Институт защиты государственной тайны

Об утверждении Положения об Управлении защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области

ГУБЕРНАТОР МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 ноября 2013 года N 468-РГ

Об утверждении Положения об Управлении защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области

(с изменениями на 21 июня 2017 года)

В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 23.11.2012 N 349-ПГ «Об Администрации Губернатора Московской области» и распоряжением Губернатора Московской области от 24.04.2015 N 108-РГ «О структуре и штатном расписании Администрации Губернатора Московской области»:
(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области.

2. Признать утратившим силу:
распоряжение Губернатора Московской области от 26.12.2012 N 610-РГ «Об утверждении Положения об Управлении защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области».

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьёв

Положение об Управлении защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Губернатора
Московской области
от 28 ноября 2013 года N 468-РГ

(с изменениями на 21 июня 2017 года)

Общие положения

1.1. Управление защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области (далее — Управление) является самостоятельным структурным подразделением по защите государственной тайны Администрации Губернатора Московской области, созданным для обеспечения реализации полномочий Губернатора Московской области и Правительства Московской области в сфере организации мероприятий по обеспечению режима секретности, функционирования и безопасности специальной связи, защиты информации, составляющей государственную тайну, и контроля за их проведением в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий (далее — органы местного самоуправления).

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Московской области, постановлениями Правительства Московской области, а также настоящим Положением.

1.3. Управление по вопросам организации мероприятий обеспечения режима секретности, функционирования и безопасности специальной связи, защиты информации, составляющей государственную тайну, и контроля за их проведением в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления непосредственно подчиняется Губернатору Московской области. Координацию деятельности Управления осуществляет заместитель Председателя Правительства Московской области — руководитель Администрации Губернатора Московской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Обеспечение защиты государственной тайны и режима секретности в работе со сведениями, составляющими государственную тайну, в деятельности Губернатора Московской области, Правительства Московской области, Администрации Губернатора Московской области, Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области.

2.2. Разработка и выполнение комплекса мероприятий по обеспечению режима секретности в Администрации Губернатора Московской области, Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, а также в центральных исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, указанных в прилагаемом к настоящему Положению Перечне исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, ведение секретного делопроизводства и допускная работа в которых обеспечивается Управлением защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области (далее — обеспечиваемые организации).

2.3. Организация мероприятий и координация работ по защите информации ограниченного доступа от утечки по техническим каналам из информационных и телекоммуникационных систем в Администрации Губернатора Московской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 февраля 2015 года N 31-РГ.

2.4. Контроль и оценка эффективности мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, в Администрации Губернатора Московской области, Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области, государственных учреждениях Московской области и органах местного самоуправления.

2.5. Обеспечение специальной связью Губернатора Московской области и Правительства Московской области.

Основные функции Управления

В целях выполнения основных задач Управление осуществляет следующие функции:

3.1 Подготовка проектов законов Московской области, постановлений и распоряжений Губернатора Московской области, постановлений Правительства Московской области, иных нормативных правовых актов и распорядительных документов, регламентирующих организацию и обеспечение режима секретности в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.

3.2 Осуществление мероприятий по обеспечению функционирования и безопасности специальной связи Губернатора Московской области и Правительства Московской области с высшими должностными лицами Российской Федерации, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3.3. Организация закрытых каналов связи Губернатора Московской области и Правительства Московской области с органами местного самоуправления через Главное управление МВД России по Московской области из Дома Правительства Московской области и загородного пункта управления.

3.4. Координация деятельности и методическое обеспечение подразделений (уполномоченных должностных лиц) по защите государственной тайны исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления, контроль за обеспечением режима секретности в процессе их деятельности.

3.5. Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности при проведении всех видов секретных работ, обращении с секретными документами и изделиями, принятие мер по предотвращению разглашения и утечки сведений, составляющих государственную тайну.

3.6. Организация обучения государственных гражданских служащих Московской области, работников и муниципальных служащих, замещающих должности в структурных подразделениях по защите государственной тайны исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления по программе повышения квалификации.

3.7. Разработка, с участием руководителей обеспечиваемых организаций, номенклатур должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям.

3.8. Подготовка материалов для оформления допуска членам Правительства Московской области, руководителям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, главам муниципальных образований Московской области, работникам обеспечиваемых организаций к сведениям, составляющим государственную тайну.

3.9. Осуществление мероприятий, обеспечивающих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, только лицам, имеющим соответствующий допуск и которым это необходимо для выполнения своих служебных обязанностей в Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.

3.10. Контроль за выполнением установленных требований по обоснованному засекречиванию документов (материалов) в Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.

3.11. Участие в рассмотрении предложений об изменении (снятии) грифа секретности документов (изделий) в Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области.

3.12. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности при посещении административных зданий Правительства Московской области иностранными гражданами.

3.13. Подготовка заключений о фактической осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, руководителей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, глав муниципальных образований Московской области, работников обеспечиваемых организаций.

3.14. Осуществление контроля за изготовлением, учетом, хранением, выдачей и использованием печатей и штампов секретного делопроизводства Администрации Губернатора Московской области, металлических и мастичных печатей, предназначенных для опечатывания секретных документов.

3.15. Организация и ведение секретного делопроизводства в Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, обеспечиваемых организациях, контроль за порядком размножения секретных документов, их учета, хранения, обращения и уничтожения.

3.16. Обеспечение соблюдения правил рассылки секретных документов в Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, обеспечиваемых организациях.

3.17. Контроль за соблюдением правил обращения с секретными документами в Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.

3.18. Участие в проведении служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений, утраты или хищения документов (изделий), содержащих такие сведения, а также других нарушений режима секретности в Администрации Губернатора Московской области, Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.

3.19. Проведение экспертизы проектов договоров со сторонними организациями на проведение работ по защите информации, согласование технических заданий на их выполнение в Администрации Губернатора Московской области.

3.20. Участие в проектировании, приемке, сдаче в эксплуатацию программных средств и средств автоматизации (в части требований к средствам защиты информации) в Администрации Губернатора Московской области.

3.21. Контроль за наличием сертификатов и соблюдением технических условий эксплуатации средств вычислительной техники, используемой для обработки сведений, составляющих государственную тайну, в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.

3.22. Контроль доступа исполнителей к работе с защищаемой информацией.

3.23. Участие в работе экспертной комиссии по проведению экспертизы практической надобности и исторической ценности грифованных документов, их отбор для передачи в архив или уничтожения.

3.24. Участие в работе постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны в Администрации Губернатора Московской области.

3.25. Организационно-техническое обеспечение работы постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны в Администрации Губернатора Московской области, экспертной комиссии, подготовка материалов к заседаниям, оповещение членов комиссий о времени и месте проведения заседаний, доведение решений комиссий до исполнителей.

3.25.1. Координация действий самостоятельных подразделений Администрации Губернатора Московской области по обеспечению технической защиты информации ограниченного доступа.
(Пункт 3.25.1 допонительно включен распоряжением Губернатора Московской области от 4 февраля 2015 года N 31-РГ)

3.26. По поручению Губернатора Московской области осуществляет иные функции, относящиеся к работе по организации режима секретности и защиты информации.

Права Управления

Управление для выполнения своих задач и функций имеет право:

4.1. Вносить в установленном порядке Губернатору Московской области, в Правительство Московской области, исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, государственные учреждения Московской области и органы местного самоуправления предложения по совершенствованию защиты государственной тайны на территории Московской области.

4.2. Запрашивать в установленном порядке от самостоятельных подразделений Администрации Губернатора Московской области, Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения задач и функций Управления.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

4.3. В соответствии с планом, утверждаемым Губернатором Московской области, осуществлять контроль за обеспечением защиты государственной тайны во всех самостоятельных подразделениях Администрации Губернатора Московской области, в Управлении делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, центральных исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

4.4. В установленном порядке пользоваться информационными системами Московской области.

4.5. Участвовать в установленном порядке в конференциях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, по вопросам, входящим в компетенцию Управления, вести с ними переписку.

4.6. Давать рекомендации по защите государственной тайны руководителям самостоятельных подразделений Администрации Губернатора Московской области, Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, руководителям подразделений (уполномоченным должностным лицам) по защите государственной тайны исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

4.7. При отсутствии необходимых условий для ведения секретного делопроизводства и при обнаружении грубых нарушений режима секретности в исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области и государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления вносить предложения о запрещении ведения секретного делопроизводства, а также о прекращении допуска или доступа должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, или привлечении их к ответственности.

4.8. Реализовывать иные права в сфере защиты государственной тайны, установленные законодательством.

Руководство и организация деятельности Управления

5.1. Управление возглавляет начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Московской области в соответствии с законодательством о государственной тайне и государственной гражданской службе.

5.2. Начальник Управления:

осуществляет непосредственное руководство деятельностью Управления, обеспечивает решение возложенных на Управление задач, несет персональную ответственность за выполнение функций Управления и состояние исполнительской дисциплины;

докладывает Губернатору Московской области, заместителю Председателя Правительства Московской области — руководителю Администрации Губернатора Московской области материалы по вопросам, находящимся в ведении Управления;

представляет заместителю Председателя Правительства Московской области — руководителю Администрации Губернатора Московской области предложения по структуре и штатной численности Управления;

определяет функции отделов Управления, координирует их деятельность, представляет на утверждение заместителю Председателя Правительства Московской области — руководителю Администрации Губернатора Московской области должностные регламенты государственных гражданских служащих Московской области, замещающих должности государственной гражданской службы Московской области (далее — гражданские служащие) в Управлении, должностные инструкции работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Московской области, государственным должностям Московской области (далее — иные работники), в Управлении;

представляет заместителю Председателя Правительства Московской области — руководителю Администрации Губернатора Московской области предложения о назначении на должность, переводе и освобождении от должности гражданских служащих в Управлении в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, о повышении их квалификации, применении к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания;

представляет заместителю Председателя Правительства Московской области — руководителю Администрации Губернатора Московской области предложения о приеме на работу, переводе и увольнении с работы, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности иных работников в Управлении;

подписывает служебные документы в пределах своей компетенции; решает в установленном порядке вопросы командирования гражданских служащих и иных работников в Управлении;

присутствует в установленном порядке на заседаниях Правительства Московской области, оперативных совещаниях и других мероприятиях, проводимых с участием или по поручениям Губернатора Московской области, заместителя Председателя Правительства Московской области — руководителя Администрации Губернатора Московской области;

выполняет иные обязанности, возложенные на него должностным регламентом.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

5.3. Начальник Управления имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Администрации Губернатора Московской области в порядке, установленном законодательством о государственной тайне и государственной гражданской службе.

5.4. В случае временного отсутствия начальника Управления его обязанности исполняет один из уполномоченных им заместителей начальника Управления

5.5. Заведующие отделами Управления непосредственно подчиняются начальнику Управления. В случае временного отсутствия заведующего отделом его обязанности исполняет лицо, на которое в установленном порядке возлагается исполнение обязанностей заведующего отделом.

5.6. Назначение на должности государственной гражданской службы Московской области, перевод и увольнение с государственной гражданской службы Московской области гражданских служащих в Управлении, прием на работу, перевод и увольнение с работы иных работников в Управлении осуществляет заместитель Председателя Правительства Московской области — руководитель Администрации Губернатора Московской области в порядке, установленном соответственно законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года)

5.7. Права, обязанности и ответственность гражданских служащих в Управлении определяются законодательством о государственной гражданской службе, настоящим Положением, а также служебными контрактами и должностными регламентами.

Права, обязанности и ответственность иных работников в Управлении определяются трудовым законодательством, настоящим Положением, а также трудовыми договорами и должностными инструкциями.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года)

Приложение
к Положению об Управлении
защиты государственной тайны
Администрации Губернатора
Московской области

Перечень исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, ведение секретного делопроизводства и допускная работа в которых обеспечивается Управлением защиты государственной тайны Администрации Губернатора Московской области

(с изменениями на 21 июня 2017 года)

Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области
Министерство здравоохранения Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
Министерство инвестиций и инноваций Московской области
Министерство культуры Московской области
Министерство образования Московской области
Министерство социального развития Московской области
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.
Министерство физической культуры и спорта Московской области
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.
Министерство экологии и природопользования Московской области
Министерство экономики и финансов Московской области
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 21 июня 2017 года N 194-РГ.

Главное контрольное управление Московской области
Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области
Главное управление государственного строительного надзора Московской области
Абзац утратил силу — распоряжение Губернатора Московской области от 4 декабря 2015 года N 396-РГ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.
Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»
Главное управление региональной безопасности Московской области
Главное управление по информационной политике Московской области
Главное управление социальных коммуникаций Московской области
Главное управление территориальной политики Московской области
Комитет лесного хозяйства Московской области
Комитет по конкурентной политике Московской области

Комитет по ценам и тарифам Московской области
Управление делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области
Управление по обеспечению деятельности мировых судей Московской области
Абзац утратил силу — распоряжение Губернатора Московской области от 21 июня 2017 года N 194-РГ.
Государственное бюджетное учреждение Московской области «Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Санаторий «Пушкино»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московская областная станция переливания крови»
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Губернатора Московской области от 21 июня 2017 года N 194-РГ.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Повышение квалификации руководителей структурных подразделений и специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну, по курсу «Защита государственной тайны»

Программа предназначена для категорий: руководители и специалисты структурных подразделений по защите государственной тайны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну, по курсу «Защита государственной тайны».

Объем программы: 72 часа

Форма обучения: очная

Институт внесён в Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и (или) о квалификации, дающий право руководителям организаций, ответственным за защиту сведений, составляющим государственную тайну, считаться прошедшими государственную аттестацию (Решение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 338 от 23.01.2017 г.)

Целью обучения является формирование знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей по организации защиты сведений, составляющих государственную тайну, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Для занятий оборудован специальный класс, оснащенный комплексом аудиовизуальных средств обучения, современным оборудованием, обеспечивающим практическое освоение материала (лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну ГТ № 0101156 от 27 июля 2017 г.).

Слушатели за время обучения приобретут профессиональные компетенции, знания и навыки, необходимые для выполнения обязанностей:

— по обращению со сведениями, составляющими государственную тайну, и носителями этих сведений; структуры сложившейся системы защиты государственной тайны и функциональному предназначению ее элементов;

— по практической деятельности руководителя по реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий по обеспечению режима секретности, противодействию технической разведке, защите информации от утечки по техническим каналам, защите компьютерной информации;

— по применению норм законодательства, определяющих ответственность за нарушения и преступления в сфере обращения с государственной тайной.

Специалисты, прибывшие на курс, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны иметь при себе:

— справку о допуске к государственной тайне (форма 6-8 » Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63);

— предписание на выполнение задания (форма 5 «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63);

— копию паспорта (заверенную надлежащим образом).

— копию документа, подтверждающую смену фамилии.

— копию документа об имеющемся образовании (высшем или среднем профессиональном), заверенную надлежащим образом.

Стоимость обучения

Для прохождения обучения Вам необходимо заполнить заявку на бланке организации и направить его на электронную почту kpu-uigps@yandex.ru

Вернуться в предыдущий раздел

Источник изображения: topwar.ru

Большая эмблема Восьмого управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации

13 ноября в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник люди, имеющие непосредственное отношение к Службе защиты государственной тайны ВС РФ. Стоит отметить, что в 2018 году данная служба отметила свой 100-летний юбилей. Официальной датой создания службы считается 13 ноября 1918 года.

История появления службы защиты государственной информации

Официальной датой, от которой ведет свою историю Служба защиты государственной тайны (ЗГТ), считается 13 ноября 1918 года. Именно в этот день Реввоенсовет молодой, недавно образованной Советской Республики выпустил приказ за номером 217/30, который уточнял штат организационного управления Всероссийского Главного штаба. В новой структуре впервые в истории в качестве самостоятельного подразделения было выделено шифровальное отделение. Именно с этой даты ведут свою историю российские военные шифровальные органы, которые в будущем станут основой для всей системы защиты государственной тайны Вооруженных сил Российской Федерации. Со временем отделение преобразовалось в Восьмое управление Генерального штаба Красной Армии, а в современных реалиях – Восьмое управление Генерального штаба ВС РФ.

При этом странно было бы предполагать, что защитой важной информации в вооруженных силах до 1918 года не занимались. Подобные работы велись всегда, начиная с истоков российской государственности, но они не были системными, не отличались такой организованностью и упорядоченностью. К шифрованию прибегали еще в Древней Руси, так в XIII веке использовалась так называемая тарабарская грамота, которая должна была защитить письменную информацию от посторонних глаз. Научное название подобного метода шифрования – литорея. На Руси использовалась два вида подобной тайнописи: простая и мудрая. Тарабарской грамотой называли именно простую литорею, которая предусматривала замену одних согласных букв на другие. Самые старые сохранившиеся и дошедшие до нас образцы подобного шифрования относятся к 1229 году. Известно, к примеру, что подобным методом при письме пользовался Сергий Радонежский.

Источник изображения: topwar.ru

Начальник Службы защиты государственной тайны ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Кузнецов

Со временем методы и способы шифрования улучшались. Вопросам защиты государственной тайны, важной политической и военной информации уделялось всё больше внимания. Для этих целей использовались: обратное письмо, применение разных азбук, сложных моделей цифровой тайнописи и т.д. Первое официально подтвержденное использование отечественного шифра относится к августу 1633 года. Дошедший до нас акт хранится сегодня в фондах Российского государственного архива, он регламентирует внедрение отечественного шифра на государственном уровне. Речь идет о шифре патриарха Филарета, который начали использовать в Посольском приказе.

Уже при Петре I шифры и различные коды начали использоваться в России в массовом количестве, также первый российский император начал внедрять в канцеляриях и коллегиях специально предназначенные для этого должности и службы, к примеру, тайные (секретные) и «цыфирные» отделения. Во второй половине XIX века в рамках проводимой в стране военной реформы в российском военном ведомстве появился собственный военный ключ, который использовали, чтобы шифровать наиболее важные сообщения для секретной переписки. При этом особенностью работы в те годы было то, что непосредственно шифрованием занимались сами исполнители: лично военный министр Российской империи, начальник Главного штаба и далее вплоть до высших офицеров, командующих корпусами и дивизиями.

После революции 1917 года и начавшейся гражданской войны сама необходимость шифровать важные сообщения стала еще более очевидной, выйдя на новый уровень. Именно с этой целью 13 ноября 1918 года была образована специальная служба – шифровальное отделение. Одновременно с этим в сухопутных войсках и на флоте приступили к работе по созданию новых правил и инструкций, которые разъясняли работу с секретными документами и сведениями. Шифровальная работа налаживалась не только в Москве в Генеральном штабе, но и на местах. Процесс систематизировался и регламентировался. Большое внимание в 1930-е годы уделялось и развитию специальной техники. Научный прогресс заставлял военных обращать внимание на специальные шифровальные машины, первые макеты которых появились в СССР как раз в середине 1930-х годов. А уже в 1938 году в стране удалось развернуть серийное производство шифровальных машин, которые отправлялись в войска и использовались для ускорения расшифровки поступающих донесений.

Источник изображения: topwar.ru

Служба шифрования в годы Великой Отечественной войны

К моменту начала Великой Отечественной войны шифровальная служба представляла собой хорошо развитую и укомплектованную подготовленными кадрами, в том числе инженерным составом, структуру. Уже ночью с 21 на 22 июня 1941 года через шифровальный орган Генштаба началась передача в военные округа телеграммы, которая рассказывала о возможном нападении Германии на СССР, так что шифровальщики приступили к работе на боевых постах еще до того, как первые немецкие снаряды и бомбы начали рваться на советской земле.

Бытует мнение, что работа в штабах является «спокойной» и безопасной. Но в условиях тотальной войны на уничтожение, которую вели Германия и СССР, безопасных мест на фронте больше не было. Как рассказывал в интервью официальной газете Минобороны «Красная Звезда» генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, являющийся начальником Службы защиты государственной тайны ВС РФ, в годы Великой Отечественной войны погиб практически каждый шестой шифроработник действующей армии. Так что работа была одновременно ответственной и опасной, особенно в первой половине войны, когда советские войска отступали и с боями отходили всё дальше на восток, часто попадая в окружения.

Уже после начала войны 7 октября 1941 года Управление шифровальной службы Генерального штаба официально переименовали в Восьмое управление Генерального штаба, это название управление носит и в XXI веке. Всего за годы Великой Отечественной войны удалось сформировать и переформировать 5530 специальных органов, на укомплектование которых кадрами было передано 15 634 специалиста. Работа этих людей была очень ответственной, так как они не имели права на ошибку при составлении шифротелеграмм, а в условиях окружения частей или гибели боевых кораблей шифроработникам предстояло заботиться в первую очередь о спасении или уничтожении документов, а уже во вторую – о своей собственной жизни и безопасности.

Источник изображения: topwar.ru

О том, что служба советских шифровальщиков нередко таила серьезную опасность для жизни и оставляла простор для совершения героических поступков, свидетельствует история Н. Г. Шестакова, который служил на Северном флоте. 20 июля 1941 года у мыса Сизый в Екатерининской гавани 11 немецких бомбардировщиков Ju-88 атаковали советский эсминец «Стремительный», который был одним из самых новых и совершенных надводных кораблей флота. В результате прямого попадания трех авиационных бомб эсминец буквально разломился на две части, при этом дольше всего (примерно 20 минут) продержалась на поверхности воды носовая часть корабля, шкафут и ют ушли под воду буквально за пару минут. В сложной ситуации, которая напрямую угрожала жизни, командир отделения специальной кодированной связи (КСК) Шестаков сумел добраться до поста связи, откуда вынес опечатанный спецмешок с документами. С этим мешком Шестаков успешно добрался до берега, а ценные военные документы удалось спасти.

Высокое качество работы специальных органов, в том числе шифровальщиков, в годы войны было по достоинству оценено, об этом говорили видные советские военачальники. Неслучайно в знаменитом Параде Победы, который прошел на Красной площади 24 июня 1945 года, в составе сводного полка Наркомата обороны прошли и шифровальщики Генштаба.

Современное состояние Службы защиты государственной тайны

С каждым годом значение защиты и шифрования важных сведений только возрастает. В цифровую эпоху, когда информация передается практически мгновенно и в огромных объемах на тысячи километров, защита передаваемых данных приобретает все большее значение. В этом нет ничего необычного, если учесть, что одновременно с активным развитием и внедрением в гражданской и военной сфере информационных технологий, растет и количество попыток несанкционированного доступа к различным сведениям, в том числе военным. Над получением подобной информации работают разведки иностранных государств, поэтому у Службы защиты государственной тайны ВС РФ по-прежнему много работы.

Источник изображения: topwar.ru

Чтобы соответствовать вызовам времени, Восьмое управление Генштаба работает на перспективу, большое внимание уделяя подготовке высококвалифицированных кадров. В последние годы очень важным шагом стало образование Научно-исследовательского центра при одном из старейших военных вузов страны – Краснодарском высшем военном училище. Работа данного научного центра напрямую связана с развитием и совершенствованием системы ЗГТ, которая используется сегодня в российской армии. Подобная работа также активно ведется на базе первого российского военного технополиса «Эра», который расположился в Анапе на берегу Черного моря. На базе технополиса работает лаборатория «Информационной безопасности». Дополнительным усилением службы является создание специальной научной роты Восьмого управления Генштаба на базе Краснодарского высшего военного училища. Основная цель работы данной научной роты – это реализация научно-прикладных задач, направленных на защиту информации в российских вооруженных силах.

2.2. Защита государственной тайны

Государственная тайна как особый вид защищаемой информации. Ущерб от утечки сведений, составляющих государственную тайну. Система защиты государственной тайны. Способы защиты

Основные термины и понятия:

Государственная тайна

Защита сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

Сведения особой важности

Сведения секретные

Сведения совершенно секретные

Система защиты государственной тайны

Государственная тайна как особый вид защищаемой информации

В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. В результате безопасность государства, его общественно-политических институтов, организаций и граждан включает в настоящее время в качестве обязательной составляющей информационную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распространения.

Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти.

Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Система защиты секретов – наиболее сильное звено государственного опосредования общественных отношений в информационной сфере. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства.

Вследствие величины возможного ущерба от её разглашения государственная тайна занимает приоритетное место в системе социального института тайн. Режим защиты государственной тайны – важнейший элемент системы государственного управления.

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной степени наличествует во всех государствах мира. Это вполне объяснимо и логично, поскольку информация, с одной стороны – объект отношений людей, а с другой – ресурс: ресурс управления, принятия решений. Поэтому в качестве реальной угрозы своей безопасности государства рассматривают потенциально возможную утечку защищаемой информации за границу.

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:

1) сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна);

2) режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т.е. механизм их защиты;

3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений.

Понятие «государственная тайна» является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От её правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов. Определение этого понятия дано в Законе РФ «О государственной тайне».

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В этом определении указываются категории сведений, которые защищаются государством, и сообщается, что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности. Для сравнения приведем краткие определения понятия «государственная тайна», даваемые специалистами других стран.

В Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государственной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности ФРГ.

В Исполнительном Указе Президента США от 2.04.1982 г. говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкционированного раскрытия.

В некоторых странах это понятие выражается в других терминах, например, в Японии – «оборонный секрет».

Модель определения государственных секретов обычно включает в себя следующие существенные признаки:

1) предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну;

2) противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны;

3) указание в законе, перечне или инструкции сведений, составляющих государственную тайну;

4) наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.

Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней. В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержащиеся под этими грифами сведения являются государственной тайной.

К сведениям особой важности (Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870) следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить такие сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики Российской Федерации в одной или нескольких областях.

К секретным сведениям следует относить все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации.

Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, содержится в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

— о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

— о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

— о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

— о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

— о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

— об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

— о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

— об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанного вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

— о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

— об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

— о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

— об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

— о методах и средствах защиты секретной информации;

— об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

— о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

— о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

— о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

В статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» приведён перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

— о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *