Хранение отходов

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие санитарных правил

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554.

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Ввести в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г. по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Г. Г. Онищенко

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации — Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

30 мая 2001 г.

2.1 7. ПОЧВА, ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ПОЛИГОНОВ

ДЛЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Санитарные правила

СП 2.1.7.1038-01

ББК 51.21я8

Г46

2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.01, введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.01 № 16.

3. Зарегистрированы Минюстом России, регистрационный № 2826 от 26.07.01.

4. Введены взамен санитарных правил — «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.722-98».

Федеральный закон

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

1. Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст.3295) и устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

1.2. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

1.3. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

2. Общие положения

2.1. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

2.2. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

2.3. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

2.4. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее — территориальным ЦГСЭН).

2.5. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.

2.6. Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (I-II класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

2.7. Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается.

2.8. На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.

2.9. На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

2.10. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь настоящими правилами, а также утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве и оценочными показателями санитарного состояния почвы; дает заключение об использовании территории бывшего полигона.

3. Гигиенические требования к размещению полигонов твердых бытовых отходов

3.1. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.

3.2. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно-защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно-защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.

3.3. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.

3.4. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.

3.5. Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.

3.6. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

3.7. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.

3.8. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы — фильтрата.

3.9. Для полигонов, принимающих менее 120 тыс. м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.

3.10. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты.

3.11. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:

а) в период температур выше 0 °С в течение 1-2 месяцев;

б) в период температур ниже 0 °С — на весь период промерзания грунтов.

3.12. Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.

4. Гигиенические требования к устройству хозяйственной зоны полигона ТБО

4.1. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно — бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.

4.2. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.

4.3. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.

4.4. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания.

4.5. Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов.

4.6. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

4.7. К сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб.

5. Гигиенические требования к эксплуатации полигонов ТБО и их консервации

5.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре 5 °С — не позднее 3-х суток со времени складирования ТБО.

5.2. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мел, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.

5.3. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

5.4. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

5.5. Регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы.

5.6. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

5.7. На территории полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

5.8. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе на 10 % превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки.

5.9. Последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.

5.10. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии полигона.

5.11. Территории зон, используемых для создания лесопаркового комплекса в системе пригородного сельского хозяйства, в качестве горок для лыжного спорта или смотровых площадок для обозрения местности, имеют толщину наружного слоя не менее 0,6 м.

5.12. Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленять их в виде террас непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.

5.13. При использовании территории бывшего полигона ТБО под открытые склады непищевого назначения толщина верхнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1,5 м. Верхний слой отходов до их укрытия изоляцией должен быть уплотнен особенно тщательно и равномерно.

5.14. Использование территории рекультивируемого полигона под капитальное строительство не допускается.

6. Производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО

6.1. Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.

6.2. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.

6.3. На основании настоящих санитарных правил (согласно п. 2.3) организация, обслуживающая полигон разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.

6.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающая: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

6.5. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения допустимых пределов уровней шума, установленных в гигиенических нормативах.

Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

6.6. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

6.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных каналах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

6.8. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновывается в проекте производственного контроля полигонов и согласовывается с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

6.9. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.

7. Гигиенические требования к отходам, используемым при рекультивации карьеров

7.1. Отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация.

7.2. Допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных 3-4 классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико-химический состав. Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 %. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

7.3. Размер санитарно-защитной зоны для рекультивируемого карьера принимается равным размеру санитарно-защитной зоны для мусороперегрузочных станций ТБО и должен составлять не менее 100 м от ближайшей жилой застройки. Рекультивируемый карьер должен иметь легкое ограждение и временные хозяйственно-бытовые объекты для обеспечения выполнения работ.

7.4. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за проведением работ при рекультивации карьеров в соответствии с настоящими санитарными правилами.

8. Гигиенические требования к условиям приема промышленных

отходов на полигоны твердых бытовых отходов

8.1. Основное условие возможности приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов — соблюдение санитарно-гигиенических требований по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод.

Основным санитарным условием является требование непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки.

8.2. Промышленные отходы IV класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтра из твердых бытовых отходов (ТБО), а по интегрирующим показателям — биохимической потребностью в кислороде (БПКполн) и химической потребностью в кислороде (ХПК) — не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.

8.3. Промышленные отходы IV и III класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30 % от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК 3400- 5000 мг/л О2.

8.4. Вопрос о количестве указанных отходов, принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, решается организацией эксплуатирующей полигон, по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утверждается в установленном порядке. Санитарно-эпидемиологическое заключение о совместном хранении и захоронении промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе анализов лабораторий, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

8.5. Организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно-гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов.

9. Библиографический список

9.1. «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утверждена Минстроем России 02.11.96, согласована с Госкомсанэпиднадзором России 10.06.96 № 01-8/1711.

9.2. «Санитарные правила устройства, проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов», № 1746-77, утверждены Минздравом СССР 22.08.77.

9.3. «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)», № 3183-84, утверждены Минздравом СССР 29.12.84.

9.4. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99».

9.5. «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», СанПиН 2.1.7.728-99.

9.6. «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85)», № 3938-85, утверждены Минздравом СССР.

9.7. ГОСТ 17.4.1.02-83 «Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения».

Поможем написать любую работу на подобную тему

  • Реферат

    Защита от отходов производства и потребления

    От 275 руб

  • Контрольная работа

    Защита от отходов производства и потребления

    От 280 руб

  • Курсовая работа

    Защита от отходов производства и потребления

    От 800 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Защита от отходов производства и потребления

Для защиты окружающей природной среды от загрязнения твердыми бытовыми отходами (ТБО) осуществляются следующие мероприятия;

– предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных компонентов;

– строительство полигонов для захоронения и частичной их переработки;

– сжигание отходов на мусоросжигающих заводах;

– пиролиз (нагрев без доступа кислорода) при температуре от 450 до 1000 °С и более;

– компостирование (с получением ценного азотного удобрения или биотоплива);

– ферментация (получение биогаза из животноводческих стоков и др.).

Строительство полигонов для захоронения и частичной их переработки. Полигоны формируются на специально отведенных территориях путем послойного загружения ТБО бульдозерами. Их высота доходит до 60 м. При условии слабой токсичности совместно с ТБО могут складироваться и промышленные отходы. Обязательным условием создания полигонов является их гидроизоляция для исключения попадания загрязнителей в подземные воды.

Сжигание отходов на мусоросжигающих заводах. В развитых странах часть ТБО уничтожается в специальных мусоросжигательных установках. При этом в одних случаях вырабатывается электроэнергия, в других – пар, которым отапливаются близлежащие предприятия или жилые кварталы. В России этот метод мало распространен, главным образом потому, что используемые на этих заводах зарубежные технологии не справляются с неотсортированными российскими отходами.

Пиролиз. Завод по пиролизу – это, по существу, доменная печь, в которой при температуре от 450 до 1000° С и более без доступа кислорода термически разрушаются ТБО. Применение пиролиза резко снижает загрязнение окружающей среды, однако этот технологический процесс трудоемок и дорогостоящ.

Компостирование – метод переработки пищевых ТБО за счет их аэробного окисления. Компостирование осуществляется на специальных мусороперерабатывающих заводах, а при наличии вблизи города свободных территорий применяют полевое компостирование ТБО в открытых штабелях. Образовавшийся в результате компостирования продукт можно использовать в качестве азотного удобрения или биотоплива.

Однако, несмотря на разнообразные методы утилизации и в России, и за рубежом основная масса ТБО из-за нехватки полигонов вывозится в пригородные зоны и выбрасывается на свалки. Здесь отходы разлагаются, часто загораются и отравляют воздух токсичными веществами, а дождевые и талые воды, просачиваясь через свалку и горные породы, загрязняют грунтовые воды и поверхностные водотоки и водоемы.

Для защиты окружающей природной среды от загрязнения, твердыми промышленными отходами (ТПО) осуществляют следующие мероприятия:

– захоронение на полигонах,

– сжигание, в частности, методом пиролиза,

– складирование в поверхностных хранилищах (шламонакопители и др.).

Вопросы размещения промышленных отходов регулируются Федеральный законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. Место для размещения каждого вида отходов осуществляется на основе специальных исследований и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Приему на полигон не подлежат отходы, для которых разработаны эффективные методы извлечения металлов и других ценных веществ, а также токсичные отходы. Токсичные твердые промышленные отходы обезвреживают на специальных полигонах и сооружениях. Для предотвращения загрязнения почв и подземных вод отходы подвергают отверждению цементом, жидким стеклом, битумом, обработке полимерными вяжущими средствами и т.д.

Существуют различные способы утилизации и захоронения радиоактивных отходов (РАО). Как правило, высокоактивные отходы концентрируются и изолируются, низкоактивные – разбавляются и распыляются, загрязняя окружающую среду. Изоляция осуществляется путем захоронения отходов в специальных емкостях на значительную глубину в земную кору (в брошенные шахты, штольни, соляные копи, скважины в скальных породах и пр.) или в глубокие впадины морского дна.

В России радиоактивные отходы обычно концентрируются при АЭС или в отдельно расположенных хранилищах, где отходы выдерживаются для снижения радиоактивности. К сожалению, существующие методы обезвреживания (цементирование, остеклование, битумирование, а также сжигание РАО в керамических печах) представляет значительную опасность для окружающей среды. Для захоронения РАО на территории России имеется 15 полигонов.

Существует потенциальная опасность перемещения в Россию радиоактивных и других опасных отходов из Западной Европы, США, Японии и других стран. В соответствии с п. 3 ст. 48 Закона «Об охране окружающей среды» (2002) запрещается, во-первых, ввоз в целях хранения или захоронения РАО и материалов из других государств, во-вторых, размещение РАО путем отправки их в космическое пространство, кроме случаев, установленных данным Федеральным законом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Шумовое загрязнение
  • Защита от шумового загрязнения
  • Электромагнитное загрязнение
  • Защита от электромагнитного загрязнения
  • Биологическое загрязнение

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Термины

Разберемся с актуальными терминами.
Обращение с отходами – взаимодействие с отходами по семи направлениям:

  • а) сбор,
  • б) накопление,
  • в) транспортирование,
  • г) обработка,
  • д) утилизация,
  • е) обезвреживание,
  • ж) размещение.

Хранение отходов – складирование отходов в специлизированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения отходов. Хранение отходов входит в работу по размещению отходов. (ФЗ-89). Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от его происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется расчетным и экспериментальным путем. (СанПин 2.1.7.1322-03).

Классы опасности отходов

Отходы делятся на пять классов опасности в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую среду.

Как организовать хранение отходов на предприятии

Для того чтобы знать, как верно организовать хранение отходов на своем предприятии, рекомендуем изучить санитарные правила и нормы, посвещенные именно этому вопросу –»Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03”. В документе вы найдете,

  • какие организации могут пользоваться данным СанПином (к примеру, для полигонов есть отдельный документ);
  • каким образом допустается временное хранение отходов;
  • (Например, в производственных или вспомогательных помещениях, в танках, резервуарах, цистернах, на открытых площадках. Условия сбора и накопления отходов определяется классом опасности отходов, способом упаковки, техническими условиями, агрегатным состоянием отхода).

  • как хранить отходы в зависимости от его класса опасности;
  • (К примеру, I класс — только в герметичных емкостях (цистернах, бочках, контейнерах); II класс — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III класс — в бумажных, хлопчатобумажных, текстильных мешках; IV класс — навалом, насыпью, в виде гряд. И прочие особенности хранения).

  • как хранить отходы при наличии в составе отходов разных классов опасности;
  • (Следует ориентироваться на наиболее опасные (I-II классы)).

  • как определить предельное накопление отходов на территории предприятия;
  • с какой периодичностью должен происходить вывоз отходов с территории предприятия;
  • какими видами транспортных средств необходимо перевозить отходы в зависимости от типов отходов. (Сыпучие отходы – трубопроводным транспортом, промышленные отходы — трубопроводным, канатным, автомобильным и т.д.).

Актуальный СанПин скачивайте в конце заметки.
Обычной практикой является то, что классы опасности отходов 4 и 5 принимаются на свалки независимо от того, могут быть переработаны и использованы эти отходы или нет.

Оператор полигона должен иметь лицензию и эксплуатировать свалки с соблюдением правил пожарной безопасности, экологических и технических требований эксплуатации.
Производители отходов (предприятия) должны доказать класс опасности отходов путем испытаний, которые будут проводиться в специальной лицензированной лаборатории или получить его из справочной информации (Федеральный Классификационной Каталог Отходов). Для отходов класса 1-4 должны быть разработаны паспорта с характеристиками образующихся отходов.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», производство отходов подлежит оплате как негативное влияние на окружающую среду. Таким образом, предприятие должно оплачивать за складирование и хранение отходов перед отправкой на переработку по установленным тарифам за 1 тонну образующихся отходов. Скорость накопления устанавливается для каждого класса опасности отходов (класс 1 — самый высокий уровень, для других классов — в порядке убывания порядка).
Оплата не взимается за те части отходов, которые будут переработаны для дальнейшего использования. Таким образом, это является экономическим инструментом стимулирования предприятий к максимизации скорости утилизации отходов и чтобы свести к минимуму объем отходов, которые должны быть вывезены на свалку или сожжены.

Скачать СанПиН 2.1.7.1322-03

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку документов для лицензии на отходы можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Предприятия, которые производят вредные и опасные отходы, обязаны передавать такие отходы на утилизацию либо осуществлять их уничтожение самостоятельно, при наличии соответствующей лицензии. В статье рассмотрим порядок документального учета отходов организации, разберем, как отражается утилизация отходов в бухгалтерских записях и в налоговом учете.

Учет отходов предприятия

Утилизация отходов

Согласно приказу Минприроды №721 от 01.09.2011 года, отходы I – V классов опасности подлежат обязательному документальному учету. Классность отходов определяется на основании Федерального классификатора, утвержденного приказом Минприроды №768 от 02.12.2002г. На основании документа, к опасным отходам, подлежащим утилизации, относят ртутные лампы, автомобильные шины, неисправная оргтехника, использованные аккумуляторные батареи, т.п.

Документ, отражающий информацию об отходах I – V классов опасности, должен содержать следующие данные:

  • отходы, произведенные предприятием за отчетный период;
  • отходы, размещенные для последующей утилизации;
  • отходы, переданные для утилизации;
  • отходы, уничтоженные самостоятельно.

Учет отходов ведется в разрезе отчетного периода (месяц, квартал, год). Отчетные данные должны содержать входящий и исходящий остаток количества отходов, а также отражать движение отходов в течение отчетного периода.

Учетная информация об отходах отражается в виде количественных показателей (штук). В случае если измерить фактическое количество отходов измерить невозможно (например, бой люминесцентных ламп), то учетный показатель определяется на основании бухгалтерских записей, актов приема-передачи, договоров.

Порядок документального учета отходов предприятие разрабатывает и утверждает самостоятельно в локальных нормативных актах. При учете отходов организация вправе применять унифицированные формы либо бланки документы, разработанные самостоятельно. При утверждении внутреннего порядка утилизации отходов следует назначить должностное лицо, ответственное за ведение учета отходов, их последующую передачу на утилизацию.

Бланк учета обращения с отходами можно скачать здесь ⇒ Данные учета в области обращения с отходами (бланк).

Лицензирование деятельности по утилизации отходов

На основании ФЗ-99 от 04.05.2011 года, деятельность по утилизации отходов подлежит обязательной регистрации. Таким образом, предприятия, производящее отходы, не имеет право их самостоятельно утилизировать без наличия лицензии.

ФЗ-99 предусматривает наличие лицензии для организаций, осуществляющих сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности. Это значит, что организация, которая производит отходы I–IV класса не только не может их утилизировать, но также не имеет право их размещать. Следовательно, такое предприятия обязано передать отходы I–IV класса лицензированной организации для хранения и обезвреживанию сразу после возникновения таких отходов, не дожидаясь их накопления.

Однако законодатели предусмотрели некоторые исключения из установленного правила. В частности организация-производитель отходов I–IV классов, не имеющая лицензию на их хранение и утилизацию, все-таки вправе накапливать такие отходы, но при соблюдении следующих условий:

  • срок размещения отходов на предприятии не превышает 6 месяцев;
  • для размещения отходов организация использует специальные площадки, оборудованные и обустроенные с учетом требований действующего законодательства.

Если говорить предметно, то хранить, транспортировать и обезвреживать отходы без лицензии могут сельхоз производители. Основание – отходы от переработки зерновых культур, растениеводства, парникового хозяйства относятся к V классу опасности, а значит, утилизация таких отходов производится без лицензии.

В то же время предприятия табачной и алкогольной промышленности могут перерабатывать отходы только при наличии лицензии, при отсутствии таковой – обязаны передавать отходы спецорганизации. Связано это с тем, что табачная и солодовая пыль, которая образовывается в процессе производства сигарет и пива, относится к ІІІ и VІ классу опасности соответственно.

Читайте также статью «Утилизационный сбор на автомобили».

Особенности налогообложения операций по утилизации отходов

Передача отходов на утилизацию является операцией, облагаемой НДС. Налог начисляется на основании учетной стоимости отходов, отраженной в акте приема-передачи и договоре.

При этом от уплаты НДС освобождаются компании, передающие на утилизацию:

  • макулатуру (бумажные и картонные отходы производства и потребления);
  • лом и отходы драгоценных металлов.

До 01.01.2020 года от уплаты НДС также были освобождены операции по передаче лома цветных и черных металлов для последующей утилизации. В 2020 году данный пункт ст.149 НК РФ утратил силу, в связи с чем передача металлолома подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

В последние годы предприятия, занимающиеся уничтожением опасных отходов, активно обсуждают вопрос освобождения данного вида деятельности от уплаты НДС. В ответ на это Минфин опубликовал письмо с разъяснениями, согласно которому утилизация опасных отходов облагается НДС на общих основаниях.

Расходы на утилизацию отходов при расчете налога на прибыль признаются в полном объеме на основании п.1 ст. 254 НК РФ. Согласно положению документа, в составе расходов можно отразить:

  • плату специализированной организации за транспортировку, хранению, уничтожение отходов, предусмотренных договором;
  • затраты на захоронение экологически опасных отходов;
  • расходы, связанные с самостоятельной утилизацией отходов, при наличии лицензии и необходимых документов.

Затраты на хранение, транспортировку, обезвреживание , утилизацию отходов можно отражать в расходах как при ОСНО, так и на «упрощенке» и на ЕСХН.

Читайте также статью «Утилизационный сбор на прицепы».

Отражение утилизации в бухгалтерском учете

Порядок учета операций по утилизации отходов зависит от того, будут ли использованы отходы для дальнейшей переработки или будут уничтожены. В таблице ниже рассмотрен каждый из перечисленных случаев.

Учет операций по переработке отходов

Дт

Кт Описание Документ-основание
10 91 Оприходование отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная

20

10 Отходы списаны в производство для переработки Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная
40 20 Выпуск готовой продукции, изготовленной с использованием отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная

43

40 Готовая продукция, произведенная с использованием отходов, поступила на склад Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная
62 90 Готовая продукция, произведенная с использованием отходов, отгружена покупателю

Договор, счет-фактура, товарная накладная

90

68 Начислен НДС от стоимости реализации готовой продукции Счет-фактура
90 43 Отражение цены реализации в составе себестоимости готовой продукции

Договор, товарная накладная

Учет операций по утилизации отходов

Дт

Кт Описание Документ-основание
08 60, 69, 70, 76… Списаны затраты на утилизацию отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная, договор, счет, акт, счет-фактура

19

60, 76 Начислен НДС на расходы по утилизации отходов

Счет-фактура

Читайте также статью ⇒ «Утилизационный сбор на тракторы, мотоциклы, грузовики».

Рассмотрен комплекс проблем, связанных с организацией процессов сбора, транспортировки, обработки и удаления твердых отходов. Дан подробный анализ технико-экономических показателей различных вариантов переработки бытовых отходов, отходов химической, металлургической, металлообрабатывающей и других отраслей промышленности. Рассматриваются возможности классификационного разделения отходов и рекомендации по организации и проведению аналитического контроля состава и свойств отходов. Особое внимание уделено утилизации и рецайклинга твердых отходов промышленности и сельского хозяйства.
Книга предназначена для научных и инженерно-технических работников научно-исследовательских, проектных и эксплуатационных организаций. Использование промышленных отходов в качестве вторичного сырья или источника энергии (Давид Г. Вилсон)

Целесообразность переработки отходов
Наличие и стоимость материалов
Промышленная переработка отходов
Использование первичного и вторичного сырья
Методы идентификации материалов
Сортировка разнородных отходов для вторичного использования
Централизованная сортировка разнородных городских отходов
Энергетические аспекты проблемы переработки городских отходов
Переработка отходов животноводства и лесоводства
Переработка отходов животноводства (С. А. Харг, Дж. Н. Ньюхол)
Навоз и другие отходы животноводства
Откармливание мясных животных
Молочное хозяйство
Навозные отстойники
Другие методы переработки навоза
Переработка отходов, образующихся при уборке урожая
Переработка пестицидных контейнеров
Бытовые отходы
Удаление лесных отходов (Дж. Н. Ньюхол)
Древесные отходы
Отходы, образующиеся при обработке древесины
Дрова и древесный уголь
Производство спирта
Промышленные твердые отходы (Р. В. Элдредж)
Пищевые товары и упаковка
Бумажные товары
Химическая продукция
Оборудование
Автомобильное производство
Резина и пластмассы
Система классификации отходов
Потенциальная опасность
Способы обработки
Промышленные свалки
Промышленные печи сжигания
Химическая обработка
Приложение: Перечень вредных веществ
Разработка маршрутов и пунктов сбора отходов (Д. Ф. Хадсон, Д. X. Маркс)
Система выбора маршрута
Районирование
Модели образования отходов
Применение моделей образования отходов
Микромаршруты
Арочные маршруты
Выбор автомашины
Пример создания модели
Оценка скорости образования твердых отходов (В. Р. Ниссен)
Бытовые твердые отходы
Частные и многоквартирные дома
Домашние крупногабаритные отходы
Муниципальные твердые отходы
Коммерческие и учрежденческие твердые отходы
Торговые отходы городских агломераций
Государственные учреждения (школы, общественные организации, больницы и т. д.)
Другие городские отходы
Строительные отходы и отходы от сноса зданий
Твердые отходы от уборки улиц, аллей и т. д.
Отходы от очистки воды и обработки сточных вод
Автомобильные отходы
Прочие отходы
Комбинированные муниципальные отходы
Промышленные твердые отходы
Общие оценки образования промышленных отходов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *