Как считается налоговая нагрузка

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

Итак, высчитать налнагрузку по налогу на прибыль можно по формуле:

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

ВАЖНО! Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

О том, как проводят выездную проверку, читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Расчет налоговой нагрузки в 2019 году

Калькулятор для Юридического лица Калькулятор для Индивидуального предпринимателя

Калькулятор для Юридического лица

Доходы Расходы В т.ч. зарплата В т.ч. расходы, необлагаемые НДС Ставка ОСС НС ФСС, %
Налоги и взносы ОСНО УСН 6% УСН 15%
1. Страховые взносы 60 400 руб. 60 400 руб. 60 400 руб.
1.1 В ПФР 44 000 руб. 44 000 руб. 44 000 руб.
1.2 В ФСС 5 800 руб. 5 800 руб. 5 800 руб.
1.3 В ФОМС 10 200 руб. 10 200 руб. 10 200 руб.
1.4 От несчастных случаев 400 руб. 400 руб. 400 руб.
2. НДС 122 034 руб.
2.1 НДС начисленный 152 542 руб.
2.2 НДС к вычету 30 508 руб.
3. Налог на прибыль 63 513 руб.
3.1 Налогооблагаемый доход 847 458 руб.
3.2 Налогооблагаемый расход 529 892 руб.
4. Налог УСН 30 000 руб. 65 940 руб.
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения 1 000 000 руб. 1 000 000 руб.
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) 60 000 руб.
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) 560 400 руб.
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) 30 000 руб.
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) 10 000 руб.
5. Итого к уплате 245 947 руб. 90 400 руб. 126 340 руб.
Налоговая нагрузка 24.59% 9.04% 12.63%
Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) 254 053 руб. 409 600 руб. 373 660 руб.
Калькулятор для Индивидуального предпринимателя

Доходы Расходы Зарплата работникам Расходы, необлагаемые НДС Ставка ОСС НС ФСС, %
Налоги и взносы ОСНО УСН 6% УСН 15%
1. Страховые взносы 99 785 руб. 99 785 руб. 99 785 руб.
1.1 В ПФР за работников 44 000 руб. 44 000 руб. 44 000 руб.
1.2 В ПФР за себя (фиксированные) 26 545 руб. 26 545 руб. 26 545 руб.
1.3 В ПФР за себя (дополнительно) 7 000 руб. 7 000 руб. 7 000 руб.
1.4 В ФСС за работников 5 800 руб. 5 800 руб. 5 800 руб.
1.5 В ФОМС за работников 10 200 руб. 10 200 руб. 10 200 руб.
1.6 В ФОМС за себя 5 840 руб. 5 840 руб. 5 840 руб.
1.7 От несчастных случаев 400 руб. 400 руб. 400 руб.
2. НДС 122 034 руб.
2.1 НДС начисленный 152 542 руб.
2.2 НДС К вычету 30 508 руб.
3. НДФЛ 36 164 руб.
3.1 Налогооблагаемый доход 847 458 руб.
3.2 Налогооблагаемый расход 569 277 руб.
4. Налог УСН 30 000 руб. 60 032 руб.
4.1 Доходы, принимаемые для целей налогообложения 1 000 000 руб. 1 000 000 руб.
4.2 Налога начислено (для УСН 6%) 60 000 руб.
4.3 Расходы, принимаемые для целей налогообложения (для УСН 15%) 599 785 руб.
4.4 Вычет страховых взносов (для УСН 6%) 30 000 руб.
4.5 Минимальный налог (для УСН 15%) 10 000 руб.
5. Итого к уплате 257 983 руб. 129 785 руб. 159 817 руб.
Налоговая нагрузка 25.80% 12.98% 15.98%
6. Финансовый результат (прибыль (+)/убыток (-)) 242 017 руб. 370 215 руб. 340 183 руб.

Все индивидуальные предприниматели сталкиваются с обязанностью уплаты налогов. Размер налоговой базы предусмотрен законодательством, но её можно уменьшить определенными способами.

Расчет величины происходит самостоятельно или с помощью калькулятора — это необходимо по приказу ФНС во время их внеплановых проверок. Если нагрузка по налогу на прибыль будет слишком низкой, то в большинстве случаев возможно допущение ошибки в подсчетах. Чтобы этого избежать и был создан калькулятор.

Когда требуется рассчитать налоговую нагрузку?

В общую сумму входят все виды выплат, включая НДС, НДФЛ, страховые взносы, которые выражаются в виде определенного процента от всех доходов или в установленных величинах, выражающихся в рублях. Оценка совокупной налоговой нагрузки происходит по требованиям специализированных инспекций или по нужде налогоплательщика в таких ситуациях:

  1. Когда показатель нагрузки долгое время меньше средних выплат. Они зависят от вида деятельности, но если фискальная служба заподозрит перевод платежей не в полном размере, то будет направлена неожиданная проверка.
  2. Если сумма значительно превышает уровень налоговой нагрузки, то развитие организации находится под угрозой. Если вычеты показывают непосильные для компании обязательные платежи, то будет правильным переход на другие системы налогообложения – УСН или ЕНДВ.

Для того чтобы рассчитать нагрузку отдел бухгалтерии должен оценить сумму обязательных выплат государству и сравнить полученные показатели с общей прибылью. Результат выражается в процентах. Он сопоставляются со средними показателями Федеральной налоговой службы.

Нормальный показатель нагрузки

Эти значения актуальны в 2019 году. Они зависят от вида деятельности организации или ИП. Таким образом, нагрузка для торговых компаний составляет меньше 1%, а для производственных не более 3%. Бывает так, что на протяжении последних нескольких лет отмечается нарушение динамики изменения процентов, тогда необходимо проводить расчет налоговой нагрузки с помощью калькулятора.

Отклонения от нормы всегда невыгодны для налогоплательщиков, потому что при обнаружении ошибки выписываются штрафные санкции от государства. В случае обнаружения недочета компании необходимо выявить причины низкой нагрузки. Среди них может быть:

  • неправильно поставленный код типа деятельности;
  • проведение необходимых вложений;
  • временно проблемная реализация;
  • повышение затрат на оборудование или поставщиков;
  • совершения экспорта.

Эти аргументы предоставляются в Федеральную службу. Так компания оберегается от штрафных санкций. Для фискальных органов юридическое лицо подготавливает документы с пояснением причин, которые проходят рассмотрение на протяжении трех дней. В том случае, если организация уклоняется от предупреждений и предписаний фискальной службы, то она вправе предпринять более жестокие меры наказания. На выездной проверке она замораживает счет производства или открывает уголовное дело по факту невыплаты обязательных средств государству.

Принцип расчета налоговой нагрузки

Налоговое обременение является соотношением всех платежей, изымаемых с организаций к размеру полученных доходов за отчетный период.

Налоговая нагрузка формула расчета

Вычисления происходят по такой формуле:

  • Налоговая нагрузка = Сумма налогов, начисленных за календарный год / Сумма годовой выручки * 100%.

Размер всех налогов можно узнать в соответствующих декларациях. Существуют некоторые рекомендации для получения безошибочного результата.

  1. Ввозный налог на добавленную стоимость (НДС) исключается из общего расчета.
  2. Таможенная пошлина также не учитывается.
  3. В расчет включается все фискальные платежи, произведенные в расчетном периоде.
  4. Переведенные государству от компании страховые взносы.

Законодательство издало документы, регулирующие отношения между налогоплательщиками и государственными контролирующими органами. Регламент можно отыскать в приказе ФНС «О согласовании систем планирования выездной налоговой проверки», а также в письме «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Все данные можно отыскать на официальном сайте Федеральной службы.

Расчет нагрузки лучше проводить с помощью онлайн-калькулятора. Он использует общепринятую формулу, но отличается от ручного подсчета скоростью и детальным показом последовательности действий. Достаточно вписать данные о налогоплательщике в соответствующие поля. Для этого необходимо знать только суммы налогов и размер годовых выручек.

Сервис бесплатный, поэтому каждый желающий может сделать расчет налоговой нагрузки. Калькулятором могут пользоваться как сами налогоплательщики, так и федеральная налоговая служба. Пользователи получают правильные расчеты за короткое время. Беспокоиться насчет возможности ошибок или недочетов не стоит. Алгоритм действий четко установлен для всех, необходимо лишь правильно указать исходную информацию.

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *