Как пишется некоммерческий

УДК 347.191.11

О. В. Романовская

доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ: НОВЕЛЛЫ В СИСТЕМЕ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1

Аннотация. В статье анализируются новеллы российского законодательства, связанные с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ и появлением новой организационно-правовой формы — публично-правовой компании. Рассмотрены признаки публично-правовой компании: унитарная некоммерческая организация; создана Российской Федерацией; наделена функциями и полномочиями публично-правового характера; осуществляет свою деятельность в интересах государства и общества; учредительным документом является устав; основанием создания может быть только федеральный закон или указ Президента Российской Федерации. Выделены цели создания публично-правовой компании. Особое внимание уделено понятию функций и полномочий публично-правового характера. Обозначена тенденция применения методов, характерных для частноправовой деятельности экономического характера, к организациям, наделенным государственно-властными полномочиями. Рассмотрена либертарианская идеология, обосновывающая вовлечение в государственную систему управления некоммерческих организаций.

Ключевые слова: публично-правовая компания, публичные функции, властные полномочия, государственная корпорация, делегирование власти.

O. V. Romanovskaya

PUBLIC LAW COMPANY: SHORT STORY IN THE SYSTEM OF LEGAL ENTITIES

Key words: public law company, public functions, authority, public corporation, delegation of power.

Недавно принятый Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-Ф3 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел в оборот новую организационно-правовую форму юридического лица — публично-правовую компанию.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-50051

Анализ указанного нормативного акта позволяет сформулировать общий вывод: государство занимается поиском форм собственного участия в предпринимательской деятельности, нацеленной на реализацию публичных функций (когда государственные ресурсы вкладываются в развитие того или иного сектора экономики, благодаря чему появляется некоторая прибыль, но которая, в свою очередь, не является самоцелью). Публичные функции различаются, что предопределяет изменение и форм участия в их реализации.

Российская Федерация длительное время пытается навести определенный порядок в целях, задачах и формах участия государства в экономической деятельности. Нашему государству известен негативный опыт, когда государственные финансовые ресурсы превращались в объект «скрытой» приватизации. Механизм был отлажен в начале 90-х годов прошлого столетия. На базе отраслевого министерства создавалось акционерное общество (во главе которого, как правило, становился министр) со стопроцентным участием государства, но в последующем которое постепенно передавалось в частные руки (либо финансовые ресурсы из компании плавно «перетекали» в собственность аффилированных лиц). Примеров можно приводить много (тот же «Газпром» начала 90-х годов прошлого столетия). Т. В. Сойфер так характеризует создание публично-правовых компаний: «Выделение подобной формы в качестве самостоятельной обусловлено тем, что имеющие ее организации сочетают признаки некоммерческого юридического лица с публично-правовыми элементами, выполняя определенные функции, в том числе основанные на властных полномочиях (распорядительные, регулирующие, контрольные и др.). Такое сочетание повышает эффективность деятельности организаций и способствует удовлетворению лежащих в основе их создания публичных интересов» .

Государство также понимает негибкость бюджетных организаций. Именно поэтому попыткой преодоления данного недостатка стало создание в 2007 г. государственных корпораций. Необходимо указать, что государственные корпорации практически сразу оказались в поле критики ученых-юристов . В последующем часть государственных корпораций была реорганизована.

Вернемся к публично-правовым компаниям (ППК). Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту, ППК должны стать тем знаменателем, к которому должны быть приведены государственные корпорации и государственные компании. В первых строках представлено указание, что согласно Плану-графику, утвержденному Председателем Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Однако согласно Плану-графику в форму ППК предполагается преобразовать только государственные корпорации Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов. Напомним, что этими организациями перечень государственных корпораций не исчерпывается. Кроме того, в самом Законе № 236-ФЗ нет уточнений статуса государственных корпораций . В Гражданский кодекс РФ вносятся изменения, связанные с появлением ППК, но положения, относящиеся к государственным корпорациям, не изменяются. Появляется также часть 5 статьи 49 ГК РФ: «К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице». А перечень юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, дополняется таким видом, как государственная корпорация. Есть еще некоторые уточнения ГК РФ относительно статуса государственных корпораций. В отношении же ППК устанавливается общее правило, сформулированное частью 5 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «Действие настоящего Федерального закона не распро-

страняется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом».

Выделим основные признаки ППК:

1. Публично-правовая компания обозначена как унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

2. Определено основание создания ППК — федеральный закон или указ Президента Российской Федерации

3. Предусматривается учредительный документ — устав, который утверждается Правительством РФ.

4. ППК может быть создана на основе уже существующих организаций (путем реорганизации).

5. ППК не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования 4-х государственных корпораций: Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Ростех» и «Роскосмос».

6. Закон № 236-ФЗ закрепляет цели создания ППК:

— проведение государственной политики,

— предоставление государственных услуг,

— управление государственным имуществом,

— обеспечение модернизации и инновационного развития экономики,

— осуществление контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реализация особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов,

— выполнение иных функций и полномочий публично-правового характера.

7. Учредителем ППК является Российская Федерация. Ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут выступать учредителями ППК .

8. ППК обладает полномочиями, характерными для юридических лиц частного права: создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами территории Российской Федерации; создавать коммерческие организации и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами (принимать участие в российских организациях и иностранных организациях); являться участником ассоциаций (союзов); осуществлять приносящую доход деятельность.

9. Имущество ППК формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации (что присутствует в законах о создании государственных корпораций), имущества, полученного в порядке правопреемства в результате преобразования юридических лиц в ППК, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных ППК от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. В развитие данного положения принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2016 г. № 1432 «Об инвестировании временно свободных средств публично-правовой компании» .

10. Закон № 236-ФЗ устанавливает трехзвенную систему управления ППК. Высшим органом управления ППК является наблюдательный совет публично-правовой компании, основное предназначение которого — осуществление контроля за деятельностью ППК.

11. Статья 14 Закона № 236-ФЗ предусматривает специальные требования к содержанию Стратегии развития публично-правовой компании, являющейся основным документом планирования деятельности ППК.

12. Статья 18 Закона № 236-ФЗ устанавливает возможность инвестирования временно свободных средств ППК, отвечающего следующим принципам: возвратность, прибыльность и ликвидность.

13. Законодательство определяет специальные правила реорганизации и ликвидации ППК.

14. На работников ППК распространяется значительное число запретов, характерных для государственных служащих.

15. Предусматривается обязательный аудит ППК, который может проводиться только аудиторской организацией (путем проведения открытого конкурса), в штате которой имеется аудитор с квалификационным аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Анализируя совокупность целей создания ППК, можно с уверенностью заключить о передаче отдельных государственно-властных полномочий некоммерческой организации. В ряде европейских конституций провозглашается принцип деконцентрации государственной власти, благодаря которому происходит перераспределение публичных полномочий между носителями власти. Но деконцен-трация исходит из того, что сама власть не передается за пределы системы субъектов ее осуществления. Децентрализация также означает передачу власти от вышестоящих органов нижестоящим. При создании ППК налицо создание специального субъекта, который не входит в перечень органов государственной власти, но в то же время вовлечен в сферу ее осуществления, что позволяет указывать на развитие принципа делегирования .

Это указывает на то, что ППК выступает агентом государства по реализации отдельных публичных полномочий. Во-первых, изначально понятие ППК связано с выполнением публичных функций и полномочий. Правда, неясно, какие именно функции и полномочия будут выполняться ППК. Иными словами: насколько государство откажется от своих суверенных полномочий в пользу организации частного права? Цели возможного создания ППК весьма широки. Статья 2 закрепляет эти цели: 1) проведение государственной политики; 2) предоставление государственных услуг; 3) управление государственным имуществом; 4) осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики. В статье приведен неполный перечень. Но даже приведенные цели указывают, что ППК может быть создана практически во всех сферах и с разнообразным объемом полномочий. Закон № 236-ФЗ использует «размытую» формулировку — «функции и полномочия публично-правового характера». После принятия проекта данного закона в первом чтении Правовое управление Государственной Думы РФ в своем Заключении указало на наличие данной терминологии и отсутствие ее определения. Действительно, ни один официальный нормативный акт не устанавливает ни понятие «функции публично-правового характера», ни понятие «полномочия публично-правового характера».

Представляется, что законодатель специально использовал формулу «публично-правовые функции и полномочия», чтобы избежать обвинений в передаче государственно-властных полномочий организации, не входящей в установленную систему органов государственной власти. Подобный подход нельзя признать удачным. Государство выглядит страусом, прячущим голову от серьезной проблемы — возможности делегирования властных полномочий негосударственным организациям. Еще больше комплексов появится, если дополнить, что подобная передача в ряде зарубежных правовых систем называется «приватизацией власти». Сильны те негативные ассоциации с приватизацией, прошедшей в начале 90-х годов прошлого столетия.

Отчасти в создании ППК слышны отголоски западной либеральной модели строительства отечественной экономики, основным идеологом считается Фридрих Август фон Хайек, нобелевский лауреат 1974 года по экономике. Он подчеркивает

ошибочность идеи неограниченного суверенитета государства: «Концепция суверенитета основана на ложной логической конструкции, исходящей из допущения, что существующие правила и институты суть порождение единой творческой воли. Но нет воли, способной навязать людям какие угодно правила. Сообщество свободных людей исходит из того, что всякая власть ограничена общими представлениями, объединяющими людей. Где нет этого согласия, нет и власти». Исходя из этого, делается глобальный вывод, что управленческие функции в обществе может выполнять не только государство. Более того, могут создаваться такие регуляторы, которые в силу своей особой природы призваны выполнять управление общественными процессами намного эффективнее, чем институты государства. Ф. Хайек дополнительно пишет: «Чрезмерная нагрузка может подорвать силы слабого государства настолько, что оно не сумеет выполнять и той работы, с которой обязано справляться для поддержания нормальной жизни свободного общества». Конечно, ученый не поддерживает идею государства — ночного сторожа, но планомерно доказывает, что государство должно четко отдавать себе отчет, где оно является эффективным управленцем, а в каких случаях реализация общественного интереса будет обеспечиваться иными регуляторами. Мерилом эффективности государства выступают рыночные механизмы, поскольку: «Рынок и раздробление собственности эффективны потому, что в большинстве случаев именно на рынке производители товаров и услуг могут определить, для кого они производят и кто сколько готов им платить». Тогда почему данный принцип не распространить на государственную деятельность?

Ф. Хайек обосновывает: «Тот факт, что некоторые службы обеспечиваются принудительными налогами, вовсе не означает, вопреки распространенному мнению, что этими службами должно распоряжаться правительство». Иными словами, сбор налогов и консолидация государственных ресурсов могут в последующем пойти по сути на покупку нужных всему обществу услуг. «Но если существование службы может быть эффективно поддержано стихийным рыночным механизмом, всегда желательно положиться на него, т. е. поручить организацию службы и распределение благ действующим в соответствии с рыночными законами производителям, а принудительный централизованный метод использовать для мобилизации фондов» .

ППК укладывается в представленную логику. Государство консолидирует финансовые ресурсы. Определяет цели расходования, но реализация целей поручается ППК, которая внедряется в рыночный механизм. А тот, в свою очередь, становится мерилом эффективности деятельности ППК.

Во всей представленной модели заставляет насторожиться закрепление такой цели, как осуществление контрольных и управленческих функций. Контроль в классическом понимании государственного управления всегда оценивался как исключительная прерогатива органов государственной власти, поскольку контроль всегда взаимосвязан с привлечением к ответственности в случаях установленных нарушений. Будет ли ППК выполнять контрольные функции, предопределяющие назначение того или иного наказания, покажет время.

Во-вторых, ППК обладает атрибутом исполнителя публичной функции: имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием. Статья 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливает: «Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния». Исходя из общего толкования данной нормы, ППК сложно отнести к числу государственных организаций. ППК —

некоммерческая организация особой формы. Значит, ППК является организацией, которая независимо от формы собственности наделена отдельными государственно-властными полномочиями.

В-третьих, устанавливаются жесткие требования к этапам развития ППК. Статья 14 Закона закрепляет, что основным документом планирования деятельности публично-правовой компании является стратегия развития ППК, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности ППК на срок не менее пяти лет. Решением о создании ППК могут быть предусмотрены также иные документы, определяющие планы деятельности ППК на разные сроки. Подобные характеристики также вряд ли можно соотнести со статусом организации частного права, погруженного в стихию рыночной экономики. В состав целевых показателей стратегии развития ППК должны включаться показатели, характеризующие деятельность ППК, в том числе финансовые и инвестиционные показатели.

Некоторыми политиками тенденция к дерегулированию и деконцентрации власти противопоставляется одной из центральных задач высших органов государственной власти в Российской Федерации — укреплению вертикали власти, и в первую очередь, исполнительной. Кроме того, в противоположность дерегулированию и деконцентрации власти во всех положениях о федеральных органах государственной власти не содержится указаний на возможность передачи данным органом части своих полномочий кому бы то ни было. Подобное правило распространяется, в том числе, на передачу полномочий по вертикали власти (от федеральных органов органам государственной власти субъектов Российской Федерации) .

В результате мы имеем перенесение моделей управления в экономике на политическую сферу, в числе которых передача государственно-властных полномочий негосударственным организациям. В данном случае следует выбрать взвешенную позицию, основанную на поиске эффективности управления, что не предполагает безусловный отказ от делегирования. Оно возможно, но государство должно выработать для себя четкие правила передачи властных полномочий (что по настоящее время мы не наблюдаем).

Таким образом, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации…» направлен на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и прозрачности их деятельности путем введения новой организационно-правовой формы. Последние по замыслу разработчиков закона должны быть преобразованы в ППК, но, скорее всего, будет не все так просто. Государственные корпорации, имея одну организационно-правовую форму, существенно различаются объемом прав и обязанностей, в первую очередь, в сфере выполнения государственно-властных полномочий. Наиболее яркой индивидуальностью в указанной сфере отличается корпорация «Росатом». Укажем только на один момент: «Росатом» совместно с Министерством обороны РФ и воинскими частями ядерного обеспечения Вооруженных Сил РФ обеспечивает поддержание и развитие боезапаса Вооруженных Сил РФ в качественном и количественном отношении на уровне, гарантирующем реализацию политики РФ в области ядерного сдерживания. При всей шлифовке статуса «Росатома» (в целях исключения ее из перечня органов государственной власти), ее публично-правовое предназначение (а точнее, ее государственный статус) не может быть скрыт витиеватыми фразами об отношении государственной корпорации к некоммерческим организациям. Исходя из этого, поиск оптимального сочетания властных и частноправовых форм участия государства в экономической сфере не исчерпан. По-видимому, ППК — только определенный этап развития, будет ли он окончательным, покажет время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4. Об инвестировании временно свободных средств публично-правовой компании: Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1432 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2017. — № 1 (Часть I). — Ст. 168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Романовский Г.Б. Правовой статус профессиональных некоммерческих организаций. Профсоюз, саморегулируемая организация или отдельное образование? Принципы автономии профессионального сообщества: отечественный и зарубежный опыт / Г.Б. Романовский // Правовые вопросы в здравоохранении. — 2014. — № 9. — С. 62-81.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Романовская Ольга Валентиновна — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: vlad93@sura.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

УДК 327 ББК 66.7

Е.Г. Харитонова

ОСОБЕННОСТИ развития «ТРЕТьЕГО СЕКТОРА» В РОССИИ:

профессионализация кадров нко-сообщества*

Проводится анализ возраста, уровня образования, а также мотивации людей, приходящих работать в «третий сектор». Анализ строится на материалах биографических нарративных интервью с представителями НКО-сообщества России, а также на сведениях из открытых источников по конкретным персонам. Как показало исследование, в разные периоды становления и развития сферы НКО в России (в 1980-е, 1990-е, 2000-е гг.) в этот сектор приходили люди абсолютно разного возраста и уровня образования. Это говорит о значительной степени гибкости «третьего сектора», что и отличает его от других сфер деятельности.

Ключевые слова:

гражданское общество, некоммерческие негосударственные организации, НКО, НГО, «третий сектор».

© Харитонова Елена Геннадьевна — кандидат исторических наук, доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет (НТГСПИ, филиал в г. Нижний Тагил), Нижний Тагил; e-mail: putilovaelena2011@mail.ru

О

В последнее время одним из актуальных предметов исследований и дискуссий учёных (в первую очередь, социологов), становится — институт профессии (например, работы Н.А. Мартьяновой, Е. Ярской-Смирновой, П. Романова). Исследовательский интерес подогревается, в том числе, появлением с 1990-х гг. новых видов профессиональной деятельности, связанных с развитием гражданского общества и «третьего сектора» в России.

Институциональную структуру «третьего сектора» составляют организации, обозначаемые как негосударственные и некоммерческие. Данные организации, во-первых, не инкорпорированы в государственную/муниципальную структуру, во-вторых, они не нацелены на получение прибыли с целью ее распределения между учредителями, членами и участниками организации .

Кроме этого, к основным признакам, свидетельствующим о принадлежности той или иной организации к «третьему сектору» являются: добровольный характер объединения, самостоятельный выбор направления деятельности и способов достижения поставленных целей, общественная польза .

В качестве названий стали использоваться «НКО», «некоммерческий сектор», а сотрудники данного типа организаций со временем получили неофициальное название «НКО-шники».

Со второй половины 1990-х гг. по настоящее время специалисты разных областей знаний обращаются к всестороннему изучению НКО-сектора, в первую очередь, с точки зрения его влияния на социальную сферу, решение им социальных проблем общества. Большую работу в этом отношении проводят исследователи Центра развития гражданского общества НИУ ВШЭ И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон, И.Е. Кор-неева и др.

В целом же, несмотря на то, что сегодня сфера «третьего сектора» по уровню организации не уступает первым двум секторам, в отечественном социально-гуманитарном знании практически отсутствуют работы по изучению особенностей развития профессии НКО-шника. Практически исследователями данной темы являются М.И. Либоракина, В.Н. Якимец, Е.А. Шестак, Ю. Качалова, которые в своих работах уделяют внимание специфике управления человеческими ресурсами в «третьем секторе», а также, особенностям мотивации деятельности сотрудников НКО.

В 2014 году стартовал научно-исследовательский проект, одобренный РГНФ России «НКО как социальный лифт: траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческом секторе». За этот год были проведены 34 полуструктурированных биографических интервью с представителями НКО России.

* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «НКО как социальный лифт: траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческом секторе» (грант РГНФ № 14-33-01248)

География наших респондентов представлена городами: Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Саратов, Ярославль.

Первоначально, на этапе разработки методики проведения биографического интервью, предполагалось, что возраст потенциальных респондентов должен был составить «от 40 лет». Однако в ходе работы было принято решение расширить верхнюю и нижнюю возрастные границы наших НКО-шников. Более того, не имело значения вид НКО и сфера их деятельности, в связи с чем проект получил более богатое разнообразие: ассоциации, благотворительные фонды, правозащитные организации, культурно-просветительские центры, общественно-политические организации и т.д.

Материалы собранных интервью, а также информация из открытых источников представляют собой огромный массив данных, направленный на то, чтобы раскрыть тему заявленного проекта. Однако в данной статье мы остановимся на анализе влияния возраста на профессиональное самоопределение и «поворот» наших респондентов в сторону «третьего сектора». Более того, мы попытаемся определить средний возраст нашего НКО-шника на момент прихода в сферу «третьего сектора» и посмотреть, чем именно она его привлекает.

В число респондентов проекта вошли НКО-шники от 27 до 80 лет. Среди них превалируют персоны 1960-70-х годов рождения (см. табл. 1). Те, кому сегодня от 40 до 49 лет составляют основной «костяк» членов общественных отечественных организаций (см. табл. 2).

Таблица 1

Численность респондентов проекта по гг. рождения

Годы рождения респондента Количество респондентов

1930-е 1

1940-е 2

1950-е 6

1960-е 11

1970-е 10

1980-е 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании материалов интервью, а также материалов из открытых источников мы установили время и возраст, в котором наши респонденты пришли в сферу НКО. Из 34 респондентов, в конце 1980-х гг. в

сферу общественных организаций ушли 4 человека в возрасте от 30 до 55 лет. В начале 1990-х гг. (до 1995 года) 10 человек пришли в уже т.н. «третий сектор». Причём мы можем увидеть «омоложение» НКО-шника: увеличивается число молодых людей от 20 до 29 лет (7 чел.); приходят и продуктивные «зрелые» от 30 до 46 лет (3 чел.) 7 респондентов пришли в «третий сектор» во второй половине 1990-х гг. в возрасте от 20 до 36 лет. В общей сложности, в 1990-е гг. в «третий сектор» пришли большинство наших респондентов (17 чел.).

Оставшиеся 12 человек выбрали сферу НКО в качестве площадки для своего профессионального развития в 2000-е гг. Заметим, что по сравнению с предшествующими периодами, расширяются как верхние, так и нижние возрастные границы людей, приходящих в НКО: увеличивается количество «зрелых» возрастов (6 респондентов от 30 до 54 лет); молодых людей от 20 до 28 лет в этот период приходят также 6 человек.

Таблица2

Возраст представителей НКО-сообщест-ва на момент интервью (2014 г.)

Возраст Количество

респондента (гг.) респондентов

20-29 2

30-39 5

40-49 15

50-59 8

60-69 2

70-79 1

80+ 1

Данные изменения можно объяснить фактором «роста» «третьего сектора» в России в целом. Так, в конце 1980-х гг. его как такового ещё не существовало, а по стране создавались разного рода инициативные группы, первые общественные организации, не имевшие на тот момент цельной оргструктуры.

Уже в 1990-е гг. появляется законодательная база для деятельности таких организаций, и они окончательно оформляются в качестве организаций нового типа — некоммерческих организаций, появляется и сам термин «третий сектор».

В 2000-е гг. происходит «профессионализация» сферы НКО: она начинает пополняться не только людьми, которые приходят сюда с целью решить какие-то личные проблемы, но и теми, кто по разным причинам не имеет возможности реализовать себя в первых двух секторах экономики.

cc ^

CD Ci

О

Более того, в этот период, «третий сектор», видимо, кажется более понятным для людей, и многие именно здесь начинают видеть площадку для своего профессионального развития; сфера НКО обогащается людьми, заинтересованными в получении опыта работы именно в некоммерческих организациях.

Например, из наших 34 респондентов 6 человек не имеют другого опыта работы кроме как в некоммерческом секторе.

Возможно, именно по вышеупомянутой причине роста профессионализации сектора, возрастает количество людей «зрелого» возраста, имевших до этого (или имеющих до сих пор), опыт работы в разнообразных структурах.

Стоит отметить, что многие из наших респондентов имеют второе высшее/дополнительное образование, что позволяет им вести полноценную профессиональ-

Таблица3

уровень образования представителей нКО-сообщества

уровень образования Количество респондентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее-профессиональное 3

Высшее образование 22

Наличие учёной степени 9

ную деятельность в сфере НКО и быть высококвалифицированными специалистами в области управления персоналом, фандрайзинга, связей с общественностью, финансовой деятельности организаций некоммерческого сектора, и т.д.

В целом, большинство наших респондентов, согласно возрастной периодизации III. Бюлер, относятся к категории «зрелые» — от 25 до 50 лет*. В нашем случае в категорию от 27 до 50 летпопали 23 человека. Наличие в «третьем секторе» людей более старшего возраста (в проекте — от 50 до 80 лет) говорит о том, что сфера НКО обладает невероятной гибкостью, которая определённо отсутствует в других сферах. Например, самому старшему представителю «третьего сектора», принявшему участие в нашем проекте, 80 лет, — лишнее доказательство того, что сфере НКО «все возрасты покорны».

Кроме этого, мы установили, что вне зависимости от того, в какой период человек пришёл в НКО (1990-е или 2000-е гг.), его самый «проходной» возраст составлял и составляет от 20 до 29 лет (всего 16 чел. из 34); на втором месте — люди в возрасте от 30 до 40 лет (14 чел. из 34).

Интересно и то, насколько сами НКО-шники отмечают, что есть для них «третий сектор» (см. табл. 4).

Анализируя данные ответы, можно увидеть, насколько широки представления о сфере НКО: от сугубо личных, внутренних ощущений (моральное удовлетворение; значимый кусочек жизни; часть личной жизни; важность ощущения своей нужности другим людям); до уверенности в том, что именно данная сфера позволяет по максимуму удовлетворять потребно-

* По мнению психологов, зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким // См.: Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): Электронный учебник // Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ.

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос: «Что лично для Вас «третий сектор»?

«Это моя работа»

«Это образ жизни»/ «это очень большой кусок жизни»/ «настоящая жизнь»/ «моя личная жизнь»

«Огромный опыт общения с людьми»/ «возможность быть открытым, общаться с другими людь-ми»/возможность знакомиться с интересными людьми»_

«Свобода действий»/ «свобода действий для принятия решений»_

«Личностный рост» / «возможность самореализации»_

«Это профессиональная деятельность» / «профессиональная работа»_

«Это сфера инноваций»_

«Это свободное пространство, где могут реализоваться многие участники» /

«возможность получить опыт» / «это то, что можно заниматься тем, что тебе нравится, получать

за это деньги, развиваться, учиться» / «огромные возможности»_

«Это сообщество, в котором мне комфортно, в котором я чувствую себя на своем месте, я чувствую себя профессионалом и нужным кому-то»_

«Это связь между государством и бизнесом»

«Моральное удовлетворение» / «Удовлетворение от того, что я делаю, служение»_

«Возможность изменять окружающее»

«Это юридический статус, который несёт в себе одно важное базовое понятие: здесь нет прямой зависимости между успешностью некоммерческого предприятия и личным обогащением человека»

стям в собственном личностном росте за счёт огромных возможностей непрерывного обучения, развития, открытых коммуникаций; а также до конкретно профессиональных взглядов на работу в «третьем секторе» (это профессиональная работа; это юридический статус; это сфера инноваций; связь между государством и бизнесом). Немаловажными, по нашему мнению, являются и рассуждения наших НКО-шников по поводу того, что привлекательность данной сферы для них заключается в «возможности изменять окружающее» при максимальной «свободе действий».

Сегодня, изучение НКО-сферы в общем, и особенностей профессии НКО-шник в частности, приобретает актуальность в связи с бурным развитием «третьего сектора», повышением уровня его

Список литературы:

профессионализации. Очевидно, что руководители отечественных НКО должны обращать внимание на свои кадры, специфику работы с ними, поскольку именно люди (человеческие ресурсы) являются основным условием выживания общественной организации. Эффективность работы НКО будет скорее зависеть от здоровой внутренней атмосферы и слаженности в работе, чем от финансовых возможностей организации, что, в свою очередь, является особенностью именно «третьего сектора». Проведённое исследование наглядно показало гибкость сферы НКО, привлекательность для людей, желающих самореализоваться, склонных к постоянному развитию и саморазвитию, независимо от возраста, уровня образования и ранее полученной профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярыгина Т., Шалганова И. Социальная политика в России. Третий сектор в России // Социальная политика в России. -1999, № 2(37). — С. 1-34.

Обоснование социальной значимости

Использование потенциала некоммерческих организаций для оказания социальных услуг населению — один из самых актуальных вопросов, обсуждаемых на разных профессиональных площадках, а также на разных уровнях органов власти.
«В настоящее время на рынке услуг, связанных с социальным обслуживанием граждан, осуществляют свою деятельность государственные организации, бизнес и НКО. В конце 2015 года появилось президентское поручение – постепенно передавать социально ориентированным НКО десять процентов бюджета, предусмотренного на социальные региональные и муниципальные программы. Минэкономразвития разработало комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных НКО к бюджетным средствам» (www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1811)
Позицию госорганов на этот счет сформулировал советник министра труда и социальной защиты РФ Филипп Воронин: «Все процессы по разгосударствлению этой области направлены на увеличение конкуренции, повышение качества услуг, появление их новых видов» (www.asi.org.ru/news/2017/03/23/nko-sotsialnye-uslugi-postavshhiki/)
В реестре поставщиков социальных услуг Департамента социального развития и труда г. Москвы состоит 10 некоммерческих организаций, в реестре исполнителей общественно-полезных услуг г. Москвы по состоянию на 28.02.2018 г. — 30 организаций (http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx).
Анализ причин выявил недостаток компетенций менеджмента по предоставлению качественных социальных услуг, отсутствие понимания своих конкурентных преимуществ, понимания возможности удовлетворения специфических запросов потребителя. Решением данной проблемы мы видим обучение руководителей НКО принципам менеджмента качества. СМК – это универсальный механизм, который гарантирует потребителю безопасную и качественную услугу, а поставщику и его партнерам низкие риски, связанные с оказанием этой услуги.
Специфические возможности НКО: гибкость, адресность, индивидуальный подход к потребителю, должны позволить НКО оказывать социальные услуги эффективно с экономической точки зрения, обеспечить необходимую степень удовлетворенности потребителя.
В некоммерческом секторе пока не сложилась культура обеспечивать доверие к услуге с помощью добровольной сертификации, отсутствует один из наиболее эффективных механизмов обмена лучшими практиками – стандартизация услуг и систем менеджмента качества. Данный проект положит начало развития этого процесса в некоммерческом секторе.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О некоммерческих организациях

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

21. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

22. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. (В редакции федеральных законов от 29.11.2007 № 278-ФЗ; от 29.07.2017 № 217-ФЗ)

4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.11.1998 № 174-ФЗ; в редакции федеральных законов от 20.07.2012 № 121-ФЗ; от 28.11.2015 № 341-ФЗ)

41. Действие статьи 131, пунктов 1, 11 — 13 статьи 15, статей 23 и 231, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 31, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

42. Действие статьи 131, пунктов 1, 11 — 13 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 231, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 31, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ; в редакции федеральных законов от 08.05.2010 № 83-ФЗ; от 03.07.2016 № 236-ФЗ)

6. Действие пункта 6 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения. (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ)

7. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке. (Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ)

Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

21. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 311 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ)

22. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг).

(Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2020 № 60-ФЗ)

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 300-ФЗ; от 03.06.2009 № 107-ФЗ)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 132 настоящего Федерального закона.

(Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

(Пункт введен — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ; в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 179-ФЗ)

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (В редакции федеральных законов от 03.11.2006 № 175-ФЗ; от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

(Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.

(Пункт в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ)

11. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ)

2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами). (Пункт введен — Федеральный закон от 22.07.2010 № 164-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 413-ФЗ)

5. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях:

1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;

2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3) общероссийских общественных объединений;

4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;

5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;

6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *