Информационные услуги примеры

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Информатика и вычислительная техника / Информатика / 1.2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.

Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – это вид деятельности, направленный на удовлетворение человеческой потребности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется качество существующего.

Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей человека путем предоставления информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и потребляющей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Под базой данных понимают совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания данных, хранения данных и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

· справочные базы данных содержат информацию о различных объектах и явлениях, например: адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т. п.;

· базы данных полного текста содержат первичную информацию, например: статьи, журналы, брошюры и т. п.;

· числовые базы данных содержат количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например: химические и физические данные, статистические и демографические данные и т. п.;

· текстово-числовые базы данных содержат описания объектов и их характеристики, например, по промышленной продукции, фирмам, странам и т. п.;

· финансовые базы данных содержат финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т. п.;

· юридические базы данных содержат правовые документы по отраслям, регионам, странам.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис.

1.1.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей, реферативных сборников, обзорных изданий, справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, причем предоставление возможности такой работы также является услугой.

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файлов.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает выдачу не только первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

· подготовку обзоров в виде рукописей;

· подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря

· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

· высокой оперативности предоставления услуг;

· возможности отказа от собственных информационных систем.

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайтов и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схемы оплаты могут быть разными, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде, в противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;

· косвенный доступ включает в себя организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

· услуга загрузки (downloading) позволяет получить на свой персональный компьютер результаты поиска в центральной базе данных для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;

· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

В сферу подготовки и оказания информационных услуг входят:

· связь (телефонная, телекоммуникационная), служащая для предоставления информационных услуг в форме передачи данных;

· обработка данных в вычислительных центрах;

· программное обеспечение;

· разработка информационных систем;

· разработка информационных технологий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *