Источники государственной власти

Принята 12 дек. 1993 всенародным голосованием (референдумом). Необходимость принятия новой К. была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского государства. Суть этих преобразований состоит прежде всего в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от централизованной власти Советов народных депутатов к разделению властей. К. по‑новому определила основополагающие принципы общественного устройства России. Так, РФ — Россия — провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности. Суть его состоит в строгом соблюдении требований закона всеми субъектами общественных отношений. К. имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. и законы. Существенным является провозглашение в К. равноправия и полноправия граждан, а также гарантированность прав и свобод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. перечислены основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также гарантии осуществления прав и свобод. Последовательно раскрыт принцип гуманизма, который вытекает из принципа равноправия и полноправия человека и гражданина и означает заботу о человеке, всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Россия является федеративным и многонациональным государством, поэтому важнейшее значение имеет провозглашение в К. государственного единства. В преамбуле, а также в ряде статей установлено, что суверенитет РФ и верховенство К. распространяются на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гарантируются единство экономического пространства, единство территории, единый государственный язык (русский), единая денежная единица (рубль) и т. д. Новым в российском конституционном законодательстве является принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и 11 К. : государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с К. законодательным и представительным органом РФ является двухпалатный парламент РФ — ФС РФ. Он состоит из двух палат — СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов.

К., являясь основным законом государства, регулирует такие важнейшие общественные отношения, как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. В ней, таким образом, определены начала всех др. законодательных актов, всех отраслей права. Если любой др. акт содержит положения, противоречащие К., действует К. Важной юридической гарантией стабильности К. является особый порядок ее принятия и изменения. К. относится к так называемому типу «жестких» конституций. Это означает, что порядок ее изменения усложнен. Гл. 9 К. предусматривает, что гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ. Поправки к гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Правовая охрана К. обеспечивается с помощью конституционного контроля. Он относится к ведению РФ. Обеспечение соответствия К. конституций (уставов) субъектов РФ входит в предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Особое место в защите К. и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К. Обязанность соблюдать и защищать К. входит в содержание присяги Президента РФ. В целях защиты К. формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются СФ по представлению Президента РФ. В решении задач конституционного контроля участвуют и др. государственные органы — Верховный Суд РФ, прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.

М. Веберисточниками власти считал:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельнымибюрократическиеструктуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информациейи каналами её распространения.Средства массовой информациидавно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Функции политической власти

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.

Социальная власть- способность и возможность индивида или коллектива влиять на волю. поведение и деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, убеждения. насилия, принуждения и т.п.). Классификация социальной власти:

• по сферам общественной жизни — политическая, экономическая, религиозная и другие;

• за субъектом. носителем власти. власть главы государства, руководителя предприятия, родителей и др..;

• за методами и средствами по организации власти — демократическая, недемократична.

Особое место среди видов социальной власти в классификации по сферам общественной жизни занимает политическая власть.

Политическая власть- это особый вид социальной власти. с помощью которой реализуются жизненно важные интересы влиятельных социальных групп.

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имела публичный (общественный) характер, то в классово организованном — политический. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.

Каково соотношение политической и государственной власти? Есть две точки зрения по этому вопросу:

• политическая власть и государственная власть — тождественные понятия, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется ее прямого или косвенного участия;

• политическая власть и государственная власть — понятия не тождественные, однако любая государственная власть является политической.

Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть — главный, типичный способ осуществления политической власти.

Государственная власть- управления обществом. которое осуществляется органами государства в пределах их компетенции.

Характерными особенностями государственной власти являются:

• публичность — выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы, налоги);

• верховенство — юридически олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и других правовых актов;

• универсальность — распространяет властные решения, которые являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов, на все общество;

• суверенность — отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др.).. Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;

• легитимность — юридическое обоснование и признание народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом. Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией является нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Признание законности происхождения и способа установления власти означает получение кредита доверия со стороны народа, согласие народа повиноваться. Требование легитимности возникла как реакция против насильственной смены власти в государстве, осознание обществом преимущества порядка и стабильности над нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой.

  1. Понятие и признаки государства. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства.

Государство- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

Государство- это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой. Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, одданство);

8) обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ.

Верховенство государственной власти означает:

а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый,общечеловеческий,религиозный,национальный,расовыйподходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовыйподход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

Более прогрессивным является общечеловеческий(или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

В рамках религиозногоподхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального(националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

В рамках расовогоподхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой расы за счёт удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

  1. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Народ как источник государственной власти

Мейрамбек Таймерденов,

председатель Алматинского областного суда

В преамбуле Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, говорится: «Мы, народ Казахстана,… принимаем настоящую Конституцию».

Конституционное законодательство — это не только Конституция, но и предшествующие и сопутствующие ей конституционные законодательные акты. Народ Казахстана принял Конституцию. В каждой ее статье, в каждой норме выражена воля народа. Она не просто Основной Закон государства, это Высший Нормативный акт-договор между народом и государством о том, какие они имеют права и обязанности. Государство, его органы получают от народа полномочия и действуют от имени народа в интересах народа. В ст. 3 Конституции записано, что единственным источником государственной власти является народ.

Правовые положения, нормы Конституции отличаются своей конкретностью, точностью, определенностью. Если же в них неточно выражена мысль законодателя, то путем толкования можно ее уяснить.

Конституция обеспечивает защиту прав, свобод, законных интересов граждан. Опираясь на нормы Конституции, граждане сами должны научиться защищать свои права и свободы. Конституция прямо говорит, что судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. В этом проявляется прямое воздействие конституционных норм, относящихся не только к физическим, но юридическим лицам (ст. 76).

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие конституционные права и свободы человека. Если суд установит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным (ст. 78).

Конституция активно влияет на образ жизни и атмосферу в обществе посредством определенных в ней принципов деятельности органов государства: общественное согласие и политическая стабильность, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Надо думать, что эти принципы относятся не только к государственным органам, но и ко всем гражданам.

Политическая стабильность может быть обеспечена усилиями всех слоев наседания. Каждый гражданин должен понимать, что от его положительных усилий зависит многое. Отрицательные акции одного человека или социальной группы могут нанести ущерб всему обществу. В связи с этим Конституция РК запрещает создание и деятельность общественных объединений, которые подрывают безопасность государства, разжигают социальную, национальную, религиозную, сословную и родовую рознь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *