Имущество в концессии

Содержание

Об утверждении Положения о концессионных соглашениях в отношении имущества муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2016 года N 352-па

Об утверждении Положения о концессионных соглашениях в отношении имущества
муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

(с изменениями на 9 апреля 2019 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре
постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о концессионных соглашениях в отношении имущества муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

2. Опубликовать постановление в газете «Дальневосточный Комсомольск» и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль выполнения постановления возложить на заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре, председателя Комитета по управлению имуществом Мищенко А.В.

Положение о концессионных соглашениях в отношении имущества муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

И.о. главы
администрации города
Н.А. Офицерова
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
администрации города
от 12 февраля 2016 года N 352-па

(с изменениями на 9 апреля 2019 года)

Основные положения

1.1. Настоящее Положение о концессионных соглашениях в отношении имущества муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон «О концессионных соглашениях»), Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре и регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и заключением концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

1.2. Основными целями передачи муниципального имущества по концессионному соглашению являются привлечение инвестиций, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

1.3. В настоящем Положении используются следующие определения: концедент — муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», от имени которого выступает администрация города Комсомольска-на-Амуре. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами;
концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица;
объект концессионного соглашения — недвижимое имущество или недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, находящееся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», которое может быть объектом концессионных соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
концессионное соглашение — договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, в соответствии с условиями которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности;
концессионная плата — предусмотренная концессионным соглашением плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Порядок утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

2.1. Администрация города Комсомольска-на-Амуре каждый год до 01 февраля текущего календарного года утверждает перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (далее — Перечень) по форме, согласно приложению к настоящему Положению.

2.2. Проект постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре об утверждении Перечня готовится Комитетом по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее — Комитет) на основании предложений отраслевых, территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре, в ведении которых находится соответствующая отрасль управления, представляемых в Комитет до 01 ноября ежегодно.

2.3. Предложения отраслевых и территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре о включении в Перечень объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем представляются с приложением копии отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения (далее — отчет о техническом обследовании), подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения.

2.4. Перечень может изменяться и дополняться путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре об утверждении перечня объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (далее — постановление).
Отсутствие в Перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях».

2.5. Комитет обеспечивает размещение утвержденных Перечня и сведении о порядке получения копии отчета о техническом обследовании на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в сети Интернет.

Порядок подготовки и принятия решения о заключении концессионного соглашения

3.1. Предложение о заключении концессионного соглашения с указанием конкретного объекта концессионного соглашения (далее — объект) направляется концеденту в лице Комитета заинтересованным лицом, которое в соответствии с Законом «О концессионных соглашениях» вправе выступать концессионером, а также муниципальным предприятием, учреждением после согласования с курирующим отделом администрации города Комсомольска-на-Амуре.

3.2. Комитет в десятидневный срок со дня поступления указанного в пункте 3.1 предложения направляет запросы в отраслевые и территориальные органы администрации города Комсомольска-на-Амуре, осуществляющие деятельность по реализации полномочий в сфере, которую планирует осуществлять концессионер, о целесообразности передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», по концессионному соглашению.
Отраслевые и территориальные органы администрации города Комсомольска-на-Амуре предоставляют в Комитет в течение пятнадцати календарных дней заключение о целесообразности передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», по концессионному соглашению, содержащее следующие сведения:
1) о составе и описании, в том числе технико-экономических показателях, объекта концессионного соглашения;
2) о соответствии планам и программам развития городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»;
3) о соответствии муниципальным целевым программам городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»;
4) об условиях концессионного соглашения, разработанных в соответствии со статьей 10 Закона «О концессионных соглашениях»;
5) о требованиях, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса, кроме случаев, установленных частью 5 статьи 46 Закона «О концессионных соглашениях»; (Подпункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2017 года N 1367-па.
6) о критериях конкурса и установленных в соответствии с частями 2.2, 3 и 4 статьи 24 Закона «О концессионных соглашениях» параметрах критериев конкурса;
7) о способах обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем — размере безотзывной банковской гарантии;
8) о размере задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательства по заключению концессионного соглашения;
9) об участии представителя отраслевого или территориального органа администрации города Комсомольска-на-Амуре в составе конкурсной комиссии на право заключения концессионного соглашения.

3.3. Комитет в течение десяти рабочих дней после получения заключений от отраслевых, территориальных органов администрации города Комсомольска-на-Амуре обобщает представленные сведения и направляет документы в комиссию для принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения, создаваемую постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре.

3.4. В состав комиссии входят представители Комитета, управления экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре, Финансового управления администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, сектора контрольно-правового обеспечения отдела кадровой и муниципальной службы администрации города Комсомольска-на-Амуре. Представитель отраслевого, территориального органа администрации города Комсомольска-на-Амуре, к ведению которого относится объект, передаваемый по концессионному соглашению, присутствует и участвует в заседании комиссии. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2017 года N 1367-па.

3.5. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины от состава комиссии. Комиссию возглавляет председатель комиссии — заместитель главы администрации города Комсомольска-на-Амуре, председатель Комитета по управлению имуществом. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 апреля 2019 года N 738-па.

3.6. Комиссия принимает одно из следующих решений:
1) о возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;
2) о возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, на иных условиях;
3) о невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, с указанием основания отказа.

3.7. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.
В случае равенства голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Решение комиссии доводится до сведения лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения.

3.8. В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях Комитет в соответствии с частью 4.7 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

3.9. В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, комиссия определяет срок и порядок проведения переговоров с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров.
Переговоры в соответствии с частью 4.12 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» проводятся отраслевым или территориальным органом администрации города Комсомольска-на-Амуре, в ведении которого находится соответствующая отрасль, с участием Комитета.
Предложение о заключении концессионного соглашения, определенное по результатам переговоров, размещается Комитетом в соответствии с частью 4.8 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

3.10. В случае если в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от других лиц, Комитет обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом «О концессионных соглашениях» и настоящим Положением.

3.11. Решение Комиссии является основанием для подготовки проекта постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре о заключении концессионного соглашения.

3.12. В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, отраслевые, территориальные органы администрации города Комсомольска-на-Амуре обязаны представить в течение тридцати календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4 — 8, 10 — 14 части 1 статьи 46 Закона «О концессионных соглашениях», а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения, схемой водоснабжения и водоотведения. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2017 года N 1367-па.

3.13. В случае принятия решения о невозможности заключения концессионного соглашения, в протоколе указывается причина, по которой предложение о заключении концессионного соглашения не было принято.
Отказ в заключении концессионного соглашения допускается в случае, если:
1) заявленный объект не находится в собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»;
2) заявленный объект не является указанным в статье 4 Закона «О концессионных соглашениях» объектом концессионного соглашения;
3) иных случаях, предусмотренных частью 4.6 статьи 37 Закона «О концессионных соглашениях» и иными федеральными законами.

Проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения

4.1. Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4.2. Лицо, с которым будет заключено концессионное соглашение, определяется по итогам открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4.3. Для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения создается конкурсная комиссия.

4.4. В состав комиссии входят представители Комитета, управления экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре, Финансового управления администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, сектора контрольно-правового обеспечения отдела кадровой и муниципальной службы администрации города Комсомольска-на-Амуре, отраслевого или территориального органа администрации города Комсомольска-на-Амуре, к ведению которого относится объект, передаваемый по концессионному соглашению.
Комиссию возглавляет председатель комиссии — заместитель главы администрации города, председатель Комитета по управлению имуществом. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2017 года N 1367-па, Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 апреля 2019 года N 738-па.

4.5. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре.

4.6. Конкурсная комиссия проводит конкурс на право заключения концессионного соглашения и определяет его победителя в порядке, установленном Законом «О концессионных соглашениях».

4.7. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются членами конкурсной комиссии.

4.8. В случае внесения изменений в конкурсную документацию, срок предоставления конкурсных предложений продлевается не менее чем на 30 рабочих дней с даты внесения изменений.

4.9. Если в ходе конкурса в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений, то конкурс объявляется несостоявшимся.

4.10. Конкурсная комиссия рассматривает соответствие критериям конкурса представленное одним участником конкурса конкурсное предложение.
По результатам рассмотрения представленного участником предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким участником.

Порядок определения концессионной платы

5.1. Концессионная плата за объект концессионного соглашения может быть установлена в форме:
— определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
— установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
— передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанных форм концессионной платы.
Вариант определения формы концессионной платы определяет комиссия для принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения по заключению отраслевого органа. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 апреля 2019 года N 738-па.

5.2. Размер концессионной платы в твердой сумме платежей определяется на основании отчета о рыночной оценке концессионной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 апреля 2019 года N 738-па.

5.3. Заказчиком рыночной оценки размера концессионной платы выступает Комитет.

5.3.1. Отраслевые, территориальные органы администрации города Комсомольска-на-Амуре, к ведению которых относится объект, передаваемый по концессионному соглашению, обеспечивают наличие и предоставление документов, необходимых для расчета размера концессионной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (Пункт дополнительно включен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2017 года N 1367-па ).

5.4. Окончательный расчет концессионной платы определяется по результатам конкурса и устанавливается концессионным соглашением.

5.5. В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, размер концессионной платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.

Заключительные положения

6.1. Размер задатка определяется концедентом в составе конкурсной документации.

6.2. Сумма задатка, внесенная победителем конкурса, заключившим концессионное соглашение, засчитывается в счет концессионной платы.

6.3. Сумма задатка, внесенная участником конкурса или заявителем, подлежит возврату в порядке и случаях, определенных Законом «О концессионных соглашениях».

6.4. Пункт исключен Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2017 года N 1367-па.

6.5. Финансирование расходов на организацию соответствующих мероприятий и подготовку заключения концессионных соглашений, контроль исполнения концессионных соглашений осуществляется за счет средств местного бюджета, выделяемых в установленном порядке на осуществление органами местного самоуправления полномочий собственника муниципального имущества.

6.6. Концессионное соглашение разрабатывается и заключается в соответствии с примерными соглашениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации.

6.7. Порядок осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением.

6.8. Стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренную Законом «О концессионных соглашениях», иными федеральными законами и концессионным соглашением.

6.9. Возмещение концессионером убытков и уплата неустойки не освобождают концессионера от исполнения обязательств по концессионному соглашению.

Приложение. Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

Приложение
к Положению о концессионных
соглашениях в отношении имущества
муниципального образования городского
округа «Город Комсомольск-на-Амуре»
от 12 февраля 2016 года N 352-па

ПЕРЕЧЕНЬ
объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре,
в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

N п/п

Наименование имущества

Адрес

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Концессия (концессионное соглашение) — это форма государственно-частного партнёрства, в ходе которого происходит вовлечение частного сектора в целях повышения эффективности использования государственной собственности или привлечение бизнеса в сферу оказания услуг, которые обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

При такой форме сотрудничества происходит создание или осуществляется реконструкция за счет средств инвестора (или — совместно с концедентом) объектов, как правило, недвижимого имущества находящихся в государственной собственности

В ходе осуществления такого партнерства чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект недвижимости на возмездной основе, получая доход в свою пользу.

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Отметим, что вопреки распространенному заблуждению, объекты исключительных прав не могут являться объектом концессионного соглашения.

Типы концессионных соглашений

В международной практике выделяются следующие типы концессионных соглашений:

  • BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство — передача — управление». При такой форме партнерства концессионер сначала строит объект, который потом передаётся государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. Далее происходит передача построенного объекта концендентом в эксплуатацию концессионеру;

  • BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство — управление — передача». При такой форме концессионного соглашения концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, в основном на праве собственности, в течение установленного срока действия соглашения. По истечении срока действия договоренностей объект передаётся концессионером государству;

  • ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача». При такой форме сотрудничества осуществляется владение и пользование концессионером построенным им объектом на праве частной собственности в течение определённого срока действия соглашения. По истечении срока действия соглашения объект переходит в собственность государства;

  • ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство — владение — управление». В такой ситуации концессионер сначала строит объект и затем осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности. При этом срок действия владения и управления не ограничивается;

  • BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка — строительство — управление». При такой форме партнерства государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления. Таким образом, продажа объекта проводится в целях восстановления или расширения существующего объекта..

Законодательное регулирование концессионных соглашений в Российской Федерации

В соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения.

В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением. Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионером может быть индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо.

Концессионер вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора после его ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества в управление (эксплуатацию) на платной основе с целью возмещения инвестиций. Доход от эксплуатации объекта соглашения, в зависимости от договоренности сторон, получает либо концессионер, либо концедент.

В первом случае инвестиции инвестора окупаются за счет эксплуатации объекта на платной основе, во втором — за счет платы концедента (бюджетных субсидий).

Отметим, что из перечисленных выше типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только тип — BOT («Строительство — управление — передача»). При этом фактически используется тип — BTO («Строительство — передача — управление»).

Таким образом, в соответствии с условиями концессионного соглашения, концессионер – концессионер (хозяйствующий субъект) принимает на себя обязательство за собственные средства построить или реконструировать объект недвижимого имущества.

При этом в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет построен или реконструирован, концессионер получает такое недвижимое имущество на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием выплаты концеденту соответствующих платежей — концессионной платы.

Юридическая природа концессионного соглашения

Отметим, что данный договор считается смешанным договором, так как концессионное соглашение включает в себя элементы других договоров, такие как элементы договора строительного подряда и элементы договора аренды.

Таким образом, концессионное соглашение предполагает наличие нескольких сделок, которые осуществляются в строго определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество. Таким имуществом может быть: земельный участок или объект строительства (здание или сооружение).

В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий концессионного соглашения, концессионер принимает на себя обязательство построить на земельном участке здание или сооружение либо осуществить реконструкцию уже имеющегося объект недвижимого имущества.

На следующем этапе концессионер в своих целях использует построенный или реконструированный объект недвижимого имущества в течение всего срока, установленного договором.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным договором. То есть концессионное соглашение вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания договора.

  2. Срочным договором. То есть концессионное соглашение всегда заключается на определенный срок.

  3. Взаимным договором. Согласно условиям концессионного соглашения обе стороны договора имеют права и несут обязанности.

  4. Возмездным договором. Условия сделки предполагают наличие материальной выгоды в результате исполнения концессионного соглашения у каждой из сторон.

  5. Двусторонним договором. Условия сделки предполагают необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для заключения договора, а также наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;

  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);

  • Цели и срок использования объекта соглашения;

  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон;

  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;

  • Срок концессионного соглашения;

  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Отметим, что перечень существенных условий является открытым.

Кроме существенных условий договора действующее законодательство устанавливает другие условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусматриваются в концессионном соглашении.

Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Порядок установления и изменения цен за выполненные работы, оказанные услуги и произведенную продукцию.

  • Объемы выполнения работ, оказания услуг, производства продукции при осуществлении деятельности, которая предусмотрена концессионным соглашением.

  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон.

  • Объем денежных средств, который подлежит инвестированию со стороны концессионера в процесс создания либо реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения.

  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором.

Срок действия концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон, с учетом срока возведения или реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения, а также с учетом суммы денежных средств, инвестируемых в создание или реконструкцию такого объекта недвижимости.

Кроме этого, учитывается срок окупаемости инвестированных денежных средств и другие обязательства сторон по договору.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Концессионер несет ответственность перед концедентом при возведении либо реконструкции объекта недвижимого имущества согласно условиям концессионного соглашения за допущенное нарушение:

  • требований, предусмотренных договором;

  • технических регламентов;

  • требований проектной документации;

  • иных обязательных требований.

При нарушении установленных концессионным соглашением требований концедент вправе требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно и в сроки, установленные концедентом.

Концедент также вправе потребовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если:

  • такие нарушения являются существенными;

  • или нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок.

Отметим, что за качество возведенного или реконструированного объекта недвижимого объекта концессионер несет ответственность перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением.

Если же такой срок не установлен, то в этом случае концессионер несет ответственность перед концедентом в течение 5 лет с момента передачи объекта недвижимости.

Виды имущества в периметре концессии

Ключевым элементом любого концессионного соглашения является его объект — такое имущество находится в собственности концедента и в отношении него устанавливаются инвестиционные и эксплуатационные обязательства сторон. Однако не следует забывать, что в периметр соглашения может быть включено имущество еще двух категорий.

Во-первых, это имущество, которое образует единое целое с объектом и (или) обеспечивает условия для осуществления концессионером деятельности по концессионному соглашению. Закон о концессиях называет такое имущество «иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом», на практике используется более простой термин «иное имущество».

Характеристики «иного имущества»:

  • оно всегда передается концессионеру концедентом, а не создается/приобретается концессионером самостоятельно;
  • право собственности на «иное имущество» изначально принадлежит концеденту, концессионер получает только права владения и пользования, и должен вернуть «иное имущество» концеденту после прекращения концессионного соглашения;
  • иное имущество необходимо для осуществления концессионной деятельности, хотя и не является объектом соглашения.

Во-вторых, это имущество, которое создается или приобретается концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не входящее ни в состав объекта соглашения, ни в состав «иного имущества». Законодатель не предусматривает специального обозначения для данной категории имущества; на практике его также часто называют «иным имуществом». Нам представляется более корректным использование отдельного термина, например, «сопутствующее имущество», так как правовые режимы данной категории имущества и иного имущества, передаваемого концедентом, принципиально различаются.

Характеристики сопутствующего имущества:

  • оно всегда создается концессионером самостоятельно;
  • право собственности на «сопутствующее имущество» по умолчанию принадлежит концессионеру (для создания недвижимого имущества потребуется согласие концедента), однако концессионное соглашение может предусматривать иное распределение прав;
  • если собственность на «сопутствующее имущество» принадлежит концессионеру, то передавать его концеденту после прекращения соглашения концессионер не обязан;
  • «сопутствующее имущество» не является необходимым для осуществления деятельности с использованием объекта соглашения.

Использование перечисленных категорий имущества существенно расширяет возможности сторон: концедент может передать в концессию целый комплекс связанных между собой объектов имущества, при этом не все из них могут нуждаться, например, в реконструкции. Концессионер, создавая «сопутствующее имущество», может существенно повлиять на экономику проекта. Кроме того, возможность сохранения права собственности на созданное имущество является важным фактором для частных инвесторов, которые не могут выбирать между концессией и соглашением о государственно-частном партнерстве в силу прямого ограничения закона на участие в последнем, например, наличия доли в уставном капитале, принадлежащей государству.

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

В настоящее время в нашей стране происходит процесс формирования государственной инновационной политики, направленной на повышение качества и уровня жизни населения, преодоление технологического отставания страны, переход на качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности. Следствием осуществления инновационной политики выступает коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в отношении разгрузки сырьевого сектора экономики и повышения вклада обрабатывающих отраслей.
Развитие перечисленных отраслей российской экономики невозможно без создания соответствующего инфраструктурного обеспечения. Объекты российской инфраструктуры характеризуются высокой степенью износа и низкой эффективностью использования и управления. Как показывает зарубежный и исторический российский опыт, наиболее эффективным механизмом внедрения инноваций в инфраструктурных отраслях является такая форма государственно-частного партнёрства, как концессия. Однако многие вопросы методологии государственно-частного партнёрства в целом и концессионных отношений, в частности, по-разному трактуются в трудах российских и зарубежных исследователей, в российском и зарубежном законодательстве. До настоящего времени не выработано единого подхода к использованию и государственному регулированию концессионного механизма даже в законодательстве стран, успешно реализующих различные формы государственно-частного партнёрства.
В связи с этим представляется целесообразным обобщение имеющихся методологических основ концессионных отношений, а также выработка и уточнение определений, используемых при описании и анализе концессионного механизма.
Термин «концессия» происходит от латинского понятия «concessio» (разрешение) и означает уступку, послабление, соглашение, скидку. Он имеет множество различных трактовок и охватывает широкий круг объектов, к которым могут относиться государственное и муниципальное имущество, а также отдельные виды деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Неопределённость понятия «концессия» связана с широкой сферой его применения. Крупнейший исследователь и теоретик концессий Ж. Ведель отмечает, что термин «концессия» — «один из самых расплывчатых терминов в административном праве. Его употребляют для обозначения операций, имеющих весьма мало общего, если не считать, что в их основе лежит разрешение, выданное администрацией» .
В законодательстве стран мира применяются различные определения концессии. Ключевые различия в понимании концессии представлены в табл.1
Таблица 1
Трактовка категории «концессия» в законодательстве различных стран мира

Характеристика Трактовка в законодательстве Страна
Трактовка понятия «концессия» Контракт Страны ЕС
Договор Канада, Коста-Рика, Россия
Разрешение Кыргызстан
Право Украина, Сербия
Трактовка предмета концессии Инфраструктура или общественные службы Страны ЕС
Собственность правительства Канада, Коста-Рика
Имущество, принадлежащее концеденту на праве собственности Россия
Имущество, земля, её недра Кыргызстан
Природные ресурсы или объекты, находящиеся в общественном пользовании Сербия
Трактовка понятия «концессионер» Юридическое или физическое лицо Канада, Украина, Россия
Государственная, частная или смешанная компания Коста-Рика
Иностранный инвестор Кыргызстан
Национальное или иностранное лицо Сербия

Концессия — это сложное и многостороннее понятие; её можно рассматривать и как акт публичной власти, и как систему отношений, и как механизм, и как договор (соглашение).
В наиболее общем плане под концессией понимается акт публичной власти, посредством которого орган государственной власти или орган местного самоуправления передаёт частному лицу права на управление и пользование государственным или муниципальным имуществом или на выполнение отдельных видов деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Крупнейший российский исследователь государственно-частного партнёрства В.Г. Варнавский трактует концессию как «систему отношений, с одной стороны, государства или муниципального образования (концедента), а с другой стороны, частного юридического или физического лица (концессионера), складывающуюся в соответствии с действующим законодательством и договором между ними, предметом которого выступает объект государственной (муниципальной) собственности или общественная услуга» .
По определению Д.Б. Матвеева, концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером). Данная система возникает в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью (по договору, за плату и на возвратной основе), а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства
Концессия трактуется как договор в работах С.А. Сосна и М.Ю. Лебедевой, в которых анализируются в основном юридические аспекты концессии.
С.А. Сосна под концессией понимает особую договорную форму предоставления частному лицу на временной основе права на хозяйственное использование государственного или муниципального имущества, при условии, что взамен такое лицо уплачивает государству или муниципальному образованию налоги, сборы и иные платежи по результатам хозяйственного использования имущества
По мнению М.Ю. Лебедевой, «концессия — это договор на временную сдачу в эксплуатацию иностранному государству, юридическому или физическому лицу (концессионеру) на определённых, согласованных сторонами условиях, предприятий, земельных участков, недр и других объектов и ценностей в целях развития или восстановления национальной экономики и восстановления природных богатств» .
Для определения концессии как договора обычно используется понятие «концессионное соглашение». Долгое время в России отсутствовала определённость в отношении этого понятия. Ясность в данный вопрос внёс Федеральный закон от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Федерального закона, «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».
Исходя из данного определения:
1. Концедент — обладатель права собственности на объект концессии.
2. Концессионер — это частное юридическое или физическое лицо, обязующееся за свой счёт создать и (или) реконструировать объект концессии и обладающее правами владения и пользования им в течение срока действия концессионного соглашения.
3. Объект концессионного соглашения — недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Считаем целесообразным более подробно рассмотреть понимание концессии как механизма, для чего будем использовать определение «концессионный механизм».
Концессионный механизм — это механизм взаимодействия между концедентом, концессионером и обществом, предусматривающий, что концессионер принимает обязательства по строительству, реконструкции и дальнейшей эксплуатации объекта концессии, остающегося в собственности концедента, при этом соблюдая интересы общества.
Концессионный механизм оптимальным образом обеспечивает баланс интересов государства, бизнеса и общества в целом, консолидируя их действия.
Концессионный механизм подразумевает передачу концедентом концессионеру объекта, находящегося собственности концедента, на следующих основных условиях:
— концессионеру передаются только права владения и пользования объектом концессии;
— концессионер должен осуществить инвестиции в строительство и (или) реконструкцию объекта концессии;
— возврат инвестиций концессионера происходит за счёт эксплуатации им объекта концессии на коммерческой основе;
— срок концессии ограничен, но является достаточным для того, чтобы концессионер мог не только возвратить вложенный капитал, но и получить прибыль;
— по истечении срока концессии объект возвращается концеденту;
— за пользование и владение собственностью концедента концессионер выплачивает ему концессионные платежи (в виде непосредственно концессионных платежей, налогов и сборов, части прибыли от эксплуатации объекта концессии);
— отношения концедента и концессионера строятся в соответствии с условиями концессионного соглашения;
— тарифы, взимаемые концессионером с потребителей услуг, регулируются условиями концессионного соглашения и контролируются концедентом в течение всего срока концессии.
При реализации концессионного механизма основной целью концессионера является получение прибыли, а целью концедента — защита общественных интересов. Цели концессионера и концедента во многом являются противоречивыми, однако необходимость их достижения заставляет участников соглашения прийти к общему мнению по вопросам управления концессионным объектом, объема инвестиций в него, степени обновления оборудования и другим принципиальным вопросам.
Взаимодействие концедента, концессионера и общества в рамках концессионного механизма представлено на следующем рис 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *