Инвентаризация источников выбросов

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» РСФСР

Ленинградская организация

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ

Серия — Биотехнология, экология, защита окружающей среды, охрана труда

Ленинград
1991

Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разработана отделом контроля атмосферы ВНИИ охраны природы и заповедного дела.

Научный руководитель — канд. физ.-мат. наук В.Б. Миляев.

Исполнители: канд. техн. наук А.Н. Ясенский, канд. физ.-мат. наук Н.И. Орлов, Г.В. Горячева, канд. техн. наук Р.А. Шатилов.

1.1. Инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

1.2. Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для:

оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух);

установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;

организация контроля соблюдения установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

оценки состояния пылегазоочистного оборудования предприятия;

оценки экологических характеристик, используемых на предприятии технологий;

оценки эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов на предприятии;

планирования воздухоохранных работ на предприятии.

1.3. Инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

1.4. Предприятие проводит инвентаризацию либо собственными силами, либо привлекает для этого специализированную организацию. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия.

1.5. Материалы инвентаризации предприятие представляет в местные органы Госкомприроды СССР для согласований и обобщения.

1.6. Данные о характеристиках источников выделения и загрязнения атмосферы, газоочистных и пылеулавливающих установок приводятся в бланке инвентаризации по состоянию на день начала инвентаризации, а данные о количестве выбрасываемых и улавливаемых загрязняющих веществ, коэффициенте обеспеченности газоочисткой, затратах на газоочистку приводятся за предшествующий год.

1.7. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.

1.8. С введением настоящей инструкции «Инструкция по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу» (по форме № 1 — воздух), утвержденная ЦСУ СССР и Госснабом СССР 12 марта 1979 года № 42/082-018/2-90, отменяется.

1.9. С учетом особенностей различных производств в отдельных отраслях могут быть разработаны дополнения к настоящей инструкции, которые должны быть согласованы с Госкомприродой СССР.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

2.1. В бланке инвентаризации используются следующие определения

Источник выделения загрязняющих веществ — объект, в котором происходит образование загрязняющих веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или .продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения топлива, свалка промышленных и бытовых отходов и т.д.).

Источник загрязнения атмосферы — объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

Организованные выбросы загрязняющих веществ — выбросы через специально сооруженные устройства.

Неорганизованные выбросы загрязняющих веществ — выбросы в виде ненаправленных потоков газа, например, в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта, в пылящих отвалах и т.д.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

3.1. Методическое руководство проведением инвентаризации на предприятиях города осуществляет местный орган Госкомприроды СССР.

3.2. При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

3.3. При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР . В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР .

3.4. Работа по проведению инвентаризации должна включать следующие этапы:

а) подготовительный,

б) проведение инвентаризационного обследования,

в) обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

3.4.1. На первом этапе составляются краткая характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы, балансовые схемы и описания основных технологий. При этом должны быть определены выделяемые загрязняющие вещества и их источники. Балансовые схемы должны быть составлены в соответствии с нормами технологического проектирования соответствующего производства.

3.4.2. На втором этапе проводится обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.

3.4.3. На третьем этапе систематизируются результаты, анализируется заполнение бланков формы № 1 — воздух, составляется перечень методик, используемых для определения концентраций, и расчетных методик определения выбросов загрязняющих веществ.

3.5. После анализа материалов инвентаризации местный орган Госкомприроды СССР предоставляет предприятию:

а) перечень загрязняющих веществ, по которым предприятие организует первичный учет (характеристики источников, которые выделяют эти вещества, заносятся в журнал первичного учета ПОД-1);

б) перечень загрязняющих веществ, по которым предприятие должно предоставлять ежегодную статотчетность по форме 2-тп (воздух).

3.6. Материалы инвентаризации с учетом «Перечней» по п 3.5. используются в дальнейшем для заполнения экологического паспорта предприятия .

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

4.1. Результаты инвентаризации должны быть занесены в бланки по форме № 1 — воздух.

При заполнении инвентаризационного бланка следует выполнять следующие требования.

4.2. В правом верхнем углу бланка следует указать соответствующие коды. Их значения могут быть уточнены в местном (областном) статуправлении.

4.3. Заполнение раздела 1 «Источники выделения загрязняющих веществ».

В графе А указывается, к какому производству относятся источники выделения и источники загрязнения атмосферы (агломерационное, теплосиловое, производство вискозы и др.). Производство может включать в себя один или несколько цехов, участков и т.д. Приводятся конкретные названия цехов, участков (подготовительный, формовочный), а также указываются их номера.

В графе 1 указываются номера .источников загрязнения атмосферы согласно схеме их расположения, которая должна составляться и храниться на предприятии. Нумерация источников от года к году не должна изменяться. При появлении нового источника загрязнения атмосферы ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации источника его номер в дальнейшем в отчетности не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 0001 до 5999, а всем неорганизованным источникам — от 6001 до 9999.

В графе 2 указываются номера источников выделения согласно схеме их распределения, которая составляется на предприятии. Нумерация источников не должна изменяться. При появлении нового источника выделения ему присваивают номер, не использовавшийся ранее, а при ликвидации источника его номер в дальнейшем не используется. Номер источника выделения состоит из двух частей. Первая часть — четырехразрядный номер источника загрязнения атмосферы, к которому подключен источник выделения, вторая часть — двухразрядный его порядковый номер.

В графе 3 указывается наименование и тип установок и агрегатов, где непосредственно образуется загрязняющее вещество (паровые котлы, доменные печи, разгрузочные площадки и т.п.), к источникам выделения относятся также неплотности оборудования, оконные проемы, пруды-отстойники и т.п.

В графе 4 «Наименование выпускаемой продукции» приводится наименование и тип в соответствии с классификатором, который имеется в местном подразделении Госкомстата СССР.

В графах 5 и 6 указывается среднее суммарное количество часов работы оборудования за сутки и за предшествующий инвентаризации год.

В графе 7 записываются наименования загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу, независимо от того, имеется ли для них ПДК или ОБУВ (ориентировочный безопасный уровень воздействия) или нет. Наименования записываются в соответствии с .

В графе 8 указывается код загрязняющего вещества в соответствии с .

В графе 9 указывается количество загрязняющих веществ (тонн в год), отходящих от источника выделения, независимо от того, оснащен он очистными сооружениями или нет. При определении этого показателя необходимо учитывать как неравномерность работы источника в течение года (определяется цикличностью технологического процесса, простоями оборудования, неравномерностью загрузки оборудования и т.п.), так и неравномерность объемов выделения загрязняющих веществ в течение технологического цикла. Рекомендации по учету нестационарности работы источников выделения приведены в .

4.4. Заполнение раздела II «Характеристика источников загрязнения атмосферы».

В графе 1 указывается номер источника загрязнения атмосферы (см. раздел I графа 1).

В графах 2 и 3 приводятся соответственно данные (в метрах) о высоте источника над уровнем земли и диаметр или размеры сечения устья источника.

В графе 4 указывается скорость, в графе 5 — объемный расход, в графе 6 — температура выбрасываемой газовоздушной смеси в устье организованного или на поверхности неорганизованного источника загрязнения атмосферы.

В графе 7 указывается код загрязняющего вещества в соответствии с .

В графе 8 указывается количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от источника загрязнения по каждому веществу, которое рассчитывается по формуле

M=Cmax×V, (1)

где Сmax — максимальная концентрация загрязняющего вещества, измеренная в устье источника, загрязнения, г/м3;

V — объемный расход газовоздушной смеси в единицу времени (м3/с) в устье источника. В графе 9 указывается суммарный выброс загрязняющего вещества за год с учетом времени работы .подключенных к нему источников выделения.

В графах 10 — 13 приводятся координаты (в метрах) источников загрязнения атмосферы в условной (заводской) системе координат. Начало заводской координатной сетки задается местным территориальным комитетом по охране природы в городской системе координат. Для точечного источника указываются координаты X1 и У1), а для линейного источника (например, аэрационного фонаря) координаты начала X1, У1 и конца X2, Y2..

4.5. Заполнение раздела III «Показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок» (ГОУ).

В графе 1 указывается номер источника выделения (см. раздел I, графа 2)

В графе 2 перечисляются наименование и тип пылегазоулавливающего оборудования, входящего в установку.

В графах 3 и 4 указываются проектные и фактические коэффициенты полезного действия Проектный КПД берется из проекта газоочистной установки или из техпаспорта.

Фактический КПД определяется следующим соотношением.

(2)

где Свх и Свых — концентрации (г/м3) загрязняющих веществ Соответственно до и после очистки по результатам замеров;

Vвx и Vвых — расход газовоздушной смеси в единицу временя (м3/с) на входе и выходе установки соответственно.

В графе 5 указать код загрязняющего вещества, по которому происходит очистка

В графе 6 указывается’ коэффициент обеспеченности (нормативный) в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78

Фактический коэффициент обеспеченности газоочисткой в процентах вычисляют по формуле

(3)

где Тт — время работы за год технологического оборудования, ч;

Тг — время работы за год газоочистных установок (независимо от степени очистки), ч.

В графах 8 и 9 приводятся для каждой ГОУ следующие показатели. капитальные вложения (в тыс. руб.) и эксплуатационные затраты на газоочистку в прошедшем году (в тыс. руб./год).

4.6. Заполнение раздела IV «Суммарные выбросы загрязняющих веществ «атмосферу, их очистка и утилизация».

В графах 1 и 2 указывается код и наименования загрязняющего вещества в соответствии с .

В графу 3 включают количество загрязняющих веществ (по отдельным веществам), отходящих от всех стационарных источников выделения, как собираемых в системы газоотводов (организованный выброс), независимо от того, натравляются они или не направляются на газоочистные установки, так и непосредственно попадающих в атмосферу (неорганизованный выброс). В данное количество загрязняющих веществ не входят вещества, содержащиеся в технологических газах и специально улавливаемые для производства продукции.

В графе 4 указывается количество загрязняющих веществ (по отдельным веществам), поступающих в атмосферу через специальные устройства (трубы, вентиляционные установки, аэрационные фонари и т.п.), но не подвергающихся при этом очистке, а также те неуловленные загрязняющие вещества, которые прошли через не предназначенные для их улавливания газоочистные и пылеулавливающие установки.

В графу 5 включают все поступающие на очистные сооружения загрязняющие вещества, независимо от того, какие из них проходят очистку в газоочистных установках. При этом данные графы 5 должны быть равны сумме данных граф 6 и 7.

В графе 6 приводится количество загрязняющих веществ (по отдельным веществам), поступающих в атмосферу после прохождения системы очистки.

В графе 7 указывается фактическое количество уловленных обезвреженных загрязняющих веществ, кроме веществ, улавливаемых для производства продукции.

В графу 8 «Из них утилизировано» включается количество загрязняющих веществ, возвращенных в производство или использовании их для получения товарного продукта.

В графе 9 «Выброшено в атмосферу» указывают общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (по отдельным веществам) как после очистки, так и выброшенных без нее. Данные этой графы должны равняться разности значений граф 3 и 7, а также равны сумме данных граф 4 и 6.

Суммарные по всем источникам выбросы загрязняющих веществ «Всего» и по отдельным веществам, указываемые в данной графе 9, получают из данных графы 13 раздела II.

При отсутствии на предприятии очистных сооружений в графы 5, 6, 7, 8 записывают нуль. Тогда данные граф 3, 4, 9 будут равны между собой.

В строке «Всего» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 13 раздела II.

В строке «Твердые» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 13 раздела II, по твердым загрязняющим веществам,, и сумма строк отдельно по каждому твердому веществу.

В строке «Газообразные» и «Жидкие» записывается сумма всех строк, указанных в графе 13 раздела II по жидким и газообразным веществам, а также производится расчет суммы строк, отдельно по каждому загрязняющему жидкому и газообразному веществу.

В разделе IV приводятся сведения по всем веществам, по которым приведены данные в разделах I и II.

4.7. Заполнение раздела V «Выбросы автотранспорта предприятия» производится по «Методическим указаниям по расчету выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом» .

Приложение

Формы документа по ОКУД

Производствен­ного объединения (комбината), предприятия по ОКПО

Группа производства по ОКОНХ

Министерства (ведомства)

Территории по СОАТО

Коды

Форма 1 — воздух

Бланк инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на……………19 года

Раздел I Источники выделения загрязняющих веществ

Наименование производства, номер цеха, участка и т п

Номер источника загрязнения атмосферы

Номер источника выделения

Наименование источника вселения загрязняющих веществ

Наименование выпускаемой продукции

Время работы источника выделения, часов

Наименование загрязняющего вещества

Код загрязняющего вещества

Количество загрязняющего вещества, отходящего от источника выделения т/год

в сутки

за год

А

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и их источников — систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Следует отметить, что инвентаризация ВЗВ является одним из этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

Инвентаризация проводится как инструментальным (замеры показателей выбросов от стационарных источников выбросов), так и расчетным методом — для неорганизованных источников выбросов либо для тех организованных источников, инструментальный замер от которых проводить нецелесообразно либо невозможно.

Внимание. С 26 апреля 2019 вступили в силу новые требования по инвентаризации выбросов (Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»).

Срок действия результатов инвентаризации выбросов

Пункт 1.7 Инструкции 1991 года предусматривал, что «инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации». С 1 января 2015 года периодичность инвентаризации определяется согласно Закону № 96-ФЗ

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает необходимость периодического проведения инвентаризации, вводя при этом понятие «корректировка данных инвентаризации». Указанное, по мнению Центра правовой экологии, может означать следующее:

  • законодатель решил уйти от обязания хозяйствующих субъектов периодически проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов от стационарных источников выбросов, предусмотрев лишь основания для корректировки данных инвентаризации,

  • или законодатель решил на уровне Закона № 96-ФЗ прописать основания для «внеочередной» корректировки данных инвентаризации, оставив установление периодичности «плановой» инвентаризации на усмотрение Минприроды России (посредством введения соответствующих положений в Порядок инвентаризации)

Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов), а именно:

1. не были учтены все источники выброса ЗВ в атмосферу;

2. не были учтены все загрязняющие вещества в выбросах источников;

3. не были учтены все режимы работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

4. на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Этапы проведения инвентаризации

1. Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

2. Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

3. Кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферы (ИЗА);

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия.

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);

4. Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

5. Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу;

6. Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Данная процедура также именуется как замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

7. Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать нестационарность выбросов, возможную годовую изменчивость выбросов и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения — летний период и т.д.

Содержание отчета по инвентаризации

Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия должен включать следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Сведения о разработчике и список исполнителей

3. Содержание, введение

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ

5. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ

6. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) с ИЗАВ

7. Характеристики ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая:

7.1. Источники выделения загрязняющих веществ

7.2. Источники выбросов загрязняющих веществ

7.3. Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации

7.4. Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация (в целом по объекту ОНВ)

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений

10. Документирование характеристик нестационарности выбросов

11. Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета

12. Иные материалы, которые разработчик считает необходимым приложить

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с Положением «О порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия», юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная или иная деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, обязаны получить в органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основным документом, регулирующим порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и определяющим общие требования к составу, оформлению и содержанию акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух является Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №42 от 23 июня 2009 г. «Об утверждении инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Инвентаризация выбросов – это систематизация сведений о распределении источников на территории предприятия, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу. Разрешение на выбросы выдается по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения стационарных источников выбросов.

При аренде зданий или оборудования, являющихся источником выбросов, разрешение получает арендатор, если иное не указано в договоре аренды.

Получение разрешения не требуется в случае если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют менее 0,1 тонны в год (при условии, что в составе выбросов отсутствуют загрязняющие вещества, отнесенные к 1-му классу опасности в количестве более 0,0001 тонны в год).

Проект нормативов допустимых выбросов (ДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливает количество вредных веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух, не нарушая санитарно-гигиенического состояния атмосферного воздуха населенных пунктов. Нормативы выбросов рассчитывается для источников загрязнения атмосферы с учетом установленных технических нормативов и фонового загрязнения атмосферного воздуха. Расчет нормативов ДВ – обязательное условие для промышленного предприятия при разработке мероприятий, направленных на снижение уровня концентрации загрязняющих веществ до минимальных значений долей ПДК на селитебной территории.

Разработка проекта допустимых выбросов начинается с бесплатной консультации нашего инженера, которая включает сбор и анализ предварительной информации о предприятии, об источниках загрязнения атмосферы, количественного и качественного состава загрязняющих веществ, технологических процессах на предприятии, наличия каких-либо объектов в границах СЗЗ, а также наличия и состояния жилой застройки в районе расположения предприятия.

Исходные данные могут быть предоставлены должностным лицом предприятия на основании предыдущих результатов инвентаризации выбросов или раздела проекта «Охрана окружающей среды».

Данная информация может являться основанием для согласования сроков проведения и стоимости работ по разработке нормативов допустимых выбросов (ДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Проект нормативов допустимых выбросов (ДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух включает:

— общие сведения о природопользователе и его характеристика как источника загрязнения атмосферы, определение допустимого количества выбросов от всех источников загрязнения;

— определение нормативов допустимых (временно согласованных) выбросов для каждого источника загрязнения с учетом существующего положения;

— расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе СЗЗ и в жилой застройке;

— разработка природоохранных мероприятий и предложений позволяющих снизить количество загрязняющих веществ, которые поступают в атмосферу. В частности, это может быть более совершенная и технологичная система вентиляции (аспирации), замена материалов на менее токсичные, оснащение источников загрязнения ГОУ, перенос отдельных источников выбросов по территории промплощадки или изменения параметров газовоздушной смеси, поступающей в атмосферный воздух.

Согласно гл. 5 ст. 21 Закона РБ № 2-3 от 16.12.2008 г. «Об охране атмосферного воздуха»:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

1.1. выполнять требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства обохране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов;

1.2. разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;

1.3. не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера – органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

1.4. приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

1.5. разрабатывать мероприятия по сокращениювыбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухна период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

1.6. предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;

1.7. обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:

2.1. разрабатыватьпроекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух;

2.2. получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение и соблюдать условия, установленные в таких разрешениях;

2.3. оснащать организованные стационарные источники выбросов газоочистными установками в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Закона;

2.4. эксплуатировать газоочистные установки в технически исправном состоянии в соответствии с правилами эксплуатации газоочистных установок, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

2.5. вести учет в области охраны атмосферного воздуха;

2.6. проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.7. осуществлять отбор проб и производство замеров для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

2.8. оснащать организованные стационарные источники выбросов автоматизированнымисистемами контроля за выбросами загрязняющих веществв атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

2.9. проводить самостоятельно или с привлечением аккредитованных лабораторий с соответствующей областью аккредитации локальный мониторинг окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство двигателей, которыми оснащаются мобильные источники выбросов, а также мобильных источников выбросов, обязаны устанавливать технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:

4.1. соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;

4.2. обеспечивать соблюдениенормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в соответствии с пунктом 6 статьи 18 настоящего Закона.

5. Граждане, осуществляющие эксплуатацию механических транспортных средств, обязаны обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в соответствии с пунктом 6 статьи 18 настоящего Закона.

6. На юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, могут быть возложены и иные обязанности, установленные законодательными актами.

В соответствии с п.3 гл.1 Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды) № 9 от 1.02.2007 г. юридические лица, оказывающие своей деятельностью вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность, обязаны проводить локальный мониторинг в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь локального мониторинга окружающей среды и использования его данных и настоящей Инструкцией.

Специалисты нашего предприятия имеют соответствующую квалификацию и более 10 лет успешно работают на рынке природопользования и охраны окружающей среды.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это комплекс работ по контролю на предприятиях организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха, направленный на систематизацию информации о распределении их на территории предприятия, о техническом состоянии вентиляционных систем и газоочистных устройств, о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится юридическими лицами во исполнение ст. 30 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», которая гласит:

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Задачи инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  1. классификация источников загрязнения атмосферы, действующих на территории предприятия;
  2. определение количественного содержания загрязняющих веществ в отходящем от источника загрязнения газе или воздухе;
  3. оценка степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую природную среду;
  4. оценка эффективности очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и технического состояния газоулавливающих установок (ГОУ) при соблюдении проектного режима работы;
  5. оценка экологических характеристик используемых на предприятии технологий и сырьевых ресурсов;
  6. получение объективных результатов аналитического контроля выбросов загрязняющих веществ для разработки и расчёта нормативов ПДВ (ВСВ) загрязняющих веществ как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферного воздуха;
  7. разработка природоохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ за счёт совершенствования технологических процессов, применения менее токсичных материалов, герметизации оборудования, оснащения источников загрязнения газоулавливающими установками, модернизации и ремонта газоулавливающих установок;
  8. использование информации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу для заполнения форм статистической отчётности.

Организация, проводящая инвентаризацию выбросов предприятий, при выполнении работ и оформлении их результатов обязана соблюдать действующие законодательные, нормативные и общегосударственные инструктивные документы.

В ходе работ по инвентаризации определение качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу с использованием инструментальных методов осуществляется аккредитованными аналитическими лабораториями в строгом соответствии с установленной областью аккредитации.

При проведении работ по инвентаризации силами собственного подразделения по охране окружающей среды предприятия оформление специальной лицензии не требуется (при условии проведения необходимых для инвентаризации инструментальных замеров аккредитованной лабораторией).

Инвентаризация выбросов ЗВ в атмосферу должна проводиться периодически, но не реже, чем один раз в пять лет.

Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ на предприятиях проводится поэтапно:

  • 1-й этап – подготовительный;
  • 2-й этап – инвентаризационное обследование;
  • 3-й этап – обработка и оформление результатов обследования.

Подготовительный этап инвентаризации

На первом этапе инвентаризации необходимо:

разработать Программу работ по инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферу.

Программу разрабатывают руководитель экологической службы предприятия совместно с представителями организаций, участвующих в инвентаризации в качестве исполнителей

издать приказ о проведении работ по инвентаризации выбросов ЗВ.

В приказе необходимо определить ответственного за организацию и проведение работ в целом по предприятию, ответственных лиц за проведение работ, непосредственно в подразделениях предприятия и состав комиссии по оценке технического состояния ВС и ГОУ;

специалистам-исполнителям изучить проектную и техническую документацию, технологический процесс, сырье и материалы, используемые в производстве, определить наименование загрязняющих веществ, выделяющихся в процессе производства.

Специалистов знакомят с результатами предшествующих обследований и материалами, характеризующими оборудование и состав выбросов по отдельным производствам и веществам, технологическим системам и агрегатам, подлежащим обследованию. Обеспеченность технологического процесса сырьем и расходными материалами подтверждается справкой за подписью главного инженера предприятия. Материалы и документы, необходимые для изучения ГОУ и источников выбросов, предоставляются руководителем экологической службы или другим лицом по согласованию с главным инженером предприятия;

визуально обследовать все ВС, ГОУ, выбросы от которых содержат ЗВ.

определить места их расположения, размеры, координаты источников выбросов ЗВ.

По результатам обследования определяют объем работ, сроки их проведения, необходимое материально-техническое обеспечение работ, необходимость оборудования точек отбора проб выбросов и проведения измерений, ремонта вспомогательного оборудования и средств защиты;

осмотреть и оценить техническое состояние вентиляционных систем, оборудования источников выбросов, ГОУ.

Технический осмотр и оценку работоспособности ГОУ и ВС проводит комиссия из представителей предприятия и представителей организации- исполнителя инвентаризации выбросов. Результаты осмотра оформляют Актом, где дается заключение о работоспособности и техническом состоянии всех ГОУ и ВС, использующихся на предприятии. Акт подписывается членами комиссии и утверждается главным инженером. При выявлении неисправностей в работе ВС и ГОУ, необорудованных точек отбора проб выбросов и проведения измерений (отсутствия лестниц, площадок, ограждений, освещения) специалисты организации-исполнителя под руководством главного механика (главного энергетика) и контролем руководителя экологической службы предприятия выполняют работы по устранению неисправностей и приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативно-технической документации. После завершения работ проводится повторный осмотр. Если выполнение отдельных работ невозможно к установленному сроку, их включают в Акт с указанием с текущих сроков выполнения, повторного осмотра и замеров фактических параметров.

Инвентаризационное обследование

На втором этапе проводят:

  1. аэродинамические испытания ГОУ и ВС;
  2. отбор проб выбросов и их анализ на содержание загрязняющих веществ в воздуховодах, на входе и выходе ГОУ;
  3. определение эффективности работы ГОУ.

Аэродинамческие испытания ВС и ГОУ проводят в соответствии с:

  • ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,
  • ГОСТ 17.2.4.07-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,
  • ГОСТ 17.2.4.08-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения влажности газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,
  • ГОСТ 12.3.018-79 «Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний».

При определении концентрации взвешенных частиц в выбросах предварительно отбирают не менее шести контрольных проб для установления режимов серийного отбора проб. В период отбора проб фиксируют ход технологичёского процесса и все его изменения.

При нарушении технологического процесса, в аварийных ситуациях, влияющих на количественное изменение состава выбросов, отбирают дополнительные; пробы, результаты которых учитывают особо.

После восстановления стабильности технологического процесса отбор проб возобновляют.

Показания приборов, время отбора проб и другие параметры регистрируют в рабочих журналах, а итоговые результаты измерений — в журнале обследования.

Обработка и оформление результатов обследования

На третьем этапе проводят:

  1. систематизацию результатов испытаний и обобщение материалов по проведенным работам;
  2. оформление результатов испытаний ВС и ГОУ,
  3. заполнение паспортов на ВС и ГОУ, актов по проверке эффективности работы ГОУ;

Защита инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ оформляются в двух экземплярах по форме-1 (воздух). К бланкам инвентаризации прикладывается пояснительная записка, в которой должны быть представлены расчёты выбросов от источников выделения и выбросов загрязняющих веществ. Оба экземпляра инвентаризации отсылаются в местное управление Росприроднадзора. По результатам проверки сотрудники Росприроднадзора либо выдают заключение о подтверждении результатов инвентаризации, либо список замечаний, после ликвидации которых инвентаризация отправляется на повторную защиту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *