Грубые дисциплинарные проступки 2017

Главная Противодействие коррупции Методические материалы Подробнее 09/21/2017 09:54:02 10/29/2015 16:40:05

Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьями 27.1, 28.1 – 28.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и определяют порядок проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими.
2. К дисциплинарным проступкам коррупционной направленности относятся:
1) непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6, пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») ;
2) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
3) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 2 статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
4) невыполнение военнослужащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
5) несоблюдение военнослужащим запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) несоблюдение военнослужащим запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе военного управления (военной организации), в котором он замещает воинскую должность, если иное не предусмотрено федеральными законами;
принимать без письменного разрешения командования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
заниматься без письменного разрешения командования оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
7) совершение административных правонарушений:
мелкое хищение чужого имущества путем присвоения или растраты с использованием служебного положения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ;
незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в незаконной передаче от имени или в интересах военной организации должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данной военной организации должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением;
незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в приеме на работу в военную организацию бывшего государственного служащего (военнослужащего), в должностные (служебные) обязанности которого в период прохождения службы входили отдельные функции государственного управления данной организацией, если на это не получено согласие аттестационной комиссии и со времени увольнения со службы не прошло двух лет.
3. Разбирательство по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка коррупционной направленности проводится в обязательной письменной форме и включает следующие стадии:
а) назначение разбирательства;
б) собирание и оценка собранных доказательств;
в) составление заключения по результатам разбирательства;
г) принятие решения;
д) исполнение решения;
е) обжалование и пересмотр решения (в случае подачи жалобы военнослужащим, в отношении которого проводилось разбирательство, или иными заинтересованными лицами).

2. Назначение разбирательства

4. Поводами к назначению разбирательства могут быть:
непосредственное обнаружение командирами (начальниками), иными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от инспектирующих лиц, проверочных комиссий материалов, содержащих данные о наличии признаков дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
рапорт военнослужащего о совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
уведомление военнослужащего о факте обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Информация анонимного характера не может служить основанием для назначения разбирательства.
5. Разбирательство назначается решением командира воинской части и оформляется приказом по воинской части или резолюцией на документе, послужившем поводом для назначения разбирательства.
6. Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок коррупционной направленности, либо одним их членов аттестационной комиссии, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, в отношении которого проводится разбирательство.
7. Разбирательство по фактам недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых военнослужащими в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и несоблюдения военнослужащими запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, назначается и проводится в форме проверки в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

3. Проведение разбирательства

8. Срок проведения разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка коррупционной направленности (за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций).
При необходимости срок проведения разбирательства может быть продлен командиром (начальником), принявшим решение о его проведении, до одного месяца.
9. Проверка, предусмотренная пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.
10. В ходе разбирательства устанавливаются:
событие дисциплинарного проступка коррупционной направленности (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок коррупционной направленности;
вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности, форма вины и мотивы его совершения;
данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок коррупционной направленности;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельств, отягчающих дисциплинарную ответственность военнослужащего;
характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности несколькими лицами;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
11. При проведении разбирательства лицо, назначенное для его проведения, вправе:
а) проводить беседу с военнослужащим;
б) изучать представленные военнослужащим документы и иные материалы, приобщать их к материалам разбирательства;
в) получать от военнослужащего пояснения по представленным им материалам;
г) наводить справки у других военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части и получать от них информацию с их согласия.
12. Военнослужащий, в отношении которого проводится разбирательство, вправе:
давать пояснения в устной и письменной форме в ходе разбирательства и по его результатам;
представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной и устной форме;
знакомиться с итоговым документом по результатам разбирательства.
Письменные пояснения военнослужащего и представленные им документы приобщаются к материалам разбирательства.
13. Если в ходе разбирательства выяснится, что коррупционный дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.

4. Оформление результатов разбирательства,
принятие и исполнение решения по материалам разбирательства

14. По результатам разбирательства лицо, которому поручено его проведение, составляет заключение в форме рапорта, в котором должно быть указано:
1) на основании чего и по какому факту проводилось разбирательство, кто, где и когда его проводил;
2) обстоятельства дисциплинарного проступка коррупционной направленности с указанием: какое именно нарушение имело место, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом нормы законов, иных нормативных правовых актов нарушены;
3) причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения; характеристика личности виновного; отношение виновного лица к совершенному проступку;
4) выводы о виновности (невиновности) военнослужащего; предложения о мере его ответственности; меры по устранению причин и условий, способствовавших правонарушению.
15. Заключение (рапорт) с прилагаемыми материалами рассматривается на заседании аттестационной комиссии воинской части в сроки, указанные в пунктах 8-9 настоящих Методических рекомендаций, по результатам рассмотрения которых, в случае установлении вины военнослужащего, аттестационной комиссией вырабатываются рекомендации командиру воинской части о применении конкретной меры дисциплинарной ответственности.
16. Командир воинской части вправе учесть в пределах своей компетенции рекомендации аттестационной комиссии и обязан принять решение по материалам разбирательства в порядке и сроки, установленные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
17. Материалы разбирательства о дисциплинарном проступке коррупционной направленности хранятся в воинской части в течение трех лет, после чего сдаются в архив.

Загрузить файлы: Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

Грубые дисциплинарные проступки: вопросы квалификации и правоприменения

В.М. Корякин,

доктор юридических наук, доцент,

профессор Военного университета,

заместитель директора Юридического института

Московского государственного университета

путей сообщения Императора Николая II

Журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 4, апрель 2017 г., с. 2-6.

В соответствии с содержанием понятия «воинская дисциплина», содержащегося в ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ)*(1), в качестве нарушения воинской дисциплины следует квалифицировать любое действие (бездействие) военнослужащего, не согласующееся с требованиями правовых норм. В зависимости же от сферы общественных отношений, в которой совершено правонарушение, а также от степени его общественной опасности военнослужащий несет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную или уголовную ответственность.

Ю.Н. Туганов, посвятивший изучению феномена воинской дисциплины ряд фундаментальных научных исследований, констатирует многообразие толкования термина «дисциплина», под которой в литературе понимается: повиновение, послушание, порядок подчиненности; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку; твердо установленный порядок, подчинение которому обязательно для всех членов данного коллектива; точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного порядка; определенная форма поведения людей, соответствующая сложившимся в обществе социальным нормам, а также правилам и принципам какой-либо организации*(2).

Одной из особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих, в отличие от иных видов юридической ответственности (например, административной и уголовной), является то обстоятельство, что в военном законодательстве отсутствуют нормы, четко определяющие составы воинских дисциплинарных проступков. Вместе с тем, исходя из анализа правоприменительной практики, а также действующего законодательства о воинской дисциплине и дисциплинарной ответственности в научной литературе с точки зрения характера дисциплинарных проступков проводится следующая их дифференциация: а) несущественные (незначительные); б) существенные (значительные) и в) грубые дисциплинарные проступки*(3).

Набольший интерес и практическую значимость для деятельности органов военного управления, командиров (начальников) в сфере поддержания воинской дисциплины в подчиненных воинских частях и подразделениях представляют грубые дисциплинарные проступки, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и в приложении N 7 к ДУ ВС РФ. В настоящее время данный перечень включает 25 позиций. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 г. N 5 данный перечень был дополнен следующими разновидностями дисциплинарных проступков, квалифицируемых отныне как грубые:

— умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ*(4)), либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов);

— нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

— нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

— нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

— заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

— нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы.

С точки зрения объекта противоправного посягательства всю довольно обширную совокупность грубых дисциплинарных проступков можно разделить на следующие группы:

1) воинские дисциплинарные проступки против порядка воинских уставных взаимоотношений (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими);

2) воинские дисциплинарные проступки против порядка пребывания на военной службе (самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; нарушение порядка выезда из Российской Федерации);

3) воинские дисциплинарные проступки против порядка несения специальных видов военной службы и осуществления специальных видов служебной деятельности (нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы); нарушение правил несения пограничной службы; нарушение уставных правил караульной службы; нарушение уставных правил несения внутренней службы; нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне; нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; нарушение требований законодательства в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности; нарушение порядка ведения секретного делопроизводства);

4) воинские дисциплинарные проступки против порядка сбережения военного имущества и документов (умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества; уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества; нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение; утрата или умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего);

5) воинские дисциплинарные проступки против порядка эксплуатации военно-технических средств (нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия; нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия);

6) воинские должностные дисциплинарные проступки (непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, мер по привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка; заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности; нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности подчиненных);

7) административные проступки, за которые военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.

В научной литературе выделяются следующие задачи, которые преследует законодатель определением перечня грубых дисциплинарных проступков:

— выделение из значительного массива разновидностей дисциплинарных проступков наиболее опасных и вредных для интересов военной службы;

— информирование командиров (начальников), военных судов, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, о видах дисциплинарных проступков, за которые может быть применено взыскание — дисциплинарный арест;

— необходимость строгого соблюдения мер обеспечения производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке и составления протокола*(5).

Анализ норм военного законодательства позволяет выделить следующие основные положения, определяющие роль, значение и правовые последствия дифференциации воинских дисциплинарных проступков на грубые и прочие:

а) только за совершение грубого дисциплинарного проступка предусмотрено применение к военнослужащему взыскания в виде дисциплинарного ареста (п. 4 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; ст. 94 ДУ ВС РФ);

б) только в случае совершения грубого дисциплинарного проступка у военнослужащего, его совершившего, возникает право пользоваться юридической помощью защитника (с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а также в случае задержания военнослужащего в связи с совершением им грубого дисциплинарного проступка) (п. 1 ст. 28.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; ст. 48 ДУ ВС РФ). При совершении иных дисциплинарных проступков право правонарушителя на юридическую помощь не предусмотрено;

в) совершение военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, связанного с управлением транспортным средством или его эксплуатацией, является основанием для применения к военнослужащему меры обеспечения в виде отстранения от управления транспортным средством (п. 7 ст. 28.7 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). При совершении военным водителем иных дисциплинарных проступков, не являющихся грубыми, данная мера не применяется;

г) разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка проводится в обязательной письменной форме, по результатам разбирательства составляется официальный документ — протокол о грубом дисциплинарном проступке (ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; ст. 81 ДУ ВС РФ). В остальных случаях письменная форма разбирательства обязательной не является;

д) только за совершение одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков к курсанту военной образовательной организации может быть применено дисциплинарное взыскание в виде отчисления из военной образовательной организации (ст. 100 ДУ ВС РФ). За совершение прочих дисциплинарных проступков применение данного дисциплинарного взыскания не допускается;

е) только за совершение одного или нескольких грубых дисциплинарных проступков в отношении граждан, призванных на военные сборы, может быть применено дисциплинарное взыскание — отчисление с военных сборов (ст. 101 ДУ ВС РФ);

ж) военнослужащие, грубо нарушающие воинскую дисциплину, подлежат задержанию, а при необходимости — снятию с поездов, морских (речных) и воздушных судов военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) (ст. 49 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации);

з) в период проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, а также до истечения срока, в течение которого он считается имеющим дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание (подп. «в» и «е» п. 2.1 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; подп. «в» и «е» п. 1.1 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

Приведенный выше анализ законодательства о воинской дисциплине и дисциплинарной ответственности военнослужащих наглядно показывает, что дифференциация воинских дисциплинарных проступков на грубые и прочие позволяет правоприменителям более эффективно и предметно осуществлять деятельность по обеспечению законности и правопорядка в подчиненных органах военного управления и воинских частях, а также реализовывать принципы справедливости и соразмерности при назначении наказаний за нарушения воинской дисциплины.

Говоря о перспективах развития законодательства о дисциплинарной ответственности, следует отметить, что оно нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, ст. 51.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения. При этом установлено, что за такие правонарушения, связанные с несоблюдением запретов и ограничений, а также неисполнением дополнительных обязанностей антикоррупционного характера, военнослужащий может быть уволен (а в отдельных случаях — подлежит увольнению) с военной службы в связи с утратой доверия. При малозначительности совершенного коррупционного правонарушения на основании рекомендации аттестационной комиссии к такому военнослужащему может быть применено взыскание в виде выговора.

С учетом повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений вызывает недоумение тот факт, что данные правонарушения по действующей градации почему-то не отнесены законодателем к категории грубых дисциплинарных проступков. Налицо явный правовой пробел, который требует своего нормативного разрешения.

Библиографический список:

————————————————————————-

*(1) Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников).

*(2) Туганов Ю.Н. Правовое регулирование обеспечения воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Чита: РИК ЧитГУ, 2010. С. 34.

*(4) Имеются в виду следующие органы: Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

действует Редакция от 14.10.2012 Подробная информация

Наименование документ УКАЗ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 «О ДИСЦИПЛИНАРНОМ УСТАВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа указ
Принявший орган президент рф
Номер документа 1377
Дата принятия 14.10.2012
Дата редакции 14.10.2012
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • «Собрание законодательства РФ», N 43, 22.10.2012, ст. 5808
Навигатор Примечания

УКАЗ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 «О ДИСЦИПЛИНАРНОМ УСТАВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 2. Обязанности сотрудника по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины

5. Сотрудник обязан:

а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав;

б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам;

в) соблюдать требования к служебному поведению;

г) соблюдать субординацию;

д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы;

е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины;

ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

6. Сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.

Постановление

20 марта 2018 года город Смоленск

Заместитель председателя Смоленского гарнизонного военного суда Стукалов Д.В., при секретарях Старковой Е.М. и Поплышевой Н.В.,с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке Четверякова С.А., его защитника — адвоката Лобчук Е.С., представившей ордер от 20 марта 2018 года № 152, прокурора — старшего помощника военного прокурора Смоленского гарнизона старшего лейтенатна юстиции Осычнюка А.М., врио военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г.Смоленск) майора Щетинина В.С.,

рассмотрев в помещении Смоленского гарнизонного военного суда материалы о грубом дисциплинарном проступке, предусмотренном ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в отношении военнослужащего войсковой части 84130 сержанта,

Четверикова С.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ. в . с высшим образованием, холостого , проходящего военную службу по контракту с января 2017 года, командира отделения, проживающего по адресу:

установил:

17 февраля 2018 года Четвериков не явился без уважительных причин на службу в войсковую часть 84130 из основного отпуска и отсутствовал на службе до 21 февраля 2018 года.

Он же, в 23 часа 20 февраля 2018 года вблизи дома 48 по улице Крупской в городе Смоленске совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ, за которое военнослужащий, в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность.

В судебном заседании Четвериков виновным в совершении грубых дисциплинарных проступков себя не признал и пояснил, что о несвоевременном прибытии на службу из отпуска он договорился с командованием воинской части.

Одновременно он пояснил, что административное правонарушение он не совершал, а протокол об этом правонарушении был составлен, поскольку сотрудники полиции решили его доставить в отделение полиции.

Что касается отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то Четвериков пояснил, что спиртное он употреблял не в служебное время и какие-либо основания для направления его на освидетельствование у сотрудников полиции отсутствовали.

Несмотря на указанное отношение Четверикова к содеянному, его виновность в совершении вышеуказанных грубых дисциплинарных проступков подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 84130 от 18 января 2018 года № 8 и копией отпускного билета Четверикову был предоставлен основной отпуск с выездом в город Смоленск с 18 января по 16 февраля 2018 года. Срок возвращения в воинскую часть 17 февраля 2018 года.

Как следует из объяснений старшего лейтенанта Чикалова (командир взвода), Четверикову с 18 января по 16 февраля 2018 года был предоставлен основной отпуск за 2017 год, при этом 17 февраля 2017 года он должен был выйти на службу. Однако в этот день на службу он не прибыл, а попытки установить место его нахождения положительных результатов не дали. 21 февраля 2018 года ему стало известно о доставлении Четверикова в военную комендатуру в состоянии алкогольного опьянения, куда он прибыл за ним, а впоследствии доставил его в воинскую часть.

Из протокола об административном правонарушении от 21 февраля 2018 года № 67/3/132422 видно, что действия Четверякова, связанные с нарушением общественного порядка и выражением явного неуважения к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественном месте, сопряженные с неповиновением законному требованию сотрудника полиции квалифицированы как мелкое хулиганство, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ.

Согласно постановлению заместителя начальника полиции УМВД России по городу Смоленску подполковника полиции Хворостовского от 21 февраля 2018 года № 03/000785, в 23 часа 20 февраля 2018 года, находясь вблизи дома 48 по улице Крупской в городе Смоленске, Четвериков совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ, а поскольку последний является военнослужащим, то производство по делу об административном правонарушении прекращено и материалы направлены для решения вопроса о привлечении Четверикова к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании установлено, что данное постановление Четвериков не обжаловал, и оно вступило в законную силу 6 марта 2018 года.

Объяснения Четверикова в суде о том, что о несвоевременном прибытии из отпуска на службу он договорился с командованием воинской части, следует признать надуманными.

В основу данного вывода, следует положить письменные объяснения самого Четверикова от 21 февраля 2018 года, в которых он указал, что несвоевременно прибыл на службу по своей личной невнимательности, считая дату прибытия 21 февраля 2018 года.

Объяснения Четверикова о том, что административное правонарушение он не совершал, также считаю надуманными.

В основу данного ввода следует положить вышеприведенное постановлению заместителя начальника полиции УМВД России по городу Смоленску, которое Четвериков не обжаловал, и оно вступило в законную силу.

Согласно ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» неявка в срок без уважительных причин на службу из отпуска и совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий, в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность по своему характеру являются грубыми дисциплинарными проступками, и согласно требований п.п. 3 и 4 ст. 28.4 этого же Закона за их совершение может быть применено дисциплинарное взыскание в виде дисциплинарного ареста.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Четвериков, проходящий военную службу по контракту, 17 февраля 2018 года совершил неявку в срок без уважительных причин на службу из отпуска, а 20 февраля 2018 года совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ, за которое в соответствии со ст. 2.5 этого же кодекса он должен нести дисциплинарную ответственность, то есть совершил грубые дисциплинарные проступки, предусмотренные ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии со ст. 54 и п.п. «и» и «к» ст. 55 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в воинском звании «сержант», могут применяться такие виды дисциплинарных взысканий, как досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, а также дисциплинарный арест.

При этом, из содержания ст. 94 того же Устава следует, что дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях.

В то же время, командованием не представлены и в судебном заседании не были предметом исследования какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности применения к Четверикову за совершенные грубые дисциплинарные проступки какого-либо иного, помимо дисциплинарного ареста, дисциплинарного взыскания, в том числе, досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Причем в судебном заседании Четвериков пояснял, что неоднократно обращался к командованию с рапортами об увольнении с военной службы.

Учитывая изложенное, обстоятельства совершения Четвериковым грубых дисциплинарных проступков, последствия этих проступков, надлежит прийти к выводу, что к последнему, вопреки позиции командования военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г. Смоленск), может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, нежели чем дисциплинарный арест.

Кроме того, из протокола о грубом дисциплинарном проступке от 23 февраля 2018 года следует, что 20 февраля 2018 года, отказавшись от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, Четвериков совершил еще один грубый дисциплинарный проступок.

В доказательство совершенного дисциплинарного проступка в представленных материалах имеется копия акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 20 февраля 2018 года № 0470.

Из этого акта видно, что в 24-ом часу Четвериков отказался от освидетельствования, причем на такое освидетельствование он был направлен помощником дежурного УМВД России по городу Смоленску.

В соответствии с вышеупомянутой ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения по своему характеру является грубым дисциплинарным проступком.

Из данной нормы закона следует, что отказ от указанного освидетельствования является грубым дисциплинарным проступком, если он, отказ, произошел при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы.

Как видно из представленных материалов, Четвериков в указанное в вышеприведенном акте время обязанности военной службы не исполнял, а следовательно, грубый дисциплинарный проступок не совершал.

Поскольку указанный грубый дисциплинарный проступок Четвериков не совершал, то на основании ст. 18 Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» производств по данному эпизоду подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 18 и 19 Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»,

постановил:

производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке за отказ Четверикова С.А. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения на основании ст. 18 Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» прекратить.

Отказать в назначении Четверикову С.А. дисциплинарного ареста за неявку в срок без уважительных причин на службу из отпуска и совершение административного правонарушения, за которое он должен нести дисциплинарную ответственность, и возвратить материалы о совершенных им грубых дисциплинарных проступков врио военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г. Смоленск) для применения иной меры дисциплинарного воздействия, чем дисциплинарный арест.

Постановление может быть обжаловано в Московский окружной военный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Заместитель председателя суда

16 января 2017

Указом Президента РФ от 02.01.2017 № 5 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, и в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495» установлено, что грубыми дисциплинарными проступками, в числе прочего, будут являться:
умышленная порча либо утрата по небрежности документа, удостоверяющего личность военнослужащего РФ (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»);
нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы.
Кроме того, изменениями, внесенными в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, установлено, что очередное воинское звание не присваивается, в частности, военнослужащему:
находящемуся в распоряжении командира (начальника);
в случае привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждения в отношении его уголовного дела — до прекращения уголовного преследования;
в период проведения разбирательства по факту совершения им грубого дисциплинарного проступка — до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;
в период проведения в отношении его проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению — до применения к военнослужащему взыскания;
до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:
дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;
до окончания отбывания им уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;
до погашения или снятия его судимости;
до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту.
Подготовлено и.о. старшего помощника прокурора области по правовому обеспечению

Вернуться к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *