гражданской обороны с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с помощью проверочных листов. Причем предмет проверки будет ограничен содержанием контрольных вопросов, содержащихся в проверочном листе.

Для этого деятельности юрлиц и ИП будет присвоена та или иная категория риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности.

К примеру, к категории высокого риска будет отнесена деятельность субъектов, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне либо эксплуатирующих потенциально опасные объекты. А к категории значительного риска – деятельность субъектов, включенных в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций либо отнесенных к первой категории по гражданской обороне.

В результате проверки будут проводиться со следующей периодичностью:

для категории высокого риска – один раз в 2 года;

для категории значительного риска – один раз в 3 года;

для категории среднего риска (к этой категории будут относить деятельность ИП и организаций только в рамках государственного надзора в области гражданской обороны) – не чаще чем один раз в 5 лет.

При этом организации и ИП, деятельности которых присвоен низкий риск, проверять не будут вовсе. Решение об отнесении деятельности организаций и ИП к категории риска принимает руководитель территориального органа МЧС России, говорится в документе.

Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов государственного пожарного надзора? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право». Оставить заявку

По мнению кабмина, изменения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этих сферах, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Напомним, перевод контрольно-надзорных органов на работу с применением риск-ориентированного подхода начался в августе прошлого года. Тогда правительством было принято решение с 1 января этого года использовать риск-ориентированный подход при осуществлении санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, а также надзора в области связи, а при проведении иных видов контроля – с 2018 года. Но затем было принято решение осуществлять надзор за соблюдением трудового законодательства также с применением риск-ориентированного подхода уже с 1 марта этого года.

А с 1 января текущего года появился новый порядок проведения плановых проверок надзорными органами с использованием списков контрольных вопросов. Для этого ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) была дополнена п. 11.1-11.5. Проверочные листы представляют собой перечни вопросов, ответы на которые однозначно будут свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым обязательных требований, которые составляют предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *