Избирательное право иностранных граждан в РФ

Сегодня в России существует целая законодательная база, которая гарантирует политические права иностранцам. Иностранцы могут голосовать на любых местных выборах, могут выступать в качестве наблюдателей, могут выдвигать своих кандидатов, в том числе и на ключевые должности вроде мэра города или председателя городской думы. И это право им гарантировано целым рядом ключевых федеральных законов и международных договоров, заключённых Российской Федерацией.
Как гласит статья 4, пункт 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: «На основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
О том же говорят часть 1 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 2 статьи 12 Федерального закона О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. И везде, в каждом из этих законов, чётко прописано: «Постоянно проживающие на территории муниципального образования иностранцы имеют право избирать и быть избранными».
Право голосовать на местных муниципальных выборах и даже выдвигаться как кандидаты, иностранные граждане имеют на основании международных договоров.
Так, например, согласно Договорам: между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории Туркменистана,
и граждан Туркменистана, постоянно проживающих
на территории Российской Федерации от 18.05.1995, и Договору между Российской Федерацией и Киргизской Республикой
о правовом статусе граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории Киргизской Республики,
и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих
на территории Российской Федерации от 13.10.1995, данные иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Правом избирать и выдвигать свою кандидатуру на любых выборах должны пользоваться исключительно граждане Российской Федерации. Ведь что есть гражданство? В первую очередь, гражданские права означают, что только жители данной конкретной страны являются в ней единственным источником власти и только им принадлежит исключительное право определять, кто из них будет править страной в целом и каждой её территорией или поселением в отдельности. Соответственно необходим пересмотр законов и международных договоров за исключением таковых с Республикой Беларусь, которая состоит вместе с Россией в Союзном Государстве.
Определять российскую политику, в том числе и на местном уровне, должны только граждане России.
Мы требуем:
⁃ Чтобы участвовать в выборах в качестве избирателей и кандидатов на всех уровнях, включая местный, могли только граждане РФ.
⁃ Внести изменения в Федеральное законодательство и международные договоры Российской Федерации, исключающие возможность иностранных граждан избирать, быть избранными и принимать участие в референдумах любого уровня.
⁃ Не заключать в будущем международные договоры, предоставляющие иностранным гражданам право избирать и быть избранными, а также участвовать в референдумах любого уровня.

КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.
1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):
1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;
2) медицинскую помощь в рамках ОМС;
3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):
1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;
3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
5) не вправе находиться на муниципальной службе;
6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).
Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).
2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.
2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
— вид на жительство;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
— квитанцию об уплате госпошлины.
2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства определяется Конституцией Украины, Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», другими законами Украины, а также международными договорами Украины.

Иностранец — это лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств.

Иностранцы и лица без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, — иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины в течение действия визы или на период, установленный законодательством или международным договором Украины, или если срок их пребывания на территории Украины и продлен в установленном порядке.

Временный вид на жительство — документ, удостоверяющий личность иностранца или лицо без гражданства и подтверждает законные основания для временного проживания в Украине.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину с целью обучения и получили вид на жительство, считаются на законных основаниях на территории Украины на период обучения.

Въезд в Украину и выезд из Украины иностранцев и лиц без гражданства, сроки их пребывания в Украине

Иностранцы и лица без гражданства въезжают в Украину при наличии паспортного документа и полученной в установленном порядке визы, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами Украины.

Иностранцы и лица без гражданства при прохождении пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу обязаны подать свои биометрические данные для их фиксации.

Срок пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине устанавливается визой, законодательством Украины или международным договором Украины.

Оформление визы

Правила оформления иностранцам и лицам без гражданства визы и перечень документов, необходимых для ее получения, устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Решение по оформлению визы принимается в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины, Министерством иностранных дел Украины или представительством Министерства иностранных дел Украины на территории Украины.

Въезд в Украину и выезд из Украины осуществляется:

— иностранцы и лица без гражданства — по паспортным документам при наличии соответствующей визы, если другой порядок въезда и выезда не установлен законодательством или международным договором Украины;

— иностранцев и лиц без гражданства, которые учатся в учебных заведениях Украины не менее чем в течение одного года, — по паспортному документу и временным видом на жительство.

Выезд из Украины:

— иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, имеют право в установленном порядке свободно покинуть территорию Украины, кроме случаев, установленных законом;

— выезд из Украины иностранцу или лицу без гражданства не разрешается, если:

  1. сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления или уголовное дело рассматривается судом — до окончания уголовного производства;
  2. осужден за совершение уголовного преступления — до отбытия наказания или освобождения от наказания;
  3. его выезд противоречит интересам обеспечения национальной безопасности Украины — до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Выезд из Украины иностранца или лица без гражданства может быть по решению суда временно отложен до выполнения им имущественных обязательств перед физическими и юридическими лицами в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Ответственность иностранцев и лиц без гражданства

Нелегальные мигранты и другие иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законом.

Если у иностранца или лица без гражданства нет оснований для временного проживания или для временного пребывания на территории Украины, срок их пребывания сокращается.

Решение о сокращении срока временного пребывания иностранца и лица без гражданства на территории Украины принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, или органами Службы безопасности Украины.

Добровольное возвращение иностранцев и лиц без гражданства

Иностранцы и лица без гражданства, не имеющих законных оснований для пребывания в Украине или которые не могут исполнить обязанность выезда из Украины, не позднее дня окончания соответствующего срока их пребывания в связи с отсутствием средств или потерей паспортного документа могут добровольно вернуться в страну происхождения или третью страну, в том числе при содействии международных организаций.

Решение о добровольном возвращении иностранцев и лиц без гражданства принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, по заявлению иностранца и лица без гражданства о добровольном возвращении.

В случае принятия решения о добровольном возвращении иностранцу и лицу без гражданства выдается справка о лице, добровольно возвращается. Указанная справка является основанием для временного пребывания иностранца и лица без гражданства на территории Украины на срок до завершения процедуры добровольного возвращения. В случае завершения процедуры добровольного возвращения такая справка изымается или признается недействительным.

Срок осуществления процедуры добровольного возврата не должен превышать 60 дней.

В случае принятия решения о добровольном возвращении иностранца или лица без гражданства, не достигших восемнадцатилетнего возраста, должно быть установлено, что в случае добровольного возвращения такое лицо возвращается к одному из членов семьи или опекуна.

Принудительное возвращение иностранцев и лиц без гражданства

Иностранец или лицо без гражданства могут быть принудительно возвращены в страну происхождения или третью страну, если их действия нарушают законодательство о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства или противоречат интересам обеспечения национальной безопасности Украины или охраны общественного порядка, или если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины по решению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере миграции, органа Службы безопасности Украины или органа охраны государственной границы (в отношении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных ими в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины), с последующим сообщением в течение 24 часов прокурору об основаниях принятия такого решения. В решении о принудительном возвращении указывается срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны уехать из Украины. Указанный срок не должен превышать 30 дней со дня принятия решения.

Решение о принудительном возвращении иностранцев и лиц без гражданства может сопровождаться запретом относительно дальнейшего въезда в Украину сроком на три года. Срок запрета относительно дальнейшего въезда в Украину исчисляется со дня вынесения такого решения.

Один из экземпляров решения о принудительном возвращении иностранцев и лиц без гражданства выдается иностранцу или лицу без гражданства, в отношении которых оно принято. В решении указываются основания его принятия, порядок обжалования и последствия невыполнения. Форма решения о принудительном возвращении иностранцев и лиц без гражданства утверждается совместным приказом Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере защиты государственной границы.

Решение о принудительном возвращении может быть обжаловано в суд.

Иностранец или лицо без гражданства обязаны самостоятельно покинуть территорию Украины в срок, указанный в решении о принудительном возвращении.

С целью контроля над выполнением иностранцем и лицом без гражданства решения о принудительном возвращении должностные лица органа охраны государственной границы или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции, могут сопровождать такого иностранца и лица без гражданства по территории Украины.

В случае принятия решения о принудительном возвращении в паспортном документе иностранца или лица без гражданства отменяется виза и изымаются документы, подтверждающие законные основания пребывания в Украине.

Принудительное возвращение не применяется к иностранцам и лицам без гражданства, не достигших 18-летнего возраста, к иностранцам и лицам без гражданства, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите».

Принудительное выдворение иностранцев и лиц без гражданства.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере миграции, органы охраны государственной границы (в отношении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных ими в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины) или органы Службы безопасности Украины могут только на основании вынесенного по их иску постановления административного суда принудительно выдворить из Украины иностранца и лица без гражданства, если они не выполнили в установленный срок без уважительных причин решения о принудительном возвращении или если есть обоснованные основания полагать, что иностранец или лицо без гражданства будут уклоняться от выполнение такого решения, кроме случаев задержания иностранца или лица без гражданства за незаконное пересечение государственной границы Украины вне пунктов пропуска через государственную границу Украины и их передачи пограничным органам сопредельного государства.

Решение суда о принудительном выдворении иностранцев и лиц без гражданства может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законом.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере миграции, или орган охраны государственной границы на основании соответствующего решения с последующим сообщением в течение 24 часов прокурора размещает иностранцев и лиц без гражданства, указанных в части первой настоящей статьи, в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Украины.

Иностранцы и лица без гражданства находятся в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Украины, в течение срока, необходимого для исполнения решения суда о принудительном выдворении, но не более двенадцати месяцев.

Решение суда о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства выполняется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции, а в отношении иностранцев и лиц без гражданства, задержанных им в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы Украины, — органом охраны государственной границы.

Инспекция по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Государственного центра занятости письмом от 16.08.2012 г. № ДЦ-09-4005/0/6-12 предоставила разъяснения касательно порядка оформления разрешения на трудоустройство иностранца.

В письме отмечается, что в соответствии с Порядком выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Кабмина от 08.04.2009 г. № 322 (далее — Порядок), разрешение на использование труда иностранца или лица без гражданства оформляется и выдается соответствующим органом Государственной службы занятости, предприятиям, учреждениям, организациям, которые пригласили иностранца на определенную должность или рабочее место. То есть конкретному работодателю для трудоустройства иностранца на конкретном рабочем месте или должности.

Для оформления разрешения на трудоустройство иностранца работодатели представляют в Государственную службу занятости перечень документов в соответствии с п. 5 Порядка. В частности — заявление, обоснование целесообразности использования труда иностранца, а также проект трудового договора (контракта) работодателя с работником — иностранным гражданином, который заключается при условии оформления разрешения на использование труда данного иностранца. В этих документах указана должность (рабочее место), на которой предусматривается использование труда иностранного работника.

Пунктом 16 Порядка определены основания аннулирования разрешения на использование труда иностранца: разрешение аннулируется, в частности, в случае установления факта использования труда иностранца на иных условиях, нежели указанные в разрешении на использование труда иностранца, или другим работодателем.

Следовательно, действующими нормативно-правовыми актами Украины установлены ограничения относительно использования труда иностранцев, временно пребывающих в Украине, на нескольких рабочих местах (должностях) или двумя и более работодателями, в связи с чем Государственная служба занятости не может выдать более одного разрешения на использование труда иностранца в период действия выданного разрешения.

В свою очередь инспекция отмечает, что разрешение на трудоустройство в Украине не нужно иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Украине (имеют вид на постоянное жительство в Украине).

Иностранные граждане, которые получили высшее образование в Украине и не имеют вида на постоянное жительство в Украине, имеют право работать в Украине при условии получения работодателем разрешения на использование труда иностранца или лица без гражданства.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на ЮРЛІГУ в соцсетях. Выбирайте, что вам удобнее — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ или Твиттер https://twitter.com/jurligaua.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *