Гражданско правовой договор 2018

Отличие гражданско-правового договора от трудового договора

Напомним, что согласно ст.21 Кодекса законов о труде (далее – КзоТ) трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законами Украины.

Отношения между работником и его работодателем регулируются нормами трудового права. Основным нормативным актом в этой сфере является Кодекс законов о труде.

Гражданско-правовым договором является соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.626 Гражданского Кодекса Украины – ГКУ).

В соответствии со статьей 6 ГКУ стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований Гражданского Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

Отношения между исполнителем и заказчиком по гражданско-правовому договору регулируются нормами Гражданского Кодекса Украины. Как правило, таким договором является договор об оказании услуг или выполнении работ, в зависимости от предмета договора.

При работе согласно трудовому договору:

  • Отношения между работником и работодателем регулируются Кодексом законов о труде и другими актами трудового законодательства, отраслевыми и региональными соглашениями, а также коллективным договором;
  • работник выполняет работу по трудовому соглашению самостоятельно;
  • работник принимается на работу (должность), включенную в штатное расписание предприятия для выполнения определенной работы (функции) по конкретной квалификации, профессии, должности;
  • заключение трудового договора, как правило, оформляется приказом работодателя о приеме работника (по его заявлению) на работу;
  • работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку;
  • работодатель обязуется выплачивать работнику зарплату и обеспечивать условия труда и социальные гарантии необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

При выполнении работ (оказании услуг) по гражданско-правовому договору:

  • отношения между сторонами регулируются нормами Гражданского Кодекса Украины;
  • оплачивается не процесс труда, а его результат;
  • исполнитель по договору может перепоручить ее выполнение другим лицам (субподрядчикам);
  • результат определяется по окончании работы;
  • результат оформляется актами приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг);
  • оплата производится на основании актов;
  • физическое лицо, выполняющее работу (предоставляющее услуги), не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, само организует свою работу и выполняет ее на свой риск;
  • лицо, выполняющее работу, не имеет гарантий, предоставленных работникам трудовым законодательством (оплата больничного, отпуска и т.п.)

Также в Гоструда подчеркнули, что по трудовому договору гражданин приобретает статус «работник», его трудовые отношения регулирует законодательство о труде. Он имеет право на отдых в соответствии с законами об ограничении трудового дня и рабочей недели и о ежегодных оплачиваемых отпусках, право на здоровые и безопасные условия труда, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и другие права, установленные законом.

Предметом трудового договора является процесс труда — выполнение работы по определенной специальности, квалификации, должности, то есть выполнение работником определенной трудовой функции (ст 23 КЗоТ). При этом трудовая функция, как правило, не предусматривает какого-либо конечного результата.

Работник должен выполнять порученную ему работу лично и не имеет права перепоручать ее выполнением другим. Работник подлежит правилам внутреннего трудового распорядка. Оплата труда гарантирована. Заработная плата выплачивается регулярно в рабочие дни, не реже двух раз в месяц. Для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности являются обязательными нормы и гарантии оплаты труда, определенные законодательством, в частности, минимального размера заработной платы, норм оплаты, а также о гарантиях для работников на оплату отпусков и в других случаях.

Зато в договоре подряда / гражданско-правовой сделке любые гарантии при заключении такого вида договора Гражданским кодексом не предусмотрены. По договору подряда одна сторона обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию второй стороны. Предметом договора является конечный результат. Подрядчик / исполнитель работ не обязан выполнять требования правил внутреннего трудового распорядка.

По договору подряда стороны равноправны и заказчик не обязан обеспечивать надлежащие и безопасные условия труда (главы 61 и 63 ГК). ГК Украины не устанавливает каких-либо требований к заказчику по созданию безопасных и безвредных условий труда. Следует отметить, что по гражданско-правовому договору работник самостоятельно организует процесс работы, сам выполняет ее и отвечает за нее. Работник по договору такого характера является незащищенным и лишен каких-либо социальных гарантий. Общеобязательное государственное социальное страхование подрядчиков от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, которые привели к потере трудоспособности или гибели, осуществляется добровольно. Договор подряда прекращается в связи с выполнением обусловленной при его заключении работы, о чем составляется акт приема-передачи, который подписывается обеими сторонами.

От себя же добавим, что отсутствие у исполнителя по гражданско-правовому договору обязанности подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка на предприятии означает его право выполнять работу в любое удобное для него время, не привязываясь к рабочему времени работодателя, организовывать свое рабочее место где угодно, и как угодно. Что касается отсутствия социальных гарантий, то исполнитель по договору, имеющий статус физического лица-предпринимателя или самозанятого лица подлежит обязательному государственному социальному страхованию с обязанностью перечисления страховых взносов и получения, в последствии, социальных услуг и выплат (пенсии, пособия по временной потере трудоспособности и т.д.).

Таким образом, выбор формы оформления отношений с работодателем за гражданином, с учетом всех перечисленных выше отличий, преимуществ и недостатков каждого.

Интересная и полезная информация для кадровых специалистов и руководителей организаций. Суд определил, что работодатель не может предоставлять социальные гарантии в виде оплаты больничных или отпускных гражданам, которые не устроены по трудовому договору, а оказывают услуги по договорам гражданско-правового характера.

Фонд социального страхования при проверке коммерческой организации признал несколько гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами, трудовыми и доначислил по ним страховые взносы. Причиной для этого послужил тот факт, что договоры ГПХ предусматривали не просто разовое выполнение конкретной работы физлицами, а систематическое исполнение определенных обязанностей. Кроме того, в них были подробно оговоренны трудовые функции. Например, предусмотрена обязанность ежедневно докладывать о ходе выполнения работ, а также обозначена дисциплинарная ответственность исполнителей.

Суды трех инстанций не согласились с позицией ФСС России по данному вопросу. В постановлении от 22 марта 2018 г. по делу N А32-33235/2015 кассационная инстанция Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что в гражданско-правовых отношениях исполнитель не подчиняется внутреннему распорядку организации. Гражданин, работающий в рамках договора ГПХ, самостоятельно устанавливает время и порядок своей работы, но он все равно обязан сдать результат работы заказчику. В свою очередь, организация-заказчик должна оплатить выполненные работы или оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре. Однако в договоре ГПХ нельзя обеспечивать исполнителям гарантии социальной защищенности, предусмотренные трудовым кодексом, например, такие, как:

  • ежегодные отпуска с сохранением места работы;
  • выходные дни с сохранением среднего заработка;
  • выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • страховое обеспечение по травматизму и профессиональным заболеваниям.

Судьи отметили, что именно такие условия в договоре ГПХ делают его трудовым, поскольку никаких социальных гарантий гражданское законодательство не предусматривает, в отличии от ответственности исполнителя за результаты работ и заказчика за их оплату.

Бухгалтерские услуги

Чтобы обеспечить ведение бухучета, предприятие может самостоятельно выбрать форму его организации. Часть 4 ст. 8 Закона о бухучете разрешает ведение бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией или предприятием, СПД, самозанятым лицом, осуществляющим деятельность в сфере бухучета и/или аудиторской деятельности. Следовательно, предприятие, например, может пользоваться услугами специалиста по бухучету, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юрлица*.

* Исключения составляют предприятия, которые представляют общественный интерес, — они образовывают бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух лиц (исключение — негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования). Это, в частности, предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; прочие финучреждения (кроме относящихся к микро- и малым предприятиям); предприятия, которые относятся к крупным предприятиям.

Наиболее подходящий вид ГПД для таких взаимоотношений — договор о предоставлении услуг. Тем более что Закон о бухучете говорит именно об использовании услуг специалиста по бухучету. Если вы все-таки решили использовать данный вариант оформления отношений с бухгалтером, то советуем учесть наши рекомендации.

Предмет договора. Лучший вариант — чтобы предметом договора на бухгалтерское обслуживание было «предоставление бухгалтерских услуг», «ведение бухгалтерского учета», «составление, подписание и предоставление финансовой и налоговой отчетности» и т. п. Не вписывайте в договор такие формулировки: «выполнение обязанностей бухгалтера», «выполнение функций согласно профессии бухгалтера», «на исполнителя возлагается полная материальная ответственность». Кроме того, ГПД не должен возлагать на исполнителя бухгалтерских услуг обязанность подчиняться: главному бухгалтеру, руководителю или другим лицам; внутреннему трудовому распорядку или каким-либо другим организационным документам предприятия, в том числе по вопросам ведения бухучета.

Исполнитель бухгалтерских услуг по ГПД должен быть полностью самостоятельным (независимым) и действовать на собственный риск.

Обязанности исполнителя бухгалтерских услуг. Четко сформулируйте в ГПД перечень действий, за которые исполнитель бухуслуг несет ответственность. В этот перечень могут входить, в частности: составление и подписание первичных (и прочих) документов, заполнение регистров бухгалтерского учета; ведение налогового учета на предприятии; составление, подписание и предоставление финансовой, налоговой и статистической отчетности; сопровождение проверок.

Стоимость бухгалтерских услуг и порядок выплаты вознаграждения. Не включайте в договор условие о повременной оплате работ (услуг). Лучше укажите, какие конкретно работы (услуги) исполнитель должен выполнить (предоставить), чтобы получить ту или иную сумму. Приведите стоимость каждого действия, которое включено в перечень обязанностей исполнителя. В Акте предоставленных услуг также указывайте выполненный объем предоставленных услуг.

Услуги охраны

Сразу скажем: ГПД на предоставление услуг по охране/наблюдению за объектом — рисковое дело. Особенно если услуги по охране предоставляются лицом, не являющимся предпринимателем.

Намереваясь заключить с таким лицом ГПД, придется постараться, чтобы в отношениях проверяющие не усмотрели «трудовой» окраски. Ведь ГПД обычно заключают для выполнения разовых работ. А цель лица, предоставляющего услуги по охране, — обеспечивать сохранность объекта постоянно, в течение всего времени, пока он его охраняет. При этом очевидно, что для заказчика важно, чтобы исполнитель охранял объект в определенное время суток, т. е. чтобы он подчинялся определенному графику, установленному заказчиком. Часто все эти факторы позволяют контролерам усомниться в гражданско-правовом характере отношений между предприятием и физлицом, предоставляющим услуги охраны, и переквалифицировать их в трудовые.

См., в частности, определение ВАСУ от 05.12.2014 г. по делу № К/9991/60626/11.

Хотя при грамотном оформлении ГПД от претензий проверяющих можно «отбиться». Так, если в ГПД прописать, что исполнитель обязуется просто наблюдать за этим объектом в течение определенного промежутка времени (не подстраиваясь под график работы предприятия), то сам по себе данный факт не должен свидетельствовать о подчинении исполнителя заказчику. При этом важно, чтобы в договоре с лицом, предоставляющим услуги по охране, не было указаний на то, что он подчиняется внутреннему распорядку заказчика и ему устанавливается определенный график работы.

Желательно, чтобы в штатном расписании предприятия не было вакансии по должности охранника (сторожа, консьержа и т. п.). Еще один важный момент, касающийся лиц, предоставляющих услуги по охране. Охранная деятельность является лицензируемой (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об охранной деятельности» от 22.03.2012 г. № 4616-VI). Поэтому услуги охраны на основании ГПД может предоставлять лишь предприниматель, который имеет соответствующую лицензию. Но если предприятие довольствуется простым надзором за этим объектом, то тут можно обойтись без лицензии.

Услуги в IТ-сфере, дизайн

Отношения со специалистами IT-сферы, дизайна могут строиться на основании ГПД, но тут нужно соблюдать соответствующие условия. Предметом таких договоров выступают: «услуги по информационно-техническому обслуживанию», «ремонт компьютерной техники», «подготовка макета» и т. п. Разумеется, в договоре должен быть прописан перечень конкретных обязанностей, возлагаемых на исполнителя. Формулировка, например, может быть такой: «Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика работу по созданию произведений в области информационных технологий, а именно:

— графический дизайн отдельного объекта (дизайн сайтов, баннеров, рекламных материалов, создание персонажей, анимация, создание логотипов);

— программирование (создание CGI-скриптов, консольных программ, flesh-программирование, иные виды программирования);

— верстка HTML-шаблона;

— создание сценария баннера, конкретной компьютерной игры, перевод и создание описаний конкретного сайта, написание статьи на заданную тему».

Но обязательно пропишите конечный результат, за который вы готовы заплатить и после достижения которого ГПД будет расторгнут.

Ни о каком подчинении внутреннему распорядку предприятия, соблюдении определенного графика работы в ГПД не упоминайте!

Также внимательно нужно отнестись к прописываемым в договоре условиям оплаты выполненных работ (предоставленных услуг) (см. выше о бухгалтерских услугах).

А вот на предоставлении услуг администратора системы остановимся отдельно. В зависимости от размера и специфики компании от лица, предоставляющего такие услуги, будут требовать настройки программного обеспечения для стабильной работы, проведения установки/инсталляции серверов, обслуживания офисной компьютерной техники, поддержки пользователей и т. д. То есть уйти от необходимости подчинения внутреннему распорядку предприятия, систематичности предоставления услуг не удастся. Так что в случае с сисадмином предпочтительнее трудовой договор.

Оказание услуг по перевозке

Все, что мы сказали выше об условиях заключения ГПД на бухгалтерские услуги, охранные услуги (услуги наблюдения), касается и услуг перевозки (единственное отличие — лицензирование, но о нем чуть позже). То есть вы не пишете в договоре, что нанимаете водителя, а фиксируете, что исполнитель должен перевезти определенный груз по установленному маршруту. Желательно, чтобы при предоставлении услуг перевозки водитель использовал собственный транспорт. Иначе исчезает, в частности, рисковый характер услуги. А это может вызвать у проверяющих желание признать такие отношения трудовыми.

Если все-таки услуги перевозки исполнитель предоставляет вам, используя ваш транспорт, то рекомендуем передать транспортное средство перевозчику-ГПДшнику в пользование на основании договора аренды, ссуды и т. п.

И еще один момент. Некоторые услуги по перевозке подлежат лицензированию (см., в частности, п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII). Если вы заключили договор с ФЛП, который предоставляет такие услуги, поинтересуйтесь: есть ли у него лицензия?

«Сбытовые» услуги

Услуги по сбыту (поставке) продукции могут быть реализованы в рамках ГПД. Наиболее подходящий вид ГПД здесь — договор о предоставлении услуг. Также вы можете заключить с ФЛП агентский договор или договор поручения, особенности оформления которых регулируют гл. 31 ХКУ и гл. 68 ГКУ соответственно. Однако предупреждаем: договор должен быть подготовлен очень тщательно, чтобы у проверяющих не осталось сомнений — перед ними действительно ГПД, а не трудовой договор. Ну и, конечно же, не забываем указать в ГПД, какой конечный результат выполнения лицо должно передать по такому договору.

«Ресторанные» и «торговые» услуги

Остановимся на работах/услугах, которые схожи с обязанностями, выполняемыми официантами, барменами, кассирами, продавцами в рамках трудового договора.

Сразу скажем, что задача отстоять реальность таких ГПД очень сложная.

Особенно если имеют место систематичность и продолжительность ГП-отношений.

По поводу услуг по обслуживанию зала (а-ля бармен/официант/администратор зала) суды также придерживаются позиции о том, что труд граждан, предоставляющих такие услуги, не вписывается в ГПД, поскольку они не являются самостоятельными. Эти лица выполняют работы / предоставляют услуги в рамках деятельности заведения ресторанного хозяйства с систематическим выполнением трудовых функций.

То же самое и с услугами по кассовому обслуживанию, продаже товара в магазине (а-ля кассир, продавец в магазине). Тут налицо трудовые отношения, и отстоять обратное очень сложно!

Подряд/услуги по приготовлению пищи (а-ля повар). Если лицо готовит блюда на отдельные заказы, то проблем нет. Если работа постоянная, подчиняется распорядку заведения ресторанного хозяйства или, скажем, кондитерского цеха, то тут оправдать ГПД будет сложно.

Услуги по уборке

Если это разовая акция — вопросов, конечно же, нет. А вот если такие услуги предоставляются систематично, регулярно, то придирки проверяющих возможны. В любом случае в договоре нужно четко прописать, какие именно клининговые услуги и в каком размере будут предоставлены исполнителем и оплачены заказчиком (мытье полов, чистка мебели, мойка окон и т. п.).

Тренерские услуги в фитнес-центре, услуги по обработке сообщений в колл-центре

В отношении этих услуг можно сказать все то же самое, что и про услуги по администрированию систем. Тут налицо регулярность предоставления услуг, подчинение распорядку предприятия, так что оправдать ГПД сложно. Но ситуации бывают разные. Так, если, например, лицо предоставляет такие услуги не систематично, то, на наш взгляд, отстоять такой ГПД можно. Главное — его правильно оформить.

Договор — соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК).

Договор — это юридический факт, являющийся сделкой, в которой участвуют две или более стороны. Понятие сделки шире понятия договора, поскольку сделка может быть и односторонней. Договор — наиболее распространенная в гражданском обороте сделка. К нему применяются одновременно все правила, касающиеся сделок, обязательств и договоров. Так, из правил о сделках на договоры распространяются правила о формах сделки, об условиях действительности и недействительности сделок, о последствиях признания сделок недействительными. Из правил об обязательствах на договоры распространяются положения о структуре обязательственного правоотношения, правила об обеспечении, исполнении, прекращении обязательств, правила ответственности за исполнение обязательств. В то же время существуют правила, касающиеся только договоров: правила заключения договоров, правила изменения и расторжения договоров, положения о содержании и классификации договоров.

Большая часть договоров порождает последствия имущественного характера (например, договор купли-продажи, дарения). Но часть из них порождает обязательства неимущественного характера (например, учредительные договоры о создании товариществ, организационные договоры о перевозках, предварительные договоры на заключение договоров в будущем на условиях данного договора).

Понятие «договор» употребляется и в иных смыслах: для наименования договорного обязательственного правоотношения, для наименования документа, свидетельствующего о достижении сторонами соглашения.

Договор используется не только в сфере гражданского оборота, но и в трудовых отношениях, экономике, политике, международных отношениях, социальной сфере, сфере культуры.

Значение гражданско-правового договора:

  • договор — уникальное средство обеспечения порядка и стабильности в экономическом обороте (возможность заключения договора создает уверенность у субъектов гражданского правоотношения в том, что их интересы могут быть осуществлены, peaлизованы и защищены, а возникшие изменения могут быть учтены при его исполнении);
  • это форма соблюдения интересов субъектов гражданских правоотношений и основная форма осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающая реализацию продуктов и обмен материальными благами в предпринимательской деятельности;
  • изучение договорной практики позволяет оперативно выявить тенденции и своевременно реагировать на возникшие потребности в тех или иных товарах и услугах с целью их успешного удовлетворения.

— совокупность его условий, по которым достигнуто соглашение сторон.

К условиям относят: предмет, объект, цену договора, срок и место, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Условия могут быть определены сторонами, законом (ст. 421 Г К) либо обычаями делового оборота (ст. 309 ГК).

Виды условий договора:

  1. существенные — условия, по которым сторонам необходимо достичь соглашения (в противном случае договор будет считаться недействительным — ст. 432 ГК);
  2. обычные, не требующие согласования сторон;
  3. случайные — условия, не характерные для договора данного вида.

Существенные условия договора:

  • условия о предмете договора (предметом договора является то, на что направлен договор. Например, в договоре купли-продажи предметом договора будет продаваемая вещь);
  • условия, названные в законе;
  • условия, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по заявлению одной из них.

Для каждого вида договора установлено свое сочетание существенных условий. Например, в договоре подряда к таким условиям относят предмет, цену договора и срок сдачи предмета договора (ст. 708 ГК).

Форма договора:

  • договор может быть заключен в любой форме, установленной для сделок, если закон не установил определенной формы для данного вида договора;
  • если стороны договорились заключить договор в определенной форме, соблюдение такой формы обязательно (п. 1 ст. 434 ГК);
  • договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, а также путем обмена документами (п. 2 ст. 434 ГК);
  • письменная форма договора считается соблюденной, если на письменное предложение заключить договор оферента акцептант совершил действия, предусмотренные договором (п. 3 ст. 434 ГК);
  • передача имущества, предусмотренного договором, должна оформляться с соблюдением той формы, что и договор (п. 2 ст. 433 ГК);
  • договоры могут быть зафиксированы на типовых бланках в целях сокращения времени их оформления;
  • часть договоров, совершаемых в письменной или нотариальной форме, подлежит обязательной государственной регистрации (например, сделки по продаже недвижимости).

Виды договоров классифицируются по следующим основаниям:

  • по соотношению момента заключения договора с моментом его исполнения: консенсуальные (для заключения достаточно лишь соглашения сторон) и реальные (для заключения требуется и одновременное их исполнение);
  • по юридическим последствиям: основные (порождающие права и обязанности) и предварительные (соглашения о заключении договоров в будущем);
  • в зависимости от того, кто может требовать исполнения договора: договоры в пользу их участников и в пользу третьих лиц;
  • в зависимости от характера распределения обязанностей между сторонами: односторонние договоры (когда у одной стороны имеются только права, а у другой — только обязанности) и взаимные (каждая сторона имеет обязанности и права);
  • в зависимости от платности договоров: возмездные и безвозмездные;
  • в зависимости от основания заключения договора все договоры делятся на свободные (заключенные по желанию сторон) и обязательные. Среди обязательных договоров выделяются публичные договоры (ст. 426 ГК);
  • по совокупности экономических и юридических признаков: договоры о передаче имущества в собственность, договоры о передаче имущества в пользование, договоры о выполнении работ, договоры об оказании услуг и т.д.

Новое в гражданском законодательстве относительно видов договоров:

  • появились новые виды договоров: рента, лизинг, доверительное управление, факторинг, франчайзинг, коммерческая концессия, продажа недвижимости, а также договоры присоединения, публичный и предварительный;
  • из ранее известных видов договоров выделены договоры на выполнение научно-исследовательских и технологических работ, на оказание возмездных услуг, договор транспортной экспедиции;
  • по-новому систематизированы традиционные гражданско-правовые договоры: ранее самостоятельные договоры поставки товаров и контрактация отнесены к числу договоров купли-продажи;
  • в разделах ГК РФ, посвященных отдельным видам договоров, выделен раздел «Общие положения» (например, в разделах о купле-продаже, ренте, аренде).

Заключение договора — это процесс подготовки, согласования и закрепления условий договора, в котором выделяют три стадии:

  1. подготовительную (в этот период ведется поиск надежного партнера, определяются лица, которые будут вести переговоры с мим, а также время и место переговоров);
  2. ведение переговоров между сторонами (относительно возможности заключения договора и его условий);
  3. оформление достигнутых соглашений.

Способы заключения договора:

  • путем составления одного документа;
  • путем обмена письмами и телеграммами;
  • путем проведения торгов: конкурсов и аукционов.

При заключении договора путем обмена письмами следует строго соблюдать правила об оферте и акцепте (ст. 435—443 ГК).

Заключенный договор может быть изменен или расторгнут (ст. 450-453 ГК).

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 27. Испытание на гражданской службе

2. Испытание может устанавливаться:

3) при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.

3. Испытание не устанавливается:

2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа.

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа

1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

8.2) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;

8.3) упразднения государственного органа.

Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 822

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления государственному гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.

2. При отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» (далее — портал), с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

3. Включению в список вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, предлагаемых государственному гражданскому служащему, подлежат размещенные на портале вакантные должности государственной гражданской службы, а также вакантные должности государственной гражданской службы, информация о которых получена кадровой службой государственного органа, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или кадровой службой государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В список включаются должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности (местности в пределах административно-территориальных границ того населенного пункта, где расположен государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственный орган, которому переданы функции упраздненного государственного органа). При отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, в список могут включаться вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах Российской Федерации.

4. Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа.

5. Государственный гражданский служащий представляет в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых государственным гражданским служащим выбраны вакантные должности государственной гражданской службы, или отказывается от предложенных кадровой службой вакантных должностей государственной гражданской службы.

6. Кадровая служба направляет не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящих Правил, в государственные органы письма с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом (далее — средства связи), с просьбой рассмотреть кандидатуру государственного гражданского служащего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и представить в государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственный орган, которому переданы функции упраздняемого государственного органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные государственным гражданским служащим вакантные должности государственной гражданской службы с приложением анкеты государственного гражданского служащего по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р, а также дата окончания 2-месячного срока после предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

7. Кадровая служба государственного органа не позднее 3 рабочих дней со дня получения письма, указанного в пункте 6 настоящих Правил, направляет с использованием средств связи ответ о готовности рассмотрения кандидатуры государственного гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры с обоснованием причины. В случае готовности представителя нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица рассмотреть кандидатуру государственного гражданского служащего на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в ответе также указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

8. Информация, поступившая от государственного органа в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, доводится кадровой службой до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

9. Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие расходы), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

10. Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с государственным гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее 3 дней со дня его проведения в письменном виде с использованием средств связи в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит его до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

11. В случае принятия представителем нанимателя государственного органа по результатам собеседования решения о предоставлении государственному гражданскому служащему вакантной должности государственной гражданской службы, в том числе при условии прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по выбранной должности государственной гражданской службы, за счет бюджетных ассигнований, выделенных этому государственному органу, оформляется перевод государственного гражданского служащего с его согласия в государственный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *