Инструкция 191

Магурина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Казенные учреждения составляют бухгалтерскую (бюджетную) отчетность по формам и в порядке, которые утверждены Инструкцией № 191н. Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 244н в данный документ были внесены изменения, которые применяются при составлении бюджетной отчетности начиная с отчетности за 2018 год. Поскольку к моменту, когда журнал выйдет из печати, учреждения уже составят и представят годовые отчетные формы, в рамках этой статьи мы не будем касаться изменений, которые затронули бухгалтерские формы, составляемые по итогам года, а рассмотрим лишь те новшества Инструкции № 191н, которые будут актуальны при составлении месячных, квартальных и полугодовых отчетных форм в 2019 году.

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Согласно п. 23 Инструкции № 191н справка (ф. 0503125) формируется:

  • ежемесячно – в отношении определения взаимосвязанных показателей по денежным и неденежным расчетам в части исполнения предусмотренных на финансовый год доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета в результате обменных операций без движения денежных средств бюджета (далее – некассовые операции);

  • на 1 января года, следующего за отчетным, – по денежным и неденежным расчетам;

  • на иную отчетную дату, установленную органом, уполномоченным формировать консолидированные формы бюджетной отчетности.

Для справки: Приказом Минфина РФ № 244н в п. 23 Инструкции № 191н внесено уточнение, устанавливающее, что в целях формирования справки (ф. 0503125) к взаимосвязанным показателям по консолидируемым расчетам не относятся показатели, сформированные при отражении объектов аренды на льготных условиях (показатели, сформированные в корреспонденции со счетами 0 401 40 182, 0 401 50 200).

Эта отчетная форма заполняется на основании показателей по счетам, указанным в п. 23 Инструкции № 191н. В перечень счетов, содержащихся в данном пункте, Приказом Минфина РФ № 244н внесена лишь одна поправка: счет 0 401 10 180 «Прочие доходы» заменен на счет 0 401 10 189 «Иные доходы». Это нововведение обусловлено детализацией в 2018 году статьи 180 КОСГУ подстатьями 181 – 189. При этом Минфин уточнил, что при заполнении справки (ф. 0503125) отражается показатель по счету 0 401 10 189.

В пункте 30 Инструкции № 191н установлен порядок заполнения справки (ф. 0503125) по счету 0 401 10 189 «Иные доходы». Ранее этот пункт предусматривал особенности заполнения справки (ф. 0503125) по счету 0 401 10 180.

Заметим, что при формировании справки (ф. 0503125) к взаимосвязанным показателям по консолидируемым расчетам не относятся показатели, сформированные при передаче (получении) ссудодателем (ссудополучателем) объектов аренды на льготных условиях (показатели, сформированные в корреспонденции со счетами 1 401 50 200, 1 401 40 182). Указанная информация в справке (ф. 0503125) не отражается.

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Данная отчетная форма согласно п. 68 Инструкции № 191н составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности. Отчет (ф. 0503128) составляется и представляется по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Новым является дополнение п. 70 Инструкции № 191н абзацем следующего содержания: «В графе 8 отражаются принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов, в том числе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений)».

Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)

В силу п. 146 Инструкции № 191н эта отчетная форма составляется и представляется получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета и содержит данные о движении денежных средств на счетах в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях ЦБ РФ, кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, включая средства во временном распоряжении, по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным. Отчет (ф. 0503123) составляется в разрезе кодов КОСГУ. Приказом Минфина РФ № 244н форма отчета приведена в соответствие с Указаниями № 65н в редакции Приказа Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н.

Кроме того, скорректирован порядок заполнения строк 020, 071, 120 графы 4 разд. 1 «Поступления». В новой редакции п. 150 Инструкции № 191н сказано, что:

  • показатель строки 020 равен сумме показателей строк 030, 040, 050, 060, 070, 080, 120. При этом показатели строк, формирующие итоговый показатель группы доходов в структуре статей КОСГУ (строки 040 (статья 120 КОСГУ), 050 (статья 130 КОСГУ), 060 (статья 140 КОСГУ), 070 (статья 150 КОСГУ), 120 (статья 180 КОСГУ)), отражаются по доходам в структуре подстатей КОСГУ;

  • показатель строки 071 формируется как сумма показателей по подстатье 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ» КОСГУ. Показатели в части возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет (показатели по соответствующим аналитическим счетам счета 1 210 02 000 (1 210 02 151)) не учитываются;

  • показатель строки 120 равен сумме показателей по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Показатели по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в части показателей по доходам от возврата остатков субсидий прошлых лет, предоставленных учреждениям, иным юридическим лицам (физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг) (показатели по соответствующим аналитическим счетам счета 1 210 02 000), по этой строке не отражаются.

Приказом Минфина РФ № 244н был уточнен и порядок заполнения строки 220 графы 4 разд. 2 «Выбытия»: показатели строк, формирующие итоговый показатель группы расходов в структуре статей КОСГУ (строки 230 (статья 210 КОСГУ), 240 (статья 220 КОСГУ), 250 (статья 230 КОСГУ), 260 (статья 240 КОСГУ), 270 (статья 250 КОСГУ), 280 (статья 260 КОСГУ), 290 (статья 270 КОСГУ), 300 (статья 290 КОСГУ)), отражаются по расходам в структуре подстатей КОСГУ.

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Пояснительная записка (ф. 0503160) включает в себя несколько таблиц, разъясняющих и детализирующих отдельные показатели деятельности субъекта отчетности. Для каждой таблицы, включаемой в состав пояснительной записки (ф. 0503160), установлена своя периодичность составления и представления. Ниже рассмотрим особенности заполнения форм 0503169 и 0503173.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

Эта отчетная форма содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов (п. 167 Инструкции № 191н). Форма заполняется раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности по видам деятельности.

Сведения (ф. 0503169) заполняются получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Показатели, отраженные в сведениях (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.

Сама форма по-прежнему включает в себя два раздела:

  • раздел 1 (отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности субъекта учета с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием для возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены (далее – просроченная кредиторская, дебиторская задолженность));

  • раздел 2 (раскрывается аналитическая информация о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности субъекта учета, в случае если размер такой задолженности составляет 1 млн руб. и более).

В порядок заполнения этой отчетной формы внесены следующие коррективы.

Во-первых, установлено, что в сведения (ф. 0503169) не включаются данные по счетам, предназначенным для исправления ошибок прошлых лет (0 304 86 000, 0 304 96 000, 0 304 84 000, 0 304 94 000), а также показатели изменения расчетов (дебиторской, кредиторской задолженности), сформированные в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет (при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде). Таким образом, показатели, формирующие значения граф 5 – 8 сведений (ф. 0503169), не содержат показателей оборотов, сформированных в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет (при отражении изменения расчетов (дебиторская, кредиторская задолженность прошлых лет)).

Во-вторых, в форму сведений включены показатели по счетам 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов», 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом п. 167 Инструкции № 191н установлен особый порядок отражения показателей по данным счетам.

Показатели по счетам 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов», 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» отражаются в сведениях (ф. 0503169) в разрезе кодов КОСГУ в следующем порядке.

Номер графы

Отражаемый показатель

2, 9

Указывается общая сумма по состоянию на начало года и конец отчетного периода соответственно

5, 7

Отражается общая сумма увеличения (показатель кредитового оборота), уменьшения (показатель дебетового оборота) соответствующего счета аналитического учета

3, 4, 6, 8, 10, 11, 13, 14

Не заполняются

Заполняется по сопоставимым показателям за аналогичный отчетный период прошлого финансового года

Заметим, что по счету 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в 1 – 17-м разрядах номера счета отражаются показатели в структуре: XX XX 00000 00000 XXX, в 24 – 26-м разрядах – XXX. По счету 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов», на котором приводится информация об объектах аренды на льготных условиях в части доходов будущих периодов по безвозмездному использованию (льготной аренде) имущества, номер счета отражается в структуре: X XX 00000 00 0000 000 1 401 40 1ХХ (подстатьи 121, 122, 123, 182 КОСГУ) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/2736, Федерального казначейства № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019).

В-третьих, установлено, какая задолженность не является просроченной. Напомним, что в графах 4, 11, 14 разд. 1 формы отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, конец отчетного периода и конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно. Не относятся к просроченной дебиторской, просроченной кредиторской задолженности и не отражаются в графах 4, 11, 14:

  • дебиторская задолженность, сформированная по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся на соответствующих аналитических счетах счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;

  • кредиторская задолженность, сформированная по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 302 24 000 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом», в объеме остаточной стоимости права пользования нефинансовыми активами на отчетную дату.

Также при заполнении этой отчетной формы необходимо учесть следующее. В графе 2 сведений (ф. 0503169) указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года, которая должна быть равна данным графы 9 формы, составленной на конец отчетного периода предыдущего года с учетом изменения показателей, указанных обособленно в журналах по прочим операциям (ф. 0504071) (по кодам причин изменения, в частности, по исправлению ошибок прошлых лет) и учтенных при формировании показателей графы 3 разд. 1 сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), а также с учетом изменения по перерасчету показателей отчетности (графа 8 разд. 1 сведений (ф. 0503173)).

Достаточно часто субъект учета в своей деятельности сталкивается с ситуацией, когда у него в течение финансового года имеется задолженность, подлежащая урегулированию (например, дебетовый остаток по возврату ранее предоставленного авансового платежа, отраженный по счету 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»). В случае если по контракту (договору), на основании которого возникла такая задолженность, не предполагаются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, инициируется расторжение контракта (договора), показатель, сформированный по счету 0 206 00 000, переносится на соответствующий счет аналитического учета счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» (0 209 34 000, 0 209 36 000). Но это правило действовало и до внесения в Инструкцию № 191н изменений. Относительно переноса показателей со счета 0 206 00 000 на счет 0 209 00 000 в Письме Минфина РФ № 02-06-07/2736, Федерального казначейства № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019 сказано, что не исполненная на конец финансового года задолженность по возврату авансов 2018 года переносится последним рабочим днем отчетного периода на счет 1 209 36 000 и отражается в сведениях (ф. 0503169) в составе просроченной задолженности.

Показатели дебиторской задолженности по восстановлению (компенсации) затрат, отраженные по счету 1 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат» (изменение задолженности), указываются в сведениях (ф. 0503169) по дебиторской задолженности на общих основаниях.

Далее в форме таблицы обозначим особенности заполнения сведений (ф. 0503169) в части наличия дебиторской (кредиторской) задолженности по отдельным счетам (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/2736, Федерального казначейства № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019).

Номер счета, по которому на отчетную дату имеется задолженность

Особенности отражения в сведениях (ф. 0503169)

Кредиторская задолженность по счетам 0 205 11 000, 0 205 20 000, 0 205 30 000, 0 205 40 000, 0 205 61 000

Задолженность может быть погашена (возвращена) только по обращению кредитора (далее – задолженность, имеющая заявительный характер, задолженность заявительного характера), является непросроченной (текущей) и краткосрочной задолженностью и не отражается в графах 10 и 11 сведений (ф. 0503169)

Кредиторская задолженность по счету 0 205 81 000

Задолженность является непросроченной, краткосрочной задолженностью и не отражается в графах 10 и 11 сведений (ф. 0503169)

Кредиторская задолженность по счету 0 205 70 000

Задолженность отражается в составе просроченной задолженности только при нарушении условий реализации нефинансовых активов

Дебиторская задолженность по счету 0 209 70 000

Задолженность отражается в составе просроченной задолженности, если виновное лицо, по которому числится задолженность, нарушило установленный срок ее погашения. Если в отношении задолженности не установлено виновное лицо либо срок погашения (оплаты) задолженности не определен, в графах 10 и 11 сведений (ф. 0503169) она не показывается

Дебиторская задолженность подотчетных лиц по возврату предоставленных им средств по счету 0 208 00 000

Задолженность отражается в составе просроченной задолженности в случае нарушения подотчетным лицом сроков возврата средств в соответствии с порядком, установленным субъектом учета.
Если по результатам инвентаризации на 01.01.2019 на счетах аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» выявлена задолженность (дебетовый остаток) подотчетного лица, отношения с которым прекращены (оно не является сотрудником субъекта учета), такая задолженность, соответствующая критериям актива (подлежащая урегулированию), подлежит переносу на счет 1 209 36 000 с отражением в сведениях (ф. 0503169) в составе просроченной задолженности

Кредиторская задолженность субъекта учета перед подотчетными лицами по счету 0 208 00 000

Задолженность отражается в составе просроченной задолженности в случае нарушения субъектом учета сроков перечисления (выдачи) средств подотчетному лицу в соответствии с порядком, установленным субъектом учета. Кредиторская задолженность перед подотчетным лицом заявительного характера к просроченной задолженности не относится и в графах 10, 11 сведений (ф. 0503169) не отражается

Дебиторская задолженность по счетам 0 205 00 000, 0 209 00 000 в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся по состоянию на 01.01.2019 на соответствующих аналитических счетах счета 0 401 40 000

Такой вид задолженности не относится к просроченной задолженности и не отражается по графам 10, 11 сведений (ф. 0503169)

Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173)

Информация в сведениях (ф. 0503173) содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета и баланса исполнения бюджета, а также иных отчетов (сведений), содержащих показатели на начало отчетного периода. Приказом Минфина РФ № 244н форма сведений была скорректирована, как и порядок ее заполнения. Поскольку финансовым ведомством предусмотрены корректировка показателей форм бухгалтерской отчетности по причине совершения исправительных записей прошлого отчетного периода, корректировка входящих остатков в случае изменения норм законодательства РФ, сведения (ф. 0503173) будут часто заполняться субъектами учета. Как установлено новой редакцией п. 170 Инструкции № 191н, периодичность представления формы – годовая, за исключением случаев, связанных с проведением в течение финансового года реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), ликвидации субъекта бюджетной отчетности, исправлением в течение финансового года ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета, пересчетом показателей отчетности в связи с выявлением ошибок в порядке формирования бюджетной отчетности. В указанных случаях сведения (ф. 0503173) формируются и представляются субъектом отчетности в составе бюджетной отчетности в течение финансового года: на дату реорганизации, ликвидации и (или) по решению субъекта отчетности о раскрытии информации об исправлении им выявленных ошибок. При обнаружении субъектом учета ошибки, которая влияет на показатели представленной ранее отчетности, об этом сообщается субъекту консолидированной отчетности, который принимает решение о корректировке показателей отчетных форм. В случае положительного решения субъект учета на дату обнаружения ошибки вносит исправительные записи и в течение отчетного периода формирует сведения (ф. 0503173) (то есть в части отражения информации по исправлению ошибок прошлых периодов форма составляется в течение финансового года на нерегулярной основе).

Сведения (ф. 0503173) оформляются главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета, финансовым органом, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета, в разрезе бюджетной деятельности и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение, с обособлением изменения показателей на начало отчетного периода по соответствующим кодам причин изменения вступительного баланса:

  • «01» – реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), ликвидация субъекта бюджетной отчетности, изменение типов государственных учреждений на начало финансового года;

  • «02» – изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе;

  • «03» – исправление ошибок прошлых лет;

  • «04» – изменение учетной политики;

  • «05» – пересчет показателей отчетности;

  • «06» – иные причины, предусмотренные законодательством РФ (с указанием причин, повлиявших на изменение показателей вступительного баланса).

Каждому коду причины изменения показателей вступительного баланса соответствует своя графа формы. Показатели, отраженные в сведениях (ф. 0503173), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.

Обращаем ваше внимание, что показатели в сведениях (ф. 0503173) не отражаются, если не было информации о сопоставимости показателей учета (например, выделение из показателей баланса информации о долгосрочных и (или) внеоборотных активах (обязательствах) на 01.01.2018 не является изменением валюты баланса и не отражается в сведениях (ф. 0503173)). Однако деление на 01.01.2018 показателей по счету 1 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» на дебетовые и кредитовые остатки по счету с отражением по строкам 282 и 434 баланса (ф. 0503130) повлияло на оценочное значение указанных показателей, в связи с чем информация о данном изменении подлежит отражению в графе 9 при заполнении сведений (ф. 0503173) на 01.01.2019.

Если значения показателей в группировочных строках сведений (ф. 0503173) не изменились, а показатели по аналитическим счетам, включенным в указанные строки, изменились, в графе 9 (код причины изменения «06») сведений (ф. 0503173) отражается значение, равное нулю (например, в случае реклассификации объектов основных средств в графе 9 по строке 010 приводится значение «0,00»).

Пересчет показателей отчетности допустим при корректировке ошибок, связанных с неправильным формированием отчетных показателей. Как правило, изменения по коду «05» (графа 8) формируются субъектом консолидированной отчетности или субъектом индивидуальной отчетности по согласованию с субъектом консолидированной отчетности.

* * *

В завершение консультации отметим, что в ней мы отразили лишь основные изменения в составлении бюджетных форм бухгалтерской отчетности, произошедшие в результате вступления в силу Приказа Минфина РФ № 244н.

Отчетность бюджетных организаций в связи с коронавирусом

Вышли Письма Минфина России, Казначейства России от 31.03.2020 № 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676 «Об особенностях составления и представления в 2020 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 01.04.2020 главными администраторами средств».

Учитывайте при подготовке отчетности на 1 апреля 2020 года.

Формирование и представление бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений:

  1. Отчет (ф. 0503738-НП) составляется и представляется на 1-е число каждого месяца, за исключением отчетности на 1 апреля 2020 года, в соответствии с пунктами 47.1, 48.1, 49.1 Инструкции № 33н.
  2. ​Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется.

Состав бюджетной отчетности на 1 апреля 2020 года:

  • Справка (ф. 0503125).
  • Отчет (ф. 0503127).
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184).
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) — текстовая часть.
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
  • Сведения (ф. 0503178).
  • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).

Дополнительно составляются и представляются:

  • Сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. 0503128 ФАИП).
  • Отчет (ф. 0503127 Z).
  • Отчет (ф. 0503127 ПРП 600).
  • Сведения (ф. 0503178 Z).

Далее вспомним основные правила составления отчетности и учтем очередные изменения Инструкций.

Состав форм отчетности за I квартал 2020 года

С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.

По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:

  1. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
  2. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
  3. Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
  • сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).

Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:

  1. Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
  2. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
  3. Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Приказ Минфина России от 31.01.2020 № 13н изменил Инструкцию 191н. Новая редакция действует с 22 марта 2020 года, т.е. отчетность за I квартал составляем уже с учетом поправок.

Из представленного списка квартальных отчетных форм изменились:

  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) — технические поправки;
  • Справка об изменении валюты баланса (ф. 0503173) — появилась еще одна графа.

Изменения в Инструкцию 33н внес Приказ Минфина России от 30.01.2020 № 11н, на дату выхода статьи приказ находился на юридической регистрации. Его положения в основном касаются форм годовой отчетности — бухгалтеры их учли, когда составляли отчетность за 2019 год.

Изменения справки по консолидируемым расчетам

ф. 0503125

  • Суммы задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов (МБТ), подлежащих возврату в бюджет, отражаются на счетах 120551000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 120561000 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
  • Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, нужно вернуть в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены (ст. 242 БК РФ). Срок возврата — в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Правила формирования бухгалтерских остатков на этих счетах для определения сумм возвратов изложены в Письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению межбюджетных трансфертов». Напомним основные этапы расчетов в учете получателя средств:

  1. В момент возникновения права на получение трансферта, предоставленного с условиями при передаче активов, администратор доходов, получивший трансферт, отражает:
    Д-т 1 205 51 (61) 561 К-т 1 401 40 151 (161);
  2. При получении трансферта:
    Д-т 1 210 01 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  3. При выполнении условий предоставления МБТ получатель признает доходы текущего финансового года по полученным межбюджетным трансфертам:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 401 10 151 (161)
  4. В случае неиспользованного остатка средств трансферта на конец года получатель закрывает расчеты по МБТ и восстанавливает в учете кредиторскую задолженность к возврату:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  5. В случае неиспользованного остатка средств трансферта на конец года при подтверждении потребности (при наличии принятых и не исполненных денежных обязательств по целевым расходам (принятой кредиторской задолженности) кредиторская задолженность восстанавливается путем уменьшения доходов текущего финансового года.
    Д-т 1 401 10 151 (161) К-т 1 205 51 (61) 661
  6. Возврат остатка МБТ в следующем финансовом году:
    Д-т 1 205 51 (61) 561 К-т 1 210 02 151 (161)

Единая методология бухгалтерского (бюджетного) учета, изложенная проектом Инструкции 162н, предполагает:

  • начисление администратором доходов бюджета от предоставления МБТ (администратором возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, предоставленных в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возврата неиспользованных остатков целевого межбюджетного трансферта по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 «Доходы будущих периодов экономического субъекта» (040140151, 040140161) и кредиту счета 030305731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»:
    Д-т 1 401 40 151 (161) К-т 1 303 05 731
  • возврат остатка будет отражаться:
    Д-т 1 303 05 831 К-т 1 210 02 151 (161)

Консолидации сумм задолженности по неиспользованным остаткам целевых межбюджетных трансфертов, подлежащих возврату в бюджет, предоставивший целевой межбюджетный трансферт, подлежат не только показатели счетов 120551000 и 120561000, как это было в 2019 году, но и счета 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» — по правилам 2020 года. Именно такая поправка и была внесена во все соответствующие пункты Инструкции 191н.

Сведения об изменении валюты баланса

ф. 0503173, ф. 0503773

В отчетности за 2019 год форма ведений об изменении валюты баланса на основании требований к составлению и представлению годовой отчетности дополнена графой 10 с кодом причины «Исправление ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля».

Приказами 11н и 13н новая графа официально добавлена.

Напомним, периодичность представления Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не только годовая:

  • при проведении в течение финансового года реорганизации, ликвидации субъекта отчетности, исправления в течение финансового года ошибок прошлых лет, а также пересчета показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования отчетности Сведения (ф. 0503173, ф. 0503773) формируются и представляются в течение финансового года на дату реорганизации, ликвидации и (или) по решению субъекта отчетности о раскрытии информации об исправлении им выявленных ошибок (п. 170 Инструкции 191н, п. 72 Инструкции 33н).

Если субъект отчетности в течение I квартала выявит и исправит ошибку прошлых лет, то в составе отчетности уже за I квартал необходимо будет представить и Сведения об изменении валют баланса.

Ошибкой прошлых лет признается ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности за этот период (п. 33 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Ситуация: учреждение уже сдало отчетность за 2019 год — ошибки за 2019 год оно будет исправлять в период (на дату), когда обнаружит ошибки, применяя специальные счета исправления ошибок прошлых лет, предусмотренные Инструкцией 157н.

Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД

ф. 0503737

В отчетности за I квартал 2020 года Отчет ф. 0503737 представляется по правилам и форме предыдущей редакции Приказа Минфина России от 16.05.2019 № 73н. Здесь без изменений.

Но с 2020 года изменились требования к составлению Плана ФХД. Теперь порядок его составления, утверждения, внесения в него изменений регулирует Приказ Минфина России от 31.08.2018 № 186н (в ред. от 07.02.2020). Одно из наиболее важных отличий нынешней формы Плана ФХД от формы прошлого года — появилась специальная группа строк для отражения плановых показателей уплаты налогов, базой которых являются доходы (НДС, прибыль, УСН).

В разделе 1 «Поступления и выплаты» новой формы плана ФХД предусмотрены строки:

Наименование показателя Код строки Код по бюджетной классификации Российской Федерации Аналитический код Сумма
на 20__ г. текущий финансовый год
Выплаты, уменьшающие доход, всего 3000 100
в том числе:
налог на прибыль
3010
налог на добавленную стоимость 3020
прочие налоги, уменьшающие доход 3030

Показатели этих строк отражаются со знаком «минус», так как уплата налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций — это выплаты, уменьшающие доходы учреждения, а не его расходы.

Именно с минусом итоговые плановые назначения будут отражаться и в самом Отчете об исполнении Плана ФХД:

1. Доходы учреждения

(фрагмент)

Наименование показателя Код строки Код аналитики Утверждено плановых назначений Исполнено плановых назначений Отклонения
через лицевые счета ….. Итого
1 2 3 4 5 9 10
Доходы — всего 010
Прочие доходы 180 -1000,00 -1000,00 -1000,00 0,00

Вывод: принципиальных изменений в составе форм и порядке составления отчетности за I квартал нет. Напомним об обязательности представления Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760). Требования к ее нетабличной информации закреплены ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Обратите внимание: 25 марта 2020 года Минфин России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместил:

1. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

В связи с ситуацией с новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса приказ Минфина России ‎от 25.03.2011 № 33н дополнят пунктом 4:

  • «4. Настоящий Приказ не применяется при составлении квартальной бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года в части формирования и представления следующих форм:
    • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
    • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
    • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
    • Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)».

2. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Приказ дополнят пунктом 2.1:

  • «2.1. Составление и представление бюджетной отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года осуществляется с учетом следующих положений:
  • главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором доходов бюджета:
  • Отчет (ф. 0503128), содержащий данные о принятии и исполнении получателями бюджетных средств бюджетных обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) (далее — Отчет (ф. 0503128-НП) не составляется и не представляется;
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) составляется в соответствии с пунктами 63 — 65 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в текстовой части в случае необходимости пояснения отдельных показателей бюджетной отчетности;
  • Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) составляются по группе граф «Причины отклонений от планового процента»;
  • Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) составляются по разделу 1 «Счета в кредитных организациях» по бюджетной деятельности;
  • для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации:

  • сводный Отчет (ф. 0503128-НП) не составляется и не представляется;
  • Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360) составляется в текстовой части в случае необходимости пояснения отдельных показателей бюджетной отчетности;
  • Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364) не составляется и не представляется;
  • дополнительные сведения, раскрывающие информацию о ходе реализации государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов) за счет средств субсидии на иные цели и субсидии на цели осуществления капитальных вложений, не составляются и не представляются;
  • консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и автономных учреждений не представляется».

Документ

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

В связи с мероприятиями по обеспечению охраны здоровья населения и нераспространению коронавирусной инфекции (COVID-19) Минфин России планирует внести изменения в приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Проект приказа размещен на сайте министерства во вкладке «Документы», подразделе «Проекты», а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов по .

Бюджетная отчетность на 1 июля 2020 года

Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н планируется дополнить пунктом 2.2, который устанавливает особенности составления и представления бюджетной отчетности на 1 июля 2020 г.:

  • ГРБС, РБС, ПБС, ГАИФ, АИФ, ГАДБ, АДБ составляют отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) в составе показателей для ежемесячных форм (пп. 63 – 65 Инструкции № 191н), отчет (ф. 0503127 о бюджетных назначениях) представлять не нужно;
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503123), отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) представляются в срок для сдачи месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 г.

Пояснительную записку (ф. 0503160) нужно представить в составе:

  • текстовая часть – если необходимо раскрыть дополнительную информацию об исполнении бюджета;
  • сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) – составляет и представляет ГРБС в части показателей граф 8 и 9 раздела 2 «Расходы бюджета», раздел 1 «Доходы бюджета» и раздел 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» сведений (ф. 0503164) не заполняются;
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) – в срок для сдачи месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 г.;
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), кроме сведений об остатках по средствам во временном распоряжении.

Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) составлять и представлять не требуется.

ГРБС (РБС), которые выполняют функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и (или) автономных учреждений, составляют и представляют консолидированную бухгалтерскую отчетность:

  • в срок для представления квартальной бюджетной отчетности на 1 июля 2020 г. – отчет (ф. 0503737), текстовую часть пояснительной записки учреждения (ф. 0503760) при необходимости раскрытия дополнительной информации, сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • в срок, установленный Инструкцией № 191н – отчет (ф. 0503738-НП);
  • в срок для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 г. – текстовую часть пояснительной записки учреждения (ф. 0503760) при необходимости раскрытия дополнительной информации, иные отчеты, которые бюджетные и автономные учреждения представляют в составе квартальной бухгалтерской отчетности на 1 июля 2020 г.

Консолидированные сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) составлять и представлять не нужно.

Финансовые органы представляют:

  • текстовую часть пояснительной записки (ф. 0503160) – при необходимости раскрытия дополнительной информации об исполнении бюджета;
  • сводный отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), сводный отчет о движении денежных средств (ф. 0503123), консолидированные сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) – в срок для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 г.

Финансовый орган, формирующий бюджетную отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации, представляет:

  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323), сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369) – в срок для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 г.;
  • текстовую часть пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360) – при необходимости раскрытия дополнительной информации об исполнении консолидированного бюджета;

Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364) не составляются и не представляются.

Финансовые органы представляют консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность бюджетных и автономных учреждений в том же составе, что ГРБС (РБС).

Постоянные изменения в Инструкцию № 191н

В проекте приказа предусмотрены также изменения в Инструкцию № 191н, которые не связаны с распространением коронавирусной инфекции.

С бюджетной отчетности на 1 октября 2020 г. сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) предполагается заполнять только в части данных об исполнении через банковские счета.

Из состава пояснительной записки будут исключены формы:

  • сведения о результатах деятельности (ф. 0503162) и разъяснения к форме;
  • сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167);
  • Таблица № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций»;
  • сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174).

Из состава пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360) предполагается исключить:

  • сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364);
  • сведения о доходах консолидированного бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503374).

В настоящее время проекты приказов проходят общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу и в них могут быть внесены изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *