Инструкция для водителя погрузчика

Утверждено
Приказом Роскомторга
от 03.10.1995 г. N87

Вводятся в действие —
с 1 января 1996 года

ТОИ Р-95120-004-95

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОПОГРУЗЧИКА

1. Общие требования безопасности

1.2. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку на данном транспортном средстве под наблюдением опытного водителя; гигиеническую подготовку со сдачей зачета (в продовольственном складе (базе), холодильнике); проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Работник, допускаемый к работам по транспортировке и перемещению сжиженных газов в баллонах под давлением, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных и вредных веществ (кислот, щелочей и др.), должен пройти специальное обучение безопасности труда и иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью.
1.3. Во время работы работник проходит:
проверку знаний безопасности труда — ежегодно;
проверку знаний по электробезопасности — ежегодно;
проверку гигиенических знаний (в продовольственном складе, (базе), холодильнике) — один раз в 2 года;
периодический медицинский осмотр:
работник, имеющий непосредственный контакт с пищевыми продуктами, — ежегодно;
работник, испытывающий воздействие опасных и вредных производственных факторов, — один раз в 1 — 2 года (с учетом требований органов здравоохранения);
остальные — один раз в 3 года (с учетом требований органов здравоохранения).
Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен получать один раз в 3 месяца.
1.4. Со дня установления беременности женщины переводятся на другую работу.
1.5. На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (движущиеся машины и механизмы, подвижные части подъемно — транспортного оборудования, обрушивающиеся штабели складируемых товаров; пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; недостаточная освещенность рабочей зоны; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования; нервно — психические перегрузки).
1.6. Работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты. Рекомендуемые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты: комбинезон хлопчатобумажный ГОСТ 12.4.100-80, ГОСТ 12.4.099-80 — на 12 месяцев;
сапоги резиновые — на 12 месяцев;
рукавицы комбинированные ГОСТ 12.4.010-75 — на 3 месяца.
На наружных работах зимой дополнительно:
куртка и брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке в зависимости от климатических поясов — на 18 — 36 месяцев;
валенки ОСТ 17-337-79 в зависимости от климатических поясов — на 24 — 48 месяцев.
1.7. Для обеспечения пожаро- и взрывобезопасности следует:
убирать использованные обтирочные материалы (промасленные концы, тряпки и пр.) в металлические ящики с плотными крышками;
не пользоваться открытым огнем, спичками или факелом и не курить при заправке погрузчика горючим или проверке уровня горючего в баке;
не оставлять погрузчик с работающим двигателем вблизи легковоспламеняющихся материалов.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться, что на рабочем месте нет посторонних предметов, а инструмент и необходимые детали находятся в специально отведенных местах. Кабина должна удовлетворять следующим требованиям:
ветровые и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
щетки стеклоочистителя (при его работе) должны свободно перемещаться и обеспечивать нормальную очистку ветрового стекла;
замки дверей должны быть исправными и не допускать самопроизвольного их открывания;
сиденье и спинка сиденья должны быть регулируемыми для обеспечения удобной посадки водителя, не иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов;
пол кабины должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.
2.2. Проверить внешним осмотром:
состояние сварных швов верхних кронштейнов;
надежность крепления деталей и механизмов;
отсутствие течи (топлива, воды, антифриза, смазочного масла) во всех системах (питания, охлаждения, смазки) двигателя;
наличие тормозной жидкости в главном цилиндре;
отсутствие повреждений в гибких шлангах;
убедиться в отсутствии повреждений цепей и правильности их крепления к раме и каретке грузоподъемника;
состояние электрооборудования. Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию, а также должна быть исключена возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все приборы электрооборудования должны быть надежно закреплены;
заправку погрузчика топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью;
уровень электролита в аккумуляторной батарее;
состояние шин и крепление колес. Шины и диски колес должны находиться в техническом состоянии, гарантирующем безопасность движения. Диски колес не должны иметь трещин и погнутости. Они должны быть надежно закреплены на ступицах. Замковые кольца должны быть исправны и правильно установлены. Не разрешается эксплуатировать шины:
с полностью изношенным рисунком протектора;
не соответствующие размеру и допустимой нагрузке данного транспортного средства;
со сквозным отверстием, разрывом нитей корда, расслоением и другими механическими повреждениями покрышки;
спаренные с шинами, имеющими значительный износ рисунка протектора.
2.3. Проверить работу:
ножного и ручного тормоза, в случае необходимости произвести их регулирование. При проверке стояночного тормоза необходимо убедиться в отсутствии трещин тормозного диска; рычаг (рукоятка) ручного тормоза при его затягивании нормальным усилием правой руки не должен доходить до своего крайнего положения на 1 — 2 зуба храпового устройства, не упираться при этом в сиденье водителя и должен надежно удерживаться запирающим устройством. Тяги и колодки ручного тормоза должны быть закреплены и зашплинтованы;
усилителя рулевого управления. Люфт рулевого колеса должен быть не более 25 град.;
звукового сигнала;
переключателя света (фар, заднего фонаря, стоп — сигнала и фонарей поворотов);
механизмов подъема и наклона в движении без груза (на холостом ходу).
2.4. Проверить давление в шинах. Давление воздуха в шинах должно соответствовать норме, установленной для данного транспортного средства.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Соблюдать Правила дорожного движения, не передавать управление погрузчиком посторонним лицам.
3.2. Работы по перемещению грузов производить только по указанию лица, в распоряжение которого выделен погрузчик.
3.3. При запуске двигателя с помощью рукоятки не охватывать пусковую рукоятку большим пальцем.
3.4. При любой остановке ставить погрузчик на ручной тормоз.
3.5. Подъем и опускание груза производить на рабочих горизонтальных площадках с твердым и ровным покрытием, очищенном в зимнее время от снега и льда, а при гололеде — посыпанным песком.
3.6. Поднимать и опускать груз только при наличии просвета под грузом, обеспечивающего свободный вход и выход вилочного захвата.
3.7. Подъем груза производить осторожно, без рывков, постепенно увеличивая частоту вращения двигателя и плавно перемещая рычаг управления, только при вертикальном или наклоненном назад положении рамы грузоподъемника.
3.8. Наклон рамы грузоподъемника с поднятым грузом производить плавно, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона.
3.9. Груз размещать вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно относительно левой и правой сторон вилочного захвата, груз не должен свешиваться с концов вилочного захвата.
3.10. Движение погрузчика начинать, когда рама (с грузом или без него) отклонена назад, а груз приподнят над землей на 0,3 — 0,4 м. Не допускать движение погрузчика с поднятым грузом.
3.11. Транспортирование тары и установку ее в штабель производить поштучно или готовыми пакетами.
3.12. К месту погрузки (выгрузки) подъезжать только на первой передаче; замедлять скорость движения при наличии даже небольших неровностей дорожного покрытия.
3.13. Перед подъемом и опусканием груза затормозить погрузчик и осмотреть место, откуда поднимать или куда опускать груз.
3.14. Подъем груза, масса которого близка к предельной грузоподъемности, производить постепенно: сначала поднять его на 0,2 — 0,25 м, затем остановить его и проверить правильность действия механизмов и тормозов. При обнаружении неполадок груз немедленно опустить.
3.15. Перемещение грузов больших размеров, затрудняющих обзор пути, производить задним ходом только при сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и подавать сигналы.
3.16. Замедлить движение погрузчика и подать звуковой сигнал: в местах скопления людей; в проходах; при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; трогании с места задним ходом.
3.17. Проявлять особую осторожность при транспортировании грузов в узких проездах. Не задевать штабели грузов.
3.18. Транспортировать мелкие штучные грузы только в специальной таре.
3.19. В ночное время производить работу только при хорошем электрическом освещении штабелей и дорог.
3.20. Следить, чтобы перемещаемый груз на всем протяжении пути не цеплялся за препятствия и не находился над людьми.
3.21. Следить за дорогой и окружающей обстановкой во время движения, своевременно принимать меры по предотвращению возможной аварии.
3.22. Соблюдать установленные скорости движения в зависимости от условий движения и состояния дорожного покрытия.
3.23. Учитывать габариты проема при проезде через ворота и двери.
3.24. Перевозить грузы через рельсовые пути по железнодорожному переезду при поднятом шлагбауме и разрешающем сигнале светофора.
3.25. Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомобиля только сбоку или сзади, не переносить груз через кабину.
3.26. В момент опускания груза в кузов автомобиля следить, чтобы в нем не находились люди.
3.27. Соблюдать норму ярусности для тары, не устанавливать в штабель неисправную тару.
3.28. Во время эксплуатации погрузчика не допускается:
выезжать на линию без разрешения администрации, путевого листа и прав на управление погрузчиком;
открывать ворота при помощи нажима на них вилочным захватом погрузчика, а также перевозимым грузом;
перевозить груз, превышающий грузоподъемность погрузчика;
при движении с грузом допускать крутые повороты, поднимать и опускать груз;
транспортировать грузы, центр тяжести которых расположен на большом расстоянии от передней стенки вилочного захвата;
опускать груз на трубы газо-, паропроводов, электрические кабели, временные перекрытия;
поднимать груз, засыпанный землей, строительным мусором, снегом, примерзший к земле или залитый бетоном;
резко тормозить при неблагоприятных погодных условиях (мокрая и скользкая дорога, гололед);
покидать кабину погрузчика при поднятом грузе;
оставлять погрузчик в проездах или на путях движения транспорта;
работать вблизи или под линией электропередач;
перевозить людей на погрузчике, оставлять его на наклонной плоскости;
ремонтировать загруженный погрузчик.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Немедленно прекратить работу в случае: если каретка подъемного механизма перестает двигаться по направляющим и вилочный захват не поднимается или не опускается; неисправности тормоза, рулевого управления, звукового сигнала; появления подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в гидросистеме и других узлах. Сообщить об этом должностному лицу, в распоряжении которого выделен погрузчик.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Поставить погрузчик на место стоянки.
5.2. Опустить вилочный захват в нижнее положение; поставить погрузчик на тормоз.
5.3. Вынуть ключ из системы зажигания.
5.4. Произвести осмотр погрузчика для подготовки к следующему рабочему дню (очистить машину от грязи и пыли, проверить крепление болтов, отсутствие подтекания горючего, масла и др.).
5.5. В холодное время слить воду из системы охлаждения.

ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКА

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на электропогрузчике допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.
1.2. Водитель электропогрузчика должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ №90 от 14. 03. 1996 г;
проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
1.3. Водитель электропогрузчика обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель электропогрузчика должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
знать правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов;
знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.
1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей электропогрузчика, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).
1.10. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель автопогрузчика должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.
1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы электропогрузчика;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности электропогрузчика и проверить:
техническое состояние, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
проверить завинчивание крышек аккумуляторной батареи и закрыть крышку над ней;
верхняя часть элементов аккумуляторной батарей должны содержаться сухой. Выводы и кабельные башмаки должны быть чистыми, смазанные вазелином и хорошо затянутыми;
зарядку аккумуляторных батарей, проверкой вольтметром при включенном токоприемнике;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
2.3.Проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «СТОП» сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния электропогрузчика и перевозимого груза.
3.4. Ширина пути и проходных коридоров должна соответствовать ширине электропогрузчика с грузом.
3.5. Высота дверей и проходов, через которые проходят электропогрузчики должна быть не менее, чем на 20 см больше высоты электропогрузчика в транспортном положении.
3.6. Поддоны, которыми манипулирует электропогрузчик, должны быть стандартными, исправными и соответствовать виду груза.
3.7. Водителю электропогрузчика запрещается:
-работать с неисправными тормозами, звуковыми и световыми сигналами;
управлять электропогрузчиком влажными руками или замасленными руками;
не должен перевозить людей:
не превышать грузоподъемность;
работать при разряде батарей более 50%.
3.8. Во избежание наезда на работников при приближении не менее чем на 5 м подать звуковой сигнал.
3.9. Скорость движения по территории цехов должна не более 3 км в час.
3.10. Управляя электропогрузчиком, находится на подножке только лицом по направлению движения.
3.11. Водителю не разрешается:
управлять электропогрузчиком в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
перевозить грузы, если они закрывают обзорность пути, выходят за габариты ;
перевозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика;
передавать управление автопогрузчиком посторонним лицам;
3.12. При транспортировании негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина пути достаточны для свободного проезда.
3.13. При транспортировании объемных грузов, нарушающих видимость на переднем ходу, водитель должен осуществлять транспортирование задним ходом.
3.14.При движении электропогрузчика с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части уклона.
3.15 Запрещается сходить водителю с электропогрузчика при поднятом грузе.
3.16. Площадка для штабелирования должна быть гладкой и ровной.
3.17 Освобождение вил от груза должно осуществляться их опуском до места установки и небольшим наклоном вперед, при чем водитель следит за правильной установкой груза.
3.18. При погрузке и разгрузке электропогрузчика на и с транспортного средства ( с автомобиля или прицепа), электропогрузчик должен надежно быть застроплен.
3.19.При постановке электропогрузчика на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу
3.20.При ремонте электропогрузчика содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.21.Подъем электропогрузчика домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.22.На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.23.Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.24.Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как электропогрузчик будет установлен на козелки.
3.25.Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара из-за неисправности оборудования автопогрузчика водитель обязан:
-остановить автотележку;
-принять меры к тушению загорания, применив углекислотный огнетушитель или песок , брезент.
4.2. При обнаружении трещин в корпусе аккумуляторных батарей, работу прекратить и потребовать замены.
4.3.При обнаружении повреждения в электропогрузчике водитель должен остановит его и сообщить мастеру.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить электропогрузчик . В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2.Снять спецодежду, принять душ.

«УТВЕРЖДАЮ»

Наименование должности
работодателя

(подпись)

(фамилия, инициалы)

Дата утверждения

Производственная инструкция

для водителя погрузчика

(наименование профессии, должности или вида работ)

(обозначение)

г.

201_ год

Настоящая производственная инструкция для водителя погрузчика разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Водитель погрузчика является рабочим и подчиняется непосредственно кладовщику (старшему кладовщику).
1.2. Водителю погрузчика необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.3. На должность водителя погрузчика назначается лицо, имеющее среднее образование и удостоверение на право управления погрузчика соответствующей категории.
1.4. Перед допуском к работе водители погрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.
1.5. Водитель погрузчика должен знать:
назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого погрузчика;
способы погрузки, выгрузки грузов;
правила подъема, перемещения и укладки грузов;
причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации погрузчика;
приказы, распоряжения, указания;
правила охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии;
правила внутреннего трудового распорядка;
настоящую производственную инструкцию.
1.6. Водитель погрузчика назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
Водитель погрузчика дополнительно проходит проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности.
1.7. К работе водителем погрузчика допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.8. Водитель погрузчика обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.
1.9 Водителю погрузчика необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

Общие требования охраны труда и безопасности.

К управлению автопогрузчиком допускаются лица, достигшие 18 лет­него возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, специально обученные безопасным методам и приёмам работ на автопогрузчике (в
том числе оборудованном газобаллонной аппаратурой), ознакомленные с ин­струкцией по эксплуатации завода изготовителя автопогрузчиков, имеющие
удостоверение на право управления автопфогрузчиком и первую группу по
электробезопасности, права водителя, а тфакже ф вводный инструк­таж, инструктаж на рабочем месте, стажировку в течениеф 2-14 смен и полу­чившие допуск к самостоятельной работе. Повторный инструктаж проводит­ся не реже, чем через 3 месяца. Повторная проверка знаний по безопасности труда и электробезопасности проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

Водитель автопогрузчика должен знать, что вредными и опасными фак­торами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

вывешенный автопогрузчик или его агрегаты при падении могут придавить водителя;

горячая вода и пар (при попадании на кожный покров вызывают ожоги);

перемещаемые и складируемые грузы;

легковоспламеняющиеся вещества (могут стать причиной пожара);

газы и другие токсичные вещества (попадая через органы дыхания, приво­дят к тяжёлым отравлениям);

оборудование, инструмент, приспособления при неправильном их исполь­зовании или неисправности приводят к травмам;

выхлопные газы (вызывают отравление при вдыхании);

падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории;

попадание сжиженного газа на незащищенные поверхности тела вызывает обморожение;

повышенное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны (сжи­женные природные газы) может привести к удушью;

1.3. Водитель автопогрузчика должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использфовать другие средства индивидуальной за­щиты. Носить на работе чистую, исправную спецодежду и обувь.
Водителям автопогрузчиков выдаются:

№№

п/п

Средства индивидуальной защиты

ГОСТ

Кол.

Срок носки,

мес.

комбинезон или костюм х/б

1 шт.

рукавицы комбинированные

2 пары

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепленной прокладке

1 шт.

брюки на утепленной прокладке

ТУ 08-62-17

1 шт.

1.4. Водитель автопогрузчика должен выполнять все требования, изложенные в настоящей инструкции, правила дорожного движения, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии, правила личной ги­гиены, при эксплуатации автопогрузчика с газобаллонным оборудованием выполнять требования инструкции по охране труда, безопас­ности и производственной при хранении, транспортировке и эксплуатации баллонов со сжатыми, растворенными и сжиженными газами, инструкции по эксплуатации газобаллонного оборудования. Перед приемом пищи и курени­ем мыть руки с мылом. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчи­ки). Соблюдать правила пожарной безопасности, Курить разрешается только в специально отведённых местах.

Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю, через 3 часа управления — 15 минут отдыха, в дальнейшем отдых по 15 минут не более чем через 2 часа управления.

Выпуск автопогрузчика на линию производится по путевому листу уста­новленного образца.

Все работы по перемещению грузов должны производиться под руко­водством должностного лица, в распоряжение которого выделен автопогруз­чик.

Водители автопогрузчиков должны выполнять работы только на терри­ториях с твёрдым и гладким покрытием (асфальтом, бе­тоном, брусчаткой и др.)

В зимнее время территория, на которой производится работа, должна быть очищена от льда и снега, при гололёде место работы посыпать песком.

Проезды должны быть хорошо освещены и в случае необходимости ос­вобождены от посторонних предметов.

При перевозке грузов через рельсовые пути для переезда автопогрузчи­ка на уровне головки рельсов уложить настил.

При ремонте и обслуживании автопогрузчика водитель обязан выпол­нять инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту ав­томобилей, автопогрузчиков и другой автотракторной техники.

При эксплуатации автопогрузчика с газобаллонным оборудованием за­прещается оставлять заправленный газом автопогрузчик на солнце.

При обнару­жении неисправностей автопогрузчика прекратить работу, доложит мастеру.

О каждом несчастном случае, очевидцем которого был водитель, он должен немедленно сообщить руководству цеха, а пострадавшему оказать доврачебную помощь.

При ухудшении состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) сообщить мастеру.

Лица, не выполняющие настоящую инструкцию, привлекаются к ответ­ственности согласно действующему законодательству РФ.

Требования охраны труда и безопасности перед началом работы.

До выезда на линию проверить исправность грузоподъемника:
убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к
раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы
верхних кронштейнов цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рыча­гов, а также действие всех механизмов автопогрузчиков.

В топливо и маслопроводах не должно быть течи и все части погрузчика должны быть очищены и вытерты от подтеков горючего и смазки. Подносить к баку огонь и курить при заправке горючим запрещается.

Проверить состояние шин и давление в них.

Осмотреть двигатель — не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, не повреждены ли гибкие шланги.

Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимо­сти произвести их регулировку.

Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, подтянуть соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, переключателей света фар, заднего фонаря, стоп- сигнала, и фонарей поворотов.

Проверить работу механизмов подъема и наклона. Перед запуском автопогрузчика следует открыть капот, открыть вентиль баллона, через 1-2 мину­ты убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соеди­нений. Герметичность проверяется на слух и мыльным раствором.

При обнаружении каких-либо неисправностей водитель обязан прекра­тить работу и доложить диспетчеру. Работа на неисправном автопогрузчике
запрещается.

Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией. Не пе­ревозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика.

Запрещается пуск двигателя и работа на погрузчике посторонним ли­цам.

Перед пуском двигателя рычаги управления должны находиться в вы­ключенном (нейтральном) положении.

Пройти предрейсовый медосмотр, получить путевой лист, отметку об исправности автопогрузчика на контрольно- техническом пункте.

Требования охраны труда и безопасности во время работы.

3.1. При работе на автопогрузчике водитель должен руководствоваться инст­рукцией по эксплуатации данного автопогрузчика.

3.2. Запуск холодного двигателя карбюраторного газобаллонного автопо­грузчика, как правило, желательно, производить на бензине с прогревом до
40-50°С, затем переключатель перевести в среднее положение. Вырабатывается бензин и как только двигатель начинает работать с перебоями, выключа­тель перевести в положение «ГАЗ». Запуск прогретого двигателя допускается
на газу. Запуск двигателя посредством короткого замыкания клемм стартера за­прещается. Это может привести к травмированию или возгора­нию.

Запрещается запускать двигатель методом буксировки или толкания.

Производить подъём груза осторожно, без рывков, постепенно увеличи­вая число оборотов и плавно перемещая рычаг управления цилиндров подъ­ёма. Не допускать нахождение людей между перемещаемым, поднимаемым грузом и стеной, штабелем, тарой и т.д.

Подъём груза производить только при вертикальном или наклонном (на­зад) положении рамы грузоподъёмника. Не производить погрузку и транспортировку взрывоопасных материалов

Соблюдать осторожность при наклоне рамы грузоподъёмника с
поднятым грузом. Не допускать резкого перемещения рычага управления ци­линдра наклона. Резкое торможение при наклоне грузоподъёмника, особенно
при большой высоте разгрузки, приводит к опрокидыванию автопогрузчика
или выпадению деталей из поднятой тары.

Затормозить автопогрузчик при подъёме или опускании груза. Внима­тельно осмотреть место, откуда необходимо поднимать или опускать груз. Не
допускать крутых поворотов автопогрузчика с грузом

Запрещается поднимать рабочим органом груз, вес которого превышает указанный в технической характеристике погрузчика. Наполнение материа­лом рабочего органа путём врезания с разгона запрещается.

Не поднимать и не опускать груз во время движения автопогрузчика. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без груза производите только тогда, когда груз и рама грузоподъёмника отклонены назад, а груз приподнят
над асфальтом на 200-300мм. Транспортировку кроваток и установку их в
штабеля производить только по одной. Скорость движения в производствен­ных помещениях не должна превышать 5 км/час, по территории — 10 км/час.

Транспортировку груза производить только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъёмника и равномерно расположен относительно правой и левой вил, не свешиваясь с их концов.

Материалы должны захватываться (укладываться) рабочими органами так, чтобы исключалось их падение во время рабочих операций. Грузы (ма­териалы), выходящие за габариты вилочного захвата (платформы), должны быть укреплены.

З.1З. Не транспортировать груз, центр тяжести которого расположен на большом расстоянии от передних стенок вил, так как это приводит к потере устойчивости автопогрузчика.

3.14. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) только на первой скорости; не тормозить резко при гололёде и на мокрой., скользкой дороге. Резкое тор­можение может привести к авариям и опрокидыванию автопогрузчика.

3.15. Не допускается движение автопогрузчика с высоко поднятым грузом.

3.16. Замедлить движение автопогрузчика и дать звуковой сигнал в местах скопления людей, а также в проходах, при проезде мимо дверей и через воро­та, при поворотах, при начале движения с места задним ходом дать сигнал и убе­диться в безопасности движения.

Перемещение грузов больших- размеров, заслоняющих дорогу, произво­дить задним ходом, только при сопровождении погрузчика специальным ли­цом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и пода­вать сигналы.

Соблюдать осторожность при транспортировке грузов в узких проездах, не задевать штабель грузов при поворотах.

Работу на погрузчике в ночное время производить только при хорошем электрическом освещении штабелей, площадок.

Во избежание утечки газа при остановке погрузчика на длительное вре­мя (более 10 минут) необходимо поставить погрузчик на ручной тормоз, за­
крыть вентиль баллона, выработать оставшийся газ до полной остановки
двигателя, выключить зажигание, установить включатель массы в положение
«выкл.».

В процессе работы водитель постоянно должен с помощью обоняния следить за отсутствием утечки газа .на автопогрузчике, оборудованном газо­баллонной аппаратурой, принимать меры к устранению утечки.
3.22. 3апрещается останавливать автопогрузчик, работающий на газовом топ­ливе, ближе 5 м от места работы с открытым огнём, а также пользоваться от­
крытым огнем ближе 5 м от автопогрузчика.

Не допускается эксплуатация автопогрузчика со снятым воздушным фильтром,

Запрещается ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением, оставлять вентиль баллона в промежуточном положении (он должен быть полностью открыт или закрыт).

При выполнении проверок протечек из гидравлических трубопроводов или шлангов не прикасаться к ним непосредственно руками. Будьте осторожны, трубопроводы и шланги могут находиться под высоким давлением.
Если масло под высоким давлением попадёт на кожу, промыть поражённые
места пресной водой и немедленно обратиться к врачу.

Во время движения погрузчика избегать резких разгонов и изменения направления движения (вперед, назад). Помните о безопасности, запрещено перевозить пассажиров. Никогда не выключать зажигание во время движе­ния. Следует помнить, что тормозной путь увеличивается на уклоне, мокрой или скользкой дороге и при наличии тяжёлого груза.

При перевозке высокого груза необходимо воспользоваться помощью сигнальщика или двигаться задним ходом. Соблюдать при этом особую осто­рожность во избежание повреждения газового баллона.

Запрещено спрыгивать с погрузчика. Необходимо иметь в виду, что при повороте происходит вынос хвостовой части. Требуется соблюдать требова­ния к предельному весу, не переезжать через препятствия на дороге.

Соблюдать осторожность при использовании буксировочного пальца. Палец сцепного устройства предусмотрен для вытаскивания погрузчика ма­шиной технической помощи, если его колеса застряли в грязи или канаве. Не
использовать его для буксировки или подъёма погрузчика. Палец может ис­пользоваться в качестве точки крепления погрузчика при его транспортиров­ке на машине.

Не разрешается никому, кроме сигнальщика, находиться в пределах ра­бочей зоны. Не входить в пространство с поднятыми вилками, не работать,
стоя на вилках. Не забираться на мачту или опорную с гонку для груза. Необходимо применять поддоны достаточной прочности. Не наклонять мачту
вперед, если на вилках находится груз.

Не перемещать несбалансированный груз, не опускать вилки слишком быстро, не перемещать груз при помощи концов вилок. Не пользоваться вил­ками для того, чтобы толкать или тянуть груз. Не использовать погрузчик не по назначению.

При выполнении осмотров и технического обслуживания вывесить пре­дупреждающий плакат. Содержать рабочую зону в чистом и опрятном со­
стоянии, пользоваться надлежащим инструментом и оборудованием. Перед
тем, как приступить к работе под поднятыми вилками, закрепить вилки и
стойку во избежание их падения.

Не снимать пробку радиатора при высокой температуре охлаждающей жидкости сразу после остановки двигателя во избежание ожогов. Использо­вать при этом средства защиты.

При открывании капота необходимо всегда глушить двигатель, руки держать на удалении от вращающегося вентилятора или его приводного рем­ня. При ремонте электрической системы снимать отрицательную клемму или
выключать включатель массы.

Своевременно проверять уровень электролита в аккумуляторной бата­рее, так как при низком уровне электролита может произойти взрыв аккуму­ляторной батареи. При низком уровне электролита необходимо долить дис­тиллированную воду. Использовать при этом средства защиты глаз и резино­вые перчатки.

При работе с шинами необходимо соблюдать меры предосторожности. Шины погрузчика накачаны воздухом до очень высокого давления. Непра­вильное обращение с шинами может стать причиной их разрыва или повреж­дения и разрушения обода колеса, что может привести к травмам. Снимая с
погрузчика колесо с разъёмным ободом, всегда сбрасывать давление в шине,
после чего ослаблять гайки ступицы. Не накачивать шипы с разъёмным обо­дом диска, снятые с автопогрузчика. При накачке шины на автопогрузчике не находиться против диска колеса. Необходимо поддерживать в шине рекомендованное давление.

Транспортировку мелких штучных грузов производить только, в специ­альной таре. При этом загрузка тары разрешается не выше её бортов.

Не допускайте пребывание людей под грузом или подвижным рабочим органом, в зоне случайного падения или опрокидывания груза.

В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения, когда задние колеса начнут отрываться от грунта, немедленно опустить груз вниз.

3.40. Прекратить работу при появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в гидросистеме, в управлении гидро­системой или других узлах. Поставить при этом в известность мастера и при­ступить к устранению всех замеченных недостатков.

Не пользоваться открытым огнём (спичками или факелом) и не курить при проверке горючего в баке и герметичности газобаллонной аппаратуры.

Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся материа­лов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

Не оставлять без присмотра автопогрузчик с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе. При перерывах в работе или на стоянке принять меры, исключающие использование погрузчика по­сторонними лицами, и меры, исключающие самопроизвольное начало дви­жения автопогрузчика, произвести его затормаживание.

Все операции, связанные с техническим уходом, устранением неис­правностей, очисткой двигателя и погрузчика от грязи производить только тогда, когда двигатель остановлен. Запрещается находиться под поднятой
стрелой или рабочим органом, а также впереди движущейся машины во вре­мя её работы.

При работе на автопогрузчике с крановой стрелой помимо выполнения общих указаний, обязательных при работе на автопогрузчике необходимо проверить:

исправность крюка и надёжность крепления накладными болтами верхней части стрелы с нижней;

исправность грузозахватного приспособления и соответствие его грузо­подъёмности, а также надёжность строповки каната в обоймах;

надёжность крепления и безопасность работы гидроцилиндров;

На высоту более 1 м разрешается поднимать груз на «малом газе», пе­ревозить груз к месту укладки — на первой передаче автопогрузчика и при ус­ловии полного наклона стрелы назад.

Не допускать при подъёме и транспортировке раскачивания и кручения груза, особенно длинномерного. Удерживать груз от раскачивания следует стяжками из пенькового каната или троса сопровождающими лицами с двух сторон.

Не подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы, при наклонном на­тяжении каната.

Не поднимать груз, засыпанный землёй, строительным мусором, сне­гом, примерзший к земле и залитый бетоном.

Не опускать груз на трубы газо- и паропроводов, электрические кабели, временные перекрытия.

Следить за тем, чтобы перемещаемый груз на всём протяжении пути до места его установки ни за что не цеплялся и не находился над людьми.

Подъём груза, вес которого близок к предельно разрешённому грузо­подъёмностью, производить постепенно. Сначала поднять груз на 20-25 см, остановить и проверить правильность натяжения стропов, действие механиз­мов и тормозов. При обнаружении неисправности груз немедленно опустить и не приступать к подъёму до устранения дефектов.

Работать вблизи линий электропередач или под ними запрещается.

Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомашины только сбоку или сзади автомобиля. Нахождение людей в кузове автомашины в мо­мент опускания груза запрещается. Запрещается перенос груза через кабину.

Соблюдать норму ярусности для многооборотной тары: обычной, типа Т-4, размером 640x840x500, Т-6, размером 840x1240x850 не более четырёх ярусов;

для крупной тары, типа Т-7 размером 1040x1640x1050 не более трёх ярусов. Запрещается устанавливать в штабель неисправную тару (погнутые стойки, неисправные фиксирующие элементы и т. п.).

Требования охраны труда и безопасности в аварийных ситуациях.

В случае замыкания электропроводки и возникновения пожара немед­ленно отключить аккумуляторную батарею. В случае воспламенения топлива
(бензина) не тушить огонь водой, а применять пенный огнетушитель, засы­пать огонь землёй, песком, прикрыть брезентом или кошмой.

При обнаружении утечки газа во время работы необходимо остановить погрузчик, поставить на ручной тормоз, выключить зажигание, определить место утечки, закрыть вентиль газового баллона и если устранение утечки возможно силами водителя, выполнить данную работу. Сообщить о случившемся мастеру.

При невозможности устранения утечки своими силами и отсутствии утечки газа при закрытом вентиле газового баллона необходимо проветрить подкапотное пространство. Переключиться на бензин и следовать к месту ремонта. О случившемся доложить мастеру.

При обнаружении утечки газа через вентиль баллонов или сам баллон необходимо срочно сообщить об этом руководству. Принять при этом
меры по охране погрузчика, чтобы к нему не подходили люди, и готовить по­грузчик к эвакуации в место слива и сброса газа. По прибытию на данное ме­сто произвести сброс газа, соблюдая меры предосторожности.

При невозможности эвакуации погрузчика необходимо снять газовый баллон с погрузчика и вдвоём эвакуировать баллон на открытый воздух в безлюдное место вдали от открытого огня. Водителю произвести сброс газа
из баллона, второму человеку организовать охрану места сброса.

4.6. При несчастном случае с Вами или другим работником прекратить работу, поставить в известность мастера оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и обратиться в здравпункт лично или позвонить по телефону ….

4.7 Обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. При необходимости вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 112.

4.8 При аварии систем водоснабжения, отопления и т.д. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.

5 Требования охраны труда и безопасности по окончании работы

Перед постановкой на стоянку очистить автопогрузчик от грязи, произ­вести его осмотр и устранить обнаруженные неисправности.

По окончании работы запрещается оставлять стрелу, вилы или ковш в поднятом состоянии. Необходимо их опустить..

На газобаллонном автопогрузчике необходимо перевести переключатель в нейтральное положение, выработать весь газ, закрыть вентиль газового бал­лона, после чего перевести переключатель в положение «бензин», завести погрузчик и поставить его на стоянку.

5.4.Отключить аккумуляторную батарею с целью предотвращения пожара
при замыкании электропроводки. В зимний период слить воду из системы охлаждения двигателя.

Убрать рабочее место, отходы производства убрать в специальную тару согласно маркировке.

Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, поставить в из­вестность своего непосредственного руководителя.

Основные положения

1.1. Водитель автопогрузчика находится в непосредственном подчинении у кладовщика или старшего кладовщика.
1.2. Управлять автопогрузчиком могут особы старше 18 лет, которые прошли курс теоретического и практического обучения, сдали экзамен и получили соответствующее удостоверение.
1.3. Перед допуском к работе, каждый водитель обязан пройти медицинскую комиссию, ознакомиться с инструктажем по охране труда, инструктажем о правилах поведения на рабочем месте. Кроме того, водитель обязан изучить правила безопасного выполнения работ и овладеть навыками по управлению погрузчиком при подъеме и перевозке грузов.
После этого, проводится проверка как практических навыков и умений водителя, так и проверяются результаты инструктажей, о чем проводится запись в журнале.

Водитель автопогрузчика должен знать и соблюдать:

  • Устройство и технические параметры погрузчика;
  • Особенности погрузки, выгрузки грузов на разные виды транспорта;
  • Указы, распоряжения непосредственного начальника, а также руководства компании;
  • Особенности внутреннего рабочего распорядка;
  • Иметь представление об основных положениях трудового законодательства;
  • Действующую должностную инструкцию водителя погрузчика, а также положения охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и техники безопасности

Основные обязанности

В обязанности квалифицированного водителя автопогрузчика входит:

2.1. Управление автопогрузчиком и обеспечение бесперебойной работы всех его механизмов;
2.2. Проведения своевременного тех.обслуживание и ремонта автопогрузчика и его механизмов;
2.3. Установка и замена грузозахватных приспособлений;
2.4. Плановый ремонт погрузчика и его частей
2.5. Содержание и использование автопогрузчика согласно инструкции в его паспорте.
2.6. Сообщать руководству, а также делать записи в соответствующем журнале о возникновении любых неполадок, а также принимать меры к их устранению.
2.7. В обязанности водителя также входит поддержка чистоты в помещении для стоянки и ремонта погрузчика.

Права водителя погрузчика

Права водителя погрузчика включают:

3.1. Получать все социальные гарантии, которые предусмотрены действующим законодательством.
3.2. Оптимизировать свою работу за счет внесения предложений и пожеланий по изменению условий труда и обеспечению необходимым инвентарем.
3.3. Повышать собственную квалификацию.

Ответственность

Согласно действующему законодательству, водитель автопогрузчика несет ответственность за:

4.1. В случае ненадлежащего исполнения или не выполнения служебных обязанностей;
4.2. В случае правонарушений, которые были произведены во время выполнения служебных обязанностей;
4.3. В случае причинения материального ущерба работодателю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *