Интеллектуальная безопасность предприятия

Владимир ХАТУАЕВ — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного строительства и права Воронежского филиала РАГС, заслуженный юрист России

В широком смысле слова под имущественной безопасностью понимается защищенность имущества от внутренних и внешних угроз противоправного, природного (стихийные бедствия), техногенного, экологического и иного характера. В узком смысле имущественная безопасность — это защищенность имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и иными мерами. Предметом нашего исследования является имущественная безопасность в узком смысле данного понятия. Ее обеспечение предполагает определение угроз состоянию защищенности имущества и разработку на этой основе эффективных мер по снижению их негативного воздействия на общественные отношения.

По способам противоправного завладения или уничтожения имущества все посягательства можно разделить на два вида: 1) прямые угрозы, когда происходит непосредственное противоправное завладение, повреждение или уничтожение чужого имущества: хищения, террор, диверсия; 2) косвенные угрозы, создающие условия для незаконного завладения или уничтожения чужого имущества: криминализация экономики, коррупция и т. п.

Среди прямых угроз доминирующими как в России, так и в мире в целом являются правонарушения против имущества. В общем объеме зарегистрированной корыстной преступности в стране они составляют около 95%, угрожая цивилизованному существованию российского общества. Только краж совершено в 2002 г. 928,8 тыс., или 36,6% от общего количества зарегистрированных преступлений. С учетом латентной части данная форма хищений, по признанию ведущих криминологов, не опускается ниже 5 млн краж в год .

Анализ исследований и нормативно-правовых актов в области экономической безопасности позволяет определить основные внутренние и внешние угрозы состоянию защищенности отечественной экономики. К ним относятся: сокращение внутреннего валового продукта и потеря рынка; снижение инвестиционного, инновационного и научно-технического потенциала; стагнация аграрного сектора; разбалансирование банковской системы; роль внешнего и внутреннего государственного долга; преобладание в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетических составляющих; опасность утраты продовольственной независимости страны; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации и технологического потенциала страны и др. Как видно, в структуре угроз экономической безопасности нет ни одного элемента, который отражал бы содержание угроз безопасности имуществу.

Соответственно, не оказалось положений по непосредственной защите имущества ни в функциях Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по безопасности в сфере экономики, ни в деятельности Межведомственной комиссии Совета безопасности по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.

Учитывая важность для российского общества и государства выработки концепции имущественной безопасности, автор считает, что ее следует выделить в самостоятельный вид национальной безопасности.

Имущественная безопасность имеет точки соприкосновения с информационной безопасностью, под которой понимается состояние защищенности информационных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как отмечается в докладе Римского клуба, сложности государственного управления в целом и обеспечения безопасности имущества в частности, связаны с формированием информационного общества , когда «информация становится важнее самой вещи». Несмотря на то что в России принят ряд системообразующих законодательных актов в области защиты информации , административно-правовые основы информационной безопасности, влияющие на охрану собственности, остаются пока практически неисследованными. Слабо разработаны также с позиции теории административного права проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности информации, обеспечивающей защищенность имущества от противоправных посягательств. В связи с изложенным весьма актуальными являются исследования в области взаимосвязей имущественного и информационного видов национальной безопасности.

1. Структура имущественной безопасности включает в себя правовые, организационные, инженерно-технические, воспитательные, предупредительные и иные элементы.

Правовые меры защиты имущества в целом и собственности в частности предполагают создание эффективно действующего правового поля на всей территории страны по всем аспектам имущественной безопасности и носят определяющий характер. Международный опыт показывает, что в создании такого правового пространства первостепенное значение во всех развитых странах имеют конституционные положения, закрепляющие и охраняющие собственность.

2. Организационные меры по обеспечению имущественной безопасности носят многоплановый характер, тесно связаны с правовыми и обычно обусловлены ими. Они предполагают создание совокупности различных формирований, юридических лиц государственного и негосударственного характера, призванных обеспечить имущественную безопасность в пределах своей компетенции и свойственными каждому из них методами и способами. Совокупность таких организаций, объединенных единой целью, образует систему имущественной безопасности. Успешное функционирование данной системы зависит от эффективной деятельности каждого ее элемента. Среди всех субъектов определяющее значение в обеспечении защищенности имущества от противоправных посягательств имеет административно-правовая подсистема. Административно-правовые способы защиты имущества включают в себя деятельность органов исполнительной власти, администраций государственных и негосударственных организаций, граждан и их объединений по обеспечению имущественной безопасности в пределах своей компетенции, опирающуюся на основополагающие начала и обновляющиеся методы административного права, а также меры государственного принуждения за посягательства на чужое имущество.

3. Специальные меры по защите имущества предполагают обеспечение его безопасности при наступлении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных происшествий.

4. Внедрение инженерно-технических средств в охрану объектов является необходимым условием эффективного функционирования всей системы имущественной безопасности. Изучение имеющегося опыта и специальной литературы дает основание полагать, что система инженерно-технических мер, способная активно влиять на обеспечение сохранности имущества и информационной безопасности, включает в себя следующие элементы: а) требования к технической укрепленности объекта, в том числе возможность внедрения технических средств охраны, которые должны быть заложены при проектировании зданий, сооружений, других объектов и реализованы в процессе строительства; б) проектирование технических комплексов охранно-пожарной и тревожной сигнализации с целью их внедрения на конкретном объекте; в) монтаж технических комплексов охранно-пожарной и тревожной сигнализации на объекте; г) эксплуатационно-техническое обслуживание внедренных инженерно-технических средств, выполнение регламентных работ; д) комплексное обследование объектов (не реже одного раза в год) на предмет технической укрепленности, обоснованности и эффективности использования инженерно-технических средств, условий хранения имущества, деятельности охраны и др.

5. Меры воспитательного характера — важнейшая часть имущественной безопасности. Целью воспитательного воздействия применительно к предмету нашего исследования является выработка у каждого гражданина России внутренней потребности уважительного отношения к чужому имуществу, обеспечению его неприкосновенности.

6. В отечественной и зарубежной литературе предупредительные меры, особенно предупреждение преступлений, принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле предупреждение правонарушений, в том числе противоправных посягательств на имущество, охватывает меры экономического, политического, социального и иного характера, направленные на устранение причин и условий, порождающих посягательство на чужое имущество. Такие меры принято называть общесоциальным предупреждением корыстных преступлений. Особенность последнего состоит в том, что оно не прямо нацелено на преодоление негативных явлений, а лишь способствует этому.

Специальное предупреждение производно от предупреждения общесоциального, оно эффективно лишь настолько, насколько эффективны меры экономического, политического и социального характера. Ученые практически единодушны в том, что предупреждение преступлений включает в себя три этапа: профилактику, предупреждение и пресечение.

Перечисленные виды предупредительной деятельности отличаются друг от друга «отдаленностью» от правонарушений, субъектами, методами воздействия на объекты предупреждения.

В силу исключительной распространенности хищений профилактика посягательств на чужое имущество предполагает принятие неотложных мер по укреплению и оборудованию объектов, домов, квартир, гаражей и т.п. надежными запорами, техническими средствами охраны, знание гражданами простейших способов и средств защиты от нападения или угрозы применения насилия против личности и собственности. Как свидетельствует и отечественный, и зарубежный опыт, при пассивности населения общество не может претендовать на спокойствие даже в рамках демократического государства.

Предотвращение правонарушений в рассматриваемой области предполагает деятельность соответствующих субъектов по недопущению замышляемых и подготавливаемых хищений чужого имущества.

Пресечение — это меры, направленные на прекращение уже начатых противоправных деяний. В данном случае в предупреждении посягательств на чужое имущество велика роль правоохранительных органов, охранных структур органов исполнительной власти, а также частных охранных предприятий.

Литература

2. Криминология /Под ред. Кудрявцева В.Н.и Эминова В.Е. М., 1999. С.121, 275.

4. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991. С.236238.

5. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998. С.9.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 20 сентября 1995 г. № 24ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609; Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996 г. № 85ФЗ «О международном информационном обмене» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3347 и др.

Интеллектуальная составляющая

Надлежащий уровень экономической безопасности в значительной степени зависит от интеллекта и профессионализма кадров, работающих на предприятии. Отрицательно влияют на эту составляющую:

o освобождение ведущих высококвалифицированных работников, что приводит к ослаблению интеллектуального потенциала;

o снижение доли инженерно-технических работников и ученых в общей численности работников;

o снижение изобретательской и рационализаторской активности;

o снижение образовательного уровня работников

За интеллектуальную составляющую экономической безопасности на предприятии соответствуют служба по персоналу и лично главный инженер

Кадровая составляющая

Состав кадров непосредственно влияет на уровень экономической безопасности на предприятии. Негативное влияние на кадровую составляющую имеют:

Внутренние угрозы:

o несоответствие квалификации работников требованиям к ним;

o недостаточная квалификация работников;

o слабая организация системы управления персоналом;

o слабая организация системы обучения;

o неэффективная система мотивации;

o ошибки в планировании ресурсов персонала;

o снижение количества рационализаторских предложений и инициатив;

o уход квалифицированных работников;

o работники ориентированы на решение внутренних тактических задач;

o работники ориентированы на соблюдение интересов подразделения;

o отсутствие корпоративной политики или она»слабая»;

o некачественные проверки кандидатов для приема на работу

Несомненно, менеджеры по персоналу могут продолжить этот список, и надо сделать, проанализировав состояние кадровой работы с точки зрения безопасности как безубыточную составляющую трудовых отношений на предприятии

Внешние угрозы:

o условия мотивации у конкурентов лучшие (нетрудно при таком раскладе спрогнозировать переход специалистов к конкурентам);

o установка конкурентов на переманивание;

o давление на работников извне;

o попадания работников в различные виды зависимости;

o инфляционные процессы (нельзя не учитывать при расчете заработной платы и прогнозировать ее динамику). За эту составляющую экономической безопасности должна соответствовать служба по персоналу предприятия

Относительно критериев кадровой безопасности необходимо сделать краткий экскурс в тему о количественных параметрах экономической безопасности компании

По общему правилу, концепции и стратегии экономической безопасности практически реализуются через систему конкретных мер и механизмов, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе анализа результатов мо ониторингу качественных критериев и их количественных параметров. Для этого иногда прибегают к установлению определенных»сигнальных»показателей и указывают их предельные значения, то есть предельные величины, выход за пределы которых приводит к формированию негативных тенденций в экономической и, в частности, в кадровой безопасности. Преодоление предельных значений — сигнал к действию по предотвращению угрозы, снижение ущерба или прекращения зловм исних атавмисних атак.

Наивысшего степени безопасности достигают при условии, что весь комплекс показателей находится в допустимых пределах своих пороговых значений

Главными группами критериев непосредственно в кадровой безопасности являются показатели:

1) численного состава персонала и его динамики;

2) квалификации и интеллектуального потенциала;

3) эффективности использования персонала;

4) качества мотивационной системы

Установив специальные критерии и определив их параметры, кадровая служба, кроме того, обязана:>

1. Обеспечить разработку текущих и плановых значений показателей кадровой безопасности для стратегического и оперативного планирования

2. Осуществлять постоянный мониторинг установленных показателей в сфере своей ответственности

3. Предоставлять с разной периодичностью и в определенном объеме данные отчетности по состоянию»своих»критериев

4. Немедленно сообщать в орган управления и службу безопасности при получении сигнала относительно негативного отклонения значения показателя или об изменении направления тенденций плановых величин

5. Участвовать в разработке и реализации сценариев и мер по стабилизации параметров деятельности предприятия и т.п.

Мониторинг проводится с целью выявления и прогнозирования негативных действий относительно интересов и объектов экономической безопасности. Неблагоприятные явления и процессы могут быть выражены в:

o отклонении величин установленных контрольных показателей предельных в отрицательную сторону;

o увеличении амплитуды динамики установленных показателей на величины, большие допустимых;

o возникновении необъяснимых финансовых, технологических и информационных явлений и процессов;

o возникновении форс-мажорных обстоятельств;

o невыясненной или негативному поведению отдельных работников и их групп;

o возникновении конфликтных ситуаций между внутренними и внешними субъектами бизнеса;

o подозрительном интересе со стороны внешних субъектов к деятельности компании, подразделения, объекта, его персонала, руководства, информации, материальных и денежных средств;

o фактах хищений, повреждений имущества, исчезновении денег и документов, других неправомерных действиях;

o попытках несанкционированного доступа и использования внутренней информации;

o возникновении проблем личной безопасности работников и др.. При этом, разумеется, все должностные лица и работники обязаны

немедленно сообщать о таких отклонения в службу безопасности, а иногда — непосредственно администрации. Непринятие соответствующих мер предусматривает установленную ответственность

Смысловую характеристику всего цикла обеспечения интеллектуальной и кадровой составляющей экономической безопасности приведены на рисунок 16

Рис 16. Последовательно осуществляемые меры процесса обеспечения интеллектуальной и кадровой составляющей экономической безопасности

Обеспечение интеллектуальной и кадровой составляющих экономической безопасности охватывает взаимосвязанные и одновременно самостоятельные направления деятельности того или иного предприятия:

o первый ориентирован на работу с персоналом фирмы, на повышение эффективности деятельности всех категорий персонала;

o второй — на сохранение и развитие интеллектуального потенциала, т.е. совокупности прав на интеллектуальную собственность или на ее использование (в том числе патентов и лицензий) и на пополнение знаний и пр рофесийного опыта работников предприятия (организации.

На первой стадии процесса обеспечения этой составляющей экономической безопасности оценивают угрозы негативных действий и возможные последствия их. Среди основных негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия виок кремлюють недостаточной квалификации работников тех или иных структурных подразделений, их нежелание или неспособность приносить максимальную пользу своей фирме. Они могут быть обусловлены низким уровнем управ ления персоналом, нехваткой средств на оплату труда отдельных категорий работников предприятия (организации) или нерациональными затратамми.

Процесс планирования и управления персоналом направлен на обеспечение надлежащего уровня экономической безопасности, должна охватывать организацию системы подбора, найма, обучения и мотивации труда необходимых работников, в частности, материальные и моральные стимулы, престижность профессии и волю к творчеству, обеспечение социальными благам.

В зарубежной и отечественной практике управления персоналом используют преимущественно такие показатели:

Эти и другие аналитические показатели (коэффициенты) сравнивают с аналогичными в родственных предприятиях или анализируют в динамике. Надо также учитывать, что они характеризуют только потенциал персонала в и его соответствие другим факторам и условиям производстваа.

ПРОЕКТ

«Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
и охрана здоровья подрастающего поколения»

Место проведения проекта: г. Гомель

Целевые группы студенты факультета психологии и педагогики «ГГУ им. Скорины», учащиеся школ: СОШ № 1, 60, 21, 58, вечерняя школа №5.

Руководитель проекта от факультета — Певнева Анжела Николаевна

Основные исполнители проекта:

1. Центр пропаганды и обучения при Гомельском областном управлении МЧС (ЦПиО при ГОУМЧС).

2. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

3. Отдел образования Гомельского горисполкома

Целью проекта является:

1. Формирование и развитие культуры поведения личности в чрезвычайных ситуациях, направленной на обеспечение собственной безопасности, безопасности общества и государства;

2. Формирование и развитие профессионально значимых качеств специалистов в области безопасности жизнедеятельности, их эрудированности и компетентности;

3. Выработка необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 1) организовать на базе УО имени Франциска Скорины волонтерский отряд из студентов-психологов; 2) провести обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам безопасности жизнедеятельности и охране здоровья; 3) подготовить диагностический инструментарий и провести исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в чрезвычайных ситуациях; 4) на основе анализа полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на: формирование и развитие культуры поведения в чрезвычайных ситуациях и т.д.; подготовку школьников к самосовершенствованию безопасной жизнедеятельности и охране здоровья; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; подготовку школьников к предупреждению и преодолению опасных, экстремальных, чрезвычайных и критических ситуаций; развитие способностей и личностных качеств школьников как основы безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.

Актуальность проекта обусловлена сложившейся ситуацией. В 2009 году в Гомельской области количество пожаров по сравнению с 2008 увеличилось на 15,8%. В 2009 зафиксировано 1481 пожар, 2008- 1279 пожаров. В результате пожаров в 2009 году погибло 158 человек, из них 4 детей, в 2008 -159 человек, из них 4 детей. За 7 месяцев 2010 года в Гомельской области зарегистрировано 826 пожаров, в результате которых погибло 79 человек, из них 2 детей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 37,5% увеличилось количество травмированных людей. За 7 месяцев 2010 года 33 человека получили травмы различной степени тяжести, из них 3 детей (за 7 месяцев 2009 г травмирован 24 человека, детский травматизм не зарегистрирован). По причине неосторожного обращения с огнем в Гомельской области в 2008 году произошло 658 пожаров, что составляет 51% от общего количества пожаров, в 2009 — 682 пожара (46% от общего количества), за 7 месяцев 2010 г- 393 пожара.(48% от общего количества за истекший период.

Анализ данных убедительно указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. В изменившихся условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и помогать», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать».

Актуальность решаемой проблемы проекта. В связи со сложившейся ситуацией Министерством по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь от 09 марта 2010 №1 было отдано распоряжение «О дополнительных мерах по предупреждению пожаров и гибели людей», где в пункте 1.1.12. указано на проведение в школах бесед психологов с детьми на предмет выявления склонности к пиромании с целью своевременного принятия необходимых мер.

Теоретическое обоснование проекта

В последние десятилетия ситуация в мире резко изменилась: опасности от жизнедеятельности людей приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, сколько всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности и охрана здоровья. В изменившихся традиционных условиях подход к обеспечению безопасности человека, основанный на принципе «спасать и исправлять», должен уступить место новому, базирующемуся на принципе «предвидеть и предупреждать».

В настоящее время в психологической науке усиливается интерес к изучению поведения личности в трудных ситуациях: к проблеме, получившей название «психологическое совладание» (копинг). Наиболее разработанной в психологии является теория когнитивного оценивания Р. Лазаруса.

Автор выделил два этапа оценки: 1) первичную (Primary Appraisal), которая позволяет индивиду воспринять стресс, оценить масштаб угрозы собственному благополучию; 2) вторичную (Secondary Appraisal), состоящую в том, что индивид оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы, определяет методы влияния на негативные события.

В отечественной психологии заложена основа для более широкого понимания когнитивного оценивания. Л.И. Анцыферова характеризует данный процесс как «распознавание особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего».

Практическая значимость: повышение уровня культуры поведения у подрастающего поколения, с целью предупреждения и предотвращения несчастных случаев в чрезвычайных ситуация, гибели в пожарах, охраны здоровья.

На каждом предприятии одним из важнейших путей достижения его максимальной эффективности является усовершенствование такой системы, как обеспечение безопасности персонала. Как правило, деятельностью данного направления занимается система безопасности. От того, каким образом в компании построена работа данной системы, зависит множество аспектов в достижении основных целей предприятия. Результатом качественной работы предприятия в направлении безопасности является стабильность и гармоничность ее деятельности, и, как следствие, стабильный рост такого показателя, как оптимизация прибыльности предприятия.

Кадровая безопасность занимает одно из главенствующих мест среди других элементов системы безопасности компании, поскольку персонал задействован во всех процессах, осуществляющихся в компании.

Что такое обеспечение безопасности персонала?

Главной целью системы безопасности является обеспечение кадровой и интеллектуальной безопасности предприятия.

Успех и эффективность работы данной системы заключается в том, насколько правильно она построена.

Как правило, обеспечение безопасности персонала определяется как комплекс мероприятий, направленных на выявление и предотвращение всевозможных рисков и угроз, различных негативных последствий для предприятия, которые могут возникнуть в процессе работы и поведения персонала, его интеллектуального потенциала, и трудовых отношений в целом.

Для того чтобы на предприятии обеспечение безопасности персонала было наиболее эффективным, необходимо задействовать не только ресурсы службы безопасности. Здесь необходима слаженная, комплексная работа на всех уровнях управления.

Чем обеспечивается эффективность систем безопасности персонала?

Успех в работе системы обеспечивающей безопасность персонала и всего предприятия в целом, заключается в гармоничной работе следующих составляющих:

  • Планирование и жесткий контроль мероприятий по обеспечению безопасности персонала в ходе осуществления всевозможных производственных процессов;
  • Планирование и жесткий контроль мероприятий по поиску, приему, адаптации, обучению, увольнению персонала;
  • Ведение делопроизводства на должном уровне, с учетом всех требований безопасности интеллектуальной собственности предприятия и сотрудников;
  • Внедрение оптимального продукта информационных технологий, способного обеспечить максимальную эффективность в сфере безопасности;
  • Слаженные действия менеджеров всех уровней управления касаемо всех составляющих системы управление персоналом.

Компания Метран снабжает предприятия России наиболее эффективными продуктами в сфере информационных технологий для усовершенствования работы всех систем компаний, и улучшения такого показателя, как оптимизация прибыльности предприятия.

Согласно данным статистики, несовершенство работы службы безопасности на предприятии ведет к потерям прибыли в размере около 6-9% от всей прибыли компании.

Таким образом, оптимизация прибыльности предприятия напрямую зависит от эффективности и слаженности работ, направленных на обеспечение кадровой безопасности. Эффективные работы в данной сфере помогут более чем на 60% уменьшить прямые и косвенные убытки компании, которые, как правило, связаны с человеческим фактором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *