Грузовая работа на железнодорожном транспорте

В общем грузообороте железных дорог более 25% составляют опасные грузы, которые в силу своих свойств в процессе перевозки, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара, повреждения транспортных средств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирова­ния, ожогов, отравления и заболевания людей и животных. Согласно статьи 13, п.4 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», железные дороги должны обеспечить безопасность перевозок опас­ных грузов, а в случаях возникновения аварийных ситуаций, принять меры к их ликвидации.

В процессе освоения программы «Организация погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» учащиеся получат достаточ­ные знания и умения по перевозке опасных грузов железнодорожным транс­портом, в том числе организации производства погрузочно-разгрузочных работ с ними и их хранения, свойствах опасных грузов, правильности подготовки их к перевозке с целью обеспечения безопасной жизнедеятельности людей, безопасности движения поездов, сохранности грузов, подвижного состава и охраны окружающей среды от вредных воздействий, будут знать железнодорожную систему предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, иметь практические навыки в решении задач, стоящих перед руководящими и инже­нерными кадрами, обеспечивающими четкую организацию перевозок и управление на транспорте.

Настоящая программа повышения квалификации рассчитана на ознакомление руководителей и работников предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования с вопросами обеспечения безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, в пределах их должностных обязанностей.

Программа разработана на основании закона Российской Федерации № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления правительства РФ от 21.03.2012 г. № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Организация погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Категория слушателей: руководящие работники предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования.

темы

Наименование темы

Количество

часов

Нормативно- правовые акты по организации работы организаций и предприятий железнодорожного транспорта.

Государственная политика в области безопасности движения и лицензирования железнодорожного транспорта необщего пользования.

Классификация опасных грузов по видам и степени опасности.

Требования, предъявляемые к подвижному составу, предназначенному для перевозки опасных грузов.

Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом.

Порядок производства маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами.

Требования безопасности к организации погрузочно- разгрузочных работ с опасными грузами

Организация взаимодействия в работе железнодорожного транспорта общего и не общего пользования.

Предупреждение и ликвидация последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Охрана труда на железнодорожном транспорте необщего пользования.

Итого:

Консультация

Экзамен

Всего:

отменен/утратил силу Редакция от 20.02.1995 Подробная информация

«УСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СОЮЗА ССР» от 06.04.64 (ред. от 20.02.95)

Раздел II. Грузовое хозяйство

Устройства для обслуживания пассажиров

7. Железные дороги осуществляют перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты между станциями, открытыми для производства соответствующих операций.

Станции производят операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа. Станции могут открываться для производства всех или некоторых операций.

Для оформления перевозочных документов и взимания провозных платежей на станциях организуются товарные конторы или товарные кассы, багажные и билетные кассы. В товарных конторах и в кассах должны быть вывешены основные правила приема и выдачи грузов и багажа, а также продажи билетов. При необходимости на станциях организуются справочные бюро.

Время работы товарных контор, касс, грузовых дворов, складов и т. п. устанавливается с учетом наилучшего обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, а также наиболее рационального использования перевозочных средств.

Открытие и закрытие станций для выполнения всех или некоторых операций производятся Министерством путей сообщения, с опубликованием об этом в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР. При этом закрытие станций производится по согласованию с Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов.

8. Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам производятся в вагонах Министерства путей сообщения, а также в вагонах предприятий, организаций и учреждений.

Вагоны, предназначенные для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог СССР, должны удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.

9. Погрузка и выгрузка грузов производятся как на станционных складах и площадках, находящихся в ведении железной дороги (места общего пользования), так и на прирельсовых складах, площадках и других пунктах, находящихся в ведении предприятий, организаций, учреждений (места необщего пользования).

10. Для осуществления перевозок грузов и выполнения грузовых операций станции должны иметь оборудованные надлежащим образом сооружения и устройства.

Станции со значительным объемом операций по перевозкам отдельных грузов должны иметь специальные устройства, а также машины, приспособления и инвентарь для погрузки и выгрузки этих грузов (специальные платформы и площадки для приема и выдачи навалочных грузов, площадки и машины для погрузки и выгрузки контейнеров, скотопогрузочные платформы или площадки, водопойные пункты, дезинфекционно-промывочные устройства, устройства для снабжения изотермических вагонов и т. п.).

Все сооружения и устройства грузового хозяйства по своей мощности и пропускной способности должны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок грузов, полную их сохранность, своевременную обработку подвижного состава, выполнение в установленные сроки операций по погрузке и выгрузке грузов и механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

11. На станциях со значительным объемом операций по перевозкам грузов, выполняемых на местах общего пользования, организуются грузовые дворы.

Площади грузовых дворов и подъезды к грузовым дворам должны обеспечивать нормальные условия работы автомобильного транспорта.

Благоустройство подъездов к грузовым дворам возлагается на исполнительные комитеты Советов народных депутатов.

12. Железные дороги в необходимых случаях организуют на станциях специализированные пункты (эстакады, механизированные склады, контейнерные площадки, платформы и др.) для приема, погрузки, выгрузки и выдачи навалочных, тяжеловесных и других грузов, а также по согласованию с Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов могут сосредоточивать погрузку и выгрузку грузов на отдельных станциях.

13. Железная дорога может предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения).

14. Для взвешивания перевозимых грузов и багажа применяются вагонные, товарные (стационарные и передвижные) и элеваторные весы.

Железные дороги на местах общего пользования, а грузоотправители и грузополучатели на местах необщего пользования должны иметь необходимое количество весов и весовых приборов.

15. Весы и весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клеймению в установленном порядке.

Поверка и клеймение весов и весовых приборов производятся при первоначальной установке весов, после выхода их из капитального и среднего ремонта и периодически, в сроки, устанавливаемые Государственным комитетом СССР по стандартам.

Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками поверки и клеймения не допускается.

Железные дороги могут принимать на техническое обслуживание (технический надзор, ремонт, контрольная проверка) на местах необщего пользования весы грузоотправителей и грузополучателей, предназначенные для взвешивания грузов.

16. Станции, открытые для выполнения операций по перевозкам пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение этих операций.

Вокзалы должны иметь билетные кассы и, в зависимости от размеров перевозок, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи, кипятильники и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов.

Для безопасной посадки, высадки и перехода пассажиров на станциях у каждого пути приема и отправления пассажирских поездов, а также в необходимых случаях на пассажирских остановочных пунктах, в том числе на пригородных участках, сооружаются платформы с навесами или павильонами, билетными кассами и пешеходными тоннелями или мостами, а также приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидам.

Привокзальные площади должны быть благоустроены и должны отвечать требованиям удобного и безопасного передвижения пешеходов и городского транспорта.

Благоустройство привокзальных площадей возлагается на исполнительные комитеты Советов народных депутатов. (В ред. — Постановления Совета Министров СССР от 01.07.91 N 431)

17. На вокзале (в пассажирском помещении станции), в пассажирском поезде, в товарной конторе (кассе) должна быть книга жалоб и предложений пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Книга жалоб и предложений должна выдаваться по первому требованию.

Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения жалобы или предложения.

Жалобы должны быть рассмотрены в трехдневный срок. В случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обратиться в вышестоящие органы железнодорожного транспорта, которые обязаны проверить жалобу и о принятых мерах уведомить заявителя не позднее месячного срока.

Запись в книге жалоб и предложений не исключает необходимости предъявления в соответствующих случаях претензии (статьи 169-174).

Категория: Механизация и автоматизация разгрузочных работ
Публикация: Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте
Читать далее:
Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

Погрузочно-разгрузочными работами называются операции по загрузке подвижного состава (вагонов, автомобилей, судов), его разгрузке, перегрузке из одного подвижного состава в другой, сортировке, перекладке и перемещению грузов на складах. Перегрузка выполняется не только на железнодорожных станциях, или на подъездных путях промышленных предприятий, но и в пути следования — в пунктах перевалки грузов из вагонов нормальной колеи в узкоколейные вагоны или на водный, автомобильный транспорт и обратно.

Перевозки грузов сопровождаются многочисленными грузовыми оиерациями. От быстроты их выполнения в значительной степени зависит соблюдение сроков доставки сырья и продукции потребителям, а следовательно, выполнение государственного плана перевозок.

Грузовая станция магистральных железных дорог играет важнейшую роль в перевозке грузов от места производства к пунктам потребления. Станции, на которых выполняются операции по приему и выдаче грузов, носят название тарифных пунктов. Они могут быть открыты для всех или только некоторых грузовых и коммерческих операций в зависимости от технического оснащения, путевого развития и величины грузопотока.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Станция открывается для грузовых и коммерческих операций Министерством путей сообщения СССР после представления управлением железной дороги подробных данных экономического обследования района, тяготеющего к этой станции, позволяющих судить о предстоящем объеме ее работы. В этих данных должно быть отражено: какие грузы и в каком количестве будут поступать на открываемую станцию и отправляться с нее.

Склады, погрузочно-разгрузочные площадки, грузоподъемные машины и устройства, находящиеся на территории станции и предназначенные для погрузки и выгрузки грузов различных отправителей и получателей, называются местами общего пользования, или грузовыми дворами.

Подъездные пути предприятий, примыкающие к станции, а также прирельсовые склады и грузовые площадки, находящиеся в ведении грузоотправителей и грузополучателей и предназначенные для переработки принадлежащих им грузов, называются местами необщего пользования.

В соответствии с Уставом железных дорог СССР (статья 45) погрузочно-разгрузочные и складские операции выполняются:
а) средствами железных дорог — на местах общего пользования станций, а также в случаях, предусмотренных отдельными постановлениями Совета Министров СССР (это относится к погрузочно-разгру-зочным работам с грузами, прибывающими для сельскохозяйственных и торговых организаций), а также при централизованном вывозе;
б) средствами грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования станций (имеются в виду участки земли на станциях, временно сданных в аренду грузовладельцам, и собственные прирельсовые склады предприятий и организаций на станциях), а также на местах общего пользования станций с опасными и скоропортящимися грузами, сырыми животными продуктами и негабаритными грузами, грузами, перевозимыми навалом, насыпью и наливом в специальном подвижном составе, сопровождаемыми проводниками грузоотправителей.

Железные дороги могут принимать на себя по договору с предприятиями и организациями выполнение грузовых операций с указанными грузами (кроме грузов, перевозимых наливом, опасных, а также скоропортящихся, перевозимых с охлаждением, отоплением или утеплением) на местах общего пользования станций.

Объем погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых средствами железных дорог на местах общего пользования станций, непрерывно растет. Железные дороги освобождают все большее число предприятий и организаций от грузовых операций с вагонами и автомобилями.

Рекламные предложения:

Читать далее: Управление и организация погрузо-разгрузочными работами
Категория: — Механизация и автоматизация разгрузочных работ

Информация об изменениях:

Статья 2 изменена с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 253-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 2. В настоящем Уставе используются следующие основные понятия:

перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее — порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю);

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;

грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе;

грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона;

груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;

опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде;

багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете);

грузобагаж — объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде;

перевозочный документ — документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция);

железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах, связанных с курсированием по железнодорожным путям общего пользования железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов, см. приказ Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 34

железнодорожные пути необщего пользования — железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

владелец железнодорожного пути необщего пользования — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;

места общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;

места необщего пользования — железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;

перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта — перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж, порожние грузовые вагоны пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

перевозки в прямом международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

перевозки в непрямом международном сообщении — перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

перевозки в прямом железнодорожном сообщении — перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

перевозки в прямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования;

перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

специальные железнодорожные перевозки — железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

воинские железнодорожные перевозки — железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации;

сбор — не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы;

сборник правил перевозок железнодорожным транспортом — информационное издание, в котором публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке нормативные правовые и иные акты;

тарифные руководства — сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции;

пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира;

железнодорожная станция — пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;

малоинтенсивные линии (участки) — железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, критерии отнесения к которым утверждаются Правительством Российской Федерации;

оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее — оператор) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом;

текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов — ремонт груженых или порожних грузовых вагонов, проводимый с отцепкой таких вагонов в пути следования в целях восстановления их работоспособности и предусматривающий замену или восстановление отдельных составных частей таких вагонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *