Хронометраж рабочего времени, образец

Содержание

Для чего ведется хронометраж рабочего времени

Хронометраж рабочего времени — это инструмент оценки эффективности деятельности сотрудников в форме фиксации выполняемых в течение рабочего дня операций с указанием затрачиваемого на это времени. Кроме того, данный метод используется при проведении замеров для целей специальной оценки труда или внутреннего контроля за соблюдением требований по охране труда.

Процедуру хронометража можно разделить на 4 основных этапа:

  • подготовка к наблюдениям (определение целей и задач планируемого наблюдения, составление формы листа фиксации данных (листа хронометража), выбор ответственных за хронометраж и подлежащих наблюдению работников);
  • проведение хронометража (сбор данных);
  • аналитика (систематизация и анализ информации, вычисление времени на 1 одну операцию);
  • использование результатов хронометража (разработка рекомендаций по управлению рабочим временем и оптимизации рабочего процесса и т. д.).

Таким образом, можно обозначить следующие цели проведения хронометража рабочего времени:

  • оценка эффективности использования трудящимися рабочего времени;
  • выявление наиболее и наименее затратных по времени процедур и операций;
  • определение наиболее и наименее оптимальных схем построения рабочего графика;
  • определение класса (подкласса) условий труда по тяжести трудового процесса, а также проведение оценки физических факторов производственной среды (см. п. 79 приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н, п. 6.9 Методических указаний МУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98. 2.2.4).

Также результаты проведенного исследования могут выступить в качестве обоснования привлечения работника к дисциплинарному взысканию (например, решение Забайкальского краевого суда от 20.01.2016 по делу № 33-141/2016).

Хронометраж рабочего времени: образец и пример заполнения

Процедура не является обязательной для организаций. Необходимость проведения такого исследования определяется каждым работодателем самостоятельно.

Актуальное законодательство не содержит никаких требований к реализации такой процедуры, форме и содержанию отчета, в который заносятся сведения о производимых замерах (листа хронометража рабочего времени).

Отчет может вестись:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде.

Стандартно в качестве формы представления данных выбирается таблица (хотя это и необязательное требование).

Надлежит определить:

  • Какие действия работника будут фиксироваться. Возможно, необходимо будет последовательно описать все операции, производимые работником в течение рабочего дня / смены, или только часть из них (например, 1 производственный цикл и т. д.). Все зависит от целей наблюдения.
  • Какие будут выбраны единицы измерения (минуты, доли часа и т. д.).
  • С какой систематичностью будут проводиться замеры (разово или периодически через определенные отрезки времени).

После этого составляется бланк листа хронометража рабочего времени, в котором следует указать:

  • наименование организации, в которой будет проведено исследование;
  • название должности, фамилию, имя, отчество работника, хронометраж чьего рабочего дня будет проведен;
  • дату наблюдений.

Образец листа хронометража рабочего времени вы найдете по расположенной ниже ссылке:

Лист хронометража – пример.

Особенности организации процедуры наблюдения

При проведении хронометража рабочего времени надо учесть следующее:

  • Лицо, ответственное за проведение хронометража, должно обладать определенной компетентностью, позволяющей вести наблюдения и описывать этапы работы, не взаимодействуя с работником для уточнения природы тех или иных его действий.
  • Работа наблюдателя должна быть организована таким образом, чтобы его влияние на соответствующего работника было минимизировано или исключено полностью (т. е. необходимо заранее продумать расположение наблюдателя, обеспечить его всеми необходимыми техническими средствами и иными материалами и т. д.).
  • Должны быть соблюдены все требования техники безопасности.
  • Ответственность за достоверность включаемых в отчет сведений несет лицо, фиксирующее данные. Ответственное лицо назначается специальным приказом или выбирается на основании положений локальных нормативных актов организации (если наблюдатель назначается из числа штатных сотрудников). Также может быть приглашен внешний аудитор.
  • Помимо ручной или автоматизированной фиксации замеров, возможно использование фото- и видеосъемки отдельных элементов или всего процесса производства.
  • Перед проведением хронометража рабочего времени работодатель должен издать соответствующий приказ, своевременно ознакомив с ним работников, чтобы избежать в дальнейшем негативных правовых последствий в случае оспаривания работником результатов проведения таких наблюдений или правомерности самого факта осуществления хронометража рабочего времени (см., например, решение Бокситогорского горсуда Ленинградской области от 29.06.2010 по делу № 2-366/2010).

Отличия хронометража рабочего времени от фотографии рабочего дня

Зачастую эти способы измерений считают одним и тем же процессом. И фотография рабочего времени, и хронометраж в общем случае преследуют одинаковую конечную цель — оптимизацию рабочего графика сотрудника с точки зрения увеличения производительности труда.

Вместе с тем хронометраж больше ориентирован на вычисление временных затрат на выполнение циклических операций на производстве (см. п. 1.4 письма Минздрава СССР от 02.10.1987 № 02-14/82-14), в то время как фотография рабочего времени применяется для фиксации и анализа затрат времени одного или группы сотрудников на различные виды активности в течение дня.

Таким образом, хронометраж рабочего времени больше подходит для вычисления пределов устанавливаемых нормативов труда или сравнения уже имеющихся нормативов с фактическими показателями. Фотография же рабочего времени служит для определения структуры рабочего дня и вычисления общего объема рационально и нерационально используемого сотрудниками рабочего времени.

По указанным выше причинам хронометраж рекомендуется применять при оценке показателей временных затрат именно на производстве. 2-й же способ больше подходит для изучения рабочего графика менеджеров, руководителей, представителей творческих профессий и т. д.

Как видно из приведенного в статье примера заполнения бланка хронометража, сотрудник не столько описывал в нем последовательность осуществления тех или иных операций, сколько указывал итоговые затраты времени на ту или иную процедуру. Данные показатели и будут проанализированы в сравнении с установленными нормативами.

В карте фотографии рабочего времени работник описывал бы выполняемые действия в их строгой последовательности.

Итак, хронометраж рабочего времени — один из способов проведения замеров затрат времени на осуществление тех или иных операций в течение рабочего дня. Он может быть использован и для анализа потерь времени, возникающих у сотрудников в исследуемый период. Также это один из методов санитарно-эпидемиологического контроля в рамках специальной оценки труда или внутреннего производственного контроля за безопасностью труда.

Для чего нужно проведение хронометража рабочего времени?

Под хронометражом рабочего времени понимается процесс, в ходе которого сотрудник самостоятельно или при содействии коллег, имеющих необходимые компетенции, осуществляет мониторинг собственных действий в период нахождения на работе на предмет их содержания и продолжительности. Хронометраж, таким образом, фиксирует, чем конкретно занимается сотрудник в рабочее время, а также как долго длится каждое из его занятий.

Зачем это нужно?

Прежде всего в проведении хронометража рабочего времени сотрудников заинтересован работодатель — в целях оценки и повышения эффективности труда персонала. Кроме того, хронометраж также может быть задействован в целях осуществления:

  • оценки загрузки оборудования;
  • оценки эффективности реализации управленческих решений в аспекте отдельных бизнес-процессов (и последующего определения механизмов их необходимой корректировки).

Посредством рассматриваемой процедуры работодатель может выявить:

  • процент осуществления работниками полезных действий в период рабочего времени;
  • длительность простоев или действий, не имеющих отношения к трудовой функции;
  • каким образом меняются первые 2 показателя в динамике — при сопоставлении нескольких проведенных подряд хронометражей.

Хронометраж — это, по сути, инвентаризация рабочего времени: выявление его количественных показателей применительно к локальным бизнес-процессам (производственным, управленческим).

В проведении хронометража своего рабочего времени может быть заинтересован также и сам сотрудник — в целях повышения продуктивности работы, следствием чего станет более интенсивное выполнение планов при их наличии и в конечном счете — получение более высокой зарплаты.

Инициаторами проведения хронометража рабочего времени на предприятии могут быть разные субъекты: собственники бизнеса, которых интересует рост производительности труда; топ-менеджеры фирмы, также заинтересованные в достижении высоких производственных показателей; руководители подразделений; рядовые сотрудники.

Существует 3 основные операции в рамках хронометража рабочего времени:

  • подготовка форм хронометража — для конкретной должности или трудовой функции;
  • сбор данных (заполнение соответствующих форм) соотносительно со временем нахождения сотрудника на работе;
  • анализ и интерпретация данных хронометража.

Рассмотрим особенности каждой из указанных операций подробнее.

Как подготовить формы для хронометража рабочего времени?

При подготовке форм хронометража важно, прежде всего, определить:

  • какие действия или занятия сотрудника в период нахождения на работе будут фиксироваться;
  • в каких единицах измерения будет отражаться длительность соответствующих действий или занятий.

Так, объектами хронометража могут быть:

  • действия в основной компьютерной программе, посредством которой работник выполняет свою трудовую функцию, — например «1С», если он бухгалтер, или Photoshop, если он дизайнер;
  • осуществление сотрудником телефонных звонков;
  • написание сотрудником электронных сообщений;
  • участие сотрудника в совещаниях, планерках;
  • перерывы в работе — на чай, на обед;
  • прочие действия в пределах офиса, не имеющие связи с трудовой функцией, но являющиеся неотъемлемой частью трудового процесса, — например смена одежды, загрузка ПК, ожидание обновления его баз и программных компонентов.

Хронометраж может осуществляться в привязке к конкретному технологическому процессу — например к этапам выпуска товаров, производимых на фабричной линии предприятия. В этом случае объектами хронометража могут быть:

  • погрузка материалов на конвейер;
  • сборка изделия на конвейере;
  • проверка качества собранного изделия;
  • спуск готового и проверенного изделия с конвейера.

Либо те же самые процессы, но выполняемые конкретными работниками (отвечающими за погрузку, сборку и т. д.).

Касательно единиц измерения длительности действий или занятий сотрудника — таковые могут выражаться в секундах, минутах, часах, иногда днях. Их выбор зависит, прежде всего, от того, какие цели ставит фирма или ее подразделение, ответственное за проведение хронометража, — улучшить производительность сотрудника в течение рабочей смены (или ее части — например до обеда), недели или месяца.

Как осуществляется сбор данных по хронометражу?

Решение данной задачи может осуществляться посредством:

  • ввода данных в формы хронометража вручную;
  • автоматизированного ввода данных в соответствующие формы.

В первом случае основные действия может быть предписано выполнять самому сотруднику или же ответственному лицу, которое будет наблюдать за работой сотрудника. Второй вариант сбора данных по хронометражу предполагает задействование различных компьютерных алгоритмов.

Выбор первого или второго варианта сбора данных зависит от специфики конкретной трудовой функции сотрудника, а также от технической возможности и эффективности фиксировать ту или иную разновидность данных для хронометража первым или вторым способом.

Например, если речь идет о фиксации данных об использовании профильных для трудовой функции человека программ, то оптимальный способ решения данной задачи — автоматизация, предполагающая задействованность других программ, которые могут отслеживать, с какой интенсивностью работник обращается к своему ПО.

Если речь идет о хронометраже этапов конвейерной сборки изделий, то может быть более предпочтительным (в силу менее сложной технической осуществимости) использование метода ввода данных в форму хронометража вручную.

Как только данные по хронометражу собраны, у сотрудника или его коллеги, имеющего необходимые компетенции, появляется другая задача — правильно интерпретировать полученную статистику.

Форма № 1.Наблюдательные листы к ФРД

День 1.

Организация:

ООО «Саратовские перевозки»

Карта ФРД водителя

Место работы:

г. Саратов

Характер перевозок: коконы шелкопряда

Ф,И,О,: Романов А.В.

Класс: 3 Стаж: 20 лет

Модель автомобиля: КАМАЗ-5320

Дата:

26.12.2011

Начало работы

(по внутреннему расписанию.) 8-00

Конец работы

(по внутреннему расписанию.) 17-00

Перерыв на обед (по внутреннему расписанию.)

с 13-00 до 14-00

Наблюдения

Текущее время, ч.мин

Продолжительность,

мин

Индекс

Расстояние, км

Вес груза, т

Кол-во грузчиков или п/р механизм

Примеча-ние

Пришёл на работу

7-54

Получил путевой лист

8-00

6

ПЗ — 3

Прошёл м/о

8-10

10

ПЗ — 4

Осмотр, проверка технического состояния автомобиля

8-30

10

ПЗ — 2

Выезд из АТП

8-45

2

ПЗ — 5

Движение до АЗС

8-48

2

О — 2

1

Заправка топливом

8-51

10

ПЗ — 1

Движение до Склада

9-01

19

О — 2

10

Оформление документов

9-21

10

В — 4

Маневрирование перед погрузкой

9-32

4

В — 3

Открывание бортов

9-37

3

В — 5

Погрузка

9-40

50

В — 1

7

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

10-30

3

В-5

Движение до Фермы 1

10-34

25

О — 1

15

Маневрирование перед разгрузкой

11-00

2

В — 3

Открывание бортов

11-03

4

В — 5

Разгрузка

11-07

32

В — 2

4

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

11-40

5

В — 5

Оформление документов

11-47

5

В — 4

Движение до Фермы №2

11-52

10

О — 1

7

Маневрирование перед разгрузкой

12-03

2

В — 3

Открывание бортов

12-06

5

В — 5

Разгрузка

12-14

25

В — 1

3

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

12-42

5

В — 5

Оформление документа

12-48

8

В — 4

Обед

12-59

32

Движение до склада

13-31

21

О — 1

10

Оформление документов

13-53

11

В — 4

Маневрирование перед разгрузкой

14-06

4

В — 3

Открывание бортов

14-12

3

В — 5

Погрузка

14-15

49

В — 2

5,5

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

15-05

4

В — 5

Движение до Фермы №3

15-11

22

О — 1

10

Оформление документов

15-34

2

В — 4

Маневрирование перед разгрузкой

15-37

1

В — 3

Открывание борта

16-00

2

В — 5

Разгрузка

16-03

15

В — 2

5,5

3

Вилочный погрузчик

Закрывание бортов

16-19

2

В — 5

Движение до АТП

16-22

19

О — 2

10

Постановка автомобиля на стоянку и сдача дежурному механику

16-41

10

ПЗ — 6

Сдача путевого листа

16-52

10

ПЗ — 3

Итого (с обедом)

464

63

25

День 2.

Организация:

ООО «Саратовские перевозки»

Карта ФРД водителя

Место работы:

г. Саратов

Характер перевозок: коконы шелкопряда

Ф,И,О,: Романов А.В.

Класс: 3 Стаж: 20 лет

Модель автомобиля: КАМАЗ-5320

Дата:

27.12.2011

Начало работы

(по внутреннему расписанию.) 8-00

Конец работы

(по внутреннему расписанию.) 17-00

Перерыв на обед (по внутреннему расписанию.)

с 13-00 до 14-00

Наблюдения

Текущее время, ч.мин

Продолжительность,

мин

Индекс

Расстояние, км

Вес груза, т

Кол-во грузчиков или п/р механизм

Примеча-ние

Пришёл на работу

7-51

Получил путевой лист

8-01

5

ПЗ — 3

Прошёл м/о

8-10

8

ПЗ — 4

Осмотр, проверка технического состояния автомобиля

8-23

12

ПЗ — 2

Выезд из АТП

8-38

2

ПЗ — 5

Движение до АЗС

8-42

2

О — 2

1

Заправка топливом

8-48

8

ПЗ — 1

Движение до Склада

8-58

20

О — 2

10

Оформление документов

9-19

12

В — 4

Маневрирование перед погрузкой

9-34

3

В — 3

Открывание бортов

9-38

2

В — 5

Погрузка

9-41

40

В — 1

7,5

3

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

10-23

3

В-5

Движение до Фермы 1

10-27

26

О — 1

15

Маневрирование перед разгрузкой

10-53

2

В — 3

Открывание бортов

10-57

5

В — 5

Разгрузка

11-03

29

В — 2

4

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

11-33

5

В — 5

Оформление документов

11-40

15

В — 4

Движение до Фермы №2

11-57

13

О — 1

7

Маневрирование перед разгрузкой

12-11

1

В — 3

Открывание бортов

12-13

4

В — 5

Разгрузка

12-18

31

В — 1

3,5

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

12-50

5

В — 5

Оформление документов

12-56

10

В — 4

Обед

13-06

44

Движение до склада

13-50

25

О — 1

10

Оформление документов

14-15

2

В — 4

Маневрирование перед разгрузкой

14-18

4

В — 3

Открывание бортов

14-23

3

В — 5

Погрузка

14-26

21

В — 2

2

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

14-48

3

В — 5

Движение до Фермы №3

14-51

22

О — 1

10

Оформление документов

15-14

7

В — 4

Маневрирование перед разгрузкой

15-22

1

В — 3

Открывание борта

15-24

3

В — 5

Разгрузка

15-29

39

В — 2

2

1

Вилочный погрузчик

Закрывание бортов

16-08

2

В — 5

Движение до АТП

16-11

31

О — 2

10

Постановка автомобиля на стоянку и сдача дежурному механику

16-42

7

ПЗ — 6

Сдача путевого листа

16-50

9

ПЗ — 3

Итого (с обедом)

486

63

19

День 3.

Организация:

ООО «Саратовские перевозки»

Карта ФРД водителя

Место работы:

г. Саратов

Характер перевозок: коконы шелкопряда

Ф,И,О,: Романов А.В.

Класс: 3 Стаж: 20 лет

Модель автомобиля: КАМАЗ-5320

Дата:

28.12.2011

Начало работы

(по внутреннему расписанию.) 8-00

Конец работы

(по внутреннему расписанию.) 17-00

Перерыв на обед (по внутреннему расписанию.)

с 13-00 до 14-00

Наблюдения

Текущее время, ч.мин

Продолжительность,

мин

Индекс

Расстояние, км

Вес груза, т

Кол-во грузчиков или п/р механизм

Примеча-ние

Пришёл на работу

7-45

Получил путевой лист

8-00

5

ПЗ — 3

Прошёл м/о

8-06

10

ПЗ — 4

Осмотр, проверка технического состояния автомобиля

8-19

20

ПЗ — 2

Выезд из АТП

8-40

2

ПЗ — 5

Движение до АЗС

8-42

4

О — 2

1

Заправка топливом

8-48

10

ПЗ — 1

Движение до Склада

9-00

15

О — 2

10

Оформление документов

9-17

5

В — 4

Маневрирование перед погрузкой

9-25

4

В — 3

Открывание бортов

9-30

4

В — 5

Погрузка

9-34

20

В — 1

5

3

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

9-55

3

В-5

Движение до Фермы 1

9-59

19

О — 1

15

Маневрирование перед разгрузкой

10-18

2

В — 3

Открывание бортов

10-21

6

В — 5

Разгрузка

10-27

40

В — 2

2

1

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

11-08

5

В — 5

Оформление документов

11-15

15

В — 4

Движение до Фермы №2

11-30

8

О — 1

7

Маневрирование перед разгрузкой

11-38

4

В — 3

Открывание бортов

11-43

4

В — 5

Разгрузка

11-47

24

В — 1

3

2

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

12-12

5

В — 5

Оформление документов

12-17

4

В — 4

Движение до склада

12-21

19

О — 1

10

Оформление документов

12-41

15

В — 4

Маневрирование перед разгрузкой

12-57

2

В — 3

Обед

12-59

48

Открывание бортов

13-47

3

В — 5

Погрузка

13-51

45

В — 2

7

3

Вилочный погрузчик

Закрывание борта

14-36

3

В — 5

Движение до Фермы №3

14-40

25

О — 1

10

Оформление документов

15-06

8

В — 4

Маневрирование перед разгрузкой

15-15

4

В — 3

Открывание борта

15-19

5

В — 5

Разгрузка

15-25

65

В — 2

7

2

Вилочный погрузчик

Закрывание бортов

16-30

2

В — 5

Движение до АТП

16-32

14

О — 2

10

Постановка автомобиля на стоянку и сдача дежурному механику

16-46

10

ПЗ — 6

Сдача путевого листа

16-57

5

ПЗ — 3

Итого (с обедом)

511

63

24

Форма № 2.Сводка одноименных затрат рабочего времени.

День 1.

Сводка одноименных затрат рабочего времени

Форма № 2

К наблюдательному листу № 1

Категории и затраты рабочего времени

Индекс

Одноименные затраты раб.времени, мин.

Повторяе-

мость за смену

Сум.продолжит. затрат рабочего времени, мин

Средняя продол-

жительность, мин.

1. Подготовительно-заключительное время:

ПЗ

Заправка а/м топливом

ПЗ-1

10

1

10

10

Осмотр тех.состояния а/м

ПЗ-2

10

1

10

10

Получение и сдача п/л

ПЗ-3

6, 10

2

16

8

Прохождение м/о

ПЗ-4

10

1

10

10

Выезд из АТП

ПЗ-5

2

1

2

2

Постановка а/м и его сдача дежурному механику

ПЗ-6

10

1

10

10

Итого:

58

58

8,3

2. Оперативное время

ОП

а) Основное

О

Движение на маршруте

О-1

25,10,21,22

4

78

19,5

Движение на нулевых пробегах

О-2

2,19,19

3

40

13,3

б) Вспомогательное

В

Погрузка груза

В-1

50,25

2

75

37,5

Разгрузка груза

В-2

32,49,15

3

96

32

Маневрирование перед п/р

В-3

4,2,2,4,1

5

11

2,2

Оформление документов

В-4

10,5,8,11,2

5

36

7,2

Открывание и закрывание бортов

В-5

3,3,4,5,5,5,3,4,2,2

10

36

3,6

Итого по ОП:

372

372

11,6

Итого нормируемых затрат:

430

430

11,0

3. Потери времени по организационным вопросам

ПО

Ожидание п/р

ПО-4

4. Потери времени по причинам, зависящим от рабочего

ПР

Посторонние разговоры

ПР-3

Итого потерь времени:

76

76

76

Итого время наблюдения:

506

506

День 2

Сводка одноименных затрат рабочего времени

Форма № 2

К наблюдательному листу № 2

Категории и затраты рабочего времени

Индекс

Одноименные затраты раб.времени, мин.

Повторяе-мость за смену

Сум.продолжит. затрат рабочего времени, мин

Средняя продол-

жительность, мин.

1. Подготовительно-заключительное время:

ПЗ

Заправка а/м топливом

ПЗ-1

8

1

8

8

Осмотр тех.состояния а/м

ПЗ-2

12

1

12

5

Получение и сдача п/л

ПЗ-3

5,9

2

14

7

Прохождение м/о

ПЗ-4

8

1

8

8

Выезд из АТП

ПЗ-5

2

1

2

2

Постановка а/м и его сдача

ПЗ-6

7

1

7

7

Итого:

51

51

7,3

2. Оперативное время

ОП

а) Основное

О

19,9

Движение на маршруте

О-1

26,13,25,22

4

86

21,5

Движение на нулевых пробегах

О-2

2,20,31

3

53

17,7

б) Вспомогательное

В

252

252

Погрузка груза

В-1

40,31

2

71

35,5

Разгрузка груза

В-2

29,21,39

3

89

29,7

Маневрирование перед погрузкой-разгрузкой

В-3

3,2,1,4,1

5

11

2,2

Оформление документов

В-4

12,15,10,2,7

5

46

9,2

Открывание и закрывание бортов

В-5

2,3,5,5,4,5,3,3,3,2

10

35

3,5

Итого по ОП:

391

391

12,2

Итого нормируемых затрат:

442

442

11,3

Потери времени по техническим причинам

ПТ

4. Потери времени по организационным вопросам

ПО

Потери времени по причинам зависящим от рабочего

ПР

53

53

1

Раннее окончание работы

ПР-1

1

1

1

1

Итого потерь времени:

54

54

Итого время наблюдения:

496

496


День 3

Сводка одноименных затрат рабочего времени

Форма № 2

К наблюдательному листу № 3

Категории и затраты рабочего времени

Индекс

Одноименные затраты раб. времени,

мин.

Повторяе-мость за смену

Сум.продолжит. затрат рабочего времени,

мин

Средняя продол-

жительность, мин.

1. Подготовительно-заключительное время:

ПЗ

Заправка а/м топливом

ПЗ-1

10

1

10

10

Осмотр тех.состояния а/м

ПЗ-2

20

1

20

20

Получение и сдача п/л

ПЗ-3

5,5

2

10

5

Прохождение м/о

ПЗ-4

10

1

10

10

Выезд из АТП

ПЗ-5

2

1

2

2

Постановка а/м и его сдача

ПЗ-6

10

1

10

10

Итого:

62

62

8,9

2. Оперативное время

ОП

а) Основное

О

Движение на маршруте

О-1

19,8,19,25

4

71

17,8

Движение на нулевых пробегах

О-2

4,15,14

3

33

11

б) Вспомогательное

В

Погрузка груза

В-1

20,24

2

44

22

Разгрузка груза

В-2

40,45,65

3

150

50

Маневрирование перед погрузкой-разгрузкой

В-3

4,2,4,2,4

5

16

3,2

Оформление документов

В-4

5,15,4,15,8

5

47

9,4

Открывание и закрывание бортов

В-5

4,3,6,5,4,5,3,3,5,2

10

40

4

Итого нормируемых затрат:

463

463

11,9

Потери времени по причинам зависящим от рабочего

ПР

31

31

31

Итого потерь времени:

31

31

31

Итого время наблюдения:

494

494

style=»margin:12pt 0pt 3pt 28.8pt»>

2.Расчет проектируемых (нормативных) затрат рабочего времени

Расчет проектируемых (нормативных) затрат рабочего времени производится в разрезе каждой нормируемой категории.

Подготовительно-заключительное время для водителей определяется по формуле

Т=18+5, мин,

Т=18+5=23,

Где n-количество освидетельствований водителя за смену.

Оперативное время определяется отдельно по основному (время движения) и вспомогательному (время погрузки-разгрузки):

Основное время

t=L/V,

t=(63+63+63)/3 /37*60=102,16 мин

где L- общий пробег за день, средний по всем дням наблюдения, км;

V- техническая скорость (не ниже значений расчетных норм пробега одного автомобиля за один час движения, которые заложены при определении норм времени сдельных расценок на выполнение 1ткм.),км/ч.

Примечание. При движении автомобиля по разным группам дорог или в городе и за городом скорость принимается как средневзвешенная величина.

Вспомогательное время.

t=Zср,

t=2* 104=208

где Z- cреднее количество ездок за день.

— время на погрузку-разгрузку одного автомобиля, мин.

Примечание. В норму времени на погрузку-разгрузку входят затраты времени собственно на погрузку-разгрузку, на оформление документов, маневрирование, открывание и закрывание бортов и т. д.

4.Расчет возможного роста производительности труда водителя

Производится по следующим направлениям:

  1. В результате сокращения сверхнормативных затрат рабочего времени:

М=(

(34+74,6)/336,4*100%=32,28%

Где — сокращение соответственно подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места, основного и вспомогательного времени, мин;

  1. В результате устранения потерь, зависящих от рабочего и нерегламентированного отдыха:

М

= (0-0+53,7)/336,4*100%=15,96%

Где — среднее фактические и нормативное время на отдых и естественные надобности, мин;

— средняя продолжительность потерь рабочего времени, зависящих от рабочего времени, мин;

  1. В результате устранения потерь из-за непроизводительной работы и потерь по организационным и техническим причинам:

М

=(0+0+0)/336,4*100%= 0

Где — потери рабочего времени в результате непроизводительной работы, мин;

— потери рабочего времени по организационным причинам, мин;

— потери рабочего времени по техническим причинам, мин.

Общее возможное повышение производительности труда будет определяться по формуле:

М=32,28+15,96+0=48,24%

Выявленные резервы в использовании рабочего времени водителя могут быть реализованы лишь в результате устранения недостатков. Это достигается путем разработки и внедрения, конкретных организационно-технических мероприятий.

Последним этапом данной курсовой работы является расчет экономической эффективности от предложенных организационно-технических мероприятий.

Организационно-технические мероприятия.

Сверхнормативные затраты и потери рабочего времени

Организационно-технические мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок внедрения

Рост производительности

мин

%

1.Подготовительно-заключительное время

32

9,5

1.1 Получение и сдача путевого листа

Изготовить ящик для раскладки путевых листов.

Организовать предварительную раскладку путевых листов по ячейкам

Главный механик, Начальник отдела эксплуатации

3 дня

11

1.2. Осмотр технического состояния автомобиля

Организация и проведение технической учебы

Начальник отдела эксплуатации

8 дней

10

1.3. Сдача автомашины дежурному механику

Отправка на курсы повышения квалификации механиков

Главный механик

21 дней

11

2. Потери времени по организационным причинам

31,67

9,4

2.1. Ожидание разгрузки-погрузки,

разработка и внедрение плана равномерной передачи автомобиля под п/р

Начальник отдела эксплуатации

8 дней

15,0

2.2. Ожидание получения путевого листа

Предварительное заполнение п/л и раскладка их в спец.ящики;

Диспетчер

3 дня

6,67

3.Потери времени по вине рабочего

Издание приказа по усилению контроля за работой водителей

Главный инженер

3 дня

41,67

12,39

5.Расчет экономической эффективности.

1.Сокращение сверхнормативных затрат оперативного времени (). Это позволяет получить эффект как от снижения себестоимости, так и за счет получения дополнительной прибыли от работы высвобожденных автомобилей в результате внедрения мероприятий:

Эффект от снижения себестоимости:

,

0,02*164497.4=3289.9 руб.

,

12.21-12.19=0,02

Где Э- эффект от снижения себестоимости, руб.;

С, — себестоимость перевозок до после внедрения мероприятия, руб./ткм;

— годовой фактический грузооборот, ткм.

,

С=1/(8*0,4)*(27.54/0,74+38.43/(37*0,74)+38.43*1,09/90.49)=12.21

,

С*=1/(8*0,4)*(27.54/0,74+38.43/(37*0,74)+38.43*0,9/90.49)=12.19

,

Ргод=12*37*0,74*0,4*8/(90.49+37*1,09*0,74)*90.49*365*0,57=164 497.4

Р*год=12*39*0,74*0,4*8/(90.49+39*0,9*0,74)*90.49*365*0,57=179 144.77

Где V=37 и V’т=39 — техническая скорость до и после внедрения мероприятий, км/ч;

t=1,09 и t* =0,9- время погрузки/разгрузки до и после внедрения мероприятий, час.

Время на погрузку/разгрузку берется в расчете на одну ездку.

Значения технико-экономических показателей определяется по материалам ФРД. Значения Спост=38.43, Спер=27.54, αи=0,57 берутся по отчетным данным АТП.

Эффект от работы высвобожденных автомобилей:

,

Эва=14647.37*(0,98*14.652-12.19)=30 304.8

,

∆Ргод=179144.77-164497.4=14647.37

Где — эффект от высвобожденных автомобилей, руб.;

— грузооборот, полученный после и до внедрения мероприятий, ткм;

d =1,2С=1,2*12.21=14.652 – доходная ставка, руб./ткм.

2.Эффект от ликвидации потерь рабочего времени. Это достигается за счет повышения производительности работы автомобиля на маршруте

,

Элп=14647.37*(0,98*14.652-12.21)=31476.6 руб.

Где Э- эффект от ликвидации потерь рабочего времени, руб;

— дополнительный годовой грузооборот, получаемый за счет ликвидации потерь рабочего времени, тем;

=,

∆Р*год=0.33*8*0,4*90.49*365*0,57=19 880.72

Где — дополнительное количество ездок, получаемое за счет ликвидации потерь рабочего времени:

,

∆Z=0.92/(1,7+1,09)=0.33

tдв=63/37=1,7

Где — все потери рабочего времени, кроме сверхнормативных затрат по оперативному времени.

Пошаговая процедура проведения хронометража рабочего времени

Этап 1. Подготовка к проведению исследования.

Шаг 1. Известите работников о необходимости провести предварительную работу по проведению хронометража. Это может быть протокольное поручение или издание приказа о проведении хронометража в свободной форме.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Шаг 2. Сформируйте перечь работ для исследования тайминга рабочегно времени на основании должностных инструкций, регламентов, технических порядков, технологических карт, других документов, которыми регламентирована работа сотрудников.

Разбейте каждую работу на операции, где операция – часть производственного процесса, которая выполняется над определенным предметом труда одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте. Детализируйте операции до того момента, когда можно четко видимо определить момент ее начала и окончания, определить ее длительность.

Шаг 3. Определите фиксажные точки, чтобы фиксировать момент начала и окончания операции или элемента операции. Например, операция внесение информации в базу данных. Момент начала операции — оператор открыл базу данных. Момент конца операции — оператор закрыл базу данных.

Шаг 4. Определите необходимое количество замеров по каждой операции в зависимости от особенностей производства и продолжительности элемента операции. При этом учитывайте экономическую целесообразность проведения того или иного количества замеров. На практике, для исследования офисных сотрудников с помощью хронометража, достаточно 10–20 измерений.

Шаг 5.. Выберите сотрудников для исследования их работы. Как правило, выбирают тех, кто имеет среднюю производительность труда по подразделению. Поскольку это позволит установить нормы средней производительности, которая не будет завышена из-за сотрудников-передовиков и не будет занижена неопытными новичками и сотрудниками-лентяями.

Шаг 6. Разработайте бланки хронометража в произвольной форме. При этом рабочий процесс разделите на периоды рабочего времени: оперативное, на обслуживание производственного процесса, подготовительно-завершающий этап, а также время на отдых и собственные нужды.

Образец хронометража рабочего времени бухгалтера

Шаг 7. Сформируйте план-график работ с учетом количества необходимых замеров, длительности операций и количества сотрудников-нормировщиков. План-график также оформите в произвольном виде. Ознакомьте с планом всех участников исследования.

Шаг 8. Назначьте ответственного за исследование. Как правило, ответственным назначают специалиста отдела кадров или начальника отдела кадров. Есть в организации есть отдельное подразделение по нормированию труда, то ответственным может стать представитель этого отдела. Привлеките сотрудников-нормировщиков, которые будут фиксировать время на выполнение операций или их элементов.

Шаг 9. Проведите с нормировщиками и сотрудниками из выборки инструктаж: объясните цель исследования, их роль, правила проведения исследования и заполнения бланков. Цель такого инструктажа – обеспечить единообразие и полноту собираемых данных.

Этап 2. Проведение исследования

Шаг 1. После сбора всей необходимой теоретической информации приступайте к выполнению замеров. Для этого вам понадобятся заранее заполненные бланки хронометражей.

Хронометражные замеры проводят нормировщики согласно плану-графику работ в естественных рабочих условиях. В работе они используют секундомер. Результаты фиксируют в бланке хронометража.

Можно проводить как выборочный, так и сплошной хронометраж. При выборочном измеряйте нормы только одной операции отдельно. При сплошном — все выполняемые операции подряд.

Проводите хронометраж в первой и во второй половине для, чтобы учесть влияние на производительность естественной утомляемости сотрудников. Распределите количество замеров равномерно по всем временным отрезкам.

При осуществлении замеров будьте внимательными. Есть работы, которые осуществляют по циклу. А есть и те, которые совершают только один раз. В работах, которые делаются по циклу, не все работы можно учитывать на каждый такой цикл.

Главная новость Стоп-слова в кадровых документах: найдите и исправьте

Тема номера «Кадровик-2019» проверочные вопросы для тех, кто претендует на сертификат

Также читайте о том, в чем можно отказать беременной сотруднице и какие гарантии предоставить, как по-новому платить аванс и оформлять путевой лист, и как взыскать ущерб с экс-сотрудника.

Например, подготовка рабочего места, настройка станка и прочего оборудования, установка резцов – все эти работы нужно будет после замеров равномерно разделить на каждую деталь, которая была произведена.

Шаг 2. После того как все замеры сделаны, подсчитайте среднее значение на каждую операцию, по данным полученным на бланках хронометража за каждый день.

Пример хронометража рабочего времени бухгалтера

В организации «Альфа» было принято решение составить фотографию рабочего дня бухгалтера А.В. Дежневой. Цель наблюдения – определить фактические затраты рабочего времени сотрудника и выявить его потерю. Наблюдателем была назначена менеджер по персоналу И.А. Игнатьева.

По итогам хронометража с 16 по 20 января 2013 года составлена карта фотографии рабочего дня. Игнатьева совместно с главным бухгалтером В.Н. Зайцевой (непосредственным руководителем Дежневой) сделали анализ информации, зафиксированной в карте, разработали и реализовали следующие мероприятия:

  • на основании коэффициента потерь рабочего времени в связи с нарушением трудовой дисциплины (3,1 процента), с Дежневой была проведена беседа о сокращении данных потерь времени;
  • на основании коэффициента потерь времени по организационно-техническим причинам (9,4 процента) проведено техническое обслуживание компьютера Дежневой, устранена причина данных потерь времени;
  • на основании анализа времени на оказание методической помощи сотрудникам организации по вопросам бухгалтерского учета был сокращен перечень вопросов, на которые бухгалтер Дежнева обязана оказывать консультацию, что освободило ее время для текущих рабочих процессов;
  • на основании результата анализа времени, затраченного на прием, анализ и контроль табелей учета рабочего времени и подготовки их к счетной обработке, было принято решение о возложении данных обязанностей на менеджера по персоналу Игнатьеву.

>WorkFlow

Хронометраж работы водителя — экспедитора

После того как были подготовлены должностные обязанности был составлен хронометраж для каждого работника по специальности.

На первый взгляд хронометраж сужает возможности для самостоятельных решений работника, но это если он используется как инструмент давления, но если использовать его как начальные (базовые) нормативы или для определения действий, которые работник обязан сделать обязательно, например для поддержания техники безопасности (ТБ), то хронометраж позволяет задать алгоритм для эффективной и безопасной работы.

Хронометраж работы водителя — экспедитора.

1. Приходит на работу за пятнадцать минут до начала смены. При себе должен иметь все необходимые документы, разрешающие управление транспортным средством.
2. В течение 10 минут после начала смены проверяет:
— готовность транспорта к поездкам. О неисправностях докладывает выпускающему механику, механику АТЦ, заносит в сменный журнал.
3. При обнаружении неисправности принимает меры для устранения. В случае невозможности, принимает меры для предупреждения механика АТЦ о необходимой замене маршрута другой машиной или распределении продукции на другие экипажи.
4. В процессе движения следит за работой холодильных установок на автомобилях.
5. Составляет все необходимые отчеты о своей работе, профилактике оборудования и механизмов, использовании топлива и принимает все меры для своевременной передачи их в соответствующие службы филиала.
6. Заполняет журналы неисправностей и замечаний в сменах.
7. Подготавливает письменные отчеты и предложения по улучшению работы и рациональному использованию рабочего времени и оборудования.
8. Соблюдает правила техники безопасности и охраны труда, правила пожарной и техногенной безопасности на рабочих местах, требований ПДД и законов Украины о дорожном движении. Не перевозит посторонних особ и посторонние грузы.
9. Контролирует работу кладовщиков, грузчиков.
10. По окончании смены оставляет автомобиль в установленном месте, подключает питание для холодильной установки, покидает рабочее место, только убедившись в отсутствие необходимости ремонтов и стабильной работе холодильного оборудования и закрытых холодильных камер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *