Инструкция по учету добычи угля

Об определении количества добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых при добыче угля

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 ноября 2012 года N 03-06-05-01/125

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу определения количества добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых при добыче угля и сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.
Согласно Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля в недрах при добыче, утвержденной приказом Минэнерго России от 11.03.96, добыча и потери, составляющие погашенные запасы полезных ископаемых, определяются маркшейдерской и геологической службами по чистым угольным пачкам из промышленных запасов угля.
Утвержденной приказом МПР России от 11.12.2006 N 278 Классификацией запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых определено, что порядок учета запасов полезных ископаемых, их подсчет и учет по месторождению, а также оценка и учет прогнозных ресурсов по участку недр, и, соответственно, постановка на государственный баланс, производится в единицах массы или объема, без учета потерь и пород, разубоживающих (засоряющих) полезное ископаемое вмещающими породами, если они не были включены в подсчет балансовых запасов.
Кроме того, учет запасов полезных ископаемых и составление отчетных балансов по формам 5-гр и 5-гр (уголь) ведется по чистым угольным пачкам.
Данная позиция согласуется с правоприменительной практикой по данному вопросу и не противоречит позиции Минфина России, изложенной в письме от 14.07.2006 N 03-07-01-04/17, в котором отмечено, что «В целях НДПИ должно учитываться количество угольной продукции (уголь + примеси), в то время как на Государственном балансе запасов полезных ископаемых указывается количество чистого угля. Таким образом, поскольку угольная продукция, т.е. фактически добытое полезное ископаемое, определяется как чистый уголь с учетом примесей, а фактические потери определяются в количестве чистого угля, то для целей НДПИ данные показатели должны быть приведены к единому измерителю. Для такого приведения используется доля содержания чистого угля в продукции».
По вопросу компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов бюджета Кемеровской области, возникающих в связи с изменением порядка исчисления НДПИ на уголь, отмечаем, что по данным оперативного учета об исполнении бюджета Кемеровской области по состоянию на 01.10.2012 в консолидированный бюджет области поступило доходов в сумме 87203,8 млн. рублей, что составляет 91% к аналогичному показателю 2011 года.
Налоговых и неналоговых доходов поступило 75934,0 млн. рублей или 91% к аналогичному показателю 2011 года. При этом следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых занимает незначительную часть в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона — 3,5% и за 9 месяцев 2012 года составил 2690,5 млн. рублей или 85,9% к годовым бюджетным назначениям.
Кроме того, бюджету Кемеровской области в текущем году за счет средств федерального бюджета оказана финансовая поддержка в виде бюджетных кредитов на общую сумму 5173,5 млн. рублей.
Объем государственного долга Кемеровской области по состоянию на 01.10.2012 составляет 24055,4 млн. рублей или 32,1% от бюджетных назначений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. При этом 44% объема долга занимают бюджетные кредиты, предоставленные бюджету региона из федерального бюджета.
Минфин России продолжит осуществлять мониторинг хода исполнения консолидированного бюджета Кемеровской области в текущем году и при необходимости рассмотрит вопрос о предоставлении региону финансовой поддержки из федерального бюджета в установленном порядке.

С.Д.Шаталов

Приложение. Коллегия Администрации Кемеровской области

Приложение

О потерях бюджета по НДПИ

В июле 2012 года Федеральной налоговой службой Российской Федерации направлено для применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2011 N 03-06-05-01/109, разъясняющее порядок определения количества добытых полезных ископаемых при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ).
В соответствии с данными разъяснениями расчет НДПИ должен осуществляться налогоплательщиками на основании количества добытого полезного ископаемого при добыче угля по «чистым угольным пачкам», то есть по «угольным пачкам», не засоренным пустой породой.
Данная правовая позиция Минфина России соответствует сложившейся в 2006-2011 годах правоприменительной практике по вопросу определения количества полезных ископаемых при добыче угля.
Однако данный подход вступает в противоречие с правовой позицией Минфина России, высказанной ведомством ранее в письме от 14.07.2006 N 03-07-01-04-17, разъясняющем положения Налогового кодекса Российской Федерации: в целях исчисления НДПИ в качестве налогооблагаемой базы учитывать количество угольной продукции (уголь + примеси), в то время как на государственном балансе запасов полезных ископаемых указывается количество чистого угля.
При этом с момента вступления в силу главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации изменения в статьи 337 и 339 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения количества добытого полезного ископаемого в виде угля не вносились.
В результате правоприменительная практика и разъяснения Минфина России, изложенные в письме от 19.10.2011 N 03-06-05-01/109, по нашему мнению, противоречат положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
В определении полезного ископаемого для целей налогообложения ключевым является слово «продукция». В этом и состоит разница между понятиями, используемыми в налоговом законодательстве и законодательстве о недрах. Понятие «полезное ископаемое», используемое в налогообложении, как правило, шире, чем применяемое в недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается. Уголь в «чистых угольных пачках» получают в результате дальнейшей переработки полезного ископаемого, в отношении которого осуществлены технологические операции, не являющиеся операциями по добычи полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей).
Таким образом, по мнению Коллегии Администрации Кемеровской области, уголь в «чистых угольных пачках» не является продукцией горнодобывающей промышленности, не входит в перечень угольной продукции, предусмотренной национальными стандартами, и не соответствует требованиям статей 337 и 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная ситуация сложилась в определении стоимости единицы добытого угля.
Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определяют стоимость добытого угля по ценам реализации первого товарного продукта — рядового угля с примесями пустой породы по завершении технологического процесса его добычи.
В то же время, если количество добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком по «чистым угольным пачкам», то и стоимость единицы добытого полезного ископаемого должна рассчитываться в сопоставимых показателях (применительно к «чистой угольной пачке»), поскольку в силу статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с данной нормой, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Следует отметить, что применение при исчислении НДПИ количества добытого полезного ископаемого в состоянии «чистой угольной пачки» приведет к серьезному сокращению доходной части бюджета Кемеровской области вследствие:
— снижения текущих начислений по НДПИ (до 20 процентов) по сравнению с суммой налога, определяемой от количества добытого угля по бухгалтерскому учету (ежегодно недопоступление текущих платежей по НДПИ может составить около 0,5 млрд. рублей);
— возврата из областного бюджета ранее уплаченного за три предшествующих года налога (объем возврата по НДПИ из областного бюджета за 2009-2011 годы может составить около 2,4 млрд. рублей).
Учитывая вышеизложенное, а также необходимость устранения существующих неясностей в применении норм законодательства о налогах и сборах поручить еще раз рассмотреть сложившуюся ситуацию с исчислением НДПИ на уголь и целесообразность применения при исчислении НДПИ количества добытого угля в состоянии «чистой угольной пачки» либо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части определения количества добытого угля при исчислении НДПИ.
В случае сохранения прежней позиции Минфина России по вопросу определения количества полезных ископаемых при добыче угля прошу рассмотреть возможность компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов бюджета Кемеровской области, возникающих в связи с изменением порядка исчисления НДПИ на уголь.

Губернатор
Кемеровской области
А.Г.Тулеев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Введение
1. Общие положения по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости добычи угля (сланца)
1.1. Цели и задачи планирования, учета и калькулирования себестоимости
1.2. Порядок, сроки и организация разработки плана себестоимости
1.3. Исходные данные для разработки плана себестоимости продукции
1.4. Состав затрат
1.5. Классификация затрат
1.6. Резервирование средств для предстоящих платежей
1.7. Услуги, оказываемые другим видам деятельности и на сторону
2. Планирование и учет себестоимости добычи угля в производственных объединениях
2.1. Расчет себестоимости по технико-экономическим факторам
2.2. Определение затрат, планируемых в целом по производственному объединению (централизуемых)
2.3. Составление сводной сметы затрат на производство
3. Планирование и учет себестоимости добычи угля на шахтах и разрезах (в производственных единицах)
3.1. Порядок разработки плана себестоимости по шахте (разрезу)
3.2. Расчет плана себестоимости добычи угля по шахте (разрезу) на год и пятилетку
3.3. Сводная смета затрат на производство. Себестоимость валовой и товарной продукции по шахте (разрезу)
3.4. Расчет месячных планов себестоимости добычи угля по участкам, цехам, службам и шахте (разрезу) в целом
3.5. Планирование и учет затрат по участкам и цехам основного производства
3.6. Порядок определения затрат, планируемых в целом по шахте (разрезу)
3.7. Планирование и учет затрат вспомогательных производств
3.8. Планирование и учет затрат по добыче угля на разрезах
3.9. Планирование себестоимости по предприятиям, состоящим на самостоятельном балансе
4. Составление плановой и отчетной калькуляций себестоимости угля
4.1. Общие вопросы калькулирования себестоимости продукции
4.2. Калькулирование себестоимости добычи угля на шахте (в объединении)
4.3. Калькулирование себестоимости добычи угля на разрезе
4 4. Калькулирование себестоимости продукции обогатительных и брикетных фабрик
Приложение 1. Номенклатура статей расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
Приложение 2. Номенклатура статей общешахтных (общеразрезных) расходов
Приложение 3. Карточка учета расходов будущих периодов (форма № 1-бр)
Приложение 4. Расчет себестоимости добычи угля по основным технико-экономическим факторам (ф. № 2 псп)
Приложение 5. Расчет себестоимости товарной продукции для формы 2 псп по элементам затрат по прочим отраслям
Приложение 6. Ожидаемая себестоимость 1 т добычи угля за текущий год
Приложение 7. Факторы, влияющие на отклонение ожидаемого уровня себестоимости добычи угля от планового в текущем году (ф. № 2 псп-2п)
Приложение 8. Расчет экономии за счет относительного сокращения условно-постоянных расходов в связи с увеличением объема добычи угля (ф. № 2 псп-8п)
Приложение 9. Расчет относительного уменьшения амортизационных отчислений в связи с увеличением объема производства (добычи угля) (ф. № 2 псп-9п)
Приложение 10. Расчет влияния на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства (ф. № 2 псп-16п)
Приложение 11. Расчет влияния роста производительности труда и средней заработной платы на себестоимость добычи угля (ф. № 2 псп-17п)
Приложение 12. Расчет экономии в результате внедрения новой, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования, других мероприятий но новой технике, а также внедрения вычислительной техники (форма № 2 исп-1п)
Приложение 13. Расчет экономии от совершенствования организации и управления производством (форма № 2 псп-4п)
Приложение 14. Расчет экономии от внедрения научной организации труда (форма № 2 псп-5п)
Приложение 15. Свод затрат на производство
Приложение 16. Себестоимость промышленной продукции
Приложение 17. Расчет влияния структуры добычи угля по участкам на величину переменных затрат
Приложение 18. Расчет влияния объема и структуры проведения подготовительных выработок на уровень переменных затрат по шахте за счет эксплуатации
Приложение 19. Расчет плановых затрат на вскрышные работы, списываемые на себестоимость добычи угля
Приложение 20. Примеры списания затрат по вскрыше на себестоимость добычи угля
Приложение 21. Калькуляционный лист себестоимости добычи угля (с приложением)
Приложение 22. Отчет о себестоимости добычи угля (ф. № 10-п)
Приложение 23. Калькуляционный лист себестоимости обогащения угля
Приложение 24. Отчет о себестоимости обогащения угля (ф. № П-2)

УДК 622.271

Определение потерь и разубоживания полезного ископаемого открытых сложноструктурных месторождений

Толеубекова Ж.З., к.т.н., асс.профессор

Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина, Казахстан

Доненбаева Н.С., магистрант

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан

Рассмотрен подход к определении нормативов потерь обеспечивающие наибольшую точность результатов расчетов и их практическую пригодность ни только на стадии проектирования, но и на стадии добычных работ при отработке конкретных зон карьерного пространства в процессе его эксплуатации. А также установлены предварительные показатели потерь и конструктивного разубоживания.

При разработке месторождения «Аяк-Коджан» открытым способом основными видами потерь и разубоживания руды, подлежащих нормированию, являются потери и разубоживание, образующиеся при добыче в приконтурных зонах и на контактах руды с породными прослоями, не включенными в подсчет запасов (мощностью более 10м). Нормативные значения эксплуатационных потерь (при экскавации, погрузке, при транспортировке, при взрывных работах и пр.) принимаются на основании статистических данных и в соответствии с рекомендациями Отраслевой инструкции по определению, нормированию и учету потерь и разубоживания на предприятиях цветной металлургии, а также с учетом экономических показателей данного проекта. Основными критериями для обоснования потерь полезного ископаемого являются:

— действующие параметры кондиций;

— параметры выемочной единицы.

Изменчивость условий залегания полезного ископаемого месторождения Аяк-Коджан в границах карьера как в плане, так и на глубину предопределяет необходимость принятия в качестве выемочной единицы слой рудной зоны мощностью равной высоте сдвоенного добычного уступа — 10м. Такой подход к определению нормативов потерь обеспечивает наибольшую точность результатов расчетов и их практическую пригодность ни только на стадии проектирования, но и на стадии добычных работ при отработке конкретных зон карьерного пространства в процессе его эксплуатации.

Параметры физико-механических свойств руды и кондиций приняты на основании утвержденных протоколом запасов полезных ископаемых на месторождении.

Для проведения расчетов принята дискретизация матричной геологической модели с размером единичного объема 2х2х2 м. Такая степень детализации, с одной стороны, соответствует минимальным технологическим параметрам добычного блока, с другой стороны, имеет точность в 4 раза больше, чем точность экстраполяции при оконтуривании блоков. При наличии уточненной информации отдельные ячейки матричной геологической модели могут разбиваться на подблоки размером 1х1х1 м с сохранением всей алгоритмической структуры расчетов.

Рис. 1 — Схема отработки уступа высотой 10м двумя подуступами по 5м в породах,

требующих предварительного рыхления

Технологическая руда в забоях характеризуется сложный, с нечетким, визуально неразличимым контактом, при котором граница рудного тела устанавливается по данным опробования и геологической документации с учетом специфики оруденения.

Рис. 2 — Схема к расчету нормативов потерь и разубоживания

в приконтактных зонах при разработке крутопадающих залежей

За нормативные величины потерь и разубоживания руды при разработке рудных уступов принимаем количество потерянной руды и количество разубоживающих пород, приходящиеся на 1м протяженности приконтактной зоны.

Потери и разубоживание при разработке крутопадающих залежей представляют собой треугольники теряемой руды (Sп) и примешиваемых пород (Sp), образующиеся из-за несовпадения углов откосов уступов (=60-750) с углами падения рудной залежи (=75-850) (Рисунок-2) и при экономически обоснованном бортовом содержании (Со) определяются по следующей формуле:

(1)

При этом расстояние l до крайней отбойной скважины определяется по формуле:

l1= H ctg — h (ctg-ctg); l2= Hctg-h(ctg-ctg. (2)

Площади треугольников теряемой руды Sп и примешиваемых пород Sp, м2:

Sп = (ctg-ctg); Sp = , если > и

Sп = (ctg-ctg); Sp = , если < , (3)

где С – содержание металлов в погашаемых балансовых запасах;

Со – экономически обоснованное бортовое содержание;

b – содержание в разубоживающих породах ;

Y – объемный вес руды, породы (Yp =2.65 т/м3; Yп=2.65 т/м3).

Нормативные величины потерь и разубоживания руды, приходящиеся на 1 п.м. протяженности контакта, соответственно равны:

Пн = Sn xYp т/пог.м;

Уровень потерь П и разубоживания Р по горизонту рассчитан по формулам:

П= Р = (5)

где: L – протяженность контакта руды и вмещающих пород, м.

Эксплуатационные потери по физическому состоянию подразделяются на 2-е группы:

— потери полезного ископаемого в массиве;

— потери отделенного от массива (отбитого) полезного ископаемого (при погрузке, транспортировке, при буровзрывных работах и прочие).

Последние определяются на основании статистических данных и составляют порядка 0.5–1.0%. Проектом этот показатель принят равным 1.5 % с учетом перегрузки руды на промежуточных складах.

В таблице — 1 приведены нормативные потери и разубоживание по месторождению «Аяк-Коджан».

Усложняющим и удорожающим добычу фактором является также неизбежное повышение (конструктивное) разубоживания.

Кроме того, учитывая, что при перевозке руды будут использоваться промежуточные рудные склады, статистические потери приняты в пределах 1.5%. В итоге общие потери руды составляют порядка 3.11%.

Установленные предварительные показатели потерь и конструктивного разубоживания должны быть проверены на конкретных эксплуатационных блоках и по полученным результатам должна быть произведена корректировка потерь и разубоживания на уровне годовых планов горных работ.

Рис. 3 — Показатели потерь и разубоживания по горизонтам карьера

Таблица 1 — Сводная таблица по расчету потерь и разубоживания руды при добыче на карьере Аяк-Коджан

Из графика видно, что на карьере, вследствие особенностей залегания рудных тел, с понижением горных работ потери будут снижаться в абсолютном и в относительном выражении (от 5,11% до 2,54%), при этом средняя величина потерь в проектном контуре составит 4,05%.

Разубоживание при понижении горных работ будет колебаться в диапазоне от 12,88% до 16,45% и составит в среднем в контуре карьера 14,8%.

В проектных расчетах используются средние величины, полученные по конечным контурам карьера: потери – 4,0; разубоживание 15,0%.

Библиографический список

  1. Отчет «Исследование потерь и разубоживания руды на карьерах рудников «Тур» и «Восточный Камыс» (заключительный). КарГТУ, Караганда, 2005.
  2. Жумадильдинов Б.И., Окатов Р.П., Темирханов К.К. Выделение выемочных единиц при разработке сложноструктурных месторождений полезных ископаемых. «Горный журнал», № 9. Изв. ВУЗов. Екатеринбург, 1993. – 51 – 53с.
  3. Жумадильдинов Б.И., Темирханов К.К., Кукеев К. Конструктивные потери и разубоживание руды, их нормирование на карьерах Саякского рудника. Труды КарПТИ. Горное дело. Вып.2, Караганда, 1994. – 124-129с.
  4. Толеубекова Ж.З., Низаметдинов Ф.К., Определение потерь и разубоживания сложноструктурных месторождений. Вестник/КазНТУ имени К.И.Сатпаева вып. 3 Алматы, 2009 с.17.
  5. Сборник инструктивных материалов по охране и рациональному использованию полезных ископаемых. М., «Недра», 1977. 197с. (Министерство Цветной металлургии СССР).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *