Инвентаризация земельных участков

Инвентаризация земель

Инвентаризация земель- это комплекс землеустроительных мероприятий, направленных на выявление и уточнение данных о земельных участках в целях учета земель и земельного кадастра.

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов РФ, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Как правило, инвентаризация проводится при отсутствии или неполноте правоустанавливающих документов на земельные участки, несоответствии их фактическому местоположению и площади, изменению правообладателей земельных участков. Процедура инвентаризации обязательна при проведении реорганизации юридического лица для составления разделительного баланса или договора о присоединении (слиянии).

Утвержденные в установленном порядке материалы инвентаризации являются основой для подготовки действительных правоустанавливающих документов, согласования и закрепления границ земельных участков, проведения межевания и дальнейшего прохождения государственного кадастрового учета.

Инвентаризация земель обеспечивается проведением комплекса мероприятий: подготовительных работ по сбору и анализу имеющихся правоустанавливающих документов, аэрофотосъемочных, топографо-геодезических, картографических работ, других необходимых изысканий и обследований, согласованием границ земельных участков, формированием отчетной землеустроительной документации. По результатам инвентаризации формируется землеустроительное дело (отчет), содержащее необходимые землеустроительные документы и карту (план) территории, на которой отображены местоположение, размеры, границы земельных участков, границы ограниченных в использовании частей, а также прочно связанные с землей объекты недвижимости.

Материалы полученные в процессе инвентаризации земель предназначаются для:

1. уточнения данных о количественном и качественном состоянии земель;

2. использования при проведении территориального землеустройства и составления планов объектов землеустройства (планов поселений), базовых планов и карт;

3. организации контроля за использованием и охраной земель.

Понятие и сущность межевания, его цели и содержание. Методы межевания объектов землеустройства.

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле — продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Межевание земель выполняют проектно — изыскательские организации, а так-же граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

Содержание межевания земель

Межевание земель включает:

— подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

— полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) — опорных межевых знаков (ОМЗ);

— полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;

— составление технического проекта (задания) межевания земель;

— уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;

— согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;

— сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

— определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;

— определение площади земельного участка;

— составление чертежа границ земельного участка;

— контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;

— государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;

— формирование межевого дела;

— сдачу материалов в архив.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ МЕЖЕВАНИЯ

Основная цель межевания земельных участков — определение границ на местности, их согласование, определение их координат или составление иного описания их местоположения.

Внесение этих данных в Государственный земельный кадастр в качестве его сведений позволит однозначно установить эти границы в случаях проведения территориального землеустройства или восстановления границ на местности.

При межевании земельных участков, расположенных в труднодоступных или малообжитых районах, положение границ согласовывают на основе проекта плана границ земельного участка, нанесенного на картографическую основу, с привязкой к местным ориентирам и описанием положения границ.

В качестве местных ориентиров можно использовать природные или искусственные линейные объекты.

В качестве картографического материала можно использовать полученные в установленном порядке сведения Государственного земельного кадастра о кадастровом делении.

На местности местоположение границ земельных участков, на которых расположены площадные объекты недвижимого имущества объектов ГС, закрепляют межевыми знаками и координаты их не определяют, так как границы считают закрепленными на местности существующими объектами недвижимого имущества.

Описывают границы земельного участка только на основании их положения относительно объектов ГС, указанных в технической документации. Границы земельных участков отображают на картах и планах на основании сведений, имеющихся в технической документации на объект ГС. Площадь земельного участка, занятого объектом ГС, вычисляют ориентировочно на основании сведений на объект ГС, имеющихся в проектной или технической документации, а при их отсутствии — установленных норм отвода земель.

Местоположение единого землепользования устанавливают в соответствии с указанным в проектной, исполнительной или технической документации или на основании задания заказчика. При подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка, занятого объектом ГС, учитывают следующее:

государственный кадастровый учет земельных участков осуществляют путем постановки на кадастровый учет вновь образуемых участков (создаваемых из ранее учтенных участков) либо путем кадастрового учета текущих изменений характеристик ранее учтенных земельных участков, предназначенных для размещения и ИСпользования по назначению объекта ГС.

При этом под ранее учтенными земельными участками понимают земельные участки, на которые у владельца сооружений ГС имеются правоудостоверяющие документы на землю (свидетельства о прав е на землю, зарегистрированные договора аренды и т. п);

сведений, позволяющих однозначно установить земельный участок в качестве имущества, подлежащего передаче по сделке (в том числе, если имеющееся в гзк описание прохождения границ этого участка выполнено с меньшей точностью, чем предусмотрено техническими условиями и требованиями к проведению межевания);

постановку на государственный кадастровый учет вновь образуемых земельных участков осуществляют в случаях формирования в процессе землеустройства новых земельных участков, необходимых для размещения и использования по назначению объекта ГС.

Методы:

Для определения плоских прямоугольных координат межевых знаков используются спутниковые, геодезические, фотограмметрические и картометрические методы, предусмотренные техническим проектом. Высоты межевых знаков определяются в соответствии с требованиями задания на выполнение работПри межевании земельных участков, расположенных в труднодоступных районах и (или) целевое назначение которых не требует высокой точности определения местоположения границ при условии совмещения таких границ с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими природными и созданными трудом человека объектами), допускается для определения положения межевых знаков применять персональные GPS навигаторы и (или) способ описания местоположения границ путем ссылок на вышеуказанные объекты. К таким границам относятся границы земельных участков, предоставленных под оленьи пастбища, охотничьи угодья, сенокосы, пастбища, а также для иных целей.

Для определения координат пунктов ОМС (ОМЗ) и межевых знаков используют:

· спутниковые геодезические определения;

· триангуляцию, полигонометрию, трилатерацию, прямые, обратные, комбинированные засечки, лучевые системы;

· фотограмметрические методы.

В обоснованных случаях могут использоваться и методы картометрии.

Конкретные рекомендации по использованию перечисленных методов и приборов для межевания земель излагают в соответствующих руководящих технических материалах (РТМ) и техническом проекте.

15. Требования к установлению границ земельных участков и оформлению на местности. Устройство межевых знаков по границам земельных участков. Точность межевания земельных участков и контроль за его проведением.Межевание земельных участков — представляет собой комплекс работ по установлению на местности и закрепление границ земельного участка.

Процедура межевания регламентируется Законом » О землеустройстве», Законом » О государственном земельном кадастре», Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом, и другими нормативными актами.

Требования к закреплению на местности границ земельного участка В зависимости от назначения и типа закрепления на местности различают:

— пункты ОМС (ОМЗ), закрепляемые на долговременную (не менее 5 лет) сохранность;

— межевые знаки, закрепляемые на поворотных точках границ с использованием недорогих материалов;

— границы по «живым урочищам» (рекам, ручьям, водотокам, водоразделам и т.д.);

— границы, совпадающие с линейными сооружениями (заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и т.д.);

— пропаханные линии суходольных границ.

Пункты ОМС размещают равномерно на территории населенных пунктов, дачных поселков, участков садовых товариществ, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий. Пункты ОМС могут не совпадать с межевыми знаками границ земельного участка. Их следует размещать на местности с учетом:

— доступности для геодезических определений при восстановлении положения утраченных межевых знаков;

— защищенности от разрушений в результате хозяйственной деятельности и природных явлений.

Пункты ОМС следует по возможности размещать на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОПОРНЫХ МЕЖЕВЫХ ЗНАКОВ (ОМЗ)

1. Бетонный пилон

2. Бетонный монолит

3. Железная труба

4. Деревянный столб

5. Штырь в пне

6. Марка (штырь, болт)

На пунктах ОМС в качестве знаков применяются :

— бетонный пилон размером 12 x 12 x 90 см, в верхний конец которого заделывается кованый гвоздь, а в нижнюю часть для лучшего скрепления с грунтом вцементируются два металлических штыря (якорь);

— бетонный монолит в виде усеченной четырехгранной пирамиды с нижним основанием 15 x 15 см, верхним 10 x 10 см и высотой 90 см с заделанным в него кованым гвоздем;

— железная труба диаметром 35 — 60 мм, отрезки рельса или уголкового железа 50 x 50 x 5 мм, 35 x 35 x 4 мм длиной 100 см с бетонным якорем в виде усеченной четырехгранной пирамиды с нижним основанием 20 x 20 см, верхним — 15 x 15 см и высотой 20 см. К верхней части трубы (рельса, уголка) приваривается металлическая пластинка для над-писи, внизу — металлические стержни (крестовина);

— деревянный столб диаметром не менее 15 см и высотой 115 см с крестовиной, установленной на бетонный монолит в виде усеченной четырехгранной пирамиды с нижним основанием 20 x 20 см, верхним 15 x 15 см и высотой 20 см. На верхней грани монолита делается крестообразная насечка или заделывается гвоздь. Верхнюю часть столба затесывают на конус, ниже затеса делается вырез для надписи;

— пень свежесрубленного хвойного дерева диаметром в верхней части не менее 25 см, обработанный в виде столба с вырезом для надписи, полочкой и забитым кованым гвоздем;

— марка, штырь, болт, закрепленные цементным раствором в основания различных сооружений, в т.ч. в бордюры, столбы, трубы или в скалы.

Бетонные пилоны и монолиты закладываются на глубину 80 см.

Пункты ОМС окапывают в виде круглых канав с внутренним диаметром 2,0 м, глубиной 0,3 м, шириной в нижней части 0,2 м и верхней части 0,5 м. Над центром насыпается курган вы-сотой 0,1 м.

Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по «живым урочищам» и линейным сооружениям, совпадающим с границами земельного участка.

В качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75 — 80 см, диаметром 5 — 7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м.

Межевые знаки на поверхности без покрытия окапываются круглой канавой с внутренним диаметром 0,8 м, глубиной 0,2 м и шириной в нижней части 0,2 м.

Границы земельных участков, проходящие по живых урочищам, закрепляются межевыми знаками только на стыках с суходольными границами.

При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Пункты ОМС после закладки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью:

— городской, поселковой или сельской администрации, если они построены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

— собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, если они находятся на его земельном участке. Если пункт ОМС совмещен с межевым знаком, то он сдается на наблюдение за сохранностью всем собственникам, владельцам и пользователям размежевываемых земельных участков.

Нормативная точность межевания объектов землеустройства

Нормативная точность межевания объектов землеустройства N п/п Градация земель Средняя квадра- тическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы, не более, м Допустимые расхождения при контроле межевания, м
ДЕЛЬТА Sдоп fдоп
Земли поселений (города) 0,10 0,2 0,3
Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства 0,20 0,4 0,6
Земли промышленности и иного специального назначения 0,50 1,0 1,5
Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов 2,50 5,0 7,5
Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса 5,00 10,0 15,0

Контроль за проведением межевания

В процессе и по завершению межевания земельных участков производитель работ осуществляет текущий контроль и приемку законченной продукции. Контроль над проведением межевания объектов землеустройства проводится с целью установления его соответствия техническим условиям и требованиям.

При выполнении работ физическим лицом, имеющим лицензию на выполнение межевых работ, текущий контроль и приемку законченной продукции, осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству или уполномоченная им проектно-изыскательская организация по землеустройству.

Текущий контроль и приемку результатов межевания земель производитель работ выполняет с целью установления их соответствия требованиям Инструкции. Результаты контроля и приемки оформляют актами установленной формы.

В целях контроля производитель работ выполняет дополнительные контрольные измерения, осматривает в натуре межевые знаки. Количество дополнительных контрольных измерений основывается в техническом проекте.

При приемке завершенных работ проверяющий устанавливает:

· наличие списков координат пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ) и межевых знаков;

· систему координат и схему привязки межевых знаков к опорным геодезическим пунктам;

· правильность ведения журналов геодезических измерений;

· правильность установления и закрепления границ земельного участка;

· допустимость погрешностей геодезических определений и вычисление площади земельного участка;

· соответствие вычисленной площади земельного участка площади, указанной в документе, удостоверяющем права собственника на земельный участок;

· правильность оформления чертежа границ земельного участка;

· результаты полевых и камеральных работ;

· правильность оформления межевого дела и т.д.

Результаты контроля оформляют актом. Акты контроля над проведением межевания объектов землеустройства в качестве приложений включаются в землеустроительное дело.

16. Межевой план: назначение и содержание

В соответствии со статьей 38 ФЗ о ГКН межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 ФЗ о ГКН местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план представляет собой документ, составленный на основе КПТ или КВЗУ, в котором воспроизведены сведения внесенные в ГКН и указаны сведения об образуемых земельных участках либо их частях либо новые сведения, необходимые для внесения в ГКН.
Изготавливается на бумажном и электронном носителе в 2 экз. заказчику работ и ОКУ.
Заверяется подписью и печатью кадастрового инженера.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее — акт согласования местоположения границ).

ВИДЫ И РАЗНОВИДНОСТИ ДОКУМЕНТОВ, ХРАНЯЩИХСЯ В АРХИВАХ БТИ

Единицей хранения является: инвентарное дело на домовладение, состоящее из одного или нескольких основных зданий, расположенных на отдельном земельном участке; отдельно стоящее основное здание, границы земельного участка которого не обособлены: инвентарные дела на другие объекты, учет которых ведется БТИ.

Постоянному хранению в архиве подлежат:

  • — схематические планы городов, других поселений;
  • — инвентарные дела на домовладения, основные здания;
  • — инвентарные дела на объекты, учет которых ведется БТИ;
  • — инвентарные книги;
  • — реестровые книги:
  • — алфавитные карточки собственников зданий, жилых помещении (квартир);
  • — статистические карточки на домовладения, основные здания;
  • — статистические отчеты о жилищном фонде;
  • — книги учета инвентарных дел, переданных на хранение в государственные архивы;
  • — иные документы, относящиеся деятельности бюро технической инвентаризации.

Материалы инвентаризации на здание (инвентарное дело, статистическая карточка на здание), алфавитная карточка на собственника, погашенные по причине прекращения права собственности на земельный участок при его выкупе (изъятия) для государственных и муниципальных нужд, сноса, пожара или другого стихийного бедствия, хранятся в архиве 3 года. По истечении этого срока, исчисляемого с момента возмещения стоимости домовладения (здания), основные показатели инвентарного дела записываются в книгу учета дел, переданных на хранение в государственные архивы.

Сроки хранения документов установлены инструкциями: «Инструкция о порядке хранения и пользования архивом бюро технической инвентаризации » утвержденная приказом Министерства Коммунального хозяйства РСФСР от 12.01.71 г. №13 и «Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденная приказом Министерства Российской федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.98 г. №37.

Хранящиеся в архиве материалы оформлены в установленном порядке, заключены в твердые папки, сшиты и пронумерованы. Планы больших форматов сброшюровываны и хранятся отдельно. На каждом из них проставляется инвентарный номер того дела, к которому они относятся. Металлическое скрепление документов не допускается.

Инвентарное дело на домовладение разделяется на три группы документов.

К первой группе относятся материалы, составленные в результате последней инвентаризации, расположив их в деле в такой последовательности:

  • — технический паспорт на домовладение (здание):
  • — план земельного участка;
  • — поэтажный план здания;
  • — экспликация к поэтажному плану.

Ко второй группе относятся все правоустанавливающие документы или копии с них, отдельно сброшюрованные в хронологическом порядке, по мере поступления их в БТИ.

К третьей группе — абриса, журналы подсчета площадей, технические документы, составленные в результате предыдущих обследований (инвентаризаций), расположенные в указанной выше последовательности.

Номенклатура дел — это систематизированный перечень заголовков дел, заводимый ежегодно с указанием срока хранения. В нашем БТИ номенклатурой дел предприятия занимается секретариат. Номенклатура дел на технический архив БТИ не составляется.

2015

УДК 347.214.2(075.8)

Рекомендовано методической комиссией

землеустроительного факультета.

Протокол № 1 от 01.01.01 г.

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Рецензенты:

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ;

кандидат технических наук, доцент

Техническая инвентаризация недвижимого имущества. Формирование инвентарных дел: методические указания по выполнению лабораторной работы / . – Горки: БГСХА, 2015. – 14 с.

В соответствии с учебной программой излагаются вопросы, связанные с проведением полевого этапа работ и составлением абриса объекта недвижимого имущества.

Для студентов специальности 1-56 01 02 Земельный кадастр.

© УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2015

введение

Документы (материалы), подготовленные по результатам проведе-ния технической инвентаризации и проверки характеристик строений, незавершенных законсервированных капитальных строений, изолиро-ванных помещений, должны быть сведены в инвентарные дела, ко-торые брошюруются в твердые папки, сшиваются и нумеруются. Планы больших форматов хранятся отдельно в трубках. На каждом из них проставляется учетный номер инвентарного дела, к которому они относятся. Инвентарные дела также могут храниться в виде элект-ронных документов в порядке, установленном законодательством Рес-публики Беларусь.

Инвентарное дело – совокупность технической документации, характеризующей историю возникновения и изменения объекта недвижимости, полученной по данным технической инвентаризации и подлежащей хранению с определенным инвентарным номером в архиве специализированной организации по государственной регистрации недвижимого имущества.

Инвентарное дело заводится на каждый объект технической инвентаризации при его технической инвентаризации или проверке характеристик, если оно не было заведено ранее.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Цель: ознакомиться с порядком заполнения заявления о проведе-нии технической инвентаризации, изучить порядок формирования ин-вентарных дел на различные объекты недвижимого имущества, а так-же приобрести соответствующие практические навыки.

Исходные данные: нормативные правовые акты, документы, представляемые для проведения технической инвентаризации.

В результате выполнения лабораторной работы студент должен представить:

— заполненное заявление о технической инвентаризации;

— оформленные графические материалы (абрис, ситуационный план, поэтажный план;

— заполненные формы инвентарного дела;

— заполненный технический паспорт;

— сформированное инвентарное дело на объект недвижимого имущест-

ва.

2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2.1. Формирование инвентарных дел

Ведение инвентарных дел осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях информации. Порядок ведения инвентарных дел на электронных носителях информации согласовывается с республиканской организацией по государственной регистрации.

Инвентарное дело, ведущееся на бумажных носителях (далее – инвентарное дело), представляет собой папку, имеющую титульный лист. Листы документов и материалов в папке инвентарного дела скрепляются при помощи ниток (шнурков и т. п.) или механизма скоросшивателя.

Документы (материалы), помещаемые в инвентарное дело, форми-руются в определенном порядке.

Инвентарное дело формируется сверху вниз дела в следующем порядке:

контрольный лист инвентарного дела;

контрольный лист обследований объекта технической инвентаризации;

опись инвентарного дела;

заявление, документы и материалы, представленные для выполнения работ;

документы и материалы, составленные при выполнении работ.

Не допускается помещение в инвентарное дело вторых и после-дующих экземпляров и копий документов (материалов), уже содер-жащихся в инвентарном деле.

Графические приложения больших форматов (А2 и более) рекомендуется в дело не помещать, а хранить отдельно в папках. При этом в описи документов инвентарного дела данные документы указываются в общем порядке, а в графе «Номера листов в деле» указываются номера папок, в которых хранятся данные документы. На каждом из листов отдельно хранящихся документов проставляется учетный номер инвентарного дела, к которому они относятся.

Нумерация листов документов (материалов) инвентарного дела осуществляется сверху вниз дела раздельно для следующих групп документов (материалов):

1) листов описи инвентарного дела;

2) контрольных листов инвентарного дела;

3) контрольных листов обследований;

4) листов заявлений, документов и материалов, представленных для выполнения работ;

5) документов и материалов, составленных при выполнении работ.

Заявление, документы и материалы, представленные для выполнения работ, компонуются в рамках каждого заявления на выполнение работ по технической инвентаризации и проверке характеристик в следующем порядке:

заявление на выполнение работ;

копии договора на выполнение работ (при заключении), гарантийное письмо (при направлении) и копии иных документов по решению организации по государственной регистрации (запрос, заказ, карточка обслуживания и т. п.);

документы, подтверждающие внесение платы (при наличии) (по решению организации по государственной регистрации);

документы и материалы (их копии), представленные для выполнения работ.

Документы и материалы, составленные при выполнении работ, компонуются в рамках каждого заявления на выполнение работ по технической инвентаризации и проверке характеристик в следующем порядке:

абрисы, акты обследований, иные полевые материалы съемки, измерений и обследований, материалы обработки результатов съемки, измерений, фотоотчет и т. п.;

заполненные формы инвентарных дел (по порядку) и приложения к ним, иные расчетные материалы;

итоговый технический документ;

приложения к итоговому техническому документу (по порядку);

иные документы и материалы (расчет стоимости работ, переписка и т. п.) (по решению организации по государственной регистрации).

В случае заполнения папки инвентарного дела заводится новый том инвентарного дела. Материалы нового тома инвентарного дела яв-ляются продолжением предыдущего тома, нумерация листов и записей в графе «№ п/п» листа описи инвентарного дела продолжается. Листы описи инвентарного дела ведутся по каждому тому, нумерация листов описи указывается в пределах каждого тома. Контрольные листы обследований и инвентарного дела помещаются в последний том инвентарного дела.

2.2. Формат и содержание титульного листа

Формат и содержание титульного листа инвентарного дела опре-деляются организацией по государственной регистрации, при этом на титульном листе должна быть обязательно указана следующая ин-формация:

наименование организации по государственной регистрации и его обособленного структурного подразделения;

инвентарный номер объекта недвижимого имущества, в отношении изолированных помещений и машино-мест дополнительно инвентар-ный номер капитального строения;

адрес (местоположение) объекта недвижимого имущества;

количество томов инвентарного дела.

Рекомендуемая форма титульного листа приведена в прил. 1, ти-тульный лист заполняется в следующем порядке:

поле «Индекс дела» – индекс в соответствии с номенклатурой дел в организации по государственной регистрации;

поле «Инвентарное дело №» – учетный номер инвентарного дела, присваиваемый в порядке, установленном соответствующей организацией по государственной регистрации;

поле «Кадастровый номер земельного участка» – кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект;

поле «Инвентарный номер капитального строения» – инвентарный номер капитального строения, незавершенного строения;

поле «Инвентарный номер изолированного помещения» – инвентарный номер изолированного помещения, машино-места;

поле «Адрес» – адрес или местонахождение объекта технической инвентаризации, этаж, подъезд и иная необходимая дополнительная информация;

поле «Отметки» – необходимые отметки и примечания.

На титульном листе могут быть предусмотрены иные поля, необ-ходимые для делопроизводства и архивного хранения организации по государственной регистрации.

2.3. Контрольный лист инвентарного дела

Контрольный лист инвентарного дела составляется по форме согласно прил. 2 и заполняется в следующем порядке:

графа «Дата» – указывается дата начала и через дефис дата окончания выполнения работ;

графа «Краткое содержание работ» – приводится краткое описание выполненных работ по технической инвентаризации или проверке характеристик с указанием вида составленного итогового технического документа;

графа «Исполнитель» – фамилия, инициалы и подпись исполнителя, при наличии нескольких исполнителей указываются все;

графа «Проверяющий» – фамилия, инициалы и подпись руководителя подразделения, осуществившего контроль работ, форма контроля работ (сплошной, выборочный) и дата контроля;

графа «Примечания и отметки» – необходимые примечания к записи и отметки.

2.4. Контрольный лист обследований

Контрольный лист обследований ведется для учета обследований частей строения, изолированных помещений и их частей, машино-мест. Контрольный лист обследований составляется по форме согласно прил. 3 и заполняется в следующем порядке:

графа «№» – порядковый номер записи, начиная с единицы арабс-кими цифрами;

графа «Дата обследования» – дата проведения обследования (дата начала и через дефис дата окончания выполнения обследования);

графа «№ изолированных помещений, машино-мест» – заполняется в случае обследования изолированного помещения или его части, машино-места. Указывается номер обследованного изолированного помещения, машино-места;

графа «№ помещений по плану (экспликации)» – заполняется в случае обследования части здания или части изолированного поме-щения. Указываются все номера обследованных помещений, не вхо-дящие в состав изолированных помещений или обследованной части изолированного помещения;

графа «Место хранения» – реквизиты инвентарного дела (№ дела и № тома), в котором хранятся материалы обследований;

графа «Примечание» – примечание к записи.

2.5. Опись инвентарного дела

Опись инвентарного дела составляется по форме согласно прил. 4 и заполняется в следующем порядке:

графа «№ п/п» – порядковый номер документа (копии документа), включенного в инвентарное дело, начиная с единицы арабскими цифрами;

графа «Документ» – наименование, номер и дата документа (копии документа), включенного в инвентарное дело;

графа «№ листов» – номера листов документа в инвентарном деле. Если документ состоит из одного листа, то указывается соответствующий номер листа, например: 1; если документ состоит из нескольких листов – номера листов указываются в виде диапазона через дефис, например: 15-65, 1-6;

графа «Дата» – дата включения документа в состав инвентарного дела (дата формирования инвентарного дела). При одной и той же дате допускается использование знака «-//-«;

графа «Подпись» – подпись исполнителя, внесшего документ в дело;

графа «Примечание» – примечание к записи.

В опись не включаются контрольные листы.

Каждый отдельный документ, имеющий свои реквизиты, подлежит самостоятельному описанию (например: технический паспорт – это один документ, поэтажный план – это второй документ, ситуационный план – это третий документ и т. п.).

Техническое описание конструктивных элементов и инженерного оборудования объектов технической инвентаризации, подсчет и опре-деление площадей, объемов, длин, протяженностей и высот, расчет и определение физического износа, определение сведений о стоимости и иных характеристик, необходимых для составления итоговых техни-ческих документов, осуществляются в формах инвентарного дела 1.1 – 1.6, 2.1 – 2.5, 3.1, 3.2, а также при необходимости в иных формах, которые помещаются в инвентарное дело.

Формы инвентарного дела заполняются на основании абрисов, актов обследования, результатов обработки полевых работ, состав-ляемых графических и иных вспомогательных приложений.

Формы инвентарного дела составляются в электронном виде.

Формы инвентарного дела размещаются на обеих страницах листа, шапка формы размещается только на первой странице формы, реквизиты «составил», «проверил», отметки и примечания помещаются только на последней странице формы, на каждой странице проставляется подпись исполнителя. Если таблица формы размещается на нескольких страницах, то на второй и последующих страницах таблицы в шапке таблицы допускается указывать только номера граф без их наименования.

При закрытии инвентарного дела в графе «Отметки» титульного листа указывается отметка «Дело закрыто» с указанием даты закрытия. В закрытое дело документы не вносятся.

Инвентарные дела, в том числе закрытые, находятся на постоянном хранении в архиве организации по государственной регистрации.

Изъятие документов и материалов инвентарного дела, в том числе погашенных, и (или) их уничтожение не допускаются.

Исправления в листе описи, контрольном листе инвентарного дела, контрольном листе обследований производятся путем зачеркивания ошибочной записи и указания над ней новой записи. При этом испол-нитель, внесший исправления, в графе «Примечание» исправленной записи указывает слова «Запись исправлена», дату исправления и ста-вит свою подпись, фамилию и инициалы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция о назначении и требованиях к проведению технической инвен-таризации и проверки характеристик недвижимого имущества: утв. постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь от 01.01.2001 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. − № 8/10950.

2. Инструкция о порядке присвоения адресов объектов недвижимого имущества: утв. постановлением государственного Комитета по имуществу Респ. Беларусь от 01.01.01 г. № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2008. − № 8/1854.

3. Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных закон-сервированных капитальных строений, изолированных помещений: утв. постанов-лением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Ми-нистров Респ. Беларусь от 01.01.01 г. № 39 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2004. − № 8/11613.

4. Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь от 01.01.2001 г. № 34 «О документах, составляемых по результатам технической инвентаризации либо проверки характеристик линейных сооружений» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. − № 8/13148.

5. Условные знаки для топографической карты масштаба 1:10 000 / Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь – М.: Недра, 1977. – 215 с.

6. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5 000; 1:2 000; 1:1 000; 1:500 / Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь. – М.: Недра, 1979. – 220 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

П р и л о ж е н и е 1

Титульный лист инвентарного дела

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИМУЩЕСТВУ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(наименование организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним)

Том ______

Архивные отметки:

Индекс дела

ИНВЕНТАРНОЕ ДЕЛО №

реестра характеристик

недвижимого имущества

(вид объекта недвижимого имущества)

(наименование объекта недвижимого имущества)

Кадастровый номер земельного участка

Инвентарный номер капитального строения

Инвентарный номер изолирован-ного помещения

Адрес:

Отметки:

Введение………………………………………………………………………………..

1. Общая характеристика работы……………………………………………………..

2. Порядок выполнения работы……………………………………………………….

2.1. Формирование инвентарных дел……………………………………………….

2.2. Формат и содержание титульного листа…………………………………….

2.3. Контрольный лист инвентарного дела……………………………………….

2.4. Контрольный лист обследований…………………………………………….

2.5. Опись инвентарного дела……………………………………………………..

Литература………………………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………….

П р и л о ж е н и е 2

Контрольный лист инвентарного дела

Дата

Краткое содержание работ

Исполнитель

Проверяющий

Примечания и отметки

П р и л о ж е н и е 3

Контрольный лист обследований

Дата обследования

№ изолированных помещений,

машино-мест

№ помещений по плану

(экспликации)

Место

хранения

Примечание

П р и л о ж е н и е 4

Опись инвентарного номера

№ п/п

Документ

листов

Дата

Подпись

Примечание

У ч е б н о е и з д а н и е

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕНТАРНЫХ ДЕЛ

Методические указания по выполнению

лаборатоной работы

Толмачёва

Технический редактор

Подписано в печать . Формат 60×841/16. Бумага офсетная.

Ризография. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 0,93 Уч.-изд. л. 0,54

Тираж 50 экз. Заказ .

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».

Свидетельство о ГРИИРПИ .

Ул. Мичурина, 13, 213407, г. Горки.

Отпечатано в УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия».

Ул. Мичурина, 5, 213407, г. Горки.

Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии

Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.

К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:

  1. Смена собственника территории.
  2. Документальное оформление прав на владение участком.
  3. Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
  4. Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
  5. Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.

Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.

ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.

В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:

  • ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
  • реализации аэрофотосъемки;
  • работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
  • обследование границ, их согласование и установление;
  • подготовка отчетных документов.

В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.

НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.

Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.

ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.

При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.

Этапы инвентаризации

Земельные наделы проверяются в три этапа:

  1. Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
  2. Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
  3. Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).

Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов

При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:

  • площадь исследуемой территории;
  • предполагаемую область эксплуатации земли;
  • расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
  • существующие границы надела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.

Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.

В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.

На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.

Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:

  • пояснительной записке;
  • каталоге координат;
  • экспликации по составу земельного участка.

Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.

В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.

Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.

Статья 13. Инвентаризация земель.

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно — территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Комментарий к статье 13
Ст. 13 комментируемого Закона посвящена инвентаризации земель, под которой понимается учет и оценка земель.
Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения:
— объектов землеустройства;
— их грани (без закрепления на местности). Кроме того, инвентаризация земель проводится для выявления неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Инвентаризация земель может проводиться:
— на территории РФ;
— на территориях субъектов РФ;
— на территориях муниципальных образований;
— на территориях других административно — территориальных образований;
— на землях отдельных категорий;
— в территориальных зонах.
Сегодня де-юре действует ряд ведомственных актов Роскомзема (неотмененных, и потому они могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
Приказом Роскомзема от 02.08.1993 N 38 «О проведении инвентаризации земель» Госкомземы республик в составе Российской Федерации, комземресурсы краев, областей должны были:
— обеспечить проведение инвентаризации земель в установленные сроки. При необходимости для подготовки картографических и других материалов, проведения инвентаризации земель и оформления конечных материалов привлекать проектно — изыскательские предприятия РосНИИземпроекта;
— в месячный срок внести в органы исполнительной власти предложения по составу комиссий для проведения инвентаризации земель с включением в их состав представителей подрядных проектно — изыскательских предприятий;
— совместно с органами исполнительной власти с учетом местных условий определить состав земель, подлежащих инвентаризации, конкретизировать содержание работ по инвентаризации земель, установить очередность их проведения по административным районам;
— ежегодно вместе с годовым отчетом о наличии и распределении земель представлять информацию Роскомзему о ходе инвентаризации земель.
Названный Приказ был принят во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.07.93 N 659 (ред. от 27.12.94) «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам».
Другим актуальным направлением деятельности в этой области является инвентаризация земель населенных пунктов. «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов» (утв. Роскомземом 17.05.93) определяет основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (далее — населенные пункты).
Основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются:
— выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;
— выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения;
— установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности.
Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия.
Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа:
I этап — подготовительный;
II этап — производственный.
Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 — 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
Финансирование работ по инвентаризации земель населенных пунктов производится из средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В отдельных случаях для ускорения выдачи свидетельств на земельные участки проведение инвентаризационных работ может выполняться по прямым договорам с землепользователями за счет их средств.
Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее — райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договоры с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющие лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей (субподрядчиков) могут привлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.
Советы Министров республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей по предложениям республиканских, краевых и областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решения о порядке, очередности и сроках проведения инвентаризации земель населенных пунктов на территории своих регионов.
Общее руководство и организация работ по инвентаризации земель населенных пунктов в регионе возлагаются на республиканские, краевые, областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов в соответствии с законодательством возлагаются на администрацию городов и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Организация и руководство работ по проведению инвентаризации земель городов и поселков районного подчинения возлагаются на администрацию района и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Администрации районов, городов:
— принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов и организуют их публикацию в средствах массовой информации;
— передают соответствующим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, открывают им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;
— утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;
— определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;
— устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информации, необходимых для проведения инвентаризации;
— утверждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;
— согласовывают результаты инвентаризации в целом и представляют их на утверждение местным Советам народных депутатов.
В городах с районным делением в соответствии с установленным законодательством ряд полномочий городская администрация может передавать городским районам.
Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют:
— подготовку проекта постановления главы местной администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;
— формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;
— разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;
— разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель и заключение на их основе договора с подрядчиком;
— организацию контроля и приемку работ у подрядчика;
— рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации города, района, поселка;
— организацию системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.
В состав районных, городских, поселковых комиссий по инвентаризации земель включаются представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, налоговой инспекции, Управления (Отдела) по архитектуре и градостроительству, Бюро технической инвентаризации, Отдела охраны окружающей среды, а также члены депутатской комиссии по земельной реформе.
На районную, городскую, поселковую комиссию по инвентаризации земель возлагается:
— рассмотрение спорных вопросов между землепользователями (землевладельцами) и подготовка по ним предложений и проектов решений местной администрации;
— рассмотрение подготовленных землеустроительных дел по каждому кварталу, массиву;
— рассмотрение Сводных отчетов по итогам инвентаризации земель;
— подготовка предложений для администрации города, поселка по совершенствованию земельных отношений и землепользования;
— проведение широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации о целях, задачах проведения инвентаризации земель.
Подрядчик осуществляет:
— составление по поручению заказчика технического задания на выполнение инвентаризации земель населенных пунктов;
— проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
— сдачу заказчику выполненной работы на бумажной основе и на магнитных носителях.
Подрядчик несет полную ответственность за качество самостоятельно выполненных работ и работ, принятых от субподрядчиков.
Подготовительные работы при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:
— сбор, изучение и анализ материалов;
— анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
— разбивка кварталов и массивов и составление карты — схемы топообеспеченности;
— подготовка рабочего инвентаризационного плана (схемы).
Сбору, изучению и анализу подлежат:
— материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;
— сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель;
— материалы предыдущих инвентаризаций;
— документы и материалы по отводу земельных участков;
— сведения дежурных планов отводов и застройки;
— материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта;
— материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки;
— материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);
— материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т.д.
Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства).
На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель населенных пунктов, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ:
разбивки территории населенного пункта на кварталы (массивы);
выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации;
создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);
составления землеустроительного дела квартала (массива);
обследования городской геодезической сети;
установления городской черты.
В зависимости от величины населенного пункта выбирается общая структура разбивки его на территории, которая должна учитывать существующее административно — территориальное деление и особенности территории населенного пункта. Небольшие населенные пункты в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землепользование (землевладение), а в качестве рабочей кадастровой единицы должен выступать квартал либо любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами (например, городской парк, промышленная, коммунальная зона, массив земель сельскохозяйственного использования и т.п.). Система кварталов или массивов должна объединяться в районы, префектуры (в зависимости от административного деления города).
Нумерация кварталов, массивов, а также землепользований (землевладений) выполняется в соответствии с указаниями по ведению регистрационной (поземельной) книги.
В ТЗ должно быть дано описание технологии проведения производственного этапа инвентаризации. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (района, квартала, массива).
При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующими принципами:
— для создания рабочего инвентаризационного плана необходимо, как правило,

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *