Инвентаризация расчетов

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @  «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при ликвидации (реорганизации) компании;
  • по инициативе налогоплательщика — чаще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать заявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет (3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

В перечисленных случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок. Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

  • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
  • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
  • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

  • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
  • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
  1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
  2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
  3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). Сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

  • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
  • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

  • если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
  • если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Сверка расчетов с контрагентами по договорным обязательствам

М. Зарипова

Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 12/2017

В статье рассмотрены вопросы проведения сверки расчетов с контрагентами перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Чтобы сформировать достоверную годовую бухгалтерскую отчетность, перед ее составлением необходимо в установленном порядке провести инвентаризацию активов и обязательств. К обязательствам, которые подлежат обязательному подтверждению, относятся, в частности, расчеты с контрагентами по договорным обязательствам. О порядке проведения данной процедуры и отражении ее результатов в бухгалтерском учете расскажем в статье.

Финансово-хозяйственная деятельность любого учреждения предполагает наличие в учете расчетных обязательств с различными контрагентами. На приобретение товаров (работ, услуг) заключаются договоры (контракты), в соответствии с которыми производятся расчеты. Кроме того, учреждение само выступает как контрагент, оказывая услуги покупателям и заказчикам, причем направленность данных услуг зависит от вида деятельности организации. Получается, что расчетные обязательства с контрагентами в государственном (муниципальном) учреждении образуются как в пассиве, так и в активе баланса; иными словами, в учете могут возникать дебиторская и кредиторская задолженности.

В соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете расчетные обязательства подлежат инвентаризации с целью подтверждения их фактического наличия и сопоставления с данными бухгалтерского учета (см. п. 1, 2 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Более того, в преддверии составления годового отчета данное мероприятие следует провести обязательно, поскольку по достоверности представленной бухгалтерской отчетности можно судить, была ли осуществлена инвентаризация (Письмо Минфина РФ от 15.07.2014 № 02-06-10/34544).

В каком порядке должна быть проведена инвентаризация?

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 24.03.2016 № 02-07-10/17037, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий, формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики. Поэтому в каждом учреждении такой порядок свой. Отметим, что при его разработке можно использовать Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Однако на сайте финансового ведомства размещен проект, в соответствии с которым нормы обозначенного документа не распространяются на государственные (муниципальные) учреждения. Изменения связаны с тем, что в силу п. 6 Инструкции № 157н данное контрольное мероприятие проводится в соответствии с порядком, утвержденным учетной политикой учреждения, разработанной с опорой на положения законодательства РФ.

Отметим, что исходя из практики инвентаризация расчетных обязательств осуществляется в виде сверки расчетов. Смысл сверки расчетов – сверить данные сторон, проверить обоснованность выявленных расхождений (различий) и с учетом наличия первичных учетных документов привести свои учетные данные в соответствие с реальными обязательствами сторон.

Для осуществления названного мероприятия необходимы подготовительные мероприятия. В первую очередь финансовый отдел учреждения должен поднять договоры, подготовить подтверждающие документы.

Обозначенная процедура документально оформляется актами сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Форма названного акта законодательно не утверждена, поэтому учреждение может разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике организации.

Отметим, что в прошлом для подписания акта была обязательна процедура выезда к контрагенту. В настоящее время такой необходимости нет; подготовленный акт сверки с данными, отражающими состояние расчетов, направляется контрагенту по электронной почте. Если претензий по расчету у поставщика (подрядчика) нет, то он подтверждает свое согласие подписью.

Является ли акт сверки расчетов первичным документом?

Документами, подтверждающими наличие кредиторской или дебиторской задолженности, являются документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ, то есть первичные учетные документы, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств).

К первичным учетным документам, свидетельствующим об имевшей место хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед учреждением, в частности, относятся счета, товарные накладные, акты приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), платежные поручения и др.

Акт сверки расчетов не является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, так как при его оформлении не изменяется финансовое состояние сторон хозяйствующих субъектов. Как отметили арбитры в Постановлении АС ВВО от 18.07.2016 № Ф01-2768/2016, составленный в одностороннем порядке акт сверки взаимных расчетов без первичных документов, подтверждающих поставку товара, не доказывает получение этого товара, следовательно, не подтверждает наличие задолженности в учете.

Как оформить результаты сверки расчетов?

Результаты проведенной инвентаризации оформляются:

1) инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Форма описи и порядок ее заполнения приведены в Приказе Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Из положений этого приказа следует, что опись формируется комиссией учреждения и отражает:

  • сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

  • наименование дебитора (кредитора);

  • данные о сумме задолженности учреждения;

  • номер счета бухгалтерского учета;

  • общую сумму задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденную дебиторами (кредиторами), не подтвержденную дебиторами (кредиторами);

  • сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризационная опись (ф. 0504089) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию;

2) актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Основанием для составления акта (ф. 0504835) являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости). Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения. В акте отражается наличие у учреждения дебиторской (кредиторской) задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Дополнительно отметим, что в силу п. 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация (по завершении процедуры инвентаризации).

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как списать нереальную к взысканию дебиторскую задолженность?

Безнадежными (нереальными к взысканию) признаются те долги перед организацией, по которым истек установленный срок исковой давности, и те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации (ст. 416, 417, 419 ГК РФ). Как указали чиновники финансового ведомства в Письме от 02.12.2016 № 02-07-10/71673, если есть несколько оснований признать долг безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований, то есть по истечении срока исковой давности.

К сведению:

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого на основании ст. 200 ГК РФ следующим образом: если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Таким образом, подписание акта сверки расчетов, свидетельствующее о признании долга, прерывает течение срока исковой давности (ст. 203 ГК РФ, п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43). После подписания акта сверки расчетов срок исковой давности исчисляется заново.

Списание задолженности со счетов бухгалтерского учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности и истечение срока исковой давности. Как отмечается в Письме Минфина РФ от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, положения Инструкции № 157н не содержат указаний относительно состава документов, необходимых для принятия комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов.

Вместе с тем согласно п. 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет активов и операций, их изменяющих (фактов хозяйственной жизни), осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.

В соответствии с Федеральным стандартом № 256н для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской отчетности активом признается имущество, включая имущественные права (дебиторская задолженность), принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала (наличных и безналичных денежных средств) или экономических выгод.

Таким образом, если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам, то в соответствии с решением комиссии о списании данной задолженности с балансового учета ее учет осуществляется на забалансовом счете. Указанное решение принимается с учетом:

  • сведений, выявленных в ходе инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;

  • документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.

Заметим, что невозможность взыскания долгов может быть подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, предусмотренном Законом № 229-ФЗ, при возврате взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям (Письмо Минфина РФ от 31.07.2013 № 03-03-06/4/30650):

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках либо других кредитных организациях;

  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

При наступлении обстоятельств, подтверждающих невозможность погашения дебитором сумм задолженности (смерть, ликвидация (банкротство) дебитора), комиссия по поступлению и выбытию активов готовит следующий пакет документов, на основании которых списываются суммы дебиторской задолженности:

  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности (документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора, судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности, справка о смерти дебитора и др.);

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности.

В бухгалтерском учете нереальная к взысканию дебиторская задолженность списывается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующим образом:

  • по расходам – относится на уменьшение финансового результата, в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» (п. 168.2 приложения 1 к Инструкции № 162н, п. 153 Инструкции № 174н, п. 181 Инструкции № 183н);

  • по доходам – относится на уменьшение финансового результата, в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 120 Инструкции № 162н, п. 152 Инструкции № 174н, п. 180 Инструкции № 183н).

Списанная с баланса нереальная к взысканию дебиторская задолженность учитывается на забалансовых счетах в порядке, определенном п. 339, 340 Инструкции № 157н (см. Письмо Минфина РФ от 02.12.2016 № 02-07-10/71673).

Напомним, что п. 339 Инструкции № 157н для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения предназначен забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Следует учесть, что в настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и одновременного принятия к забалансовому учету автономное учреждение определяет самостоятельно.

Учет названной задолженности осуществляется:

  • либо в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе при изменении имущественного положения должников;

  • либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию:

  • в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора;

  • в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по истечении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.

Таким образом, факт признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию является основанием для ее списания с забалансового учета. Отметим, что при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, преду­смотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета задолженность к забалансовому учету не принимается.

Пример 1:

В ходе инвентаризации в автономном учреждении выявлена дебиторская задолженность по счету 2 206 34 000 на сумму 16 500 руб., по которой обязательства ее исполнения были просрочены. Учреждением подан в суд иск с требованием о погашении задолженности дебитором. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов приняла решение о списании задолженности с баланса и об отражении ее за балансом.

В декабре 2017 года суд вынес решение об отказе в удовлетворении требований учреждения в связи с признанием организации-должника банкротом и дальнейшей ее ликвидацией. На основании судебного решения комиссия учреждения признала задолженность нереальной к взысканию и приняла решение списать ее с забалансового учета.

В учете операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность с баланса на основании решения комиссии

2 401 20 273

2 206 34 660

16 500

Одновременно принята списанная с баланса задолженность на забалансовый учет

Забалансовый счет 04

16 500

Списана задолженность с забалансового счета на основании судебного решения

Забалансовый счет 04

16 500

Как списать невостребованную кредиторскую задолженность?

Кредиторская задолженность в сумме не предъявленных кредитором требований в течение срока исковой давности, в том числе задолженность, не подтвержденная по результатам инвентаризации кредитором, переходит в разряд задолженности, не востребованной кредитором или нереальной к взысканию, в отношении которой комиссия учреждения может принять решение об отражении задолженности вне баланса. Данная задолженность списывается в установленном законодательством порядке (Письмо Минфина РФ от 10.09.2013 № 02-07-10/37335), например, по причине ликвидации юридического лица, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о чем сделана запись в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей соответственно.

Названная задолженность подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с использованием счета 0 401 10 173 в порядке, установленном п. 150 Инструкции № 174н, п. 178 Инструкции № 183н и п. 167 приложения 1 к Инструкции № 162н (с одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 20).

Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения, в порядке, установленном (п. 371 Инструкции № 157н):

  • для казенных учреждений – главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета);

  • для бюджетных учреждений, автономных учреждений – если иное не установлено бюджетным законодательством, актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Пример 2:

В результате проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность на счете 2 302 25 000 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» в сумме 8 600 руб.

Направленный кредитору акт сверки был возвращен в связи с отсутствием адресата по заявленному адресу, поэтому задолженность не была подтверждена. На основании решения комиссии данная задолженность списана с балансового учета и отнесена на забалансовый учет.

В течение трех лет с момента постановки задолженности на забалансовый учет кредитор не предъявил учреждению требований об оплате обязательства. В связи с этим задолженность, не востребованная кредитором, была списана с забалансового учета.

В учете операции отразятся следующим образом:

>Инвентаризация расчетов по налогам и сборам, социальному страхованию

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Методические основы

Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.

Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) (далее — Указания).

В частности, согласно п. 3.44 названного документа инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты в том числе счета:

— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).

Результаты инвентаризации оформляются документально.

Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Согласно п. 74 Положения суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается.

С этой целью, в частности, проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухучете, с суммами, отраженными в лицевом счете в налоговой инспекции и внебюджетных фондах.

Инвентаризацию расчетов по налогам и сборам можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами.

Сверка расчетов с внебюджетными фондами

Аналогичным образом можно сверить расчеты с внебюджетными фондами.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в ПФР соответствующего письменного запроса.

Форма справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам рекомендована Письмом ПФР от 23.07.2010 N ТМ-30-24/7800 (заполняется на основании формы РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»).

Помимо сверки расчетов между плательщиком взносов и контролирующим органом может быть осуществлена совместная сверка расчетов, регулируемая положениями п. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах.

Ее инициатором могут быть и организация, и орган ПФР либо ФСС.

Результаты такой сверки оформляются актами по формам 21-ПФР и 21-ФСС РФ (формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам Утверждены Приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н).

Отметим, что положения Закона о страховых взносах не регламентируют порядок и сроки выдачи названных актов сверки плательщику страховых взносов.

Если выявлены расхождения между данными, отраженными в учете организации, и информацией, полученной из внебюджетных фондов, в учете делаются корректировочные записи. Основание — акт инвентаризации.

После урегулирования вопроса (например, принятия фондом решения о зачете либо о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов) в учете снова делаются корректировки. В этот раз основанием для внесения исправлений в бухгалтерские записи будет являться решение органа контроля за уплатой страховых взносов.

Инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации используют счет 68 «Расчет по налогам и сборам». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Главной задачей инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является сверка данных о состоянии расчетов с бюджетом в на счетах бухгалтерского учета организации с данными налоговой инспекции. Для чего необходимо заказать справку о состоянии расчетов.

После того, как из налоговой инспекции получена справка о состоянии расчетов с бюджетом по форме 39-1, необходимо сверить полученные данные с данными на счетах бухгалтерского учета, если существуют расхождения — выявить причины расхождений, оплатить имеющуюся задолженность, если имеется переплата — осуществить возврат данной суммы или зачет, оплатить пени и штрафы.

Все полученные результаты при проведении инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками также заносятся в «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

Инвентаризация расчетов и обязательств, порядок отражения результатов в бухгалтерском учете

Инвентаризация обязательств является одним из основных аспектов контрольной функции системы бухгалтерского учета. Контроль за состоянием расчетов способствует повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности поставок по ним. Выверка расчетов способствует уточнению сроков платежей, устраняет необходимость уплаты пеней, неустоек, штрафов при наличии кредиторской задолженности.

Основные задачи инвентаризации финансовых обязательств:

1) инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации (реального состояния расчетов);

2) инвентаризация необходима для списания задолженности с истекшим сроком исковой давности. Несвоевременное списание может привести к негативным налоговым последствиям либо к искажению бухгалтерской отчетности. Суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты

3) инвентаризация необходима для выявления просроченной задолженности и задолженности нереальной для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Если полученные от контрагентов акты сверки подтверждают правильность отраженных в учете организации сумм задолженности, данный факт фиксируется в акте инвентаризации (по форме № ИНВ-17) и в справке к нему.

Если же по итогам сверки будут выявлены расхождения, они должны быть рассмотрены и по ним принято соответствующее решение — обоснованы требования кредитора (или же дебитора) или нет.

В случае если по итогам сверки будут выявлены неучтенные суммы кредиторской задолженности организации по оплате поставленных товарно-материальных ценностей (ТМЦ), выполненных работ, оказанных услуг, то в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов должны быть оформлены дополнительные записи:

Факт хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражена стоимость поставленных ТМЦ, обязательства по оплате которых были выявлены по итогам сверки расчетов (без учета НДС) 10, 15, 41 60.1
Отражена стоимость работ и услуг, потребленных организацией, обязательства по оплате которых были выявлены при сверке расчетов (без учета НДС) 20, 23, 25, 26, 29, 44 60.1
Начислен НДС со стоимости дополнительно принятых к учету ТМЦ, а также расходов по оплате работ и услуг 60.1

Такой же записью оформляется уточнение (в сторону увеличения) стоимости поставленных и отраженных в учетных записях ТМЦ.

В аналогичном порядке оформляются записи по уточнению (в сторону увеличения) стоимости работ (услуг), суммы по которым первоначально были занижены.

В случае если первоначальные записи по счетам бухгалтерского учета организации были завышены, выявленные разницы списываются в следующем порядке:

Факт хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражена сторнировочная запись на сумму выявленных при сверке недопоставленных ТМЦ 10, 15, 41 60.1Сторно
Отражена сторнированная стоимость невыполненных работ, неоказанных услуг по результатам сверки расчетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 60.1 Сторно
Отражено сторнирование сумм НДС со стоимости недопоставленных ТМЦ (недовыполненных работ, недооказанных услуг) 60.1 Сторно
Отражена задолженность организации по уплате «сторнированных» сумм НДС 68 «НДС»

Если расхождения выявлены после передачи ТМЦ на нужды организации, то затраты корректируются:

Факт хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражена дополнительно начисленная сумма разницы в стоимости материалов, выявленной по результатам сверки расчетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 60.1
Корректировка стоимости материалов, отпущенных на нужды производства, если она в соответствии с первичными документами была завышена 20, 23, 25, 26, 29, 44 60.1 Сторно

Расхождения в первоначальной стоимости реализованных товаров оформляются следующим образом:

— если выявлено занижение стоимости товаров:

Факт хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражено увеличение стоимости поставленных товаров (без учета НДС) 60.1
Отражена корректировка суммы НДС 60.1
Отнесение на реализацию суммы увеличения стоимости поставленных товаров 90.2
Отражено списание на расчеты с бюджетом откорректированных сумм НДС 68 «НДС»
Отражено уменьшение суммы полученной прибыли от продажи товаров (запись производится в составе итогового финансового результата за текущий месяц) 90.9

— если выявлено завышение стоимости товаров:

Факт хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражена разница в стоимости поставленных товаров; 60.1Сторно
Отражено сторнирование суммы НДС 60.1Сторно
Отражена задолженность перед бюджетом по НДС в размере сторнированной суммы НДС 68 «НДС»
Отражена разница в стоимости реализованных товаров 90.2 41Сторно
отражено увеличение суммы полученной прибыли от продажи товаров (запись производится в составе итогового финансового результата за текущий месяц) 90.9

Излишне отраженные суммы выручки, не подтвержденные актами сверки (при условии урегулирования данного вопроса между контрагентами), корректируются записями:

Факт хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
Отражено сторнирование излишне признанных в бухгалтерском учете сумм выручки от продажи товаров 62.1 90.1Сторно
Отражены сторнированные суммы НДС 90.3 68 «НДС» Сторно

Получив результаты инвентаризации, руководство организации утверждает их и выносит решения о создании резервов по сомнительным долгам, списании безнадежной задолженности, списании задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности отражается записью: Дт 60, 76 Кт 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Если покупатели (заказчики) не оплатили стоимость реализованного товара (работы, услуги и т.д.) вовремя и задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями, то такая задолженность является сомнительной. На сумму такой задолженности после проведения инвентаризации и оформления письменного обоснования признания задолженности сомнительным долгом в учете составляется запись:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Резерв по сомнительным долгам относится к оценочным резервам.

Подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком.

Отражение результатов инвентаризации дебиторской задолженности в учете

Порядок проведения инвентаризации по расчетам с покупателями и заказчиками регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 г., №49. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

В ООО «Центр» за 10-15 дней до наступления срока проведения инвентаризации директор издает приказ по форме №ИНВ-22, которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ №88.

Этот приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Инвентаризация расчетов проводится с целью документального подтверждения наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения оценки.

Комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

Акт сверки оформляется по каждому дебитору и каждому кредитору в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в бухгалтерии, а второй направляется дебитору (кредитору), с которым производилась сверка. Выявленные результаты инвентаризации расчетов отражаются в Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии.

В акте указывается:

  • 1. наименование организации дебитора (кредитора);
  • 2. счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
  • 3. суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
  • 4. суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

К акту инвентаризации расчетов по указанным видам задолженности должна быть приложена справка. Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта.

Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами.

В ООО «Центр» результаты инвентаризации оформляются приказом директора и следующими бухгалтерскими записями…

Таблица 8. — Записи на счетах бухгалтерского учета ООО «Центр» по результатам инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками:

Хозяйственная операция

Документ — основание

Дебет

Кредит

Включены в состав прочих доходов суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Акт инвентаризации (ф.№ИНВ-17), Приказ

Списана за счет резерва по сомнительным долгам сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Акт инвентаризации (ф.№ИНВ-17), Приказ

Списана на прочие расходы сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Акт инвентаризации (ф.№ИНВ-17), Приказ

Оплачена дебиторская задолженность раннее списанная в убыток

Выписка из расчетного счет или приходный кассовый ордер

В ООО «Центр» в декабре 2009 года была проведена инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами формы, который был составлен по результатам инвентаризации.

Из акта инвентаризации мы видим, что на конец 2009 года в ООО «Центр» выявлена дебиторская задолженность срок исковой давности уже истек. На основании приказа бухгалтер по расчетам делает следующие бухгалтерские проводки:

Таблица 9. — Выписка из журнала хозяйственных операций ООО «Центр»:

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Дебет

Кредит

Списана на прочие расходы сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Если же в течение 5 лет ООО «Сокол» оплатит дебиторскую задолженность, которая была списана в убыток, то, также на основании приказа директора, бухгалтер ООО «Центр» сделает следующие бухгалтерские записи…

Таблица 10. — Погашение дебиторской задолженности:

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств по ранее списанной дебиторской задолженности

Таким образом, в результате проведенного исследования организации бухгалтерского учета в ООО «Центр» можно сделать следующий вывод: бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации. В учете используются первичные учетные документы по формам, установленным Постановлением Госкомстата РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *